Региональные конфликты с глобальными последствиями кратко

Обновлено: 05.07.2024

Ключевые слова: региональный конфликт; гражданская война; перемещенные лица; беженцы; вынужденные переселенцы; нестабильность; экономические последствия; политические последствия; политические последствия; социально-психологические последствия; демографические последствия

Key words: regional conflict; civil war; displaced persons; refugees; forced migrants; non-stability; economic consequences; political consequences; geopolitical consequences; social consequences; social and psychological consequences; demographic consequences

В течение двух последних десятилетий мир стал свидетелем появления новых конфликтов, связанных с межэтническими, межконфессиональными, политическими, территориальными и другими противоречиями между государствами и внутри них. Региональные или локальные конфликты, возникающие и развертывающиеся в отдельных регионах планеты, существенно беспокоят мировую общественность.

Подводя итоги конголезского конфликта, международная неправительственная организация OXFAM отметила, что жертвами стали свыше 2,5 млн чел., причем многие из них погибли от неизлечимых болезней. На востоке страны смертность среди новорожденных детей превысила 41 %; свыше 800 тыс. детей стали сиротами по причине растущей эпидемии СПИДа; более 2 млн чел. оказались внутренне перемещенными, из них более 1 млн не получали какой-либо внешней помощи; 16 млн чел. страдают от голода; только половина населения страны имеет доступ к питьевой воде; 18,5 млн чел. (37 % населения страны) не имеют доступа к медицинской помощи; в стране есть лишь 2,5 тыс. лицензированных врачей, а население Конго составляет 50 млн чел.; в стране действуют вооруженные формирования, состоящие из несовершеннолетних детей, общей численностью 10 тыс. чел. 1

Не менее велики негативные экономические последствия регионального конфликта в Нигере. Внутренний валовой продукт на душу населения составил около 200 долл. США, внутренний долг — 1,643 млрд долл. В ооновском индексе человеческого развития из 174 стран Нигерия занимала последнее место 4 .

В течение 90-х гг. ХХ в. и в начале нынешнего десятилетия важным фактором сохранения стабильности и импульсом к развитию Нигера оставалась многосторонняя иностранная помощь, без которой любые находящиеся у власти лидеры не могли обеспечить повседневное выживание страны и ее дальнейшее развитие. Без помощи бывшей метрополии — Франции, стран-членов ЕС, международных финансовых институтов — власти Нигера не могли бы содержать государственный аппарат, проводить выборы; осуществлять экономические реформы и привлекать инвестиции. С помощью внешних доноров правительству в начале XXI в. удалось выплатить зарплату в государственном секторе, а благодаря Франции — продолжить погашение задолженностей по зарплате за ряд предыдущих лет, хотя, как показали события лета 2002 г., эта проблема по-прежнему остается.

Политические последствия локальных конфликтов не менее впечатляющие, чем экономические. Это видно, в частности, на примере бывшей югославской федерации. Некогда федеративное пространство раздробилось на мини-государства, в большинстве которых отсутствует стабильность институтов, обеспечивающих демократию и законность; не решены вопросы взаимоотношений титульной нации и национальных меньшинств; не решены вопросы соблюдения прав человека; потеряна значительная часть политического, экономического и военного суверенитета 5 .

Кроме политических последствий региональных конфликтов, стоит выделить близкие к ним геополитические. Они выражаются в изменении соотношения сил на международной арене, характера межгосударственных отношений. Вследствие того же югославского кризиса и распада федеративного государства усилилась роль Европейского Союза и НАТО на юго-западе Балкан, но ослабло традиционно сильное на этом полуострове влияние России. Нарушение установленного до этого баланса сил сделало возможными агрессию НАТО на суверенное государство (Югославия, 1999 г.) и бомбардировки Белграда.

Социальные последствия региональных конфликтов выражаются прежде всего в ухудшении социального положения населения. Выше уже говорилось о бедственном положении населения Конго. Другим социальным последствием является криминализация общественной жизни. Вооруженное насилие стало для многих африканцев источником существования и образом жизни. Так, по данным ЮНИСЕФ, во время геноцида 1994 г. в Руанде более 80 % опрошенных детей стали свидетелями убийств, примерно столько же подростков потеряли одного из членов семьи 8 . Вооруженные группировки Либерии пополнялись подразделениями, в которых военную подготовку проходили мальчики с пятилетнего возраста. По оценкам специалистов ООН, из 45—50 тыс. боевиков, которых предстоит разоружить и вернуть к мирной жизни, половину составляют дети и подростки 9 .

Анализируя социально-психологические последствия конфликтов, следует отметить, что огромные массы населения Африканского континента живут в атмосфере страха за свою жизнь, за жизнь и будущее своих детей, с травмированной психикой. Люди постоянно вынуждены изыскивать возможности для выживания и самосохранения. Одной из причин, осложняющих урегулирование конфликтов, является психологический фактор: в африканском обществе сформировался специфический стереотип образа жизни, в котором участие в вооруженных акциях, разного рода войнах и конфликтах оказывается единственным средством существования населения конфликтующих сторон. Насилие становится органической частью бытия. Насилие, коверкая и извращая представление африканцев о нормальной, стабильной жизни, созидательном характере их деятельности, убивает саму возможность уважения друг к другу, иному племени, соседнему государству.

Группа демографических последствий проявляется двояким образом: в человеческих потерях и вынужденной миграции населения. Сводными данными о человеческих потерях вследствие региональных конфликтов мы не располагаем, но данные по отдельным регионам свидетельствуют о масштабности этих потерь. Так, во время геноцида 1994 г. в Руанде погибло около 1 млн чел. (при общей численности населения 8 млн чел.) 10 . В Либерии за 14 лет гражданской войны погибли 240 тыс. чел., т. е. каждый десятый житель страны 11 . В ходе гражданской войны, развернувшейся в Нигерии 1967—1970 гг., погибло более 1 млн чел. 12 .

Неизбежным и драматическим последствием региональных конфликтов являются вынужденная миграция населения, катастрофический рост беженцев. В 1951 г., когда было создано управление Высокого комиссара ООН по делам беженцев (УВКБ), около 1 млн беженцев подпадало под его мандат. Сегодня их число достигает 17,5 млн. К ним следует добавить 2,5 млн, находящихся под контролем Гуманитарной комиссии ООН по делам палестинских беженцев на Ближнем Востоке, и свыше 25 млн вынужденных переселенцев. В 1951 г. большинство беженцев было европейцами. Сегодня основная их часть относится к Африке и Азии. Развитие событий в последние годы показывает, что перемещения беженцев носят скорее характер массового оттока населения, 80 % современных беженцев — женщины и дети.

Причины массового оттока населения стали более разнообразны: вооруженные конфликты, природные и экологические катаклизмы, бедность. В результате многие из современных беженцев не соответствуют статусу беженца, определенному соответствующей Конвенцией 13 . ООН серьезно озабочена увеличением количества вынужденных переселенцев в последние годы. Таковыми считаются лица, вынужденные оставить свои дома, но оставшиеся на территории своей страны. Поэтому они не включены в существующую систему защиты беженцев. Большинство вынужденных переселенцев является представителями развивающихся стран. В некоторых странах число вынужденных переселенцев превышает 10 % от общей численности населения.

Существует прямая зависимость между проблемами беженцев и защитой прав человека. Нарушения в этой области не только влияют на массовый отток населения, но и уменьшают возможность добровольной репатриации, а также являются причиной оттока беженцев и вынужденных переселенцев. Пренебрежение минимальными правами беженцев и вынужденных переселенцев является одним из важнейших факторов, заслуживающих внимания мировой общественности. В процессе обращения за убежищем все большее число людей сталкивается с рестрикциями в отношении возможности проникновения на безопасные территории. В некоторых случаях обратившиеся за убежищем беженцы бывают задержаны или насильно возвращены в места, где их жизни, свободе и безопасности угрожали. Некоторые из них не раз были атакованы военными группами, призваны в армию и были вынуждены бороться за одну из сторон в гражданском конфликте. Зачастую они являются жертвами расовой агрессии.

Беженцы обладают правами, которые должны соблюдаться до, в процессе и после предоставления убежища. Соблюдение прав человека является необходимым условием профилактики и разрешения проблемы беженцев. Беженцам и перемещенным лицам оказывает помощь Управление Верховного комиссара ООН по делам беженцев. Наиболее крупные операции осуществляются управлением в Западной Азии (где насчитывается от 2 до 3 млн афганских беженцев), бывшей Югославии (где в помощи нуждаются около 1,8 млн чел.) и в районе Великих озер в Африке, где сосредоточены около 500 тыс. беженцев. За предоставление чрезвычайной продовольственной помощи отвечает Мировая продовольственная программа (МПП), которая из года в год удовлетворяет до двух третей мировых потребностей в такой помощи. В настоящее время продовольственную помощь по линии МПП получают около 20 млн чел., ставших жертвами конфликтов.

Не являются редкими ситуации, когда беженцы пропадают без вести и в подобных случаях деятельность по их поиску координируют специально созданные организации, например, Международная Комиссия по поиску пропавших без вести (International Commission on Missing Persons), созданная в 1996 г. для поиска пропавших в результате военных столкновений в Югославии 14 .

В других регионах (Грузия, Шри-Ланка, Бирма, Зимбабве) проблема беженцев и вынужденных переселенцев обострилась относительно недавно. Однако во всех случаях в связи с необходимостью решения проблемы беженцев и вынужденных переселенцев координация и сотрудничество деятельности международных организаций является ключевым фактором успеха.

Таким образом, анализ последствий региональных конфликтов позволил выделить несколько их групп: экономические, политические, геополитические, социальные, социально-психологические и демографические. Характер и масштаб этих последствий актуализируют задачу предотвращения

региональных конфликтов или придания им умеренно-конструктивной формы протекания.

1 См.: Лебедев А. Конголезский конфликт и международное сообщество // Азия и Африка сегодня. 2007. ¹ 10. С. 40.

2 См.: Страны Африки. 2002. Справочное изд. М., 2002. С. 109.

3 См.: Немченко В. Уйдет ли в историю гражданская война? // Азия и Африка сегодня. 2003. ¹ 3. С. 19.

4 См.: Низская Л. Мелькнет ли свет в конце тоннеля? // Азия и Африка сегодня. 2003. ¹ 3. С. 19.

5 См.: Гуськова Е.Ю. Югокризис начал разрастаться с момента его интернационализации // Международная жизнь. 2006. ¹ 5. С. 84.

6 Там же. С. 79—80.

7 См.: Лебедев А. Конголезский конфликт и международное сообщество . С. 39—40.

9 См.: Немченко В. Уйдет ли в историю гражданская война? // Азия и Африка сегодня. 2004. ¹ 2. С. 26.

11 См.: Немченко В. Уйдет ли в историю // Азия и Африка сегодня. 2004. ¹ 2. С. 26.

12 См.: Андреев А. Эпидемия сепаратизма: можно ли приостановить ее распространение? // Азия и Африка сегодня. 2001. ¹ 3. С. 10.

13 См.: Международное гуманитарное право в документах. М., 1996. С. 101—122.

14 См.: International Commission on Missing Persons Information. June 2007. P. 1.

Россия, сама неоднократно переживавшая техногенные катастрофы и подвергавшаяся атакам террористов, принимает самое активное участие в решении проблем региональной и международной безопасности. С помощью мирового сообщества и самостоятельно а стране ликвидируются запасы химического оружия, утилизируются ядерные отходы, сокращаются арсеналы обычных вооружений, начата работа по повышению уровня физической и технической защиты потенциально опасных для населения объектов. Российская Федерация участвует в урегулировании региональных конфликтов, миротворческих операциях различных форматов (ООН, ЕС, ОБСЕ, СНГ, ОДКБ), борьбе с международным терроризмом, морским пиратством и наркоугрозой.

В своей внешней политике российское руководство уделяет приоритетное внимание урегулированию региональных конфликтов на постсоветском пространстве, которые находятся в непосредственной близости от границ Российской Федерации, оказывают прямое воздействие на безопасность российского государства и затрагивают его национальные интересы.
К настоящему времени таких конфликтов четыре: грузино-абхазский, грузино-южноосетинский, нагорно-карабахский и приднестровский.Хотелось бы сразу отметить, что названия конфликтов чисто условны и ни в коей мере не отражают их природу, сущность, причины и содержание. В каждом из них есть свои составляющие и особенности политического, стратегического, экономического, этнического, демографического, идеологического, исторического, языкового, географического и другого характера. Большую роль при этом играют позиции заинтересованных третьих стран (России, Армении, Турции, Ирана, Румынии, Украины, Белоруссии), региональных и международных организаций. Общей причиной этих конфликтов стала изначально ошибочная внутриполитическая линия правящих режимов в бывших советских республиках по отношению к национальным меньшинствам и отдельным территориям.

18 июля 1990 года президент Ирака Саддам Хусейн обвинил соседнюю страну Кувейт в том, что она ворует у Ирака нефть из приграничных месторождений. Кувейтский эмир шейх Джабер аль-Ахмед аль-Джабер согласился на переговоры. В ходе переговоров Ирак потребовал, чтобы Кувейт простил ему долг в 15 млрд долларов, а также выплатил компенсацию в 2,5 млрд долларов за нанесенный моральный ущерб.
Переговоры закончились тем, что 2 августа иракская армия численностью несколько сот тысяч человек перешла границу Кувейта, а авиация Ирака стала бомбить кувейтские_города.
Иракские войска оккупировали Кувейт за один день. Эмир бежал из страны. Захватив Кувейт, Саддам Хусейн стал обладателем пятой части мировых запасов нефти.
Второго августа 1990 года, в день вторжения, Совет Безопасности ООН принял резолюцию №660 о немедленном выводе иракских войск из Кувейта (всего по Ираку было принято 12 резолюций). Была создана антииракская коалиция. В нее, кроме США, Великобритании, Франции и Австралии, вошли некоторые арабские страны (Сирия, Египет, Саудовская Аравия и др.), а также государства Восточной Европы. СССР в эту коалицию_не_вошел.
16 января 1991 года в 19.00 по вашингтонскому времени и 17 января в 03.00 по багдадскому времени началась операция "Буря в пустыне". Ее цель была определена резолюцией 678 Совета Безопасности ООН от 29 ноября 1990 г. и состояла в выполнении решений СБ о безусловном уходе Ирака из Кувейта.
Операция "Буря в пустыне" продолжалась 41 день и включала: воздушное наступление (17 января - 23 февраля) и воздушно-наземную операцию (24-28 февраля). 17 января авиация МНС нанесла внезапный массированный удар по объектам на территории Ирака и Кувейта. 27 февраля был полностью освобожден Кувейт, и войска МНС вступили в бой с иракскими частями республиканской гвардии в районе Басры. Иракские войска начали отход, который вскоре перерос в беспорядочное отступление.
Утром 28 февраля 1991 года по инициативе США военные действия прекратились, 6 марта было заключено перемирие.

СОМАЛИ

В 1991-1992-х годах, когда в Сомали началась гражданская война и в ходе начавшихся столкновений в стране погибло несколько десятков тысяч человек, США организовали коалицию нескольких государств для миротворческой операции в Сомали и добились в Совете Безопасности ООН принятия резолюции №794 (3 декабря 1992 года), приостановившей деятельность миротворческой миссии ООН, и передавшей руководство операцией военному командованию США.
В рамках этой резолюции была начата операция "Restore hope", в ходе которой 9 декабря 1992 года в район Могадишо началась высадка морем и по воздуху контингента миротворческих сил ООН во главе с силами 15 экспедиционной дивизии морской пехоты США и 10-ой горной дивизии армии США, установившими до 16 декабря полный контроль над территориями вокруг порта и аэродрома Могадишо, над портом Кисмайо, над аэропортом Баледоглу и над аэродромом Байдоу.
В рамках новой миссии миротворческих сил ООН-UNITAF (United Task Forces) были задействованы контингенты США и армий Австралии, Бельгии, Ботсваны, Канады, Египта, Пакистана, Саудовской Аравии, Нигерии, Марокко, Греции, Норвегии, Новой Зеландии, Кувейта, Индии, Швеции, Туниса, Турции, ОАЭ, Великобритании, Испании, Франции, Италии, Германии и Зимбабве.
Уже к концу года их численность достигла 37 тысяч человек и они взяли под контроль до 40 процентов территории Сомали, главным образом на юге и в центре Сомали.
Командование операцией осуществлялось Центральным командованием США, хотя контингенты сохраняли свою независимость как в целях, так и в методах.
Согласно решению президента Клинтона, к марту 1994 года американцы из Сомали_полностью_эвакуировались.

ИРАК

17-20 декабря 1998 года объединенные силы США и Великобритании провели операцию "Лис в пустыне" в Ираке. Ей предшествовала эскалация кризиса в отношениях между военными инспекторами ООН (UNSCOM) и иракскими властями. В середине декабря глава UNSCOM Ричард Батлер объявил, что Ирак продолжает мешать деятельности инспекторов. Сотрудники ООН были эвакуированы из Багдада, после чего началась военная операция.
За четыре ночи было проведено 650 ударов, выпущено 90 крылатых ракет воздушного_и_325_морского_базирования.
В ходе операции были нанесены ракетные удары по 93 иракским объектам, якобы имевшим отношение к созданию оружия массового поражения (ОМП). Помимо 30 заводов, которые относились к предприятиям оборонной промышленности, 27 подвергшихся бомбардировкам объектов входили в систему ПВО, 20 являлись пунктами управления войсками, 10 - местами дислокации Республиканской гвардии, шесть - авиабазами.
В число целей попало и нефтеперерабатывающее предприятие в Басре.
20 марта - 1 мая 2003 года объединенные силы США и антииракской коалиции провели против Ирака военную операцию, получившую первоначально название "Шок и трепет". Затем операция получила название "Свобода Ирака". Официальный Багдад назвал войну "Харб аль-Хавасим" - "решающей войной".
Официальным поводом к вторжению была заявлена связь режима Саддама Хусейна с международным терроризмом, в частности движением "Аль-Каида", а также информация ЦРУ о наличии в Ираке запасов оружия массового поражения, впоследствии не нашедшая подтверждения. Решение о применении военной силы против Ирака поддержали 45 государств мира. Воинские контингенты выделили 32 государства. 98% войск вторжения предоставили США и Великобритания.
Военная кампания продолжалась 43 дня.

Тема 2.2. Иллюзия утраченных угроз

• Иллюзия утраченных угроз.
• Мир продолжает вооружаться.
• Экономическое развитие против экологии.
• Угрозы постиндустриального мира.
• Хватит ли на всех ресурсов?
• Болезни нового века.
1. Иллюзия утраченных угроз

Мир продолжает вооружаться

После распада двухполярной системы возникло заблуждение относительно того, что Земля стала более безопасным местом для ее обитателей. Исчез глобальный геополитический конфликт, который десятилетиями держал человечество на грани ядерной катастрофы. Во второй половине XX в. мир неоднократно находился на пороге ядерной войны, способной уничтожить человечество. Широко известен уже упоминавшийся Карибский кризис, когда руководству СССР и США хватило благоразумия в последний момент отказаться от эскалации конфликта. Но есть и менее известные, но от этого не менее драматичные случаи, когда ядерная война могла стать реальностью.

Идея безопасного мира после завершения гонки вооружений оказывается все более иллюзорной. Да и факт окончания гонки вооружений вызывает все больше и больше сомнений. Поразительно, но факт: именно в сфере вооружений человечество делает все более значимые наработки. Казалось бы, распад СССР должен был заставить США отказаться от стратегии наращивания своего ядерного потенциала. Однако все происходит наоборот. Расходы на ядерное вооружение растут, и США задумываются даже о размещении ядерного оружия в космосе в самой ближайшей перспективе. В свое время космическая программа была заявлена президентом США Рональдом Рейганом лишь как средство сдерживания ядерной программы СССР. Однако реальность опровергла эти предположения.
Договоры об ограничении и нераспространении ядерного оружия оказались не слишком эффективным способом защиты. Как показывает практика, США и без гонки вооружений с СССР тратят на оборону огромные средства, размер которых увеличивается с каждым годом. Оборонные предприятия не хотят лишиться распределяемых денег. 2006 г США 563 млрд, россия 23 млдр долларов.

3.Экономическое развитие против экологии

В конце декабря 2005 г. в результате взрыва на химическом заводе в Китае крупное бензольное пятно попало в реку Амур. Оно начало двигаться в сторону России и достигло Хабаровска. В целом угрозу для жителей города удалось ликвидировать. Однако эта ситуация вызвала определенные волнения у российских жителей Хабаровского края.

Примером второго типа можно считать 2) уменьшение озонового слоя, незаметное для невооруженного глаза, но также весьма губительное для природы. К 2030 г. выбросы углекислого газа увеличатся на 55%, от чего пострадает все человечество, а не только промышленно развитые страны, в наибольшей степени ответственные за этот прирост.
Любые попытки бороться с экологическими проблемами коллективно пока не дали успеха — Киотский протокол, ратифицированный Россией, не действует в полной мере из-за отказа США входить в эту систему. В результате мировой системы контроля за выбросами углекислого газа не сформировано. Все это формирует новые угрозы, например таяние льдов повышает высоту Мирового океана на 3 мм в год.

Изменения в климате ведут к сокращению популяции животных, в том числе и тех, которых человек активно использует в пищу. Но дело не только в этом. Из-за глобального потепления в Океане скоро станет заметнее изменение ареалов обитания самых разных морских животных — от крабов и медуз до китов и кальмаров. Некоторые экологические модели показывают, что арктический морской лед к 2100 г. начнет стаивать в каждый летний сезон. В итоге будут появляться весьма необычные создания. Например, кальмар Гумбольдта, или красный дьявол, достигает веса 40—50 кг и живет в тропических широтах, но его уже заметили на Аляске. Ученые сумели получить экземпляры гигантских кальмаров, выросших до двухметровой длины.
Животные-мутанты появляются не только в морях и лесах, но и в крупных городах. В современных мегаполисах стремительным образом растет популяция крыс, которые устойчивы к любым видам ядов.

Многие экологи считают, что в пределах 30—50 лет глобальная экологическая катастрофа типа резкого похолодания, затопления Земли или глобального затемнения (формирования вокруг Земли устойчивого облака из промышленных выбросов, которое закроет Солнце) вряд ли возможна. Но это не означает, что мы должны думать только о себе, не считаясь с тем, что будет с Землей через 100 или 200 лет. Тем более что ряд прогнозов носит гораздо более апокалиптический характер.

Рафаэль Хаертдинов

Региональные конфликты с глобальными последствиями

Региональный конфликт – разновидность международных конфликтов, конфликт между двумя (возможно – несколькими) государствами, возникший и развивающийся в локальной территориальной зоне.
Региональный конфликт имеет следующие характеристики:
 военно-политический;
 чаще всего неконтролируемый характер;
 внешнее вмешательство;
 дифференциация внутренних сил на умеренных и радикалов;
 высокий потенциал мобилизации;
 особенности национальной психологии (стойкость, жертвенность).

Сам по себе Договор не устанавливает механизма проверки его соблюдения, а также международного органа, осуществляющего мониторинг за его выполнением. Такой мониторинг выполняется обзорными конференциями, которые созываются 1 раз в пять лет. Последняя обзорная конференция состоялась в 2010 году.
На практике функции проверки за соблюдением ДНЯО выполняет Международное агентство по атомной энергии (МАГАТЭ).
Агентство было создано как независимая межправительственная организация в системе ООН в 1957 году. Оно было основано в Вене для содействия развивающимся странам в приобретении доступа к атомной энергии и обеспечения ее безопасного использования. После подписания ДНЯО МАГАТЭ заключило с неядерными государствами-участниками соглашения о гарантиях, в соответствии с которыми международные инспекторы получили право посещать объекты, задекларированные государствами-участниками как ядерные.

Неспособность Договора (ДНЯО) сдержать распространение ядерного вооружения стала понятна уже в 1974 г., когда Индия, не признав себя обладателем ядерной бомбы, провела испытание ядерного заряда.
Отношения между Индией и Пакистаном создают угрозу применения ядерного оружия в споре двух держав.
Это усугубляется тем, что ни Индия, ни Пакистан не подписали Дого-вор о нераспространении ядерного оружия и продолжают воздерживаться от присоединения к нему.

1 Понятие и типы конфликтов

2 Региональный конфликт: понятие и особенности

3 Прогнозирование и урегулирование региональных конфликтов

4 Основные группы предпосылок региональных конфликтов в СНГ

Региональные конфликты на территории СНГ могут иметь различные предпосылки в зависимости от того, какой характер приобретает сам региональный конфликт. Рассмотрим это более подробно.
Социально-экономический конфликт. Развивается под лозунгом выравнивания неравенства уровня жизни, централизованном распределении средств либо в сравнительном социально профессиональном положении народов;
Культурно-языковые конфликты. Связаны с задачами защиты или возрастания функций родного языка, национальной культуры и обеспечения прав на реальную культурную автономию.
Территориально-статусные конфликты. Их участники требуют изменения границ, повышения статуса, увеличения объема прав или создания новых национально-государственных (административных) образований;
Сепаратистские конфликты. Вызваны требованиями полной независимости[9].
К четвертому типу приблизилось в 1990 г. национальное движение Чечни, Грузии и Армении. Ко второму — ситуация греко-грузинская, талышско-азербайджанская, лезгино-азербайджанская. Из-за религиозной и культурной близости и малой численности обострения ситуации и эскалации конфликта можно избежать.
Конфликтные ситуации первого типа не столь заметны из-за обилия и остроты более серьезных противостояний, но в случае вовлечения в них достаточно многочисленных народов конфликтные ситуации, как правило, возникшие с признаками первого и второго типов имеют тенденцию к углублению и приобретают черты третьего и даже четвертого типов. Примером может служить карабахский кризис: первоначально он локализовался в НКАО и отличался переплетением первых двух типов конфликтов. Позднее конфликт вовлек в свою орбиту население Армении, а затем и Азербайджана, приобретает черты третьего типа. После прямого вовлечения в события союзного правительства конфликт вплотную подошел к ситуации четвертого типа.
Вероятно, уже сам факт проживания представителей нескольких народов в одном государстве, в силу характерной для всех стран и эпох неравномерности развития разных регионов и различных социальных слоев — обуславливает появление межнациональных конфликтов первого и второго типов. Однако, часто наблюдавшаяся в СССР тенденцию к перерастанию подобных конфликтов в третий тип, как и само существование территориально-статусных конфликтов, обусловлены, прежде всего, совокупностью устаревших принципов национально-государственного устройства страны. Этот уровень межнациональных конфликтов, промежуточный между требованиями полноценной культурной автономии, социального равноправия и, с другой стороны, собственной изолированной государственности, мог бы видимо отсутствовать или проявляться слабее при ином государственном устройстве.

5 Грузино-Абхазский конфликт: причины, история и последствия

[1] Ямсков А. Межнациональные конфликты в Закавказье. Предпосылки возникновения и тенденции развития // Политические исследования. №2. — М. 1991.

[2] Ямсков А. Межнациональные конфликты в Закавказье. Предпосылки возникновения и тенденции развития // Политические исследования. №2. — М. 1991. С. 66.

[4] Олегин А. НАТО: максимальная эффективность минимальными средствами // Отечественные записки, 2002, № 4-5. С. 63.

[5] Арцибасов И. Вооруженный конфликт: право, политика, дипломатия. — М. 1989. С. 157.

[7] Лебедева М. Процесс международных переговоров. — М., 1993. С. 39.

[8] Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество, культура. — М., 2000. С. 607.

История человечества и история военных противостояний неразделимы. К сожалению. Отринув философские вопросы, многие исследователи веками пытаются разобраться в первопричинах того, за что же одни люди убивают других. Впрочем, за тысячелетия в этом плане не появилось ничего нового: жадность и зависть, шаткое положение собственной экономики и желание навредить соседу, религиозная и социальная нетерпимость. Как видите, перечень не такой уж длинный.

региональные конфликты

Но есть и нюансы. После Первой и Второй мировых войн человечество уже не слишком тяготеет к таким решениям. Если уж у какого-то государства возникает необходимость решить конфликт с другой державой, военные стараются не затевать серьезного противостояния, ограничиваясь точечными ударами. В некоторых случаях к таким же результатам приводят этнические и религиозные противоречия.

Что это такое?

Мировые примеры конфликтов на региональном уровне

локально региональные конфликты

Одним из итогов Второй мировой стало разделение Кореи на два независимых государства. Арена противостояния между ними послужила одним из камней преткновения в политике СССР и Запада. Практически все региональные политические конфликты, которые сотрясают мир сегодня, в той или иной степени затрагивают интересы России и НАТО.

А началось все с того, что в 1945 году соединенные советско-американские войска вошли на территорию упомянутой страны с целью освобождения её от японской армии. Впрочем, ставшие уже традиционными разногласия между СССР и США хоть и позволили выгнать японцев, но объединить самих корейцев так и не смогли. Окончательно разошлись их пути в 1948 году, когда образовались КНДР и РК. С тех пор прошло уже более полувека, но обстановка в регионе и по сей день остается крайне напряженной.

Не так давно лидер КНДР, Ким Чен Ын, даже объявлял о возможности ядерного противостояния. К счастью, обе стороны не пошли на дальнейшее обострение отношений. И это радует, потому как все региональные конфликты 20-21 века вполне могут перерасти в нечто куда более страшное, чем обе Мировые войны.

В Сахаре не все спокойно…

А есть ли более известные региональные конфликты? Примеры, которые мы привели, знает далеко не каждый. Да сколько угодно!

Война в Югославии

региональные конфликты примеры

Наиболее серьезным региональным конфликтом на европейской территории являются события 1980 года, произошедшие в тогда еще единой Югославии. Вообще, начиная с Первой Мировой, судьба данной страны была на редкость сложной. Несмотря на то что многие народы на этой территории имели одно происхождение, между ними существовали разногласия на религиозной и этнической почве. Кроме того, ситуация усугублялась тем, что разные части государства стояли на совершенно разных ступенях социально-экономического развития (что всегда стимулирует локальные и региональные конфликты).

Впрочем, все региональные конфликты, примеры которых мы приводили и приведем, никогда не отличались малым количеством жертв. Страшнее всего то, что гибнут преимущественно гражданские, тогда как потери военных в этих войнах не так велики.

Общие пояснения

Первопричин возникновения может быть множество. Но при всем их многообразии следует помнить, что, в отличие от полномасштабных войн прошлого, региональные конфликты никогда не возникали по каким-то пустячным поводам. Если уж такое противостояние развернулось на территории определенного государства (или государств), пусть даже внешне благополучного, этот факт свидетельствует о тяжелейших социальных проблемах, которые на протяжении десятилетий оставались нерешенными. Так каковы основные причины региональных конфликтов?

Никаких реальных рычагов влияния (за исключением армии) СССР здесь уже не имел, а политической воли для правильного и масштабного использования войск уже давно не было. В результате Нагорный Карабах не только фактически отошел от метрополии, но и во многом способствовал развалу страны. Вот какие имеются причины региональных конфликтов.

Особенности региональных конфликтов на территории бывшего СССР

причины региональных конфликтов

О причинах локальных войн на территории бывшего Союза

Главной особенностью локальных войн на территории как нашей страны, так и всего СНГ, стала именно этническая и религиозная нетерпимость, развитие которой допустила высшая партийная верхушка (а потом в упор не замечавшая ее проявлений), фактически самоустранившаяся от всей ответственности и отдавшая на откуп местным преступным группировкам практически все среднеазиатские республики. Как мы уже знаем, все это стоило жизни сотням тысяч людей, которые унесли эти международные и региональные конфликты.

региональные конфликты в россии

Из этого вытекает еще одна особенность локальных столкновений на всей территории бывшего Союза - их исключительная кровавость. Какими бы страшными ни были военные действия в Югославии, они не идут ни в какое сравнение с Ферганской резней. Не говоря уже о событиях в Чеченской и Ингушской республиках. Сколько там погибло людей всех национальностей и вероисповеданий, неизвестно до сих пор. А сейчас вспомним региональные конфликты в России.

Конфликты регионального значения в современной России

С 1991 год по настоящее время наша страна продолжает пожинать плоды самоубийственной политики СССР в Среднеазиатском регионе. Наиболее страшным результатом считается Первая Чеченская, да и ее продолжение было немногим лучше. Эти локально-региональные конфликты в нашей стране будут помнить еще долго.

Предпосылки чеченского конфликта

Мало кто об этом знает, но режим ЧС был отменен только в 1976 году. Впрочем, это было только начало. Уже в 1986-м русским было опасно появляться на улицах Грозного в одиночку. Бывали случаи, когда людей убивали прямо посреди улицы. Днем! К началу 1991 года ситуация настолько накалилась, что наиболее дальновидным приходилось едва ли не с боями прорываться в сторону ингушской границы. В то время местные милиционеры показали себя с наилучшей стороны, помогая ограбленным людям выбираться с территории, которая внезапно стала враждебной.

Последствия

современные региональные конфликты

Грозненский аэропорт стал мировым центром контрабанды, в республике процветала работорговля, постоянно грабились российские поезда, шедшие через территорию Чечни. Только в период с 1992 по 1994 год погибло 20 работников железной дороги, процветала работорговля. Что же касается мирных русскоязычных жителей, то только по данным ОБСЕ, количество без вести пропавших насчитывало более 60 тысяч (!) человек. С 1991 по 1995 год на территории злополучной Чечни погибли и пропали без вести более 160 тысяч человек. Из них только 30 тысяч были чеченцами.

Наконец, в декабре 1994 года в мятежную республику были введены войска. А потом был печально известный новогодний штурм Грозного, обернувшийся огромными потерями и позором для нашей армии. Только к 22 феврали войска все же взяли город, от которого к тому времени оставалось совсем немного.

Закончилось все это тем, что в 1996 году был подписан позорный Хасавюртовский мир. Если кто-то будет изучать урегулирование региональных конфликтов, то подписание данного соглашения следует рассматривать исключительно в свете того, как не надо (!) примирять стороны.

Вторая война

 региональные конфликты 20 21 века

Эта война отличалась тем, что на сторону федеральных сил открыто перешел клан Кадыровых. За ними потянулись прочие чеченцы, а боевики уже не встречали той полной поддержки у местного населения (теоретически). Вторая Чеченская кампания оказалась куда более успешной, но все же затянулась на 10 лет. Режим контртеррористической операции был отменен только в 2009 году. Впрочем, многие военные специалисты отнеслись к этому скептически, отмечая, что вялотекущая партизанская деятельность боевиков будет продолжаться еще долго.

Как можно заметить, локально-региональные конфликты приносят горя не меньше, чем полномасштабная война. Трагичность ситуации еще и в том, что война в этом случае никак не помогает разрешить те противоречия, которые и послужили ее причиной. Мы долго будем помнить региональные конфликты в России, так как они принесли чрезвычайно много бед и страданий всем народам, которые в них участвовали.

Читайте также: