Реформы константина древний рим кратко

Обновлено: 05.07.2024

В 324 гг. Константин убил в сражении Лициния и стал единовластным правителем Римской империи.
Константин развил и дополнил реформы Диоклетиана. Константин продолжил стремиться к установлению абсолютной монархии в Империи, в 325 г. стал он носить диадему (узкий белый хлопковый платок, который в знак высшей власти носили цари Персидского государства).

Константин отменил избрание августов и цезарей, т.е. отменил наследование власти, которое было принято Диоклетианом и вернулся к системе наследования по кровному родству. Наследниками Константина становились его сыновья.

Комплектование армии варварами продолжилось и при Константине. Император разрешал им селиться в малонаселённых районах. Стать римлянами они не могли вследствие слабости самой империи в культурном и экономическом плане.

На многие реформы Константина повлияло христианское учение, сторонником которого выступал император. Отношение к рабам сделалось более гуманным. Воскресенье стало официальным выходным днём. Константин интересовался церковными делами. И теперь епископы в случае споров могли обратиться к императору.

В 325 г. епископы собрались в городе Никее, в Византии. Город находился неподалеку от столицы Диоклетиана Никомедии. Отсюда и пошло название собора — Никейский. На соборе был поднят вопрос о арианской ереси.

Похожие записи.

Самым крупным из историков Древнего Рима был Корнелий Тацит, сын полководца Агриколы. Агрикола известен тем, что установил владычество Рима в Британии и затем был отозван по приказу Домициана. Под владычеством .

После смерти в 235 г. Александра Севера в Римском государстве началась гражданская война, длившаяся около пятидесяти лет. В течение этих пятидесяти лет на императорский трон претендовали с разной долей успешности 26 .

Христианские писатели После смерти Марка Аврелия христианство как религия набирает силу в городах. Особенно проявилось это на Востоке, где жили в большей степени - греки. Появляется множество трудов, описывающих эту религию. .

Среди историков древнего Рима самым известным был Корнелий Тацит, о котором говорилось ранее. Младшим коллегой Тацита был Гай Светоний Транквилл, родившийся в 70 г. на побережье Африки. Его прославила книга «Жизнь .

Семья в древнем Риме состояла из отца, матери, незамужних дочерей, сыновей до и после брака со своими женами и детьми, а также рабов. Отцовская власть, была такой же сильной, как в .

Императорам Римской империи III века выпала нелегкая судьба, так как все чаще происходили широкие восстания рабов и свободной бедноты. Кроме того, освободительную войну начинали покоренные государства. Вместо захвата чужих земель, Рим переходил к оборонительным войнам. Накалялась борьба между враждующими группировками патрициев. Высшая власть сумела подавить свободный дух римлян, которые критиковали традиционные идеалы. И с конца III века республиканский период поэтапно перешел в доминат. Рим стал монархическим государством с полной властью императора. В 284 году Империя перешла к строю доминат, а неограниченная монархия была установлена императором Диоклетианом.

Реформы Диоклетиана

Гай Аврелий Диоклетиан, правивший в 284-305 годах , ввел новшества в экономике, армии, администрации. Император постарался приостановить девальвацию и дал приказ выпускать монеты с небольшим содержанием золота. Но денежная реформа не стала удачной, так как реальная цена выпущенных монет не соответствовала их номинальной стоимости.

А вот налоговая политика оказалась более эффективной. Реформа, проведенная Диоклетианом, подразумевала уплату селянами и горожанами единого прямого налога. В целях обеспечения поступления в казну средств, была организована перепись населения. Благодаря этому основная масса сельского и городского населения прикреплялась к месту жительства и профессии. Закрепление налогоплательщиков давало гарантию наполнения казны и постоянную рабочую силу высшему сословию.

Нововведения в армии касались создания пограничных войск, набора рекрутов. Римские помещики в зависимости от размера своих земель были обязаны поставлять определенное число новобранцев из крестьян и сельхозработников.

Лучше всего себя показала реформа системы государственного управления. Страна была разделена на две части. Два августа Констанций Хлор и Галерий правили Западной и Восточной частью Империи, а Законы издавались от имени обоих Императоров. Диоклетиан понимал, чтобы стабилизировать положение в стране двух глав будет мало и в 293 году приказал разделить верховную власть между четырьмя правителями. Новая система стала называться тетрархией. Вместо Рима столицей Империи стал город Никомедия, расположенный на восточном побережье Мраморного моря. Целью двадцатилетнего правления Диоклетиана было укрепление сельского хозяйства, наращивание военного и политического могущества государства. В 305 году он отошел от власти, предоставив право управления Империей августам Лицинию и Константину.

Реформы Константина

Первый христианский император Константин, правивший с 306 по 337 год, благодаря своей матери был воспитан в уважении к христианской религии. Опираясь на поддержку римских восточных ландграфов издал Закон о свободе вероисповедания, в котором было предусмотрено наказание за гонения христиан. Пытался избавиться от существующего раскола в церкви. В 330 году перенес столицу в город Византия, которая впоследствии была переименована в честь императора – Константинополь. Поспособствовал тому, что многие почитаемые римлянами божества были превращены в Святых христианского учения.

Кроме религиозных реформ, провел и многие государственные:

  1. стабилизировал денежную систему, сделав золотую монету основной, серебряную – разменной;
  2. ввел пожизненные и наследственные обязанности для высшего сословия и ремесленников, запрещая им переселение и уклонение от муниципальных повинностей;
  3. защищая интересы земельных магнатов, обогащал высшее сословие и церковь бесплатной раздачей земель государства;
  4. провел административное деление страны и создал четыре префектуры претория. Разделил Иллирикум, Восток, Галлию и Италию на провинции и диоцезы;
  5. издал указ по усилению контроля за деятельностью должностных лиц;
  6. отделил военную власть от гражданской, что не давало возможности использовать армию для захвата власти;
  7. расширил функции совещательного органа для создания Законов консистория, переименовал его в консилиум.

Нововведения Диоклетиана и Константина Вывели Римскую империю из кризиса, улучшили военное и политическое могущество, стабилизировали положение в пограничных зонах. Привели страну к возрождению экономики.

Внутренняя и внешняя политика Константина. Денежная и военная реформа. Закрепощение куриалов, крестьян-колонов, легализация христианства. Развитие политической и административной системы домината. Смена столицы Империи. Последние годы жизни императора.

Рубрика История и исторические личности
Вид реферат
Язык русский
Дата добавления 09.06.2014
Размер файла 24,4 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

В 305 г. Диоклетиан и Максимиан в торжественной обстановке отказались от власти и ушли в отставку. Августами были провозглашены бывшие цезари: Галерий -- для восточной половины, Констанций Хлор -- для западной половины Империи. Августы избрали себе заместителей -- цезарей, как это было задумано в свое время Диоклетианом.

Но не прошло и года, как вся система тетрархии была нарушена провозглашением в разных местах Империи новых августов и цезарей, между которыми началась ожесточенная борьба за власть. "В этой борьбе постепенно выдвинулся на первое место сын Констанция Хлора Константин.

Уже в юношеском возрасте Константин проявил себя смелым, рассудительным воином и командиром. После ранней смерти Констанция Хлора в 306 г. британские легионы провозгласили Константина цезарем, а август Галерий, опасаясь недовольства сильной западной армии, был вынужден признать это провозглашение, вскоре Галерий умер.

В результате войны 314--316 гг. Константин добился перехода Балканского полуострова, кроме Фракии, под свою власть и между ним и Лицинием был заключен мир. Константин стал претендовать на положение старшего августа, с чем Лициний был вынужден мириться.

Воспользовавшись затруднительным положением последнего во время нападения готов на Фракию в 323 г., Константин под предлогом борьбы с готами захватил Фракию, а когда Лициний попытался вытеснить своего вероломного союзника из этой области, это привело к войне, в которой Лициний был разбит, низложен с престола и вскоре убит.

В 324 г. Константин стал единственным правителем всей Римской империи.

РЕФОРМЫ ИМПЕРАТОРА КОНСТАНТИНА

император константин военный закрепощение

Внутренняя и внешняя политика Константина были прямым продолжением реформ Диоклетиана. В 314 г., сразу после прекращения наиболее острого периода междоусобиц, Константин провел новую денежную реформу, устранявшую основной недостаток реформы Диоклетиана. За годы, прошедшие между двумя реформами, удалось вычислить более точную стоимость золота в слитках, в результате чего и была выпущена новая золотая монета солид весом в уте часть римского фунта. Она сделалась основной монетой и единицей счета сначала в западной половине, а потом во всей Империи.

Стабильность новой денежной системы укрепилась еще и потому, что в ее основу было положено одно золото. Из серебра стали чеканить только мелкую разменную монету. Стабилизация денежной системы дала возможность восстановить некоторые денежные сборы, замененные в прошлом натуральными повинностям. Оживились денежные сделки на рынках. Но по-прежнему кроме монеты в обращении продолжали ходить слитки золота и серебра с клеймами финансовых чиновников, удостоверявших их вес и качество. Натуральные отношения внутри обширных императорских хозяйств существенно не изменились.

Константин, продолжил начавшееся при Диоклетиане прикрепление к месту жительства и работы куриалов, ремесленников и колонов.

Ответственным за поступления налогов от горожан -- куриалам -- запрещались переселения из родного города и уклонения от выполнения муниципальных повинностей. Если обнаруживали куриалов, которым удалось поступить в армию или в имперскую администрацию, то их немедленно возвращали в свои курии, потому что их обязанности были не только пожизненными, но и наследственными. Куриалы разорялись, так как были обязаны из своих средств погашать недоимки по сбору налогов. Их ряды принудительно пополнялись новыми состоятельными людьми, в том числе сыновьями ветеранов, если они по каким-либо причинам не поступали на службу в армию.

Пограничные войны, которые вел Константин, способствовали увеличению числа колонов за счет военнопленных -- варваров. Таким образом, ускорялся процесс варваризации Империи.

Высокие налоги и злоупотребления имперских чиновников привели к возникновению еще одного важного социального явления -- патроциния. Патронат -- пребывание под покровительством сильного человека -- издавна был известен в Риме.

Но теперь он принял особые формы и распространение. Мелкие свободные крестьяне в деревнях, ремесленники и куриалы в городах, спасаясь от административного и налогового гнета, добровольно переходили под патроцинии местных магнатов и становились их колонами. Свои земельные участки они отдавали магнатам и получали их снова уже в прекарное владение. Кроме того, такие колоны получали от принявших их под патроцинии господ защиту от притеснений властей.

Константин оставил, примененное Диоклетианом деление, на пограничные и маневренные войска. Но маневренные войска, сделавшиеся военной опорой домината, были разделены на две категории. Из общей массы маневренных войск были выделены более привилегированные воинские части -- дворцовые войска, расположенные в Риме и других столицах Империи. Отряды преторианцев были расформированы. Их место заняли отряды дворцовой стражи.

Армия пополнялась отрядами из варварских племен, так как Римское государство испытывало затруднения при вербовке воинов из местного населения, постепенно прикреплявшегося к месту жительства и профессиям. Профессия воина тоже становилась наследственной. Но в связи с упадком среднего и мелкого землевладения наделение земельными участками -- обычная плата за военную службу -- перестало привлекать жителей Империи.

Приток варваров отразился на структуре армии. Размеры легионов были уменьшены. Число начальников соответственно увеличилось. Это было необходимо для усиления контроля над рядовым составом. Поступавшие на римскую военную службу варвары приобретали римское гражданство. За заслуги они получали повышения, могли переходить на службу в дворцовую стражу, достигать значительных чинов. Так был открыт доступ выходцам из варварских племен к высшим должностям в Империи, характерный для дальнейшей истории домината.

Константин продолжал развитие всей сложной политической и административной системы домината. К концу его правления организация домината, начатая Диоклетианом, была уже в значительной мере завершена и в дальнейшем функционировала без принципиальных изменений до самого падения Западной Римской империи. Ряд черт домината был унаследован Византией.

Хотя тетрархия императоров была упразднена, деление Империи на четыре части для удобства управления осталось. Но теперь эти части назывались префектурами. Ими управляли назначаемые императором высшие чиновники -- префекты претория.

Должность префекта претория была превращена в гражданскую. Командование армией было изъято из рук префектов и передано военным магистрам, которых тоже было четыре: два начальника пехоты и два начальника конницы. Разделение военной и гражданской магистратур последовательно проводилось при доминате с целью ослабления самостоятельности местных властей, которые к тому же должны были взаимно контролировать друг друга и обо всем подозрительном доносить начальству.

При священной особе доминуса находился высший совещательный совет -- консисториум, который заменил существовавший раньше совет -- консилиум. Этот совет назывался консисториумом потому, что его члены во время совещания стояли -- они не имели права сидеть в присутствии императора. Всех членов консисториума назначал по своему усмотрению доминус. Только он один имел в этом совете решающий голос.

Роскошь и торжественность дворцового обихода, введенная Диоклетианом, еще более усилилась при Константине. Доминус оставался, прежде всего, верховным военачальником. В этом отношении он продолжал зависеть от армии. В периоды конфликтов военная подоплека домината становилась более ясной, хотя власть доминуса кроме армии подкреплялась еще развитой и централизованной бюрократией, которая контролировала армию.

Почти во всех областях государственной деятельности Константин был последовательным продолжателем многочисленных реформ Диоклетиана, но в области религиозной политики он был его принципиальным противником.

В отличие от предшественника Константин оценил силу церковной организации и авторитет христианства среди самых различных слоев римского населения и армии. Если Диоклетиан усматривал в христианской церкви своего рода государство в государстве и полагал, что она ослабляет власть римского императора -- доминуса и бога, то Константин увидел в христианском учении другие мотивы и понял, что христианство и его мощная церковная организация могут быть прочной опорой абсолютной власти императора.

Представители христианской церкви и церковные общины получили права юридических лиц. Они могли приобретать и отпускать на свободу рабов, получать вклады и наследства, свободно распоряжаться своим имуществом. Христианские церкви получили право убежища. Было запрещено привлекать христиан к участию в языческих празднествах. Но, с другой стороны, если должность, которую занимал христианин, предполагала участие в таких празднествах, то это ему не возбранялось. Сам Константин продолжал оставаться язычником. У него во дворце справлялись языческие и христианские праздники. Он почитал Солнце Непобедимое, Аполлона -- Гелиоса, Христа и других богов. Однако Константин часть языческих храмов закрыл и упразднил жреческие должности при этих храмах.

Но среди христиан в это время усилились разногласия. Они были порождены изменениями социального состава христианских общин. Усиление взаимных связей между ранее разобщенными христианскими общинами обнаружило разные варианты христианского вероучения. Недавние гонения тоже отразились на положении различных групп христиан. В годы преследований далеко не все христиане оказались достаточно стойкими. Среди колебавшихся были и епископы. Так, в Африке возникло мощное течение против карфагенского епископа, обвиненного в нестойкости. Движение возглавил пресвитер Донат и оно известно под названием донатизма. Популярность Доната в Африке была так велика, что впоследствии его самого избрали епископом Карфагена. В этом течении в религиозной форме отразился сепаратизм африканских провинций, который никогда не удавалось полностью ликвидировать. Социальный состав последователей Доната был пестрым. К донатистам примкнули и низшие слои африканского населения, которые в религиозной форме выражали стихийный протест против социального неравенства и возникшего союза христианской церкви с Империей.

Они начали объединяться в отряды и нападать на местных богачей, в особенности на ростовщиков и даже на представителей разбогатевшего высшего духовенства. Впоследствии они получили название циркум-целлионов (бродящие вокруг жилищ). Они считали себя хранителями раннехристианской добродетели, когда христианство было религией бедняков. Официальная церковь осудила движение донатистов. Правительство Константина отнеслось к донатизму враждебно.

Константин стремился к примирению группировок, потому что полемика ослабляла церковную организацию. Слабо разбираясь в христианском учении, Константин отстаивал традиционную точку зрения о полном равенстве Христа и бога-Отца. К тому же это равенство укрепляло и возвеличивало власть доминуса, который, таким образом, опирался на божье покровительство, а не на покровительство божьего посредника, как это выходило согласно учению Ария. Кроме того, Константин заподозрил в арианстве проявление египетского сепаратизма.

Смена столицы Империи

Во время борьбы за власть у Константина не было постоянной резиденции. Рим еще в конце III в. перестал быть резиденцией императоров. Восточная часть Империи относительно меньше, чем западная, подвергалась набегам варварских племен, была более однородна по своей культуре и более развита в экономическом отношении. Здесь, неподалеку от малоазийской Никомедии, столицы августов Диоклетиана и Галерия, на европейском берегу Боспора Фракийского находился древнегреческий город Византии. Он стоял на пересечении морских и сухопутных путей, на полуострове, надежно защищенном природой. В него и перенес Константин столицу Империи и дал ему новое название: Новый Рим -- Константинополь.

Расширение городской территории древнего Византия, постройка роскошных зданий, дворцов, стадиона и ипподрома, терм и библиотек начались около 328 г., а в 330 г. состоялось освящение и провозглашение города новой столицей. Торжество сопровождалось христианскими и языческими обрядами, причем император Константин был обоготворен в качестве Гелиоса, а город Константинополь посвящен богине Тюхе -- благоприятной судьбе.

В новую столицу были перевезены произведения искусства из разных городов. В Константинополе был создан свой сенат из части сенаторов, переселившихся из Рима и вновь назначенных Константином. Как и в Риме, была учреждена должность городского префекта. Константинопольский плебс стал пользоваться такими же льготами, как и римский. Новая столица не была связана со старыми римскими традициями, что было удобно для развивающегося домината.

Последние годы жизни Константин провел в Константинополе и его окрестностях. Умер он в 337 г. Незадолго до смерти Константин стал христианином, приняв крещение от сочувствовавшего арианам епископа Евсевия. Сенат по традиции обожествил умершего императора.

Поиски компромисса между античным и христианским мировоззрением оказали влияние на Константина, проявившего себя сначала противником Ария, а позже, перед смертью, принявшего крещение от епископа, сочувствовавшего арианам.

Последние обстоятельства указывают на сохранение сложной политической и идеологической обстановки во все время правления Константина. Божественный доминус одновременно был императором милостью христианского бога. В условиях привычного для большей части населения многобожия в этой двойственности не было противоречия. По-видимому, не ощущал его и сам Константин, несмотря на то, что своим отношением к христианству он решительно исправил ошибку религиозной политики Диоклетиана.

Система домината, выдержавшая проверку временем, получила при Константине большую стройность и единообразие как в центральном аппарате, так и на местах. Хотя доминус по-прежнему оставался прежде всего военачальником, опиравшимся на зависимую от него и верную ему армию, но в дополнение к этой опоре римской императорской власти теперь действовали еще две разветвленные и мощные силы: бюрократия и христианство. Обе они были отделены и от армии, и друг от друга. Это были три постоянные опоры домината и связующие Империю силы, которые должны были заменять фактически отсутствовавшее социально-экономическое единство. Пока светские и духовные магнаты, верхушка господствующего класса поздней Империи нуждались в поддержке центральной власти, пока бюрократический аппарат мог получать свое содержание за счет более или менее исправного поступления налогов, а армия еще не была полностью варваризована, система домината обеспечивала эксплуатацию и подавление трудящихся масс внутри страны и защиту территории от все усиливавшихся нападений варварских племен.

Список использованной литературы

1. Хрестоматия по всеобщей истории государства и права. / под ред. К.И. Батыра, Е.В. Поликарповой. - М.: Юристъ, 2000. - 392 с.

2. Хрестоматия по истории государства и права зарубежных стран. (Древность и Средние века)/сост. В.А. Томсинов. - М.: Зерцало, 1999. - 480 с.

3. Омельченко О.А. Всеобщая история государства и права: учебник в 2 т. - М.: ТОН-Острожье, 2000. - 528 с.

4. История государства и права зарубежных стран: Краткий учебный курс / под ред. М.М. Борисевича. - М.: Юриспруденция, 2001 г. - 352 с.

5. Графский В.Г. Всеобщая история права и государства: учебник для вузов. М.: Норма, 2004 - 752 с.

6. Мухаев Р.Т. История государства и права зарубежных стран: Учебник для студентов вузов. - М.:ЮНИТИ-ДАНА, 2005 г. - 863 с.

7. История государства и права зарубежных стран: учебник в 2 т. / отв. ред. Н.А. Крашенинникова и О.А. Жидков - М.: Норма, 2009 - 720 с.

8. История государства и права славянских народов: учеб. пособие / И.Н. Кузнецов - Минск: Новое знание, 2007 г. - 587 с.

9. Хрестоматия по истории государства и права зарубежных стран: в 2 т. / отв. Ред. Н.А. Крашенинникова - М.: Норма 2009 г. - 816 с.

Размещено на Allbest.ur

Подобные документы

Отличительные признаки реформы Диоклетиана и Константина - установление неограниченной (абсолютной) власти императора и строгое разделение военных и гражданских властей. Гонения на христиан при Диоклетиане и торжество христианской церкви при Константине.

реферат [27,1 K], добавлен 10.11.2009

Формирование личности Александра II. Детские и юношеские годы. Женитьба и воцарение. Государственная внутренняя политика в эпоху его царствования. Отмена крепостного права. Буржуазные реформы. Внешняя политика. Последние годы правления и гибель царя.

дипломная работа [1,5 M], добавлен 31.01.2014

Внутренняя политика императора Юстиниана. Особенности проведения законодательной реформы. Строительная деятельность. Церковная политика. Внешняя политика Юстиниана. Война с вандалами, готами, с франками и алеманами, с вестготами. Славянская экспансия.

дипломная работа [112,8 K], добавлен 11.12.2017

Внешняя политика Павла I. Военная реформа. Внутренняя политика. Экономическое положении России к 1796 году. Крестьянские реформы Павла I. Торговая деятельность при Павле I. Развитие промышленность. Финансовая политика.

реферат [65,9 K], добавлен 13.11.2002

Детство, образование и воспитание, восшествие Александра на престол. Внутренняя политика императора, реформа высших органов управления, попытки решения крестьянского вопроса, финансовая реформа. Внешняя политика, войны против Наполеоновской империи.

Сказать про императора Константина, что он был великим реформатором, — ничего не сказать. Последствия реформ Константина настолько изменили Римскую империю, что его, строго говоря, нельзя поставить в ряд ни с одним другим императором Рима, начиная с самого Октавиана Августа. Константин буквально создал Новый Рим, а с ним и Новую Европу, и поэтому очень странно, что его имя для многих современных европейцев совсем не так хорошо знакомо, как каких-нибудь Неронов и Калигул, известных только своим самодурством. Между тем про Константина нельзя сказать, что его реформы пришли на смену длительному застою и что его современники никогда не видели столь неутомимого императора. У всех на памяти был Диоклетиан с его разделом Империи на тетрархии, двусмысленными метаморфозами власти, лихорадочным строительством и прочими событиями, напоминающими жителям Империи, что История продолжается. Поэтому Константину, с двадцати лет наблюдающему за политикой Диоклетиана изнутри императорского двора, было с кого брать пример реформаторской активности. Но при этом преобразования Константина по своему масштабу несравнимо превосходят Диоклетиановы, поскольку они касались не столько изменения внешних форм государственности, сколько его внутреннего идеологического состояния и были в большей или меньшей степени обусловлены этой глобальной идеологией.

Несмотря на то что тетрархия как власть четырех императоров исчезла, сохранилось разделение на четыре префектуры, каждой из которых управляет префект претория. Если реформы армии предназначались для улучшения внешней безопасности государства, то реформы административно-правовой системы были направлены прежде всего для обеспечения внутренней безопасности, то есть предотвращения узурпации и низовых мятежей. Расформирование преторианской гвардии в 312 году не давало никаких гарантий того, что вся армия не будет использована кем-либо для захвата власти, и именно для этого Константин разделил военные службы и гражданские службы, последними из которых управлял префект претория, не имеющий никаких военных обязанностей. С 312 года префекту претория подчиняются викарии, управляющие диоцезами и провинциями, и, таким образом, выстраивается иерархия чисто гражданской власти, совершенно независимой от военных частей. С 331 года решения префекта претория, особенно в сфере законодательства, не обжалуются императору.

Интересно, что если от названия военного командующего dux происходит титул герцога, то от названия comes происходит титул графа.

До Константина римская правовая система невероятно усложнилась и не столько в целях детализации самого права, сколько в целях наживы юристов, паразитирующих на незнании правового процесса другими гражданами. Прежде всего Константин отменил дурную практику оплаты каждого шага со стороны истца в суде, позволяющую обращаться в суд только состоятельным людям. Например, истец должен был платить за правильно составленный иск, что умели делать только юристы, и даже за своевременную информацию о времени заседания суда. Отменив эти оплаты, Константин сделал суд доступным несостоятельным людям. Далее, Константин отменил множество всевозможных излишних формальностей, сопровождающих любой судебный процесс и превращающих его в несмешной театр. Нарушение любой из этих формальностей, даже самой малой, влекло за собой остановку всего судебного дела, чем заинтересованные стороны вполне могли пользоваться. При этом речь идет не только о различных бумажных формальностях, но и об определенной пантомиме, которую должны были разыгрывать обе стороны судебного процесса. Например, отпущение сына или раба предполагало дать им легкий шлепок по щеке, разведенная жена отдавала мужу связку ключей от дома, получивший завещание должен был плясать от радости и т. д. (см. об этом: Гиббон Э. Историческое обозрение римского права, 1835 г.). При Константине окончательно были отменены все эти ненужные глупости, которые были призваны удостоверить в суд в реальной, а не подставной, заинтересованности участников судебного процесса, а в итоге делали его еще действительно лицемерным. Отмена этих излишних мер существенно облегчила правовой процесс и имело нравственное значение. До Константина императорская казна пополнялась за счет частных имуществ, завещанных без соблюдения всех возможных формальностей, — их просто передавали в казну и закрывали вопрос. Теперь наследство передавалось значительно облегченным способом, а в отношении христиан Константин издал специальный указ, что в случае отсутствия наследников их имущество должно быть передано церковной общине.

В 336 году Константин издает указ о запрете конкубината, то есть незаконного сожительства, что сильно ударило по самым богатым гражданам, особенно сенаторам, с удовольствием практиковавшим многоженство (Кодекс Феодосия, IV, 6,3; Кодекс Юстиниана, V, 27,1). Также Константин ввел перечень конкретных оснований для расторжения брака (прелюбодеяние, государственная измена, ограбление могил и др.), чтобы сократить количество произвольных разводов. Между тем Константин резко выступает против существовавшего до его времени аморального закона лишать бездетных граждан права на наследство (см. Евсевий Кесарийский. Жизнеописание, 4, 26).

Налоговая система Константина в значительной степени объяснялась задачами обновления Римской империи, в частности, связанными с таким грандиозным проектом, как строительство Нового Рима — Константинополя. Действительно, все реформы Константина, вместе взятые, затмеваются двумя главными преобразованиями всей его жизни — введением христианства и учреждением новой столицы, повлекшим за собой формирование новой Империи.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Про Константина Певзнера

Про Константина Певзнера Человек грузинского лета Нет, право, ведь есть же человек дождя (это не обязательно что-то тоскливое и сырое, но все равно знаете, как-то…), отчего же не быть человеку грузинского лета, его антиподу? И это он, пожилой мальчишка, всегда готовый к

Памяти Константина Петровича Боклевского

Памяти Константина Петровича Боклевского 1 июня [1928 г.] скончался профессор Военно-морской академии и Политехнического института Константин Петрович Боклевский, один из выдающихся русских корабельных инженеров, оставивших по себе память не только как практический

ЕВАНГЕЛИЕ ОТ КОНСТАНТИНА

ЕВАНГЕЛИЕ ОТ КОНСТАНТИНА ещё в 1887 году, в 30-летнем возрасте, Циолковский записал свою Молитву (кстати, самое первое из его датированных произведений):«Отец, живущий на небе!1. Да узнают про существование твое все, живущие на Земле: не только монотеисты, христиане, евреи,

Ценовой шок. Реформы Гайдара или реформы Павлова?

Ценовой шок. Реформы Гайдара или реформы Павлова? Особенно негативный, по сути универсальный эффект на общее состояние экономики и положение людей оказало проведение так называемой, обвальной, или тотальной либерализации цен, поскольку сохранялся абсолютный монополизм

Основные даты жизни и деятельности Константина Рокоссовского

21. Констанций I Хлор — отец Константина

21. Констанций I Хлор — отец Константина 1 мая 305 года Диоклетиан и Максимиан выполнили свое обещание двадцатилетней давности и сложили с себя власть, передав ее Галерию и Констанцию Хлору. Новые августы, в свою очередь, должны были назначить себе в помощники и преемники

38. Святая Елена — мать Константина

38. Святая Елена — мать Константина Самым светлым, самым понимающим и самым помогающим человеком в жизни императора Константина была его мать — Елена. К сожалению, мы практически ничего не знаем о жизни матери Константина, о ее молодости, о ее пребывании в императорском

44. После Константина

44. После Константина После смерти Константина Римская империя далеко не сразу стала православной, потому что Церкви пришлось столкнуться и с арианской, и с языческой реакцией, но за последующие полвека события, связанные с религиозным обновлением Империи, происходили

Прощание Константина Александровича с Родиной

Эпоха посла Константина Уманского

Эпоха посла Константина Уманского Первый визит в советское посольство Вскоре после нашего приезда Кирилл позвонил из посольства:— Приезжай к пяти! Рая Михайловна к чаю приглашает.Оставив детей на попечение няни, я села в такси и назвала адрес: «Кальсада де Такубайя,

ВЫСТАВКИ КАРТИН КОНСТАНТИНА ВАСИЛЬЕВА

Из рассказа Константина Кедрова, метаметафориста (лето, 2013)

Из рассказа Константина Кедрова, метаметафориста (лето, 2013) Кедров, он же Кедров-Челищев, говорит о дружбе с Вознесенским. Константина Александровича действительно нередко видели рядом с Андреем Андреевичем. Кедров, человек, безусловно, талантливый, влюбленный в игры со

Константин был римским императором (306–337 гг. н. э.). Он первым принял христианство, и сыграл решающую роль в распространении этой религии. Вместе с соправителем Лицинием он издал Миланский эдикт в 313 году, который провозгласил терпимость ко всем религиям по всей империи.

Константин был великим военачальником, одержавшим крупные победы над франками и алеманнами в 306–308 годах, а затем над вестготами в 332 году и сарматами в 334 году. Это укрепило его политическую силу, поскольку он стал считаться человеком, который был способен объединить распадающуюся Римскую империю.

Становление правителя

Константин смог укрепить свою роль, доказав свое военное превосходство над соперниками. В 313 году вместе с Лицинием он подписал Миланский эдикт. Это легализовало христианство и разрешило свободу вероисповедания. Этот указ часто игнорировался, но все же это был важный момент с принципом терпимости к христианству, принятым в Римской империи.

Константин I Великий установил воскресенье как день богослужения и создал положения о возвращении конфискованного имущества церкви. В то время как Миланский эдикт поддерживал терпимость к христианам, в нем не упоминалось о евреях, и по мере того, как христианство стало доминирующей религией в Риме, наблюдалось усиление преследований против старого еврейского населения.

Римский император Константин I Великий

Взаимоотношения с соседями

Константин был очень влиятельной фигурой в мировой истории. Хотя мы можем сомневаться в искренности его христианства, он был первым римским правителем, который открыто терпел и позволял религии процветать. На смертном одре он совершил (приказал своим наследникам прекратить преследовать староверов), положив конец многовековым гонениям и фактически положив конец древнеримским языческим религиям.

Константин не только обеспечил успех христианства, но и определил его направление. Никейский собор имел решающее значение для формализации природы христианства, и Константин в основном был озабочен созданием сильной единой церкви, а не допуском гностических традиций. Потерявшись в результате новаторского принятия христианства, Константин также ввел важные социальные законы, такие как введение крепостного права.

Реформы правителя

Став императором как Востока, так и Запада, он начал проводить важные административные реформы. Армия была реорганизована, и разделение гражданской и военной власти, начатое его предшественником Диоклетианом, было завершено.

Центральное правительство управлялось Константином и его советом, известным как консистория крестца. Сенату были возвращены полномочия, которые он потерял в 3 веке, и были выпущены новые золотые монеты, остававшиеся стандартом обмена до конца Византийской империи. Константин вмешивался в церковные дела для достижения единства; он председательствовал на первом вселенском соборе церкви в Никее в 325 году.

Он также начал строительство Константинополя в 326 году на месте древнегреческой Византии. Город был достроен в 330 году (а позже расширен), с учетом римских учреждений и украшен древнегреческими произведениями искусства. Кроме того, Константин строил церкви на Святой Земле, где его мать (тоже христианка) якобы нашла Истинный Крест, на котором когда-то был распят Иисус. Император был крещен незадолго до своей смерти, 22 мая 337 года. Константин Великий объединил шатающуюся империю, реорганизовал римское государство и подготовил почву для окончательной победы христианства в конце 4 века. Многие современные ученые признают искренность его религиозных убеждений.

Читайте также: