Реформирование электроэнергетики россии кратко

Обновлено: 07.07.2024

Основные цели и задачи, подходы и принципы, этапы и механизмы реформирования электроэнергетического комплекса Российской Федерации определены в Постановлении Правительства РФ от 11 июля 2001 г. № 526 "О реформировании электроэнергетики Российской Федерации ", с учетом последующих изменений в нормативно-правовой базе цели и задачи реформирования были конкретизированы в Концепции Стратегии ОАО РАО "ЕЭС России" на 2005-2008 гг. "5+5".

Одним из основных итогов реформирования электроэнергетики станет преобразование существующего федерального (общероссийского) оптового рынка электрической энергии (мощности) в полноценный конкурентный оптовый рынок электроэнергии и формирование эффективных розничных рынков электроэнергии, обеспечивающих надежное энергоснабжение потребителей.

Основными целями реформирования электроэнергетической отрасли являются:

  • Повышение эффективности предприятий электроэнергетики;
  • Создание условий для развития отрасли на основе частных инвестиций.

При этом основными задачами реформы являются следующие:

  • Разделение отрасли на естественно-монопольные (в основном, передача и распределение электроэнергии, диспетчеризация) и конкурентные (производство электроэнергии, сбыт) виды деятельности;
  • Создание системы эффективных рыночных отношений в конкурентных видах деятельности;
  • Обеспечение недискриминационного доступа к услугам естественных монополий;
  • Эффективное и справедливое государственное регулирование естественных монополий, создающее стимулы к снижению издержек и обеспечивающее инвестиционную привлекательность естественных монополий.

ОАО РАО "ЕЭС России" будет стремиться к достижению указанных целей реформирования, с учетом:

  • обеспечения надежного и бесперебойного энергоснабжения добросовестных потребителей электро- и теплоэнергии в кратко- и долгосрочной перспективе;
  • обеспечения баланса между исполнением интересов собственников компании, государства и других заинтересованных субъектов, включая потребителей продукции и услуг, производимых в отрасли и сотрудников компании.

Реформирование электросетевого комплекса

В ходе реформы происходит увеличение и централизация государственного контроля над инфраструктурой электроэнергетики – передачей электроэнергии по магистральным сетям, функциями и активами оперативно-диспетчерского управления. Параллельно (в рамках развития рынка) осуществляется модернизация систем учета и контроля энергопотоков. Все это способствует повышению управляемости энергосистемы, надежности энергоснабжения.

Создание рынка повысит инвестиционную привлекательность сетевой инфраструктуры. Развитие сетевого комплекса создаст дополнительные возможности для перетоков электроэнергии, позволит увеличить их объемы. Благодаря этому расширится и усложнится география торговли электроэнергией, включая экспортно-импортные операции.

Разделение прежней монополии на отдельные компании по видам деятельности позволит консолидировать управление разрозненными активами. Это достигается, в частности, созданием операционных компаний на месте холдинговых. Подобная реструктуризация повысит управляемость новых субъектов отрасли, упростит реализацию единой стратегии, позволит консолидировать и привлекать со стороны значительные финансовые ресурсы.

Основные цели и задачи реформирования электросетевого комплекса:

  • обеспечить надежное функционирование электросетевого комплекса, являющегося технологической основой функционирования электроэнергетики;
  • обеспечить недискриминационный доступ к электрическим сетям;
  • обеспечить контроль государства за функционированием Единой национальной (общероссийской) электрической сети;
  • увеличить капитализацию единой компании в сравнении с суммой капитализаций отдельных РСК;
  • осуществлять эффективное регулирование деятельности по передачи электроэнергии на основе тарифов, обеспечивающих необходимую доходность используемого капитала;
  • обеспечить увеличение экономической эффективности деятельности сетевых компаний за счет снижения издержек, перевода на внешний подряд сервисных видов деятельности, осуществления закупок на конкурсной основе;
  • осуществлять привлечение в электросетевой комплекс средств для модернизации и техперевооружения оборудования на основе использования передовых технологий и в соответствии с современными стандартами качества.

С целью ускоренного развития электрических сетей и привлечения для этого инвестиций предусматривается возможность частного строительства линий электропередач в порядке и на условиях, которые определяются законодательством Российской Федерации.

Предлагаю Вам немного углубиться в историю российской электроэнергетики и рассмотреть причины реформирования отрасли.

Предпосылки реформирования электроэнергетической отрасли России

На протяжении всей истории развития электроэнергетической отрасли Советского союза, а потом и России начиная с плана ГОЭЛРО и до первого десятилетия двадцать первого века выработкой, передачей, диспетчерским управлением и сбытом электроэнергии занималось исключительно государство. Электроэнергетика была монополией, средства на ее развитие выделялись из государственного бюджета, все объемы приобретались и продавались по тарифам, устанавливаемым государством.
Положительными качествами, определившими современное состояние отрасли, стали:

  • увеличение размеров энергосистемы для получения эффекта масштаба
  • уменьшение потребности в резерве мощности за счет межтерриториальной аварийной взаимопомощи.
  • оптимизация режимов работы электростанций
  • повышение гибкости использования энергоисточников за счет прохождения территориальных максимумов нагрузки в различные моменты времени.

В течение десятков лет эта модель позволяла стремительными темпами наращивать генерирующие мощности, обеспечивать светом и теплом предприятия народного хозяйства, а также население.

Однако централизованная модель управления энергосистемой, имея несомненные положительные характеристики, тем не менее содержит в себе и негативные черты, такие как:

  • непрозрачность устанавливаемых тарифов
  • перекрестное субсидирование как внутри регионов, так и на межрегиональном уровне
  • отсутствие мотивации для всех субъектов от электростанции до конечного потребителя снижать свои издержки (стоимость единицы вырабатываемой электроэнергии, величину потерь в сетях, энергоемкость производства).

Перечисленные проблемы не были актуальны до начала 1980-х годов, пока общий кризис социалистического хозяйствования не привел к замедлению темпов развития экономики страны.

Последние двадцать лет двадцатого века характеризуются практически полной остановкой ввода новых мощностей. Так установленная мощность с 1990 по 1998 год увеличилась всего на 800 МВт (что составляет мощность одного крупного блока электростанции). Для сравнения в одном только 2019 году было введено более 3000 МВт. мощностей.

Но общеэкономический спад привел также к значительному снижению потребления, что позволило избегать дефицита электроэнергии.

Начиная с 1999 года обострились две принципиальные проблемы энергетики: во-первых, из-за замораживания роста тарифов и последствий дефолта 1998 г., когда всплеск инфляции не был компенсирован повышением доходов энергокомпаний, отрасль начала испытывать серьезный дефицит средств для инвестиций.

Структура российской электроэнергетики перед началом реформирования.

Каждое АО-энерго было монополистом в субъекте федерации.

То есть при таком субъектном составе конкуренция могла быть только на межрегиональном рынке между дефицитными и избыточными АО-энерго.

Цель и задачи реформирования

Основная цель реформы энергетической отрасли России начатой в конце 90-х начале 2000-х годов – повышение эффективности предприятий отрасли, создание условий для ее устойчивого развития на основе стимулирования инвестиций и, как следствие, обеспечение надежного и бесперебойного энергоснабжения потребителей.

При этом основными задачами реформы являются:

  • разделение отрасли на естественно-монопольные и конкурентные виды деятельности;
  • создание системы эффективных рыночных отношений в конкурентных видах деятельности;
  • обеспечение недискриминационного доступа к услугам естественных монополий;
  • эффективное справедливое государственное регулирование естественных монополий, создающее стимулы к снижению издержек и обеспечивающее инвестиционную привлекательность естественных монополий.

Давайте сформулируем что предполагалось сделать и в итоге было реализовано, простыми словами.

Одна организация, которая занимается в регионе всем, начиная от производства электроэнергии, заканчивая ее распределением не может эффективно функционировать в рыночных условиях.

Следовательно, АО-энерго нужно разделить на несколько компаний, каждая из которых будет выполнять один ключевой для себя вид деятельности.

Все виды деятельности разделили на монопольные и конкурентные.

Естественные монополии – это услуги по передаче электрической энергии и диспетчерское управление в электроэнергетике. Конкурентная деятельность – производство и сбыт электроэнергии.

Монопольные виды деятельности оставили под контролем государства. Конкурентные решено было передать в частные руки.

Изменение субъектного состава также потребовало кардинальной изменении модели ценообразования. Как уже было сказано, вся электроэнергия продавалась и приобреталась по тарифам, установленным государством.

Субъектный состав до начала реформирования.

Структура Российской энергетики по состоянию на 2000 год выглядела следующим образом:

Кроме того, в отрасли работали независимые поставщики электроэнергии, в основном генерирующие объекты крупных промышленных потребителей.

На розничном рынке помимо АО-энерго функционировали горэлектросети, как принадлежащие государству, так и акционированные и проданные частным лицам.

Но эти категории если и затронуло реформирование, то, что называется, заодно. Как мне кажется, про них специально никто не думал. Вопрос был в реформировании АО-энерго.

Территориальные особенности реформирования.

В зависимости от пропускной способности объектов электросетевого хозяйства, и также наличия либо отсутствия присоединения сетей к Единой национальной электрической сети вся территория страны была условно разделена на ценовые и неценовые зоны, а также изолированные энергорайоны.

Подробнее о территориальном делении я рассказывал в отдельной статье.

Реформирование

Активная стадия реформы, то есть разделение АО-энерго и продажа образовавшихся компаний началась в 2003 году и продолжалась до 2008 года.

План реформирования электроэнергетики предусматривал разделение отрасли на государственную и частную составляющие.

Государство оставило под своим контролем:

  • Федеральную сетевую компанию – сформированную для управления магистральными электрическими сетями напряжением 220 кВ и выше;
  • Межрегиональные распределительные сетевые компании, объединенные в Холдинг МРСК. В состав МРСК перешли распределительные сетевые активы АО-Энерго номиналом напряжения 110 кВ и ниже.

Сейчас компания сосредоточила под своим контролем также большое количество иных энергетических активов – генерирующих станций, гарантирующих поставщиков и пр.

Также государство оставило под своим контролем генерирующие, сетевые и энергосбытовые активы, расположенные неценовых зонах и изолированных энергорайонах. На Дальнем Востоке страны, например, данные активы перешли под управление РАО ЭС Востока, контролируемое Русгидро.

В частную собственность перешли 14 территориальных генерирующих компаний, сформированных из генерирующих мощностей бывших АО-энерго

6 оптовых генерирующих компаний, активы которых составили бывшие федеральные генерирующие компании.

Сбытовые компании также перешли в частные руки и в процессе реформирования получили статус гарантирующих поставщиков.

Коммерческую инфраструктуру оптового рынка электрической энергии и мощности представляют:

Сформированные в ходе реформы компании представляли собой предприятия, специализированные на определенных видах деятельности и контролирующие соответствующие профильные активы.

По масштабу профильной деятельности создаваемые компании превосходили прежние монополии регионального уровня: новые компании объединяли предприятия нескольких регионов, либо являлись общероссийскими.

Заключение.

Логика реформирования, по моему личному мнению, была верной. Ведь нельзя одинаково хорошо выполнять множество разнородных бизнес-процессов, как это было в АО-Энерго.

К сожалению, после завершения реформирования электроэнергетики, а напомню после ликвидации РАО ЕЭС России прошло уже 12 лет, доля государства в субъектах рынка неуклонно растет.

А монополизация рынка не может не сказываться на эффективности его функционирования.

Но изменение субъектного состава – это только часть преобразований. Для нормальной работы вновь созданных субъектов электроэнергетики была создана принципиально иная модель ценообразования. Но о ней мы поговорим в другой раз.

Производство электроэнергии в России (в млрд кВт∙ч) и мощность всех электростанций России (в ГВт) в 1991—2010 годах

На втором этапе завершились структурные преобразования активов энергохолдинга. Часть активов и функций передали государству, часть — инфраструктурным компаниям. Всего из РАО ЕЭС в ходе второго этапа реорганизации этой компании было выделено 6 ОГК, 14 ТГК, 11 МРСК и ГидроОГК. В ходе реформы РАО привлекались частные инвестиции. Делалось это за счет размещения и продажи акций компаний. Общий объём частных инвестиций, привлечённых в ходе реформы, составил 803,5 млрд рублей.

Содержание

Чтобы энергосистема работала бесперебойно, необходимо постоянное обновление энергообъектов, строительство новых. Во времена СССР строительство велось за счёт государства. После распада СССР финансирование строек практически прекратилось. [1]

На тот момент о стратегии реформы электроэнергетики в России шли серьезнейшие споры, и, что самое плохое, ничем не мог помочь и мировой опыт. Энергосистем такого масштаба, как российская, в мире просто нет. [5]

В реформе с точки зрения технологии важно разделение АО-энерго по функциональному признаку: появление в регионах генерирующих, сетевых, сбытовых компаний с последующей межрегиональной интеграцией. На базе генерирующих активов в свою очередь созданы оптовые и территориальные генерирующие компании (ОГК, ТГК). А сетевые объекты легли в основу межрегиональных сетевых компаний. Распредсети перешли в МРСК, а магистральные, объединяющие регионы — в Федеральную сетевую компанию. [9]

Для формирования конкуренции нужно сначала сформировать рынки. И не один рынок — а рынки, систему рынков. Основой этой системы стала модель конкурентного оптового рынка электроэнергии, запущенная 1 сентября 2006 года, в рамках которой идет постепенная либерализация с выходом к 2011 году на полностью свободные цены. Одновременно началась либерализация розничных рынков. Но основа — именно опт. [14]

Тезис о том, что российская электроэнергетика не может развиваться без инвестиций, очевиден: более десятилетия было потеряно, в отрасль не вкладывались деньги вообще, а в 2000-е годы пошел бурный рост потребления электричества. К 2005 году в ряде регионов потребляли столько же, сколько в 1991 году, причем темп роста потребления каждый год удваивался. Это привело к дефициту электроэнергии в первую очередь в динамично развивающихся регионах — Москве, Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, Тюмени. [18]

После 2012 года инвестиционный процесс, как предполагается, из взрывообразной стадии выйдет на стационарную. Централизованное планирование охватит только магистральную и распределительную сетевые компоненты, а также гидро- и атомную генерацию. А тепловая генерация, вырабатывающая более 60 % электроэнергии, будет развиваться на основе рыночных сигналов. [22]

Это о магистральных сетях. С распределительными сетями все несколько сложней: такие сети замкнуты на региональных потребителей, стратегическому инвестору они мало интересны. Приватизировать их тоже нельзя (по крайней мере, закон запрещает это делать до 2011 года, и эксперты считают такой запрет экономически и политически разумным). Остаются две потенциальные возможности: инвестиционная составляющая в тарифе и плата за присоединение к сетям. К 2011 году плату планируется отменить, поскольку эксперты считают, что к тому времени заработают сугубо рыночные механизмы. [24]

Объем ежегодных капитальных вложений в отрасли с 2002 до 2009 года увеличивается в 17 раз, мощность ежегодных вводимых в строй энергетических объектов — в 20 раз. Эти процессы провоцируют рост в промышленности, которая обеспечивает энергетиков оборудованием, стройматериалами и так далее. [25]

Реформа энергетики сегодня стала свершившимся фактом. Деньги в развитие отрасли пошли. Мы постоянно слышим о вводах новых объектов, самые последние примеры — в Липецкой и Ивановской областях, Москве. А на самом деле вся страна превращается в гигантскую энергостройку. [26]

Результатом реформы стало создание 10 ТГК, 6 ОГК, РусГидро, ФСК, МРСК, СО ЦДУ, а также ряда профильных научно-технических центров. [28]

Главной целью и важнейшим результатом реформы энергетики стало привлечение инвестиций в отрасль. [29]

К результатам проводимых реформ можно отнести ввод ряда крупных энергоблоков в последние годы на таких станциях, как Северо-Западная ТЭЦ, Ивановская ГРЭС, Сочинская ТЭС, Уфимская ТЭЦ-5, Калининградская ТЭЦ-2, Тюменская ТЭЦ-1, Московская ТЭЦ-26. [30]

Электросетевые компании остались под контролем государства

Электросетевые компании остались под контролем государства

Фото: Евгения Яблонская, Коммерсантъ

Электросетевые компании остались под контролем государства

Фото: Евгения Яблонская, Коммерсантъ

Реформа российской электроэнергетики началась в конце 1990-х годов. К этому времени около 20 региональных энергосистем в стране находились в банкротском состоянии. Как вспоминают участники рынка, оплачивалось менее 80% потребления электроэнергии, оборудование практически не ремонтировалось, на новые блоки электростанций не было средств, энергетики устраивали забастовки и голодовки.

Только в течение 2007 года стали частными почти половина электростанций и 22 сбытовые компании страны. За счет продажи только пакетов акций генерирующих компаний к I кварталу 2008 года удалось привлечь 629 млрд руб., из которых 340 млрд руб. были направлены на реализацию инвестиционных программ (строительство новых энергоблоков и модернизация существующих).

Реформа энергетики позволила привлечь иностранные инвестиции. Например, итальянская корпорация Enel вложила средства в модернизацию Среднеуральской ГРЭС

Реформа энергетики позволила привлечь иностранные инвестиции. Например, итальянская корпорация Enel вложила средства в модернизацию Среднеуральской ГРЭС

Фото: Евгения Яблонская, Коммерсантъ

Реформа энергетики позволила привлечь иностранные инвестиции. Например, итальянская корпорация Enel вложила средства в модернизацию Среднеуральской ГРЭС

Фото: Евгения Яблонская, Коммерсантъ

На первом этапе реформы был принят пакет федеральных законов, что положило начало преобразованию областных энергокомпаний. В состав РАО ЕЭС входили 72 АО-энерго.

Фото: Михаил Разуваев, Коммерсантъ

Фото: Михаил Разуваев, Коммерсантъ

Энергосистема Свердловской области

Читайте также: