Реформация в германии 7 класс кратко

Обновлено: 05.07.2024

Реформация, времена раскола христианства на католицизм и протестантизм в Германии 16 века.

Беспорядки и стычки между католиками и протестантами начались, когда появились новые идеи относительно христианской религии, и люди стали выбирать между католицизмом и протестантизмом.

Католики верили, что спасение может быть найдено путем совершения определенных действий, таких как признание таинств (крещение и причастие) и исповедь священнику. Что оставляло власть в руках церкви.

Протестанты верили, что церковь не должна иметь власти над отношениями человека с богом. Каждый человек ответственен за чтение Библии, и ее толкование.

Реформация 16 века, одно из самых важных событий в истории человечества, ведущее в современную эпоху.

Христиане разделились на католицизмом и протестантизм, религиозное единство, которое когда-то держало общество вместе, развалилось. Это привело к возникновению индивидуальной мысли и индивидуальных мнений относительно религии. Это неизбежно привело к свободному мышлению в других областях, таких как политика, экономика и социальная структура.

Теоретик инакомыслия крестьян

Немецкий монах, Мартин Лютер, навсегда изменивший христианство, написавший и обнародовавший, в 1517 году, свои 95 тезисов, одна из самых влиятельных и противоречивых фигур в истории христианства.

Лютер подверг сомнению некоторые из основных принципов римского католицизма, и его последователи вскоре отделились от Римско-Католической Церкви, чтобы начать протестантское движение. Он считал, что папа не должен обладать абсолютной властью. Верил сам и убеждал остальных, что Библия должна обладать властью и что каждый человек имеет такую же власть над своей религией, как и церковные чиновники.

Распространяясь по Европе, его мысли и идеи коренным образом начали менять мировоззрение большой части населения, особенно беднейших слоев и крестьянства.

Крестьянская война

Все больше и больше богатств и земли накапливалось в руках немногих. Простой человек, был пойман в ловушку крепостничества и не имел никаких прав, и в то же время должен был заплатить высокие налоги церкви и непосильную арендную плату за часто бесполезные куски земли. Большинство крестьян не могли свести концы с концами, а их лорды жировали.

Местные вспышки недовольства крестьян в отдельных местах Германии и Австрии подавлялись с особой жестокостью, а их лидеров казнили.

Стимулирующим событием для масштабных выступлений стала первая европейская декларация прав человека в 1525 году, "12 статей Меммингена". Двенадцать статей призывали, среди прочего, к отмене крепостного права, прекращению рабского, неоплачиваемого труда, праву каждой общины выбирать своего пастора и контролировать десятину, выплачиваемую пастору, свободе бедных людей собирать дрова в лесах, восстановлению права ловить рыбу в реках и прекращению налога на смерть, уплачиваемого крепостными, когда умер член семьи.

Развитие печатания и распространение этих статей по всей империи резонировали с крестьянскими настроениями и катализировали огненную бурю.

Восстание началось летом 1524 года в графстве Санкт-и-хлинген, в районе Верхней Швабии недалеко от границы Германии и Швейцарии. Быстро распространилось в Южной и Западной Германии, а также в Швейцарии и Австрии. Весной 1525 года пять больших групп крестьян бродили по сельской местности, сжигая дома знати и князей и привлекая на свою сторону горожан. Бедные горожане и городские ремесленники присоединялись к восстанию.

Крестьяне были разгромлены в сражении при Франкенхаузене, 15 мая 1525 года, хорошо вооруженной армией наемников. Более 5000 крестьян были убиты, вожди схвачены и казнены.

Вообще в восстании приняли участие 300 тысяч человек, около 100 тысяч были убиты. Крестьяне не выиграли ни одного из своих требований. Правители, интерпретируя войну как повод для репрессий, ввели законы, более строгие, чем раньше.

Крестьянским армиям не хватало общей структуры и адекватного вооружения. Многие бойцы не имели опыта в военной тактике. Отсутствие единого руководства, дисциплины и организованности привело к гибели многих крестьян.

Реформация XVI века — это ключевой этап в истории Европы. Реформация — это движение за обновление католической церкви и пересмотр религиозных догм. Это движение привело к появлению новых конфессиональных течений и к потере католической церковью монополии.

Реформация и крестьянская война в Германии

Предпосылки к реформации

Важнейшими предпосылками реформации были, прежде всего:

  • распространения философии гуманизма, провозгласивший человека хозяином своей судьбы и связанная с ней обмирщение сознания;
  • также к предпосылкам следует отнести распространение новых религиозных учений — ереси, с точки зрения официальной церкви, в которых основной акцент делался на внутреннее стремление человека к богу, а не на религиозные обряды;
  • также к предпосылкам реформации можно отнести распространение книгопечатания и подъем образования.

К причинам реформации следует отнести:

  • во-первых, богатство церкви и вызывающее поведение священников. Нередко их критиковали за чревоугодие, корыстолюбие и невежество. Такое поведение вызывало недовольство всех социальных слоев;
  • также стремление светских властей подчинить себе церковь на своих территориях и секуляризировать церковные земли;
  • недовольство бюргерства и крестьянства церковной десятиной и другими церковными поборами тоже является одной из причин реформации;
  • ну и, наконец, следует назвать продажу индульгенций.

Начало реформации

Реформация началась в Германии. В XV-XVI веках Германия представляла собой конгломерат земель: курфюршество, герцогство, маркграфство и так далее, которые управлялись фактически независимыми князьями. Власть императора над ними была весьма условна. Хотя имперская корона и оставалась у дома Габсбургов, но ее судьбу решали курфюрсты, поскольку они имели право выбирать императора. Также часть германских земель принадлежала церкви и управлялась независимыми духовными князьями.

Короли Англии и Франции, которые управляли централизованными монархическими государствами, укрепляли свою власть и боролись со стремлениями Папы Римского к верховенству над светскими властями. Германия же, составлявшая большую часть священной Римской империи, продолжала отправлять в Рим большие деньги, что вызывало недовольство, как горожан и крестьян, так и части князей.

Мартин Лютер

Лидером реформации стал Мартин Лютер, католический священник и преподаватель теологии в Виттенбергском университете. 31 октября 1517 года он прибил к дверям Виттенбергского собора свои знаменитые 95 тезисов против индульгенции. Мартин Лютер утверждал, что покупка индульгенции освобождает лишь от наказания, наложенного церковью, а искупление греха возможно только покаянием и добрыми делами. Священники, злоупотребляющие продажей индульгенцией и богатство церкви, по мнению Лютера, подрывает не только авторитет самой церкви, но и авторитет Папы Римского.

Следует отметить, что Мартин Лютер критиковал не столько Папу Римского, хотя и отмечал недопустимость его богатства, вызывающее недовольство паствы. Он критиковал скорее священников, злоупотребляющих своей властью.

Давайте прочтем несколько отрывков из этого произведения: «Поэтому ошибаются те проповедники индульгенций, которые объявляют, что посредством Папских индульгенций, человек избавляется от всякого наказания и спасается. Если кому-нибудь может быть дано полное прощение всех наказаний, то несомненно, что она дается наиправеднейшим, то есть немногим.

Должно учить христиан: Папа не считает покупку индульгенции, даже в малой степени сопоставимой с делами милосердия.

Должно учить христиан: тот, кто, видя нищего и пренебрегая им, покупает индульгенцию, не получит Папского прощения, но гнев Божий навлечет на себя.

Должно учить христиан: если они не обладают достатком, им вменяется в обязанность оставлять необходимое в своем доме и ни в коем случае не тратить достояние на индульгенции.

Должно учить христиан: покупка индульгенции — дело добровольное, а не принудительные.

Тезисы Мартина Лютера были признаны в то время ересью, и в 1520 году Папа издал буллу об отречении священника от церкви. Но он сжёг это папское послание на глазах у своих студентов. Вступив в полемику с Папой Римским, Мартин Лютер издал несколько сочинений, в которых изложил свои взгляды на религию и церковь. У него появилось много последователей среди немецкого бюргерства и дворянства, поскольку его учение отвечало их утилитарным интересам. Речь идет о желании бюргерства освободиться от церковных поборов и желание князей секуляризировать церковные земли и укрепить собственную власть.

Главная идея учения Мартина Лютера

Главная идея учения Мартина Лютера заключалась в том, что человек спасается только верой в Бога и не нуждается при этом в посредничестве церкви.

Спасение только верой — вот ключевой тезис его учения.

Католическая же церковь утверждала, что человек может получить прощение только при помощи церкви. Мартин Лютер считал, что церковь не должна быть богатой, и поэтому поддерживал идею секуляризации церковных земель. Из семи христианских таинств он предлагал оставить только два: крещение и причастие, поскольку только они упоминаются в Библии, а остальные пять он считал изобретением католической церкви.

Мартин Лютер выступал за перевод Библии с латыни, на которой не говорила паства на национальные языки. Это давало возможность верующим самостоятельно изучать Библию, при этом на священников возлагалась задача помощи в чтении Библии. На национальных языках должно было идти и богослужение. Пышность церковных обрядов, почитание икон, святых и мощей Мартин Лютер объявил идолопоклонством.

Преследования Мартина Лютера

В 1521 году император священной Римской империи Карл V вызвал Мартина Лютера на Вормсский рейхстаг. Туда же прибыли и посланники Папы Римского, которые требовали от Лютера отречения от его еретических взглядов. Но Лютера поддержала группа северо-германских князей, которая желала разрыва с Римом и укрепления собственной власти.

Над ним нависла реальная угроза ареста, но его спасли северо-германские князья, которые спрятали священника в одной из крепостей саксонского курфюрста Фридриха. Таковы были ключевые положения религиозного учения Мартина Лютера. Основанная на его учении церковь получила название лютеранская.

Последователи Мартина Лютера

Между тем последователи Мартина Лютера перешли к действию. В Саксонии и некоторых других немецких княжествах католическую мессу заменили проповедью. Из церквей выбрасывали иконы, таким образом, было уничтожено множество предметов средневекового искусства. В борьбу постепенно вовлекались крестьянства, бюргерства и разорившиеся рыцарства.

Появилось и желание политической реформации. Тяжелое социально-экономическое положение немецкого крестьянства обусловило столь быстрое распространение в его среде учений о справедливом политическом переустройстве. Зарождение капиталистических отношений в деревне привели к захвату дворянством христианских общинных земель, а также к увеличению налогов и к разорению и закрепощению части германского крестьянства.

Крестьянские восстания в Германии

Крестьяне требовали установления оброка и барщины по справедливости и отмены всех дополнительных поборов, в частности, отмены штрафов. Особой статьей они требовали отмены, так называемого, посмертного побора, который взимался с семьи умершего крестьянина и к которому, как правило, добавлялся и побор за право пользования наследством.

Постепенно восстание переместилась с юго-запада в центральные земли Германии. Наиболее организованным оно было в Тюрингии. Горожане и разорившееся рыцарства, примкнувшие к крестьянам, составили свою программу. Это, так называемая, Гейльброннская программа. Она ограничивала власть князей, и предусматривала централизацию страны.

Согласно этому документу в стране должны были быть созданы единые органы управления, подчиненные императору. Власть духовенства была ограничена и церковь лишалась собственности. Также документ предусматривал отмену внутренних таможен и введение единой денежной системы, и единой системы мер и весов. Программа практически не учитывала интересы крестьянства, в частности, указывалось, что крестьяне могут освободиться от феодальных повинностей путем выкупа феода в 20 кратном размере. Несмотря на то, что эта программа могла стать базой для объединения немецкого общества, крестьяне так и не смогли созвать съезд, чтобы обсудить ее. Хорошо вооруженные армии князей довольно быстро разбили разрозненные отряды крестьян. К концу 1525 года восстание было полностью подавлено.

Появление протестантизма

После окончания крестьянской войны часть германских князей продолжила секуляризацию церковных земель. Некоторые духовные князья отказывались от своего сана и объявляли себя государями своих прежних духовных княжеств. Так, например, поступил великий магистр Тевтонского ордена, который в 1525 году принял титул герцога Прусского. Другая часть князей, напуганная крестьянской войной и видевшая ее причины в реформации, осталась верной католицизму.

Противостояние князей протестантов и князей католиков

Противостояние князей протестантов и князей католиков, которых поддерживал император, вылилось в две войны. Это так называемые Шмалькальденские войны. Но боевые действия не привели к перевесу ни одной из сторон и в 1555 году в Аугсбурге был заключен религиозный мир. Император признал право князей самостоятельно решать, какой будет религия в их государстве. Таким образом, восторжествовал принцип: чья земля, того и вера. Подданные же должны были исповедовать ту религию, к которой принадлежал их князь.

Северные и северо-восточные земли Германии, а также некоторые центральные княжества, приняли лютеранство. Юг остался католическим. Аугсбургский религиозный мир закрепил политическую раздробленность Германии. Постепенно в XVI веке лютеранство распространилось в Европе. Оно стало официальной религией в Дании, Норвегии, Финляндии и прибалтийских землях.

Вслед за началом эпохи культурного возрождения, Великих географических открытий и острого международного соперничества в Европе начался грандиозный переворот в духовной сфере, принявший форму религиозной Реформации.

Предпосылки Реформации

Дж. Беллини. Процессия с реликвией Св. Креста на площади Св. Марка. Венеция. 1496 г.


Дж. Беллини. Процессия с реликвией Св. Креста на площади Св. Марка. Венеция. 1496 г.

Основной причиной Реформации стал внутренний кризис самой католической церкви. Протест против официальной церкви проистекал из глубины религиозного чувства. Необходимо учитывать, что религия имела первостепенное значение в духовной жизни средневекового человека, определяя всё его мировоззрение, а через него — повседневное поведение. Именно поэтому любые перемены в этой области имели большие последствия и оказывали влияние буквально на все стороны жизни.

Неприятие вызывали, прежде всего, растущие материальные запросы римской церкви. Все верующие платили десятину — особый налог в размере 1/10 всех доходов. Велась открытая торговля церковными должностями, усилившаяся в начале XVI в. в связи с Итальянскими войнами. Умение верхушки католической церкви находить всё новые и новые источники богатств казалось неисчерпаемым. По всей Европе существовало огромное количество монастырей, имевших обширные земельные владения и иные богатства, с многочисленным населением, образ жизни которого давал повод для упрёков в праздности.

Важнейшую роль в успехе Реформации сыграло стремительное развитие книгопечатания, позволившее сделать Библию более доступной, что и создавало условия для широкого распространения новых религиозных идей.

Германия накануне Реформации

Католическая церковь в Германии занимала исключительно привилегированное положение по сравнению с другими странами. Она владела почти третью всей германской земли и распоряжалась огромным количеством крестьян. Церковь в Германии больше, чем любая другая, зависела от Рима. Упадок императорской власти давал папам возможность практически бесконтрольно действовать на территории Священной Римской империи германской нации.

Сатирическая гравюра, разоблачающая папскую торговлю индульгенциями


Сатирическая гравюра, разоблачающая папскую торговлю индульгенциями

Начало Реформации в Германии

Продажа индульгенций, начатая для финансирования строительства собора Св. Петра в Риме, приобрела особенно широкий размах при папе Льве X (1513-1521 гг.). Человеком, бросившим ему вызов, стал саксонский монах Мартин Лютер (1483—1546).

М. Лютер


М. Лютер

Будущий реформатор родился в семье рудокопа, ставшего впоследствии владельцем небольшого медеплавильного предприятия. Он сумел получить университетское образование, несколько лет провёл в монастыре, а затем начал преподавать богословие в университете г. Виттенберга, расположенного во владениях герцога Саксонского. Хорошее знание церковной жизни и многолетние размышления над религиозными проблемами привели Лютера к мысли о необходимости очистить католическую церковь от пороков, вызывавших всеобщее возмущение. Средство к достижению этой цели он видел в возврате к идеалам раннего христианства, когда единственным авторитетом для христиан был текст Библии в его первозданной чистоте.

Переведённые с латыни на немецкий язык тезисы Лютера стремительно распространялись по всей Германии, заставляя миллионы его соотечественников задуматься над сложившимся в их стране положением. Попытка папы опровергнуть опасные мысли привела лишь к тому, что внимание народа ещё более сосредоточилось на Лютере.

Реформация в Германии


Реформация в Германии

Лютер подготовил перевод Библии на немецкий язык, который сыграл колоссальную роль в истории германской культуры, дав импульс к формированию немецкого литературного языка. Перевод Лютера лёг в основу всей системы немецкого образования, которой он всегда придавал большое значение.

Мартин Лютер за переводом Библии в замке в Вартбурге. Гравюра. 1530 г.


Мартин Лютер за переводом Библии в замке в Вартбурге. Гравюра. 1530 г.

Библия в переводе Мартина Лютера


Библия в переводе Мартина Лютера

Религиозное учение, основанное на идеях Лютера, получило название лютеранство. В настоящее время оно насчитывает десятки миллионов последователей во многих странах мира (их называют также евангельскими христианами, или евангелистами).

Крестьянская война

Реформация породила всеобщие надежды на преобразование германского общества. По всей стране распространялось убеждение, что мир находится накануне переворота, подготовленного всем ходом истории. Никогда ранее Германия не переживала такой поры надежд, энтузиазма, веры в быстрое обновление.

Ненависть к Риму на какое-то время заставила немцев забыть о различии интересов, но чем шире становился круг вовлечённых в движение социальных сил, тем явственнее давали знать о себе их противоречия и несхожие цели.

Первым на защиту своих интересов выступило германское рыцарство. Однако поднятое рыцарями восстание потерпело неудачу, что привело к его ослаблению как самостоятельной общественной силы и постепенному исчезновению с исторической арены.

Вооружённые крестьяне. Гравюра XVI в.


Вооружённые крестьяне. Гравюра XVI в.

Крестьянская война в Германии


Крестьянская война в Германии

Борьба носила крайне ожесточённый характер, в ходе подавления крестьянских восстаний погибло около 100 тыс. человек.

Княжеская реформация и итоги Реформации в Германии

В Германской империи существовали две категории князей: князья светские и князья церковные. Между ними существовали серьёзные противоречия. Реформация открывала перед светскими князьями возможности для расширения своих владений за счёт владений церковных князей.

Стремительному распространению Реформации по всей империи способствовала также борьба за власть между императором и князьями. Реформация позволяла светским князьям укрепить своё положение в Империи за счёт ослабления власти монарха.

Попытка Карла V восстановить церковное единство Германии не удалась. Обстоятельства, связанные с внешней политикой, вынудили императора надолго отложить борьбу против протестантов. Только заключённый в 1544 г. мир с Францией развязал Карлу V руки для борьбы с протестантами. Первая религиозная война в Германии (1546-1547 гг.) завершилась решительной победой императора. Однако в ходе второй войны 1552 г. протестанты выступили в союзе с королём Франции и быстро добились победы.

Видя крушение своих идеалов, Карл V отрёкся от всех титулов, чтобы закончить свою жизнь в одном из испанских монастырей.

Итоги Реформации в Германии

В результате Реформации произошло полное преобразование Германии. Отныне Империя была расколота на две неравные части. Протестантизм победил преимущественно на севере. Юг Империи, включая наследственные владения Габсбургов и Баварию, остался по большей части католическим.

Каждый князь сам устанавливал веру своих подданных, что ещё более усилило раздробленность Германии и уничтожило какие-либо возможности для предотвращения её в централизованное государство по образцу других стран Европы.

Использованная литература:
В.В. Носков, Т.П. Андреевская / История с конца XV до конца XVIII века


Вслед за началом эпохи культурного возрождения, Великих географических открытий и острого международного соперничества в Европе начался грандиозный переворот в духовной сфере, принявший форму религиозной Реформации.

Конспект

Реформацией называют движение за перестройку христианской церкви конце XV в. — начале XVI в. Современников поражало лицемерие высших сановников церкви, которые проповедовали неприхотливость и воздержание от светских наслаждений, а сами жили в роскоши, жадно накапливая огромные богатства, значительную долю которых составляли доходы от продажи индульгенций — специальных папских грамот, свидетельств об отпущении как совершенных, так и еще не совершенных грехов. Светская власть возмущалась постоянными политическими интригами пап и кардиналов, их вмешательством во внутренние дела европейских государств.

В конце XV в. — начале XVI в. Германия была составной частью Священной Римской империигерманской нации. Князья играли большую роль в жизни Германии. Семь князей-курфюрстов, избиравшие императора, всячески противодействовали усилению его власти и оставляли за собой право самостоятельно решать важные дела. Католическая церковь претендовала на первостепенную роль в жизни раздробленной Германии. Она имела здесь гораздо более широкое поле деятельности, чем в странах с сильной центральной властью. Католической церкви принадлежали огромные земельные владения и даже города. Всю Германию заполонили продавцы индульгенций, святых реликвий и различные сборщики платежей в пользу церкви.

Реформация началась в Германии с выступления ученого богослова из города Виттенберга Мартина Лютера. Предки Лютера были крестьяне. От них он унаследовал умение выстоять в самых трудных ситуациях. Семья Мартина была бедна. Воспитание дома было строгое, побои служили главным педагогическим средством. Еще ребенком он решил уйти в монастырь, чтобы спастись от нищеты. Лютер окончил Эрфуртский университет и стал ученым-богословом.


Рис. 1. Мартин Лютер (Источник)

Летом 1524 г. в Германии на юге страны восстали крестьяне. Вождем народной Реформации стал священник Томас Мюнцер.

Реформация в Западной Европе

Реформация в Европе в XVII в. Крестьянская война в Германии

В ходе Крестьянской войны свою программу подготовили также пред­водители той части бюргерства и дворянства, которая присоединилась к повстанцам. Это был проект имперской реформы, направленной на цен­трализацию страны. Предусматривалось, что вся власть в государстве сосредоточится в руках императора, всевластию князей будет положен конец, а сами они превратятся в государственных должностных лиц. Духовенство отстранялось от светской власти, церковное имущество под­лежало секуляризации. Из этого фонда планировалось предоставить зем­лю рыцарям, которые взамен были обязаны нести военную службу госу­дарству. Большое внимание уделялось интересам горожан. Для содей­ствия развитию ремесла, торговли и предпринимательства предлагался ряд мер: отмена пошлин между отдельными немецкими княжествами, введение единых меры, веса и монетной системы. Считалось, что бюргерство получит право принимать участие в разработке государственных законов. Чаяния крестьян также учитывались. Им программа обещала отмену личной зависимости и освобождение от повинностей, правда, только при условии выплаты большого выкупа. Внести его были в состо­янии лишь зажиточные крестьяне.

Конец Крестьянской войны. Гравюра. XVI в.

Альбрехт Дюрер. Трое крестьян. 1497-1500 гг.

Кое-где напуганное дворянство пошло крестьянам на уступки, но в целом поло­жение крестьян ухудшилось. Не осуществились также чаяние тех, кто надеялся на проведение политической реформы и создание единой Германии. Победителями в борьбе вышли князья. После подавления крестьянских выступлений в их руках ока­залась не только судьба церкви, но и судьба Германии в целом.

Вопросы по этому материалу:

Реформация и крестьянская война в Германии

Движение за обновление католической церкви привело к появлению новых конфессиональных течений (см. Конфессия), таких как лютеранство, кальвинизм, англиканская церковь, баптизм и др. Множество самостоятельных течений и церквей, которые возникли в ходе Реформации, получили название протестантизм.

Германия накануне Реформации

Католическая церковь в Германии занимала исключительно привилегированное положение по сравнению с другими странами. Она владела почти третью всей германской земли и распоряжалась огромным количеством крестьян. Церковь в Германии больше, чем любая другая, зависела от Рима. Упадок императорской власти давал папам возможность практически бесконтрольно действовать на территории Священной Римской империи германской нации.



Сатирическая гравюра, разоблачающая папскую торговлю индульгенциями

Предпосылки реформации

Социокультурные:

• распространение философии гуманизма (см. Гуманизм) и обмирщение сознания,
• подъем образования,
• распространение книгопечатания.

Религиозные и экономические:

• богатство церкви и недостойное поведение священнослужителей,
• продажа индульгенций (см.Индульгенция),
• желание светских властей подчинить церковь и добиться передачи церковных земель в светское владение (секуляризации церковных земель, см. Секуляризация) ,
• недовольство бюргерства и крестьянства десятиной (см. Десятина (церковная) ) и другими церковными поборами.

Предпосылки Реформации



Дж. Беллини. Процессия с реликвией Св. Креста на площади Св. Марка. Венеция. 1496 г.

Основной причиной Реформации стал внутренний кризис самой католической церкви. Протест против официальной церкви проистекал из глубины религиозного чувства. Необходимо учитывать, что религия имела первостепенное значение в духовной жизни средневекового человека, определяя всё его мировоззрение, а через него — повседневное поведение. Именно поэтому любые перемены в этой области имели большие последствия и оказывали влияние буквально на все стороны жизни.

Неприятие вызывали, прежде всего, растущие материальные запросы римской церкви. Все верующие платили десятину — особый налог в размере 1/10 всех доходов. Велась открытая торговля церковными должностями, усилившаяся в начале XVI в. в связи с Итальянскими войнами. Умение верхушки католической церкви находить всё новые и новые источники богатств казалось неисчерпаемым. По всей Европе существовало огромное количество монастырей, имевших обширные земельные владения и иные богатства, с многочисленным населением, образ жизни которого давал повод для упрёков в праздности.

Важнейшую роль в успехе Реформации сыграло стремительное развитие книгопечатания, позволившее сделать Библию более доступной, что и создавало условия для широкого распространения новых религиозных идей.

Участники

Мартин Лютер (1483–1546) – католический священник, доктор богословия Виттенбергского университета, глава Реформации в Германии, основатель лютеранской церкви.

Лев X – папа римский.

Карл V – император Священной Римской империи.

Томас Мюнцер (1488–1525) – священник, идеолог народной Реформации в Германии, один из предводителей в Крестьянской войне.

Крестьянская война

Реформация породила всеобщие надежды на преобразование германского общества. По всей стране распространялось убеждение, что мир находится накануне переворота, подготовленного всем ходом истории. Никогда ранее Германия не переживала такой поры надежд, энтузиазма, веры в быстрое обновление.

Ненависть к Риму на какое-то время заставила немцев забыть о различии интересов, но чем шире становился круг вовлечённых в движение социальных сил, тем явственнее давали знать о себе их противоречия и несхожие цели.

Первым на защиту своих интересов выступило германское рыцарство. Однако поднятое рыцарями восстание потерпело неудачу, что привело к его ослаблению как самостоятельной общественной силы и постепенному исчезновению с исторической арены.



Вооружённые крестьяне. Гравюра XVI в.



Крестьянская война в Германии

Борьба носила крайне ожесточённый характер, в ходе подавления крестьянских восстаний погибло около 100 тыс. человек.

Основные положения учения Лютера:

• Человек спасается только личной верой в бога и не нуждается в посредничестве церкви.
• Вера дается только милостью божьей.
• Церковь не должна быть богатой.
• Сохранить следует только два таинства из семи – крещение и причастие (см. Таинства церковные).
• Библия – единственный авторитет в делах веры. Самостоятельное ежедневное чтение Библии – обязанность верующего. Поэтому Библию необходимо переводить на национальные языки.
• Богослужение в церкви тоже должно вестись на национальных языках.
• Пышные обряды, почитание мощей и икон – идолопоклонство.
• Монашества быть не должно.

Итоги Реформации в Германии

В результате Реформации произошло полное преобразование Германии. Отныне Империя была расколота на две неравные части. Протестантизм победил преимущественно на севере. Юг Империи, включая наследственные владения Габсбургов и Баварию, остался по большей части католическим.

Каждый князь сам устанавливал веру своих подданных, что ещё более усилило раздробленность Германии и уничтожило какие-либо возможности для предотвращения её в централизованное государство по образцу других стран Европы.

Использованная литература:
В.В. Носков, Т.П. Андреевская / История с конца XV до конца XVIII века

Кол-во блоков: 14 | Общее кол-во символов: 19027
Количество использованных доноров: 3
Информация по каждому донору:

Читайте также: