Реформа сельского хозяйства март 1965 г кратко
Обновлено: 05.07.2024
Выдающуюся роль в умиротворении страны сыграл П.А. Столыпин – последний крупный государственный деятель дореволюционной России (возглавлял правительство в течение 5 лет, с 1906 по 1911 г.). Пётр Арка́дьевич Столы́пин (1862-1911) — государственный деятель Российской империи. В разные годы занимал посты уездного предводителя дворянства в Ковно, губернатора Гродненской и Саратовской губернии, министра внутренних дел, премьер-министра. В российской истории начала XX века известен в первую очередь как реформатор и государственный деятель, сыгравший значительную роль в подавлении революции 1905—1907 годов. В апреле 1906 года император Николай II предложил Столыпину пост министра внутренних дел России. Вскоре после этого правительство было распущено вместе с Государственной думой I созыва, а Столыпин был назначен новым премьер-министром.
Программа модернизации Столыпина П.А. включала в себя ряд проектов законов и нормативных актов, разработанных министерствами и ведомствами в начале XX века.
- решение проблемы малоземелья крестьян Центральной России
- преодоление отсталости деревни - ликвидация феодальных пережитков
- создание социальной опоры самодержавия
- преодоление социальной напряженности в деревне
Основные пути решения – указ от 9 ноября 1906 г., закон от 14 июня 1910 г.
Результаты после проведения мероприятий:
- из 10 млн. крестьянских хозяйств 2,5 млн. оформили надел в личную собственность, остальные остались в общине
- хуторянами или отрубниками стали 1,3 млн. хозяев
- 1,2 млн. крестьянских хозяйств продали свою землю общине. Хуторяне и отрубники закладывали землю в банках
- более 3,5 млн. переселились на Урал. 1,5 млн. стали крестьянами на новых землях. Около 1 млн. вернулись обратно
Причины незавершенности реформы:
- незначительные временные сроки
- сопротивление со стороны правых и левых политических сил
- сложные взаимоотношения окружения императора и П.А. Столопина
- 1 сентября 1911 г. – смертельное ранение Столыпина эсером-террористом Дмитрием Богровым в Киеве
Последствия реформы:
- рост свободной рабочей силы за счет выхода крестьян из общины
- рост с/х производства и улучшение культуры земплепользования
- создание условий для формирования свободной личности, обладающей экономическими правами
- ускорение процесса расслоения крестьянства
- окончательно разрушить крестьянскую общину не удалость
- не удалось создать широкий слой крестьян-фермеров
- введение всеобщего начального образования
- уравнение в правах педагогов – мужчин и женщин
- улучшение материального обеспечения учителей
- свобода перехода из православия в другие христианские вероисповедания
- запрещены пропаганда атеизма и переход из православия в нехристианские религии
- перевооружение армии и флота
- улучшение материального положения командного состава
- сокращение сроков службы с 5 до 3 лет
- уравнение прав мужчин и женщин в сфере образования, в судопроизводстве, адвокатуре
- 5 ноября 1906 г. – указ об уравнении крестьян гражданских правах с лицами остальных сословий
- организация больничных касс и касс взаимопомощи
- образование комиссий по разрешению конфликтов
- сокращение рабочего дня до 10 часов
- разрешение проводить только экономические забастовки
Экономическая реформа 1965 г.: цель, задачи и итоги
Введение реформы было связано с изменениями в органах власти страны. В конце 1964 года был насильно отправлен в отставку глава государства – Н. С. Хрущев, а его место занял Л. И.Брежнев. Анализируя недостатки политики Хрущева, новое руководство пришло к выводу о необходимости экономической реформы.
- ускорение темпов роста экономики;
- увеличение ее эффективности;
- повышение жизненного уровня населения.
Основная цель экономической реформы - подстегнуть экономику перейти к интенсивному качеству роста и создать фундамент для дальнейшего ее развития, но уже с новыми основами.
(Задачи подстроить под мероприятия)
Мероприятия реформы, проводившиеся в сфере сельского хозяйства
- уменьшение плана обязательных поставок зерна;
- установление твердого плана закупок продукции на 5 лет;
- повышение закупочных цен на продукцию совхозов и колхозов;
- введение надбавок к ценам за сверхплановую продукцию;
- введение гарантированной оплаты труда колхозников вместо трудодней;
- укрепление материально-технической базы с/х.
Мероприятия реформы, проводившиеся в сфере промышленности
(сентябрь 1965 г.):
- переход от территориального принципа управления к отраслевому: ликвидация совнархозовской системы и восстановления министерств;
- совершенствование планирования (сокращение плановых показателей; оценка экономической деятельности не по валовой, а по реализованной продукции) и повышение самостоятельности предприятий (внедрение элементов хозрасчета);
- усиление экономического стимулирования коллективов и повышение материальной заинтересованности работников;
- меры по усилению активности трудовых коллективов.
Экономическая реформа 1965 г. дала кратковременный положительный эффект. Объем промышленного производства увеличился на 50 %. В стране было создано около двух тысяч новых предприятий. На них начала вводится автоматизированная система управления. Интенсивно развивалось жилищное строительство. Увеличилась заработная плата населения. Валовой общественный продукт и национальный доход в этот период достигли 6,5%. Темпы роста экономики достигли максимальных размеров. К сожалению, проведение данной реформы нельзя назвать удачным.
В современной исторической науке доминирует мнение о том, что экономическая реформа была свернута или просто провалилась из-за большого количества нестыковок и проблем в административно-управленческом корпусе, который мешал внедрению новой экономической политики. Кроме того, на проведение реформ необходимы были деньги, которых у государства не было – в результате реформа постепенно пошла на убыль и была свернута.
Историческое сочинение по периоду истории с 1019-1054 г.: Все эти процессы связаны с деятельностью таких личностей, как.
Роль химии в жизни человека: Химия как компонент культуры наполняет содержанием ряд фундаментальных представлений о.
Код элемента ЕГЭ: 3.2.12. XX съезд КПСС и осуждение культа личности.
Экономические реформы 1950-1960-х гг., причины их неудач. Замедление экономического роста
Традиционно проведение реформы связывали с усложнением экономических связей, что снижало эффективность директивного планирования (в 1966 году промышленность СССР включала более трёхсот отраслей, 47 тыс. предприятий, 12,8 тыс. первичных строительных организаций)[8], и со стремлением более полно использовать интенсивные факторы экономического роста.
Цель, идея и направления реформы
Главная цель реформы заключалась в повышении эффективности работы народного хозяйства, ускорении темпов его роста и на этой основе улучшении жизненного уровня населения. Генеральный замысел состоял в том, чтобы наряду с административными рычагами управления экономикой задействовать и экономические (прибыль, цены, финансы, материальную заинтересованность и др.).
Исходной идеей экономической реформы было положение о невозможности решать все народно-хозяйственные вопросы из центра, чем и мотивировалась потребность в децентрализации. Оставались всего лишь пять директивно планируемых показателей: объем реализации продукции, основная номенклатура выпускаемых изделий, фонд заработной платы, прибыль и рентабельность, взаимоотношения с бюджетом.
Экономическая реформа 1965 года в СССР
Основными направлениями в экономической реформе 1965 г. были:
- попытка перевода предприятий на хозрасчет;
- оценка работы предприятий не по выпуску валовой продукции, а по итогам ее реализации и полученной прибыли;
- создание из части прибыли (10–12 %) фондов экономического стимулирования (материального поощрения, социально-культурных мероприятий и жилищного строительства);
- внедрение элементов оптовой торговли непосредственно между производителями, т. е. без участия государственных структур, привыкших все планировать и распределять по лимитам.
Итоги реформы, причины неудач
Осуществление реформы дало стимул к развитию экономики. В период 1966–1970 гг. по сравнению с предыдущим пятилетием произошло ускорение темпов роста объемов производства, национального дохода, производительности труда. Было построено и реконструировано 1900 предприятий, промышленное производство увеличилось на 50% в целом по стране. Именно в восьмой пятилетке был осуществлен пуск Красноярской ГЭС, началось освоение нефтегазовых богатств Тюмени, был построен и стал выпускать автомобили ВАЗ в г. Тольятти, появились научно-промышленные объединения.
Однако по мнению современных экономистов реформа была обречена на неуспех из-за целого ряда причин. Наиболее существенными из них были:
- непоследовательность и половинчатость, содержавшиеся непосредственно в самом замысле реформы. Сочетание экономических начал с жестко централизованной плановой экономикой, как показывает мировой и отечественный опыт, дает лишь кратковременный эффект, а затем вновь происходит доминирование административных принципов и подавление экономических;
- некомплексный характер реформы. Ни о какой демократизации производственных отношений, изменении форм собственности и перестройке политической системы речь даже не шла;
- слабая кадровая подготовленность и обеспеченность реформы. Инерция мышления руководящих хозяйственных кадров, давление на них прежних стереотипов, отсутствие творческой смелости и инициативы у непосредственных исполнителей преобразований обусловливали половинчатость замысла реформы и обрекали ее в итоге на неудачу;
- противодействие реформе со стороны партийного аппарата и его руководителей (Л.И. Брежнева, Н.В. Подгорного, Ю.В. Андропова), боявшихся, что экономика может выйти из-под партийного контроля, а реформа – поставить под сомнение сущность социалистического строя;
- чехословацкие события 1968 г., где аналогичные новации привели к началу демонтажа политической системы, что очень испугало советское руководство.
Экономическая реформа, будучи непоследовательной уже на этапе замысла, не была осуществлена должным образом. Она не смогла переломить неблагоприятные тенденции в экономическом развитии страны, а усилия партийного аппарата свели ее на нет. Вместе с тем реформа 1965 г. показала пределы и ограниченность социалистического реформаторства.
Сразу после прихода к власти Леонид Брежнев свернул реформы Никиты Хрущева. Новый Генсек был старой закалки, поэтому во многом ориентировался на решения времен Сталина. Первым делом Брежнев реформировал сельское хозяйство и промышленность.
Аграрная реформа
В марте 1965 года правительство взялось за сельскохозяйственную сферу. Главные изменения:
- Появился четкий план на 5 лет по закупке продукции.
- План обязательных поставок зерна сократился.
- На колхозную и совхозную продукцию повысились закупочные цены.
- За сверхплановую продукцию полагались надбавки к ценам.
- Трудодни ушли в прошлое. Колхозники получали стабильную зарплату.
- Люди получили свободу в организации личных подсобных хозяйств. Увеличился допустимый размер приусадебного участка, количество скота стало неограниченным. Появилась возможность торговать сельхозпродукцией на рынке.
Благодаря решениям Брежнева у крестьян улучшился уровень жизни. Сельское хозяйство получило мощную материально-техническую базу.
Реформа промышленности
В сентябре 1965 года Председатель СМ СССР А. Косыгин вплотную занялся промышленностью. Главные изменения:
- Вместо территориального был введен отраслевой принцип управления. Совнархозовская система канула в Лету. Правительство восстановило министерства.
- Экономическая деятельность оценивалась не по валовой, а по реализованной продукции.
- Предприятия получили большую самостоятельность. Были внедрены элементы хозрасчета.
- Появились фонды экономического стимулирования коллективов, формируемые из части прибыли. Повысилась материальная заинтересованность работников.
- Предпринимались меры по усилению активности трудовых коллективов.
Несмотря на все старания правительства, реформы не принесли ожидаемого экономического улучшения. Экономический базис строился на советской системе. В приоритете всегда была идеология, а не законы экономики. Партийное руководство не поддерживало должным образом предприятия. Постоянно возникали противоречия между стремящимися к самостоятельности предприятиями и директивным ведомственным управлением.
На мартовском (1965 г.) Пленуме ЦК КПСС была предпринята очередная попытка разработки эффективной аграрной политики. Его решения предусматривали систему мер направленных на подъем экономики колхозов и совхозов: - установлены твердые планы на ряд лет:
- в 2 раза поднялись закупочные цены на сельхозпродукцию
- введены надбавки за сверхплановую продажу;
- изменены условия взимания подоходного налога с колхозов;
- укреплена материально-техническая база хозяйств.
- возросли ассигнования на нужды села.
Но меры, принятые Пленумом, не меняли коренным образом экономические отношения в сельском хозяйстве, и это, в конечном счете, не привело к большим преобразованиям. Предусматривающееся увеличение
капитальных вложений в сельское хозяйство укрепило материально-техническую базу совхозов, но не сделало глубокого экономического прорыва.
• В русле решений правительства в Казахстане на хозяйственный расчет было переведено 18 совхозов. В результате: а) были расширены права и повышалась ответственность руководителей за результаты производственной деятельности каждого совхоза; б) снизилась себестоимость производства зерна, молока, яиц, мяса.
Тем не менее, командно-административная, мобилизационная система
сельскохозяйственного производства оставалась не измененной.
Главное ущемление экономических
интересов крестьян - отчуждение их от результатов труда. Как результат - усиление миграций из сельской местности в города.
в Казахстан было направлено из других республик 16 тыс. комбайнеров и тысячи служащих Советской Армии.
• Попытки подготовить комбайнеров из числа своих работников тоже эффекта не дали.
• Студенты оказывали посильную помощь совхозам.
• В уборке урожая принимали участие и учащиеся школ, и ГПТУ.
Но подобное привлечение рабочих со стороны не решило до конца проблемы сельского хозяйства республики.
Состояние животноводства и меры по его развитию
Непродуманные меры правительства, которые допускались в отношении сельского хозяйства республики, отрицательно сказывались и на животноводстве. Главные причины отставания животноводства:
- использование нежизненных экономических законов;
- недостаточная материально-техническая база отрасли;
- сокращение в результате распашки больших массивов пастбищных угодий.
- отрицательные последствия насильственной коллективизации, повлекшие громадные людские потери.
В 1951-1952 гг. случился большой падеж скота. И к началу 1954 г. общественное поголовье скота, по сравнению с прежними годами, возросло незначительно.
Январский (1955 г.) Пленум ЦК КПСС рассмотрел вопрос по развитию
животноводства. В результате принятых решений:
• колхозы 47 степных районов и 225 совхозов были спешно переведены на разведение мясного скота;
• расширилась кормовая база;
• предпринимались попытки внедрения более совершенных методов содержания и кормления скота;
• направление больше количества техники в животноводческие хозяйства.
В результате подобных мер в ряде хозяйств улучшилось состояние животноводства:
- Обводнялись новые пастбища.
- Развернулось строительство крупных сооружений для орошения земель.
- В животноводство были направлены около 2 тысяч специалистов с высшим образованием.
Укрепление колхозов и совхозов, оснащение и техникой привело к снижению роли МТС. Теперь хозяйства сами могли приобретать и использовать сложную технику.
• По постановлению правительства МТС были реорганизованы в ремонтно-технические станции, а сельскохозяйственная техника продавалась колхозам.
Превращение колхозов в совхозы.
В 50-е, а затем и в 60-е гг. в Казахстане развернулась интенсивная организация новых совхозов на базе мелких колхозов.
Массовая организация совхозов на базе экономически слабых колхозов началась с весны 1957г.:
• В 1957 г. было образовано 198 совхозов.
• К концу 1958 года- более 500 совхозов. Совхозы стали развиваться по различным направлениям:
- хлопководческие и т. д.
Но. как показали последующие годы, данная реорганизация не решила главной задачи:
• ни бывшие колхозы, ни образованные на их базе совхозы не решили до конца задачу обеспечения в полной мере населения продовольствием.
• Установление твёрдого плана закупок продукции на 5 лет.
• Повышение закупочных цен на продукцию совхозов и колхозов.
• Введение надбавок к ценам за сверхплановую продукцию.
• Введение гарантированной оплаты труда колхозников вместо трудодней.
• Переход от территориального принципа управления к отраслевому: ликвидация совнархозов и восстановление министерств.
• Совершенствование планирования (сокращение плановых показателей; оценка экономической деятельности не по валовой, а по реализованной продукции) и повышение самостоятельности предприятий (внедрение элементов хозрасчёта).
• Отмена ограничений в отношении личных подсобных хозяйств: увеличен размер приусадебного участка, разрешено держать неограниченное количество скота, свободно торговать на рынке.
• Укрепление материально-технической базы сельского хозяйства
• Усиление экономического стимулирования коллективов (создание из части прибыли фондов экономического стимулирования) и повышение материальной заинтересованности работников.
• Меры по усилению активности трудовых коллективов
Причины неудач реформ
• Реформы не затронули основ экономического базиса советской системы.
• Отсутствие поддержки со стороны партийного руководства.
• Приоритет идеологии над экономикой.
• Противоречия между директивным ведомственным управлением и элементами самостоятельности предприятий
Читайте также: