Речевой этикет медицинского работника кратко

Обновлено: 05.07.2024

Проблема изучения речевого этикета и вежливости в современной русистике. Культура специалиста и язык, как способ интеграции работника в профессиональную деятельность. Речевой этикет и вежливость в установлении гармоничного общения врача с пациентом.

Рубрика Этика и эстетика
Вид реферат
Язык русский
Дата добавления 21.03.2018
Размер файла 21,6 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Введение

Актуальность данной темы заключается в том, что речевая этика прочно вошла во все сферы деятельности человека, будь то сфера общественных отношений, деловая или врачебная сфера. Врач- лингвоактивная профессия (понятие ввела Формановская Н.И.). Лучшие врачи во все времена понимали огромное значение общения врача с пациентом и сознательно воздействовали на пациента в лечебных целях. Известные психиатры XIX века утверждали, что нравственная сила убеждения является важнейшей составляющей частью лечебного процесса (И.Е. Дядьковский, Г.А. Захарьин). В XX веке над вопросами взаимоотношения врача и пациента раздумывали многие известные клиницисты, такие как H.H. Блохин, А.Р. Лурия, Т.С. Чадов , считавшие, что в сложном и многогранном процессе общения возникают новые отношения между врачом и пациентом. От умения врача владеть словом, от уровня его речевой культуры зависит его профессиональная компетенция. В связи с этим язык медиков, прежде всего врачей-профессионалов, их речевое поведение является важным объектом лингвистических исследований.

Цель данной работы: выявить характерные особенности гармоничного общения врача и пациента, проанализировав различные источники, содержащие информацию по данной теме.

Задачи, поставленные нами в данной работе, формируются следующим образом:

1. Узнать, что такое речевой этикет и вежливость.

2. Выяснить, что подразумевает под собой культура речи врача.

3. Посмотреть на особенности речевого этикета при общении врача и пациента.

1. Понятие речевого этикета и вежливости

Проблема изучения речевого этикета является актуальной проблемой в современной русистике. Данной проблемой занимались такие ученые, как Б.Н.Головин, Т.О.Винокур, М.Р.Львов, Б.В. Бушелева, Н.И. Формановская и другие. Овладение нормами речевого этикета является одной из важнейших составляющих коммуникативной компетенции врача.

Коммуникативная категория - это категория речевого общения, представляющая собой совокупность установок и правил речевого поведения в данном обществе и участвующая в организации и регулировании коммуникативного процесса. Коммуникативная категория имеет определённую структуру, собственное коммуникативное содержание и располагает разнообразными языковыми и речевыми, в том числе невербальными, средствами выражения этого содержания.

Среди коммуникативных категорий, регулирующих коммуникативную деятельность, исследователи выделяют общение, толерантность, коммуникативную неприкосновенность, коммуникативную оценочность, коммуникативное давление и др.

Вежливость является центральной коммуникативной категорией, поскольку она носит сквозной характер и интегрирует целый ряд более частных категорий. Именно она является регулятором коммуникативного поведения, ей принадлежит важнейшая роль по обеспечению и организации гармоничного общения.

Вежливость - универсальная коммуникативная категория, представляющая собой сложную систему национально-специфических стратегий, направленных на гармоничное, бесконфликтное общение и соответствующих ожиданиям партнера; вежливость - это соблюдение оптимального баланса, равновесия между дистантностью и близостью, между формальностью и фамильярностью. Точка этого равновесия варьируется не только в зависимости от конкретного коммуникативного контекста, но и от типа культуры в целом. Задача коммуникантов состоит в оптимальном выборе стратегий вежливости в соответствии с социально-культурными нормами и ожиданиями партнера, с тем, чтобы не оказаться ни излишне формальным, ни чрезмерно фамильярным. Именно поэтому вежливость представляет собой гибкую систему стратегий. [6]

Основная цель вежливого поведения состоит в том, чтобы показать партнеру доброжелательное и уважительное отношение к нему. Достигается эта цель при помощи разнообразных стратегий, выбор которых зависит от многих факторов - ситуативных, психологических, социальных, культурных. Как справедливо отмечает М. Л. Макаров, коммуникативная стратегия всегда отличается гибкостью и динамикой, в ходе общения она подвергается постоянной корректировке.

Этикет - это свод правил поведения человека в обществе, нормы взаимоотношений людей разного правового, социального, интеллектуального статуса. это часть нравственной культуры, а нравственные ценности - главное содержание сферы действия этикета. Выбор этикетного знака - тактический прием реализации этих ценностей [4].

Как внешняя форма поведения личности, этикет всегда связан с определенным внутренним содержанием духовного мира личности. Внешняя культура неотделима от внутренней, и если между ними существует разрыв, в какой бы сфере деятельности это не проявлялось, он означает духовную неполноценность личности, что рано или поздно проявится в отношениях с другими людьми.

Под речевым этикетом также понимается микросистема национально специфических устойчивых формул общения, принятых и предписанных обществом для установления контакта собеседников, поддержания общения в избранной тональности.

2. Культура речи врача

В основе профессиональной культуры лежит общая культура личности, включающая важнейшие положения культуры, носителями которой является большинство членов профессионального сообщества.

речевой этикет врач общение

3. Речевой этикет и вежливость в установлении гармоничного общения врача с пациентом

При установлении контакта с больным имеет значение первое впечатление, составленное больным о враче. При этом оказывает влияние общая атмосфера медицинского учреждения и поведение всех его работников: вспомогательного персонала, административных работников, сестры при приеме и при записи больного. При первом контакте с врачом у больного должно создаться впечатление, что врач хочет ему помочь. Врач обязан, несмотря на то, что он торопится и занят существенной стороной своей работы, владеть собой до такой степени, чтобы были соблюдены все обычные нормы общественного контакта. Это значит, что он должен лично представиться больному, если он не знаком с ним, и подать ему руку. Такое поведение успокаивает больного, дает ему ощущение безопасности и усиливает сознание собственного достоинства.

Амбулаторный прием, и особенно беседа с пациентом, требует тщательного соблюдения следующих норм медицинской этики: чуткость, внимательность и тактичность по отношению к любому лицу, независимо от его болезни. При беседе пациента с врачом важную роль играет и материальное окружение: мебель, освещение, оформление кабинета, внешний вид врача. Экстравагантная с обилием украшений или неряшливая одежда вызывает реакцию отчуждения у пациента. Не вызывает доверия у пациента или его близких врач, который во время беседы с ним постоянно пишет или говорит по телефону. Заваленный бумагами стол врача может вызвать подозрение в низкой квалификации и постоянной черновой работе, а пустой стол наводит на мысль о том, что врач большую часть своего времени проводит без дела.[3]

Заключение

Подводя итоги всего вышесказанного, можно с абсолютной уверенностью сказать, что соблюдения речевого этикета является очень важным аспектом построения взаимоотношений с пациентом. Правильное построение диалога способствует возникновению доверительных отношений, что, в свою очередь, облегчает задачу врачу в постановке диагноза, так как больной становится открытым для общения.

Таким образом, речевой этикет и вежливость в общении врача и пациента не претерпевают очень значительных изменений по сравнению с обычной жизнью. Но, так же, как и в любой сфере деятельности, у них есть особенности, которые уже были наглядно описаны.

Список использованной литературы

1. Барсукова М.И. Медицинский дискурс: стратегии и тактики речевого поведения врача. Саратов: СГУ, 2007

2. Конечный Р., Боухал М. Психология в медицине. Прага: Авиценум, 1983

3. Белецкая А.А. Некоторые вопросы этики и деонтологии в практике судебно-медицинского эксперта.

5. Акишина, А.А. Русский речевой этикет: (Пособие для студентов-иностранцев). 3-е изд., испр. - М.:Просвещение., 1983.

Медицина — сложная наука, которая охватывает всю жизнь человека. Основополагающим аспектом является не только открытие учёными новых заболеваний и способы их лечения, но и профессионализм медицинских работников. Врач является хранилищем многоуровневых знаний, в часть которых входит профессиональная этика и этикет. Всё это он обязан применять в своей практике. Так что же включает в себя медицинский этикет?

Мужчина врач

Профессиональная этика и этикет в медицине

Нормы профессиональной этики включают в себя множество аспектов: должностные обязательства, честность, отношение к себе и к коллективу, оценка и ответственность за результат выполненной работы. Этическая норма профессиональности является совокупностью моральных норм, определяющие отношение человека к своему профессиональному долгу. Нарушение правил морально-нравственной этики приводит к деградации личности человека.

В простоте поведения врача заключено одно из драгоценных его качеств. Д. И. Писарев

Клятва Гиппократа

Осознанное применение медицинской этики будущий медицинский работник начинает применять во время получения диплома. На торжественном мероприятии по окончанию медицинского учреждения студент переступает порог в профессиональную жизнь после прочтения клятвы Гиппократа.

Суть клятвы заключается в соблюдении 9 этических норм:

  • обязательство перед коллективом;
  • непричинение вреда здоровью человека;
  • безотказное оказание помощи пациенту;
  • забота о пациенте;
  • уважать жизнь и не применять эвтаназию;
  • неуважительное отношение к абортам;
  • отрицательное отношение к вступлению в интимные связи с пациентами;
  • личное и профессиональное совершенствование;
  • немаловажно: врачебная тайна.

Этикет врача

Медицинская деонтология, или этикет врача, является учением о морально-нравственной стороне медицинского работника. Она включает в себя:

  • внешний вид;
  • отношения к пациентам;
  • профессиональное поведение в обществе;
  • взаимоотношения с коллегами.

Опрятность внешнего вида, соблюдение норм этикета и умение пользоваться полученными знаниями создает впечатление о докторе, как о квалифицированном специалисте.

Внешний вид

Внешность медицинского работника состоит из простой атрибутики: аккуратный белоснежный халат, приемлемая обувь, уверенность в движении и общении, здоровье, грамотно поставленная речь, собранность в экстренных ситуациях, вежливость.

Врач и пациент

Врач и пациент

Отношение медицинского работника к больному тесно связано со здоровьем пациента. Он не должен подвергать больного риску, обязательно учитывать его мнение при выборе лечащего врача. Корректно предоставлять информацию о здоровье больного и принципах лечения. Отказать в помощи пациенту врач имеет право в случае, если он сам не уверен в своей компетентности и профессионализме. При этом он должен предоставить специалиста, который сможет оказать полную квалифицированную помощь.

Поведение в обществе

Среди важнейших требований, предъявляемых обществом к врачу выделяются добросовестное отношение, отсутствие корысти и предрассудков, бесплатная и безотказная помощь незащищенному слою населения и коллективу. Медик должен быть гуманным, брать всю ответственность за принятие им решений перед всем обществом, в том числе и перед собой.

Медицинский работник — образец здорового образа жизни для больных, квалифицированный специалист перед коллективом. Всё противоречащее этим принципам бросит тень на его профессиональность.

Взаимоотношения с коллегами

Как и в деловом этикете фельдшера, морально-нравственные аспекты медицинской сестры ничем не отличаются от врачебной этики. Работа сестринского персонала заключается не только в добросовестном проведении лечебных манипуляции, но и в доверительном отношении между медсестрой и пациентом. Доброжелательность, аккуратный внешний вид, тщательный уход за тяжелобольным, правильно поставление общение с больным — основополагающее в определении компетентности медицинской сестры.

Медсестра

Вопрос о больных в терминальном состоянии

Врач обязан давать полную и достоверную информацию о состоянии тяжелобольного пациента его родственникам. При этом он должен хранить врачебную тайну, не мешать личному пространству пациента и его близких людей. Врачебный этикет предполагает применение тактичности, участливости, терпеливости и безупречной вежливости.

Если больной находится в крайне тяжелом состоянии, когда ему уже не помогают лечебные мероприятия, доктор должен поддерживать его состояние и максимально улучшать качество жизни. Это означает, что об эвтаназии и речи не должно быть. Тем более, в нашей стране это карается законом.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Лекционный материал по учебной дисциплине Русский язык и культура речи.

На тему: Речевой этикет. Культура общения с пациентом.

Речевой этикет. Культура общения с пациентом.

Этикет – это установленный порядок поведения, который рассматривается в единстве двух аспектов: этическом и эстетическом. Этический аспект – это выражение нравственной нормы: проявление злобы, уважения, защиты и т.д. Эстетический аспект – это красота и изящество форм поведения.

Функции и виды этикета. Этикет всегда выполнял и выполняет определенные функции. Например, разделение по чинам, сословию, званиям, возрасту. В зависимости от функций, которые выполняет этикет, его условно делят на деловой, неофициальный и дипломатический. Дипломатический отличается упорядоченностью и строгостью в связи с выполнением государственной миссии. Деловой этикет регламентирует поведение людей, связанное с выполнением ими служебных обязанностей. Неофициальный (светский) этикет упорядочивает общение в сфере досуга и удовлетворения материальных и духовных потребностей.

Этикетные нормы имеют ряд универсальных черт, общих для различных народов. Это вежливость, позитивное отношение к собеседнику, содержательность, эмпатия (сочувствие) и т.п.

Речевой этикет – это разработанные правила речевого поведения, система речевых формул общения.

Главной задачей этикета является обеспечение неконфликтного общения между людьми. Речевой этикет является неотъемлемой частью этикета и обладает всеми основными свойствами, присущими ему (диалогичность, знаковость, системность, стандартизированность, коммуникативная направленность). Речевым этикетом называют речевое проявление этикетных отношений. При установлении контакта с больным имеет значение первое впечатление, составленное больным о враче. При этом оказывает влияние общая атмосфера медицинского учреждения и поведение всех его работников: вспомогательного персонала, административных работников, сестры при приеме и при записи больного. При первом контакте с врачом у пациента должно создаться впечатление, что врач хочет ему помочь. Врач обязан, несмотря на то, что он торопится и занят существенной стороной своей работы, владеть собой до такой степени, чтобы были соблюдены все обычные нормы общественного контакта. Это значит, что он должен лично представиться пациенту, если он не знаком с ним, и подать ему руку. Такое поведение успокаивает больного, дает ему ощущение безопасности.

Характеристики медработника, предрасполагающие к успешному общению с пациентом:

- акцептация (безусловное принятие больного)

- аутентичность или самоконгруэнтность (естественность поведения, согласованность чувств и их выражения, искренность).

Состояние эмпатии является наряду с объективным ощущением психологического контакта между медработником и пациентом одним показателей того, что понимающее общение состоялось.

Эмпатия (от английского empathy - чувствование) - это спо­собность чувствовать эмоциональное состояние другого человека, точно воспринимать смысловые оттенки его внутреннего мира, способность взглянуть на обстоятельства глазами собеседника. Эмпатия не предполагает обязательного активного вмешательства с целью оказания действенной помощи другому. Она подразуме­вает лишь вхождение в личный мир другого, деликатное пребывание в нем без его оценивания. Эмпатию следует отличать от эмо­циональной идентификации (уподобления, идентификации себя с другим, с его эмоциональным состоянием) и от сочувствия (пере­живания по поводу чувств другого). Если возникает состояние идентификации с эмоци­ональным состоянием пациента, то медработник теряет способность профес­сионально работать и ему требуется психологическая помощь.

Процесс общения с больным начинается с выбора дистанции взаимодействия, она должна быть такой, чтобы пациент чувствовал себя комфортно и безопасно. При изменении дистанции, особенно при ее сокращении, желательно объяснить свои действия, чтобы избежать нарастание психологического напряжения и агрессии. Пациент, находясь в ситуации стресса, обусловленного болезнью, нуждается в фиксированной территории, принадлежащей только ему. Позитивное взаимодействие зависит не только от территории, но и от социального статуса пациентов, их возрастной однородности.

В общении медсестры и пациента, в процессе установления с ним отношений И. Харди выделяет три этапа, характерных для стационарного лечения:

1. ориентация – больной и медсестра знакомятся друг с другом.

2. развернутый этап – может иметь место сотрудничество друг с другом.

3. завершающий этап – этап выписки, связан с утратой чувства защищенности у больного.

Общие правила общения с пациентом.

1. Проявление искреннего интереса к пациенту.

2. понимание достоинств пациента и максимальное одобрение – похвала, подчеркивание значимости.

3. Понимание смысла его поступков вместо огульной критики.

4. Доброжелательность, приветливость.

5. Обращение к пациентам по имени и отчеству, первоочередное представление себя, использование бейджера.

6. Умение вести разговор в круге интересов собеседника.

8. Умение уважать мнение собеседника, без настойчивого навязывания своего мнения.

9. Умение указать пациенту на его ошибки, не нанося обиды.

10. Умение правильно формулировать вопросы и помочь вербализовать свое состояние пациенту.

11. Общаться с пациентом так, как бы медработник хотел, чтобы обращались с ним в случае заболевания.

Основными условиями эффективности профессионального об­щения медработника являются: демонстрация доброжелательности, такта, внима­ния, интереса, профессиональной компетентности.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

План лекции №____8___

Дисциплина: Русский язык и культура профессиональной речи ____________________________________________________________________

Курс, специальность - Лабораторная диагностика, Стоматология профилактическая, Стоматология ортопедическая.

Количество часов- 2 часа

Место проведения ________________________________________

Тема: Особенности разговорного стиля речи. Изучение особенностей речевого этикета медицинского работника

Цели занятия:

- Углубить знания о функциональных стилях речи, ознакомить с особенностями разговорного стиля речи, основными признаками разговорного стиля;

-углубить знания русского правописания;

- изучить особенности речевого этикета медицинского работника. Формируемые общие компетенции:

OK 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать свою деятельность.

Воспитательные (формулируются с учетом компетентностного подхода): прививать любовь и бережное отношение к языку, воспитывать культурно-ценностные отношения к русской речи, развивать коммуникативную и профессиональную культуру речи обучающихся.

Развивающие (формулируются с учетом компетентностного подхода): развивать навыки поиска информации из различных источников, отбирать и систематизировать найденный материал, обобщать данные; развивать навыки исследовательской деятельности.

Тип урока: усвоение новых знаний.

Интеграционные связи (внутри- и межмодульные, внутри дисциплинарные, связь с учебными дисциплинами: литература, история, география, этика и деонтология.

Оснащение (средства обучения) материалы лекции, учебник, орфографический словарь.

Основные этапы занятия: (с указанием хронометража)

1. Орг. момент 5 минут

2. Объяснение нового материала 65 минут

3. Закрепление нового материала 15 минут

4. Задание на дом 5 минут

Ход занятия

1. Орг. момент ( приветствие, проверка посещаемости, внешнего вида обучающихся, санитарного состояния помещения).

2. Объяснение нового материала (план изложения содержания с определением разделов, вопросов для самостоятельного изучения)

План объяснения новой темы:

б) основная часть

3. Закрепление материала

4. Познавательная рефлексия.

5. Задание на дом (инструктаж домашнего задания)

Подготовиться по материалам лекции, использовать дополнительную литературу, интернет-источники.

Лекция № 8 Особенности разговорного стиля речи. Изучение особенностей речевого этикета медицинского работника

Итак, сегодня мы с вами ведём беседу о разговорной речи, её функциях, назначении, о сфере её использования.

Если запастись терпением и проявить старание, то посеянные семена знания непременно дадут добрые всходы. (Леонардо да Винчи)

Разговорная речь - это функциональная разновидность литературного языка. Она выполняет функции общения и воздействия.

Основная цель разговорного стиля-установление контактов.

Стилевые особенности:

Спонтанность, непринуждённость, неофициальность, эмоциональность, непосредственность, образность, простота, широкое использование разговорной лексики.

Сфера употребления- используется в обиходно-бытовых ситуациях, семейной обстановке, на неофициальных заседаниях, совещаниях, неофициальных юбилеях, торжествах, дружеских застольях, встречах, при доверительных беседах коллег, начальника с подчиненным и т.п.
Форма речи - устная, письменная Тип речи - повествование, рассуждение.

Жанры: устный – диалог (чаще всего), полилог, монолог, спор, телефонный разговор.

Письменный - письмо, SMS , записка, блоги.

Большую роль в разговорном стиле речи играют внеязыковые факторы: мимика, жесты, окружающая обстановка.

Разговорный стиль широко используется в литературных произведениях

для более емкого создание образа, возможности более точно дать характеристику персонажа с помощью его речевой характеристики, передать национальный колорит речи, быта и т.

Изучение особенностей речевого этикета медицинского работника.

Отношения между врачом и больным являются основой любой лечебной деятельности. (И. Харди).

Речевая деятельность занимает важное место в жизни современного медработника, без нее немыслимы ни овладение профессиональными знаниями, ни общекультурное развитие. Умение вести диалог становится одной из основных характеристик личности медработника.

Нормативный аспект культуры речи медработника – один из важнейших, но не единственный. Он предполагает знание литературных норм и умение применять их в речи. Однако эффективность общения с пациентом не всегда достигается одной правильностью. Важно учитывать, кому адресован текст, принимать во внимание осведомленность и интересы адресата. Язык располагает богатым арсеналом средств, позволяющим найти нужные слова для объяснения сути дела любому человеку. Среди языковых средств в медицине необходимо выбирать такие, которые с максимальной эффективностью выполняют поставленные задачи общения при беседе с пациентом. Навыки отбора таких средств составляют коммуникативный аспект культуры речи медработника. Соблюдение норм поведения, уважение к участникам общения (пациенту, его родственникам), доброжелательность, тактичность и деликатность составляют этическую сторону общения медработника со своими больными. Этические нормы составляют необходимую часть культуры речи, а культура речи, в свою очередь, является важной частью общей культуры не только медработника, но и человека в целом.

Одно из важнейших условий для установления взаимопонимания между медицинским работником и пациентом – ощущение поддержки. Если больной осознает, что медицинский работник намерен помогать, а не заставлять, то он, вероятно, активнее будет участвовать в лечебном процессе. Когда медицинский работник проявляет понимание, человек уверен, что его жалобы услышаны, зафиксированы в сознании медицинского работника, и тот их обдумывает. Это чувство укрепляется, когда медицинский работник говорит: “Я Вас слышу и понимаю” – или выражает это взглядом или кивком головы. Уважение подразумевает признание ценности человека как личности. Особенно важно это на этапах сбора анамнеза , когда медицинский работник знакомится с обстоятельствами жизни пациента. Сочувствие – ключ к установлению сотрудничества с пациентом. Нужно суметь поставить себя на место больного и взглянуть на мир его глазами. Важно понимать и учитывать внутреннюю картину заболевания – все то, что испытывает и переживает пациент, не только его местные ощущения, но и общее самочувствие, самонаблюдение, его представление о своей болезни, о ее причинах.

- Проявляйте доброту и милосердие к пациенту.

- Не навязывайте свою волю пациенту, уважайте его желания.

- Не обещайте невозможного и исполняйте свои обещания.

- Доверие — основа отношений между медработником и пациентом.

- Соблюдайте тайну медицинского работника.

Ведь больной вверяет вам самое дорогое - здоровье, а нередко и жизнь. В речи и действиях медицинского работника недопустимы формализм и бездушие. Говорить и поступать в отношении пациентов следует так, как ты бы хотел, чтобы другие относились к тебе. Эта заповедь выдержала испытание временем. Ею надо пользоваться для воспитания чувств сопереживания, сострадания и выдержки, так необходимых представителям самой гуманной профессии.
Следует постоянно иметь в виду высокую психологическую восприимчивость больных. Они прислушиваются к каждому слову медицинского работника, часто по-своему истолковывают смысл услышанного в надежде разгадать то, что, быть может, от них скрывают.

Сложным искусством речевого общения с пациентами надо овладевать со студенческой скамьи и постоянно его совершенствовать.

Недопустим профессиональный медицинский жаргон, свидетельствующий о неуважительном отношении к личности больного человека. Слово "случай" вместо "больной", "пациент" недопустимо и оскорбительно для человека. Даже слово "больной" (как обращение к человеку) едва ли можно назвать этичным, поскольку оно снижает достоинство личности и наносит дополнительную психическую травму напоминанием о болезни. Предпочтительнее употреблять латинское слово "пациент" (в переводе оно означает "страдающий"). Однако иной раз можно услышать своего рода перлы словесного творения. На одной из "пятиминуток" в отчете молодой хирург-интерн заявил: "За время дежурства в отделение поступили два аппендицита, прободная язва желудка и ущемленная грыжа".

На больного человека производит весьма неблагоприятное впечатление обстановка, когда медицинский работник, разговаривая с ним, недостаточно внимателен, куда-то торопится, что-то пишет, порой даже не смотрит на собеседника. Благородные цели медицинской профессии и речевая неразборчивость совершенно несовместимы. Не пора ли в стенах лечебных учреждений при взаимном обращении использовать только местоимение "вы", оставив "ты" лишь в обращении к детям? Это - немаловажный элемент речевого этикета

Правила разговора

Разговаривать можно стоя или сидя, но обязательно лицом к лицу, глядя в глаза пациенту;

Медицинский работник должен своим внешним видом демонстрировать полное внимание, быть спокойным и ненапряженным;

К любому пациенту нужно относиться позитивно и доброжелательно.

Не перебивайте, необходимо дождаться паузы, чтобы начать свою речь;

Не позволяйте пациенту отклоняться от темы, мягко и настойчиво возвращайтесь к исходной;

Добивайтесь ответа на заданный вопрос;

Поддерживайте обратную связь, выражая симпатию и согласие: улыбка, кивок головой или жест дадут понять пациенту, что его слушают.

Когда обратной связи нет, создается ощущение незаконченности, недослышанности и непонятости.

Правила общения с пожилым человеком

- Будьте тактичны и доброжелательны. Избегайте споров, конфликтов, резкой критики в разговоре с пожилым человеком, отнеситесь к нему как к трудному ребенку: если он бунтует, значит, ему плохо. Выясните подлинную причину его поведения.

-Помогите ему озвучить свои страхи, рассказать о них. Это послужит толчком к поиску решения проблемы, вызвавшей страх.

-Выслушивайте пожилого человека при любых обстоятельствах до конца; если это невозможно, мягко остановите разговор, пообещайте продолжить его при первой же возможности.

Помните, что участие и любовь могут преодолеть все трудности в общении с престарелым человеком. Призывайте на помощь юмор. Обращайтесь за опытом общения к психологам и психотерапевтам.

Для длительного общения с пожилым человеком требуется немало душевных сил и терпения. Помните, что ухаживая за пожилым, Вы готовите себя к старости.

Правила общения с матерью ребенка или родственниками маленьких пациентов:

контакт устанавливают в первую очередь с ребенком, ибо, как только мама замечает, что ребенок не сопротивляется медработнику, она относится к нему с доверием;

доверие к медработнику вызывается его поведением, личным примером, человеческими качествами. Спокойный, внимательный, оптимистический, аккуратный медработник внушает доверие;

убежденное и четкое изложение сведений о больном ребенке в доброжелательной и мягкой форме внимание, умение успокоить родителя свидетельствуют о высоком профессиональном уровне медработника, вызывают доверие к нему.

Родители, порой теряющие самообладание, не всегда понимают, что их поведение отражается на состоянии ребенка. Важно довести до него и до ребёнка, мысль о том, что они, прежде всего, сами заинтересованы и нуждаются в выполнении врачебных предписаний.

Общие правила этикета при общении с инвалидами

Вывод

Роль культуры речи в подготовке современных медиков велика. От медработника зависит то, какой вид общения будет у него с пациентом. В любом случае врач или медсестра должны соблюдать определённую тактику по отношению к больному и, главное, медработник, как личность, должен обладать определёнными особенностями во всех отношениях, чтобы заслужить доверие пациента к себе. В течение разговора собеседники обсуждают жалобы, телесные ощущения, душевное состояние, лечение, исход болезни, иногда и диагноз. Общение медицинского работника и пациента должно быть не простой передачей информации, а выработкой взаимопонимания, построения реабилитационной беседы. Следовательно, личность медицинской сестры, медработника стиль и методы их работы, умение воздействовать на пациентов и обращаться с ними- важный элемент не только лечебного процесса, но и психологического общения медицинского работника и больного.

3. Закрепление материала

- Что нового вы узнали о разговорном стиле?

- Особенности разговорного стиля речи?

-В чём особенности речевого этикета медицинского работника?

- Роль культуры речи в подготовке современных медиков.

4. Познавательная рефлексия

-сегодня я узнал.

-было интересно узнать,

-что меня удивило…

5. Задание на дом (инструктаж домашнего задания)

1. Выучить лекцию. Подготовиться дополнительно по учебнику Т.А. Рубцовой Т.А. Тришкиной Русский язык для медицинского колледжа стр. 41-49 ,

Читайте также: