Реалистическое изображение трагедии 20 века в романе шолохова тихий дон кратко

Обновлено: 07.07.2024

В романе “Тихий Дон” М. Шолохов отразил грандиозность событий, происходивших в России в первые десятилетия XX века. В произведении показаны: дореволюционная жизнь донского казачества, Первая мировая война, разгром корниловского заговора, гражданская война на Юге страны, суровые и драматические события на Дону.

Действие романа из казачьих хуторов и станиц

В центре событий мировой и русской истории стоит

мелеховский курень. От начала и до конца романа Мелеховы существуют как единое целое. Понятие “семья”, “дом” были первичны для казаков.

Из таких кирпичиков был построен их мир, стоявший столетиями.

Казачью семью связывает и единое хозяйство (земля, быки, курень, баз), и общий труд, и кровное родство, и духовная близость, и взаимная поддержка. Весь день от рассвета до заката заполнен работой по хозяйству, своими радостями, горечью, страстями, любовью, а в свой час – рождением и смертью. Жизнь казака-земледельца была построена на опыте предшествующих поколений, на веками накопленной мудрости, народной культуре.

Громадное значение в крестьянской жизни занимает природа.

Духовный мир человека у Шолохова создан из впечатлений о земле, о небе, о пашне, о Доне. “Степь покоряла, властно принуждала жить первобытной, растительной жизнью”. И вот в эту веками устоявшуюся жизнь вихрем вторгаются страшные исторические события Первой мировой и гражданской войн… Великим горем обернулись эти события для героев Шолохова.

Подобно тому как в “Слове о полку Игореве” грозные предзнаменования природы предвещают Игорю неудачу, в “Тихом Доне” мрачный пейзаж предрекает беды, которые ожидают казаков: “Ночами густели за Доном тучи, лопались сухо… громовые удары, но не падал на землю… дождь… По ночам на колокольне ревел сыч…” “Тихий Дон” – это роман-эпопея и вместе с тем – роман-трагедия.

Шолохов показывает трагическую беспомощность людей перед налетевшим вихрем социальных потрясений. Ведь в течение веков прежний мир жизни хлебороба был сравнительно малоподвижным. Обладая большей свободой по сравнению с крестьянством, “казачья вольница” стояла особняком от демократических процессов в обществе.

Более того, царское правительство нередко использовало казачество как свою опору в борьбе со всем, что представляло угрозу для самодержавия.

И вот исторические перемены разрушают прежние патриархальные устои, человек лишается семейной защиты, спасительного отеческого крова. Обостряются социальные противоречия. Брат идет на брата, сын – на отца. История словно бы исхлестала на бешеном ветру каждого, не чувствуя никакой жалости ни к кому и ни к чему.

У каждого – своя мучительно выстраданная правда, которую он пытается защитить, и нет в этой борьбе ни правых, ни виноватых.

До краев испив чашу страданий, постарев от горя и утрат, Григорий Мелехов в конце романа отказывается от войны и оружия и возвращается в свой родной хутор. А сколько было в гражданскую войну таких Мелеховых! Не менее трагична судьба всех других хуторян.

Неодолимые силы сравняли с землей ту крестьянско-патриархальную крепость, которая простояла века. На стыке времен происходит крушение старого. В этом состоит трагедия революций.

Но неизбежные перемены происходят со всеми, кто попадает в зону действия сил истории. Нет в романе ни одного действующего лица, которое осталось бы прежним. Так выплавляется обновленная духовная сила народа. Оптимизм романа состоит в том, что человек и народ, выпив до дна горькую чашу познания добра и зла, приобретают новый опыт, прежде недоступный.

Реалистическое изображение трагедии 20 века в романе шолохова тихий дон.


В романе изображаются реалистические события Первой мировой войны , февральской революции в 1917, октябрьского переворота и гражданской войны , это и есть трагедия романа, так же на фоне всех этих исторических событий судьбы людей, который сломала война.


Роль песенных эпиграфов в романе Шолохова Тихий дон?

Роль песенных эпиграфов в романе Шолохова Тихий дон?


Смысл трагедии Григория Велихова(Тихий Дон)?

Смысл трагедии Григория Велихова(Тихий Дон).


Ребята помогите вас прошу?

Ребята помогите вас прошу!

Женские образы в романе Шолохова (Тихий Дон) написать про образ Натальи и Аксиньи!

Прошу вас очень.


а) Первой мировой войны

б) гражданской войны

в) Великой Отечественной войны

г) установления советской власти.


Что в романе Шолохова "Тихий Дон" показывает Григория Мелехова как "бытового человека"?

Что в романе Шолохова "Тихий Дон" показывает Григория Мелехова как "бытового человека"?


Реалистическое изображение трагедии 20 века в романе М?

Реалистическое изображение трагедии 20 века в романе М.

А. Шолохова"тихий дон".


Судьба крестьянства в творчестве М?

Судьба крестьянства в творчестве М.


Последовательность метаний между красными и белыми (кем был в начале, в середине и в конце романа) Григория Мелехова в романе Шолохова "Тихий дон"?

Последовательность метаний между красными и белыми (кем был в начале, в середине и в конце романа) Григория Мелехова в романе Шолохова "Тихий дон


Основной конфликт в романе Шолохова "Тихий Дон"?

Основной конфликт в романе Шолохова "Тихий Дон".


Краткое содержание : тихого дона(Михаила Шолохова)?

Краткое содержание : тихого дона(Михаила Шолохова).


Главная мысль что папа (или дедушка) брал с собой хлеб что он сказал Зиночке что хлеб лисичкин и она полюбила чёрный хлеб.


ЛизаЭрастКачества характераСкромная ; стеснительная ; робкая ; любезная ; прекрасна не только внешностью, но и душой ; нежная ; неутомимая и трудолюбивая. Учтивый, с добрым от природы сердцем, довольно разумный, мечтатель, также расчетливый, легкомы..


Жил - был барин в городе приехал к нему из деревни староста. Это ты Василий Петров? Спрашивает барин. Я батюшка барин! Не привёз ты от матюшки письмеца? Нет только одна грамотка. Что же в ней при прописано.

Композиционно шолоховская эпопея строится вокруг трагического жизненного пути одного чело­века – Григория Мелехова. Это путь, в котором недвусмысленно прочитывается судьба всего донского казачества. В Григории органично сочетаются родовые черты его земляков и неповторимые индивидуальные особенности.

Дон, земля, хутор, семья – к этим незыблемым ценностям добавляется не менее священное для казака понятие воинского долга. Григорий и в бою не уступает землякам-казакам. О его мужестве свидетельствуют четыре Георгиевских креста, четыре медали и офицерское звание. Правда, чем дольше тянутся военные дейст­вия, тем больше тянет его к крестьянскому труду. Во сне он видит степь, сердцем рвется к любимой женщине. Воина вносит серьезные коррективы в представления Григо­рия о казачьем воинском долге перед царем и отечеством. Война, по Шолохову, разлагает души людей, убивает в них человеческое. Огрубев и ожесточившись, он выносит из первой мировой усталость, разочарование и настоятельную потребность разобраться самому в том, как устроена жизнь. Здесь и начинается путь центрального героя к истине, к народной правде.

Характер Григория Мелехова – трагический.О трагичес­ком говорят в случае неразрешимого при жизни героя художест­венного конфликта, когда поступки героя приводят к гибели либо его самого, либо его жизненных ценностей. К финалу романа Григорий остается в живых, но для его совести это самое тяжкое из возможных возмездий.

Композиционно шолоховская эпопея строится вокруг трагического жизненного пути одного чело­века – Григория Мелехова. Это путь, в котором недвусмысленно прочитывается судьба всего донского казачества. В Григории органично сочетаются родовые черты его земляков и неповторимые индивидуальные особенности.

Дон, земля, хутор, семья – к этим незыблемым ценностям добавляется не менее священное для казака понятие воинского долга. Григорий и в бою не уступает землякам-казакам. О его мужестве свидетельствуют четыре Георгиевских креста, четыре медали и офицерское звание. Правда, чем дольше тянутся военные дейст­вия, тем больше тянет его к крестьянскому труду. Во сне он видит степь, сердцем рвется к любимой женщине. Воина вносит серьезные коррективы в представления Григо­рия о казачьем воинском долге перед царем и отечеством. Война, по Шолохову, разлагает души людей, убивает в них человеческое. Огрубев и ожесточившись, он выносит из первой мировой усталость, разочарование и настоятельную потребность разобраться самому в том, как устроена жизнь. Здесь и начинается путь центрального героя к истине, к народной правде.

Характер Григория Мелехова – трагический.О трагичес­ком говорят в случае неразрешимого при жизни героя художест­венного конфликта, когда поступки героя приводят к гибели либо его самого, либо его жизненных ценностей. К финалу романа Григорий остается в живых, но для его совести это самое тяжкое из возможных возмездий.

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций.

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.



Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой.

Есть произведения, к которым приковано внимание читателей многих поколений. Обращаясь вновь и вновь к таким книгам, мы ищем в них не только радость, не только эстетическое наслаждение, – мы, проверяя свои чувства размышлениями, пытаемся найти в них ответы на многие тревожные и волнующие вопросы современности.

Естественно, что борьба ведется прежде всего вокруг образа Григория Мелехова. То или иное понимание, истолкование смысла трагедии Григория Мелехова определяет не только глубину прочтения романа, меру постижения его идейно-философского смысла, но и принципиальную позицию исследователя, его отношение к литературному процессу, к действительности, его понимание сущности социалистического реализма.

В прошлом ряд критиков своим истолкованием образа Григория Мелехова пытался лишить М. Шолохова права на изображение трагического.

Но если некоторые критики, основываясь на действительном оптимизме исторического процесса, явно или скрыто отрицали трагический смысл судьбы Григория Мелехова и тем самым отрицали трагические конфликты и трагические судьбы в революционной действительности, то существует и другая тенденция, не менее ограниченная и неверная. Для этих критиков история дышит жестоким холодом неизбежных драм и катастроф, трагическое в ней неотвратимо, как рок, как судьба, самая действительность предстает перед ними в траурной пелене трагического.

Причем речь идет не вообще о вневременном, внеклассовом историческом заблуждении, – это историческое заблуждение будет носить самый разный характер в различные периоды истории для разных социальных групп и т. д. Поэтому нужно прежде всего определить, по отношению к чему и кто разделяет исторические заблуждения. Это определение должно быть предельно четким, веским в его конкретно-историческом социальном содержании. Сказать, что герой страдает от исторического заблуждения, от ложно понятой правды и т. д., – значит еще ничего не сказать по существу.

Поставив в центре эпического произведения Григория Мелехова – выходца из средних слоев населения, Шолохов тем самым получил возможность осветить одну из кардинальнейших проблем нашей революции, передать во впечатляющей образно-художественной форме ее великий социально-политический опыт. Смело и бесстрашно раскрывая трагедию богато одаренного человека из народа, который должен был прийти к союзу с революционными силами и не пришел, Шолохов совершал открытие в нашей литературе.

Как показывает история революции и гражданской войны, долгий и жестокий опыт приводит в конце концов эти колеблющиеся массы к осознанию, что диктатура пролетариата лучше диктатуры буржуазии, к союзу с рабочим классом и Коммунистической партией.

Но какое содержание вкладывает А. Бритиков в понятие трагического? Если трагическое для него равнозначно страданию, тогда спор, затеянный им, становится беспредметным. Он может свидетельствовать только о непродуманном употреблении понятия трагического. Никто не станет отрицать того, что во всякую эпоху революционных переворотов, войн неизбежны страдания, которых не в силах отвратить человек.

В искусстве вопрос ставится о том, как художник осмысливает эти человеческие страдания, каково его отношение к происходящим великим событиям. И тут понятие трагического, на мой взгляд, является пробным камнем идейной зрелости писателя, проверкой его общественно-философских взглядов, эстетических представлений и т. д.

Была ли в таком освещении отношений человека и революционной эпохи правда? Была, но частичная и неполная. Революционная эпоха проявлялась в такого рода произведениях одной своей стороной – суровой неумолимостью. Закономерность и желательность происходящего оставались вне эмоциональной сферы писателя. Поэтому художник и не мог достаточно убедительно показать, в силу каких важных, существенных обстоятельств герой, которому он сострадал, оказывался вне исторического потока.

Читайте также: