Реалистическая литература возрождение модернистской и авангардной тенденций в литературе кратко

Обновлено: 05.07.2024

В конце XIX — начале XX в. искусство, в том числе и литература, превратилось в составную часть единого общественно-эстетического движения эпохи, стало детищем нового периода русской истории. Впервые в истории русской литературы всеми признанному реализму пришлось разделить свое влияние на читателей с представителями модернизма, в первую очередь самого мощного и плодотворного его течения — символизма.

Явные изменения в классическом критическом реализме происходят тогда же, когда начинает формироваться модернизм, т.е. в 80-е годы.

А в поэзии торжествуют декаденты-символисты (А. Блок, К. Бальмонт, В. Брюсов), акмеисты (Н. Гумилев, А. Ахматова), футуристы (В.Маяковский, В. Хлебников). Они критикуют реализм за социальность, натурализм, рабское следование действительности и стремление ее отображать, не преобразуя.

Размежевание реализма и модернизма и располагавшихся между ними промежуточных явлений объясняется не столько борьбой литературных группировок и школ (эти факты литературного бытия вторичны), сколько возникновением в литературе противоположных представлений о задачах искусства и, соответственно, разных взглядов на место человека в мире. Именно разная оценка возможностей и предназначения человека разводит реализм и модернизм по разным руслам единой литературы.

Реализм (от лат. realis – действительный, вещественный, подлинный) – художественный метод, который определял характер творчества русских писателей ХIХ века. Критический реализм представляет собой художественное исследование жизни, постижение и воссоздание лежащих в ее основе закономерностей (типичного в ней).

Реалисты отображали жизнь империи, ее очевидные общественные и менее очевидные нравственные конфликты, вскрывали их причины и прогнозировали, чем они могут завершиться. За исключением И. А. Бунина, среди реалистов не было крупных поэтов, они проявили себя прежде всего в прозе и — менее заметно — в драматургии.

Наметилось на рубеже веков влияние модернизма. По-своему яркий и эмоциональный модернизм точно и чётко отразил кризис рубежа веков. В литературе модернизма человек выступает беспомощным, скрытым и скованным. Писатели-модернисты старались полностью отразить внутренние переживания героя, его мысли, желания, мечты, образ жизни и идеалы. Именно в этот период времени в литературе появляются такие нововведения, как притча, аллегория, философское иносказание.

Реализм в литературе ХХ века полностью противостоял модернизму. Реализм наглядно показывал веру в человека, его силы, возможности и реальность. Хотя, несмотря на это, в реализме использовались многие аспекты модернизма и его течений.

Взгляды на творчество предшественников и современников, на цели и задачи словесности, на политические проблемы в сообществе реалистов не были едины. Кто-то претерпел эволюцию и взглядов, и творческой манеры. Многие литераторы отличались широтой тематики и проблематики, обращались к не свойственной предшественникам проблематике и поэтике, но оставались писателями-реалистами, причем очень популярными.

Таким образом, поколение писателей-реалистов начала XX в. получило в наследство новые принципы письма — с гораздо большей, чем прежде, авторской свободой; со значительно более широким арсеналом художественной выразительности; с обязательным для художника чувством меры, которое обеспечивалось возросшей внутренней самокритичностью.

- это реализм, ищущий истину, обретающий истину;

- это реализм, из которого исчез образ, адекватный идеалу писателя, образ, который воплощал его заветные мысли, образ-носитель представлений художника (сочувствие не этим людям, а неясной мечте);

- реализм далек от обличения заблудшей личности, от иронии, его волнует загадка самой природы человеческой дисгармонии;

- обновление жанровых структур, рассказ-малютка может вместить проблемы огромного масштаба, и наоборот, большая повесть рассказывает о событиях двух дней;

- в реализме начала ХХ века нет нравоучительных интонаций, он призывает к сопереживанию, к сотворчеству;

- анализ реальных процессов совмещался со смелой романтической мечтой, реализм ХХ века сродни романтизму, импрессионизму, экспрессионизму, символизму;

- неустанное влечение к классическому наследию.

Для прозы символистов характерно стремление к синтезу музыкального искусства и искусства слова.

Петербург представлен как таинственное, фантастическое пространство, которое само по себе рождает сумасшествие и преступления.

Фактически на сегодня мы имеем сложную смесь из проявлений классической культуры и многочисленных произведений, продуктов и делений "неклассической" культуры, нонкласики. Активно этот процесс смешивания начался еще в первой трети XX в. - В авангарде.

Термином "авангард" (фр. avantgarde-идущий впереди, передовой отряд) в эстетике XX в. определяется совокупность всех различных новаторских, революционных, бунтарских, эпатажных, манифестарних движений и направлений в художественной культуре первой половины (а иногда даже! первой трети) XX в. Вообще авангардные явления присутствуют в любом переходном периоде в истории культуры, но в XX в. авангард становится мощным феноменом художественной культуры, который занимает почти все отдельные виды искусства.

Авангард - это, прежде всего, реакция художественно-эстетического сознания на глобальный перелом в культурно-цивилизацийних процессах, вызванных научно-техническим прогрессом последнего столетия. Формирование авангарда связано с отказом от позитивизма в эстетике и реализма в искусстве. В философии предшественниками становления авангарда возникают идеи А. Шопенгауэра, Ф. Ницше, С. Кьеркегора, А. Бергсона. Косвенным путем инициировали возникновение авангарда достижения в научных областях (особенно - в области ядерной физики, химии, математики, психологии, позднее - биологии, кибернетики, электроники) и технико-технологические реализации на их базе. В психологии значительного влияния задал фрейдизм и возникающий на его базе психоанализ. В гуманитарных науках - это конституирование лингвистики как философско-культурологической дисциплины, уход от европоцентризм и как следствие этого ухода - рост внимания к восточным культурам. Возникновение таких феноменов как теософия, антропософия и некоторых новых эзотерических учений спровоцировало (как реакцию на них и на усилия позитивистской-сииентистського понимание мира) выплеск неохристиянських учений - неотомизма, неоправославия и др.. В социальных науках социалистические, коммунистические, анархистские теории революционно и пафосно отразили реальные острые проблемы социальной действительности того времени. Как непосредственные предтечи авангарда появляются эстетика романтизма и импрессионизм. Романтизм разработал концепцию анти имитационного (так называемого "музыкального") живописи и определил внимание художественного творчества к феноменам бессознательного. Импрессионизм основал тенденции, которые стали очень важным для развития авангарда: массовый, вне индивидуальный характер героя и очень индивидуальная, личная точка зрения самого художника. По своему происхождению авангард - это художественная программа искусства мира, который быстро меняется, мира ускорения индустриального прогресса, урбанизации, мира, где образ жизни и художественные стили становятся все массовыми.

В начале XX в. авангард постулирует ситуацию "банкротства" традиционных систем ценностей, несостоятельность "здравого смысла", подвергает уничтожающей критике такие феномены как закон, порядок, постепенное движение истории - таю идеалы, не выдержали проверки временем.

Пообщим и характерных особенностей большинства авангардных направлений относятся:
-их сознательно заостренный экспериментальный характер;
-пафос революционной разрушения относительно традиционного искусства и традиционных ценностей культуры;
-резкий протест против всего, что представлялось консервативным, буржуазным, академическим; в визуальных видах искусства и литературе - демонстрационная отказ от миметического принципа, который утвердился в течение XIX в. и является "прямым" (реалистически-натуралистическим) изображением предметной действительности;

-несдержанное стремление к созданию принципиально нового всюду и, прежде всего - в формах, средствах и способах художественного выражения. На этом фундаменте зиждятся декларативность, манифестарнисть, скандальный эпатаж презентации представителями авангарда и самих себя - своих произведений, направлений, движений и т.п.. Программная эпатажность авангарда имела своей целью активное (до шокирующего, агрессивного) воздействие на массу ради его пробуждение от сна здравого смысла;
-стремление к стиранию границ между традиционными искусствами, тенденций к синтезу отдельных искусств.

Интенции на эксперимент и разрушение традиционного проявляется в отказе авангарда не только от традиций классического искусства, но и от самого искусства - целью авангарда становится "анти-творчество" в рамках "анти-искусства". П. Пикассо определил живопись авангарда как "сумму разрушений": "Раньше картина создавалась по этапам, и каждый день прибавляв к ней что-то новое. Она была обычно итогом ряда дополнений. Моя картина - итог ряда разрушений. Я создаю картину и потом разрушаю ее" .

Решительно ограничиваясь традиционного искусства, авангард ориентирован на абстрактность композиций с целью провоцирования интеллектуальной соучастия зрителя, пробуждения, сотрясения обыденного сознания. Для достижения этой цели зрителю предлагается радикально новая попытка видения мира. На этом базируется всеобщность позиций различных направлений авангарда (поп-арта, дадаизма, футуризма, сюрреализма и др..) - Свою деятельность они оценивают не как те или иные художественные направления, а как образ мышления, с помощью которого авангард пытается утвердить себя как новое слово в понимании человека, социума, искусства, творчества и морали.

С точки зрения художественно-эстетической или даже общекультурной значимости, творчество большинства представителей авангарда имеет экспериментальное, изменчивое, локальное значение для своего переходного времени. Но именно авангард дал и наиболее значимые фигуры XX в., Которые уже вошли в историю мирового искусства как классики: Кандинский, Шагал, Малевич, Клее, Пикассо, Матисс, Модильяни, Миро, Дали, Джойс, Пруст, Кафка, Элиот, Камю, Ионеско, Беккет, Ле Корбюзье и другие.

В главных направлений авангарда относятся кубизм, абстрактное искусство (во всем разнообразии его проявлений), экспрессионизм, супрематизм, футуризм, дадаизм, конструктивизм, сюрреализм, наивное искусство; додекафония и алеаторики в музыке и более мелкие явления.

Понятие модернизма (фр. moderne - новейший, современный) в широком смысле используется в эстетике и искусствознании XX в. для определения большого круга явлений культуры и искусства авангардно-модернизаторской характера начиная с символизма и импрессионизма и заканчивая всеми новейшими направлениями в искусстве, культуре и гуманитарной сфере вообще. Модернизм объединяет разнообразные, достаточно независимы направления, которые могут значительно отличаться по своим социальным или культурно-историческому значению (экспрессионизм, кубизм, сюрреализм, поп-арт, минимализм, концептуализм и др.). Хронологически модернизм занимает конец XIX в. и 60-е годы XX в., включая все авангардные движения вплоть до своего "антипода" - постмодернизма. Среди теоретических предтеч модернизма называют Лессинга, Канта, романтиков. К непосредственным лидеров относят Ницше, Фрейда, Бергс-на и многих философов и мыслителей XX в. неклассического направления, прежде всего - экзистенциалистов и структуралистов.


Модернизм принципиально порывает с устоявшимися формами художественного отображения действительности - канонизирован реализмом, салонным искусством, академическим искусством, чувствуя кризис этих явлений и в стремлении к обновлению. Для модернизма характерны активность, динамизм, страсть к движению, желание действовать против (чего-либо, кого-либо) в преодолении традиционных границ, пренебрежение к традиционным ценностям, культурная революционность.

Как главные черты модернизма выделяют:

- эстетическую стратегию автономии искусства, т.е. его принципиальную независимость от любых позахудожних контекстов (социальных, политических, религиозных и т.д.);
-полный отказ от миметичного принципа в искусстве;
- акцент на художественной форме, которая понимается как главная основа произведения, тождественна его содержания;
-абсолютизация визуальной (аудио) презентации произведения как самодостаточной формы бытия.

Модернизм отказался от эстетики реализма, от тех узких рамок, которые навязываются традиционной конкретикой сюжета, от ренессансной оптической системы. Он производил кардинальные технические инновации, которые соответствовали духу технической цивилизации. Существенной трансформации подверглись понятия словесной речи вплоть до разрушения синтаксиса, отрицания правописания ради того, чтобы вернуть языку его аутентичные значение. Эту необходимость очистки истинной сути человека от внешних нормативных наложений языка и культуры почувствовали и выразили А. Арто, В. Хлебников, С. Малларме и др.. поэты, сделав попытку освобождения, автономизации субъекта путем революционной трансформации языка.

Модернизм изобрел методы, без которых невозможна современная эстетика: "поток сознания", ассоциативный монтаж, коллаж, "высвобождения" цвета и др.. Модернисты развили поэтику "открытого произведения", который привлекает зрителя, читателя в творческий процесс, активизируя его восприятия. Для модернизма характерно программный концептуализм, когда на первый план выходит замысел произведения как его вербализованной концепция, благодаря чему акцент в визуальных искусствах переносится с чисто визуальной сферы в концептуально-визуальную - с конкретно-чувственного восприятия на интеллектуальное осмысление. Модернизм является первой художественной культурой, очень много насыщена теоретическими произведениями. Эта концелтуальнисть, теоретичность возникает следствием "коммуникационного вакуума", образовавшегося в результате отказа от классических выразительных средств и который нуждался вербального прояснения с целью подключения зрителя (читателя) до того языка, которым оперирует определенный автор.

Иногда модернизм отождествляют с авангардом, который понимают как раннюю фазу модернизма. Проблема соотношения модернизма и авангарда имеет несколько измерений. С точки зрения концептуального фундамента модернизм тесно связан с авангардом своим неприятием эстетики реализма и в художественном измерении фактически представлен теми же школами. Но модернизм как социокультурный феномен - значительно шире авангарда и хронологически, и по своему содержанию, и в плане социокультурной значимости. Кроме того, авангардные движения значительно больше, чем модернистские, связанные с тенденциями социального протеста.

Значение модернизма заключается в том, что он стал особой, своевременной формой самопознания культуры, определил современные формы бытия искусства, освободил художественную СОЗНАНИЕ, обнаружив возможности создания новых смыслов, сместил акценты в отношениях между искусством и обществом.

К наиболее известным модернистов, произведения которых своей эстетической радикальности способствовали оформлению модернистской традиции, относятся: Дж. Джойс, М. Пруст, Ф. Кафка, Р. Музиль, А. Камю, Т. Манн и др.. (В прозе) А. Стриндберг, Л. Пиранделло, Б. Брехт, Э.. ионеско, С. Беккет и др.. (В драматургии) А. Арто, В. Хлебников, С. Малларме, Р. М. Рильке, Г. Аполлинерта др.. (В поэзии), И. Стравинский, А. Шенберг, К. Штокхаузен и др.. (В музыке), В. Кандинский, М. Шагал, К. Малевич, П. Пикассо, С. Дали, X. Миро, П. Клее, П. Мондриан, Р. Магритт и др.. (В живописи).

В главных направлений модернизма относят: абстрактный экспрессионизм, конкретное искусство, поп-арт, концептуализм, минимализм и др..

Понятие постмодернизма, постмодерна фигурируют в гуманитарных науках последней трети XX в. для определения ситуации, сложившейся в философии, художественной культуре, литературе, литературной и художественной критике и эстетике, политике, науке и вообще в культурно-цивилизационном процессе. Главной чертой, позволяет констатировать "ситуацию постмодерна" в таких разных сферах культуры является тот факт, что и содержательно и в ценностном аспекте постмодернизм дистанцируется не только от классической, но и от не классической традиции. Он констатирует себя как пост-современность, или постнекласика (то есть - после современности (модерна), после неклассической традиции).

Понятие постмодернизма на сегодня все еще является достаточно дискуссионным и нечетким. Многочисленные определения постмодернизма всегда согласованы между собой как по его параметров, так и по хронологических рамок. Впервые термин "постмодернизм" появился в 1917 году (в книге Р. Ранвица "Кризис европейской культуры"). С конца 1960-х - в 1970-х годах термин используется для фиксации новационных тенденций в таких сферах как архитектура и искусство и постепенно приобретает популярность. Начиная с 1979 года, после выхода труда Ж.-Ф. Лиотара «Постмодернистский состояние: доклад о знании", он утверждается как философская категория, фиксирующая ментальную специфику современной эпохи в целом


В настоящее время существует целый ряд концепций постмодернизма, которые позволяют взаимно дополнять друг друга. Термин "постмодернизм" используют для определения состояния культуры в обще-историческом плане (X. Кюнг), как символ постиндустриального общества (Д. Белл), как внешний симптом глубоких трансформаций общества (3. Бауман), тенденций развития в литературно-художественном и архитектурно -художественном плане (Ч. Дженкс, И. Хасан) и др.. То есть, постмодернизм o-широкая культурная течение, в последние три десятилетия включает в себя философию, эстетику, искусство, науку. Тенденции развития, изменения и трансформации во всех этих сферах необходимо рассматривать на основе той общей базы, что их связывает-o культуры постмодернизма, которую также определяют как постиндустриальную культуру, посткультуру, культуру "третьей волны" и т.д.. Наиболее существенной особенностью этой культуры возникает новый, неклассический тип приоритетов - технического, а не социального прогресса; продуцирования информации, а не вещей; природного, а не городского стиля жизни и типа культуры; биологического, а не механического времени и т. д.

Постмодернистская культура охватывает широкий круг феноменов материальной и духовной жизни. В политической культуре - это развитие различных форм постутопичнои политической мысли. В философии - господство постметафизикы, пострационализма, постемпиризма (постструктурализм, постфрейдизм, постаналитична философия). В этике - постгуманизм постпуританського мира, моральная амбвивалентнисть личности. Совокупность этих феноменов свидетельствует о формировании постцивилизации, чью сущность и позволяет прояснить художественно-эстетический постмодернизм. То есть, в культурологическом аспекте возникновения постмодернизма связывается с необходимостью отражения в культуре новых форм общественной жизни и экономического порядка - общества потребителей, театрализованной политики, масс-медийных и информационных технологий.

Соответственно, искусство в контексте постиндустриальной культуры переживает существенные трансформации:

* Переориентация с художественного произведения на процесс его создания;

* Переориентация с автора на массовую аудиторию;

* С вербальности на телесность, жест, ритуал, то есть - невербальное общение;

* Искусство в своих наиболее "продвинутых" формах направляется не к отображению жизни, а стремится стать жизнью, что способствует формированию игрового, альтернативного типа личности;

* Все большую роль играют компьютерные методы создания артефактов.

Постиндустриальная культура в целом ориентирована на мир представления, сновидений, бессознательного как того, что наиболее соответствует хаотичности, абсурдности, эфемерности постмодернистской картины мира. С такой ориентации связано определение перехода от модернистской сознания к постмодернистской с помощью метафоры перехода от алкогольной культуры (которая агрессивно навязывает себя миру, стремится самоутвердиться) к наркотической (не меняет мир, а медленно, подробно, фактурно, пластично чувствует материальность мира).

История возникновения

До конца XIX века литература строго следовала определенным традициям. Например, она предполагала наличие абсолютной истины (которой автор должен был научить читателя), транслировала устоявшуюся картину мира, и буквально диктовала человеку, как ему следует жить, думать и поступать в условиях определенных исходных данных.

Однако в 1880-ых годах технический и научный прогресс человечества начал стремительно двигаться вперед. Кроме того, изменились и силы на международной арене (что вело сразу к двум Мировым войнам, произошедшим в первой половине XX века). Это привело к трансформации общества. Оно больше не нуждалось в четких указаниях и распределенных ролях: теперь каждый человек хотел думать и строить свою картину мира самостоятельно. Именно это и привело к формированию, а потом распространению в искусстве такого идейного направления, как модернизм.

Основные черты и признаки литературы модернизма

представители модернизма в литературе

Но так или иначе, все эти направления были объединены общими признаками:

отказ от готовых концепций устройства мира;

предложение читателю самостоятельно изучать законы окружающей действительности;

смена линейного повествования обрывочным или раздробленным;

включение в повествование нескольких героев с противоположным взглядом на освещаемые события;

формирование у каждого направления модернизма собственной эстетики;

урбанистическая тема (характерна для позднего модернизма);

глубокое проникновение во внутренний мир героев.

Кроме того, модернизм – это первое литературное направление, взявшее на себя смелость рассуждать о том, что война не нужна обществу. Постепенно эта философия перешла к постмодернизму, более ироничному и бескомпромиссному в своих суждениях.

Направления модернизма

Модернизм в литературе 20 века четко разделился на несколько направлений. Они были объединены новаторскими идеями и нетрадиционным взглядом на мир, однако отличались философией и некоторыми характерными признаками:

Символизм. В этих произведениях был таинственный сюжет и много загадок, а авторы нередко обращались к ассоциациям читателей и намеренно вводили в свое творчество недосказанность.

Акмеизм. Развивался как противоположное символизму направление и обращался к миру исключительно материальному, где не было места нечетким образам и мистике.

Футуризм. В этом направлении больше внимания уже уделялось не сюжету, а самому построению произведения. Авторы нередко придумывали новые слова и выражения, обращались к нестандартным формам написания как поэтических, так и прозаических произведений.

Имажинизм. В этом направлении главным приемом была метафора (скрытое сравнение): авторы намеренно описывали героев, события и предметы с помощью нее, чтобы каждый читатель мог самостоятельно составить в своей голове нужный образ.

Экспрессионизм. В этом направлении центральное место вновь занимает сюжет, но уже не происходящие в его рамках события, а чувства и эмоции героев.

Сюрреализм. Направление, в котором нет ничего определенного. Оно играет на чувствах читателя с помощью обращений к новой несуществующей реальности и к сверхъестественным созданиям и явлениям.

Интересно, что эти направления нередко дистанцировались от просто модернизма. И это только подтверждало справедливость одного из характерных признаков модернизма: все мысли и идеи авторов относительны, поэтому между ними нельзя пролагать четкие границы и вешать на них ярлыки.

Яркие представители в мире

В мировой литературе модернизм начал проявляться в конце XIX века, а расцвет получил в 30-ых годах XX века (в это время в Советском Союзе новая идеология уже задавила это направление в искусстве). К знаменитым представителям модернизма в литературе Европы и США относились:

Изначально это слово имело прямое отношение к военному делу и пришло в искусство непосредственно из военной лексики. Под авангардом понимался небольшой отряд, который действовал в первом эшелоне атакующей армии. Находясь на острие наступления, войсковой авангард обеспечивал развал оборонительных линий противника и подготавливал подход основных сил армии.

Впервые свое значение в искусстве термин авангард приобрел во французской художественной критике во второй половине XIX века. Им начали определять некоторые явления и тенденции в сфере искусства.

Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.

Определение авангардной литературы

В широком смысле под авангардом в искусстве понимались действия некоторых творцов, определяющих свое дело как новое и передовое. В узком смысле под авангардом понимаются специфические художественные средства и приемы, характерные для того или иного направления художественного творчества, существующего в культурной парадигме модернизма.

Литературный авангард — это собирательное понятие. Литературоведы и критики относят к авангарду несколько литературных школ, творчество представителей которых может значительно отличатся друг от друга.

К этим школам относятся:

  • сюрреалисты;
  • дадаисты;
  • футуристы;
  • имажинисты.

Представители литературного авангарда зачастую уходили не просто от привычных литературных форм, а от самого текста как средства выражения. Например, В. В. Маяковский занимался плакатным искусством, а дадаисты — фотографией. Подходы дадаистов в дальнейшем стали основой для рекламной деятельности. В России понятие авангардной литературы связывают с именами первых футуристов — Р. Якобсоном, Е. Бобринской, С. Бирюковым.

Важную роль в литературе авангарда сыграли психоаналитические теории Зигмунда Фрейда. Его концепции о роли бессознательного в формировании человеческой личности заложили основы сюрреализма в его литературном проявлении.

Один из главных представителей живописного сюрреализма, испанский художник Сальвадор Дали, побудил своего друга поэта Лорку к написанию сюрреалистической поэзии. Оба художника внимательно следили за работами Фрейда и Бретона.

Характеристики направления, краткое определение

Направления литературного авангардизма

Литературный авангард как направление художественного творчества делят на три больших этапа:

  1. Ранний этап — до Первой мировой войны.
  2. Зрелый этап — Время интербеллума.
  3. Поздний этап (Неоавангард) — после Второй мировой войны.

Основными стилистическими чертами литературного авангардизма являются: парадоксы и алогичности, объединение и комбинирование несовместимого. В литературном авангардизме отсутствуют четкие границы между жанрами и приемами. Обретает важность художественная цель, которая достигается через алогичные, гротескные и шокирующие миры. Персонажами становятся люмпены и маргиналы: алкоголики, юродивые, наркоманы.

Для авангардистов от литературы было свойственно игнорировать традиционные линейные писательские формулы. Некоторые представители отказывались использовать знаки пунктуации в различных произведениях, особенно, в поэзии.

Экспрессионизм (лат expression — выражение) — комплекс течений и направлений в рамках европейского модернизма, который окончательно утвердился в Германии в начале XX века.

Самыми первыми поэтами-экспрессионистами выступили:

  • Г. Гейм;
  • И. Бехер;
  • Г. Тракль;
  • Г. Бенн;
  • Ф. Верфель;
  • Я. ван Годдис.

В утверждении экспрессионизма, как направления литературного авангарда, определенную роль сыграла позитивистская философия А. Шопенгауэра, а также философские труда Ф. Шеллинга, А. Бергсона, С. Фрейда и экзистенциализм С. Кьеркегора.

Экспрессионисты зачастую увлекались идеями Ф. Ницше и С. Фрейда и считали, что понять человека можно, углубляясь в мир его бессознательных инстинктов и желаний.

Экспрессионисты выступали против позитивистского эмпиризма, копирования и отражения действительности. Они принимали личность художника за глашатая сути действительности. Для направления характерна нервная эмоциональность, трагичность мироощущения характерным для экспрессионизма образом.

Творчество экспрессионистов было порождено духовным кризисом, который переживала интеллигенция в начале XX века, в частности, Первой мировой войной и революциями.

В произведениях экспрессионистов важное место занимает проблема вины и наказания. Для них была характерна убежденность в том, что земная жизнь — фильтр, который может очистить человека и привести к богу. Теряя веру в бога, человек теряет цель жития, а через добровольное наказание себя он проходит путь для очищения души. По мнению экспрессионистов, боль и страдания дают возможность человеку осмыслить суть бытия, своего существования.

В их произведениях важную роль занимает тема смерти, которой заканчиваются человеческие страдания. Страдания — это испытание, которое направляется сверху, чтобы помочь реализовать собственную самость, идентифицировать свою неповторимую личность.

Экспрессионизм встречается в различных литературных жанрах. В лирике — в поэтическом изображении сновидений, в гротескных поэмах (Г. Тракль, Б. Брехт), в прозе — с лирическими, фантастическими, гротескными элементами (Ф. Верфель, Л. Франк).

Дадаизм — направление авангарда, зародившееся в 1915-1916 гг. на территории Швейцарии и США. Оно олицетворяет тотальное отрицание, самоотрицание, претенциозность, преобладание пафоса и неограниченного протеста в процессе написания и реализации работы.

Дадаисты занимаются художественным расчленением реальности и произвольным соединением несоответствующих фрагментов — как текста, так и изобразительного образа. Дадаизм отвергал все позитивное в эстетическом, а программы дадаистов можно охарактеризовать как антиэстетические.

Дадаизм был протестом против идеологий, политических структур и рациональной логики, логоцентризма, моральных норм. Представители направления заявляли, что они против всяческих принципов.

Футуризм (итал. futurismo от лат. futurum — будущее) — ответвление модернизма, авангардистское течение XX века, возникшее первоначально в Италии в 1909 году.

Автором первого манифеста футуристов был писатель Филиппо Томмазо Маринетти (1876-1944 гг). Представители течения выступали против литературных традиций и призывали уничтожить музеи и библиотеки, освободить Италию от профессоров и археологов. Старой культуре, которая, по их словам, воспевала леность мысли и бездействие, футуристы противопоставили новую культуру.

Итальянские футуристы поддерживали идеологию фашизма. Они призывали к жестокости и насилию, заявляли, что без жестокости нет искусства, а без агрессивности невозможно создать шедевр. Футуристы выступали против темы психологизма в литературе, потому что считали ее исчерпанной.

В разных странах футуристов называли по-разному. В Англии футуристы — вортистамы (англ. vortex - вихрь), во Франции — пароксистамы (греч. paroxynos — раздражение) и динамистамы.

Сюрреализм (от франц. surrealisme — надреализм) — авангардистское направление, зародившееся в 20-х гг. XX века во Франции.

Поэтика сюрреализма произвело неизгладимое влияние на развитие западного театрального искусства. Французский драматург и критик Антонен Арто создал театр жестокости, суть которого — отказ от изображения действительности. А. Арто считал, что в театре человек должен путешествовать в мир бессознательного.

Такое путешествие должно убедить в бесперспективности человеческого существования, бесполезности человеческих усилий. У героев произведений А. Арто можно наблюдать варварство и тягу к преступлениям, каннибализм, эротические фантазии в скрытом внутреннем мире человека.

Абстракционизм (лат. abstractio — удаление) — авангардистское стилевое течение, зародившееся в изобразительном искусстве, которое затем распространилось на все виды искусства.

Характерными особенностями абстракционизма является крайний субъективизм, религиозный мистицизм. Абстракционизм опирался на философию А. Шопенгауэра, Ф. Ницше, 3. Фрейда, К. Юнга и А. Бергсона.

Социалистический реализм (лат. socisalis — общественный, real is — действительный) — художественное направление советской литературы, сформировавшееся под влиянием натурализма и пролетарской литературы.

Проблемы методологии социалистического реализма стали объектом острых дискуссий в 1985-1990 годах. Критика социалистического реализма опиралась на следующие аргументы: социалистический реализм ограничивает, обедняет творческие поиски художника, ограничивает творца.

Зарубежные Писатели-авангардисты, знаковые произведения и их краткий анализ

Это произведение навсегда изменило представление о художественной литературе и ее роли в искусстве. Писатель трудился над романом в течение 7 лет. Многие литературоведы считают это произведение одним из немногих романов, написанных не для читателей, а для писателей.

Кроме того, роман является художественным справочником всевозможных литературных приемов и примеров их применения в повествовании, а также краткой историей развития художественной писательской мысли — с древнейших времен до начала XX века.

Франц Кафка (1883-1924) — чешский писатель, один из ярчайших феноменов в мировой литературе, чьи произведения отличаются безысходностью и обреченностью, своеобразным страхом.

В годы активной деятельности Ф. Кафки (первое десятилетие XX века) вся Европа были увлечена новым философским течением, позже оформившимся как экзистенциализм, которым и заинтересовался автор.

Большинство произведений Ф. Кафки можно интерпретировать как некие попытки осознать свое существование в этом мире и за его пределами.

Ф. Кафка с помощью двойного толкования своих произведений подводит читателя к необходимости изучения прочитанного текста. Развязки его романов лишь подсказывают объяснение концовок, но не объясняют их.

Произведения писателя очень символичны. Эти символы всегда превосходят изначально задуманное автором. В этом отношении верный способ понять его произведения — начинать их чтение без заранее принятой установки, не стараясь отыскать в нем тайные течения.

Основные представители авангардизма в России, знаковые произведения и их краткий анализ

Леонид Николаевич Андреев (1871-1919) — русский писатель, основоположник русского экспрессионизма и один из ярких представителей литературного авангарда серебряного века русской литературы. За время работы, писатель выработал у себя узнаваемый индивидуальный стиль, сочетающий в себе единство различных литературных приемов и подходов к творческому процессу.

В этой работе, написанной под впечатлением от событий неудачной для России русско-японской войны, писатель заведомо опускает подробности о ее месте и действии, тем самым предвкушая будущие конфликты XX века — жестокую борьбу машин и людей.

Отдельного внимания заслуживает творчество поэта-футуриста Владимира Маяковского. Этот художник стал флагманом языка нового времени, чье имя — яркий пример творческой принципиальности и многогранности в использовании художественных средств.

Читайте также: