Реакция производителя на изменение дохода и цен эффект масштаба кратко

Обновлено: 30.06.2024

Мы постоянно наблюдаем, как фирмы стремятся повысить свою конкурентоспособность, применяя самые разные средства для роста компании. Кто-то поглощает своего конкурента, кто-то эволюционно расширяет мощности своего предприятия (покупает оборудование, набирает и обучает новых специалистов). Однако не у всех получается ожидаемый положительный результат. Быть может, рассмотрев более подробно истоки и сферы применения эффекта масштаба, мы сможем сделать еще один шаг к тому, чтобы лучше узнать старого знакомого, его новые грани.

Содержание

1. Связь эффекта масштаба с разделением труда и убывающей отдачей

Эффект масштаба – это повышение эффективности производства при росте размеров предприятия, в частности его численности, обусловленное, в первую очередь:

- применением более глубокого разделения труда - и возможностью использования более дорогостоящего и производительного оборудования

ПРИМ. - читатель наверняка знает и другие причины повышения эффективности производства при использовании эффекта масштаба. Например, повышение квалификации менеджмента крупной компании, возможность более эффективной переработки отходов производства - см. ссылку 1. Однако автор статьи считает перечисленные причины частными результатами первых двух.

Возможности применения более глубокого разделения труда у более крупного предприятия очевидны, но напомним, почему глубокое разделение труда позволяет повысить эффективность производства.

По мнению Адама Смита разделение труда позволяет повысить эффективность производства по следующим трем причинам:

  1. Достигается автоматизм в работе.
  2. Экономится время на переход от одного вида работы к другой.
  3. Выполняя что-то одно, легче придумать инструменты и приспособления.

Психологические аспекты использования разделения труда

Конечно, если мы говорим о сложной человеческой деятельности, то при разделении труда главным фактором повышения эффективности становится накопление знаний специалистом. Он уже прошел путь собственных проб и ошибок, а также изучил верные пути решения проблем в своей специальности, обратившись к коллегам и научной литературе по своей специальности. Именно потому он выполняет свою работу много эффективнее начинающих, которым еще предстоит пройти его путь.

Адам Смит жил в эпоху преобладания физического труда. Но и для интеллектуального труда перечисленные 3 причины сохраняют свою актуальность. Это связано с тем, что они в большой мере имеют психологическую природу.

Убывающая отдача

Эффект масштаба проявляется в снижении издержек при производстве каждой новой единицы произведенной продукции.

А вот теперь давайте рассмотрим простой пример. Если спортсмен, например бегун на средние дистанции, будет каждый день увеличивать время своих пробежек, какие результаты его тренировок мы, скорее всего, будем наблюдать? Понятно, что у каждого спортсмена проявится своя индивидуальность в результатах, но очевидно, что если начальное время тренировок недостаточно, то по мере роста времени пробежек результаты спортсмена сначала будут улучшаться – это своего рода эффект масштаба. Однако, начиная с некоторого момента, результаты начнут ухудшаться. Причины этого достаточно понятны – спортсмену требуется восстановление сил, и если времени отдыха недостаточно, он себя измотает избыточными тренировками. Это убывающая отдача на уровне отдельного человека.

Менеджмент и гармония

Слово гармония применительно к производству первым применил, вероятно, Кароль Адамецки. Он сравнивал управление предприятием (производственным участком) с работой дирижера, который должен обеспечить соответствующее гармоничное звучание оркестра. Давайте временно используем это слово для нашего анализа.

Разделение труда и гармония

Когда мы применяем глубокое разделение труда, нам требуется согласование работы разных специалистов, выполняющих свою специализированную работу. Гармонию предприятия обеспечивает его менеджмент. Для живой природы эта гармония достигается путем системы обратной связи сложных самоуправляемых биологических объектов и их подсистем, у живых организмов таких подсистем может быть несколько (у человека - система кровообращения, система пищеварения и др.).

Эффект масштаба и гармония

Рост предприятия требует все более совершенных систем управления (обеспечивающих гармонию единого развивающегося целого). И понятно, что хорошего качества уровень менеджмента позволит отодвинуть точку нарушения гармонии (начало убывающей отдачи).

Кстати, тоже самое можно наблюдать и в нашем примере про спортсмена – оптимизация системы тренировок (на разные группы мышц) позволит спортсмену (в нашем примере – это бегун на средние дистанции) больше времени заниматься результативно без убывающей отдачи.

Убывающая отдача и гармония

Предлагаю принять, что отрицательный эффект масштаба (ОЭМ) - это та же самая убывающая отдача, и потому термин ОЭМ, скорее всего, избыточный.

Итак, развитие системы происходит, в частности, следующим образом:

  1. Есть нечто целое (скажем организация).
  2. Организация растет (например, эволюционно). Внутри компании углубляется разделение труда (проявляется эффект масштаба). В результате эффективность производства также растет по описанным причинам.
  3. При этом требуется обеспечение гармонии между все более специализирующимися подсистемами (например, подразделениями компании), иначе из-за проблем взаимодействия между подразделениями проявится убывающая отдача. Эту гармонию обеспечивает менеджмент.

Откуда следует, что если мы хотим отсрочить проявление убывающей отдачи, нам нужно постоянно добиваться соблюдения гармонии между частями целого.

Итак, эффект масштаба, разделение труда, убывающая отдача – это три взаимосвязанных закона развития систем, и менеджмент, обеспечивающий гармонию целого, – это необходимость координации частей подсистем, входящих в целое. Это одна из причин, почему их следует рассматривать одновременно.

2. Микро результаты, связанные с применением эффекта масштаба

Как еще отмечал К.Адамецки, не только разделение труда, но и эффект масштаба (у Адамецки - закон концентрации) имеет всеобщий характер (наблюдается в живой природе). Раз это так, почему бы не попробовать использовать этот закон более широко, в частности на микро уровне.

Рассмотрим еще один пример – процесс разработки консультантом стратегии фирмы (фрагмент такой работы – подготовку и проведение SWOT-анализа), ну, или помощи в такой разработке (в зависимости от режима консультирования).

Верно. Но потому-то научный метод и является таким мощным инструментом проведения исследований в любой сфере, что сам опирается на законы развития систем – эффект масштаба, разделение труда и учет убывающей отдачи (путем формирования гармонии = синтезируемой системы).

3. Макро результаты, связанные с применением эффекта масштаба

Хотя на макро уровне (партнерство крупных компаний, например, автогигантов в сфере НИОКР, или еще более показательно - сотрудничество стран в освоении космоса и других сложных задач) - эффект масштаба давно применяется в полную силу, но вот в отдельно взятой компании в России для развития отдельного бизнеса применяется пока не так широко. Это связано с недостатком опыта в управлении партнерствами, когда можно более эффективно использовать эффект масштаба нескольких компаний для конкурентной борьбы.

А). Если владельцы бизнеса решили быстро расширить свою компанию путем приобретения (слияния или поглощения), то они, несомненно, рискуют, что слияние (или поглощение) может оказаться не очень удачным в силу разных обстоятельств (разность в культурах компаний, несвязанная диверсификация и др.). Такое не раз описывалось в публикациях. Высоки финансовые риски.

ПРИМ. Отметим, что крайне редко можно встретить разделение труда между самими филиальными структурами, в то время, как решения такого макро разделения труда (вытекающие из макро эффекта масштаба, если под этим термином понимать ЭМ за пределами одной фирмы) достаточно перспективны.

Б). Если мы понаблюдаем за эволюционным развитием компаний, то в большинстве случаев мы видим появление все новых направлений деятельности. То есть, не только более глубокое разделение труда между функциональными подразделениями (и внутри них), но и между специализированными бизнес-направлениями фирмы.

В этом случае также высоки риски, но связанные с большим временем, что требуется, для эволюционного роста: пока компания эволюционно растет, конкуренты могут уйти далеко вперед за счет своей мощности, размеров.

С). В то же время на Западе, уже не один год активно развивается сотрудничество фирм без изменения собственника. Это стратегические альянсы, когда фирмы для решения разнообразных общих целей начинают работать настолько тесно, что можно их рассматривать (теоретически) как единую компанию, имеющую общую стратегию и согласованное текущее управление. Конкуренция между фирмами переходит в стадию конкуренции между сетями взаимосвязанных партнерскими связями фирм.

Вместо выводов

Мы отстали от Запада по глубине разделения труда (РТ) не из-за природной любви к натуральному хозяйству, а из-за неумения эффективно управлять, что требуется при глубокой специализации. Еще большее отставание, вместо преодоления существующего разрыва, нас ожидает, если наши компании не справятся с формированием стратегических партнерств (альянсов) - СА.

В то время, как разделение труда при достижении эффекта масштаба на макро уровне имеет значительные преимущества.

Спрашивается, что же мешает нашим предприятиям использовать такой современный инструмент как СА? Да, пожалуй, ничего. Всего лишь осознание выгод стратегического сотрудничества, да умение продавать выгоду стратегического сотрудничества своему потенциальному партнеру.

Вы скажите – так это и есть почти непреодолимая преграда, да еще в условиях низкого доверия между руководителями российского бизнеса – потенциальными партнерами.

Не совсем так. Инструментарий современных техник продаж может обеспечить руководителей достаточным арсеналом средств установления новых доверительных отношений. Если профессиональные продавцы умеют добиться доверия своих покупателей, что мешает высшим руководителям овладеть этим инструментарием, чтобы формировать нужные для повышения конкурентоспособности своего бизнеса партнерства?

И что же, спрашивается, делать? Учитесь профессионально продавать!

Это заготовка эницклопедической статьи по данной теме. Вы можете внести вклад в развитие проекта, улучшив и дополнив текст публикации в соответствии с правилами проекта. Руководство пользователя вы можете найти здесь

В долгосрочном периоде запасы любых ресурсов возможно увеличить или уменьшить. "Инертные" ресурсы (производственные площади, оборудование и т.п.) и "мобильные" ресурсы (труд, сырье и т.п.) становятся в рамках этого периода переменными. Значит, предприятие для приспособления к рыночному спросу может варьировать свой масштаб производства, пропорционально изменяя все используемые ресурсы. Естественно, что при увеличении масштаба производства объем выработки (а значит, и суммарные издержки) растет. Однако характер увеличения масштаба производства может быть различным. Возможны три ситуации.

  1. объем производства растет быстрее, чем увеличивается количество ресурсов.
  2. объем производства растет в той же степени, что и количество ресурсов.
  3. объем производства растет медленнее, чем увеличивается количество ресурсов.

Это различие в соотношении роста выработки и ресурсов в теории получило название эффект масштаба. Эффект масштаба - соотношение (коэффициент) изменения объема производства при изменении количества всех используемых ресурсов.

Рассмотрим его подробнее. Предположим, некое предприятие для производства Q единиц продукции использует С единиц капитала и L единиц труда.

C + L \to Q.

Пусть предприятие нарастило масштаб производства, т.е. пропорционально, в а раз увеличило количество капитала и труда. При этом количество единиц продукции возросло в b раз.


Эффект масштаба – это реакция средних издержек на рост объёма деятельности.

Различают три вида эффекта масштаба:

Положительный эффект масштаба – это когда рост издержек на 1% перекрывается ростом производства >1% на графике это отрезок падающей кривой LAC.

Нулевой или неизменный эффект масштаба – это когда рост объёмов сопровождается неизменной величиной средних долгосрочных издержек. Или рост объёма производства на 1% вызывает рост (общих) издержек тоже на 1%.

Отрицательный эффект масштаба – это когда рост объёма производства сопровождается ростом средних долгосрочных издержек. Или рост (общих) издержек на 1% вызывает рост объёма производства В). Мы как бы заменяем капиталом труд (механизация). Такие перемещения по изокванте .





. функциональный анализ и равновесный подход. 16. Методы статики и динамики, предельный анализ. 17. Дайте характеристику экономических моделей и экономических переменных. 18. Какова связь микроэкономики со вторыми экономическими и социальными науками? 19. Что представляет собой индивидуальный экономический субъект? 20. Какой смысл имеет позитивный и нормативный анализ в .






. с.; 12. Самуэльсон П.Э., Нордхаус В.Д. Экономика. – М.: Вильямс, 2000. – 688 с.; 13. Сио К.К. Управленческая экономика. – М.: ИНФРА-М, 2000. – 671 с; 14. Хайман Д.Н. Современная микроэкономика: анализ и применение. В 2-х т. – М.: Финансы и статистика, 1992. Т. I – 384 с., т. 2 – 384 с.; 15. Хорнгрен Ч.Т., Фостер Дж. Бухгалтерский учет: управленческий аспект. – М.: Финансы и статистика, 1995. .

Эффектом масштаба называется изменение в объеме нанимаемого труда в ответ на изменение объема выпуска продукции, вызванное изменением цен на факторы производства и соответственно величины издержек производства.

Эффектом замещения называется изменение в объеме нанимаемого труда в ответ на изменение соотношения объемов используемых факторов производства, вызванное изменением цен на факторы производства.

При изменении заработной платы эффект масштаба и эффект замещения по отношению к спросу на труд действуют однонаправленно. При изменении цены на капитал - разнонаправленно.

На рис. 3.3 показано действие эффекта масштаба и эффекта замещения при увеличении заработной платы. Однонаправленное действие этих эффектов приведет к сокращению спроса на труд. При первоначальной заработной плате w0 и выпуске продукта Q0 использовалось К0 капитала и L0 труда, что определялось точкой касания Е0 изокванты и изокосты с наклоном —wo/го. При увеличении заработной платы до Wi наклон изокосты составит —wi/r0. Для того же

самого объема выпуска соотношение используемых факторов будет определяться точкой касания новой изокосты и прежней изокванты Es. В результате изменения относительных цен факторов, т.е. в результате эффекта замещения спрос на труд сократится до Ls, размер эффекта замещения составит (L0 - Ls).


Эффект Эффект масштаба замещения

Рис. 3.3. Эффект масштаба и эффект замещения при росте заработной

Помимо этого повышение заработной платы вызовет повышение издержек и сокращение выпуска продукта до Qi. В итоге объем используемых факторов будет определяться точкой Ei, точкой касания изокванты Qi и изокосты с наклоном —wi/r0. Эффект масштаба в этом случае выразится в сокращении спроса на труд с Ls до Li.

Данная теоретическая модель имеет важное практическое применение: например, при разработке мер социально-экономической политики, направленных на улучшение положения трудящихся и предполагающих увеличение заработной платы, следует предусмотреть возможные последствия таких решений для занятости работни

ков с учетом действия как эффекта масштаба, так и эффекта замещения.

Эластичность спроса на труд и законы производного спроса

Прямая эластичность спроса на труд по заработной плате (sDl) определяется как относительное (процентное) изменение занятости определенного вида труда L,. вызванное единичным относительным (однопроцентным) изменением заработной платы этого вида труда W,.

sDl = % ALi/% AWj или sDl = SLi/Li/SWi/Wi = aL/^/W/L,

Так как спрос на труд убывающая функция по заработной плате, то sDllt; 0.

Если | sDl | gt; 1, то говорят об эластичной кривой спроса на труд (на данном участке кривой); если | sDl | lt; 1, то кривая спроса на труд неэластична (на данном участке кривой); если | sDl | = 1, то кривая спроса на труд единично-эластична. Если sDl = - со, то спрос на труд совершенно эластичен, если sDl = 0, то спрос на труд совершенно неэластичен.

Эффекты замещения и масштаба определяют эластичность спроса на труд в долгосрочном периоде:

где Sk и Sl - доли совокупной стоимости продукта, соответствующие вкладу капитала и труда,

с - эластичность замещения факторов,

г) - эластичность спроса на продукт.

  1. выше эластичность спроса по цене на производимый фирмой продукт;
  2. легче заменить данный вид труда другими факторами производства;
  3. выше эластичность предложения других факторов производства;

Для производственной функции с фиксированными объемами используемых факторов производства (т.е.

когда эластичность замещения капитала трудом нулевая, с = 0) легко алгебраически проиллюстрировать первый и четвертый законы производного спроса.

Для такой функции L = aY и К = bY.

Цена на производимое благо будет определяться в соответствии с фиксированными пропорциями использования факторов издержками на капитал и на труд: р = aw + br.

При росте заработной платы изменение цен будет равно: dp/Sw = а, отсюда гр/р = (aw)/p х Sw/w.

Если (aw)/p = vL - доля издержек на труд в общих издержках, то ф/р = vL х Sw/w.

Если г) - эластичность спроса по цене на производимое благо и г) = (cY/Y)/(5p/p), то отсюда следует, что lt;3Y/Y = г| х (ф/р) = = Г) X VL X Sw/w.

Так как L = aY, то SL/L = 8Y/Y и г| х vL х awlw = SL/L, (SL/L) / (Sw/w) = г| х V, . (5L/L)/(5w/w) = sD - эластичность спроса на труд по заработной плате.

?d = Л х VL, т.е. для производственной функции с фиксированными объемами используемых факторов производства эластичность спроса на труд по заработной плате равна произведению доли издержек на труд в общих издержках и эластичности спроса по цене на производимое благо.

Законы производного спроса позволяют объяснить некоторые закономерности реальных социально-трудовых отношений. Например, почему деятельность профсоюзов по повышению заработной платы при сохранении занятости в одних отраслях осуществляется достаточно успешно, а в других практически невозможна. Чем выше эластичность спроса на труд, тем больше будут потери в занятости при увеличении заработной платы.

Читайте также: