Реабилитация это в истории кратко

Обновлено: 04.07.2024

В странах Дальнего Востока (Древние Индия, Китай, Япония) для помощи больным, раненым, инвалидам использовали средства народной медицины. Искусство врачевания в буддийских монастырях (буддизм – одна из распространенных религий в этих странах) достигло высокого уровня. Монахи могли оказать и оказывали реальную и безвозмездную медицинскую помощь страждущим. Они сопровождали военные отряды в походах, несли санитарную службу, исповедовали раненых, умирающих и т.д. Вместе с тем, сохранялась и укреплялась вера в магические ритуалы в процессе лечения. Покровителем всех восточных целителей считалось Даосское божество Гама-сэннин. С его именем связаны идеи долголетия, бессмертия, врачевания и уничтожения недугов. В традициях Китая и Японии было заложено уважительное отношение к слепым, глухонемым и увечным людям. Им оказывали всяческую помощь и поддержку. Лишь в XVII – XVII вв. в восточных странах стали распространяться сведения из европейской научной медицины.

Отношение к больным и инвалидам в странах Ближнего и Среднего Востока в период Древнего мира и раннего Средневековья формировалось в рамках ислама. Например, в 916 г. в Багдаде было пять госпиталей, в т.ч. лечебница для душевнобольных. Через два года на средства халифа и его матери одновременно открыли еще два больших госпиталя. На их содержание были выделены ежемесячные пожертвования – 2 тыс. 600 динаров. В последующие десятилетия было построено еще несколько больниц. Больницы были не только в столице, но и в провинциальных городах, таких как Васиб, Исфаган, Шираз. Известно, что в начале Х в. визир Али ибн ал-Фурад основал в Багдаде больницу и ежемесячно выдавал на ее содержание 200 динаров из личной кассы. Он ежемесячно выплачивал около 5 тыс. пенсий от 2-х до 100 динаров каждая. Все эти факты говорят также о развитии в странах Востока частной благотворительности.

В эпоху раннего Средневековья (V – X вв.) в Европейских странах начал формироваться более высокий, чем ранее, уровень отношения к инвалидам в виде общественного и частного призрения. Ведущая роль в этом принадлежала церкви, что связано было с введением и распространением христианства.




Только в период Просвещения (XVIII вв.) в Европе начинают происходить определенные изменения в социальной системе. Одной из важнейших проблем стало переосмысление роли медицины в профилактике эпидемий и больниц как изоляторов различных категорий нуждающихся. Были распределены функции профилактики между медиками и полицией. Полиция должна была наблюдать за размещением свалок и кладбищ, контролировать торговлю продуктами, выявлять опасные для здоровья местности и т.д. Так был создан корпус санитарных инспекторов.

В целом период Просвещения в Европе имеет достаточно яркие факты в отношении реабилитации особых категорий нуждающихся в помощи. Например, стало активно развиваться призрение слепых детей.

В 1784 г. в Париже Валентин Гаюи на свои средства и в своем доме открыл первую в Европе школу для слепых детей. Он сам разработал рельефно-линейный шрифт, с помощью которого обучали слепых и издавали для них книги. Он же разработал приборы и матрицы для наглядных пособий, глобусов и географических карт для слепых. В его школе также уделяли внимание игре на музыкальных инструментах и хоровому пению. В 1806 г. И.А. Цейне при участии В. Гаюи открывает Прусский институт для слепых детей. В 1807 г. с помощью благотворителей В. Гаюи основывает институт для взрослых слепых в Санкт-Петербурге. В первой половине ХIХ в. новая методика обучения слепых была разработана Л. Брайлем. Шрифт Брайля (выпуклый шрифт) был введен в широкий обиход в 1852 г. Книги для слепых стали печататься этим шрифтом.

В Англии первый институт для слепых детей был осно­ван в 1791 г., в Швейцарии – в 1809 г., в Дании в – 1811 г., в Швеции – в 1817 г. К середине 80-х гг. XIX в. в Западной Европе насчитывалось более 120 заведений для слепых и слабовидящих детей (в Германии – 35, в Англии – 27, во Франции – 16, в Бельгии и Австро-Венгрии – по 8, в Швеции, Норвегии и Испании – по 2). Ши­рокую известность в Европе приобрел Дрезденский ин­ститут слепых, который обеспечивал каждого своего вы­пускника необходимыми инструментами, одеждой, обу­вью, бельем и осуществлял патронаж над слепыми после выхода из учебного заведения. Расходы покрывались из спе­циального благотворительного фонда, сбережений слепых, накопленных за время обучения, единовременными посо­биями общин по месту жительства.

Ряд европейских стран в этот период приняли законы об обязательном обучении глухонемых. Такие законы были приняты в Англии (1893), Дании (1817), Швеции и Норвегии (1881), в большинстве других стран – в первые десятилетия ХХ в. Что касается Греции, Ирландии, Португалии, Испании, то там до настоящего времени не требуется обязательного посещения таких школ.

До настоящего времени является проблемой подготовка глухих к трудовой деятельности. В первой четверти ХIХ в. в Европе получила распространение идея создания особых колоний для глухонемых и слабослышащих. К середине 80-х гг. ХIХ в. в западной Европе имелось около 200 заведений для глухонемых (в Гер­мании – 75, во Франции – 53, в Англии – 30, в Австро-Венгрии – 16, в Швейцарии – 13). Недос­татки в деле социальной помощи глухонемым вызывали обоснованное беспокойство деятелей благотворения, что отражалось на страницах периодической и специальной печати, на различных совещаниях и съездах, международ­ных форумах.

В первой половине XIX в. возникают благотворитель­ные заведения для умалишенных и умственно отсталых детей в Абендберге (Швейцария, 1841), где была создана первая школа для слабоумных, в 1842 г. открыто особое от­деление при Берлинском институте глухонемых.

Однако идеи изоляции и сегрегации инвалидов (сегрегация – поли­тика принудительного отделения какой-либо группы на­селения, в основном по расовому признаку, одна из форм дискриминации), к началу XX в. постепенно стали ниве­лироваться. В ряде стран был сделан важный вывод о том, что инвалиды не должны быть изолированы от общества, а напротив, должны жить рядом с другими людьми в тех же условиях, что и другие. Было решено, что инвалиды должны получать помощь от тех же органов, что и осталь­ные граждане. Основными целями социальной работы с детьми-инвалидами (в т. ч. и с нарушением психофи­зического развития) в ряде стран мира стали их норма­лизация и интеграция.

На Руси, после введения христианства, отношение общества к лицам с ограниченными возможностями сводилось к кормлению нищих, в годы правления князя Святого Владимира на Руси появились первые больницы, в которых оказывалась медицинская помощь. При многих монастырях устраивались особые помещения для нищих и убогих в соответствии с Церковным уставом 996 г., в котором в обязанности духовенства вменялись надзор и попечение нуждающихся.

В Российской империи первая школа для глухонемых появилась в 1806 г. в Павловске. Государственных учебно-воспитательных заведений для глухонемых и слепых на территории Беларуси (в отличии от Москвы и Петербурга) не было. Их создание стало делом частной инициативы. Только в 1823 г. с помощью руководства Виленского университета появляется первая в белорусских губерниях специальная школа для глухонемых детей. Она работала в течение 20 лет.

В странах Дальнего Востока (Древние Индия, Китай, Япония) для помощи больным, раненым, инвалидам использовали средства народной медицины. Искусство врачевания в буддийских монастырях (буддизм – одна из распространенных религий в этих странах) достигло высокого уровня. Монахи могли оказать и оказывали реальную и безвозмездную медицинскую помощь страждущим. Они сопровождали военные отряды в походах, несли санитарную службу, исповедовали раненых, умирающих и т.д. Вместе с тем, сохранялась и укреплялась вера в магические ритуалы в процессе лечения. Покровителем всех восточных целителей считалось Даосское божество Гама-сэннин. С его именем связаны идеи долголетия, бессмертия, врачевания и уничтожения недугов. В традициях Китая и Японии было заложено уважительное отношение к слепым, глухонемым и увечным людям. Им оказывали всяческую помощь и поддержку. Лишь в XVII – XVII вв. в восточных странах стали распространяться сведения из европейской научной медицины.

Отношение к больным и инвалидам в странах Ближнего и Среднего Востока в период Древнего мира и раннего Средневековья формировалось в рамках ислама. Например, в 916 г. в Багдаде было пять госпиталей, в т.ч. лечебница для душевнобольных. Через два года на средства халифа и его матери одновременно открыли еще два больших госпиталя. На их содержание были выделены ежемесячные пожертвования – 2 тыс. 600 динаров. В последующие десятилетия было построено еще несколько больниц. Больницы были не только в столице, но и в провинциальных городах, таких как Васиб, Исфаган, Шираз. Известно, что в начале Х в. визир Али ибн ал-Фурад основал в Багдаде больницу и ежемесячно выдавал на ее содержание 200 динаров из личной кассы. Он ежемесячно выплачивал около 5 тыс. пенсий от 2-х до 100 динаров каждая. Все эти факты говорят также о развитии в странах Востока частной благотворительности.

В эпоху раннего Средневековья (V – X вв.) в Европейских странах начал формироваться более высокий, чем ранее, уровень отношения к инвалидам в виде общественного и частного призрения. Ведущая роль в этом принадлежала церкви, что связано было с введением и распространением христианства.

Только в период Просвещения (XVIII вв.) в Европе начинают происходить определенные изменения в социальной системе. Одной из важнейших проблем стало переосмысление роли медицины в профилактике эпидемий и больниц как изоляторов различных категорий нуждающихся. Были распределены функции профилактики между медиками и полицией. Полиция должна была наблюдать за размещением свалок и кладбищ, контролировать торговлю продуктами, выявлять опасные для здоровья местности и т.д. Так был создан корпус санитарных инспекторов.

В целом период Просвещения в Европе имеет достаточно яркие факты в отношении реабилитации особых категорий нуждающихся в помощи. Например, стало активно развиваться призрение слепых детей.

В 1784 г. в Париже Валентин Гаюи на свои средства и в своем доме открыл первую в Европе школу для слепых детей. Он сам разработал рельефно-линейный шрифт, с помощью которого обучали слепых и издавали для них книги. Он же разработал приборы и матрицы для наглядных пособий, глобусов и географических карт для слепых. В его школе также уделяли внимание игре на музыкальных инструментах и хоровому пению. В 1806 г. И.А. Цейне при участии В. Гаюи открывает Прусский институт для слепых детей. В 1807 г. с помощью благотворителей В. Гаюи основывает институт для взрослых слепых в Санкт-Петербурге. В первой половине ХIХ в. новая методика обучения слепых была разработана Л. Брайлем. Шрифт Брайля (выпуклый шрифт) был введен в широкий обиход в 1852 г. Книги для слепых стали печататься этим шрифтом.

В Англии первый институт для слепых детей был осно­ван в 1791 г., в Швейцарии – в 1809 г., в Дании в – 1811 г., в Швеции – в 1817 г. К середине 80-х гг. XIX в. в Западной Европе насчитывалось более 120 заведений для слепых и слабовидящих детей (в Германии – 35, в Англии – 27, во Франции – 16, в Бельгии и Австро-Венгрии – по 8, в Швеции, Норвегии и Испании – по 2). Ши­рокую известность в Европе приобрел Дрезденский ин­ститут слепых, который обеспечивал каждого своего вы­пускника необходимыми инструментами, одеждой, обу­вью, бельем и осуществлял патронаж над слепыми после выхода из учебного заведения. Расходы покрывались из спе­циального благотворительного фонда, сбережений слепых, накопленных за время обучения, единовременными посо­биями общин по месту жительства.

Ряд европейских стран в этот период приняли законы об обязательном обучении глухонемых. Такие законы были приняты в Англии (1893), Дании (1817), Швеции и Норвегии (1881), в большинстве других стран – в первые десятилетия ХХ в. Что касается Греции, Ирландии, Португалии, Испании, то там до настоящего времени не требуется обязательного посещения таких школ.

До настоящего времени является проблемой подготовка глухих к трудовой деятельности. В первой четверти ХIХ в. в Европе получила распространение идея создания особых колоний для глухонемых и слабослышащих. К середине 80-х гг. ХIХ в. в западной Европе имелось около 200 заведений для глухонемых (в Гер­мании – 75, во Франции – 53, в Англии – 30, в Австро-Венгрии – 16, в Швейцарии – 13). Недос­татки в деле социальной помощи глухонемым вызывали обоснованное беспокойство деятелей благотворения, что отражалось на страницах периодической и специальной печати, на различных совещаниях и съездах, международ­ных форумах.

В первой половине XIX в. возникают благотворитель­ные заведения для умалишенных и умственно отсталых детей в Абендберге (Швейцария, 1841), где была создана первая школа для слабоумных, в 1842 г. открыто особое от­деление при Берлинском институте глухонемых.

Однако идеи изоляции и сегрегации инвалидов (сегрегация – поли­тика принудительного отделения какой-либо группы на­селения, в основном по расовому признаку, одна из форм дискриминации), к началу XX в. постепенно стали ниве­лироваться. В ряде стран был сделан важный вывод о том, что инвалиды не должны быть изолированы от общества, а напротив, должны жить рядом с другими людьми в тех же условиях, что и другие. Было решено, что инвалиды должны получать помощь от тех же органов, что и осталь­ные граждане. Основными целями социальной работы с детьми-инвалидами (в т. ч. и с нарушением психофи­зического развития) в ряде стран мира стали их норма­лизация и интеграция.

На Руси, после введения христианства, отношение общества к лицам с ограниченными возможностями сводилось к кормлению нищих, в годы правления князя Святого Владимира на Руси появились первые больницы, в которых оказывалась медицинская помощь. При многих монастырях устраивались особые помещения для нищих и убогих в соответствии с Церковным уставом 996 г., в котором в обязанности духовенства вменялись надзор и попечение нуждающихся.

В Российской империи первая школа для глухонемых появилась в 1806 г. в Павловске. Государственных учебно-воспитательных заведений для глухонемых и слепых на территории Беларуси (в отличии от Москвы и Петербурга) не было. Их создание стало делом частной инициативы. Только в 1823 г. с помощью руководства Виленского университета появляется первая в белорусских губерниях специальная школа для глухонемых детей. Она работала в течение 20 лет.


Реабилитация (позднелат. rehabilitatio, восстановление)- это восстановление честного имени незаслуженно осуждённых людей в годы сталинских репрессий, возвращение им уважения, восстановление в гражданских правах.

Реабилитация репрессированных народов означает признание и осуществление их права на восстановление территориальной целостности, на восстановление национально-государственных образований, а также на возмещение ущерба, причиненного государством.

Реабилитация предусматривает возвращение народов в места традиционного проживания.

Судебные ошибки существовали у всех народов и во все времена, соответственно и реабилитация известна с древнейших времён. Реабилитация также производится в отношении жертв необоснованных политических и иных репрессий, массового террора и геноцида со стороны государства, которые выполнялись как в судебном, так и в несудебном (административном) порядке.

Содержание

История

Процесс реабилитации репрессированных лиц в СССР начался в 1953—1954 гг., были отменены незаконные акты против народов, подвергнувшихся переселению и высылке, признаны незаконными решения внесудебных органов ОГПУ—НКВД—МГБ, вынесенные по политическим делам. Однако, уже в середине 60-х гг. число реабилитированных постепенно сокращается, причиной чему становятся рецидивы тоталитарной политики государства, в числе которых имеются попытки вернуться к сталинским идеологическим установкам [5] [6] .

Реабилитация в Российской Федерации

Данный законодательный акт реабилитировал репрессированные нации, народности и этнические группы, исторически сложившиеся культурно-этнические общности людей, включая казачество, в отношении которых по признакам национальной или иной принадлежности проводилась на государственном уровне политика клеветы и геноцида, сопровождавшаяся их насильственным переселением, упразднением национально-государственных образований, перекраиванием национально-территориальных границ, установлением режима террора и насилия.(ст.2 Закона № 1101-1)

В Российской Федерации с 1991 года проводится работа по реабилитации жертв политических репрессий и массового террора, проводимого органами исполнительной и законодательной власти РСФСР и СССР.

Для этого приняты ряд законодательных актов, среди которых:

За годы Советской власти миллионы людей стали жертвами произвола тоталитарного государства, подверглись репрессиям за политические и религиозные убеждения, по социальным, национальным и иным признакам. Осуждая многолетний террор и массовые преследования своего народа как несовместимые с идеей права и справедливости, Федеральное Собрание Российской Федерации выражает глубокое сочувствие жертвам необоснованных репрессий, их родным и близким, заявляет о неуклонном стремлении добиваться реальных гарантий обеспечения законности и прав человека. Целью настоящего Закона является реабилитация всех жертв политических репрессий, подвергнутых таковым на территории Российской Федерации с 25 октября (7 ноября) 1917 года, восстановление их в гражданских правах, устранение иных последствий произвола и обеспечение посильной в настоящее время компенсации материального ущерба.

Согласно данному законодательному акту (ст.3) подлежат реабилитации:

Согласно законодательству России, заявление о реабилитации может подать любое лицо: лично реабилитируемый, член его семьи, общественная организация либо стороннее лицо (ст.6).

. возможность установления факта применения репрессии на основании свидетельских показаний в судебном порядке при отсутствии документальных сведений прямо предусмотрена частью 2 статьи 7 Закона Российской Федерации "О реабилитации жертв политических репрессий".

В случае смерти реабилитируемого лица возврат конфискованного и утерянного вследствие применения репрессий имущества, возмещение его стоимости либо выплата денежной компенсации производится его наследникам по закону первой очереди в равных долях: его детям, супруге и родителям. В соответствии с частью 4 Гражданского кодекса, сроки охраны интеллектуальных и авторских прав в этом случае отсчитываются не с даты смерти, а с даты реабилитации.

Право на реабилитацию имеют как граждане Российской Федерации, так и граждане государств — бывших республик СССР, иностранные граждане и лица без гражданства.


Наиболее ярким и продолжительным был процесс реабилитации последнего российского императора Николая II и царской семьи, завершившийся окончательным решением о реабилитации, которое вынес 1 октября 2008 года Президиум Верховного суда Российской Федерации, удовлетворив надзорную жалобу Дома Романовых:

Президиум Верховного суда Российской Федерации постановил признать необоснованными репрессии и реабилитировать Романова Николая Александровича, Романову Александру Федоровну, Романову Ольгу Николаевну, Романову Татьяну Николаевну, Романову Марию Николаевну, Романову Анастасию Николаевну и Романова Алексея Николаевича

В июне 2009 года Генеральной прокуратурой РФ реабилитированы ещё шесть членов семьи Романовых, репрессированные по классовому и социальному признаку.

Статистика реабилитации в России

Органами прокуратуры РФ с 1992 по 2004 гг. было рассмотрено 978891 заявление, из них было разрешено — 797532 и удовлетворено — 388412, проверено 636335 дел в отношении 901127 человек и реабилитированы 634165 человек, признаны пострадавшими от политических репрессий более 326 тысяч человек. [11]

Реабилитация в регионах РФ

В Липецкой области на момент 23 декабря 2005 года сотрудниками Прокуратуры РФ было рассмотрено около 21 тысячи уголовных дел в отношении лиц, репрессированным по политическим мотивам, реабилитировано 18,5 тысяч граждан, которые были осуждены к расстрелу, лишению свободы, ссылке. [14]

В Брянской области на момент 27 марта 2008 года органы Прокуратуры рассмотрели более 8 тысяч архивных уголовных дел в отношении 10476 лиц и произвели реабилитацию 4693 осужденных политическим мотивам [15] .

Списки реабилитированных в современной России

На данный момент в каждом регионе России существует пополняемая книга памяти. Большинство статистических данных присутствует в электронном виде, существует общая статистическая база, редактируемая органами Прокуратуры РФ.

Далее представлен перечень информационных баз-списков реабилитированных в России.

    — списки реабилитированных в 12 регионах России, электронные книги памяти ряда регионов России [1]
  • Книга памяти реабилитированных жертв политических репрессий Владимирской области [2]
  • Списки реабилитированных в Магаданской области[3]
  • Списки реабилитированных в Вологодской области[4]

Реабилитированные в других странах

    , (1412—1431), канонизирована в святые в 1920 г. , (1548—1600) , (1564—1642), реабилитирован в 1992 г. (1859—1935), реабилитирован в 1906 г.
  • Каллаи Дьюла 1910-, реабилитирован в 1953 г. — реабилитирован в 2008 году

Литература

Бобренёв В. А. За отсутствием состава преступления. М. 1998. 480 с.

Ссылки

Примечания

Wikimedia Foundation . 2010 .

Полезное

Смотреть что такое "Реабилитация" в других словарях:

РЕАБИЛИТАЦИЯ — (лат.). Возвращение в прежнее положение; примирение, восстановление. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. РЕАБИЛИТАЦИЯ восстановление в прежнее состояние, возвращение, примирение, утверждение в прежних… … Словарь иностранных слов русского языка

реабилитация — и, ж. rehabilitation, > нем. Rehabilitation <лат. rehabilitatio < re .. ре + habilitatis пригодность, способность. 1. Восстановление доброго имени, репутации неправильно обвиненного или опороченного лица. БАС 1. Эта попытка… … Исторический словарь галлицизмов русского языка

Реабилитация — (лат. rehabilitate, от re вновь, опять, снова + habilitas /habilitatis/ пригодность, способность; англ. rehabilitation) 1) восстановление гражданина в судебном или административном порядке в социально политических и гражданских правах, устранение … Энциклопедия права

РЕАБИЛИТАЦИЯ — (от позднелат. rehabilitatio восстановление) восстановление в правах. Р. лица (по праву РФ) считается вынесение оправдательного приговора при пересмотре дела, постановление (определение) о прекращении уголовного дела за отсутствием события или… … Юридический словарь

реабилитация — оправдание, восстановление в правах Словарь русских синонимов. реабилитация сущ., кол во синонимов: 1 • восстановление (50) Словарь синонимов ASIS … Словарь синонимов

РЕАБИЛИТАЦИЯ — (от позднелатинского rehabilitatio восстановление), 1) восстановление в правах. В российском праве реабилитацией считается вынесение оправдательного приговора при пересмотре дела, постановление (определение) о прекращении уголовного дела за… … Современная энциклопедия

РЕАБИЛИТАЦИЯ — (от позднелат. rehabilitatio восстановление) 1) в праве восстановление в правах. По российскому праву реабилитацией лица, которое привлекалось в качестве обвиняемого, или было признано виновным по приговору суда, или подвергалось… … Большой Энциклопедический словарь

РЕАБИЛИТАЦИЯ — (от лат. rehabilitatio восстановление) восстановление в правах, восстановление репутации невинно пострадавших, совмещаемое с компенсацией понесенных ими убытков. Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б.. Современный экономический словарь … Экономический словарь

РЕАБИЛИТАЦИЯ — РЕАБИЛИТАЦИЯ, реабилитации, мн. нет, жен. (новолат. rehabilitatio) (книжн.). Восстановление прежней, незапятнанной репутации, опровержение обвинений. Он добился полной реабилитации. || Снятие обвинения и полное восстановление в правах по суду (юр … Толковый словарь Ушакова

РЕАБИЛИТАЦИЯ — РЕАБИЛИТАЦИЯ, и, жен. 1. см. реабилитировать. 2. Устранение последствий, вызванных тяжёлой болезнью или травмой (спец.). Медицинская р. | прил. реабилитационный, ая, ое. Р. центр. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

РЕАБИЛИТАЦИЯ — (от лат. rehabili tatio восстановление) англ. rehabilitation; нем. Rehabilitierung. 1. Восстановление в правах. 2. Восстановление репутации, доброго имени человека, несправедливо опороченного и безосновательно обвиненного в ч. л. 3.… … Энциклопедия социологии



Судебные ошибки могут сломать судьбу любого человека. К сожалению, они случаются нередко. И восстановление справедливости, иными словами – реабилитация, занимает долгое время, исчисляющееся порой годами. И далеко не каждый понимает, что это такое и какое значение данный процесс имеет для репутации обвиненного человека.

В истории СССР было немало сложных и трагический страниц. И одним из них стал период политических репрессий, который спустя время вызвал массовые реабилитации осужденных граждан. После лет, проведенных в лагерях, это был единственный шанс на возвращение к нормальной жизни.

Деньги за 10 минут, даже с плохой кредитной историей

Реабилитация: кратко об основных моментах

Официальное определение реабилитации видоизменялось в разные периоды времени, постепенно переходя к привычному для современных людей пониманию. Если опустить сложную терминологию, то реабилитация – это, в истории, процесс восстановления в правах людей, осужденных ошибочно.

  • прижизненной – человек признается невиновным и получает свободу с возвращением регалий, наград, конфискованного имущества (если такой факт имел место быть);
  • посмертной – осужденный умер в заключении и уже после признан обвиненным ошибочно.

В последнем случае также происходит возвращение доброго имени и имущественной составляющей. Преемниками считаются ближайшие родственники покойного – им передаются документы, подтверждающие реабилитацию.

Если говорить о принципах процедуры простыми словами, то нужно выделить следующие моменты:

  • восстановление проводится строго в соответствии с законом о реабилитации;
  • инициировать процедуру могут разные факторы, включая смену политического режима и открытие новых обстоятельств по делу;
  • бывший заключенный и его родственники не могут претендовать на компенсацию за годы, проведенные в изоляции (это правило актуально для политзаключенных, попавших в лагеря в период советских репрессий).

Реабилитация может затрагивать:

  • отдельных лиц;
  • группы;
  • общности.

В настоящий момент в России вопросами, связанными с реабилитацией, занимается специальная комиссия. Она не просто осуществляет процедуру, но и ведет законотворческую деятельность, делает анализ и устраняет исторически пробелы. Также в ведении комиссии содействие различным федеральным и муниципальным структурам.

Реабилитация - это, в истории

Реабилитация и оправдание в судебном порядке: что нужно знать

До 87% граждан считают, что оправдательный приговор, полученный в результате апелляции или в режиме стандартного рассмотрения дела, тождественен реабилитации. На самом деле эти понятия имеют только одну логическую связь – оправдание дает возможность подать на реабилитацию. То есть, служит законодательной базой для начала нового процесса.

Но здесь существует важный нюанс – оправдательный приговор автоматически восстанавливает человека во всех правах. Поэтому в данных обстоятельствах реабилитация будет необходима для возмещения имущественного и морального вреда, причиненного за период нахождения под стражей.

Из истории вопроса

В законодательстве РФ формулировка реабилитации менялась дважды:

  • в советское время она трактовался как восстановление к прежнему состоянию субъекта при обнаружении судебной ошибки;
  • в российском законодательстве предусмотрено не только восстановление опороченного лица во всех правах, но и возмещение причиненного вреда.

В российской истории реабилитация прочно связана с репрессиями. Осужденные по политическим мотивам в сталинское время получили возможность вернуть себе честное имя в середине 20 века.

Реабилитация - это, в истории

Начатый процесс продлился около 10 лет, но вскоре был искусственно приостановлен. Виной тому стали рецидивы тоталитарной внутренней политики. И лишь к концу 80-х годов прошлого столетия реабилитация несправедливо осужденных была вновь возобновлена. За 20 лет через процедуру прошло четыре миллиона человек.

Законодательная база

В Российской Федерации законодательно определен круг лиц, которые имеют право на реабилитацию:

  • попавшие в заключение за правонарушения перед государством и иного характера;
  • репрессированные в советские времена;
  • ссыльные и привлеченные к принудительному труду;
  • помещенные в психиатрические учреждения в принудительном порядке;
  • осужденные по уголовным статьям и имеющие дело, ранее признанное не подходящим под реабилитационные нормативные акты;
  • попавшие в заключение или подвергнутые иному виду наказания по политическим мотивам.

Особая сложность при рассмотрении подобных дел – подтверждение факта репрессий. За прошедшие годы до 70% доказательств было уничтожено и установление обстоятельств занимает как минимум несколько месяцев.

Для облегчения прохождения процедуры в законодательную базу был внесен пункт о свидетельских показаниях. Согласно ему, при отсутствии документальных свидетельств принимаются словесные показания лиц, имевших отношение к делу.

На сегодняшний день количество дел по реабилитации не превышает 5% от общего числа. Причем в регионах этот процент еще ниже. Юристы связывают такой незначительный показатель с нехваткой знаний в правовом поле. И рекомендуют гражданам быть активнее в отстаивании своих законных прав.

Читайте также: