Развязка это в музыке кратко

Обновлено: 05.07.2024

Экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, развязка – это в литературе элементы сюжета художественного произведения (сказки, рассказа, новеллы, повести, романа, пьесы).

Экспозиция – знакомит с героями и их расстановкой, местом, временем событий. В экспозиции даются описания пейзажа, интерьера, портретов героев.

Завязка – передаёт момент возникновения конфликта между героями, описывает событие или действие, с которого в их отношениях начинается борьба.

Развитие действия – описание цепи событий, развивающих тему непримиримости интересов и целей героев; раскрывающих их моральные качества.

Кульминация – самый напряжённый момент действия, когда конфликт переходит в открытое столкновение героев, до конца раскрывающих свою суть.

Развязка – повествует о расстановке героев после снятия всех покровов и масок. Конфликт осознаётся как исчерпанный, если положение решено в пользу кого-то из персонажей.

Иногда из развязки становится понятным, что описанный конфликт неразрешим (герой-одиночка и общество консерваторов). Писатель создаёт такое произведение, чтобы перенести конфликт в сознание общества, подчеркнув, что он не только факт литературы, а и общественной жизни его современников (яркий пример – “Горе от ума” А. С. Грибоедова).

О музыкальной драматургии говорят обычно применительно к опере, балету, оратории, оперетте, мюзиклу, музыкальному кинофильму и др. Но термин музыкальная драматургия, включающий в себя закономерности в построении целого произведения и его частей, логику их развития, особенности воплощения музыкальных образов, используют также для характеристики вокальной и инструментально-симфонической музыки.
Главный принцип в музыке — развитие. Подобно тому как времена года сменяют друг друга, как в течение жизни меняется внутр енний мир человека, его внешно сть, так же меняются внутри одног о пр оизведения, получая развитие, музыкальные интонации, темы, мело дии. Эти изменения отр ажаются в ф орме музыкального произв е дения, спосо бах развития музыкального материала.
Одним из самых распространённых способов развития в музыке является повтор. В повторах, к оторыми богата музыка, ощущается развитие о бразного строя произв е дения, они как бы по дчёркив ают сказанно е, придают ему новые от тенки. Т ак по стро ены нар одные песни. Медленные, мягкие интонации колыбе льной, имитиру я покачивание, успокаивают , уб аюкивают . Подвижные, кружащиеся интонации хороводной песни пер е дают движение

хоровода. Повторяющаяс я куплет з а куплетом ме лодия протяжной лирической песни выр ажает глубину мысли, чув ства, пер еживания, становится в сё более разв ёрнутой, р аспетой. Однако этот способ развития музыки нередк о носит чисто внешний хар актер. Беск онечные, часто наз ойливые повторы, например, во многих шлягерах, мо жно ср авнить с речью лю дей, которые постоянно приводят о дин и тот же аргумент . Т от , кто умеет о бщаться, всегда р азвива ет св ои суждения, находя в сё новые и новые доводы.

Ещё один др евнейший спо с о б р азвития музыки — варьиров ание — прежде всего в стр ечается в наро дной музыке, в джазе, к оторые о снованы на импровизации. Всякая в ариация есть ф орма повторения, но не точног о. Этот способ широко применяется для создания у бе дительных о браз ов в симф оническ ой, оперной, камерной инструментальной музык е.

Более значите льные изменения, при которых вместо це лой мело дии, темы излагаются отде льные её фр азы, интонации, назыв аются разработкой . Разраб отка музыкального материала игр ает в ажную роль в др аматургическом развитии симфоническог о жанра. В разр аботке нахо дят применение такие способы развития, как секв енция и имитация.

Секвенция (от лат . sequent ial — сле дов ание) — пер емещение мотив а, повто рение после довательности звук ов на р азной высоте, в восхо дящем или нисх одящем напр авлении. Этот способ создаёт ощущение движ ения. Вряд ли найдётся музыкальное произв е дение (от песни до симфонии и оперы), в к отор ом не была бы применена секвенция.

Имитация (от лат . immitat io — подр ажание) — повтор ение темы или моти ва в другом г олосе музыкального произв е дения. Имитация часто используется в нар о дном хоров ом музицир овании и является основным приёмом р азвития музыкальной мысли в раз личных ф ормах полифонии, т аких как канон и фуга.

Прочитайте внимательно текст и послушайте фрагменты произведений, понаблюдайте за развитием музыки и постарайтесь понять её смысл. Выпишите в свою тетрадь новые термины и названия.

Великие произведения обогащают ум и душу человека, делают его добрее, отзывчивее, эмоциональнее. Чем полнее вы научитесь воспринимать музыку, постигать её смысл, тем лучше будете понимать себя и других людей, сопереживать им.

Экспозиция–вступительная часть литературного произведения, содержащая мотивы, которые развиваются в дальнейшем.

Сюжет-ход повествования о событиях .Способ раскрытия темы или изложения фабулы. Экспозиция - изображение расстановки персонажей и обстоятельств, непосредственно предваряющей начало развёртывания фабульного действия. Обычно в начале, реже- в середине и конце. Завязка - событие в развитии фабулы, определяющее начало конфликта между действующими лицами. Кульминация - момент наивысшого напряжения в развитии фабульного действия макс. обостряющее конфликт. Развязка - разрешение конфликта между героями произведения. Фабула- цепь событий в их логической и временной последовательности.

Любое художественное произведение имеет в себе запутанную нить, которую писатель и развязывает от главы к главе. Именно поэтому один из основных и обязательных элементов сюжета – это завязка (вспомним, что, например, экспозиция вовсе не является обязательной). Завязка в литературе – это то основное событие, которое и влечёт за собой все последующие действия. Она определяет собой всё то, что будет происходить в книге, являя собой замысел автора. Может присутствовать в виде одного эпизода, а может растянуться на несколько сцен.

Если же вспомнить, что любое произведение основано на конфликте (т. е. на столкновении двух точек зрения, взглядов, людей, вещей и прочее), то можно смело говорить, что завязка – это зарождение конфликта или его внезапное обнаружение. Например, вначале одной из величайших трагедий Шекспира принц Гамлет встречает призрак, который поведал ему страшную тайну. Именно в этот момент сердце принца было отравлено жаждой мести, которая и вела его от действия к действию в течение всей пьесы.

В принципе, довольно-таки чёткое определение даёт нам Свободная энциклопедия. Ссылка на это определение завязки в литературе.

Не следует думать, что завязка – это всегда исключительное событие, которое всё переворачивает вверх дном. Напротив, это может быть банальная сцена приезда одного героя (который потом разрушит семью и станет причиной личной трагедии). Какой-то случайный разговор в поезде, невольная встреча в магазине или нечто подобное. Одним словом, любое действие, которое мы совершаем изо дня в день, не придавая ему никакого значения. Впрочем, в этом есть особая прелесть: начать с того, что, казалось бы, не является чем-то важным и ценным. А потом – раз, — и удивить читателя тем, что он совершенно не ждал и к чему был явно не готов! Всё-таки в жизни всё взаимосвязано и играет определённую роль. Кстати, такую завязку можно смело назвать неявной. Тут ещё не присутствует никакого конфликта, однако жизнь героев несколько меняется, происходит толчок мыслей или чувств. Или того и другого вместе. Явная же завязка – это некий громкий спор, какая-нибудь потасовка, смерть и всё то, что сразу лишает привычного равновесия, открывая новые сферы размышлений. Такая завязка будет внезапной, бурной, эмоциональной. Чаще всего она не предполагает наличие экспозиции и сразу вводит читателя в курс дела. Кстати, завязка может предшествовать экспозиции (о чём уже упоминалось в предыдущей статье). Тогда она будет немотивированной.

завязка в литературе это

Как написать завязку правильно? Практические советы.

Теория относительно завязки в литературе крайне малочисленна и скромна. Гораздо сложнее даётся практика, особенно тем начинающим авторам, которые только начинают постигать премудрости текста. Давайте попробуем разобраться, какие основные моменты по поводу столь важного композиционного элемента существуют. Итак,

Завязка должна привлекать и увлекать. Если скучную и нудную экспозицию ещё можно пережить (обычно читатель терпит первые 10-15 страниц, ожидая чего-то масштабного), то пережить скучную и нудную завязку очень трудно. Можно даже сказать, что практически невозможно. Кто рискнёт читать о том, что ему совершенно неинтересно? Это значит, что ваша завязка должна быть тем ураганом, который сметает все сомнения и не оставляет читателю другого выбора, нежели как читать.

Каждая история состоит из элементов: завязка, кульминация, развязка. Распространенная ошибка начинающих писателей – неполная или сломанная сюжетная линия в их произведениях. Такие работы скучны и непонятны. Чтобы выстроить захватывающий внимание сюжет, надо уметь жонглировать элементами. Попробуем научиться этому вместе.


Что такое сюжет художественного произведения

Сюжет произведения – это то, в какой последовательности автор рассказывает о событии. Сюжет – цепочка действий, причинно-следственных связей. Причем хронологическая последовательность в сюжете может быть нарушена.

Традиционно композиция произведения состоит из экспозиции, завязки, развития, кульминации и развязки.

Фабула: самоуверенный и беспечный Колобок преодолевает ряд препятствий, но попадается на уловку лисы и погибает.

Сюжет: Жили-были Дед да Бабка (экспозиция), состряпали они Колобка (завязка), Колобок сбежал и встретил на своем пути зайца, волка, медведя (развитие), Колобок встретил лису и после льстивых манипуляций запрыгнул к ней на нос (кульминация), Колобка съели (развязка).

Нет законов, обязывающих авторов включать те или иные элементы сюжета в свою историю. Что-то можно опускать, что-то менять местами.

Существует несколько традиционных сюжетных схем. Все они похожи, но включают разное количество элементов.

Рассмотрим три схемы: Пирамиду Фрейтага, восьмипунктовую дугу и классическую схему из нашего примера с Колобком.

Пирамида Фрайтага и Восьмипунктовая дуга

Пирамида Фрейтага разработана писателем Густавом Фрейтагом. В центре пирамиды – кульминация, которую поддерживают все остальные элементы истории.


3. Цель – собственно намерение героя, возникшее после импульса. Цели могут меняться в процессе, но каждый раз новая цель должна быть сильнее прежней.

4. Неожиданность – событие, которое меняет течение повествования, становится поворотной точкой. Оно может быть как негативным (препятствие, испытание), так и позитивным (внезапная помощь).

6. Кульминационный пункт (климакс) – самый острый момент истории, здесь герой достигает или лишается цели в результате совершенного выбора.

7. Поворот – что происходит с героем после кульминации, как он меняется, в каком направлении поворачивает.

Классическая структура художественного произведения и советы по созданию её элементов


Экспозиция – все, что вы сообщаете читателю о героях до начала событий: кто они, в какой локации находятся, в каком положении. Экспозиция может быть прямой (в начале книги, до завязки) или задержанной (данные вводятся после завязки), или обратной (в конце книги).

А вот «Черновик Лукьяненко иллюстрирует задержанную экспозицию. Книга начинается с действия, завязки (герой с первых страниц оказывается в сложной ситуации), что интригует. А позже уже автор постепенно вводит информацию о герое.

– Если экспозиция прямая, то она должна быть увлекательной. Частая ошибка неопытных авторов – долгое, скучное введение, с целью сразу прояснить все нюансы мира героя.

Завязка – запускающее событие. Что-то что провоцирует конфликт, становится поводом для движения героя.

Яркий пример завязки – все тот же «Черновик Лукьяненко. Герой внезапно сталкивается со странной ситуацией – в его квартире оказывается прописан другой человек, внезапно поменялся ремонт и мебель, его собака его не узнает. Что происходит? И что делать?

– Она должна быть яркой, цепляющей, интригующей. Именно в этот момент читатель решает – продолжить чтение или отложить книгу. Не затягивайте завязку по времени.

– Доводите ситуацию в завязке до апогея. Она должна быть безвыходной, шокирующей, пугающей. Чтобы хотелось узнать – как же герой из неё выйдет.

Развитие – самый длинный элемент сюжета. Здесь герой преодолевает преграды на пути к цели, находит друзей и врагов. Напряжение по ходу движения должно нарастать, пока не перейдет в кульминацию.

Фильм «Побег из Шоушенка" содержит увлекательное развитие событий. Главный герой поочередно справляется с несколькими (казалось бы безвыходными) трудностями, находит друзей, но авторы подкидывают и подкидывают ему новые проблемы.

– Градус напряжения в развитии должен постоянно подниматься. Каждое следующее препятствие должно быть все сложнее, ставки должны быть выше. Как в сказке про Ивана Царевича и Серого Волка. Сначала яблочки молодильные, а под финал девицу заморскую.

Кульминация – момент наивысшего напряжения, пик конфликта. Кульминация – это не финал, не обязательно здесь раскрывать все интриги. Но это момент, когда сердце читателя разрывается и кажется, что хуже быть уже не может.

Все в том же «Побеге из Шоушенка" кульминацией становится исчезновение Дюфрейна из камеры. Нам еще не известно где он и что с ним, есть лишь страшное предположение о самоубийстве. Есть напряжение и любопытство.

Если в сюжете отсутствует кульминация, то история теряет остроту. Так пишутся лирические произведения, хроники, личные заметки. В них нет конфликта, просто повествование. Беллетристика же подразумевает напряжение и его разрешение. Поэтому не теряйте кульминацию в своих работах, четко её идентифицируйте и усильте.

Иногда авторы не пишут развязку, заканчивая работу на кульминационном моменте. И тогда это открытый финал, читатель сам додумывает, чем все закончилось. И многие этого не любят. Поэтому десять раз подумайте, прежде чем выбрать открытый финал.

Если же вы пишете серию книг или книгу с продолжением, то позаботьтесь о промежуточном финале. Хотя бы один из конфликтов должен быть закрыт, оставляя ощущение завершенности.

Читайте также: