Разрыв ивана грозного с избранной радой кратко

Обновлено: 02.07.2024

В начале правления Иван IV Васильевич опирался на небольшой кружок друзей, которых впоследствии он называл Избранной Радой. Как государственный орган Избранная Рада никогда не существовала, но вот люди, входившие в этот круг приближенных к царю, бесспорно, оказали сильное влияние на страну.

Митрополит Макарий приблизился к великому князю Ивану еще до того, как тот стал царем. Первоначально ведь Иван носил титул великого князя. Макарий убедил юного Ивана в необходимости принять более высокий титул, который, во-первых, подчеркнул бы возросший престиж России, а во-вторых, как бы указывал на то, что именно Россия является наследницей Византийской империи, которой на тот момент уже почти целый век не существовало.

Итак, в январе 1547 Иван венчался на царство. Впрочем, принятие царского титула не означало, что он стал сам управлять страной. В это время Россией правили его дядья Михаил и Юрий Глинские. Но пожар июня 1547 года прекратил их правление.

Плешанов П.Ф. Царь Иоанн Грозный и иерей Сильвестр во время большого московского пожара 24 июня 1547 года. 1856

Плешанов П.Ф. Царь Иоанн Грозный и иерей Сильвестр во время большого московского пожара 24 июня 1547 года. 1856

Именно в дни после пожара в круг друзей царя Ивана вошел еще один церковный деятель – протопоп Сильвестр, который раньше занимался торговлей в Новгороде. Этот человек всячески старался запугать царя, рассказывая о Страшном суде. Пожалуй, именно с пожара начинается самостоятельное правление Ивана.

Среди членов Избранной Рады стоит также отметить князя Андрея Курбского, Алексея Адашева, Александра Шуйского-Горбатого.

Все они так или иначе оказали огромное влияние на события начала правления Ивана: принятие Судебника, решение религиозных проблем (Стоглавый собор), взятие Казани, создание системы приказов и других.

С чего же начался разрыв между Иваном и его ближними друзьями? Прежде всего стоит вспомнить болезнь царя в 1553 году. После взятия Казани и проведения столь значимых реформ царь, находившийся в зените власти, любви и могущества, неожиданно заболевает.

В этот момент мнения Избранной Рады разделились: Андрей Курбский, митрополит Макарий и Алексей Адашев стояли за царевича Дмитрия. А вот протопоп Сильвестр был против, желая видеть на месте будущего царя Владимира Андреевича Старицкого – двоюродного брата Ивана.

Вообще, протопоп Сильвестр и митрополит Макарий еще со времен Стоглавого собора были врагами. Первый стоял за изъятие церковных земель. Митрополит Макарий, как глава Русской митрополии, на такое пойти не мог и благодаря своему влиянию на царя добился сохранения церковных земель.

Впрочем, время Избранной Рады подходило к концу. В 1558 году начинается Ливонская война. Ближайшие к царю люди были против ее начала, предпочитая завоевать Крымское ханство. Насколько это было возможно, судить сложно.

Протопоп Сильвестр был сослан в Кирилло-Белозерский монастырь после смерти царицы Анастасии, которая сильно ему покровительствовала. Впрочем, самого Сильвестра нередко обвиняют в том, что он ее и отравил. Затем протопоп был отправлен в Соловецкий монастырь, где наконец-то смог приобщиться к духовной жизни, как и положено лицу духовному.

Митрополит Макарий умер своей смертью, а вот Алексей Адашев был отправлен на Ливонскую войну, а после перемирия, которое со всех сторон было невыгодным для России, посажен под стражу в Дерпте, где и скончался.

Многие считают, что на самом деле Алексей Адашев был убит по приказу царя, но доказательств этому нет. Причиной этих подозрений считают месть царя за отца Алексея – Федора Адашева. Во время болезни царя отец Алексея Федор был за князя Владимира Старицкого.

Князь Андрей Курбский, проиграв битву, решил прельститься предложением короля Жигимонта и перешел на сторону врагов. Есть мнение, что и битву он проиграл специально, желая таким образом ослабить напоследок свою Родину.

Александр Горбатый Шуйский так же, как и князь Курбский, происходил из знатного княжеского рода, ведущего свое начало от Рюрика. (Шуйские указывали своим родоначальником сына Александра Невского). Он сочувствовал беглому князю и, быть может, сам собирался покинуть Россию, но не успел и был казнен по обвинению в измене в 1565 году, став вместе с сыном Петром одной из первых жертв опричнины.

2) у Избранной рады и Ивана IV были разные представления о характере царской власти: Избранная рада стояла за сильную царскую власть, но опирающуюся на согласие с Боярской думой и на мнение Земского собора, царь — за самодержавный, ничем и никем не ограниченный характер власти;

3) царь подозревал членов Избранной рады в отравлении своей первой жены — Анастасии Романовой;

4) царь помнил, что в период его болезни Адашев и Сильвестр отказались присягнуть его малолетнему сыну.

В 1560 г. пало правительство Избранной Рады. Адашев попал в ссылку, Сильвестр - в монастырское заключение. Вопрос о причинах разрыва царя с Избранной радой остается спорным в науке. Историки отмечают личные мотивы, которыми мог руководствоваться Иван IV:

  1. Плохие отношения между лидерами Избранной Рады и родственниками первой жены царя - Анастасии Романовны. После смерти жены Иван стал обвинять Адашева и Сильвестра в том, что они "уморили" Анастасию.
  2. Во время болезни Ивана в 1553 г. Адашев и Сильвестр склонялись к тому, чтобы в случае смерти царя возвести на престол не его сына, находившегося в младенчестве, а двоюродного брата - Владимира Андреевича Старицкого, которого царь считал опасным соперником. Узнав об этом несколько лет спустя, царь счел действия своих приближенных изменой.

Ряд историков считает, что причиной разрыва царя с Избранной Радой послужили разногласия по внешнеполитическим вопросам, поскольку Иван IV настаивал на борьбе за Прибалтику, а Адашев выступал за активную борьбу с Крымом.

Однако главная причина - различные представления о путях и способах централизации. Избранная Рада предлагала путь постепенных преобразований, Иван IV стремился немедленно добиться безграничной власти, немедленного исполнения любых своих решений. Именно стремление форсировать процессы централизации и привело Ивана Грозного к террору.

2. Бегство А.М. Курбского

В 1564 г. один из бывших деятелей Избранной рады князь А.М. Курбский, спасаясь от опалы и казни, бежал в Литву. Оттуда он прислал царю письмо, обличая его в жестокости и бессмысленных казнях. Иван IV направил беглецу ответ, провозгласив: "А жаловати есмя своих холопей вольны, а и казнити вольны же". Иван Грозный считал всех подданных, не исключая знатнейших бояр, холопами, жизнью которых государь мог бесконтрольно распоряжаться, не оглядываясь на закон. Деспотический характер власти русского царя сформировался окончательно.

3. Введение опричнины

Стремясь окончательно утвердить свое безграничное единовластие, Иван Грозный ввел в январе 1565 г. опричнину. В декабре 1564 г. он выехал в Троице-Сергиев монастырь на богомолье, но затем вместо возвращения в Москву отправился в Александрову слободу (ныне - г. Александров Владимирской обл.), откуда прислал в Москву две грамоты.

Первая грамота объявляла о том, что царь наложил опалу на всех бояр, служилых и приказных людей, духовенство. Не желая "их изменных дел терпети", он решил оставить престол. Вторая грамота, обращенная к посадским людям, объявляла им, что на них "гнева и опалы никоторыя нет".

  1. Царь получал право расправляться с опальными, не советуясь с Боярской Думой.
  2. Территория страны разделялась на опричнину - личный удел царя и земщину - всю остальную территорию.

В опричнину вошли промысловые земли Севера, некоторые подмосковные уезды, территории, пограничные с Литвой. К опричнине отошла и часть Москвы. В Александровой слободе был выстроен опричный дворец.

Было создано особое опричное войско, численностью в несколько тысяч человек. Оно было организовано подобно монастырскому братству. Игуменом считался сам царь. Опричники одевались, подобно монахам, в черное. К седлу они прикрепляли собачью голову и метлу в знак готовности выгрызать и выметать измену.

4. Опричный террор

Опричники должны были порвать все контакты с земскими, включая и родственников. Они получили широкие привилегии. В случае конфликта с земцем опричник заранее считался правым.

Опричнину сопровождали массовые опалы, пытки и казни, обрушившиеся на видных бояр и воевод. В 1569 г. царь заставил выпить яд своего двоюродного брата Владимира Андреевича Старицкого вместе с женой и дочерью.

Выступивший против опричнины митрополит Филипп (Колычев) был сведен с митрополичьего престола, осужден судом церковных иерархов и заключен в монастырскую тюрьму, а позднее задушен там одним из руководителей опричнины Малютой Скуратовым.

В 1570 г. царь повел опричников в поход на Новгород. Поводом для похода стало донесение о готовящейся там измене, а реальной причиной - стремление Ивана IV окончательно истребить дух новгородской вольности. Новгород подвергся страшному разгрому. По некоторым сведениям из 30 тыс. жителей погибло свыше 10 тыс. Опричники, покидая Новгород, увозили целыми возами награбленное добро.

Вслед за Новгородом массовые казни постигли Москву. В один день было казнено свыше 100 человек. Казни обрушились и на тех, кто стоял у истоков опричнины: Алексея и Федора Басмановых, кн. Афанасия Вяземского, кн. М.Т. Черкасского и других. Опричнину возглавили Малюта Скуратов и Василий Грязной.

5. Отмена опричнины

В 1571 г. на Москву напал крымский хан Девлет-Гирей. Русские войска были разделены на опричные и земские. Однако опричники, привыкшие к безнаказанному грабежу населения, не желали идти в поход против опасного врага. В результате участки границы, которые должны были оборонять опричные полки, остались беззащитными. Хан беспрепятственно дошел до Москвы и сжег посады. Пожар перекинулся в Китай-город и даже в Кремль. Погибло множество москвичей. Царь бежал на север.

Поражение поставило под угрозу все внешнеполитические завоевания 50-х гг. XVI в. Сибирское ханство отказалось признавать вассальную зависимость от Москвы. Иван IV приказывал своим представителям на переговорах с крымскими послами в крайнем случае соглашаться на потерю Астрахани. Лишь непомерные аппетиты Девлет-Гирея, потребовавшего передачи Крыму не только Астрахани, но и Казани, привели к срыву переговоров.

В 1572 г. Девлет-Гирей решил повторить поход. На сей раз Иван Грозный объединил опричные и земские войска под командованием выдающегося полководца - земского воеводы М.И. Воротынского. 30 июля 1572 г. в битве при Молодях (близ Подольска) русские войска наголову разбили крымцев.

События 1571 - 1572 гг. показали гибельность опричнины. Осенью 1572 г. она была отменена. Даже само слово "опричнина" было запрещено под запретом под страхом наказания кнутом. Правда, победитель при Молодях М.И. Воротынский был вскоре обвинен в заговоре против царя и подвергнут мучительной пытке, от которой скончался.

6. "Княжение" Симеона Бекбулатовича

В 1575 г. царь еще раз разделил страну. Он провозгласил великим князем всея Руси крещеного татарского царевича Симеона Бекбулатовича (Саин-Булата). Россия была разделена на "великое княжение" Симеона и "удел" князя Ивана Московского (так стал называть себя Иван IV). Правда, все внешнеполитические дела по-прежнему велись от имени "государя царя и великого князя Ивана Васильевича всея Русии".

Причины этого политического маскарада, продолжавшегося в течение года, неизвестны. Возможно, суеверный царь хотел избежать смерти: волхвы предсказали, что в 1575 г. "умрет московский царь".

7. Цели и значение опричнины. Итоги царствования Ивана IV

Опричнина всегда казалась историкам явлением загадочным. Долгое время полагали, что она была направлена против боярства. Считалось, что бояре, чьи земли вошли в опричнину, были выселены и потеряли свои вотчины, получив взамен меньшие и худшие владения. Однако выяснилось, что опричные выселения не были массовыми, что земли теряли в основном опальные и их родственники. Землевладельцы уездов, отнесенных к опричным территориям, почти полностью зачислялись в опричнину. Опричные казни также коснулись не одного боярства, но и рядовых служилых людей, и приказных.

Принципиальной разницы в уровне знатности между опричниной и земщиной не было. Хотя опричнина была чуть худороднее земщины, в ней также служили многие видные бояре.

Целью опричнины была не борьба против того или иного слоя населения, а утверждение нового порядка. Казнив Владимира Старицкого, царь расправился с одним из последних уделов. Казнь митрополита Филиппа запугала церковь, лишила ее самостоятельности и способности критиковать светскую власть. Расправа над Новгородом уничтожила последние остатки вольности. Все это усиливало централизацию государства, но одновременно укрепляло деспотический характер царской власти. Основами ее становились произвол и отсутствие каких бы то ни было правовых гарантий безопасности личности.

Политика Ивана Грозного поставила страну на грань национальной катастрофы. Опричные грабежи, проигранная Ливонская война, крымское разорение привели к тому, что крестьяне массами бежали, имения, лишенные рабочих рук, приходили в запустение, служилые люди обрекались на нищету.

В 1581 г., стремясь удержать крестьян в вотчинах и поместьях, Иван IV временно отменил право перехода в Юрьев день, введя "заповедные лета". Таким образом, началось формирование крепостного права.

Наконец, Иван Грозный вверг страну в опасный династический кризис. В 1581 г. он в ссоре убил своего старшего сына царевича Ивана Ивановича. Когда в 1584 г. царь умер, он оставил двух сыновей - слабоумного Федора и малолетнего Дмитрия - сына шестой жены Марии Нагой, родившегося в 1583 г.

Историю правления Ивана Васильевича Грозного можно разделить на две части: первую, ознаменованную блестящими победами и реформами, и вторую, с опричниной и разрухой. Часть историков предполагает даже, что страной правили два разных человека. Но если отбросить все эти теории, становится понятно, что эпоха опричнины началась с серьёзной ссоры.

В феврале 1547 года женой молодого русского царя стала дочь покойного московского боярина Романа Захарьина – Анастасия. В народе говорили, что женитьба должны была помочь государю остепениться, заняться государственными делами. Однако это не положило конец боярскому правлению, ставшему ненавистным для многих. По-настоящему осознать свою ответственность перед народом царю помогли две вещи: пожар и верные сподвижники.

В июне 1547 года деревянная Москва была объята пламенем. 80 тысяч человек остались без крова, около 2000 погибло. Народ взбунтовался и направил свой гнев на Глинских, ведущую партию в боярском правлении. Ивану насилу удалось спасти родственников от неминуемой расправы.

Настоящим помощником и советником 17-летнего правителя в тяжелую пору стал священник царской домовой церкви Сильвестр. Он и митрополит Макарий убедили царя, что пожар – расплата за его невнимание к делам государственным. Они также советовали государю собрать вокруг себя умных и честных молодых людей, которые могли бы стать для него опорой. Так Грозный и поступил.

Царь занялся поиском нужных людей, который затянулся до 1549 года. В правительственный круг вошли: молодой боярин Андрей Курбский, братья Алексей и Данила Адашевы, их отец, умудренный опытом Фёдор Григорьевич и священник домового Благовещенского собора Сильвестр. Каждый из этих людей по-своему нравился молодому царю и обладал необходимыми для государственного деятеля качествами.

Читайте также: