Разработайте таблицу для сопоставления романского и готического соборов кратко

Обновлено: 05.07.2024

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Романский стиль

Готический стиль

Возникновение

Название это появилось только около 1820 г., однако оно достаточно точно определяет, что до середины XIII в. сильно ощущались элементы римско - античной архитектуры.

В XI и XII вв. в результате развития способов обработки земли в Средней Европе возросли урожаи. В связи с этим часть сельского населения стала специализироваться на ремесленном производстве и в торговле, освободившись от влияния феодалов и создав самостоятельные коммуны. Так внутри феодального общества возник новый класс - городская буржуазия, чья власть основывалась на движимом имуществе, прежде всего на деньгах. Этот класс стал двигателем экономического и культурного прогресса.

Строительные особенности

В романской архитектуре используются различные строительные материалы. В ранний период не только жилые дома, но монастыри и церкви строят из дерева, но основным строительным материалом в средние века становится все же камень. Сначала он употреблялся лишь при строительстве храмов и крепостей, а позднее и для построек светского характера. В Италии было много мрамора который особенно часто использовался для облицовки стен. Разноцветный мрамор светлых и темных тонов, применяемый в различных эффектных комбинациях, становится характерной чертой итальянской романской архитектуры.

Там, где недоставало камня, использовался кирпич, который был несколько толще и короче употребляемого сегодня. Кирпич того времени был обычно очень твердый, сильно обожженный. Кирпичные постройки романского периода сохранились прежде всего в Италии, Франции, Германии и Англии.

В стиле готика использовались различные строительные материалы. Жилые и хозяйственные постройки обычно возводились из дерева. Из этого же материала строились и многие значительные здания светского и церковного характера.

В областях с недостатком камня развивалось строительство из кирпича (Ломбардия, северная Германия, Польша). Здесь производился фасонный кирпич для кладки профилированных пилонов, окон и роз (круглых окон). Но основным, наиболее характерным для готики материалом, стал камень - отесанный и бутовый. Кладка из бутового камня, как правило, особенно в интерьерах, оштукатуривалась. Камень в готической архитектуре применялся как для создания конструкции, так и для декоративного убранства. Одновременно с возведением здания выполнялись работы по отделке его сложным и богатым декором.

Средневековые каменотесы со своим необычайным воображением и статическим чутьем смело конструируют большие по площади и высоте здания, которые в процессе развития готики становятся максимально облегченными, превращаясь по существу в каркасные сооружения. При этом используются относительно небольшие обработанные камни. Эта каркасная система и ее чрезвычайно важная составная часть - ребристый свод составляют существо готического строительного искусства.

Готический свод намного совершеннее, чем массивный и тяжелый романский. В системе свода происходит четкое разделение усилий на ребра и полотно - распалубку. В развитии крестового свода наиболее старым элементом является распалубка. Ребро на пересечении поверхностей сводов появилось позднее, что в результате полностью изменило сущность сводчатого перекрытия.

Характерные черты

Важной задачей романского строительного искусства стало преобразование базилики с плоским деревянным перекрытием в сводчатую. Основой для новых типов сводов стал старый римский прямой крестовый свод над квадратным в плане помещением, получаемый пересечением двух полуцилиндров. Нагрузки, возникающие от этого свода, распределяются по диагональным ребрам, а с них передаются на четыре опоры по углам перекрываемого пространства. Первоначально ребра, возникающие на пересечении полуцилиндров, играли роль арок - подкружал, что давало возможность облегчить всю конструкцию. Если увеличить высоту свода настолько, чтобы диагональная кривая пересечения из эллиптической превратилась в полукруглую, можно получить так называемый повышенный крестовый свод. Своды чаще всего имели полнотелую кладку, что, как мы говорили, требовало возведения массивных пилонов. Поэтому большим шагом вперед стал романский составной пилон: к основному пилону добавлялись полуколонны, на которые опирались гуртовые арки, и в результате уменьшался распор свода. Значительным конструктивным достижением стало распределение нагрузки от свода на несколько определенных точек за счет жесткого соединения поперечных гуртовых арок, ребер и пилонов. Ребро и гуртовая арка становятся каркасом свода, а пилон - каркасом стены. В более позднее время сначала выкладывались торцевые (щековые) арки и ребра. Эта конструкция получила название ребристого крестового свода. В период расцвета романского стиля этот свод делался повышенным, а его диагональная арка приобретала остроконечную форму. Для перекрытия боковых нефов вместо крестового свода иногда применялись полуцилиндрические своды, очень часто используемые в гражданском строительстве. Романские конструкции - это прежде всего повышенный ребристый свод, остроконечная арка и погашение косых боковых распоров от сводов системой опор. Они создают основу для последующего готического стиля в архитектуре.

Характерными чертами стиля готика являются вертикальность композиции, стрельчатая ярка, сложная каркасная система опор и ребристый свод. Преимущество использования ребер заключается в том, что свод может быть больше, вследствие чего уменьшаются возникающие от него нагрузки. Погашение этих нагрузок системой контрфорсов позволило сделать более тонкими и стены. Стремление максимально уменьшить массивность сооружения привело к тому, что в результате введения каркаса стена перестала быть несущим элементом и стала всего лишь заполнением между несущими пилонами. В результате своей вариабельности стрельчатый свод по многим позициям конструктивно превосходил полуциркульный свод. Массивная каменная кладка свода в раннем средневековье сменилась ажурными каменными конструкциями, чьи подчеркнуто вертикальные опоры и колонны переносят собранные в пучок статические нагрузки на фундаменты. С развитием стиля готика готическое пространство значительно изменяется. Если разнообразная в своих проявлениях романская архитектура отдельных областей Европы развивалась различными путями, новые возможности готического стиля определяются одной школой, откуда новые творческие идеи с помощью монашеских орденов цистерцианцев и доминиканцев и работающих на них строительных артелей распространяются во все доступные области. Уже в поздний романский период, в первой половине XII в., элементы нового готического стиля возникают в области Иль де Франс. Из этой северофранцузской области, где романская школа отставала в развитии и где непосредственно не сказывалось влияние античных традиций, исходит новый мощный импульс, открывающий путь богатому готическому искусству. Из Франции готика распространяется на соседние страны; еще в XII в. она появляется в Англии, а в следующем столетии в Германии, Италии и Испании. До начала XIV в. преобладала форма базилики. Со временем, особенно в городах, наиболее распространенной стала зальная форма, равновеликие нефы которой сливались внутри в единое пространство. Наряду с церковными мистериями в огромных культовых помещениях проводились и народные празднества, городские собрания, театральные представления, в них велась торговля.

Преобладающие модные цвета

Коричневый, красный, зеленый, белый

Желтый, красный, синий

Бочарные, полуциркульные, прямые, горизонтальные и вертикальные

Стрельчатые, образующие свод из двух пересекающихся дуг, ребристо повторяющиеся линии


Учебник по Истории 6 класс Агибалова Донской
of your page -->

Проверьте себя

1. На основании текста и иллюстраций составьте рассказ о романских и готических соборах. 2. Разработайте таблицу для сопоставления романского и готического соборов по отдельным частям их плана, архитектурным элементам, внутреннему убранству. 3. Какие мысли и чувства стремились выразить в своих произведениях средневековые архитекторы и скульпторы? Какими средствами они этого достигали? 4. Каков был эффект от использования витражей в готическом храме? 5. Что нового внесло позднее Средневековье в книжную миниатюру и фресковую живопись?

Подумайте

Проверьте себя

1. Романские храмы были вдохновлены архитектурой Рима. Здания были массивными, но очень просторными, благодаря этому напоминали замки, из-за чего нередко служили убежищами для населения. Готическая же архитектура была немного другой, в городах было не так много места для зданий, поэтому их делать узкими, арки стали стрельчатыми, и благодаря им, здания становились высокими, словно стремились ввысь. 2.

Название стиля План здания Архитектурные элементы Внутреннее убранство
Романский Массивное здание с почти гладкими стенами, высокими башнями. Всюду повторяются очертания полукруглой арки – на сводах, оконных проемах, входах в храм. Внутри он состоит из 5 нефов; центральный неф поднят над боковыми.
Готический Легкий и высокий стрельчатый свод опирается внутри на пучки узких, высоких колон, а снаружи – на массивные столбы и соединительные арки. Благодаря широким проходам и сквозным галереям, соборы кажутся прозрачными Большое количество окон, каменной резьбы. Повторяющиеся очертания стрельчатых арок создает впечатление стремительного прорыва ввысь Залы просторные и высокие, в них поступает больше света и воздуха, они богато украшены живописью, резьбой, барельефами.
3. Безгрешность и возвышение через страдание и милосердие - вот главная мыль средневекового искусства. Эти чувства достигались изображениями сцен с святыми. Художники старались раскрыть богатство души, мыслей и чувств человека, в отличии от античного искусства, которое восхваляло красоту тела. 4. Витражи заполняли огромные окна, через них проникал солнечный свет, играя на колоннах, сводах, создавая нарядный праздничный вид. 5. Изображения людей в минуту труда, отдыха, во взаимоотношениях, связях с природой, передача света, использование светотени – таковы были новшества в книжной миниатюре и фресковой живописи.

Подумайте

1) Готические соборы создают впечатление величия, стремления ввысь. Многообразие статуй, фресок вызывает чувство невероятного, будто это создано не человеком, а словно живые существа, люди сами окаменели и застыли в удивительных позах. 2) Готический стиль зародился в условиях городской жизни, нужны были архитектурные решения, которые позволили бы создавать величественные сооружения в условиях города, где пространства для строительства было не так много. 3) Католические храмы в основном строились в самом городе, в его в центре, и лучше всего для этого походил готический стиль, так как в таком стиле храмы были высокими, и их было видно из далека, и они вписывались в пейзаж города. Православные же храмы строили в обособленных местах, и их делали просторными, что бы вместить как можно больше людей, и нередко такие храмы становились убежищами, поэтому часто их строили в романском стиле. 4) В отличие от античного искусства, прославлявшего красоту человеческого тела, художники Средневековья стремились раскрыть богатство души, мыслей чувств человека. В готических статуях святых больше движения, их тонкие вытянутые фигуры особенно живо передают подлинный облик людей. 5) Вот я и впервые в большом городе, и в первую очередь я решил пойти помолится, что бы у меня все сложилось хорошо здесь. Как только я подошел к храму, я ощутил его величие, будто его вершины касаются облаков. Я долго стоял, не решаясь заходить, все рассматривал собор, и все больше удивлялся статуям, витражам. Войдя все таки внутрь я поразился еще больше, свет, проходивший через витражи создавал разноцветный узор, создавая загадочную атмосферу. Внутри было просторно и достаточно много народу, но не было тесно. Когда я помолился, я точно знал, что меня услышат. Я, переполненный эмоциями, вышел и подумал, что приду еще раз.

Агибалова6 параграф 28

Романские соборы довольно массивные, с мрачными оттенками. Несмотря на свою массивность и тяжесть, они довольно крепкие и могут выдерживать длительные осады.

2. Разработайте таблицу для сопоставления романского и готического соборов по отдельным частям их плана, архитектурным элементам, внутреннему убранству.

3. Какие мысли и чувства стремились выразить в своих произведениях средневековые архитекторы и скульпторы? Какими средствами они этого достигали?

В Средние века преобладающими стилями в архитектуре были уходящий в прошлое романский стиль и новомодный стиль готика. Романский стиль отличался округлостью форм, был довольно массивным и вместе с тем очень гармоничным. Готика отличалась возвышенностью, устремленностью ввысь, легкостью. Вместе с тем, и тот и другой архитектурные стили несли одну и ту же цель — вызвать в человеке чувство преклонения и любви к богу , стремление к спасению души, показать, насколько божественное выше простого человеческого. Эти произведения искусства вызывали у человека чувства благоговения, смиренности, даже покорности.

Аналогично и скульптура того периода, а это были в основном статуи святых или королей, должны были показать величие христианской веры в лице ее лучших представителей.

4. Каков был эффект от использования витражей в готическом храме?

Основным назначением витражей было не столько создание в готическом храме своеобразного освещения, а формирование у верующих определенного религиозного настроения.

Витражи украшались разноцветными картинами, на которых изображались святые, бог и прочие религиозные сюжеты, хотя в ряде храмов использовались и бытовые сцены. Солнечный свет проходя сквозь стекло витража формировал необычную игру светотени и словно подчеркивал воздушность и возвышенность персонажей.

Можно предположить, что в сочетании с архитектурой витражи вводили верующих в экстаз во время самых ярких служб. Это был очень действенный прием.

5. Что нового внесло позднее Средневековье в книжную миниатюру и фресковую живопись?

В позднем Средневековье книжная миниатюра стала гораздо более выразительной . Она обильно обрамлялась декором, сюжет миниатюры напрямую оказывался связан с текстом и самое главное, книжные миниатюры стали украшать даже светские книги. При этом в качестве героев миниатюры появляются и простые крестьяне, и рыцари, и представители всех других слоев общества. В книжной миниатюре в это время широко стали применяться светотени.

Фресковая живопись к концу Средневековья стала вытесняться витражом, но при этом утратила мрачность, присущая фрескам раннего периода, оставаясь прежде всего украшением храмов, то есть живописью на религиозные темы.

Ответ. Романские соборы массивные и немного мрачные. Они кажутся массивными и тяжёлыми, зато крепкими – многие из них действительно служили последним убежищем для прихожан во время осад. Готические соборы будто рвутся вверх, как языки пламени. Они поражают своими размерами, высотой сводов. Внутри них удивляешься огромным пространству и свету, который льётся, кажется, отовсюду.

Вопрос 2. Разработайте таблицу для сопоставления романского и готического соборов по отдельным частям их плана, архитектурным элементам, внутреннему убранству.

Романский собор Готический собор
высота гораздо выше обычных домов еще выше романских соборов
планировка Крестообразный план Крестообразный план
стены толсты и массивны тонкие, воздушные, с арками
окна сверху полукруглые, маленькие, их мало стрельчатые, большие, высокие, занимают большую часть стены.
колонны толстые и массивные тонкие, пучки колонн
арки полукруглые стрельчатые.

Вопрос 3. Какие мысли и чувства стремились выразить в своих произведениях средневековые архитекторы и скульпторы? Какими средствами они этого достигали?

Ответ. Романский храм величественный, основательный. Он призывает этим к благому размышлению и молитве. Его толстые незыблемые стены говорят о незыблемости христианской веры. Готические храмы просторные, высокие, наполненные светом. Они как бы показывают частичку рая и призываются стремиться к нему.

Вопрос 4. Каков был эффект от использования витражей в готическом храме?

Ответ. Витражи для средневековых людей были светящимися картинками. Они никогда такого не видели и считали чудом, которое ещё больше подчёркивали силу Господа. Кроме того, на витражах обычно изображались Господь, ангелы и святые, а их лица и даже их тела и должны светиться.

Вопрос 5. Что нового внесло позднее Средневековье в книжную миниатюру и фресковую живопись?

1) в книжных миниатюрах Средневековья видна жизнь всех слоёв населения, от рыцарей до крестьян;

Ответ. Романские соборы массивные и немного мрачные. Они кажутся массивными и тяжёлыми, зато крепкими – многие из них действительно служили последним убежищем для прихожан во время осад. Готические соборы будто рвутся вверх, как языки пламени. Они поражают своими размерами, высотой сводов. Внутри них удивляешься огромным пространству и свету, который льётся, кажется, отовсюду.

Вопрос 2. Разработайте таблицу для сопоставления романского и готического соборов по отдельным частям их плана, архитектурным элементам, внутреннему убранству.

сопоставление романского и готического соборов

Вопрос 3. Какие мысли и чувства стремились выразить в своих произведениях средневековые архитекторы и скульпторы? Какими средствами они этого достигали?

Ответ. Романский храм величественный, основательный. Он призывает этим к благому размышлению и молитве. Его толстые незыблемые стены говорят о незыблемости христианской веры. Готические храмы просторные, высокие, наполненные светом. Они как бы показывают частичку рая и призываются стремиться к нему.

Вопрос 4. Каков был эффект от использования витражей в готическом храме?

Ответ. Витражи для средневековых людей были светящимися картинками. Они никогда такого не видели и считали чудом, которое ещё больше подчёркивали силу Господа. Кроме того, на витражах обычно изображались Господь, ангелы и святые, а их лица и даже их тела и должны светиться.

Вопрос 5. Что нового внесло позднее Средневековье в книжную миниатюру и фресковую живопись?

1) в книжных миниатюрах Средневековья видна жизнь всех слоёв населения, от рыцарей до крестьян;

Читайте также: