Разоружение и ограничение вооружений кратко

Обновлено: 02.07.2024

РАЗОРУЖЕ́НИЕ, сис­те­ма мер, на­прав­лен­ных на ог­ра­ни­че­ние, со­кра­ще­ние и ли­к­ви­да­цию средств ве­де­ния вой­ны. Мо­жет осу­ще­ст­в­лять­ся ли­бо как од­но­сто­рон­няя ак­ция отд. го­су­дар­ст­ва, ли­бо как ме­ж­ду­нар. про­цесс, раз­вёр­ты­ваю­щий­ся на ос­но­ве дву­сто­рон­них или мно­го­сто­рон­них со­гла­ше­ний, ли­бо как при­ну­дит. ме­ра, на­вя­зан­ная по­бе­ди­те­лем по­тер­пев­ше­му по­ра­же­ние про­тив­ни­ку. Все­об­щее и пол­ное Р. пред­по­ла­га­ет ли­к­ви­да­цию всех ма­те­ри­аль­ных средств ве­де­ния вой­ны, вклю­чая рос­пуск воо­руж. сил (ВС), уп­разд­не­ние во­ен. уч­ре­ж­де­ний, пре­кра­ще­ние про­из-ва воо­ру­же­ний, ли­к­ви­да­цию во­ен. баз и во­ен. со­ору­же­ний, пре­кра­ще­ние во­ен. обу­че­ния и др. В ка­че­ст­ве час­тич­ных мер Р. рас­смат­ри­ва­ют­ся: со­кра­ще­ние ВС и воо­ру­же­ний, за­пре­ще­ние и унич­то­же­ние отд. ви­дов ору­жия, за­пре­ще­ние их про­из-ва, на­ко­п­ле­ния, раз­вёр­ты­ва­ния и при­ме­не­ния, кон­вер­сия во­ен­но­го про­из­вод­ст­ва , ог­ра­ни­че­ние не­ко­то­рых ви­дов ору­жия в ко­ли­че­ст­вен­ном и ка­че­ст­вен­ном от­но­ше­ни­ях, сни­же­ние во­ен. рас­хо­дов, су­же­ние воз­мож­но­сти со­вер­шен­ст­во­ва­ния ору­жия, со­кра­ще­ние сфе­ры или рай­онов раз­ме­ще­ния разл. ви­дов воо­ру­же­ний (за­прет на про­ве­де­ние ис­пы­та­ний в оп­ре­де­лён­ных сре­дах, де­ми­ли­та­ри­за­ция отд. тер­ри­то­рий, соз­да­ние безъ­я­дер­ных зон и т. п.). Важ­ный эле­мент про­цес­са Р. – кон­троль над его осу­ще­ст­в­ле­ни­ем.

Первым шагом на пути разоружения было принятие в 1959 г. Резолюции Генеральной Ассамблеи ООН, которая определила полное разоружение как конечную цель международных усилий в этой области. Советский Союз был инициатором этого прогрессивного документа. И в действительности именно наше государство было одной из основных движущих сил, наряду с США, в деле всеобщего разоружения.

Институциональной основой для выработки идей и норм на универсальном уровне в сфере разоружения являются на сегодняшней день Конференция по разоружению. Первый комитет Генеральной Ассамблеи ООН и Комиссия ООН по разоружению.

Режим нераспространения ОМУ

Практически в одно время с учреждением ООН — прогрессивной универсальной организацией, созданной для целей мира и безопасности, было впервые осуществлено применение ядерного оружия против мирного населения. Сотни тысяч невинных жизней в японских городах Хиросима и Нагасаки навсегда сделали проблему использования ядерного оружия проблемой номер один.

Первым шагом на пути создания правовых механизмов запрещения ядерных испытаний было подписание в 1963 г. ядерными державами Московского договора о запрещении испытаний ядерного оружия в атмосфере, в космическом пространстве и под водой, участниками которого на сегодняшний день являются свыше 130 государств. Далее последовало подписание Договора об ограничении подземных испытаний ядерного оружия 1974 г. и уже в 1996 г. был подписан Договор о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний. Несмотря на то что его участниками стали более 170 государств, из которых более 100 его уже ратифицировали, основной проблемой остается то, что не ратифицировали его ряд ядерных держав, в первую очередь США.

Тем не менее у режима нераспространения существуют серьезные и трудноразрешимые проблемы. В соответствии с Договором 1968 г. государства взяли обязательства по нераспространению военного компонента ядерных технологий, напротив, мирное использование атомной энергии признано наиболее эффективным, а обмен соответствующими знаниями всячески приветствуется. Так, в ст. 4 Договора указывается на то, что никакое положение Договора не следует толковать как затрагивающее право участников развивать исследования, производство и использование ядерной энергии в мирных целях. Более того, в соответствии с данной статьей все участники обязуются способствовать самому полному обмену оборудованием, материалами, научной и технической информацией об использовании ядерной энергии в мирных целях, имеют право участвовать в таком обмене.

В результате около 60 государств сегодня эксплуатируют или строят ядерные реакторы и не менее 40 имеют промышленную и научную базу, которая дает им возможность - в случае, если они сделают такой выбор, — произвести ядерное оружие довольно быстро. И такой выбор, что более чем парадоксально, позволяет им сделать сам Договор. Так, ст. 10 дает право участникам выйти из него, если они решат, что связанные с содержанием настоящего Договора исключительные обстоятельства поставили под угрозу высшие интересы страны (как известно, только КНДР пока воспользовалась данным правом).

Серьезные проблемы вызывает и отсутствие среди государств — участников Договора некоторых из новых ядерных государств, в частности Израиля, которые не несут никакой международно-правовой ответственности за распространение ядерных материалов. Учитывая возможность попадания данных технологий и материалов в руки террористов, ужасающей выглядит и официальная статистика: в течение прошедшего десятилетия были задокументированы более 200 случаев незаконного оборота ядерных материалов.

Непростая миссия по разрешению указанных проблемных аспектов возложена на специальную международную организацию, осуществляющую контроль за соблюдением положений Договора 1968 г., - Международное агентство по атомной энергии (МАГАТЭ). Реализуется механизм контроля посредством заключения каждым из государств - участников ДНЯО специального соглашения с МАГАТЭ.

Большое значение для укрепления режима нераспространения имеют созданные по всему миру в рамках реализации ст. VII Договора региональные безъядерные зоны . Безъядерными зонами на сегодня являются:

  • Антарктика (Договор об Антарктике 1959 г.);
  • космическое пространство, включая Луну и другие небесные тела (Договор по космосу 1967 г.);
  • дно морей и океанов и их недра (Договор о неразмещении ОМУ в указанных пространствах 1971 г.);
  • Латинская Америка (Договор Тлателолко 1967 г.);
  • южная часть Тихого океана (Договор Раротонга 1985 г.);
  • Африка (Договор Пелиндаба 1996 г.):
  • Юго-Восточная Азия (Бангкокский договор 1995 г.);
  • Архипелаг Шпицберген (Договор о Шпицбергене 1920 г.);
  • Аландские острова (Договор об Аландских островах между СССР и Финляндией 1920 г.).

Не менее серьезно выглядит и проблема распространения и утилизации других видов оружия массового уничтожения (ОМУ) - химического и бактериологического оружия . При участии СССР в 1972 г. была подписана Конвенция о запрещении разработки, производства и накопления запасов бактериологического (биологического) и токсинного оружия и об их уничтожении. В 1993 г. была подписана Конвенция о запрещении разработки, производства, накопления и применения химического оружия и о его уничтожении, по которой Россия, в частности, обязалась ликвидировать 100% своего химического оружия к 29 апреля 2012 г. Химическое и бактериологическое оружие — это страшное зло. Согласно одному из наихудших сценариев нападение с применением всего лишь одного грамма рецептуры натуральной оспы, закачанной в боеприпас, может привести к гибели от 100 тыс. до 1 млн человек. В 1919 г. от пандемии гриппа погибло около 100 млн человек — гораздо больше, чем во время Первой мировой войны, причем они погибли за период чуть больше года. Сегодня аналогичный вирус способен убить десятки миллионов человек за гораздо меньший срок.

Современная ситуация требует также существенного развития международно-правового режима нераспространения не только самого ОМУ, но и средств его доставки — прежде всего ракетных технологий. Данный запрет на распространение ракетных технологий позволил бы косвенным образом существенно снизить риски процесса распространения ОМУ. В этом отношении прогрессивным является учрежденный в 1987 г. Режим контроля за ракетными технологиями (РКРТ), однако очевидная слабость данного режима обусловлена его неюридическим и неуниверсальным характером (только 34 государства принимают в нем участие).

Ограничение и сокращение стратегических наступательных вооружений до пределов необходимой самообороны

В контексте глобальной проблемы разоружения, всеобщей поддержки режима нераспространения и сокращения ядерного оружия международное сообщество применяло всяческие усилия по сокращению других видов оружия (не только ОМУ). В силу невозможности достижения идеальной модели — полного разоружения на первый план вышла тема ограничения и сокращения наступательных вооружений.

В ракетно-ядерной сфере сегодня действует Договор о сокращении стратегических потенциалов от 24 мая 2002 г. (вступил в силу 1 июня 2003 г.). Его составной частью является подписанный еще в 1991 г. Договор о сокращении и ограничении стратегических наступательных потенциалов ( СНВ-1 ). Общий срок установленного Договорами режима сокращения вооружений действует до 2012 г. и предусматривает уничтожение стратегических ядерных боезарядов до 1700-2000 единиц. То есть за этот период стратегическое и тактическое ядерное вооружение будет уничтожено на 80%. Однако также с реализацией данного соглашения есть очень много вопросов и претензий к американской стороне. Демонтаж ракет с ядерными боезарядами в США фактически носит характер частичного уничтожения (разбираются лишь некоторые из модулей ракет), таким образом, формируется возвратный потенциал.

В соответствии с Договором устанавливались равные квоты по обычным вооружениям по обе стороны (страны НАТО и ОВД) на территории от Атлантики до Урала:

  • 20 000 танков:
  • 20 000 артиллерийских орудий;
  • 30 000 боевых бронированных машин;
  • 6800 боевых самолетов;
  • 2000 ударных вертолетов.

Указанные квоты были распределены между соответствующими государствами с каждой из сторон.

На универсальном уровне также наметился определенный прогресс: 6 декабря 1991 г. был учрежден Регистр обычных вооружений Организации Объединенных Наций, повышающий уровень транспарентности в военной области. Предусматривалось представление государствами-членами ежегодных отчетов о продаже и покупке ими обычных вооружений и имеющихся у них запасов вооружений, а также об их оборонных структурах, политике и доктринах. По данным ООН, на сегодняшний день 172 государства предоставляют соответствующую информацию в Регистр. Однако Регистр и по сей день сильно страдает из-за несвоевременного представления отчетов.

В последующие годы Россия вывела свои войска из Молдовы и Грузии, ратифицировала адаптированный ДОВСЕ, но, к сожалению, европейские государства ратифицировать этот документ не торопились. В силу чего, увязывая также свое решение с предстоящим размещением в Европе американской ПРО, с 12 декабря 2007 г. Россия приостановила свое участие в упомянутом Договоре.

Но так ли плохо для российских стратегических интересов отсутствие действенного, адаптированного механизма ДОВСЕ?

Во-первых, необходимо уточнить, что Россия не вышла из Договора, а лишь приостановила его действие до ратификации адаптированного соглашения соответствующими странами Европы.

Во-вторых, нужно отметить, что с точки зрения военной безопасности ДОВСЕ в последнее время не играл на европейском континенте какой-либо значимой роли в вопросах ограничения вооружений. Ни одно из государств НАТО не использовало предоставленные квоты по максимуму, более того, имеет значительно меньшее вооружение, чем возможно по ДОВСЕ (что касается, например, американских ВС в Европе, их вообще по некоторым видам оружия на 90% меньше, чем предусматривают пороговые значения).

Неделя разоружения (Disarmament Week) проводится ежегодно с 24 по 30 октября, что предусмотрено в Заключительном документе специальной сессии Генеральной Ассамблеи 1978 года.

Неделя разоружения (Disarmament Week) проводится ежегодно с 24 по 30 октября, что предусмотрено в Заключительном документе специальной сессии Генеральной Ассамблеи 1978 года.

Разоружение - комплекс мер, призванных прекратить наращивание средств войны, их ограничение, сокращение и ликвидацию. Общая международно-правовая основа разоружения содержится в Уставе ООН, который относит "принципы, определяющие разоружение и регулирование вооружений", к числу "общих принципов сотрудничества в деле поддержания мира и безопасности".

Единственный многосторонний переговорный форум международного сообщества для выработки соглашений по вопросам разоружения - Конференция по разоружению (Conference on Disarmament). Создана в январе 1979 года. По данным на 2007 год, насчитывает 65 государств-участников.

Поскольку решения Конференции по разоружению принимаются строго на основе консенсуса, с 1997 года орган испытывал трудности в согласовании основной программы работы по причине отсутствия согласия участников по вопросам разоружения.

Ядерное оружие

Ядерное оружие начали производить в 1945 году. С тех пор было изготовлено более 128 тысяч зарядов. Пик гонки вооружений пришелся на 1986 год, когда совокупный мировой ядерный арсенал достиг 70481 заряда. По окончании "холодной войны" начался процесс сокращения. В 1995 году общее количество зарядов составляло 43200, в 2000 году - 35535.

По данным на 1 января 2007 года, в составе стратегических ядерных сил России находился 741 стратегический носитель, способный нести 3084 ядерных зарядов.

Важнейшие договоры о сокращении вооружений

Советско-американский Договор об ограничении систем противоракетной обороны (Договор по ПРО). Подписан 26 мая 1972 года. Ограничивал количество противоракетных систем СССР и США до двух у каждой стороны - вокруг столицы и в районе сосредоточения пусковых установок межконтинентальных баллистических ракет (в 1974 году СССР и США был подписан дополнительный протокол, ограничивший количество противоракетных систем до одной у каждой стороны). Не имеет силы с 14 июня 2002 года, когда США в одностороннем порядке вышли из него.

Советско-американский Договор об ограничении стратегических вооружений (Договор ОСВ-1). Подписан 26 мая 1972 года. Ограничивал количество баллистических ракет и пусковых установок СССР и США на уровне, достигнутом к моменту подписания документа, а также предусматривал принятие на вооружение новых баллистических ракет, размещаемых на подводных лодках, строго в том количестве, в котором были ранее списаны устаревшие баллистические ракеты наземного базирования.

Советско-американский Договор об ограничении стратегических вооружений (Договор ОСВ-2). Подписан 18 июня 1979 года. Ограничивал количество пусковых установок и вводил ограничение на размещение ядерного оружия в космосе.

Советско-американский Договор о ликвидации ракет средней и малой дальности (Договор о РСМД). Подписан 7 декабря 1987 года. Стороны обязались не производить, не испытывать и не развертывать баллистические и крылатые ракеты наземного базирования средней (от 1000 до 5500 километров) и меньшей (от 500 до 1000 километров) дальности. Помимо этого, стороны в течение трех лет обязались уничтожить все пусковые установки и ракеты наземного базирования с радиусом действия от 500 до 5500 километров. Это был первый в истории случай достижения согласия в вопросе о реальном сокращении вооружений.

К июню 1991 договор был выполнен полностью: СССР уничтожил 1846 ракетных комплексов, США - 846. Заодно была ликвидирована технологическая оснастка для их производства, а также оперативные базы и места обучения специалистов (всего 117 советских объектов и 32 - американских).

Советско-американский Договор об ограничении стратегических наступательных вооружений (Договор СНВ-1). Подписан 30-31 июля 1991 года (в 1992 году был подписан дополнительный протокол, зафиксировавший присоединение Беларуси, Казахстана и Украины). СССР и США в течение семи лет обязались сократить собственные ядерные арсеналы до 6 тысяч боезарядов у каждой стороны (вместе с тем, в реальности по правилам зачета боезарядов, находящихся на тяжелых бомбардировщиках, СССР мог иметь около 6,5 тысячи боеголовок, США - до 8,5 тысячи).

6 декабря 2001 года РФ и США заявили о выполнении обязательств: российская сторона располагала 1136 стратегическими носителями и 5518 боезарядами, американская - 1237 стратегическими носителями и 5948 боезарядами.

Российско-американский Договор о сокращении стратегических наступательных вооружений (СНВ-2). Подписан 3 января 1993 года. Предполагал запрет на использование баллистических ракет с разделяющимися головными частями и предусматривал сокращение к январю 2003 года количества ядерных боеголовок до 3500 единиц у каждой стороны. В силу не вступил, так как в ответ на выход 14 июня 2002 года США из Договора по ПРО РФ вышла из СНВ-2. Заменен Договором о сокращении стратегических наступательных потенциалов (Договор о СНП).

Российско-американский Договор о сокращении стратегических наступательных потенциалов (Договор о СНП, известен также как Московский договор). Подписан 24 мая 2002 года. Ограничивает количество ядерных боеголовок, стоящих на боевом дежурстве, до 1700-2200 у каждой стороны. Остается в силе до 31 декабря 2012 года и может быть продлен по согласованию сторон.

Многосторонний Договор о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО). Открыт для подписания 1 июля 1968 года и насчитывает более 170 государств-участников (к таковым не относятся, в частности, Израиль, Индия, Пакистан и Северная Корея). Устанавливает, что государством, обладающим ядерным оружием, считается то, которое произвело и взорвало такое оружие до 1 января 1967 года (то есть СССР, США, Великобритания, Франция, Китай).

Со времени подписания ДНЯО удалось добиться уменьшения общего количества ядерных зарядов с 55 тысяч до 22 тысяч.

Многосторонний Договор о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний (ДВЗЯИ). Открыт для подписания 24 сентября 1996 года и насчитывает 177 государств-участников.


Обычные виды вооружений

1980 - Конвенция о конкретных видах обычного оружия (КОКВОО) запрещает определенные виды обычных вооружений, которые считаются наносящими чрезмерные повреждения или имеющими неизбирательное действие.

В 1995 году в результате пересмотра Конвенции о конкретных видах обычного оружия (также известной как Конвенция о бесчеловечных видах оружия) появился Протокол-2 с поправками, вводящий более жесткое ограничение на определенные способы применения, типы (самодезактивирующиеся и поддающиеся обнаружению) и передачу противопехотных мин.

1990 - Договор об обычных вооруженных силах в Европе (ДОВСЕ) ограничивает численность различных видов обычных вооружений в регионе, простирающемся от Атлантического океана до Уральских гор.

Вместе с тем группа государств посчитала принятые меры недостаточными и разработала документ о полном запрете на все противопехотные мины - Конвенцию о запрещении использования, накопления, производства и передачи противопехотных мин, - открытую для подписания в 1997 году. По данным на 2007 год, к конвенции присоединились 155 государств.

Применение конвенций привело к уничтожению запасов, разминированию районов в некоторых государствах и уменьшению количества новых жертв. Не менее 93 государств сейчас официально являются очищенными от мин и не менее 41 из 55 государств-производителей прекратили выпуск этого вида вооружений. Государства, не являющиеся членами ни одной из конвенций, объявили односторонний мораторий на использование и передачу противопехотных мин.


Химическое и биологическое оружие

В 1925 году подписан Женевский протокол "О запрещении применения на войне удушливых, ядовитых и других подобных газов и бактериологических средств". Протокол представлял собой важный шаг в создании международно-правового режима ограничения применения бактериологического оружия на войне, но оставлял за скобками их разработку, производство и хранение. К 2005 году членами Протокола являлись 134 государства.

В 1972 году принята Конвенция о биологическом и токсинном оружии (КБТО), наложившая всеобъемлющий запрет на данные виды вооружений. В 1975 году вступила в силу. По данным на апрель 2007 года, подписана 155 государствами.

В 1993 году принята Конвенция о химическом оружии (КХО), наложившая всеобъемлющий запрет на данный вид вооружений. В 1997 году вступила в силу. По данным на август 2007 года, подписана 182 государствами. Является первым многосторонним договором, запрещающим целый класс оружия массового уничтожения и предусматривающим механизм международной проверки уничтожения данного вида вооружений.

По данным на август 2007 года, странами - участниками КХО уничтожено 33 процента запасов химического оружия (процесс должен быть завершен до 29 апреля 2012 года). В руках государств - участников КХО находится 98 процентов мировых запасов боевых отравляющих веществ.

В РФ в целях выполнения обязательств по КХО в 2001 году утверждена Федеральная целевая программа "Уничтожение запасов химического оружия в РФ". Начало реализации Программы - 1995 год, окончание - 2012 год. Предусматривает как уничтожение всех запасов боевых отравляющих веществ в РФ, так и конверсию или ликвидацию соответствующих производственных мощностей.

На момент начала реализации Программы в РФ находилось около 40 тысяч тонн боевых отравляющих веществ. По завершению второго этапа выполнения международных обязательств по КХО - 29 апреля 2007 года - в РФ было уничтожено 8 тысяч тонн боевых отравляющих веществ (20 процентов имеющихся). К концу декабря 2009 года, когда определено завершить третий этап выполнения международных обязательств по уничтожению химоружия, Россия уничтожит 45 процентов всех запасов химического оружия, т.е. - 18,5 тысячи тонн.

Вопросами разоружения занимаются: Генеральная Ассамблея ООН, Совет Безопасности ООН, региональные организации коллективной безопасности, Комиссия ООН по разоружению, Конференция ООН по разоружению, Специальный комитет ООН для Всемирной конференции по разоружению.

В результате усилий международного сообщества удалось разработать большое количество международных соглашений, касающихся оружия массового уничтожения и средств его доставки к цели, а также обычных вооружений и вооруженных сил.

Принцип разоружения налагает на государства определенные юридические обязательства: 1) строго и неуклонно соблюдать действующие нормы о разоружении, участвовать в мероприятиях, предусмотренных в договорах и направленных на ограничение гонки вооружений и разоружение; 2) добиваться создания новых норм, заключения новых договоров в области разоружения.

Важным шагом на пути конкретизации принципа разоружения явилось достижение соглашения между СССР и США об основных принципах для переговоров по разоружению и единогласное одобрение этих принципов Генеральной Ассамблеей ООН в 1960 году. Среди них принципиальное значение имеют такие положения, как требование сбалансированности мероприятий по разоружению таким образом, чтобы ни на одном этапе ни одно государство или группа государств не могли получить военное преимущество; проведение разоружения под строгим и эффективным международным контролем; укрепление международной безопасности.

На сегодняшний день заключено большое количество соглашений в области разоружения на универсальном, региональном и двустороннем уровнях. Среди них в первую очередь надо отметить два соглашения, касающихся оружия массового поражения и предусматривающих подлинное разоружение, то есть уничтожение существующих вооружений.

Первое из них – Конвенция о запрещении разработки, производства и накопления запасов бактериологического (биологического) и токсинного оружия и об их уничтожении 1972 года. (Россия участвует). Согласно Конвенции, каждое государство-участник взяло на себя обязательство никогда, ни при каких обстоятельствах не разрабатывать, не производить, не накапливать, не приобретать каким–либо образом и не сохранять как микробиологические или другие биологические агенты или токсины, так и оружие, оборудование или средства доставки, предназначенные для использования таких агентов или токсинов во враждебных целях или вооруженных конфликтах (ст. 1). Конвенция обязывала государства-участников уничтожить или переключить на мирные цели как можно скорее, но не позднее 9 месяцев после вступления Конвенции в силу все перечисленные в ст. 1 агенты, токсины, оружие, оборудование, средства доставки. Постоянные члены Совета Безопасности ООН сделали заявления в Совете, что все обязательства по Конвенции они выполнили.

Второе соглашение, предусматривающее материальное разоружение, - Конвенция о запрещении разработки, производства, накопления и применения химического оружия и о его уничтожении 1993 года. (Россия участвует). Конвенция предусматривает обязательства для государств-участников не разрабатывать, не производить, не приобретать химическое оружие и уничтожить его запасы в сроки, установленные в Конвенции. Приступить к такому уничтожению необходимо через два года после вступления Конвенции в силу.

В 1963 году в Москве был подписан Договор о запрещении испытаний ядерного оружия в атмосфере, в космическом пространстве и под водой. Договор обязал его участников запретить, предотвратить и не производить любые испытания ядерного оружия, любые другие ядерные взрывы в атмосфере, в том числе за ее пределами, включая космическое пространство, и под водой, включая территориальные воды и открытое море.

Режим нераспространения ядерного оружия был предусмотрен в Договоре о нераспространении ядерного оружия 1968 года. Договор содержит систему обязательств, закрывающую для ядерных государств все пути передачи ядерного оружия, а для неядерных государств – все способы его получения.

Важное значение для процесса разоружения имеют соглашения между СССР и США, а затем Россией и США, касающиеся ограничения стратегических вооружений.. Первые соглашения в этой сфере были подписаны в 1972 году в Москве. Это бессрочный Договор между СССР и США об ограничении систем противоракетной обороны (Договор по ПРО) и Временное соглашение между СССР и США о некоторых мерах в области ограничения стратегических наступательных вооружений (ОСВ-1).

Договор по ПРО 1972 года установил для каждой договаривающейся стороны по два района размещения систем ПРО. Однако Протокол к нему 1974 года оставил для обеих стран по одному району ПРО радиусом 150 км.

Временное соглашение ОСВ-1 ввело ограничения в отношении пусковых установок стратегических баллистических ракет, как стационарных, так и на подводных лодках. Соглашение было заключено на пять лет, однако стороны в 1977 году заявили, что будут и впредь соблюдать его.

Договор между СССР и США о сокращении и ограничении стратегических наступательных вооружений 1991 года (СНВ-1) в силу так и не вступил. Второй договор этой серии, заключенный уже между Россией и США в 1993 году, - Договор о дальнейшем сокращении и ограничении стратегических наступательных вооружений (СНВ-2). Согласно этому Договору, Россия должна будет ликвидировать все свои шахтные пусковые установки и тяжелые МБР с РГЧ индивидуального наведения. США ратифицировали Договор в 1996 году, в России же есть серьезные противники этого Договора, ссылающиеся на его явно неравноправный характер.

Что касается ракет средней и меньшей дальности, то этот класс вооружений был полностью ликвидирован на основании Договора между СССР и США о ликвидации ракет средней дальности и меньшей дальности 1987 года.

Безъядерные зоны.

Для укрепления режима нераспространения ядерного оружия большое значение имеет установление статуса безъядерной зоны как на международных территориях, так и на территориях, находящихся под суверенитетом государств. Одной из первых безъядерных зон стала Антарктика на основании Договора об Антарктике 1959 года, который запретил любые ядерные взрывы в Антарктике и захоронение в этом районе радиоактивных материалов.

Договор о принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела, 1967 года обязал участников Договора не выводить на орбиту вокруг Земли любые объекты с ядерным оружием или любыми другими видами оружия массового уничтожения, не устанавливать такое оружие на небесных телах и не размещать такое оружие в космическом пространстве каким-либо иным образом. Соглашение о деятельности государств на Луне и других небесных телах 1984 года предусмотрело дополнительные запреты в этом плане. Договор о запрещении размещения на дне морей и океанов и в его недрах ядерного оружия и других видов оружия массового уничтожения 1971 года обязал государства не устанавливать и не размещать на дне морей и океанов и в его недрах какое-либо ядерное оружие или любые другие виды оружия массового уничтожения, а также сооружения, пусковые установки и другие устройства, специально предназначенные для хранения, испытания или применения такого оружия.

Безъядерными зонами стали Латинская Америка га основании Договора о запрещении ядерного оружия в Латинской Америке 1967 года (Договор Тлателолко), южная часть Тихого океана на основании Договора о безъядерной зоне южной части Тихого океана 1985 года (Договор Раротонга), Юго-Восточная Азия на основании Договора о зоне, свободной от ядерного оружия, в Юго-Восточной Азии 1995 года (Бангкокский Договор), Африка на основании Договора о зоне, свободной от ядерного оружия, в Африке 1996 года (Договор Пелиндаба).

Все четыре договора исходят из обязательства, закрепленного в Договоре о нераспространении ядерного оружия, не испытывать, не производить и не приобретать ядерное оружие и запрещают размещение ядерного оружия, включая иностранное, на территории, охватываемой этими договорами.

Все Договоры имеют дополнительные протоколы, подлежащие подписанию ядерными державами, которые на их основании должны предоставить гарантии (такой протокол в Бангкокскому договору находится в стадии разработки). Россия является участником этих протоколов.

Итоговые тесты по разделу

Тест 1 На какой орган возложены полномочия по поддержанию мира и безопасности?

1) Генеральная Ассамблея;

2) Совет Безопасности;

3) Международный Суд;

4) Секретариат ООН.

Тест 2 Какие виды всеобщей коллективной безопасности существуют?

1) общая и национальная;

2) местная и региональная;

3) универсальная и национальная;

4) универсальная и региональная.

Тест 3 Чей военный персонал привлекается для участия в миротворческих операциях?

1) стран-участниц НАТО;

2) враждующих государств;

3) государств всего мира;

4) стран-участниц ООН.

Тест 4 Какими зонами являются Латинская Америка, южная часть Тихого океана, Юго-Восточная Азия, Африка?

Тест 5 Что произошло с классом ракет средней и меньшей дальности?

1) полностью ликвидирован;

2) частично ликвидирован;

3) ограничен выпуск.

- Богданов О.В. Запрещение оружия массового уничтожения. М., 1985;

- Всеобъемлющая международная безопасность. Международно-правовые принципы и нормы. Справочник. М., 1990;

- Горшков Г.С., Мелков Г.М. Военное мореплавание и стратегическое равновесие. М., 1986;

- Денисов В.Н. Правовые аспекты разоружения в ракетно-ядерную эру. Киев, 1990;

- Прищенко И.И. Обычное оружие и международное право. М., 1984;

- Александрова Э.С. ООН: объединенные действия по поддержанию мира. Международно-правовые проблемы. М.,1978;

- Конвенция о запрещении химического оружия 1993;

- Договор о запрещении размещения на дне морей и океанов и в его недрах ядерного оружия и других видов оружия массового уничтожения 1971;

- Заключительный акт СБСЕ 1975;

- Договор о ликвидации ракет средней и меньшей дальности 1987;

- Конвенция о запрещении разработки, производства и накопления запасов бактериологического (биологического) и токсинного оружия и об их уничтожении 1972.

Читайте также: