Различные природные явления и причины их возникновения обж 7 класс кратко

Обновлено: 05.07.2024

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Сценарий урока по ОБЖ в 7 класс

Технология: технология критического мышления

Цели урока: рассмотреть основные виды и причины возникновения опасных природных явлений, наблюдаемых на территории России

Личностные : развитие познавательных интересов, учебных мотивов.

Познавательные : умение различать природные явления, оказывающие влияние на безопасность жизнедеятельности человека; умение характеризовать и анализировать природные явления геологического, метеорологического, гидрологического и биологического происхождения;

Регулятивные: умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; умение оценивать правильность выполнения учебной задачи в области безопасности жизнедеятельности, собственные возможности ее решения.

Коммуникативные : умение формировать собственное мнение и позицию; умение учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; умение строить рассуждения, понятные для собеседника, использовать речь для регуляции своего действия.

1. Организационный момент

2. Актуализация знаний (межпредметная связь с географией). Вызов

Задает вопросы, для выяснения знаний:

1.Из каких оболочек состоит планета Земля?

2.Какие причины порождают различные природные явления на Земле?

Дают ответы на поставленные вопросы.

1.Земля это космическое тело, состоит из оболочек: атмосферы, литосферы, гидросферы. Кратко характеризуют эти оболочки.

2. Дают понятие Биосфере.

3. Изучение нового материала. Осмысление материала

Подводит учащихся к формулированию темы с помощью вопросов:

Какие природные явления, происходящие в различных оболочках Земли вы знаете?

Все ли вы знаете о этих явлениях?

Что же мы сегодня будем изучать на уроке?

Предлагает заполнить кластер. Кластер на слайде презентации (слайд №2)

Организует самопроверку (слайд №3)

Предлагает работу в парах по параграфу 1,2 учебника стр. 9-15. Каждая пара учащихся получает индивидуальное задание

1.Что является причиной природного явления?

2.Что относят к данной группе природных явлений?

3.Где чаще случаются данные явления?

Предлагает заслушать каждую пару. Предлагает просмотр фрагмента видеофильма по каждой группе явлений.

Учащиеся перечисляют явления: наводнения, извержение вулканов, землетрясения, пожары.

Слышали и видели по телевизору, наводнения и пожары в природе наблюдали.

Учащиеся в тетрадях заполняют кластер самостоятельно

Учащиеся устраняют недочеты

Самостоятельно работают с текстом учебника в парах:

1.Геологические природные явления

2.Метеорологические природные явления

3.Гидрологические Природные явления

4.Биологические опасные природные явления

5.Космические опасные природные явления

Учащиеся отчитываются о выполнении проделанной работы по плану.

Что было знакомо?

Что узнали нового?

Кто из ребят справился лучше, у кого был самый интересный рассказ?

Предлагает выполнить задание на стр 21. письменно

Подводит итог урока: на планете часто происходят различные природные явления, каждый из нас должен знать и уметь объяснять причины их возникновения.

Взаимопроверка в парах

Учащиеся формулируют вывод урока: предсказать природные явления трудно, но можно.

Предлагает записать домашнее задание параграф 1.1 и 1.2

Земля имеет 6 оболочек: атмосферу, гидросферу, биосферу, литосферу, пиросферу и центросферу.

Номер 2

Объясните, что является причиной возникновения различных природных явлений на Земле.

Первопричина всех природных явлений планеты — солнечная энергия. Все природные явления планеты взаимосвязаны и взаимообусловлены Солнцем. 2. Планета Земля и Солнце — единый живой природный механизм. Неравномерное поступление солнечной энергии (во всех её видах) к нашей планете во времени и пространстве приводит к непрерывному изменению климата и погоды планеты.

Номер 3

Перечислите основные природные явления, которые оказывают влияние на безопасность жизнедеятельности человека.

Землетрясения и связанные с ними цунами, извержения вулканов, наводнения, смерчи, сели, лавины, оползни… Пожалуй, это основные. Но продолжать можно долго, вплоть до вспышек на Солнце, гроз, комет и падения метеоритов.

После уроков

Номер 1

Заведите новый дневник безопасности. Записывайте наиболее характерные природные явления, которые произойдут в регионе вашего проживания в течение учебного года и каникул. Коротко опишите их основные признаки и последствия, к которым они привели.

В начале учебного года у меня выпали такие осадки как: дождь, град, а также туман, они были не столь сильными, но создали не мало проблем на дорогах, а так же для всего города, так как из-за таких последствий, упало несколько деревьев в округе всего города.


Тема: Различные природные явления и причины их возникновения.

Тип урока: комбинированный

Вид урока: изучение нового

Цели урока: рассмотреть основные виды и причины возникновения опасных природных явлений, наблюдаемых на территории России

Личностные: развитие познавательных интересов, учебных мотивов.

Познавательные: умение различать природные явления, оказывающие влияние на безопасность жизнедеятельности человека; умение характеризовать и анализировать природные явления геологического, метеорологического, гидрологического и биологического происхождения;

Регулятивные: умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; умение оценивать правильность выполнения учебной задачи в области безопасности жизнедеятельности, собственные возможности ее решения.

Коммуникативные: умение формировать собственное мнение и позицию; умение учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; умение строить рассуждения, понятные для собеседника, использовать речь для регуляции своего действия.

1. Организационный момент

2. Актуализация знаний (межпредметная связь с географией). Вызов

Задает вопросы, для выяснения знаний:

1.Из каких оболочек состоит планета Земля?

2.Какие причины порождают различные природные явления на Земле?

Дают ответы на поставленные вопросы.

1.Земля это космическое тело, состоит из оболочек: атмосферы, литосферы, гидросферы. Кратко характеризуют эти оболочки.

2. Дают понятие Биосфере.

3. Изучение нового материала. Осмысление материала

Подводит учащихся к формулированию темы с помощью вопросов:

Какие природные явления, происходящие в различных оболочках Земли вы знаете?

Все ли вы знаете о этих явлениях?

Что же мы сегодня будем изучать на уроке?

Предлагает заполнить кластер. Кластер на слайде презентации (слайд №2)

Организует самопроверку (слайд №3)

Предлагает работу в парах по параграфу 1,2 учебника стр. 9-15. Каждая пара учащихся получает индивидуальное задание

1.Что является причиной природного явления?

2.Что относят к данной группе природных явлений?

3.Где чаще случаются данные явления?

Предлагает заслушать каждую пару. Предлагает просмотр фрагмента видеофильма по каждой группе явлений.

Учащиеся перечисляют явления: наводнения, извержение вулканов, землетрясения, пожары.

Слышали и видели по телевизору, наводнения и пожары в природе наблюдали.

Учащиеся в тетрадях заполняют кластер самостоятельно

Учащиеся устраняют недочеты

Самостоятельно работают с текстом учебника в парах:

1.Геологические природные явления

2.Метеорологические природные явления

3.Гидрологические Природные явления

4.Биологические опасные природные явления

5.Космические опасные природные явления

Учащиеся отчитываются о выполнении проделанной работы по плану.

Что было знакомо?

Что узнали нового?

Кто из ребят справился лучше, у кого был самый интересный рассказ?

Предлагает выполнить задание на стр 21. письменно

Подводит итог урока: на планете часто происходят различные природные явления, каждый из нас должен знать и уметь объяснять причины их возникновения.

Взаимопроверка в парах

Учащиеся формулируют вывод урока: предсказать природные явления трудно, но можно.

Предлагает записать домашнее задание параграф 1.1 и 1.2

Опасные природные явления, вызывающие чрезвычайные ситуации (ЧС), называются стихийными бедствиями. К их числу относятся землетрясения, наводнения, цунами, бури, ураганы, смерчи, тайфуны, обвалы, оползни, сели, лавины, лесные и торфяные пожары. Рассмотрим их более детально, а также причины их возникновения.

Виды стихийных бедствий

Землетрясения


Землетрясение – это кратковременное колебание земной поверхности, вызванное сейсмическими волнами, возникшими в результате нарушения сплошности и разрушения горных пород на поверхности и в недрах земной коры или верхней мантии (глубина 0…700 км) с внезапным выделением энергии упругой деформации, накопленной этими породами.

Землетрясения могут приводить как к катастрофическим последствиям, связанным с массовой гибелью людей и животных, разрушением зданий и сооружений, и необратимыми изменениями природной среды, так и происходить незаметно для людей и животных, не вызывая перенапряжения строительных конструкций зданий и сооружений и не оказывая никакого воздействия на природную среду. Землетрясения подразделяются на тектонические, вулканические, обвальные, наведенные, моретрясения и землетрясения, связанные с ударом космических тел о Землю.

Очаг землетрясения – пространство (объем) в толще земной коры или верхней части мантии, внутри которого происходит разрушение, сдвиг или вспарывание трещин и выделение сейсмической энергии.

Интенсивность землетрясения – характеристика проявления землетрясения в эпицентре или за его пределами. Интенсивность землетрясения измеряется в баллах путем сопоставления данных, полученных на основании показаний сейсмических приборов, характера разрушений зданий и сооружений, причиненного ущерба природной среде и поведения людей и животных при землетрясении с данными, приведенными в цифровой шкале.

Наводнения

Наводнение – это значительное затопление водой местности в результате подъема уровня воды в реке, водохранилище, озере или море, вызванное обильным притоком воды в период снеготаяния или ливней, ветровых нагонов воды, при заторах, зажорах и иных явлениях.

Наводнение является опасным природным явлением (или источником ЧС), если затопление водой местности причиняет материальный ущерб или приводит к гибели людей, животных и сельскохозяйственных растений.

В зависимости от причин возникновения наводнения подразделяются на 6 основных типов: половодья, паводки, зажоры, ветровые нагоны, наводнения при прорывах плотин.

Половодье – это ежегодно повторяющееся в один и тот же сезон относительно продолжительный подъем уровня воды, вызываемый обычно весенним таянием снега на равнинах или дождевыми осадками и весенне-летним таянием снега в горах.

Паводок – это интенсивный, периодический, сравнительно кратковременный подъем уровня воды, вызываемый обильными дождями, ливнями, иногда быстрым таянием снега при зимних оттепелях.

Затор – это нагромождение льдин во время весеннего ледохода в сужениях и излучинах русла реки, стесняющее живое течение реки и вызывающее подъем уровня воды в месте скопления льда и некотором участке выше него.

Зажор – это скопление рыхлого ледового материала (шуги, мелкобитого льда) во время ледостава (в начале зимы) в сужениях и излучинах русла реки, вызывающее подъем уровня воды в месте скопления и на некотором участке выше него.

Ветровой нагон – это подъем уровня воды, вызванный воздействием ветра на водную поверхность, случающийся обычно в морских устьях крупных рек, а также на наветренном берегу больших озер, водохранилищ и морей.

Наводнения при прорывах плотин – это интенсивный, обычно значительный подъем уровня воды в реке, водотоке, вызванный прорывом искусственной (созданной людьми) плотины, дамбы, либо вызванный прорывом естественной плотины, создаваемой природой в горных районах при оползнях, обвалах горных пород, движении ледников и др.

По повторяемости, размерам или масштабам и по наносимому суммарному ущербу наводнения делятся на четыре группы – низкие, высокие, выдающиеся и катастрофические.


Низкие (малые) наводнения наблюдаются в основном на равнинных реках и имеют повторяемость примерно один раз в 5-10 лет. Затопляется при этом менее 10% сельскохозяйственных угодий, расположенных в низких местах. Эти наводнения наносят сравнительно незначительный материальный ущерб и почти не нарушают ритма жизни населения.

Высокие наводнения сопровождаются значительным затоплением, охватывают сравнительно большие земельные участки речных долин и иногда существенно нарушают хозяйственный и бытовой уклад населения. Нередко приводят к необходимости частичной эвакуации людей, наносят ощутимый материальный и моральный ущерб. Происходят один раз в 20-25 лет. Затапливается примерно 10-15% сельскохозяйственных угодий.

Выдающиеся наводнения охватывают целые речные бассейны. Они парализуют хозяйственную деятельность и резко нарушают бытовой уклад населения, наносят большой материальный ущерб. Обычно приводят к необходимости массовой эвакуации населения и материальных ценностей из зоны затопления и защите наиболее важных хозяйственных объектов. Повторяемость их составляет один раз в 50-100 лет. Затапливается при этом 50-70% сельскохозяйственных угодий, некоторые населенные пункты.

Катастрофические наводнения вызывают затопления громадных территорий в пределах одной или нескольких речных систем. В зоне затопления полностью парализуется хозяйственная и производственная деятельность, временно изменяется жизненный уклад населения. Такие наводнения случаются один раз в 100-200 лет и приводят к огромным материальным потерям и гибели людей. При этом затапливается более 70% сельскохозяйственных угодий, множество населенных пунктов, промышленных предприятий и инженерных коммуникаций.

Цунами


Цунами – это морские длинные волны, возникающие, главным образом, в результате вертикального сдвига протяженных участков морского дна при подводных и прибрежных землетрясениях.

Цунами является опасным природным явлением (или источником ЧС), если оно может привести к поражению людей, или если в зоне его действия находятся населенные пункты, хозяйственные объекты, сельскохозяйственные угодья и транспортные коммуникации. Волны цунами характеризуются большой разрушительной силой и большой площадью затопления прибрежных территорий.

В зависимости от причин возникновения различаются цунами, порождаемые подводными и прибрежными землетрясениями и цунами, порождаемые крупными извержениями вулканов и оползнями на морском дне.

Бури и ураганы

Буря – это ветер, скорость которого составляет 20-32 м/с (70-115 км/ч).

Ураган – это ветер, скорость которого составляет более 32 м/с (более 115 км/ч).

Бури подразделяются на вихревые (пылевые) и потоковые.

В зависимости от окраски частиц, вовлеченных в движение, различают черные, красные, желто-красные и белые бури.

По составу частиц, вовлеченных в движение, бури бывают пылевые, песчаные, снежные и др.


В зависимости от скорости ветра бури классифицируются на три типа:

  • буря (20 м/с и более );
  • сильная буря (26 м/с и более);
  • жестокая буря (30,5 м/с и более ).

По этому же показателю ураганы классифицируются на:

  • ураган (32 м/с и более );
  • сильный ураган (39 м/с и более );
  • жестокий ураган (48 м/с и более ).

Смерчи

Смерч – это вихревое движение воздуха, возникающее в грозовом облаке и распространяющееся в виде гигантского черного рукава или хобота с разрежением воздуха внутри.

Смерч у поверхности земли имеет воронку диаметром около 30 м и высотой 800-1500 м. Смерч перемещается со скоростью до 20 м/с (72 км/ч) на расстояние до 40-60 км.

Тайфуны

Тайфун – это мощный ураган, образующийся в Тихом океане и сопровождающийся интенсивными ливневыми дождями.

Тайфуны создают очаг поражения в прибрежной зоне и побережье, разрушая селения и города и затапливая целые районы. Попадая на сушу, тайфуны быстро затухают. Их приближение сопровождается очень сильным падением атмосферного давления.

Обвалы

Обвалом называется отделение массы горных пород на крутом склоне с углом больше угла естественного откоса, происходящее вследствие потери устойчивости склона под влиянием различных факторов (выветривание, эрозия и абразия в основании склона и др.).

Обвалы относятся к гравитационному движению горных пород без участия воды. Чаще всего обвалы появляются в периоды дождей, таяния снега, весенних оттепелей. Обвалы могут быть вызваны взрывными работами, неправильным ведением горных и строительных работ, заполнением горных речных долин водой при создании водохранилищ, вырубкой лесов на склонах гор и другой деятельностью человека.

Обвалы часто происходят на склонах, нарушенных тектоническими процессами и процессами выветривания. Легко возникают обвалы тогда, когда на склоне массива слоистой структуры пласты падают в том же направлении, что и поверхность склона, или когда высокие склоны горных ущелий и каньонов разбиты вертикальными и горизонтальными трещинами на отдельные блоки.

Одной из разновидностей обвалов являются вывалы – обрушение отдельных глыб и камней из скальных грунтов, слагающих отвесные склоны и откосы выемок.

Оползни

Оползень – это скользящее смещение масс горных пород вниз по склону под влиянием силы тяжести.

Оползневые процессы являются наиболее распространенным видом гравитационных склоновых процессов, проявляющихся в смещении слоев горных пород с невысокой прочностью под воздействием природных или техногенных факторов. К числу этих факторов относятся климатический, гидрологический, сейсмотектонический, антропогенный и другие факторы.

Природными факторами, непосредственно влияющими на образование оползней, являются землетрясения, переувлажнение склонов гор интенсивными атмосферными осадками или грунтовыми водами, речная эрозия, абразия и т.п.

Антропогенными факторами являются подрезка склонов при прокладке дорог, вырубка лесов и кустарников на склонах, производство взрывных и горных работ вблизи оползневых участков, неконтролируемые распашка и полив земельных участков на склонах и др.

Оползни могут происходить на всех склонах, начиная с крутизны 19-50 0 . Однако, на трещиноватых глинистых грунтах оползни могут начаться и при крутизне 5-7 0 . Для этого достаточно избыточного увлажнения горных пород.

Оползни характеризуются следующими параметрами:

  • типом пород;
  • влажностью пород;
  • скоростью движения оползня по склону;
  • объемом пород;
  • максимальной длиной оползня по склону.

Сель (селевой поток) – это внезапно формирующийся в руслах горных рек временный грязевой, грязекаменный, водокаменный или вододревесный поток, возникающий при интенсивном таянии снега (льда), обильных продолжительных дождях, а также при прорыве воды из моренных озер.

Селевые потоки возникают при одновременном выполнении трех условий:

  • наличия на склонах бассейна достаточного количества продуктов разрушения горных пород;
  • наличия нужного объема воды для смыва или сноса со склонов рыхлого твердого материала и последующего его перемещения по руслу;
  • наличия крутого уклона склонов водотока


Основными характеристиками селей являются максимальный расход селевого потока, объем селевого выноса (мощность), скорость движения селя, время движения.

Максимальный расход селевого потока (твердой и жидкой фазы) без заторов во время движения примерно в 1.2-1.4 раза больше расхода воды, а при заторах – в 3-5 раз больше. Величина максимального расхода селевого потока может составлять от нескольких десятков до нескольких тысяч м 3 /с.

В результате прохождения селя в низовья селевых русел выносятся от десятков и сотен тысяч до миллионов кубических метров селевой массы.

Скорость движения селя колеблется в пределах от 2 до 10 и более м/с. Продолжительность селей колеблется от десятков минут до нескольких часов. Плотность селевого потока составляет 1.2-1.9 т/м 3 , а максимальная сила удара селевого потока о препятствие – от 5 до 12 т/м 3 .

Снежные лавины

Снежная лавина (снежный обвал) – это массы снега, пришедшие в движение под воздействием силы тяжести и низвергшиеся по горному склону (иногда пересекающие дно долины и выходящие на противоположный склон).

По характеру движения в зависимости от подстилающей поверхности различают: осовы, лотковые и прыгающие лавины.

В зависимости от свойств образующего снега лавины могут быть сухими, влажными или мокрыми, и движение их происходит по снегу (или ледяной корке), по воздуху, по грунту или же имеет смешанный характер.

Непосредственное воздействие лавин на инженерные сооружения, технику, людей определяется их основными характеристиками: размерами лавины, скоростью движения, силой удара, дальностью выброса, повторяемостью лавин и плотностью лавинного снега.

Размеры лавины характеризуются массой (т) или объемом (м 3 ).


В зависимости от количества вовлеченного в движение снега объем (масса) лавины может изменяться от нескольких десятков до нескольких миллионов кубометров снега. Скорость лавины может достигать 50-100 м/с, а сила удара – 40 т/м 2 (а при наличии в теле лавины инородных включений – до 200 т/м 2 ). Дальность выброса лавины зависит от высоты падения и примерно в 2,5 раза больше нее. Повторяемость схода лавин определяется как частота схода лавин в данном лавинном очаге в среднем за многолетний период (среднемноголетняя) и за осенний и зимний периоды (внутригодовая). Плотность лавинного снега составляет 200-400 кг/м 3 для лавины из сухого снега и 300-800 кг/м 3 для лавины из мокрого снега.

Лесные и торфяные пожары

Под лесным пожаром понимается любое неконтролируемое горение растительности, стихийно распространяющееся по лесной территории.

Массовыми называют лесные пожары, возникающие на обширных лесных площадях в течение короткого промежутка времени.

На характер и масштабы лесных пожаров, в первую очередь, оказывает влияние состояние находящихся в лесу горючих материалов, их количество, структура и степень готовности к воспламенению, температура и относительная влажность воздуха, осадки, ветер, рельеф местности, время суток.

Лесные пожары в зависимости от вида сгорающих при их распространении материалов делятся на низовые, верховые и подземные.

При низовом пожаре сгорает сухой напочвенный покров – мхи, лишайники, опавшая хвоя, сухие листья и трава, а также обгорает кора у основания деревьев. Из общего числа лесных пожаров на долю низовых приходится около 90 %.

Сильные низовые лесные пожары часто возникают в древостоях I и II классов пожарной опасности: сосняках, лишайниках, вересковых.

Верховой пожар возникает от низового при воспламенении полога леса и характерен для сосняков, сосново-еловых и сосново-лиственных древостоев.


Высокая температура пламени, задымленность и загазованность среды не позволяет людям без специальных средств индивидуальной защиты подходить к фронту верхового пожара на расстояние менее 100 м, что сильно затрудняет борьбу с ним.

Подземный (торфяной) пожар распространяется по находящемуся в земле слою торфа, вначале заглубляясь на 0,3-1,5 м, а затем перемещаясь в стороны от очага горения. При этом торф выгорает в глубину на десятки метров.

Деревья в районе подземного пожара погибают от сгорания корней. Из-за выгорания торфа под верхним слоем почвы образуются значительные пустоты, опасные для людей и техники, работающих в районе пожара.

Одновременно в очаге могут наблюдаться пожары различных видов или пожар одного вида может вызвать образование пожара другого вида. По скорости распространения огня и высоте пламени лесные пожары подразделяют на слабые, средние и сильные (см. таблицу).


Природа

Доклад природные явления 7 класс кратко расскажет какие бывают природные явления и какие могут быть от них последствия.

Природные явления сопровождают нас, куда мы не пошли. Дождь, снег, палящее солнце, буря, шторм – это неотъемлемая часть природы. Доклад о природных явлениях поможет более подробно разобраться с их видами и уяснить, что к чему.

По месту возникновения природные явления делятся на следующие группы:

Геологические явления

Опасные природные явления доклад открывают землетрясения, вулканы, оползни, обвалы и снежные лавины.

  • Землетрясение представляет собой природное явление, которое связано с происходящими в литосфере Земли геологическими процессами. Оно проявляется в виде колебаний земной поверхности и подземных толчков, возникающих после внезапных разрывов и смещений в верхней части мантии или земной коре.
  • Вулкан являет собой коническую гору, из которой периодически на поверхность выходит раскаленное вещество, магма.
  • Оползень это скользящее смещение грунтовых масс вниз под воздействием сил тяжести. Возникает на склонах при нарушениях устойчивости горных пород или грунта. Могут возникать естественным путем после землетрясение или выпадения обильных осадков и искусственным путем после деятельности человека (изымание грунта, вырубка лесов).
  • Обвалы это отрыв и падение горных пород с большой массой, их опрокидывание и скатывание на склонах. В процессе скатывания они могут дробиться на более мелкие части. Причинами обвалов служат: деятельность воды, геологические процессы и трещины или слоистость пород с которых состоит гора, подмыв нижележащих пород.
  • Снежная лавинапредставляет собой обвал на горных склонах большой массы снега. Угол наклона составляет не меньше 15°. Причини этого природного явления — интенсивное таянье снега, деятельность человека, землетрясение, длительный снегопад.

Метеорологические явления

Гидрологические явления

Биологические явления

Читайте также: