Рау федор андреевич вклад в логопедию кратко

Обновлено: 07.07.2024

Ф.А.Рау и Н.А.Рау являются основоположниками династии российских сурдопедагогов и основателями московской научной сурдопедагогической школы. Им принадлежит разработка педагогической системы обучения детей с недостатками слуха, совершенствование ее, разработка новых положений отечественной системы обучения глухих и слабослышащих детей в различные периоды ее становления.

Проблема изучения детей с нарушениями слуха и речи неизбежно основывается на достижениях зарубежной сурдопедагогики, творческим проводником которой в России стал Ф.А.Рау. Он обобщил и систематизировал достижения сурдопедагогической науки в конце XIX -начале XX вв. и разработал проблемы специальных методов обучения глухонемых, опираясь на самые значимые и рациональные западные и российские педагогические системы. Исследование подтверждает первенство и новаторство членов династии Pay по проблемам дифференцированного обучения детей с нарушениями слуха, разработки методов обучения глухих устной речи и чтению с губ, создания учебно-методических пособий, подготовки научных и практических кадров.

Первые попытки создания дифференцированной системы обучения детей с нарушениями слуха принадлежат Ф.А.Рау. Он был проводником развертывания классов и школ для тугоухих (по современной классификации слабослышащих) в 20-30-е годы XX в.

Формирование логопедии как педагогической научной дисциплины является также одним из приоритетных направлений в научно-педагогической деятельности Ф.А.Рау, который разработал классификацию речевых нарушений, методику исправления речевой патологии, специальные средства для исправления нарушений речи, разработал систему учреждений логопедической помощи и первую школу по подготовке логопедов-педагогов.

Н.А.Рау - основоположник дошкольного обучения глухих в России, организатор первого в России и Европе детского сада для глухих (1900), создатель первого методического пособия по обучению глухих дошкольников (1947). На основе внедренных в практику научных данных Н.А.Рау доказала, что глухонемой ребенок дошкольного возраста в состоянии овладеть речью, как средством общения и познания, что можно расширить его кругозор, развить мышление и воспитать его нравственные чувства, начиная с раннего детства, так как этот возраст наиболее гибкий и чувствительный.

Подготовка педагогических кадров и работа с родителями нашли отражение в ее педагогических трудах.

Вклад Н.А.Рау в сурдопедагогику заключается также в разработке программ обучения и учебников, методического пособия по дошкольному обучению и воспитанию глухих детей, методическом руководстве садами для глухих детей. В завещании своим детям и внукам она написала: "Продолжайте мое любимое дело - дошкольное воспитание глухонемых и моих несчастных страдальцев-позднооглохших! Не покидайте тех, кому я была особенно нужна".

Создание системы воспитания глухих детей раннего дошкольного возраста и внедрение ее в практику принадлежит Е.Ф.Рау. Научно-педагогическая деятельность Е.Ф.Рау особенно ярко проявилась в разработке путей формирования речи у глухих детей раннего дошкольного возраста на базе развития остаточной слуховой функции и построения музыкально-двигательной работы. Большой заслугой Е.Ф.Рау является стремление максимально приблизить процесс воспитания глухих и слабослышащих дошкольников к естественному пути развития нормально слышащего ребенка, используя компенсаторные возможности, связанные с опорой на сохранные анализаторы.

Неоценим вклад Е.Ф.Рау в логопедическую науку: ею созданы программы и учебно-методическое пособие по курсу логопедии, она разработала ряд методических пособий, посвященных исправлению речи заикающихся преддошкольного и школьного возраста, исправлению речи при различных видах гнусавости и др.

Развитие научно-теоретических проблем сурдопедагогики связано с исследованиями Ф.Ф.Рау о функционировании устной речи у глухих в качестве средства общения, базы владения языком и речевого мышления. Важным является вывод о том, что обучение глухих должно строиться на полисенсорной основе с учетом возможностей сохранных анализаторов глухого ребенка и их кооперации в процессе обучения речи. Ему принадлежит создание системы обучения глухих детей устной речи, дальнейшее совершенствование которой проведено в условиях коммуникативно-деятельностной системы обучения языку и интенсивного развития остаточного слуха при использовании современной звукоусиливающей аппаратуры индивидуального и коллективного пользования.

Одним из приоритетных направлений научной деятельности Ф.Ф.Рау является разработка оригинальной системы обучения глухих устной речи в первоначальный период. Система Ф.Ф.Рау базируется на теоретических положениях, которые по своему уровню представляют значительный прогресс по сравнению с ранее существовавшими системами. На основе разработки концентрического аналитико-синтетического полисенсорного метода обучения с применением сокращенной системы фонем, Ф.Ф.рау доказывает, что созданная им система обучения глухих устной речи позволяет резко расширить отбор словесного материала, организовать общение на словесной основе, обеспечивает достаточно полное усвоение устной речи.

Подготовка Ф.Ф.Рау научных и практических кадров сурдопедагогов связана также с решением проблем теории и практики обучения глухих детей устной речи, развития и использования остаточного слуха.

Заслуга Ф.Ф.Рау в развитии сурдопедагогической науки состоит также в том, что в каждый труд, который был обращен в практику, он непременно вносил элементы теоретической новизны.

Вклад в российскую сурдопедагогику потомков Ф.А.Рау и Н.А.Рау прослеживается в преемственности пяти поколений. Ученые Е.Ф.Рау, Ф.Ф.Рау, М.Ю.Рау, Е.Ю.Рау, О.Н.Шумская, педагоги-практики 3.Ф.Рау, Т.С.Pay, Н.Ю.Туркина (урожденная Pay), студенты M.Jl.Pay, Е.А.Шумская, следуя семейным традициям и завещанию основоположников сурдопедагогической школы династии Pay продолжают начатое ими дело, развивают их идеи на научно-теоретическом и практическом уровнях.

Ученики и последователи Ф.А.Рау, Н.А.Рау, Е.Ф.Рау и Ф.Ф.Рау продолжили и продолжают развивать их идеи, разрабатывая отдельные теоретические и практические аспекты работы учебно-воспитательного обр&ьовйния процесса дошкольного и школьного "Утухих детей (А.Г.Басова, И.Г.Багрова, К.А.Волкова, В.И.Бельтюков, А.И.Дьячков, И.Н.Красных, Э.В.Миронова, Л.В.Николаева, Л.П.Носкова, Н.Ф.Слезина, Н.Д.Шматко и др.). В учреждениях для детей с нарушениями слуха и речи работали и продолжают работать многочисленные сурдопедагоги-практики, которые приобретали знания и навыки работы под руководством членов династий Pay, их учеников и последователей.

РАУ Федор Андреевич (26.3.1868, Ульм, Вюртенберг, Германия – 30.5.1957, Москва) – дефектолог; один из организаторов высшего дефектологического образования; д-р педагогических наук; проф. ; чл. -корр. АПН РСФСР (1947); зав. каф. сурдопедагогики и логопедии (1925–48).

Вклад Н. К. Крупской в развитие теории и практики детского движения Введение. Н. К. Крупская была выдающимся педагогом. Ее педагогическая система была построена на творческом развитии и обогащении знаниями.

Вклад ученых, педагогов в развитие педагогики раннего возраста 1. Вклад ученых в развитие педагогике как отдельной науки. Педагогика раннего возраста начала выделяться в самостоятельную область знания.

Музыкально-литературный досуг к 175-летию со Дня рождения Николая Андреевича Римского-Корсакова Музыкально-литературный досуг, к 175-летию со дня рождения Николая Андреевича Римского-Корсакова. [b]Дети заходят в зал и садятся на стульчики.

Неоценимый вклад пианиста, композитора, педагога Карла Черни в развитие музыкального искусства Карл Черни - крупнейший педагог и выдающийся мастер фортепианного этюда. Он родился в семье чешского музыканта. Первым его учителем был.

Память Великой Отечественной войны

Память Великой Отечественной войны В нашей группе подготовка к празднику начинается за 1–2 месяца. В уголке для чтения размещаются книги о войне в соответствии с возрастом.

Статья опубликована
Рау Е.Ю. Вклад профессиональной династии Рау в отечественную логопедию //МИР специальной педагогики и психологии. Научно-практический альманах. Выпуск 6. – М.: ЛОГОМАГ, 2017 –с.6-20

Е.Ю.Рау

Вклад профессиональной династии Рау в отечественную логопедию

Профессиональное наследие представителей семьи Рау – это, с одной стороны, часть истории логопедии как науки, а с другой стороны составная часть науки и практики современной логопедии.

Несмотря на большую известность имени Рау в области сурдопедагогики, их заслуги в области логопедии не менее значимы, хотя и недостаточно известны. Многие основополагающие труды Рау по логопедии не переиздавались и в настоящее время являются раритетом и отсутствуют в фондах научных библиотек, за исключением хранилища Российской Государственной Библиотеки (бывшей библиотеки им. В.И. Ленина). Вместе с тем некоторые из них являются основой и одной из составляющих современной логопедической науки.

Известно, что одним из основоположников Московской школы сурдопедагогики и логопедии является Федор Андреевич Рау, внесший огромный теоретический и практический вклад в развитие данных наук и, одновременно ставший основателем профессиональной династии пяти поколений Российских сурдопедагогов и логопедов семьи Рау.

Ф.А. Рау, 1894 г. (26 лет)

Будучи выходцем из Германии, Фридрих Вильгельм Рау (в православии Федор Альбертович, после октября 1917 года сменил отчество на Андреевич) родился в 1868 году в городе Ульме, рано остался без родителей, в 14 лет был принят в учительскую семинарию, интересовался и присутствовал на занятиях в школе глухих, и стал в 21 год, учителем во Франкфуртском институте глухонемых, проработав 4 года. Затем, молодой и полный желания работать, Рау Ф.А. решил посвятить себя педагогической деятельности в той стране, где менее всего было сделано для этих детей, по статистике этой страной оказалась Россия. Приехав в 1887 году в Россию Ф.А.Рау был учителем в менонитском училище для глухих в Крыму, затем учителем-воспитателем глухого ребенка в семье русского дворянина немецкого происхождения В.К.Шлиппе, а в 1896 году открыл небольшую частную школу-пансион для глухих детей и курсы по исправлению дефектов речи. В том же году Федор Андреевич Рау женился на Наталии Александровне Голяшкиной из русско-немецкой семьи дворянско-купеческого происхождения, которая стала его преданной соратницей в совместной работе по обучению и воспитанию глухонемых. В 1899 году Ф.А.Рау был назначен директором Московского городского Арнольдо-Третьяковского училища глухонемых, где проработал более 20 лет. В 1900 году четой Рау был организован первый в России и Европе детский сад для глухонемых детей, где интенсивно велась целенаправленная работа над речью. В годы гражданской войны 1919-1921 Ф.А.Рау занимался педагогической и методической деятельностью в Крыму, организовав 3 школы для глухонемых, дом для умственно отсталых, курсы для взрослых глухих и по исправлению речи.

Рау Ф.А. и Рау Н.А.

С 1921 года, вернувшись в Москву, Ф.А.Рау был назначен заведующим объединенной кафедры сурдопедагогики и логопедии Педагогического института детской дефективности, который после нескольких переформирований стал дефектологическим отделением МГПИ им. В.И.Ленина, где проработал вплоть до 1948 года, получил научную степень доктора педагогических наук, избран членом-корреспондентом Академии педагогических наук РСФСР, одновременно работал и НИИ дефектологии АПН СССР, был награжден орденом В.ИЛенина.

В этот период Ф.А.Рау уделял много внимания проблеме формирования логопедии как педагогической научной дисциплины. В результате научных исследований и непосредственного опыта работы по исправлению различных нарушений речи Федором Андреевичем была разработана классификация речевых нарушений; теоретически обоснованы и практически проверены методы исправления речевой патологии; разработана система учреждений логопедической помощи; создана школа специалистов логопедов-педагогов. Таким образом, Ф.А.Рау принадлежит создание нового направления логопедии как педагогической науки, теоретическое обоснование подготовки специалистов логопедов-педагогов, а также системы исправления таких речевых нарушений, как заикание, дислалия, алалия, афазия, ринолалия, нарушение письма и др., что, по его мнению, не являлось чисто медицинской проблемой, учитывая, что до 1917 года исправлением дефектов речи занимались врачи.

1. Что такое логопедия - медицинская или педагогическая наука?

2. Следует ли плохоговорящего считать больным?

3. Нужно ли страдающего речевыми нарушениями лечить или учить и воспитывать?”

Не подвергая сомнению необходимости участия медиков в логопедической работе, утверждая принцип комплексности, Федор Андреевич Рау продолжает: “Но мы, педагоги, учителя-логопеды, рассматриваем логопедию не столько как медицинскую, сколько как педагогическую науку на следующих основаниях: преобладающее число дефектов речи происходит не от биологических, а от социальных причин, являясь следствием неправильного, запущенного воспитания речи в детском возрасте, в период формирования речи; эти недостатки могут быть устранены лишь путем перевоспитания всей личности плохоговорящего, а не посредством той или иной процедуры. В отдельных же случаях, где требуется применение медицинских мер, полное исправление речевого недостатка, как уже сказано, достигается лишь в том случае, если после лечения (или одновременно с ним) применяются логопедические методы воспитания или перевоспитания речи и личности.

«. На вопрос нужно ли плохоговорящего лечить или учить и воспитывать - мы отвечаем: лечить нужно иногда, учить и воспитывать - всегда, и не только речь, но и всю личность логопата”.

До сих пор студентам рекомендуются известные работы Федора Федоровича и Елены Федоровны Рау (дочери) по коррекции звукопроизношения и устранению заикания у дошкольников.

Особую значимость для логопедии представляют совместные труды Федора Андреевича и Федора Федоровича (сына) Рау, посвященные становлению науки о произношении с описанием механизмов правильного и дефектного звукопроизношения, а также разнообразных приемов звукопостановки, в том числе с использованием специальных зондов, изобретенных с этой целью Федором Андреевичем Рау.

В 1941 году вышла “Методика обучения глухонемых произношению” под именами Федора Андреевича и Федора Федоровича Рау.[5] Это обширное пособие стало хорошо известно среди не только сурдопедагогов, но и логопедов. “Методика” дважды, в 1955 и 1959 годах, переиздавалась в переработанном и дополненном варианте. Поскольку обучение произношению лиц с нарушениями слуха это частный раздел логопедической науки, большая часть этой работы - посвящена логопедии вообще. Книга содержит следующие части, имеющие прямое отношение к общим проблемам логопедии (нумерация частей согласно оглавлению):

Раздел I. 1.Общая характеристика фонетической стороны речи. 2. Речевой аппарат, его строение и работа. 3. Классификация звуков русского языка. 4. Усвоение фонетической системы языка слышащим ребенком. 9. Способы постановки дыхания, голоса и звуков у глухонемых. 10. Этапы работы над произносительными навыками.

Раздел II (Методика работы над произношением). 1. Работа над речевым дыханием. 2.Работа над голосом. 3. Работа над звуками речи. 4. Работа над словесным ударением. 5. Работа над орфоэпией. 6.Работа над членением речи. 7. Работа над логическим ударением.

“Методика” снабжена большим количеством рисунков, схем, приложений. Например, удобны для пользования схемы последовательности постановки согласных звуков и работы над гласными, сводные таблицы артикуляции близких звуков. Интересны “Профили артикуляции слов для студентов и молодых учителей” в приложении книги.

В 1968 году Федор Федорович Рау (сын) описал недостатки произношения фонем и приемы их коррекции в одной из глав книги “Основы теории и практики логопедии” составленной Р.Е.Левиной. Б.М. Гриншпун в главе “Дислалия” учебника по логопедии многократно ссылается на эту работу.

В изложении правил постановки многих звуков М.Е. Хватцев часто приводит приемы, рекомендации, замечания Ф.А. или Ф.Ф. Рау (например в постановке звуков Р,Л,Ш,Г,Д и др.)

Из учебника в учебник с того времени переходит описание работы с зондами, которые были изобретены Ф.А.Рау. Вместе с позднее придуманными вариантами эти зонды используются сегодня всеми логопедами.

Достаточно подробное описание применения зондов Ф.А.Рау с иллюстрациями приводит Ф.Ф.Рау в книге “Основы теории и практики логопедии” (1968) под редакцией Р.Е.Левиной.

Работа по исправлению звукопроизношения у детей. Елена Федоровна Рау описала проблемы возникновения, профилактики и преодоления косноязычия у детей-дошкольников ещё в статье 1939 года. В 1950 году в своей книге “О работе с детьми раннего возраста, имеющими недостатки слуха и речи” она обобщила свой многолетний опыт по работе с детьми с расстройствами речи и не только описала проблемы речевого развития детей, но приемы работы по воспитанию речи детей. Сегодня работа по исправлению звукопроизношения в раннем возрасте практически не практикуется. Елена Федоровна приводит ряд показателей, которые уже в возрасте 2-2,5 лет свидетельствуют о нарушениях произношения. Эти признаки отграничивают физиологические (возрастные) нарушения от явных нарушений (функционального характера):

Е.Ф.Рау описывает в этой книге (1950) приемы постановки звуков детям дошкольного возраста. А в 1952 году совместно с В.И.Городиловой (Рождественской) она составляет пособие для учителей-логопедов по исправлению недостатков произношения у школьников. Пособие в трех выпусках содержит устные упражнения по автоматизации звуков, и письменные - для развития звуко-буквенного анализа и синтеза и профилактики или коррекции возможного нарушения письма. В конце каждого выпуска для удобства логопедов приводятся методические указания по постановке правильного произношения соответствующих звуков.

Это руководство сегодня не имеет уже того первостепенного значения, но оно упоминается в учебниках среди первых методик по работе с этим нарушением речи. Существенно, что основные требования Елены Федоровны к работе с такими детьми – развивались и позже. Известная Анастасия Гавриловна Ипполитова, создатель системы логопедических занятий с ринолаликами, десятки лет спустя выдвигала те же требования: коррекционную логопедическую работу с такими детьми вести необходимо начинать как можно раньше; более того – занятия необходимо проводить уже в дооперационный период. Со времени выхода в свет методических разработок Елены Федоровны было много уточнено в классификации ринолалии. Но основные принципы работы, методы постановки звукопроизношения не изменились.

Взгляд Ф.А. Рау, к пониманию нарушений письма, трактуется как проявление недоразвития “фонематического восприятия”, что подтвердилось затем Розой Евгеньевной Левиной и Рахиль Марковной Боскис.

Проблемой возможности предупреждения нарушений письма занимались Федор Андреевич и Елена Федоровна (дочь) Рау. Касаясь вопросов косноязычия, Елена Федоровна всегда оговаривала важность его преодоления до школы, чтобы дефект речи не отразился на письме у ребенка и не повлек за собой трудности обучения. В пособии для работы со школьниками, впервые вышедшему в 1957 году, Еленой Федоровной Рау совместно с Верой Ивановной Городиловой (Рождественской) разработаны упражнения и система работы с детьми с недостатками произношения и, в том числе, допускающими ошибки на письме. Задания направлены на развитие звукового анализа и синтеза на уровне слога, слова, на нахождение звука в предложении.

Известно, что первыми преемниками профессиональной династии стали их дети, выдающиеся ученые и практики Федор Федорович и Елена Федоровна Рау. В последующих поколениях профессиональная, научная и практическая деятельность их внуков и правнуков в области сурдопедагогики и логопедии связана с именами Марины Юрьевны, Нины Юрьевны и Елены Юрьевны Рау, Ольги Николаевны Шумской, а также праправнуков Михаила Леонидовича Рау, Елизаветы Александровны и Галины Александровны Шумских, Наталии Алексеевны Солюс.

Сегодня научную и практическую работу в области логопедии ( заикания) активно продолжает вести Рау Елена Юрьевна (правнучка), профессор кафедры логопедии Института детства МПГУ.

С одной стороны, научная и практическая деятельность Е.Ю.Рау отражает преемство идей и подходов династии Рау и, в первую очередь Федора Андреевича и Елены Федоровны, строится на принципах комплексного подхода и коллективного метода, личностно-ориентирована и включает развитие речевой плавности в условиях охранительного речевого режима. Вместе с тем ведущая роль в перевоспитании речи придается речевой среде и речевому образцу логопеда для усвоения не только заикающимися, но и его окружением. Семья становится посредником правильной речи для ребенка с заиканием и не только способствует автоматизации навыка правильной речи, но и является гарантом профилактики рецидивов заикания.

С другой стороны, областью приоритетных исследований Е.Ю.Рау, является логопсихологический аспект изучения заикания, в рамках которого, - заикание рассматривается как коммуникативно-ситуационный феномен, как вариант фрустративно - речевого поведения личности, проявляющийся в дезорганизации речевой плавности, в условиях существенного ограничения, обделения, а порой и лишения заикающегося полноценного общения с людьми.

Учитывая сложную, комбинированную структуру заикания (наличия речевых и неречевых проявлений) в исследованиях данного направления обоснована продуктивность интегрированного использования логопедических и психокоррекционных технологий при устранении заикания в рамках личностно-ориентированного подхода.

Под руководством Е.Ю.Рау (правнучки), за последние 20 лет сформировалась целая научная школа, разработаны модернизированные психолого-педагогические технологии в области устранения заикания у лиц разного возраста:

- формирование мотивации достижения успеха в процессе устранения заикания у подростков и взрослых, посредством применения ряда артпедагогических технологий с использованием: символо, библио, сказко и игротерапии, вызывающих у пациентов интерес к процессу коррекционной деятельности; внимание к полученным позитивным результатам и стремление к их улучшению;

- психолого-педагогическая диагностика ритмической способности заикающихся, как в речевой, так и в неречевой сферах, с последующим использованием оригинального вида специального обучения — коммуникативной ритмотерапии для коррекции речевой плавности в сочетании с развитием вербальной и невербальной коммуникации заикающихся;

- исследование феномена психофизических проявлений в структуре заикания и его устранения путем интегрированного применения танцевально-двигательных техник в системе логопсихокоррекции заикающихся подростков и взрослых;

- субъективная оценки эффективности устранения заикания и выявления показателей, прогнозирующих индивидуальные тенденции эффективности с учетом катамнестического периода;

- социальная и психолого-педагогическая абилитации и реабилитации заикающихся дошкольного возраста с применением игровых, адаптированных моделей логопсихокоррекционных мероприятий.

В работах Е.Ю.Рау и ее последователей развивается интеграция логопедических и психокоррекционных технологий в системе преодоления заикания у дошкольников, школьников, взрослых, объединяются как современные, так и классические идеи представителей профессиональной династии Рау.

Таким образом, профессиональное наследие представителей семьи Рау – это и часть истории логопедии как науки, и составная часть науки и практики современной логопедии.

Практически все разделы учебников по логопедии упоминают фамилию Рау, и не только в контексте исторического обзора. Многие научные труды, учебно-методические и методические пособия представителей профессиональной династии Рау являются хрестоматийными и до сих пор рекомендуются студентам дефектологических факультетов педагогических ВУЗов, обучающихся не только на отделениях сурдопедагогики, но и на отделениях логопедии., как основополагающие.

Большой вклад в Российскую коррекционную педагогику внесли такие исследователи, как Федор Андреевич Рау и Наталья Александровна Рау.

Достойными продолжателями дел стали их дети: Елена Федоровна, Зоя Федоровна (практикующий сурдопедагог), Федор Федорович.

Вопрос о раннем воспитании детей, страдающих глухотой, был поднят представителями интеллигенции на II съезде деятелей по профессиональному образованию в 1895-1896гг.

В 1900 г. в Москве открылся детский сад для глухих детей. Его основателями были Федор Андреевич Рау и его жена Наталья Александровна Рау.

Ф.А. Рау принимал активное участие в строительстве советской школы для глухих детей: в разработке учебных планов и программ, в выработке принципов дифференцированного обучения в школах для детей с недостатками слуха, в разработке методов обучения глухих словесной речи.

Федор Андреевич считается одним из основоположников советской логопедии. Разрабатывая вопросы помощи людям, имеющим различные отклонения в речевом развитии, учёный уделял особое внимание методам предупреждения и исправления недостатков речи. Он занимался проблемами заикания, нарушений письма при разных формах нарушения речи, косноязычия.

Под его руководством были созданы первые пособия по логопедии, им самим были написаны статьи по разным вопросам логопедии. В качестве одного из средств, используемых при исправлении недостатков произношения, Ф.А. Рау были сконструированы специальные логопедические зонды, применяемые и ныне сурдопедагогами и логопедами.

Огромную роль сыграл Федор Андреевич в популяризации знаний о дефектах слуха и речи. Его статьи в Большой и Малой советских энциклопедиях раскрывали сущность дефектов, пути преодоления их последствий, а также задачи, содержание и методы педагогической работы с детьми, имеющими недостатки слуха и речи.

Союзником и помощником в работе Федора Андреевича была его жена Наталья Александровна Рау (1870-1947).

Первые шаги в сурдопедагогике были сделаны Н.А. Рау в школе для глухих, где учительствовал в то время её муж. Уже в эти годы работы с детьми дошкольного возраста Наталью Александровну волновала мысль о том, что раннее, дошкольное воспитание глухих может оказать значительное положительное влияние на уровень их общего и речевого развития, а также и взрослых, лишенных слуха.

В 1922 г. по инициативе супругов Н.А. Рау и Ф.А. Рау был организован кружок обучения чтению с губ для плохослышащих взрослых.

Наталья Александровна обладала даром вселять бодрость духа в людей, подавленных недугом.

Вклад Н.А. Рау в сурдопедагогику заключается также в разработке программ обучения и учебников, методического пособия по дошкольному обучению и воспитанию глухих детей, методическом руководстве садами для глухих детей.

Любовь к своей профессии Наталья Александровна и Федор Андреевич передали и своим детям: трое из них стали сурдопедагогами.

Неоценим вклад Е.А. Рау в логопедическую науку: ею созданы программы и учебно-методическое пособие по курсу логопедии, она разработала ряд методических пособий, посвященных исправлению речи заикающихся дошкольного и школьного возраста, исправлению речи при различных видах гнусавости.

Сын Н.А. Рау – Федор Федорович Рау (1910-1977) был младшим ребенком в семье. В семье Рау постоянно жил кто-либо из их глухих учеников, часто бывали и глухие дети, и глухие взрослые, приходившие в этот дом за консультацией, советом, помощью. Федор Федорович вырос рядом с глухими, привык общаться с ними.

Свою работу в качестве учителя школы для глухих он начал ещё будучи студентом, а затем, после окончания института, продолжил работать с глухонемыми подростками.

Ф.Ф. Рау вел консультации по вопросам, связанным с формированием речи не только у детей, страдающих недостатками слуха, но и у детей-логопатов.

Федор Федорович интересовался возможностями жестовой речи, большое внимание уделял раннему обучению глухих, восстановлению устной коммуникации оглохших, а также вопросам, связанным с проблемой интеграции.

Труды Федора Федоровича были признаны научной общественностью не только в нашей стране, но и за рубежом.

Разносторонняя научная творческая деятельность Ф.Ф. Рау неоднократно отмечена премией им. К.Д. Ушинского. Всемирная федерация глухих наградила его, первого из отечественных ученых-сурдопедагогов, высшей наградой – Орденом первого класса.

Ф.Ф. Рау были свойственны истинная гражданственность и большое личное обаяние. Он был неравнодушным к вопросам и нуждам педагогов, родителей, своих многочисленных учеников, что снискало ему глубокую любовь, огромный нравственный авторитет у всех, окружающих его.

На сегодняшний день продолжают работать многочисленные сурдопедагоги-практики и логопеды, которые приобретали знания и навыки работы под руководством членов династии Рау, их учеников и последователей.

Развитие речи у ребенка

Речь — самая высочайшая функция человека, которая формируется в общем физиологическом процессе развития. Отсутствие или ее излишнее стимулирование могут привести к стрессу. Речь развивается в несколько этапов: доречевой (гуканье, лепет, отдельные звуки) и речевой (слова, предложения). Этапы эти должны укладываться во временные рамки, о которых надлежит иметь представление всем родителям. Зная возрастные нормы, внимательные родители должны заниматься с малышом, при возникающих проблемах обращаться к специалистам. Поставить речь ребенка поможет индивидуальный логопед, занятия которого нужно посещать регулярно. Родители, которые не видят проблемы, если ребенок отстает в речевом развитии, думают, что с возрастом он нагонит своих сверстников сам. В этом они глубоко ошибаются. Задержка развития речи усугубляет психоэмоциональное состояние ребенка, не дает ему полноценно общаться, познавать окружающий мир, как следствие, возникает масса детских комплексов.

Где найти хорошего логопеда?

В детских садах логопедов не хватает, а те, которые есть, не успевают проводить занятия часто со всеми детьми. Выход у родителей один – искать частнопрактикующего специалиста. Как же найти его? Ответим на ряд основных вопросов, возникающих при поиске логопеда.

Имеет ли выбранный логопед опыт решения именно той проблемы, с которой вы столкнулись? К примеру, ребенка с дисграфией или заиканием возьмет не каждый специалист. Чем больше опыта у логопеда, тем лучше он сможет вам помочь при конкретном отклонении.

Цена вопроса? Естественно, что всех родителей интересует стоимость занятий, ведь финансовые возможности разные у всех. Стоит учитывать, что с дошкольниками логопед не занимается более получаса. С первоклассниками же — от 40 до 60 минут. Известный логопед в Москве будет стоить дороже, чем специалист в провинции, это естественно.

Комфортно ли вы и малыш чувствуете себя с логопедом? Нормально, когда при первом контакте ребенок не всегда сможет раскрыться перед незнакомым человеком. Но в этом и состоит профессионализм, чтобы как можно быстрее найти подход к ребенку. Если уже после нескольких занятий этого не происходит, задумайтесь, есть ли польза от посещения данного специалиста.

Как долго нужно заниматься? Какова гарантия результатов? Грамотный логопед сразу сможет определить, сколько потребуется времени для решения проблемы. Уже при первых положительных результатах он даст об этом знать. Логопед смотрит на динамику занятий и советует чаще всего провести не менее десяти уроков. Некоторых родителей это не устраивает, но что поделаешь, все должны понимать, что заниматься речью ребенка просто необходимо.

Какие бывают логопедические проблемы?

С самого раннего возраста у ребенка могут развиваться самые различные логопедические проблемы, нарушения речи. Самыми распространенными являются следующие:

  • задержка психоречевого развития,
  • общее недоразвитие речи,
  • нарушение строения артикуляционного аппарата,
  • дислалия,
  • алалия,
  • темповая задержка развития речи,
  • дизартрия,
  • задержка речевого развития,
  • дислексия,
  • афазия,
  • озвончение/оглушение,
  • дисграфия,
  • смягчение,
  • недостаток внимания,
  • педагогическая запущенность,
  • проблема со слухом.

постановка звука ш

Такие нехитрые игры помогут ребенку легко дифференцировать звуки, речь его станет четкой, правильной, красивой.

Читайте также: