Рассмотрите шиповник и опишите его внешний вид биология 7 класс кратко

Обновлено: 05.07.2024

Какие листья у шиповника, как они расположены , ?Какие у него Листья сложные или простые? Опишите цветок Шиповника? Очень срочно надо .

Шиповник представляет собой колючий кустарник высотой от 50 см до 2 м с тонкими прутьевидными коричнево-красными блестящими ветвями, покрытыми парными, крючковато-изогнутыми книзу шипами. На молодых побегах шипов очень много, на старых ветвях их меньше, но они крупнее. Листья очередные, длиной 4—9 см, с 7 (реже 5) боковыми продолговато-эллиптическими или яйцевидными сближенными листочками длиной 1,5—6 см, шириной 0,8—2,8 см, сверху ярко-зеленые, густоволосистые, снизу серо-зеленые, густоопушенные. Цветки обычно одиночные, иногда по 2—3, крупные, диаметром около 3—7 см, 5-лепестные, розового или бледно-пурпурного цвета.
Плоды шаровидные, сжато-шаровидные, яйцевидные или эллиптические, диаметром 1—1,5 см, гладкие, оранжевого или ярко-красного цвета, с остающимися чашелистиками, мясистые. Поверхность внутри плода покрыта многочисленными щетинистыми волосками. Плодики-орешки (семена) желтоватого цвета, мелкие, длиной до 5 мм, угловатой формы, твердые, волосисто-опушенные; в одном плоде их содержится до 55 шт. , они составляют от 10 до 50% общей массы сырых плодов. Масса одного плода в свежем виде составляет 0,3—2 г, причем около 66% ее приходится на сочный гипантий. Цветет шиповник в мае — июле, продолжительность цветения отдельных цветков 2—5 дней, а всего растения — 20 дней; плоды созревают в августе — сентябре.

45. Перечислите основные признаки, характерные для покрытосеменных растений.
• Наличие цветков и семян, заключенных в плод;
• Семенная кожура и околоплодник защищают зародыш от неблагоприятных воздействий и обеспечивают его питательными веществами;
• Тело разделено на органы: корень, стебель лист;
• Более развита проводящая система, усложнено и совершенствовано строение тканей;
• Опыление происходит при помощи насекомых и за счет распространения животными семян плодов;
• Обладают внутренним оплодотворением;
• Имеют интенсивный обмен веществ;
• Существуют во всех трех жизненных формах;
• Диплоидны.

46. Рассмотрите рисунки. Напишите названия изображенных жизненных форм растений, обозначенных цифрами.

7-000-46

1. Трава
2. Дерево
3. Кустарник
4. Кустарник
5. Трава

47. Рассмотрите рисунки. Какими цифрами обозначены части растений классов Двудольные и Однодольные? Впишите цифры в соответвтующие строки.

7-000-47

Однодольные: 1, 3, 5
Двудольные: 2, 4, 6

2. Рассмотрите листья шиповника: как они расположены на стебле, какое имеют жилкование. Листья у шиповника простые или сложные?
Листья длиной 4-9 см, расположенные на побеге спирально, длинночерешковые, непарноперистые, с парными прилистниками, сросшимися с черешком или редко сросшимися. Листья шиповника сложные с перистым жилкованием.
Сделайте рисунок.

3. Рассмотрите цветок шиповника. Опишите его. Подсчитайте и запишите число лепестков венчика, чашелистиков чашечки.
Ярко розовый. 5 чашелистиков и 5 лепестков венчика.

4. Рассмотрите и зарисуйте тычинки и пестики.

5. Рассмотрите внешний вид плода. Разрежьте его и рассмотрите внутреннее строение. Найдите плоды-орешки. Сделайте рисунки.

7-000-49-1

2. Рассмотрите листья пшеницы. Как они соединены со стеблем? Какое имеют жилкование?
Листья без черешка, жилкование параллельное
Сделайте рисунок

7-000-49-2

3. Рассмотрите особенности строения корневой системы пшеницы. К какому типу корневых систем она относится?
Корневая система мочковая

4. Рассмотрите соцветие пшеницы. Как оно называется? С помощью лупы рассмотрите цветок. Найдите тычинки и пестики. Сосчитайте их. Сделайте рисунок соцветия и цветка.

7-000-49-4

3 пестика и тычинки

5. Рассмотрите плод. Как он называется? Опишите его внешний вид. Сделайте рисунок.
Продольное зерно, покрытое кожистым околоплодником золотисто-желтого цвета.

7-000-49-5

7-000-50

1. Тюльпан (лилейные);
2. Цветная капуста (крестоцветные);
3. Фасоль (бобовые);
4. Вишня (розоцветные);
5. Земляника (розоцветные);
6. Томат (пасленовые);
7. Клевер (бобовые);
8. Василек (сложноцветные);
9. Астра (сложноцветные);
10. Паслен (пасленовые);
11. Овес (злаковые).

51. Рассмотрите цветок и плод гороха. Опишите его строение и сделайте рисунок.

7-000-51

Цветок: цветоножка, цветоложе, чашелистик, лепесток, тычинка, пестик.
Горох представлен стручком. Стручок – это сухой многосемянный плод с длинной тонкой перегородкой, разделяющей его полость на две камеры. Семена прикрепляются к перегородке. При созревании створки плода начинают раскрываться снизу.

52. Запишите формулу цветка.
Ч5-0 Л5 Т5 П1

53. На рисунке подчеркните цветки растений, которые относятся к семейству бобовых.

7-000-53

54. Каково строение вегетативных органов злаковых растений? Сделайте рисунок листа. Перечислите представителей семейства злаков. Какими общими признаками они обладают?
Просо, ковыль, пшеница, рожь, кукуруза, маис, костер, ячмень
Относятся к травам, имеют параллельное жилкование листа, цветок с трехлучевой симметрией, обладающий тремя лепестками, тремя тычинками и пестиком. Их плод – зерновка.

55. Каково строение цветка тюльпана? Сделайте рисунок. Какими общими признаками обладают растения семейства лилейных?

7-000-55

1 – стебель; 2 – пестик; 3 – внешние листочки околоцветника; 4 – внутренние листочки околоцветника; 5 –рыльце пестика; 6 – завязь; 7 – тычиночная нить; 8 – пыльники.
Листья цельные, чаще всего без черешка. В основном травы. Подземный побег – луковица. Плод – коробочка или ягода.

56. Рассмотрите цветок и плод дикой редьки. Опишите его строение, сделайте рисунок.

7-000-56

Цветки обычно с желтыми, реже белыми или пурпурными лепестками, собраны на верхушках главного или боковых побегов в соцветия – кисти. Плод – плотный стручок длиной 4-8 см и диаметром 0,5 см.

57. Запишите формулу цветка дикой редьки.
Ч4 Л4 Т2+4 П1

58. Рассмотрите цветок и плод картофеля. Опишите его строение, сделайте рисунок.

7-000-58

Цветки белые, розовые и фиолетовые, собраны щитком на верхушке стебля. Плод – многосемянная, темно-зеленая, ядовитая ягода диаметром 2 см.

59. Запишите формулу цветка картофеля. Напишите названия других видов растений, цветки которых имеют такую же формулу.
Ч(5) Л(5) Т5 П1
Паслен черный, томат

Цветок поистине один из шедевров природы. Цветы окружают нас с рождения, многие из них прочно вошли в наш быт и стали необходимым и в радости, и печали. Цветок — уникальный по своей природе и выполняемым функциям генеративный орган цветковых (покрытосеменных) растений. Он развивается из цветочной почки на конусе нарастания генеративного побега.

Цветок представляет собой укороченный побег, который приспособлен для полового размножения, имеет ограниченный рост и несёт спорофиллы — плодолистики (пестики) и тычинки. Они содержат семяпочки, которые после оплодотворения развиваются в семена.

Что делать. Рассмотрите стебель шиповника.

Какой особенностью обладает стебель шиповника?


На стебле имеются шипы, колючки.


Что делать. Рассмотрите листья шиповника.

  • Какие у него листья?
  • Как листья расположены на стебле?
  • Какое жилкование листьев?

Найдите прилистники. Рассмотрите их.



Что делать. У цветка шиповника найдите чашечку с чашелистиками. Рассмотрите их.

  • Какой у цветка околоцветник?
  • Сколько чашелистиков в чашечке?
  • Как называется такая чашечка?


Что делать. Найдите венчик и лепестки венчика. Рассмотрите их.

  • Сколько лепестков в венчике?
  • Как называется такой венчик?


Что делать. Рассмотрите тычинки и пестики.



Что делать. Разрежьте цветок шиповника вдоль.

Что наблюдать. Обратите внимание на цветоложе и расположенные по его краю чашелистики, лепестки, тычинки и пестики на дне цветоложа.


Что делать. Рассмотрите внешнее строение плода шиповника. Разрежьте плод и рассмотрите его внутреннее строение.

  • Что развилось из завязей пестика?
  • Как называется плод шиповника?



Подготовить к отчету. Общий рисунок внешнего и внутреннего строения цветка шиповника. Обозначить все его части.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Биология, 7 класс

Тема. Шиповник.

Цель: познакомить с типичным представителем семейства розоцветные на примере шиповника; закреплять умения определять признаки семейства по внешнему виду растения, строению его цветков и плодов;

продолжать формировать навык работы с натуральными объектами;

формировать практические умения;

развивать логическое мышление: умение проводить анализ, сравнение, обобщение знаний о биологических объектах;

развивать любознательность, познавательный интерес к биологии;

воспитывать самостоятельность и творческий подход в решении новых познавательных и практических задач;

способствовать воспитанию у учащихся положительного отношения к учёбе, интереса к биологическим наукам.

1.Организация класса.

2.Вступительное слово учителя.

- Сегодня на уроке мы будем выполнять следующую работу:

* Повторение пройденного материала и проверка домашнего задания.

* Новый материал:

- Вступительное слово учителя (роза).

- Знакомство с признаками растения группы розоцветных.

- Работа по тексту учебника.

- Составление рассказа о растении по плану и опорным словам.

- Работа в тетрадях. Тестирование.

3. Повторение пройденного материала и проверка домашнего задания.

а). Работа у доски: определить название группы растений.

б). Работа у доски 5 человек по картинкам: записать формулу цветка и прочитать.

4. Новый материал.

а). Вступительное слово учителя.

- Скажите, какую группу растений мы начали изучать на прошлом уроке?

- Сегодня мы познакомимся с растением, представителем этой группы.

- Скажите, как называется цветок в вазе? (роза).

- Слава о розе уходит в далекое прошлое. Розы изображались на монетах, им посвящали стихи, песни, картины. Недаром розу называли царицей цветов, т.е. самой прекрасной из цветов.

в). Работа над загадкой. Отгадайте загадку:
- Я на розу так похож,
Разве что, не так хорош,
Но зато мои плоды

Всем пригодны для еды.

- Что это? Как вы догадались?


г). Знакомство с признаками шиповника по слайдам.

Слайд 1.
- Шиповник называют дикой розой, именно от него произошли все культурные сорта роз. Научное название шиповника – роза. Оно послужило основой для названия всего семейства – розоцветные. Их цветки отличаются разнообразной окраской, размерами. Как правило, цветки культурной розы махровые.
Шиповник – тема нашего урока. На сегодняшнем уроке мы познакомимся с этим растение по нашему обычному плану.

- Рассмотрим растение и дадим ему правильное название.

(кустарник, многолетнее, морозостойкое, розоцветное, культурное и дикорастущее).

д). Работа по карте.

- Ареал шиповника охватывает всю Европу до Арктики.

- Сейчас мы узнаем его места произрастания.

- К доске пойдут 5 человек, и буду прикреплять цветки шиповника на названные части света)

(Европа, Азия, Северная Америка, Африка, Австралия).

- Это растение светолюбивое.

- Рассмотрим корневую систему: стежневая.

- Рассмотрите стебель. Какой он? (Прямостоячий, деревянистый, колючий).
Колючки или шипы. Шипы и дали ему название – шиповник.

-Рассмотрите листья (гербарий) Какие они? (сложные).

Слайд 5
- Рассмотрим цветы. Сосчитайте, сколько лепестков? (пять) Какого цвета?
Сколько тычинок? (много) Пестиков тоже много. Запишем формулу цветка на доске и в тетради – Ч5 Л5 Т ∞ П ∞

Слайд 6.
-Что образуется из цветков? (плоды). Рассмотрим их. Какие они? (оранжевые)
Но это – ложный плод.

Лабораторная работа.
- Давайте его рассмотрим. Для этого его нужно вскрыть. Смотрите, что вы видите там? (семечки). Правильнее орешки. Они то и являются настоящими плодами. Давайте запомним: настоящий плод – орешки.
Физминутка.
Упражнения для глаз:
- поморгать глазами
- посмотреть влево, вверх, вправо, вниз (3р.)
- закрыть глаза ладонями, посидеть некоторое время,
- сильно зажмурить глаза, потом резко открыть и поморгать (повт.всё 2Р.)

- Шиповник, как и любое растение, требует ухода: нужно выполнять прореживание ветвей, вырезание отмерших ветвей, пропалывание, рыхление, полив.

Слайд 8.
-Последний пункт плана – использование. Итак, как же люди используют шиповник? Все части растения полезны.

Просмотр в/ф о пользе шиповника.

Плоды перерабатывают на сок, сироп, варенье, повидло, а также готовят полезные настои, отвары, чай.)
Вот и я для вас приготовила настой плодов шиповника. ( Налила каждому в пластиковый стаканчик)
Посмотрите, какого он цвета? (Жёлтого)
Понюхайте. Какой запах? (Приятный)
Попробуйте. (Вкусно).

А ещё и полезно! Так как в нём содержится витамин С, который повышает устойчивость защитных сил организма к инфекциям, увеличивает трудоспособность. Особенно нужно его пить весной, осенью и зимой, когда организму не хватает витаминов.
Используя такой настой, каждый из вас сможет позаботиться о собственном здоровье и здоровье близких.

Приготовление витаминного отвара из плодов шиповника.

Рецепт: 1 л кипятка и 2-3 ложки растолченных сухих плодов шиповника

Витаминные экстракты, сиропы, таблетки, драже и отвары из плодов шиповника используются для лечения и профилактики заболеваний, связанных с недостатком в организме витаминов, прежде всего витамина C, при малокровии и истощении. Препараты из плодов шиповника благотворно влияют на углеводный обмен, функции костного мозга, печени, желчного пузыря.

В народной медицине применяют чай из плодов шиповника, а также напар , водный настой и спиртовую настойку при скарлатине , тифе , туберкулёзе , воспалении почек, болезнях кишечника , печени , желудка .

Жирное масло, получаемое из семян шиповника применяется в народной медицине при ожогах.

Из лепестков делают отвар для приготовления лосьона (протирание жирной кожи), масла, полученные из плодов - орешков идут на приготовление духов, витаминных кремов.

Благодаря засухоустойчивости, морозоустойчивости шиповник ценится в защитных насаждениях. Например, он используется при создании лесных полос. Шиповники из-за их способности образовывать густые заросли часто используются для создания живых изгородей. Некоторые виды шиповника высаживаются в парках и садах в декоративных целях.


5. Первичное закрепление.
а). Работа с учебником. Стр. 152-153;

б). Выборочное чтение.

- Какие стебли у растения?

- Что содержится внутри каждого орешка?

- Какое культурное растение человек вывел из дикорастущего шиповника?


в). Составление рассказа по плану и опорным словам. Слайд11.

г).Тестирование. Слайд 12, 13, 14.

6. Итоги. Оценки.

- Итак, почему шиповник относят к розоцветным?

7. Задание на дом:

а). Максим К., Надя Б., Вика Т., Виолетта Б. – пересказ полного текста по плану;

Читайте также: