Расскажите о художественных реформах джотто ди бондоне кратко

Обновлено: 04.07.2024

Джотто ди Бондоне или просто Джотто (итал. Giotto di Bondone) (ок. 1267—1337) — итальянский художник и архитектор эпохи Проторенессанса. Одна из ключевых фигур в истории западного искусства. Преодолев византийскую иконописную традицию, стал подлинным основателем итальянской школы живописи, разработал абсолютно новый подход к изображению пространства. Работами Джотто вдохновлялись Леонардо да Винчи, Рафаэль, Микеланджело.

Содержание

Биография Джотто ди Бондоне

Родился в 1267 году предположительно недалеко от городка Виккьо, расположенного к востоку от Флоренции, в деревне Колле ди Веспиньяно. Есть и иные предположения о дате рождения Джотто вплоть до 1275 года. Вазари утверждал, что Джотто родился в 1276 году. Но наиболее вероятно, что художник умер в 1337 году (согласно Антонио Пуччи) в возрасте семидесяти лет. Отец будущего художника носил имя Бондоне (ум. 1311/1313) и был крестьянином. Позднее Джотто приобрёл в Веспиньяно земли и дома. По другой версии Джотто родился во Флоренции, в приходе церкви Санта Мария Новелла, в квартале Святого Панкратия. Неоднократно во флорентийских документах художник упоминается как del popolo di Santa Maria Novella. Его же отец, по этой версии, был кузнецом. Имя Джотто, возможно, сокращение от Анджиолотто либо Амброджотто.

По словам же Вазари, Чимабуэ и Джотто вместе работали над фресковыми росписями в церкви Сан Франческо, в Ассизи, и второй превзошёл первого.

В одном из документов 1301 года Джотто назван владельцем дома во Флоренции. К этому времени Джотто уже вступил в брак. Имя супруги — Чиута ди Лапо дель Пела. У них было восемь детей, один из сыновей стал живописцем.

Творчество Джотто

Реформатор итальянской живописи, Джотто открыл новый этап в истории живописи всей Европы и явился предтечей искусства Возрождения. Его историческое место определяется преодолением средневековых итало-византийских традиций.

Джотто создал облик мира, адекватный реальному по своим основным свойствам — материальности и пространственной протяженности.

Использовав ряд известных в его время приемов — угловые ракурсы, упрощенную, т. н. античную, перспективу, он сообщил сценическому пространству иллюзию глубины, ясность и четкость структуры. Одновременно он разработал приемы тональной светотеневой моделировки форм при помощи постепенного высветления основного, насыщенного красочного тона, что позволило придать формам почти скульптурную объемность и в то же время сохранить сияющую чистоту цвета, его декоративные функции.

Lamentation (The Mourning of Christ) Joachim among the Shepherds Madonna in Maest (Ognissanti Madonna)

К выдающимся произведениям проторенессансной живописи относятся росписи Капеллы дель Арена (Скровеньи) в Падуе (1304-06). Посвящённые жизни Марии и Христа, расположенные на стенах тремя горизонтальными рядами росписи отличаются драматизмом, жизненной убедительностью образов, смелым построением пространства и лепкой пластического объёма, простотой и выразительностью жестов и ракурсов, соблюдением в каждой композиции цикла единства времени и места, светлым, праздничным колоритом.

В росписях капелл Перуцци (около 1320) и Барди (1320-25) во флорентийской церкви Санта-Кроче Джотто достиг убедительности пространственного построения, органической связи с архитектурой, спокойной торжественности и архитектонической стройности композиции, сдержанности колорита, монументальности образов. Джотто приписывают проект кампанилы флорентийского собора (строительство начато в 1334, продолжено в 1337-43 Андреа Пизано, завершено около 1359 Ф. Таленти).

Творчество Джотто оказало огромное влияние на развитие итальянского искусства Раннего и Высокого Возрождения.

Интересные факты из жизни художника

Джотто был учеником в мастерской флорентийского художника Чимабуе Джованни. Однажды, когда его учитель во время работы на некоторое время отлучился, Джотто нарисовал на носу одной из фигур, написанных Чимабуе, муху, настолько реалистично, что когда его учитель вернулся, чтобы продолжить работу, он несколько раз безуспешно пытался согнать эту муху, приняв ее за настоящую, пока не заметил своей ошибки.

Прошло несколько лет, Папа Римский Бонифаций VIII решил поискать мастеров превосходных в живописи для того, чтобы произвести некоторые работы в соборе Святого Петра. Для этого он отправил во Флоренцию и Сиену своего придворного, которые должен был познакомиться с местными живописцами и взять у них образцы рисунков. И по этим образцам Папа должен был выбрать наиболее искусного.

Когда образцы рисунков дошли до Папы, его посланник рассказал, как Джотто нарисовал этот круг, не используя циркуль и не двигая локтем.

Папа Бонифаций VIII знавший толк в живописи, признал, что Джотто своим мастерством превосходит всех остальных живописцев своего времени.

В результате Джотто был приглашен в Рим с большими почестями. Ему было поручено написать в соборе Святого Петра пять историй из жизни Христа. И Джотто сделал это с большим мастерством и тщательностью.

Когда Папа увидел эти работы, они настолько ему понравились, что он заказал художнику написать истории из Ветхого и Нового Завета по всему собору Святого Петра.

О Джотто ди Бондоне принято говорить, как о человеке, совершившем революцию в живописи. Художник смог преодолеть устоявшиеся традиции готического стиля и сделал мир, изображённый на картинах, более реалистичным и близким людям.

Джотто мало был знаком с перспективой, в его изображениях неточно соблюдены пропорции, а качество зачастую уступает великим произведениям эпохи Возрождения. Но именно он смог развернуть иконописную живопись в сторону реализма, а этим положить начало ренессансу.

Художник перестал отделять религиозные сюжеты от действительности. Его святые похожи на обычных людей. В картинах появилась история. Это больше не иконы, на которые молятся. Это захватывающий рассказ, который ты читаешь, смотря на холст.

Одним из первых Джотто стал изображать персонажей не двумерными, а придавать объём их телам и тщательно прорабатывать детали. С помощью угловых ракурсов, а также игры света и тени он наделил фигуры почти скульптурной объёмностью.

Для реалистичности своих работ мастер стал прорисовывать фон картины, а также предметы одежды. Главного персонажа он старался изображать не в центре, как это было принято в средневековой живописи. Его герои располагаются по бокам, а иногда даже спиной, чтобы внимание зрителя могло сфокусироваться не на отдельном человеке, а на центре происходящего действия.

Джотто ди Бондоне

Точная дата рождения Джотто ди Бондоне не известна. Считается, что он родился в 1266 или 1267 г. в небольшом городе Веспиньяно (ныне Виккио) рядом с Флоренцией. Возможно, полное имя мальчика было Амброджотто.

Отца будущего художника звали Бондоне, и он был простым крестьянином (по другим данным – кузнецом).

Сегодня искусствоведы считают эту историю просто красивой легендой, а имя истинного учителя Джотто остаётся тайной. Известно, что к 20 годам Джотто стал самостоятельным мастером.

Краткая биография

Портрет Джотто ди Бондоне, сделанный между 1490 и 1550 годами

Портрет Джотто ди Бондоне, сделанный между 1490 и 1550 годами

Личная жизнь

Примерно в 1290 г. живописец женился. Его избранницей стала Чивутта ди Лапо дель Пьелла. У супругов родилось 8 детей: 4 мальчика и 4 девочки. Двое сыновей пары продолжили дело отца и тоже стали художниками, но особой славы не обрели.

Вывод

Джотто ди Бондоне был великим итальянским художником эпохи Проторенессанса и крупнейшим реформатором в истории европейского искусства. Он преодолел древние византийские иконописные традиции и средневековые художественные каноны, став родоначальником реалистического направления в живописи. Живописец создал уникальные шедевры мировой культуры, часть из которых сохранилась до наших дней.

Памятник Джотто ди Бондоне во Флоренции

Памятник Джотто ди Бондоне во Флоренции

После Джотто европейская живопись изменилась навсегда, и наступила эпоха Возрождения.

Джотто ди Бондоне или Джотто (Giotto di Bondone; родился 1266 или 1267 — умер 8 января 1337) — величайший итальянский художник Проторенессанса, знаменитый живописец, фрескист и архитектор конца XIII — начала XIV веков. Многие сведения из официальной биографии Джотто ди Бондоне до сих пор оспариваются историками и вызывают жаркие дискуссии. Но у миллионов ценителей искусства нет ни малейших сомнений в том, что творчество выдающегося мастера, его картины и фрески являются уникальными шедеврами мировой культуры.

Джотто ди Бондоне первым из плеяды великих мастеров на заре эпохи Возрождения отказался от древних византийских иконописных традиций и средневековых художественных канонов. Поэтому он по праву считается основоположником современной европейской живописи и изобретателем революционной техники объемного изображения пространства.

Биография Джотто ди Бондоне

Джотто ди Бондоне появился на свет в небольшом городке Веспиньяно в 1266 или 1267 году в семье кузнечного мастера. По другим сведениям, отец будущего гения был обычным крестьянином. Существует красивая легенда о том, что великий художник той эпохи Чимабуэ (Cimabue) случайно увидел по пути во Флоренцию рисунок юного Джотто на камне и поразился таланту деревенского пастушка. Зрелый мастер взял мальчика к себе на обучение и помог освоить азы живописи.

Увы, эта увлекательная легенда никак не подтверждается реальными историческими фактами. Поэтому имя истинного учителя Джотто до сих пор остается неизвестным. Историки также не пришли к единому мнению относительно настоящего имени художника. По одной версии Джотто — это сокращенная форма от уменьшительного Амброджотто (Амброджо), по другой — такое имя мальчику действительно дали при рождении.

Около 1290 года Джотто ди Бондоне женился на Рисевуте ди Лапо дель Пела, которая подарила ему 8 детей (4 дочери и 4 сына). Семья художника никогда не испытывала материальных трудностей. Многочисленные заказы позволяли мастеру содержать просторный дом и даже давать деньги взаймы под проценты другим людям.

Джотто ди Бондоне. Расписной крест для церкви Санта-Мария-Новелла во Флоренция, около 1290-1300

В 1303 году Джотто получил заказ, которому было суждено принести грандиозную славу художнику. Энрико Скровеньи (Enrico Scrovegni) поручил талантливому мастеру фресковую роспись стен капеллы дель Арена в Падуе. Именно в этом шедевре Джотто воплотил в жизнь новую технику живописи — пространственную перспективу. Цикл из 36 отдельных фрагментов и сегодня поражает реалистичностью объемных художественных композиций. Роспись капеллы стала вершиной зрелого этапа творчества мастера и окончательно закрепила за ним славу лучшего художника Италии.

Джотто ди Бондоне. Полиптих из церкви Бадия, Около 1300

С этого момента Джотто ди Бондоне начал получать дорогие и сложные заказы из разных уголков страны. А в 1315-1318 годах он по приглашению главы католической церкви находился в резиденции понтифика в Авиньоне. Еще пять лет жизни Джотто провел в Неаполе, куда его пригласил местный правитель Роберто Анжуйский. В 1330 году неаполитанский король присвоил мастеру почетное звание придворного художника за выполнение огромного количества фресок для разных церквей города.

В 1334 году власти Флоренции назначили Джотто главным архитектором города и присвоили ему щедрое денежное содержание. Вплоть до самой своей смерти художник активно занимался строительством новых зданий, возведением защитных стен и росписью убранства храмов.

Незадолго до кончины, в 1336 году живописец отправился в Милан, чтобы возглавить работы по созданию фресок для местного правителя Аццоне Висконти (Azzone Visconti). И эту задачу заслуженный мэтр выполнил блестяще, впрочем, как и все остальные.

Жизнь Джотто внезапно оборвалась на пороге семидесятилетнего юбилея. Не сохранилось сведений о том, что послужило причиной смерти великого гения, но дата кончины не вызывает сомнений — это трагическое событие произошло 8 января 1337 года.

К большому сожалению, могила Джотто не сохранилась до наших дней. В разных исторических источниках имеются противоречивые сведения о месте захоронения тела художника. Но большая часть творческого наследия гениального флорентийца, к счастью, пережила века и до сих пор вызывает восхищение у миллионов туристов, посетителей музеев и местных жителей целого ряда городов северной и центральной Италии.

Джотто ди Бондоне. Полиптих Барончелли, около 1328

Самые известные работы Джотто ди Бондоне

Среди множества уникальных шедевров, созданных великим художником, сложно выбрать наиболее значимые. И все же, к самым известным работам Джотто ди Бондоне можно по праву отнести:

Читайте также: