Рассказ про дирижера кратко

Обновлено: 06.07.2024

Дирижер, в понимании обывателя, далекого от музыки, – это человек, стоящий спиной к зрителям и зачем-то размахивающий руками на выступлениях симфонического оркестра. Но люди искушенные понимают, что без его координирующих действий невозможно добиться слаженного звучания музыкального коллектива.

Итак, кто такой дирижер на самом деле. Формально это человек, который при помощи движений рук, пальцев и головы руководит репетициями и выступлениями группы музыкантов, а также доносит до них свое прочтение исполняемого музыкального произведения. А по сути, он объединяет творческую энергию всех оркестрантов и направляет ее в единое русло для реализации замысла композитора.

История профессии

Увеличение численности музыкантов и усложнение произведений потребовало наличия во время их исполнения отдельного человека, отвечающего за гармоничную работу оркестра. Постепенно, начиная с конца XVIII столетия начала формироваться профессия дирижера, а в 1812 году впервые использовался привычный нам неизменный атрибут – небольшая палочка (хотя сейчас многие обходятся без нее). Знаменитые дирижеры, такие как Рихард Вагнер и Гектор Берлиоз, работали уже не только со своими коллективами, но и активно гастролировали.

В России изначально развивалось управление хоровыми коллективами, в частности церковными. Первыми профессиональными оркестровыми дирижерами были Николай Рубинштейн и Василий Сафонов.

Описание профессии

Дирижер Валерий Гергиев

Разберемся подробнее, кто такой дирижер. Он отвечает за качество работы всего музыкального коллектива, обязан прекрасно разбираться в тонкостях и жанрах произведений, знать сильные стороны и недостатки каждого хориста или инструментального исполнителя. Исходя из этого, он распределяет партии и выбирает репертуар. Общее звучание ансамбля и его индивидуальность во многом зависят от работы дирижера, не зря эта специальность считается наиболее сложной из всех музыкальных профессий.

У многих возникает вопрос, для чего нужен дирижер, и можно ли обойтись без него. В начале XX века были попытки создания музыкальных коллективов без управляющего исполнением, но все эксперименты не удались. Дирижер должен прочитать заложенную композитором мысль и провести ее сквозь чувственный поток музыки. Нередко авторский замысел воспринимается по-разному, и появляются разные трактовки одного произведения.

Можно выделить два основных вида дирижирования:

  • оркестровое (управление инструменталистами);
  • хоровое (работа с вокальными исполнителями).

Сегодня дирижеры работают не только в театрах и на концертной эстраде, но и на радио, в кинематографе, студиях звукозаписи и на телевидении.

На каких специальностях лучше учиться

Теперь рассмотрим вопрос, как стать дирижером. Для этого нужно получить высшее образование по одной из специальностей:

  • дирижирование академическим хором;
  • дирижирование оркестром народных инструментов;
  • дирижирование оркестром духовых инструментов;
  • художественное руководство оперно-симфоническим оркестром и др.

Чтобы поступить на эти направления, необходимо предоставить результаты ЕГЭ по русскому языку и литературе. Но основное и самое сложное – это пройти творческое и профессиональное испытание, а также собеседование.

Лучшие вузы для обучения

Высшие учебные заведения, готовящие дирижеров, есть в разных регионах страны, остановимся на некоторых, наиболее известных из них:

  • Российская академия музыки имени Гнесиных. Это самый знаменитый и востребованный творческий вуз России, поступить в него очень непросто из-за высокого конкурса. Его партнеры – 24 музыкальных вуза (консерватории, академии, университеты) из 18 стран мира. На дирижерском факультете здесь готовят профессионалов, способных работать с оперно-симфоническими и хоровыми коллективами, а также инструментальными ансамблями (духовыми, народными). При вузе работает музыкальное училище, где тоже можно получить специальность по управлению хором.
  • Московский государственный институт культуры. Поступать нужно на факультет музыкального искусства, где есть кафедры оркестрового и хорового дирижирования. Студенты не только получают необходимую квалификацию и понимание того, в чем заключается работа дирижера, но и становятся преподавателями. Стажировку и практику они проходят в ведущих музыкальных коллективах столицы.
  • Санкт-Петербургский государственный институт культуры – это старейший отечественный вуз творческого профиля, воспитавший множество выдающихся деятелей музыки, театра и кино. Дирижеров готовят на факультете искусств несколько кафедр: академического хора, духовых и ударных инструментов, народного инструментального искусства.
  • Академия хорового искусства им. В. С. Попова в Москве – это вуз, созданный в 1991 году и специализирующийся на вокальном исполнении. Профиль подготовки – дирижер хора средней и высшей квалификации.
  • Санкт-Петербургская государственная консерватория им. Н. А. Римского-Корсакова – один из ведущих вузов страны с сильным преподавательским составом. На базе СПбГК регулярно проводятся международные научно-практические конференции и музыкальные конкурсы. Здесь можно поступать на факультет композиции и дирижирования. Студент узнает все тонкости управления хором или ансамблем, а также оркестровки и импровизации.

В регионах можно поступать в консерватории и институты культуры на соответствующие направления. Сильные вузы соответствующего профиля есть в Новосибирске, Волгограде, Нижнем Новгороде, Красноярске и других городах.

Обязанности на работе

Поговорим о том, что делает дирижер на своем рабочем месте. К его основным функциям можно отнести:

  • подбор репертуара с учетом специализации коллектива, запросов публики и способностей каждого инструменталиста или вокалиста;
  • распределение партий музыкального произведения и контроль над их изучением;
  • составление плана репетиций и их проведение;
  • мониторинг чистоты звучания каждого инструмента и его исправности;
  • обеспечение взаимодействия всех музыкантов с целью слаженного звучания;
  • управление процессом исполнения композиции с помощью особых знаков, подаваемых мимикой, руками и пальцами.

Совместно с руководителем коллектива дирижеру приходится выполнять и ряд административных функций, например подбор новых хористов или инструментальных исполнителей вместо выбывших сотрудников. Также он принимает активное участие в формировании концертной программы, графика выступлений и гастролей.

Кому подходит

  • высшее музыкальное образование соответствующей квалификации;
  • опыт работы;
  • понимание принципов игры на всех имеющихся в ансамбле инструментах;
  • навыки композиторской деятельности;
  • безукоризненное знание композиции, гармонии и нотной грамоты;
  • идеальный музыкальный слух и чувство ритма;
  • координация движений, подвижность пальцев рук и выразительная мимика;
  • знание обширного музыкального материала;
  • искренняя увлеченность своим делом.

Чрезвычайно важны и личные свойства специалиста:

  • лидерские качества, воля и целеустремленность;
  • творческие и педагогические способности;
  • гибкость мышления и склонность к импровизации;
  • знание человеческой психологии;
  • терпеливость и усидчивость;
  • стрессоустойчивость;
  • физическая выносливость.

К плюсам специальности можно отнести занятие любимым делом, возможность заявить о себе и самореализоваться, шанс пробиться в музыкальную элиту. Минусы – высокий порог вхождения в профессию, сложность и длительность обучения, физические и психологические перегрузки, сомнительные перспективы карьерного роста.

Сколько получают

По данным из интернета, средняя зарплата профессионала, управляющего музыкальным коллективом, колеблется в пределах 15–30 тысяч рублей. Кто видел, как работает дирижер, понимает, что это просто смехотворная сумма, уступающая почти всем творческим профессиям. В столичных оркестрах можно рассчитывать на 50-60 тысяч рублей.

В развитых европейских странах дирижеры средней руки получают около 3 тысяч долларов, в США – до 10 тысяч. Зарплата в Нью-Йоркском симфоническом оркестре составляет 20 тысяч долларов плюс дополнительные доходы за гастрольные туры и другие выступления.

Как построить карьеру

Дирижер Владимир Спиваков

Стать дирижеров весьма непросто, для этого нужно пройти длинный путь. Все начинается с обязательной музыкальной школы, после чего необходимо поступать либо в музыкальное училище, где можно стать только мастером по управлению хоровым коллективом, либо в высшее учебное заведение (консерватория, институт культуры или академия), дающее право управлять симфоническим оркестром.

Искать себе работу желательно уже со студенческой скамьи, подрабатывая по специальности в профессиональных коллективах, поскольку на сайтах трудоустройства вы таких вакансий не найдете. Большинство начинает свою деятельность в детских музыкальных школах, филармониях, провинциальных театрах. Для дальнейшего продвижения по карьерной лестнице, то есть перехода в более престижный коллектив, необходим талант, опыт, хорошее портфолио, положительные отзывы зрителей, настойчивость и везение.

Перспективы профессии

Автор: Алексей Кузнецов

Если у вас остались хоть малейшие сомнения в том, что профессия дирижер подходит именно вам, то мы настоятельно рекомендуем пройти тест на профориентацию от Профгид . Он стоит сущие копейки, при этом позволяет избежать ошибок, которые могут пустить не в то русло и искалечить всю вашу жизнь. Узнать больше >>

Россия обладает богатейшими музыкальными традициями, а благодаря преемственности и качественной системе музыкального образования эти традиции вот уже множество поколений развиваются и преумножаются. Выходцы из России прославились практически во всех направлениях классического музыкального искусства. Среди них есть и немало выдающихся дирижёров, признанных во всём мире и работающих с самыми известными музыкальными коллективами. В данном материале приводятся краткие биографии известных российских дирижёров.

Знаменитые дирижеры России: ТОП 20

В данный рейтинг входят двадцать знаменитых дирижёров России. Все они являются яркими представителями русской музыкальной школы, оказавшими значительное влияние на развитие традиции классической музыки во всём мире. Даже краткие сведения об этих выдающихся людях помогут лучше понять значимость и востребованность отечественной культуры, в частности её музыкальной составляющей.

Евгений Мравинский


Родился Евгений Мравинский в 1903 году, в Санкт-Петербурге и вся его жизнь, до самой смерти в 1988 году, была связана с этим городом. Здесь он получил музыкальное образования, последовательно занимаясь в различных профильных учебных заведениях, включая Ленинградскую консерваторию. С 1938 годы и до самой смерти Евгений Мравинский оставался главным дирижёром Симфонического оркестра Ленинградской филармонии. Преподавал в Ленинградской консерватории. Первым исполнил ряд произведений Дмитрия Шостаковича, Шестую симфонию Сергея Прокофьева, симфонию-поэму Арама Хачатуряна.

Николай Голованов


Дирижёр Николай Голованов родился в Москве, в 1891 году. Умер он там же, в 1953 году. Обучался в Московском Синодальном училище церковного пения и в Московской консерватории. Профессиональную деятельность начал ещё в дореволюционную эпоху, дирижировал Синодальным хором. Работал в Большом театре, а также в Московской филармонии на дирижёрской должности. В 1938 году стал руководителем Большого симфонического оркестра Всесоюзного радиокомитета. Под управлением Голованова впервые исполнялись различные произведения, в частности:

  • Александра Гречанинова;
  • Николая Мясковского;
  • Тихона Хренникова;
  • Сергея Рахманинова;
  • Сергея Прокофьева.

Павел Коган


Место рождения – Москва, 1952 год. Обучался в Московской консерватории, причём одновременно по дирижёрскому и скрипичному направлениям, что было в те времена довольно редким явлением. Начиная с 1970 года, после победы на конкурсе скрипачей Kansainvälinen Jean Sibelius-viulukilpailu, активно концертировал практически по всему миру. Сотрудничал с ведущими советскими симфоническими оркестрами, а с 1989 года возглавил Московский государственный академический симфонический оркестр, при этом продолжая выступать с лучшими оркестрами мира. В 1996 году за исполнение произведений Малера дирижёр Павел Коган был удостоен Государственной премии России.

Евгений Светланов


Дирижёр Евгений Светланов родился в 1928 году в Москве, умер там же, в 2002 году. Обучался в училище и институте Гнесиных, а также закончил консерваторию в Москве. Работал в Большом театре, в период с 1965 по 2000 год был руководителем Государственного академического симфонического оркестра. С 2000 года снова работал в Большом театре. Неоднократно дирижировал ведущими мировыми оркестрами, осуществлял оперные и балетные постановки как в России, там и в зарубежных театрах. Кроме того, он является автором ряда музыкальных произведений.

Кирилл Кондрашин


Родился Кирилл Кондрашин в Москве, в 1914 году. Умер он в 1981 году, в Амстердаме. Учился в Московской консерватории. После её окончания в 1936 году Кирилл Кондрашин стал дирижёром Малого театра оперы и балета в Ленинграде. С 1943 по 1956 год работал в Большом театре, параллельно выступал с различными симфоническими оркестрами. Впоследствии возглавил оркестр Московской филармонии. Преподавал в консерватории. В 1978 году в ходе гастролей решил остаться на Западе. В дальнейшем работал с оркестром Консертгебау в Амстердаме.

Валерий Халилов


Место рождения дирижёра Валерия Халилова – город Термез, что в Узбекистане. Он родился в 1952 году. Трагически погиб в результате авиакатастрофы в 2016 году. Обучался на военно-дирижёрском факультете при Московской консерватории, впоследствии преподавал на этом же факультете. Занимал дирижёрские должности в нескольких военных оркестрах. С 2002 года являлся начальников военно-дирижёрской службы России. В год смерти возглавил ансамбль песни и пляски РА имени Александрова.

Геннадий Рождественский


Владимир Юровский


Родился в 1972 году в Москве. Там же обучался в музыкальном училище при консерватории. В дальнейшем продолжил обучение в высших школах музыки Дрездена и Берлина. В настоящее время сотрудничает с ведущими оперными сценами мира, различными симфоническими оркестрами. Руководит известнейшим Глайндборнским фестивалем, который проводится в Великобритании. С 2011 года дирижёр Владимир Юровский успешно руководит Государственным академическим симфоническим оркестром России.

Владимир Минин


Дирижёр Владимир Минин родился в Ленинграде, в 1929 году. Окончил Московскую консерваторию. Известен, прежде всего, как хоровой дирижёр. Работал с различными музыкальными коллективами, в том числе с Государственным академическим хором СССР. В настоящее время возглавляет Московский камерный хор. Преподавал в Московской, Кишинёвской, Новосибирской консерваториях. Особую известность получил как интерпретатор русской церковной музыки – во многом благодаря его усилиям было возрождено это направление отечественной музыкальной традиции. Возглавляемый Мининым камерный хор принимал участие в оперных постановках.

Юрий Темирканов


Михаил Плетнёв


Родился в Архангельске, в 1957 году. Обучался в Московской консерватории. Начинал карьеру как пианист. Победив в 1978 году на московском международном конкурсе Чайковского, выступал с ведущими европейскими и американскими оркестрами. По праву считается выдающимся интерпретатором произведений Чайковского. С 1980 года начал деятельность в качестве дирижёра. Михаил Плетнёв является основателем Российского национального оркестра, который в настоящее время успешно действует и считается одним из лучших симфонических оркестров в мире. Сотрудничает с ведущими мировыми музыкальными коллективами.

Владимир Федосеев


Родился в 1932 году, в Ленинграде. Высшее музыкальное образование получил в институте имени Гнесиных. Специализации – баян и дирижирование. Начал музыкальную карьеру как баянист, работал в оркестре народных инструментов. Впоследствии возглавил этот коллектив. В 1971 году состоялся дебют Владимира Федосеева как дирижёра симфонического оркестра – по приглашению Евгения Мравинского он выступил с ленинградским филармоническим оркестром. Вскоре, начиная с 1974 года стал руководителем Большого симфонического оркестра. Занимается педагогической деятельностью, в частности, преподаёт в Российской академии музыки имени Гнесиных.

Валерий Гергиев


Юрий Симонов


Место рождения – город Саратов, 1941 год. Среднее и высшее музыкальное образование получил в Ленинграде, в частности, закончил там консерваторию. Начинал как педагог, работал в ряде ленинградских музыкальных средних учебных заведений. Одержав победу на режиссёрском конкурсе в Италии, стал сотрудничать с ведущими музыкальными коллективами СССР. В 1970 по 1985 год занимал должность главного дирижёра Большого театра. Начиная с 1998 года дирижёр Юрий Симонов успешно руководит оркестром Московской филармонии. Преподаёт в Санкт-Петербургской консерватории.

Александр Сладковский


Родился в 1965 году, в Таганроге. Обучался в Московской консерватории на военно-дирижёрском факультете, а также в Санкт-Петербургской консерватории. В последующий период успешно работал с рядом музыкальных коллективов в Санкт-Петербурге. С 2010 года возглавил Государственный симфонический оркестр Татарстана, при этом продолжает активно сотрудничать с различными отечественными и зарубежными симфоническими оркестрами. В Казани Сладковский инициировал проведение нескольких музыкальных фестивалей, оказавших значительное позитивное влияние на культурный фон города.

Сергей Скрипка


Родился в Харькове, в 1949 году. Обучался в Московской консерватории. С 1977 года начал работать с Государственным симфоническим оркестром кинематографии, а с 1993 года возглавил этот коллектив. За время работы с оркестром записал музыку более чем к тысяче фильмов, включая художественные, документальные и анимационные. Параллельно, начиная с 1975 года дирижирует оркестром подмосковного города Жуковский. Преподавал в Российской академии музыки имени Гнесиных.

Феликс Коробов


Место рождения дирижёра Феликса Коробова – Иркутск, 1972 год. Высшее музыкальное образование получил в Московской консерватории. Начал карьеру как виолончелист, с успехом работал в известных музыкальных коллективах. Дебютировал в качестве дирижёра в 1999 году в Московском музыкальном театре (с 2004 года – главный дирижёр этого театра). С 2007 года также является и руководителем Камерного оркестра Московской консерватории, там же занимается педагогической деятельностью.

Станислав Кочановский


Родился в Ленинграде, в 1981 году. Там же окончил консерваторию по специальностям хорового и оперно-симфонического дирижёра. После окончания сотрудничал с различными музыкальными коллективами, а в период с 2010 по 2015 проработал главным дирижёром оркестра Северо-Кавказской филармонии. В настоящее время активно и плодотворно работает с ведущими российскими и зарубежными симфоническими оркестрами. Осуществил ряд постановок в различных оперных театрах мира.

Василий Петренко


Место рождения дирижёра Василия Петренко – Ленинград, 1976 год. Обучался в Санкт-Петербургской консерватории. Работал с рядом известных российских музыкальных коллективов. С 2005 года возглавляет Ливерпульский филармонический оркестр. Его деятельность на этом посту высоко оценивается британскими музыкальными критиками. Вдобавок к этому, с 2013 года Василий Петренко также является главным дирижёром Филармонического оркестра Осло.

Заключение

Все дирижёры, перечисленные в данном рейтинге, оказывали и продолжают оказывать мощное влияние на всю мировую классическую музыкальную культуру. Кроме того, они являются зримым примером преемственности поколений, что позволяет хранить и развивать русскую музыкальную школу, которая заслуженно занимает одно из ведущих мест в мире.

Всё началось достаточно прозаично. Любой группе музыкантов, будь то монахи в монастыре IX века или оркестранты, нанятые венгерским принцем XVIII века, всегда нужен лидер – чтобы проводить репетиции, давать сигнал о начале и, возможно, управлять динамикой. Сперва в большинстве случаев таким лидером был композитор.

Тот факт, что роль дирижера стала основной, неотъемлемо связан с развитием западной музыки как таковой и появлением большого числа концертных залов и оперных театров в городах. Это было одновременно практичное и музыкальное решение. Практичность состояла в развитии нотной записи, которая стала показывать, как лучше играть музыку, и позволять исполнителям воспроизводить ее, ни разу не слышав и без присутствия самого композитора.

Система нотации, что развивалась столетиями и сейчас используется по всему миру, появилась благодаря Римско-католической церкви и ее желанию стандартизировать служебные песнопения. Эта система сильно расширилась за последние сто пятьдесят лет. Состоит она из следующих трех элементов.

Во-первых, сами ноты: они как будто парят над пятью параллельными линиями, которые называются нотным станом. Их изобрел монах Гвидо д’Ареццо около тысячи лет назад. Партитура читается слева направо, как книга. Чем выше нота расположена на стане, тем более высокий звук она представляет. Когда используется несколько нотоносцев, как в оркестровой партитуре, ноты, стоящие ровно одна над другой, должны звучать одновременно. Таким образом, дирижер видит, как партия флейты сочетается с партией гобоя и контрабасов. Флейтист, гобоист и басовая секция в то же время не имеют возможности знать, что играют другие люди, потому что у них в нотах нет чужих партий. Один дирижер в полной мере видит намерения композитора, потому что только у него есть полная партитура.

Когда французский оркестр дошел до места, где бурная первая кульминация сменяется полной остановкой (а в мультфильме Микки-Маус рубит заколдованную метлу на щепки, после чего она медленно возвращается к жизни), требовалось сыграть короткие низкие ноты, сменяющиеся тишиной. В следующем такте были только контрафагот и пиццикато на контрабасах. Остальной оркестр – около девяноста музыкантов – сидел тихо и отсчитывал ритм. После этого целый такт не звучало вообще ничего. Через секунду-другую контрафагот, литавры, виолончели и басы играли одну ноту в унисон.

Дирижер решил, что вышло недоразумение. Он подумал, что либо оркестр считал неверно, либо партии переписывали после обеда (когда переписчики, выпив слишком много вина, чаще ошибались или что-то упускали). Тогда он снова попробовал сыграть эту часть – и получил такой же результат. Оказалось, он дирижировал по партитуре первых скрипок, а не по оркестровой. Первые скрипки в тот момент ничего не играли, и в нотах у него тянулась пауза длиной в восемьдесят четыре такта, – то есть понять, кому надо играть, было невозможно. Его расстройство сменилось яростью; он не верил, что намерение композитора именно таково. Он выкрикнул что-то непечатное, бросился вон из комнаты и отказался выступать.

Во-вторых, к нотному стану из пяти линий, который точно показывал музыканту, какую ноту и как долго нужно играть, примерно пятьсот лет назад добавили тактовую черту. Это вертикальная линия, которая идет через весь стан и отмечает определенное число метрических единиц перед следующей сильной долей. По сравнению с музыкой других культур – например, индийской или африканской – западная музыка использует очень простую ритмическую систему. Тактовая черта показывает музыканту, когда требуемое количество долей – единиц метра – уложится в такт. Если в произведении три доли, сильная и две слабые, то трехдольный метр сохраняется до конца. В других произведениях может быть четыре или две доли. Классическая музыка с пятью или семью долями в такте встречается очень редко, хотя это распространенный случай в незападных культурах. До XX века целые части симфоний сохраняли один метр от начала до конца. Мало того, большая часть западной музыки писалась в одном повторяющемся метре, а в популярной музыке такая ситуация сохранилась и сейчас.

Без дирижера музыканты общались, просто кивая друг другу, как правило в начале каждого такта, – это и сейчас можно увидеть на концертах камерной музыки. Но когда композиторы увеличили число задействуемых инструментов и появилось то, что мы сейчас называем оркестром, этот метод коммуникации стал невозможным. (Конечно, зрительный контакт и физические жесты, которыми обмениваются члены одной группы в оркестре – скрипки, медные духовые и т. п., до сих пор играют очень важную роль, так же как и контакты между лидерами групп, например первой виолончели с первой скрипкой.) Кроме того, музыку для оркестра стало невозможно играть без дирижера: в ней появились новые способы расширить выразительность нот, которые весьма упрощенно выглядят на странице. Благодаря им повторяющийся метр стал гораздо сложнее, а значит, интереснее.

Наконец, эта очень простая – и практичная – система нотации эффективно обеспечивала музыкантов необходимой информацией, но она не показывала, как именно играть ноты. Она не сообщала, насколько быстро нужно играть (то есть не задавала темп). Она не обозначала, громкая музыка или тихая и надо ли связывать ноты одну с другой гладко или играть их отрывисто. Шли годы, и в новой музыке начали одновременно звучать несколько мелодий, а плотность оркестровки (какие музыканты и в каком количестве играют одновременно) стала резко отличаться в разных произведениях. Кроме того, композиторам стало хотеться, чтобы музыкальное высказывание не сохраняло один повторяющийся метр, и в их музыке за трехдольным метром мог последовать четырехдольный или двудольный и т. д.

Что важнее, композиторы и публика жаждали гораздо большей гибкости в исполнении музыки с постоянным метром (то есть львиной доли всего, что существовало в то время). Им хотелось, чтобы тактовые черты размылись и прежде неизменный и негибкий ритм, записанный нотами, приобрел бесконечные возможности для нюансировки. Другими словами, более сложной стала не только сама музыка, но и исполнение как старых, так и новых произведений – если говорить о манипуляциях с метром и о создании новых уровней выразительности.

В общем, в нотах появились указания, основанные на исполнительской практике предыдущего поколения, то есть интерпретация напечатанного. Таким образом, если вы хотите знать, как Вагнера исполняли в его время, посмотрите на лексикон, который использовался в напечатанных нотах его последователей Штрауса и Малера. Но хотя описания становились всё более точными, ноты всё равно надо было интерпретировать и адаптировать к разным условиям – художественным, акустическим и техническим, как бы ни старались исполнители придерживаться напечатанного музыкального текста.

И здесь кроется затруднение: какой бы точной ни была нотная запись, ее всё равно надо толковать. В любом исполнении Симфонии № 5 Бетховена звучат одни и те же ноты, кто бы ни дирижировал и какой бы оркестр ни играл. Каждый музыкант пытается сделать то, что написано перед ним, однако не бывает двух одинаковых исполнений – да и не может быть.


Фото для прессы на память об американской премьере Симфонии № 8 Малера в Филадельфии

Чтобы исполнить оперу, требовалось больше одного руководителя для подготовки, координации и синхронизации ее многочисленных элементов. Оперу, как торжественную мессу или праздничные ритуалы, очень сложно сочинять, репетировать и исполнять. В таком случае дирижер вел инструментальный ансамбль, сидя за клавишами, жестами общался с певцами и задавал темп для танцоров, наблюдая за их движениями.

Два столетия спустя эта форма искусства перестала быть сугубо придворной. Она переместилась в общественные театры и привлекала как аристократов, так и массы страстно увлеченных граждан. Еще на ранних этапах было замечено, что оркестр с его контрабасами загораживает вид на сцену и мешает той части аудитории, которая сидит на уровне пола (в отличие от богатых завсегдатаев в ложах наверху). Еще больше отвлекал дирижер. Обычно он стоял на полу лицом к певцам, но ближе к авансцене и спиной к большей части оркестра, которая тоже сидела лицом к сцене. Он одновременно подсказывал и руководил. Во многих случаях он также следил за экспрессивным пением, к которому великие артисты-интерпретаторы добавляли трели, каденции и переходные ноты, не записанные в партитурах, но ожидаемые композитором, поскольку стили того времени постоянно развивались. Это важно, поскольку оркестр мог слышать и видеть артистов, а значит, относиться к опере как к камерной музыке: реагировать одновременно на дыхание и жесты певцов и на движения дирижера, когда было необходимо изменить темп.

Дирижеры обычно считаются некоронованными королями. Они наводят мосты между аудиторией и музыкой. Их единственный инструмент – палочка. Итак, ниже приведен список Топ 10 великие дирижеры России.

1. Владимир Спиваков (1944 г. р.)

Великие дирижеры России

Спиваков изначально прославился как один из самых эмоционально выразительных, разносторонних и уникальных советских скрипачей. Выиграв медали почти на всех крупных международных соревнованиях в период с 1965 по 1970 год, молодой виртуоз, как солист, совершил зигзаг по всему миру, играя со сливками оркестров мирового уровня. Несмотря на ошеломляющий успех, Спиваков понял, что его место (и настоящее призвание) на самом деле на подиуме. Владимир брал уроки у гениального дирижера из США Леонарда Бернсштейна. Он также научился своему ремеслу у Лорина Маазеля, одного из величайших музыкантов своего времени. Бернштейн учил своих учеников, что дирижеры должны быть прежде всего послами и посланниками композитора. В знак дружбы он подарил Спивакову палочку, который маэстро хранил как реликвию.


2. Валерий Гергиев (1953 г. р.)

Великие дирижеры России

Его репутация опережает его: Гергиев известен своим гипнотическим сценическим мастерством. Широкоплечий и высокий маэстро дирижирует страстно, чутко и внимательно относится к деталям. Этнический осетин, Гергиев родился в Москве, все свое детство и юность провел в Северной Осетии. Он изучал дирижирование в Ленинградской консерватории и произвел фурор еще в 1977 году, когда выиграл конкурс дирижеров Герберта фон Караяна в Берлине.

В 1993 году Гергиев был назван дирижером года на церемонии вручения премии классической музыки в Лондоне. Он уделял свое время и талант работе с музыкантами из списка лучших. Он также был главным дирижером Лондонского симфонического оркестра и Роттердамского филармонического оркестра.

3. Теодор Курентзис (р. 1972)

За Курентзисом тоже интересно смотреть. Он либо почти непрерывно движется, либо пугающе неподвижен, как хищник, готовящийся к атаке. Его резкие хаотичные движения на подиуме и эмоционально заряженный подход к музыке превращают его концерты в шоу фейерверков. В настоящее время он является главным дирижером симфонического оркестра SWR в Штутгарте.

4. Юрий Башмет (1953 г. р.)

Великие дирижеры России

5. Юрий Темирканов (р. 1938).

Великие дирижеры России

Немногие дирижеры сделали такую ​​долгую и плодотворную карьеру, как Темирканов, который с 1988 года остается верным Санкт-Петербургскому филармоническому оркестру. Как и многие советские мальчики его поколения, Юрий учился музыке в детстве. Он учился в Ленинградской консерватории и собирался стать альтистом. Однако после победы на Всесоюзном конкурсе дирижеров в 1966 году Темирканову пришлось отложить свои первоначальные планы в сторону. Лауреат был приглашен в тур по Европе и США с гениальным советским альтистом Давидом Ойстрахом и Московской филармонией.

Темирканов дебютировал с Петербургской филармонией в 1967 году. Ему довелось буквально поработать рука об руку с маэстро Евгением Мравинским. Он также был главным дирижером Ленинградского симфонического оркестра с 1968 по 1988 год. Темирканов руководил многими великими оркестрами мира. По мнению музыкальных критиков, немногие маэстро могут заставить звучать Чайковского и Шостаковича так великолепно. В 1992 году он был назначен главным дирижером Королевского филармонического оркестра. С 1992 по 1997 год он также был главным приглашенным дирижером Дрезденской филармонии, Симфонического оркестра Датского национального радио, Большого театра и многих других.

6. Евгений Мравинский (1903-1988).


Родившись в аристократической семье, Мравинский был настоящей легендой и, несомненно, одним из самых уважаемых дирижеров и учителей всех времен. Мравинский был ярким примером советской школы дирижирования в лучшем виде, в которой дирижерская техника и высокая точность были первостепенными. Выдающийся дирижер никогда не зацикливался на эмоциональности музыки, которую исполнял его оркестр.

Дирижируя без палочки, Мравинский создал симбиоз звука и манеры, который до сих пор заметен в музыкальном мире. Советская легенда дирижировала Ленинградской филармонией полвека, с 1938 по 1988 год. Он руководил своим оркестром уравновешенно, с достоинством и точностью. Его революционный репертуар включал премьеры шести симфоний Шостаковича.


Светланов родился с музыкой в ​​крови. Его отец был солистом Большого театра, а мать – пантомимой. В 1951 году Евгений окончил Московский институт имени Гнесиных по специальности пианист. Его учитель в Московской консерватории Генрих Нейгауз (среди известных учеников которого были Святослав Рихтер и Эмиль Илельс) научил его думать о фортепиано в оркестровых терминах. Он был настоящим человеком и никогда не следовал слепо традициям ради быстрого успеха.

Светланов два года работал главным дирижером в Большом театре. Затем он перевернул новую страницу и ушел из Большого театра, чтобы дирижировать Государственным симфоническим оркестром СССР, в котором он размахивал своей палочкой 35 лет (с 1965 по 2000). Светланов достиг творческого и личного пика в 1970-80-е годы, получив признание за свои нетрадиционные интерпретации Рахманинова, Прокофьева, Шостаковича и особенно Малера. Светланов руководил своим оркестром и гипнотизировал его, точно управляя ансамблем, не оказывая лишнего давления.

8. Михаил Плетнев (1957 г. р.)


Михаил Плетнев родился в музыкальной семье в Архангельске. Он пошел по стопам матери, изучая фортепиано в Московской консерватории. В 21 год Михаил вышел на международную сцену как пианист, завоевавший первую премию престижного конкурса им. П.И. Чайковского. Он много гастролировал по миру и сотрудничал с крупными оркестрами как пианист (Плетнев считается одним из величайших в мире интерпретаторов Петра Чайковского). Стремясь расширить свою привлекательность, Плетнев дебютировал как дирижер в 1980 году. С тех пор он выступал в качестве приглашенного дирижера с рядом ведущих оркестров, включая Лондонский симфонический оркестр, Симфонический оркестр Бирмингема и филармонический оркестр Лос-Анджелеса.

9. Александр Ведерников (1964-2020)

Великие дирижеры России

Ведерников был главным дирижером Датской королевской оперы и музыкальным руководителем Михайловского театра Санкт-Петербурга. К сожалению, его жизнь оборвалась в 56 лет. Дирижер скончался в октябре 2020 года из-за осложнений с Covid-19. Ведерников был воспитан с уважением к музыкальным традициям. Начинал он ассистентом главного дирижера, а затем вторым дирижером Симфонического оркестра им. П.И. Чайковского. Среди солистов, с которыми сотрудничал Ведерников — Марта Аргерих, Миша Майский, Франк-Петер Циммерман, Юрий Башмет, Наталия Гутман, Михаил Плетнёв, Николай Луганский, Борис Березовский.

В 1995 году он основал Симфонический оркестр Российской филармонии и был художественным руководителем и главным дирижером этого оркестра до 2004 года. Ведерников руководил Большим театром почти 10 лет. Его присутствие оживляло сцену нежными ударами дубинки и притягательной индивидуальностью, очаровывая публику во всем мире. С 2009 по 2018 год он был главным дирижером Датского симфонического оркестра Оденсе. В 2018 году Ведерников получил похвалу за дирижирование Симфоническим оркестром BBC в Глинке и Чайковском, а также за мировую премьеру гитарного концерта Джоби Талбота.

10. Геннадий Рождественский (1931-2018).


Пока шла холодная война, Рождественский был одним из немногих советских артистов, которым разрешили гастролировать за границей. Он также стал первым советским дирижером, который был назначен главным дирижером престижных зарубежных оркестров: Симфонического оркестра BBC, Венского симфонического оркестра и Стокгольмского королевского филармонического оркестра. На Рождественского было увлекательно смотреть. Его эмоциональный накал, неутомимая энергия и экстремальные движения обогатили музыку.

Читайте также: