Раннее американское общество кратко

Обновлено: 05.07.2024

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Тема: Северная Америка в XVII в.

Формирование представлений о начале колониального периода.;

Формирование представлений о новых английских колониях на американской земле;

Формирование представлений о раннем американском обществе;

Формирование представлений о социальных противоречиях и конфликтах;

Развивающие:

Формирование умения выделять главную и второстепенную мысль;

Формирование умения делать выводы на основе текста учебника;

Формирование умения обобщать знания, полученные из разных источников;

Формирование умения работать с картой;

Воспитательные:

Формирование ценностного отношения к гражданственности.

Этапы урока

Метод.приемы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Отметка отсутствующих на уроке. Проверка готовности к уроку: учебник, тетрадь, дневник, атлас, письменные принадлежности.

Настраиваются на урок.

Внимательно прослушайте тексты и определите, о каких явлениях, в какой стране и в каком веке идёт речь?

1)Там, где когда -то было вдоволь смеха,

Пастух уныло бродит до рассвета.

Вот это времена!

Там, где когда-то весело встречали Рождество,

Найдёшь помёт овечий и больше ничего.

Вот это времена!

2) Чтобы не оставлять не использованные места, фабрики строят в несколько этажей, по возможности невысоких. Большинство помещений занято машинами. Фабрики часто работают день и ночь. Для этого употребляют большое количество свечей, но почти ничего не делается для вентиляции.

Учащиеся отвечают, что речь идёт об Аграрной революции и промышленном перевороте в Англии в XVIII веке. Говорят о том, что ото была первая промышленная страна мира, где отчётливо проступали черты будущего индустриального общества.

III Изучение нового материала

Введение худ.образа в изложение в виде краткой цитаты.

Анализ фрагментов документов

Демонстрация портрета У.Пенна

Дифференцированная работа с текстом учебника

1. Актуализация знаний.

показывает по мультимедийному проектору DVD -отрывок из к/ф “Чингачгук – Большой змей” (киностудия “Дефа”), где Чингачгук плывёт на каноэ по реке, и на него прыгают с ветвей деревьев “проклятые” гуроны, мечут в него стрелы и бросают томагавки. Этот эпизод позволяет показать ученикам традиционную одежду индейцев, их вооружение, их не всегда мирные взаимоотношения.)

Вопросы к классу:

-Кто знает, о каком народе идёт речь, где он проживал?

- на каком языке говорят современные американцы? Почему? Какие выводы мы можем сделать?

2 Составление плана урока.

- исходя из наших выводов, давайте составим план изучения нового материал

1. Начало колониального периода.

2. Новые английские колонии на американской земле.

3. Раннее американское общество.

4.Социальные противоречия и конфликты.

1. Начало колониального периода.

Учитель предлагает учащимся подумать и ответить на вопрос:

- Почему в Северную Америку шла массовая эмиграция из Англии и Ирландии?

Далее учитель предлагает учащимся выполнение проблемного задания:

- По ходу объяснения определить и записать в тетрадь причины конфликта между жителями колоний и английской короной.

- Какие причины привели к колонизации Северной Америки европейцами, какие из этих причин можно считать главными?

Учитель обращает внимание учащихся, что в ходе Великих географических открытий европейцы впервые пересекли океан.

Испания и Португалия

→ Открыли огромный материк – Америку.

Англия и Голландия

→ Путь к Северной Америке открыл генуэзец Джон Кабот, когда он служил в Англии.

→ XVI век – три плавания совершил Мартин Фробшер, затем Генри Гудзон.

→ Но первоначально Америка не привлекла англичан, т.к. не было условий для развития овцеводства.

→ Француз Жан Картье исследовал пролив Святого Лаврентия. От местного населения – индейцев – узнал о Великих американских озерах.

Учитель обращает внимание учащихся на карту и говорит о том, что север Атлантического побережья Америки привлек внимание быстро развивающейся Англии.

Май 1607 г. принято считать началом колонизации англичанами Северной Америки.

Первое английское поселение в Америке было основано в 1607 г. в устье р.Джеймс в Виргинии и получило название Джеймстауна. Первая колония Англии на земле Северной Америки получила название Виргиния.

Время основания новой колонии и провозглашение независимости США американцы называют колониальным периодом своей истории. За это время – 170 лет – возникла новая цивилизация.

2. Новые английские колонии на американской земле.

Учитель характеризует социально-экономическое и политическое развитие английских колоний.

Первая английская колония – Виргиния, ее основатели – купцы из Лондонской торговой компании.

→ В колонию перевозили пуритан, т.к. они притеснялись правительством; в колонию перевозили также бедняков, которые временно продали себя в долговую кабалу.

→ К весне 1610 г. из 500 переселенцев, которые приехали за три года в Виргинию, в живых осталось 60 больных и обессилевших человек.

→ У местного населения узнали о таких культурах, как кукуруза, картофель, табак, томаты и научились их выращивать.

В Северной Америке постепенно появилось 13 колоний.

hello_html_7d4c62.jpg

Американские колонии считались частью британской империи, колонисты осознавали себя подданными английского короля.

Учитель характеризует хозяйственную жизнь раннего американского общества и говорит о том, что английский король и крупная земельная аристократия старались насаждать крупное землевладение в колониях. Английские короли раздавали в колониях огромные земли своим приближенным.Эти крупные собственники пытались ввести на своих территориях сеньориальные порядки и заставить переселенцев нести повинности. Поселенцы активно сопротивлялись и уходили на Запад, где становились свободными фермерами.

Что имела Англия от своих колоний? Монопольное право торговли, прибыль, сырье – пушнина, рыба, табак, железо, лес.

Но со временем власти Англии изменили свое отношение к колониям.

- Давайте подумаем, почему английская буржуазия не желала, чтобы в колониях развивались торговля и промышленность?

- Внимательно прочитайте фрагменты из актов английского парламента и объясните, какими методами Великобритания пыталась укрепить зависимость своих колоний в Северной Америке.

Учитель говорит и о том, что помимо южных и северных колоний возникали между ними и срединные колонии.

В 1620 г. часть этих территорий заняли голландцы и основали там колонии Новые Нидерланды. Но в ходе одной из англо-голландских войн англичане в 1664 г. отвоевали эту колонию и назвали ее Нью-Йорк.

1682 г. – У.Пенн – сын английского адмирала, основал еще одну срединную колонию – Пенсильванию.

3.Раннее американское общество

Верхушку раннего американского общества составляли крупные землевладельцы, состоятельные торговцы.

Низшие социальные культуры состоят из бедных фермеров, ремесленников, фермеров-кочевников, фермеров-арендаторов, наемных с/х работников.

4.Социальные противоречия и конфликты

1.Ответить на вопрос № 4 с.214 – Почему социальные противоречия в Северной Америке в колониальный период не были такими острыми, как в Европе?

2.Привести примеры восстаний в колониях в середине XVII в. Чем они были вызваны и против кого направлены?

3.Порассуждать над высказыванием одного из лидеров восстания Бэкона в Виргинии – колониста Арнольда.

• После открытия Америки Колумбом (1492) испанцы завоевали южную часть Северной Америки, включавшую в себя значительную часть нынешней территории США (к западу от реки Миссисипи). Остальные же пространства Северной Америки вплоть до начала XVII в. населяли малочисленные индейские племена. В Северной Америке проживало значительно меньше индейцев, чем в Латинской. Это было связано с более суровым климатом Северной Америки, с меньшей (хотя и довольно высокой) плодородностью ее земель. По этим же причинам испанцы не слишком торопились продвигаться дальше на север, довольствуясь принадлежавшими им огромными территориями в Латинской Америке.

После открытия Америки европейцы стали в просторечии именовать ее Новым Светом в отличие от Старого Света, т. е. Европы и других районов Восточного полушария, освоенных к тому времени.

Началом колонизации англичанами Северной Америки стал май 1607 г. Именно тогда на ее Атлантическом побережье, в устье неизвестной европейцам реки, высадились 120 поселенцев, отправленные Лондонской торговой компанией. Годом раньше король Яков (по-английски — Джеймс) I даровал компании права на эту территорию. Реку первые поселенцы назвали в честь короля Джеймсом, а построенный ими в ее устье форт — Джеймстауном. Первая колония Англии на американской земле получила имя Виргиния.


Поселок индейцев в Виргинии в конце XVI в.

Так или иначе, к весне 1610 г. из 500 поселенцев, приехавших за три года в Виргинию, в живых оставалось лишь 60 больных и обессилевших человек. Остальные умерли от болезней или погибли в стычках с индейцами. Тем не менее колонизация Северной Америки продолжалась. В марте 1622 г. индейцы, раздраженные ростом числа колонистов, совершили набег на их поселения, уничтожив более 300 человек. Яков I обвинил Лондонскую компанию в неспособности защитить поселенцев и повелел распустить ее. А новый король, Карл I, объявил Виргинию своим личным владением, колонией короны.

К тому времени Виргиния была уже не единственной английской колонией в Америке. В 1620 г. члены общины пуритан, за 12 лет до этого бежавшие от религиозных притеснений из Англии в Голландию, решили эмигрировать в Америку. Не желая более чувствовать себя изгнанниками, они надеялись, что в Виргинии смогут свободно исповедовать свою религию и как бы заново стать англичанами.


Североамериканские индейцы

Они хотели получить религиозную свободу и самостоятельность во внутренних делах.


В 1632 г. Карл I пожаловал лорду Балтимору небольшую территорию к северу от Виргинии. При этом лорду-собственнику даровались практически не ограниченные права. Новая колония получила название Мэриленд, она положила начало особому типу так называемых собственнических колоний, т. е. принадлежавших определенному лицу или лицам.

Раннее американское общество

• Примерно к середине XVII в. уже можно было говорить о возникновении на востоке Северной Америки своеобразного общества со своей социальной структурой, формами управления и хозяйственными традициями. Верхушку этого общества представляли относительно крупные землевладельцы и состоятельные торговцы, причем первые преобладали в южных колониях, а вторые — в Новой Англии. Затем шла довольно пестрая прослойка, состоявшая из представителей различных профессий. Это были средние и мелкие торговцы и фермеры, священники, учителя, опытные ремесленники. На нижних ступеньках социальной лестницы находились бедные фермеры и ремесленники, а также фермеры-кочевники, фермеры-арендаторы, бродячие ремесленники и наемные сельские рабочие.

Постепенно в колониях Новой Англии эта нетрадиционная система кабальной службы отступала на второй план, теряла свое значение. А на Юге уже к концу XVII в. она почти полностью исчезла, так как кабальных слуг сменила куда более дешевая и выгодная рабочая сила — негры-рабы.

Привозимые из Африки негры стали рабами не сразу, некоторое время они фактически находились на положении сервентов. Более того, документы свидетельствуют об отдельных случаях, когда негры не только пользовались правами свободных колонистов, но даже приобретали белых кабальных слуг!


Доставка рабов в Джеймстаун. XVII в.

Исследования показывают, что основная причина закабаления негров была в другом: из представителей трех рас, обитавших к тому времени в колониальной Америке, негры оказались наиболее непритязательными и выносливыми. Это в конечном счете и решило их судьбу. Труд белых кабальных слуг был малопроизводителен, попытки же использовать в качестве рабов индейцев оказались непродуктивными — индейцы болели и умирали от непривычных нагрузок. А вот негры стали для молодой колониальной буржуазии почти идеальной рабочей силой.

А можно ли называть плантаторов-землевладельцев буржуазией? Да, можно. Дело в том, что в экономическом отношении североамериканские колонии Англии сразу же начали развиваться по капиталистическому пути. Крупных земельных владений, принадлежавших лордам-собственникам, разбогатевшим колонистам или непосредственно короне, в Америке было не так уж много, и они, как правило, либо сдавались в аренду фермерам, либо использовались под табачные, рисовые и прочие плантации. Трудились на этих плантациях негры-рабы, но рабской была лишь форма их эксплуатации. А обслуживали они своим трудом капиталистический по сути рынок. Точно так же и плантаторы фактически выступали в роли капиталистических хозяев-производителей.

В колониях выращивалась пшеница, развивались различные ремесленно-мануфактурные производства, в приморских городах зарождалось судостроение. На первых порах в Англию из колоний вывозили табак, ценную пушнину, зерно, рыбу, лесоматериалы, примитивные железные изделия. Ко второй половине XVII в. колонии уже были в состоянии обеспечивать себя продовольствием, одеждой и мебелью (пусть и не слишком изысканными), домашней утварью и инструментами, необходимыми в повседневной жизни.

Число колоний Англии на американской земле постепенно возрастало. Помимо южных колоний и северной Новой Англии возникли так называемые срединные колонии, расположенные как бы между ними (отсюда и их название). Часть этого района была еще в 1620-е гг. освоена голландцами, основавшими там колонию Новые Нидерланды. Но, как вы уже знаете, в ходе одной из англо-голландских войн эта колония была отвоевана англичанами (1664) и переименована в Нью-Йорк. Такое же название получил и ее главный город, со временем превратившийся в один из крупнейших промышленных, торговых и финансовых центров США и мира.

Стычки с индейцами были уже не такими кровавыми, как в первые годы: колонисты довольно долго оставались на компактной территории, располагавшейся вдоль Атлантического побережья, а местные жители отступили на запад.

Социальные противоречия и конфликты

• В североамериканских колониях Англии никогда не было столь острой социальной напряженности, как в Европе. Дело в том, что в Северной Америке отсутствовал основной европейский конфликт того времени — между отживавшим свой век феодализмом и набиравшим силу капитализмом. Не было особых причин и для прочих конфликтов. Если таковые возникали, то их, как правило, удавалось быстро урегулировать.

Исключением стало восстание Бэкона в Виргинии. В результате ряда ограничительных мер, в частности Навигационного акта 1661 г., резко упали цены на табак и многие мелкие и средние фермеры разорились. По этой причине между губернатором Виргинии Беркли и местным законодательным собранием возник конфликт, отдаленно напоминавший противостояние Карла I и парламента накануне Английской революции. Виргинские законодатели, как и английский парламент, настаивали на соблюдении губернатором их прав, в особенности права вводить налоги. Беркли быстро удалось подчинить своей воле законодательное собрание, но конфликт выплеснулся за его пределы.

В 1676 г. недовольные политикой властей колонисты восстали. Их движение возглавил плантатор Натаниел Бэкон. Восставшим даже удалось на время занять столицу колонии — Джеймстаун. Но вскоре Бэкон умер от лихорадки (либо был отравлен), большинство его сторонников рассеялось, и губернатор без особого труда восстановил свою власть. У повстанцев не было далеко идущих целей, они хотели всего лишь укрепить свое экономическое и правовое положение. Но сам факт довольно крупного восстания явился предвестником будущей борьбы американцев за независимость.

Оба восстания развивались довольно успешно, пока в начале 1691 г. из Англии не прибыли войска. В Нью-Йорке восстание было сурово подавлено, а сам Лейслер повешен. Однако в Мэриленде повстанцы достигли относительного успеха. Король Вильгельм III лишил лорда Балтимора власти в Мэриленде и прислал туда своего губернатора. Правда, при этом земельные и все остальные имущественные права лорда-собственника были сохранены. Повстанцы же вообще не подверглись никаким репрессиям: ведь они поддерживали Вильгельма Оранского.


Переговоры Бэкона с губернатором Беркли (справа)

Вопросы и задания

1. Какие три района сложились в североамериканских колониях Англии? Было ли между ними еще какое-либо различие помимо географического положения?

2. Что представляло собой раннее американское общество в XVII в.? Кто такие сервенты (кабальные слуги)?

3. Почему социальные противоречия в Северной Америке в XVII—XVIII вв. не были такими острыми, как в Европе?

4. Согласны ли вы с тем, как объяснено в тексте возникновение негритянского рабства? Может быть, у вас есть свое объяснение?

5. Представьте, что вы один из первых американских поселенцев. Считаете ли вы, что индейцы должны были потесниться, уступить вам место, как полагают сами американцы? Можете ли вы найти иное решение?

Потому что свободные пространства представляли собой огромные территории, которые англичане могли взять "голыми руками", без войн и кровопролитий. Кроме того, на этих территориях, в связи с более суровым климатом, проживало значительно меньше индейцев, соседство с которыми нередко приводило к крупным конфликтам.

В чём заключалось своеобразие раннего американского общества (в сравнении с современным ему европейским)?

В североамериканских колониях Англии уже в ХVII в. стало формироваться своеобразное общество капиталистического типа.

В Европе практически не осталось старой структуры общества. Больше не было четкого разделения на сословия, которыми привыкли управлять короли. В период Нового времени были необходимы изменения. Это привело к трагическим событиям европейских революций.

В североамериканских колониях Англии никогда не было столь острой социальной напряжённости, как в Европе. В Северной Америке отсутствовал основной европейский конфликт того времени – между устоями традиционного общества и набиравшим силу капитализмом.

2. В чём заключалось основное отличие североамериканских колоний Англии от традиционных колоний (например, от испанских колоний в Латинской Америке)?

Во — первых, первые испанские колонии основывались на месте американских цивилизаций, которые приходилось сокрушать, в то время как английские и французские (зачастую также португальские и русские) колонисты в Америке имели дело с примитивными племенами охотников и собирателей. К тому же, эти племена были малочисленными: охотников и собирателей на определённой территории как правило может прокормиться гораздо меньше, чем земледельцев на той же территории.

Во — вторых, климат в колониях Северной Америки был гораздо более суровым: потому эти земли и не заинтересовали испанцев и португальцев.

В третьих, часть английских колоний населяли в основном религиозные диссиденты, бежавшие от преследований на родине. Ничего подобного в колониях других стран не было.

3. Кто такие сервенты? Могла ли подобная социальная группа возникнуть где — либо ещё, кроме Северной Америки?

Сервентами называли бедных поселенцев, которые в качестве платы за перевоз в Америку продавали себя во временное рабство капитану корабля. Капитан продавал их на месте фермерам с аукциона. После этого сервенты работали на купившего их фермера оговоренный срок (обычно 5 — 7 лет). За это время они не только отрабатывали заплаченные за них деньги, но и учились вести хозяйство на новом месте. По истечении положенного срока (если он его проживал) сервент получал от хозяина 50 акров (20 с небольшим га) земли, сельскохозяйственный инвентарь и полную свободу.

4. Почему социальные противоречия в Северной Америке в колониальный период не были такими острыми, как в Европе?

Во — первых, в колониях не было феодальных пережитков. Во — вторых, там в начале колонизации было много свободной земли. А ведь именно безземелье стало одной из главных причин социальных конфликтов в Европе. Кроме того, благодаря обширности территорий стороны конфликтов всегда могли разойтись, просто поселиться в разных местах, вместо того, чтобы бороться.

Пуритане хотели создать общество равных, без социальных конфликтов и со справедливыми законами. Власть в этом обществе должна была быть в руках у самих членов общества.

Закон показывал, что колония только формально подчинялась метрополии. Соблюдение закона именно тогда было реально. Колонии редко воевали друг с другом в то время. Для европейских же войн солдат набирали в европейских же землях: просто слишком дорого было бы везти их из Нового Света. В XVIII в. ситуация изменилась, потому активнее стали боевые действия и между колониями: войны стали наступательными и на американском континенте.


Пилигримы, причалившие к Плимутской скале 11 декабря 1620 года. Гравюра издательства Sarony & Major. 1846 год Library of Congress

На нем в Северную Америку прибывает первая группа переселенцев-пуритан, не признающих авторитет официальной Англиканской церкви. В дальнейшем миграция религиозных диссидентов на новый континент станет массовой


По обвинению в колдовстве повешены 19 человек, почти 200 человек заключены в тюрьму, где несколько из них умирают

Активизируются протестантские учения, делающие упор на искренность личного религиозного чувства. В результате колонии в значительной степени будут отрицать атеистическую сторону европейского Просвещения

Североамериканский театр Семилетней войны. Приводит к вытеснению Франции с континента и становится предтечей конфликта английских колонистов с метрополией, попытавшейся за их счет компенсировать затраты на войну

Второй Континентальный конгресс в Филадельфии — съезд депутатов от 13 колоний — принимает ее 4 июля, год спустя после начала Войны за независимость. Война закончится американской победой еще через семь лет





Главнокомандующий Континентальной армией во время Войны за независимость, первый президент США (1789–1797)


Политический деятель, философ, дипломат, основной автор Декларации независимости, третий президент США (1801–1809)


Битва на Куинстонских высотах. Картина Джона Дэвида Келли. 1896 год The Osoyoos & District Museum and Archives

Выработанные после провозглашения независимости Статьи Конфедерации и вечного союза оказались неэффективны, и к 1787 году специально созванный Конституционный конвент разрабатывает текст Конституции. К 1789 году документ ратифицируют две трети штатов, что дает возможность провести выборы Конгресса и президента США (остальные штаты ратифицируют Конституцию в течение следующих двух лет, после того как к основному тексту будут приняты 10 поправок, защищающих права и свободы граждан, — Билль о правах)

Сторонники действующего президента Джона Адамса считали его оппонента Томаса Джефферсона опасным радикалом и всерьез рассматривали возможность отказаться от передачи власти. Тем не менее Адамс уступает полномочия победителю, создавая прецедент перехода власти в результате демократического волеизъявления

При президенте Томасе Джефферсоне США впервые расширяются за счет покупки: у Франции приобретены земли от границы с Канадой до Мексиканского залива, по размеру примерно равные территории, которую Соединенные Штаты занимали до этого


Начинается после аннексии Соединенными Штатами Техаса, а завершается переходом примерно половины предвоенной территории Мексики к США

Первое собрание женщин в защиту своих прав. На нем, в частности, принимается Декларация чувств, провозглашающая равенство полов и берущая за образец Декларацию независимости США. Ее главный автор — аболиционистка Элизабет Кэди Стэнтон


Председатель Верховного суда США (). Именно решения Маршалла по ряду судебных дел утвердили право надзора со стороны Верховного суда за решениями исполнительной и законодательной властей, превратив его в полноценную третью ветвь власти




Беглый раб, ставший лидером аболиционистского движения, писатель, оратор, общественный деятель. В отличие от основателя американского аболиционизма Уильяма Ллойда Гаррисона, который придерживался стратегии ненасильственной борьбы, Дуглас считал применение оружия необходимым ради освобождения рабов



Миротворцы. Картина Джорджа Хили. 1868 год В центре — главнокомандующий армией Севера генерал Улисс Грант и президент США Авраам Линкольн. White House; Wikimedia Commons

По нему любой гражданин США может получить участок земли из государственного фонда при уплате только регистрационного взноса и с условием, что будет обрабатывать эту землю и жить на участке в течение пяти лет. Закон облегчит освоение западных территорий и обеспечит землей небогатых американцев, желающих стать фермерами


Через несколько дней после сдачи в плен основных сил Конфедерации во главе с генералом Робертом Ли сторонник южан актер Джон Уилкс Бут стреляет в Линкольна во время представления в театре Форда в Вашингтоне. Месяц спустя Гражданская война закончится арестом президента и правительства Конфедерации и полной победой северян

После Крымской войны Россия понимает, что защитить удаленные территории в случае нового конфликта с Велико­британией будет невозможно и само содержание Аляски убыточно (последнее, впрочем, оспаривается Российско-американской компанией). Несмотря на существование в США серьезной оппозиции покупке незаселенного и непригодного для сельского хозяйства куска земли, сделка состоится. Есть мнение, что российский посланник в Вашингтоне Эдуард Стёкль потратил часть денег из полученных за Аляску 7,2 миллиона долларов на подкуп сенаторов

Дорога связывает восточное и западное побережья США и облегчает заселение Великих равнин — огромного предгорного плато в центре континента


16-й президент США (1861–1865), первый — от Республиканской партии. На его президентство пришлась Гражданская война, которую он поначалу пытался разрешить компромиссом. Убедившись в его невозможности, пошел на осво­бождение рабов Юга. Был убит за месяц до окончания войны


Политический деятель Юга, военный министр США в середине 1850-х, сенатор от штата Миссисипи. Президент Конфедеративных Штатов Америки (КША) в 1861–1865 годах. После войны вел частную жизнь, написал мемуары


Военачальник, в годы Гражданской войны — командующий Северовиргинской армией и Главнокомандующий армией КША. Один из самых известных военных в истории США и самый популярный лидер Конфедерации. После войны возглавлял колледж Вашингтона в Виргинии



Политик, аболиционист, лидер фракции радикальных республиканцев в Конгрессе 1867–1868 годов, сторонник Реконструкции Юга, автор 14-й поправки к Конституции. Конфликтовал с 17-м президентом США Эндрю Джонсоном, которого обвинял в нерешительности и желании компромисса с южанами в ущерб правам негритянского населения, в 1868 году инициировал процедуру импичмента президента (безуспешно)


Генерал КША, после войны — один из первых членов и, по некоторым данным, первый гроссмейстер ку-клукс-клана

Читайте также: