Раифский монастырь в казани история кратко

Обновлено: 30.06.2024

Считается, что Раифский монастырь в Казани – самый крупный из действующих обителей Казанской епархии. Но не это в нем примечательно, а длительная история, чудотворная икона Пресвятой Богородицы, хранящаяся там, и истинно православный дух братии. Как попасть в эту древнюю обитель?

История Раифского монастыря

Обитель была основана в 1613 году. Каждый паломник, попадая на подворье монастыря, чувствует особую атмосферу. Дух намоленного веками места подчеркивается строгими белоснежными стенами обители.

История названия

Существует предание, согласно которому в IV в Раифе жили монахи-отшельники. Они в свое время пострадали от варваров и были ими убиты на берегу Красного моря, неподалеку от горы Синай и Раифской пустыни. Считается, что именно в их память была основана обитель с таким названием, так как данный монастырь долгое время находился среди язычников.

По другим данным, в 1613 году некий иеромонах Филарет поселился в келье у Сумского (Раифского) озера. Монах жил в уединении, но постепенно к нему примкнули другие братья, ищущие спасения. Так начала формироваться Раифская пустынь.


Обитель была основана в 1613 году

Начало строительства

В поисках тихого уединенного места монах Филарет пришел к Сумскому озеру. Жившие в тех местах черемисы в конкретные дни совершали свои языческие обряды у того же озера. Они заметили отшельника, и весть о нем разошлась на многие версты. А озеро с того периода стало называться еще и Монастырским.

Постепенно с монахом-отшельником стали селиться другие верующие, и его уединенная келья переросла в православный центр того региона. Однажды один из монахов увидел в небе руку, которая указывала на место в пустыни. После этого некоторые братья слышали звон колоколов, у которого не было источника – он раздавался из ниоткуда. Когда отец Филарет узнал об этом чудесном явлении, на указанном месте была возведена часовня.

Незадолго до своей кончины отец Филарет оставил жизнь отшельника и вернулся в Спасо-Преображенскую обитель, так как хотел быть отпетым по канонам монастыря. Там же его похоронили в 1659 году. А спустя два года на месте его уединенной кельи было решено возвести православную обитель. Примерно в тот же период туда был доставлен список с Грузинской иконы Пресвятой Богородицы. Оригинал в то время хранился вблизи Холмогор. Из-за длительного пребывания обители среди язычников он получил свое название.

Обновление обители

В 1689 году в районе расположения монастыря случился масштабный пожар. Так как здания обители были деревянными, они сильно пострадали. Братия лишилась крова и осталась в прямом смысле слова на пепелище. Некоторые братья покинули это место и разошлись по другим монастырям. Но многие насельники остались, чтобы восстановиться свой пострадавший дом. Тогда было принято решение о возведении каменной обители.

На рубеже XVII-XVIII столетий на этом месте вырос целый монастырский комплекс с прекрасной архитектурой. Некоторые постройки сохранились до наших дней. Первым храмом обители стала церковь, освященная в честь отцов, убиенных в Раифе и Синае. Затем создали Софийскую церковь над братскими кельями. Но она была такая маленькая, что одновременно в ней помещалось только семеро братьев.

Монастырь быстро рос, в тот период здания возводили на результат и долгостроев не знали. Так, в 1739 году на территории обители было уже 15 храмов. Позже возвели Грузинский собор и надвратную колокольню. Троицкий собор основали в начале XX века. Он отличался невероятной акустикой. Когда братия в нем пела, звук разносился на много верст вокруг. Накануне революции 1917 года в монастыре насчитывалось порядка 80 насельников.


Раифский монастырь в Казани

Революционное вмешательство

Когда по русской земле пошла кровавая революция, многие храмы и монастыри были закрыты или разрушены, но изначально только на бумаге. Так случилось с Раифской обителью. В 1918 году ее официально закрыли, но братья совершали богослужения тайно. В 1930 году всем насельникам вынесли обвинение в антисоветской деятельности. Их арестовали и расстреляли, впоследствии отцы были канонизированы. В храмах обители советская власть устроила тюрьму, колонию и ремонтные цеха.

Восстановление храмов

С 1991 года началось возрождение церквей. Раифский монастырь поднимали из руин. Как ни странно, в то время помощь на возрождение святыни выделяли даже мусульмане. Президентом Шаймиевым было сделано пожертвование на пять крестов Троицкого собора.

Троицкий собор является самым красивым во всем комплексе храмов. Он очень светлый, возможно, из-за отсутствия настенной росписи. С другой стороны, таким образом, была возвращена история. Ведь когда постройка была завершена в начале XX века, роспись не была сделана из-за революционного вмешательства.


Иконостас в Троицком соборе

Со временем в обитель из Казани возвратилась ее святыня – Грузинская икона Богородицы. Практически в то же время в Грузинском соборе было совершено первое богослужение. На втором этаже церкви Святых отцов, в Раифе и Синае убиенных, построили небольшой придел в честь тех отцов-монахов, которые были расстреляны советской властью в 30-е годы. Весь храм выглядит как ковчег.

В этом видеосюжете представлена история святой обители.

Архитектурный ансамбль и достопримечательности

Первые постройки монастыря были возведены из дерева. Они сильно пострадали во время пожара в 1689 году и не сохранились до наших дней. Ансамбль, который видят современные паломники, сформировался в течение XVII-XVIII ст. В него входят:

Архитектурный ансамбль гармонично дополняют хвойный лес и озеро, у которого когда-то поселился отшельник Филарет.

Собор во имя Грузинской иконы Божией Матери Собор Живоначальной Троицы Колокольня с надвратным храмом в честь Архистратига Божия Михаила Храм в честь преподобных отцев в Синае и Раифе избиенных

Интересные факты, святыни и чудеса

Праздники и чтимые даты

В разных храмах обители совершаются престольные праздники в следующие дни:

  1. 4 сентября. Празднование основной святыни монастыря – Грузинской иконы Пресвятой Богородицы.
  2. 27 января. Память преподобных отцов, в Синае и Раифе убиенных.
  3. День Пятидесятницы. Престол в Троицком соборе.
  4. 30 сентября. День св. Веры, Надежды, Любови и матери их Софии – престол в маленьком Софийском храме.
  5. 21 ноября – Собор Архистратига Михаила и бесплотных Сил Небесных. Празднование в надвратном храме.

Грузинская икона Божией Матери

У этого образа интересная история. В 1622 году в Грузию вторгся шах персов Аббас. Персы разграбили богатства Грузии и среди прочего забрали богато украшенную икону Пречистой. Спустя три года она была приобретена у персидского торговца помощником русского купца из Ярославля. Сам русский купец во сне увидел этот образ и услышал наставление доставить святыню в Красногорский монастырь.


Грузинский образ Божией Матери находится в монастыре

Когда купец увидел у своего помощника икону, вспомнил о сне и отправился в Черногорский монастырь. Его название возникло из-за расположения обители в горах в окружении труднопроходимого леса. Впоследствии его назвали Красногорским.

Когда Грузинский образ Божией Матери вносили в обитель, произошло первое чудо. Один из насельников, долгое время не имевший слуха и зрения, стал видеть и слышать. Подобных случаев исцеления было много.

Внесеник списка с чудотворного образа в Раифский монастырь сопровождалось многочисленными крестными ходами. Образ носили по городам. Особенно туда, где нужна была помощь, например, если над городом долго не шел дождь. Особенно помогает Пресвятая Богородица по молитвам православных перед ее иконой в исцелении болезней глаз и ушей, а также бесплодия.

Территория уникальных жаб

Как известно, обитель стоит на берегу озера. Было бы естественно, если бы на монастырском дворе постоянно слышалось кваканье лягушек, но его нет. Существует предание, согласно которому первые насельники этого места сильно страдали от неумолкаемого хора жаб. Они не могли спокойно молиться и отдыхать из-за этого шума. Они взмолились Господу с просьбой о помощи, и жабы больше не квакали.

Лягушек на том озере много и сейчас, место для их обитания прекрасное, но они молчат. Если привезти туда жабу из другой территории – она тоже замолкает. Если вывезти местную лягушку, она начинает квакать, как только покидает пределы обители.


Святая обитель стоит на берегу озера

Расписание богослужений

В будние дни в монастыре утреннее богослужение начинается в 7:00, а вечернее – в 15:30 и 20:00. В воскресные дни и праздники утром служба начинается в 7:30, вечерняя проходит по прежнему графику.

Где находится и как доехать

Богородицкий монастырь расположен на территории Волжско-Камского заповедника, в 30 км от Казани. Адрес: 422538, Республика Татарстан, Зеленодольский р-н, пос. Раифа, ул. Набережная, 27. Чтобы туда попасть, нужно в Казани на Северном вокзале сесть в автобус №552 или 554. Из Зеленодольска до обители можно доехать автобусом №405.

Раифская обитель – одна из многочисленных жемчужин русского православия. Она имеет древнюю историю и является образцом стойкости православного народа в возрождении своих святынь.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

5,00


Раифский Богородицкий монастырь в Казани – это достопримечательность, которая среди приезжих и паломников пользуется повышенным спросом. Уютное и тихое место находится всего в 27 километрах от Татарской столицы. Основатель святыни отшельник Филарет. Он жил в хорошо обеспеченной семье, в Москве. Когда его родителей не стало, Филарет решил странствовать по различным городам, помогая нуждающимся. В самом начале своего путешествия от остановился в Московском Чудовом монастыре. Здесь он и изъявил желание стать отшельником. Его служение осуществлялось до сана иеромонаха. Но этот городок священнослужитель покинул, так как он показался ему чрезмерно шумным и многолюдным.

Коротко об истории

Свой путь праведник продолжил пешим ходом. В 1613 году он остановился в городе Казань. На протяжении продолжительного отрезка времени он проживал в Спасо-Преображенском монастыре. Его территория была достаточно большой. Именно тут отшельник и приобрел молитвенный покой, о котором так давно мечтал. Это был достаточно мудрый и целеустремленный человек. Он всегда приходил на помощь к тем, кто в ней нуждался. Приходящие ценили его слова, прислушиваясь к ним.

В конечном итоге проповедник решил спрятаться подальше от внимания людей. На побережье Сумского озера он построил компактную, уединенную келью. Когда-то на этих землях жили черемисы. В праздничные дни тут проводились языческие обряды. На много верст разнеслась информация о святом служителе. Впоследствии к Филарету присоединились верующие православия. Одинокая келья превратилась в православный центр.

На этом месте пришли к выводу о необходимости возведения православного монастыря. Позднее сюда был привезен список с Грузинской иконы Богородицы. Его выполнили с Образа оригинального изготовления.


На протяжении длительного времени вокруг обители царила спокойная и размеренная жизнь. В 1689 году случился пожар. Деревянная постройка полностью сгорела. Приняли решение о необходимости сооружения каменного здания.
Величественный монастырский комплекс масштабной задумки появился в 17-18 веке. Возвели церковь святых Отцов в Раифе и Синае убиенных и Софийскую. А к 1739 году на территории красовалось уже около 15 храмов.

Строительство святынь реализовывалось в максимально короткие сроки. Появился Грузинский, Троицкий собор, колокольня над вратами. В предреволюционный период численность монашеской обители составляла около 80 насельников.
Затем святая земля переживала непростые события – революционные вторжения.


В 1918 году обитель подверглась закрытию, а все богослужения проводились тайно. Послушники и монахи позднее обвинялись в деятельности против власти Советского Союза. Они подверглись аресту и расстрелу, позже были причислены к лику святых. Потом здания стало эксплуатироваться в качестве цеха, места для заточения.

Прогулка по территории монастыря

С 1991 году активным ходом начал идти процесс возрождения. Строение восстанавливали в буквальном смысле по крупицам. Президент Шаймиев пожертвовал бюджет на создание пяти крестов для Троицкого собора. Это была самая красивая святыня. Она отличалась просторными и светлыми залами. Стены и купол отличались наличием большого числа росписей. Грузинская Раифская икона Божьей Матери снова была привезена сюда. Торжественный и невероятно красивый храм увенчан громоздким куполом лазурного цвета. На стенах вы сможете наблюдать роскошные барельефы с изображение евангелистов.

Что касается внутреннего убранства, то оно характеризуется торжественностью. При этом вокруг царит невероятно тихая и благодатная атмосфера. К чудотворным образам постоянно собираются многочисленные образы.

Монастырский комплекс привлекает своим великолепием. Место является достаточно уникальным. Поблизости виднеется озеро, сосновый лес, отнесенный к статусу заповедника. Братия состоит из 60 человек. Наиболее известные личности среди них схиигумен Сергий и иеромонах отец Марк.

Святыня со всех сторон обрамляется прочной стеной. У центрального входа установлен монумент Сергию Радонежскому. Именно он считался предвестником православия в Поволжье. Далее, идет угловая башня, на крест которой находится ангел с трубой. На участке предусмотрено большое количество скульптур.


Привлекает внимание Богородица, прижимающая к себе ребенка, и прекрасный ангел с раскрывшимися крыльями. В центральной части расположена просторная площадка с солнечными часами. Для такого религиозного объекта сооружение смотрится весьма необычно.

Небольшая часовня выстроена рядом. Здесь вы сможете остановиться для того, чтобы набрать воды в источнике. Кстати, при желании питьевую воду можно приобрести уже в бутылки. Ее даже заказывают в различные города.

Участок облагорожен на высоком уровне. Здесь чисто, везде предусмотрены красивые цветники, за которыми хорошо ухаживают. Гости могут полюбоваться интересными фигурками из гипса людей, зверей. Некоторые из них выполнены руками послушников. Из дерева очень тонко и аккуратно вырезаны зайчики, медведи, кошки, лягушки и многие другие. Ландшафтный дизайн продуман до мелочей. Уголок очень уютный, царит умиротворенная атмосфера.

Сооружены небольшие искусственные прудики, в которых плавают утки. А еще есть большой водопад. Он отлично вписывается в общую дизайнерскую задумку. Общая картина дополняется благоухающими кустами роз. Среди кустов можно разглядеть еще одну фигуру – загадочный женский образ.

Также при входе организовано несколько разнообразных выставочных центров, которые вы тоже можете посетить. Многие выбирают музей, где демонстрируются оригинальные изделия из дерева.

Прогуливаясь по двору, можно наткнуться на жиле для юношей сирот. Это непосещаемая посторонними территория, учреждение выполняет функцию временного содержания для несовершеннолетних. Немного подальше расположен музей Раифского специализированного заведения закрытого типа №1. Его многие рекомендуют посетить, так как получите шанс почерпнуть немало интересной информации.

Грузинская икона Божией Матери хранится именно тут и отличается наличием удивительной истории. Когда-то в 1622 году Грузия была захвачена персидским шахом. Святыня была им забрана в качестве трофея. Потом она была выкуплена помощником купца в Ярославле. Торговец увидел сон, который вещал о том, что образ следует транспортировать в Красногорье.

Рассказы о необычном лике распространились во всей планете. Вскоре список стал неотъемлемой частью святыни. Отсюда с тех пор стали совершаться многочисленные паломничества. В некоторых поселениях чудотворный образ даже разносился по домам. Его сила была большой, долгожданная помощь приходила к людям (крестный ход). С этого периода это самая главная и почитаемая святыня Раифа. С ее помощью люди исцеляются от болезней, получают защиту от недоброжелателей, находят решения в различных трудных ситуациях. Многие женщины даже смогли излечиться от бесплодия удивительным образом. Особое покровительство получают рыбаки и охотники. Количество чудесных творений внушительное.


Путешествуя дальше по окрестностям, вы столкнетесь с огромной колокольней в 60 метров. Ее строительство выполнено в конце 20 века. Это были средства известного на тот период купца Атлашина. Сегодня он захоронен на существующем тут кладбище. На верхней точке высотки монтирован крест длиной семь метров. Наука до сих пор не может найти ответ на гипотизу о том, как в 19 столетии удалось установить данную конструкцию на столь внушительную высоту. Ведь ранее не было вертолетов и такой мощной специальной техники, как сейчас. Этот факт остается загадкой.

Легенда о молчащих лягушках

Хочется сказать несколько слов о таких обитателях, как лягушки. Интересно, что обитающие тут создания не квакают. Они просто молчат, а условия обитания им нравятся. Земноводные давно полюбили этот укромный уголок. Если вы хотите убедиться в этом лично, то приезжайте непременно. Будьте уверенны, что поездка оставит массу неизгладимых впечатлений.

О лягушках ходит немало легенд. Оно из сказаний гласит, что когда монахи стали поселяться в здешнем краю, то земноводных стало очень много. Они квакали настолько громко, что отшельники не могли найти спокойствие. Шум отвлекал от молитв и служению Богу. Праведники даже начали страдать бессонницей. Тогда было решено обратиться к всевышнему, прочитав молитву. Она содержала прошение о том, чтобы обитатели водоема прекратили квакать навсегда. Потрясающе, но кваканье действительно прекратилось и воцарилась гармония.

Необычная новость быстро распространилась по округе. Диковинное явление никого не оставило без внимания. Стали искать различные научные доводы. Выполнена попытка привезти жаб из других болот, но они тоже замолкали. А некоторые предпринимали попытки похитить молчаливую жабу. Интересно, как только она переходила границы территории, снова издавала традиционные звуки. Феноменальное явление приобрело статус внешней достопримечательности.

Какие достопримечательности есть поблизости?

Можно полюбоваться здешними красотами с небольшой пристани. Это прекрасный способ отдохнуть от повседневной суеты и насладиться тишиной. Она периодически нарушается мелодичным звоном колоколов. Паломники приезжают со всех точек Земного шара. При желании вы можете сделать памятные фотографии, приобрести сувениры и разнообразную утварь.
Отдыхая тут, вы непременно сможете найти, что посмотреть. Непременно загляните на конный двор. Каждый желающий имеет шанс прокатиться на лошадях. Уроки верховой езды предлагают учителя с опытом. Лошади сообразительные, красивые и дружелюбные. Данный тип отдыха обязательно придется по душе как взрослым, так и детям.


Кроме того, можно посетить дендрарий, который находится неподалеку от обители. Он функционирует, примерно, с 1921 года. Площадь составляет около 21 гектара. Сад красив и представлен 500 видами кустарников, деревьев и растений.

Если вы ищите уединенное и достаточно тихое место, то непременно отдавайте предпочтение прогулки по святой территории Раифского монастыря. Эффектно выстроенный архитектурный ансамбль и ухоженный внутренний двор оставит у вас самые лучшие впечатления.

Как добрать до монастыря?

Экскурсионные туры сюда совершаются достаточно часто. Маршрут пользуется повышенным спросом из-за удачного географического расположения. Поездка будет проходить в комфортных условиях, в сопровождении опытного гида. Природа отличается удивительной красотой. По дороге из окна транспорта открываются восхитительные виды.

История Раифского Богородицкого мужского монастыря

Казанская Раифская Богородицкая общежительная пустынь (в честь преподобных Отцев в Синае и Раифе избиенных) была основана иноком Филаретом в 1613 году при царе Михаиле Феодоровиче. Инок Филарет был прежде насельником Чудова монастыря в Москве и потому являлся самовидцем мученического подвига святого Патриарха Ермогена, заточенного в этой обители. Видимо, не случайно появился Филарет в Казанском крае, еще не забывшем славного архипастырского служения святителя Ермогена в сане митрополита Казанского и Свияжского. Возможно, Филарет был тем связующим звеном, что протянулось между заточенным в Чудовом монастыре Патриархом и Казанским митрополитом Ефремом, который и возглавил Русскую Церковь после мученической кончины святителя Ермогена. Инок Филарет был родом из богатой семьи. Получив наследство, он раздал его нищим, а сам принял монашеский постриг в Чудовом монастыре.

Спустя несколько лет инок Филарет оказался в Казани, где поступил в число братии Спасо-Преображенского монастыря. Городская суета, нарушавшая покой монастырской жизни, заставляла Филарета часто уединяться в леса, окружавшие Казань. Однажды Филарет забрел в одно лесистое место, располагавшееся на берегу живописного озера, где, очарованный прекрасным местом для отшельнической жизни, устроил себе для жилья убогую хижину. Поначалу келья инока стояла одиноко, и только язычники-черемисы нарушали тишину, приходя совершать в это место свои языческие обряды. Но вскоре место, где в посте и молитве подвизался инок Филарет, стало известно казанским почитателям отшельника, которые стали посещать инока Филарета. Некоторые из них решили посвятить свою жизнь иноческому подвигу и поселились рядом. Так появился на берегу дивного Сумского озера иноческий скит.

Первые храмы Раифского монастыря были освящены еще при митрополите Лаврентии. Начиная с 1670 года, когда по челобитной игумена Савватия царю Алексию Михайловичу монастырь получил пустошь над рекой Камой, Раифская обитель стала прирастать лесами, лугами и пашнями. Однако, в 1689 году пожар истребил все монастырские строения вместе с утварью. Обитель пришла в крайнее запустение, и только заботой правящих архипастырей Казанских Адриана (будущего патриарха Московского и всея Руси), Маркелла и Тихона III монастырь вновь расцвел.

По ведомости о монастырях Казанской епархии 1739 года в обители насчитывалось 15 храмов, считая придельные. Почти все церкви получили вклады от митрополита Тихона и от именитых граждан Казани. При архиепископе Филарете (Амфитеатрове) по проекту М.П. Коринфского вместо ветхого храма в 1842 году был устроен новый. Последними строениями Раифской пустыни были колокольня с надвратной церковью во имя Архистратига Божия Михаила и Троицкий собор. Строительство колокольни было начато в 1889 году на средства и по подряду известного казанского благотворителя Михаила Тимофеевича Атлашкина, прах которого покоится на монастырском кладбище (ум. 1901). По преданию, настоятель монастыря игумен Вениамин давно планировал перестройку башни, однако он не был полностью уверен в необходимости этого строительства, а также не имел достаточно средств на него. Не имея никого, к кому можно было бы обратиться за советом, решил спросить у первого встретившегося младенца: строить ему колокольню или нет? Пройдя около версты, игумен встретил женщину с маленькой девочкой. Когда они приблизились к отцу Вениамину, игумен, благословив их, спросил девочку:

— Сколько тебе лет? — Она ответила, что ей чуть ли не 30 миллионов лет, а мать сказала, что ей около четырех лет.

— Ну хорошо, так скажи мне: строить мне колокольню или нет?

— Спаси тебя Господи, деточка, — сказал игумен и возвратился в обитель. В этот же день приказал он нанимать рабочих, приготовлять леса и вообще сделал надлежащие распоряжения. А на следующий день к нему пришел купец Атлашкин и сказал:

— Вот, батюшка, явилась у меня мысль пожертвовать вам в обитель заготовленный у меня кирпич — один миллион штук, только смущаюсь я тем, что вам некуда будет употребить.

На что игумен ответил:

— Спаси Вас Господи, ведь я начал строить колокольню, и кирпич очень нужен.

— Ну вот слава Богу, — ответил купец, — так я вам сегодня же начну перевозить кирпич.

14 сентября 1891 года в день празднования Воздвижения Креста Господня на новую колокольню подняли крест. В 1903 году престол надвратной церкви был освящен во имя Архангела Михаила, в честь небесного покровителя купца Михаила Атлашкина.

Ныне святая обитель переживает новую пору своего расцвета. Монастырь известен свой активной общественно-церковной и социальной деятельностью, в обители действует детский приют, воскресная школа, библиотека, компьютерный класс. В приюте проживает и обучается более 30 детей. Многие иночествующие заочно получают высшее богословское образование в Московском Православном Свято-Тихоновском Богословском Институте и духовных семинариях. Раифский монастырь является известным центром паломничества как простых верующих, так и именитых общественных и политических деятелей, представителей российской культуры. В настоящее время Раифский монастырь является крупнейшим из действующих монастырей Татарстанской митрополии.

Когда-то в давние времена неподалеку от священной горы Синай, что возвышалась над одноименным полуостровом, омывающим берега свои теплыми водами Красного моря, возникло монашеское поселение под названием Раифа…

Во время этих событий в Раифе жило 43 монаха, многие из старцев провели там по 50-60 лет. Захватившие их варвары сначала пытали монахов, требуя золота, а затем убили 39 человек.

И вот, тринадцать веков спустя, монашеский дух и традиции Святых отцев в Синае и Раифе избиенных были возрождены и перенесены на землю казанскую.

История новой Раифской обители чрезвычайно интересна. Для того чтобы почувствовать это, давайте заглянем в глубь веков и ощутим дыхание далеко ушедшего от нас времени…

Родиной основателя Раифского Богородицкого монастыря иеромонаха Филарета была Москва. По смерти своих родителей следуя совету Евангельскому, он роздал все имение нищим и постригся в монашество в Московском Чудовом монастыре. Любимый настоятелем и братиею, все смутное время до смерти патриарха Гермогена (12 января 1612 года) он прожил рядом со Святейшим и удостоился получить сан иеромонаха. Желая вести строгую иноческую жизнь в уединении, которое нарушали в Москве его знакомые и родственники, он оставил ее и направил свой путь в низовые губернии по Волге.

Пройдя многие монастыри и города, иеромонах Филарет прибыл в Казань, остановился здесь и поступил в число братии казанского Спасопреображенского монастыря, получившего свое начало еще в 1556 году по велению царя Иоанна Васильевича Грозного, а к началу XVII века считавшегося одним из лучших в городе. Славилась эта обитель своей древностью и обретением здесь мощей первых казанских святителей Гурия и Варсонофия. Это было в 1613 году.

Вскоре его жизнь, строгая и благочестивая, обратила на себя внимание настоятеля и братии, стала делаться известной и в городе, привлекая к себе множество почитателей. Филарет, чтобы избегнуть мирских почестей и рассеяния принял подвиг юродства. Днем он ходил по улицам и площадям, ночи проводил в молитве и бдении в своей келии. Истинно благочестивые люди, которые сумели под покровом юродства сумели разгадать духовные дарования инока,еще теснее сблизились с ним.

Особым почтением он пользовался в доме богатого казанского купца Сергия, с которым сблизился и проводил долгие часы в беседах о благочестии и вере. Дружба эта настолько окрепла, что Сергий выстроил в своем доме особую келью, где и происходило их духовное общение.

Любя уединение и безмолвие, Филарет часто удалялся из монастыря в дремучие леса и урочища, находящиеся около Казани.

В один из таких дней Филарет вышел за город и направил свой путь в сторону северо-запада, в места еще ему не знакомые. Пробираясь в девственный лес, инок случайно вышел на берег неизвестного озера, тихо плещущего светло-зеленые воды свои у отлогих берегов. Прекрасное и величественное, но вместе с тем несколько мрачное место, довольно удаленное и защищенное от людей дремучим лесом, пленило инока. Он решил остаться здесь и построил себе небольшую хижину. Это произошло в том же 1613 году и именно от этой даты ведет свое летоисчисление Раифская пустынь.

Сначала келья отшельника стояла одиноко, и лишь только в определённые дни дикие черемисы приходили на берег озера для совершения обрядов языческого жертвоприношения.


Но вскоре это место стало известно казанским почитателям подвижника, которые стали его посещать. Некоторые из них решились вести отшельническую жизнь и поселились рядом с Филаретом. Имя первого из них — Сергий, принявший при монашеском постриге имя Серапион. Он оставил мирские дела, принял монашеский постриг, а все свое богатое имущество отдал Седмиозерскому монастырю, где он прожил первое время после своего пострига, пока не присоединился к Филарету. Таким образом росло и крепло вокруг Филарета новое братство, жившее в аскетических деревянных хижинах на берегу прекрасного лесного озера.


По предложению Филарета была построена часовня, куда под руководством своего наставника собирались для служения вечерни, утрени и часов. По преданию, дошедшему до нас из глубины веков, построение часовни было ознаменовано видимым знаком благоволения Божьего. Как-то раз один инок, выйдя из келии, взглянул на небо и увидел простертую из облака руку, благословляющую то место, на котором стоял скит.

Обрадованный и удивленный таким необычным явлением, отшельник поспешил рассказать о нем преподобному Филарету, который воспринял это как доброе предзнаменование. После этого некоторым монахам, жившим на том пустынном месте слышался какой-то необыкновенный колокольный звон, неоднократно повторявшийся с большей или меньшей выразительностью. Это было воспринято как знак предчувствия будущего процветания иноческой обители.

Так как в скиту не было еще церкви, а почтенный возраст брал свое, основатель обители преподобный Филарет, предчувствуя близкую кончину, возвратился в Казань в Спасо-Преображенский монастырь, где в скором времени умер и был погребен. Но брошенные им в благодатную почву семена истинной веры по прошествии нескольких лет дали обильные плоды. В 1661 году к митрополиту казанскому Лаврентию из Раифской обители прибыл инок Фаддей с двумя старцами, которые от лица братства просили благословения на строительство церкви и назначения священнослужителя. Архиерей исполнил желание Раифской братии. Митрополит Казанский и Свияжский Лаврентий не только дал благословение, но и принял самое живое участие в деле устроения обители. Он посетил лично эти места, вручил старцам благословенную грамоту на построение церквей и прислал к ним, в качестве настоятеля, опытного иеромонаха Савватия. В 1662 г. начались строительные работы.


После освящения первой построенной деревянной церкви во имя Евфимия, архиепископа Новгородского Чудотворца, это место стали именовать обителью, а иеромонах Савватий впоследствии был произведен Митрополитом Лаврентием в игумены. Одновременно возводилась стена вокруг монастыря с двумя надвратными церквами. Одна из них была освящена во имя Происхождения Честных древ Животворящего Креста Господня, и, вероятно, находилась на тех вратах, что выходили в сторону озера, а другая во имя Святых преподобных Отец в Синае и Раифе избиенных, от которой и сама обитель стала называться Раифской пустынью. Где находился деревянный храм во имя преподобных отец в Синае и Раифе избиенных, неизвестно. Можно предположить, что эта церковь была на юго-восточной стороне, именно там, где в настоящее время находится одноименный каменный храм. Несколько позднее была построена соборная церковь во имя Грузинской иконы Божией Матери, так как Митрополит Лаврентий решил приобрести точную копию с чудотворной Грузинской иконы Божией Матери (известно, что этот храм был освящен еще до 1670 года). Выбор его, по всей видимости, был не случаен.


До назначения в Казань он служил на Севере — в Важском монастыре, неподалеку от Черногорской обители. В то время именно там находилась эта Чудотворная икона. Он избрал одного из лучших казанских иконописцев и отправил его в Красногорскую обитель, повелев снять в благословение устрояемой им Раифской пустыни, точный список с Грузинской иконы Божией Матери, который вскоре и был доставлен в обитель крестным ходом самим Митрополитом в сопровождении высших городских чинов Казани и множества народа.

История этой удивительной Чудотворной иконы следующая. В 1622 году персидский шах Аббас покорил Грузию, захватив многие святыни Грузинской земли для продажи русским купцам, бывающим в Персии. Среди многих похищенных вещей находилась и Грузинская икона Божией Матери, украшенная серебром и золотом.

Один персидский торговец предложил её приказчику купца Егора Лыткина, Стефану Лазареву, находящемуся тогда по торговым делам в Персии. Стефан с радостью купил чудотворный образ Богородицы в 1625 году и некоторое время хранил его у себя.


Как повествуют старинные монастырские предания, уже во время перенесения иконы из Казани в Раифскую пустынь стали происходить чудесные исцеления немощных: слепым возвращалось зрение, беснующимся приходило очищение, а хромые получали исправление. Таким образом, эта икона с самого первого своего появления в Раифской пустыни получила славу Чудотворной. Прослышав об этом, жители города Свияжска попросили у владыки дозволения, чтобы образ этот приносили бы и к ним. И вот с тех пор икона Грузинской Божией Матери 31 июля стала подниматься с места и к вечере приноситься в Свияжск. На другой день, после литургии в Богородицком монастыре, организовывали крестный ход на реку Щуку и обносили образ вокруг всего города. Затем жителям Свияжска дозволялось брать Чудотворную икону по домам, а с 6 по 21 августа ее торжественно проносили по окрестным селениям и возвращали в Раифский монастырь. Но бывали случаи, когда жители отдельных деревень обращались к настоятелю обители с просьбой отпустить к ним образ Грузинской Божией Матери для молебствования и в неурочное время. Так случилось в деревне Васильево 24 июня 1830 года. Вот что повествует предание, дошедшее до наших дней.


В каком именно году были освящены первые четыре храма, неизвестно, но можно утверждать, что они были построены и освящены при Митрополите Лаврентии, т.е. до 1670 года, практически одновременно с принесением сюда из Казани чудотворного образа Грузинской Божией Матери, прославившегося многочисленными чудотворениями и ставшего вскоре одной из главных святынь Казанской епархии.

С 1690 по 1717 гг. трудами третьего настоятеля обители игумена Германа при поддержке высокопреосвященного Маркелла (собственной своей казной и пожертвованиями от доброхотных даятелей) кроме настоятельских и братских покоев, других служб, внутри монастырской ограды (а она больше походила на крепостное сооружение, так как имела бойницы и пушки) построил несколько очень красивых церквей. Это были каменные церкви во имя Чудотворной Грузинской иконы Пресвятой Богородицы, храмы преподобных Отец в Синае и Раифе избиенных; Святителя Николая Мир Ликийских Чудотворца, а также ограда и три двухэтажных флигеля: для настоятеля, для братских келий и для трапезной. Строительные работы производились под руководством иеромонаха из Новоиерусалимского монастыря мастера-строителя Гермогена. Преемник Владыки Маркелла по кафедре Митрополит Казанский Тихон Третий (Тимофей Васильевич Воинов) для Раифской пустыни оказался истинным благодетелем. Он особенно любил эту пустынь, так что в ней заповедовал и похоронить себя, хотя это завещание не было исполнено и он, как и Маркелл, был похоронен в Благовещенском соборе Казанского Кремля. Он закончил постройку каменных церквей, снабдил их богатой ризницей, вообще привёл всю пустынь в особо блестящее положение. Для своих частых приездов он построил отдельный домик. На монастырском озере долго сохранялся деревянный сруб, на котором некогда Высокопреосвященным была основана беседка, куда он часто хаживал, освежиться в жару и насладиться прекрасными видами, открывающимися отсюда во все стороны.



По его настоянию игумен, впоследствии Архимандрит Раифской Пустыни, Амвросий (Боголюбов) начал постройку нового каменного тёплого собора во имя Грузинской иконы Божией Матери по проекту архитектора М. П. Коринфского вместо пришедшего в ветхость храма построенного в 17 веке при митрополите Маркелле, строительство которого было завершено в 1842 году. В стенах этого собора Владыка Филарет устраивал для себя келии, где хотел упокоиться от трудов своих, но был переведён Митрополитом в Киев, и собор уже достраивался без него. Небезынтересен тот факт, что этот собор имел в подвале свою котельную и в холодное зимнее время отапливался при помощи воздушных отдушин внутри стен.

В 1794 году благочестивая казанская мещанка Надежда Ивановна Киселёва пожертвовала свои денежные сбережения на строительство церкви, которая была освящена в честь мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии, на месте разрушенной молнией церкви Страшного Суда Божия.

Последними строениями Раифской пустыни являются колокольня с надвратной церковью во имя Архистратига Божия Архангела Михаила, построенная на месте пришедших в ветхость башни с холодной надвратной церковью во имя Святителя Николая. Строительство колокольни было начато в 1889 году на средства и по подряду известного казанского благодетеля и мецената купца Михаила Тимофеевича Атлашкина, прах которого покоится на монастырском кладбище (умер в 1901).

По преданию, настоятель монастыря, игумен Вениамин давно планировал перестройку башни, однако он не был полностью уверен в необходимости этого строительства, а также не имел достаточно средств на него. Не имея никого, к кому было бы обратиться за советом, решил спросить у первого встретившегося младенца: строить ему колокольню или нет? Пройдя около версты, встретил женщину с маленькой девочкой. Когда они приблизились к нему, он, благословив их, спрашивает девочку:

— Сколько тебе лет? — Она ответила, что ей чуть ли не 30 миллионов лет, а мать сказала, что ей около четырёх лет.

— Спаси тебя Господи, деточка, — сказал отец игумен и возвратился в обитель. В этот же день приказал он нанимать рабочих, приготовлять леса и вообще сделал надлежащие распоряжения. На следующий день к из Казани нему приехал М. Т. Атлашкин и говорит:

— Вот, Батюшка, явилась у меня мысль пожертвовать вам в обитель заготовленный у меня кирпич — один миллион штук, только смущаюсь я тем, что вам некуда будет употребить.

И 14 сентября 1891 года в день празднования Воздвижения Креста на новую колокольню поднимали крест. В 1903 году престол надвратной церкви был освящён в честь Архистратига Божия Михаила, в память р.Б. Михаила Атлашкина, который был известным благодетелем не только Раифской обители, но многих других монастырей и приходских храмов.



При учреждении Раифской пустыни братии было в ней 20 человек, в первой половине 18 века — 30 человек, в 1764 году — 25 человек, в 1833 году -35 человек, в 1880 году — 42 человека, в 2001 году — 60 человек.



Спасли обитель от полного разрушения, практиковавшегося в то время в отношении храмов и монастырей, профессора Казанского университета. В 1919 году при Университете был основан лесной факультет и ему была передана Раифская обитель с её лесами.


С весны 1919 года снова вернувшиеся после первой попытки закрытия обители в 1918 году монахи возобновили богослужения в двух храмах, но часть зданий осталась за лесным факультетом. Тогда же началось разграбление обители, был вывезен хлеб и практически все запасы.



Раифские монахи были одни из немногих в среде духовенства Казанской Епархии, кто с первого дня отказался принять власть обновленцев, считая неканоническими: Высшее Церковное Управление, присланного в Казань в мае 1923 г. лжеархиепископа Алексия и Казанское Епархиальное Управление, возглавляемое незаконным архиереем. Обитель стала одним из оплотов Православия в Казанском крае. Когда в июне 1924 года в монастырь перевели волостной исполком, больницу и школу из села Большие Ключи, забрав большую часть хозяйственных построек и братских корпусов, в Раифе проживало 25 монахов и 18 послушников, а настоятелем был архимандрит Феодосий. Последним же настоятелем был игумен Сергий. В июне 1928 года обитель была вновь закрыта. Однако крестьяне деревни Бело-Безводной организовали религиозную общину и власти, памятуя о массовом крестьянском выступлении 1918 года, не решились отказать в регистрации прихода. Из всех монашествующих — около 40 человек — крестьяне выбрали семерых, остальные нашли работу в селах, некоторых по старости приютили крестьяне окрестных деревень.



Отстояв всенощную, большинство прихожан осталось ночевать в храме или у знакомых. Утром состоялось трогательное богослужение.



После полного закрытия монастыря в 1930 году и происшедших здесь трагических событий, духовная жизнь в Святой обители на долгие десятилетия оборвалась. Тогда же большевики сняли со звонницы монастыря самый большой колокол, который упав, полностью ушел в землю. По воспоминаниям очевидцев, после падения и удара земля долго гудела. Колокол был очень велик, весил около 500 пудов. Остававшиеся в обители иконы, книги, священнические облачения и все, что не представляло материальной ценности, сожгли. Предметы церковного обихода и утварь разграбили и древние храмы на десятилетия невольно стали безмолвными свидетелями тысяч трагически сложившихся человеческих судеб.


По имеющимся сведениям по ликвидации монастырей, в Раифской пустыни предполагается там поместить дом дефективных детей, отдел учитывая острую нужду в жилплощади опытного лесничества института с/х и лесоводства, а также Управления Татарского национального заповедника и проч. научных учреждений считает необходимым просить о передаче освобождающихся зданий указанным выше организациям и возражает против вселения туда дефективных детей, присутствие которых не позволит развернуть работу по заповеднику и равносильно полной гибели самой идеи заповедника, т.к. уберечь насаждения не представится возможным. О вашем заключении просим поставить в известность отделСо своей стороны отдел позволяет заметить, что для поселения дефективных детей более подходят здания бывшей Семиозерной пустыни .

Читайте также: