Рафаэль санти дама с единорогом описание картины кратко

Обновлено: 05.07.2024

Одежду снять – не дышите. Снимок!

Взглянем на картину до первой реставрации, благо теперь это возможно.

Портрет дамы с единорогом до реставрации, как Святая Екатерина Александрийская 1900(любезно предоставлено архивом Алинари, Флоренция).

Портрет дамы с единорогом до реставрации, как Святая Екатерина Александрийская 1900(любезно предоставлено архивом Алинари, Флоренция).

Ни о каком единороге речь в принципе не идет. На картине мы видим нашу героиню в образе Святой Екатерины Александрийской . Плечи и руки целомудренно прикрыты мантией, а на месте единорога соответствующие атрибуты - колесо и пальмовая ветвь.

И даже о Рафаэле как об авторе речь здесь не шла. Работу в разное время предписывали кисти Перуджино, Франческо Гранначи и другим авторам.

Итак, в 1916 г. Джулио Канталамесса (итальянский искусствовед) установил, что руки, мантия, колесо и пальмовая ветвь дописаны поверх оригинала.

Затем, удачное сплетение обстоятельств: профессионализма, интуиции и новых технологий уже в 1927 г. позволило выявить нашу собачку ( и вовсе чем-то на маленького барашка похоже ), прошу прощения, нашего единорога. За первое спасибо авторитетному искусствоведу Роберто Лонги, за второе - Вильгельму Конраду Рентгену и его одноименным лучам. Нашей даме выпала честь первой испытать на себе этот новый метод исследования.

- Руууки прочь от художника! Как, зачем реставрация? Значит это уже не Рафаэль,нет. Точнее он не весь он. (кстати, а как Вы читаете, после реставрации картина теряет, так сказать, дух своего создателя. Неужели это уже не совсем оригинал? Делитесь своими мыслями в комментариях)

Скорее, здесь интересно почему выбор "первоиспытателя" пал именно на эту картину, ну мало ли спорных вопросов в живописи было на тот момент. Но, видимо, не давала она покоя ученым, как в своё время не давала покоя Сальвадору Дали картина Милле " Анжелюс" и он требовал её "просвятить". И не ошибся. Читайте об этом в нашей следующей статье.

Но, подождите, а Вы точно уловили, что гениальный Рафаэль вовсе не изображал единорога, он изобразил собачку!

(короткий вздох и тихий обморок, какая еще собачка?)

Как же, маленькая, серенькая такая.

В 1935-1936 г. картине практически возвращают её первоначальный облик. Кропотливо снимают более поздние слои с мантией, мученическим колесом и ветвью. И нашему взору открывает картина, которую мы знаем сейчас. Интересно, что дальше единорога счищать не стали, так как сказали:

Остается только гадать, действительно ли это было опасно, или просто единорог романтичнее. Ведь это эпоха поэтов и художников, а тут - собачка. Так что собачку мы можем лицезреть только на рентгеновском снимке.

Любопытнее другое, кто и зачем дважды переписывал портрет этой милой девушки. Был ли это сам Рафаэль?

Вдохновение – Леонардо

Думаю, к этому моменты у многих из Вас (несомненных любителей искусства) в голове возник ассоциативный ряд с работами великого Леонардо и его сфумато. Мона Лиза, например…

И это не случайно.

Портрет " Дамы с единорогом" историки относят к ранним портретам Рафаэля, сделанным во Флоренции. Известно, что в это время во Флоренции творил и Леонардо. Рафаэль уже тогда восхищался его техникой. Да и поворот головы, положение рук, пейзаж за спиной - всё же есть здесь нечто общее, не так ли?

Но, с нами бы не совсем согласился Кристофер Тоуенс:

" . как бы беззастенчиво Рафаэль не принимал позу, композиционные рамки и пространственную организацию портрета Леонардо "холодная настороженность" во взгляде молодой женщины очень отличается от "загадочной двусмысленности" Моны Лизы. "

Если дело только в этом, пожалуйста.

Претендентка №1 – Маддалена Строцци

Вдохновение Леонардо, возможно, почему нет. Но кто эта девушка. Да и реальна ли она была?

Оставим это на усмотрение Вашей фантазии. Интересно другое, не хватает чуть ли не главного атрибута свадебного портрета – обручального кольца. Так что, возможно, вовсе это не Маддалена.

Картина написана в типичном для эпохи Возрождения стиле. На картине изображена девушка, держащая в руках маленького единорога. Единорог издревле считался символом непорочности, чистоты. Легенды гласят, что только девственнице под силу укротить разбушевавшегося единорога.

Картина Рафаэля Санти изображает широко популярный в те времена сюжет. Он был отражен в многочисленных произведениях искусства эпохи Возрождения.

В центре полотна мы видим юную девушку, изображенную по пояс. Портрет типичен для того времени

– девушка сидит на фоне природы, виднеющейся из-за колонн замка. На ней широкое красивое платье из ткани золотистого и бордового цветов. На платье широкое и глубокое декольте, но по пропорциям фигуры эпохи Возрождения у девушки чрезмерно покатые плечи и совершенно плоская грудь.

На шее девушки необычный кулон, состоящий из кожаного шнурка и крупного бордового камня, вероятнее всего, рубина.

У девушки светлая восковая кожа, она почти прозрачная. Волосы девушки светлые, аккуратно убраны в прическу, однако видна длина волос. Волосы слегка вьются. Светлые волосы – еще один символ непорочности.

девушки беспристрастно. Невозможно угадать ни единой эмоции на застывшем лице. В то же время она смотрит как бы с укором на зрителя. Ее губы решительно поджаты – она уверенно владеет ситуацией. На лице ее спокойствие и ни тени сомнения.

Единорог в ее руках спокоен и доволен. Его рот полуоткрыт, глаза смотрят вправо. Отсутствие рога сделало бы это мифическое существо похожим на единорога.

В этой картине Рафаэлем Санти воспето чудо непорочности, прелесть и чистота этого состояния. В эпоху Возрождения девственность считалась силой, которая дает некие особенные, магические свойства женщине. Девушка же на картине довольна своим положением, она наслаждается своей силой повелевать над единорогом.

Дама в декольтированном парчовом платье с пышным воланом рукавов, она одета, как благородная дама. На ее шее золотая цепочка с кулоном в виде большого квадратного рубина в оправе и в виде капли белой жемчужины под рубином. В светлых, аккуратно уложенных длинный волосах над высоким лбом сверкает диадема.

Огромные голубые глаза невинны и прекрасны. Молодое свежее лицо с легким румянцем, прямой ровный носик и нежные губы дамы, выдают в ней совсем еще молоденькую девушку.

В руках девушка держит маленького единорога. Единорог – мифическое существо в виде коня или ягненка с рогом в центре лба, согласно старинным легендам считалось символом чести и целомудрия, потому что приручить единорога могла только невинная девушка или девочка.

Молодая, грациозная, изящная, и вместе с тем загадочная дама, вполоборота позирует на балконе. Золотое с бордовыми пушными рукавами платье, подпоясанное тонким пояском, узкие покатые плечи, белая нежная кожа. Все это выдает в девушке благородную кровь.

Дама сидит на балконе, за ее спиной каменный парапет и две колонны, украшающие пространство балкона. Вдалеке виднеется озеро, слева небольшая рощица, и горы – типичный итальянский пейзаж.

Считается, что картину написал художник по заказу семейства Альдобрандини. Почти через 180 лет, картину попадает в коллекцию галереи Боргезе. За время ее пребывания в музее, картина несколько раз была переименована.

Однако, когда картину в тысяча девятьсот тридцать шестом году реставрировали, подтвердилась гипотеза, о том, что это рука Рафаэля.

картина дама с единорогом рафаэль

Флорентийский период молодого Рафаэля

Утонченный стиль юного живописца

На полотне мы видим портрет неизвестной красавицы. Композиция создана явно под влиянием Леонардо.

дама с единорогом картина рафаэля описание

дама с единорогом картина рафаэля музей пушкина

По поверьям того времени, он может быть приручен только девушкой, сохранившей свое целомудрие.

Этот женский образ полностью гармоничен и целен. Он написан на переходах чистых и светлых тонов.

Изящество и утонченность, а также таинственность души этой юной незнакомки – две главных тайны, которые скрывает портрет. Это один из идеалов красоты женщины начала XVI столетия.

Кого считали автором?

рафаэль санти дама с единорогом описание картины

Метаморфозы святой Екатерины

картина дамы с единорогом автор

Рентген выявил несколько слоев позднейших дописок, а также то, что первоначально на руках модели сидела маленькая собачка (символ верности супругов), которую сам автор заменил единорогом. Это узнали в 1959 году, когда еще раз исследовали произведение и выяснили, что в ходе позднейших доработок живописец сам изменил смысл картины от преданности до чистоты. Картина была сильно повреждена. Реставраторы, осторожно снимая слой за слоем, вернули шедевру первоначальный вид.

Сейчас предполагают, что картина прошла несколько этапов работы:

  • Модель, державшая собачку, была менее юной, и Рафаэль написал только озерный пейзаж, небо и фигуру на его фоне.
  • Положение рук, рукава, собачку, колонны дописывал другой художник. Возможно, он был близок к школе Леонардо.
  • Спустя несколько десятков лет собачка стала единорогом, что потребовало переписать руки.
  • Через столетие неизвестный художник превратил этот образ в святую Екатерину.

Выяснить, кто послужил моделью, до сих пор не удалось. Это загадка портрета.

Выставка одной картины

Р. Водре, глава музеев Рима, сообщила, что подготовка картины к путешествию в Российскую Федерацию шла три месяца. Первоначально создали полностью герметичный контейнер. Именно в нем должен сохраниться необходимый для полотна микроклимат. После этого изготовили наружный деревянный ящик, в который поместили контейнер, который не может передвинуться ни на один миллиметр. В аэропорт Рима контейнер привезли на специальном автомобиле и потом поместили на правительственный самолет для доставки в Москву.

В музее Пушкина обеспечили сохранность шедевра, поместив его под пуленепробиваемое стекло.

Читайте также: