Рафаэль обручение марии и иосифа описание картины кратко

Обновлено: 08.07.2024

По мнению ученых, Рафаэля вдохновили две композиции, созданные его непосредственным учителем – Перуджино.

Рафаэль указал прямо на изображенном на картине храме собственное имя, а также и дату. Запечатлен тот исторический момент, когда Иосиф надевает Марии на палец кольцо. В его руках мы видим посох, который и является символом избранничества. Примечательно, что он у него расцвел, тогда как у других этого не произошло.

Структура композиции создается многоугольным храмом. Он доминирует над всем. Именно храм определяет то, как расположены все фигуры и основная группа, находящаяся на переднем плане этой картины. Живописец создает особую радиальную систему с центром – храмом. Если зритель смотрит вдаль через многочисленные аркады и дверные проемы, у него создается впечатление, что эта система имеет вполне логичное продолжение и с другой стороны этого наполненного величием здания.

Композиция имеет круговую структуру. Этот ритм повторяется и группой гостей этой

Что касается цветовой гаммы, то стоит отметить, что в основном использованы коричневатые и золотистые тона с некоторыми вкрапления других цветов. Фигуры всех персонажей картины очень светлые. Кажется, что они словно находятся в очень чистой атмосфере. Ее созданию во многом помогает светло-голубое небо.

Структура творения Рафаэля во многом схожа с работами его учителя Перуджино. В отличие от горизонтальной композиции, у Рафаэля они имеет круговую структуру. Именно эта особая композиция с зданием многоугольного типа и группой фигур совершенно отличает работу Рафаэля от творений его учителя. Все пространство на картине художника более открыто, а сама перспектива изображена с величайшим мастерством.

Романтических сюжетов в религиозной живописи маловато. Ну потому, что главная любовь, которую пропагандирует христианство, это конечно, любовь к Богу . А мужья, дети и собаки – это все мирское, это потом. Поэтому даже такой сюжет, как свадьба будет начинён всевозможными символами веры.

И эти символы вовсе не про свадебную (обручение здесь идет в значении свадьбы, а не помолвки) выпечку, запуск голубей, выкуп невесты и подвыпившего свекра, все они про небесное покровительство земных чувств.

Известную в искусстве пару Марии и Иосифа (родителей Иисуса), изображали множество раз, но лишь у Рафаэля Санти, гения эпохи Возрождения, вышла такая пробивная метафизическая ассоциация.

Обстановка.

Мария и Иосиф жили в далекие времена, за две тысячи лет до нас. И примерно за полторы тысячи лет до Ренессанса. Но Рафаэль изображает их как своих современников. У свиты молодожен модные итальянские наряды, праздничное шествие застыло на большой городской площади, позади брачующихся, праздно гуляют простые горожане. Зачем Рафаэлю понадобилось вписывать "библейский" сюжет в реалии своего времени?

Скорее всего по одной причине – показать, что божественное присутствие не имеет срока давности, а соединение любящих сердец во все времена должно быть благословлено церковью.

Архитектура.

Храм на одной оси с главными персонажами тоже про благословение. Во всех вариантах этой картины, проемы в храме буду просвечивать, давая дорогу божественному свету. Земные и смертные люди с одной стороны, бесконечное небесное царство с другой, а церковь – посередине, как проводник земного к небесному, и наоборот.

Такая двоичность, как бы мы сказали, в духе Христа. Именно в нем и происходит соединение двух ипостасей: земной и небесной.

Символы.

Мария показана в одеждах своих традиционных цветов. Небесно-голубого и жертвенного красного. Иосиф, единственный босой персонаж, наделен посохом из миндальной ветки. Миндаль давний символ невинности и так же связан с Марией. Получается, что священник, передавая эту ветвь, гарантирует жениху нетронутость (несмотря на беременность) его невесты. Что ж, ему ничего не остается, кроме как поверить.

В картине мало выразительных красок или экспрессивных лиц. Точнее, их там вообще нет. Зато много геометрии. Ритм дорожек, ведущих к храму, треугольник новобрачных и священника, треугольник к в круге, круг в квадрате и т.д. Рафаэль прошил изображение этими неуловимыми ритмами форм, которые заставляют воспринимать картину как нечто словесное, поэтическое. И это потрясающий живописный ход.

Форма.

Есть предположение (и оно главенствует), что Рафаэль списал вид храма с известного Темпьето 1502 г. , возведенного в Риме незадолго до написания художником работы. Идея такого круглого храма пришла из античности, но во времена христианства приобрела символическое значение.

Обручение Девы Марии, Рафаэль Санти, 1504

Одно из самых известных произведений раннего периода творчества великого Рафаэля Санти.

Картину, изображающую знаменитый библейский сюжет, живописец закончил в 1504 году, и именно с этой работы пошла о Рафаэле слава, как о сложившимся мастере необыкновенного редкого дарования.

В работе ясно прослеживается влияние Перуджино, в мастерской которого долгие годы учился Рафаэль.

Картина отличается идеальной симметрической композицией, при этом художнику удалось внести много революционно нового в библейский канонический сюжет.

Марию и Иосифа живописец изобразил не в храме, как это было принято, а в центре площади. Весь окружающий пейзаж пронизан двойным смыслом. С одной стороны, величественный храм со сквозным проходом, через который льётся свет, символизирует божье благословение, с другой же, строение представляется зрителю как визуальный барьер между земным и небесным, оживлённая площадь резко контрастирует с одиноким прекрасным пейзажем по ту сторону храма.

Все действующие герои лишены статики – их позы естественны, а жесты наделены лиризмом. Мария и Иосиф изображены практически бесплотными – одухотворённые, с любовью и смирением склонили они головы перед священником. В руки Иосифа Рафаэль дал посох, как символ богоизбранника. Рядом с парой отвергнутый жених ломает свой посох о колено.

В картине использовано ограниченное количество окрасок – мастер играет с полутонами, создавая при этом необходимый ритм и колорит.

Картина долгое время кочевала по разным церквям и капеллам (не покидая Италии), пока в 1806 году не была выкуплена пасынком Наполеона Евгением де Богарне для Академии изящных искусств.

Обручение Девы Марии

Это самая ранняя из точно датированных и хорошо сохранившихся до наших дней работ Рафаэля. На заднем плане имеется подпись Рафаэля и дата, написанная римскими цифрами - MDIIII. Картина была заказана художнику одним из богатейших семейств в Чита-ди-Кастелло - Альбиццина - для их капеллы в церкви Сан-Франческо. Тема картины взята из средневековой легенды, согласно которой на руку Девы Марии претендовали несколько женихов. Присутствовавший среди них Иосиф был избран благодаря волшебному знамению: его жезл зацвёл прямо у него в руках. В правом углу картины изображён один из неудачливых женихов, с досады ломающий о колено свой собственный жезл.

Выбранный сюжет был особенно популярен в той части Италии, где родился и вырос Рафаэль, поскольку кафедральный собор в Перудже гордился своей святыней - обручальным кольцом Девы Марии. Пьетро Перуджино, оказавший сильное влияние на стиль юного Рафаэля, в своё время писал картину на этот сюжет. Поэтому Рафаэль, приступая к работе, взял за основу композицию своего учителя.

Обручение Девы Марии, Рафаэль Санти. Фрагмент 1

Слева изображена группа девушек, подружек Марии, сопровождавших её к иерусалимскому храму.

Обручение Девы Марии, Рафаэль Санти. Фрагмент 2

На заднем плане возвышается прекрасное купольное здание, изображающее иерусалимский храм. Согласно легенде родители Марии именно сюда отдали на воспитание свою дочь, о которой было предсказано, что она станет матерью Христа.

Обручение Девы Марии, Рафаэль Санти. Фрагмент 3

Справа изображены недовольные женихи. Каждый из них держит жезл, но только у Иосифа на нём появились цветы, почему он и был выбран женихом Марии.

Обручение Девы Марии, Рафаэль Санти. Фрагмент 4

В центре картины мы видим первосвященника, соединяющего руку Марии и Иосифа.

Читайте также: