Рациональное и иррациональное в юридической методологии кратко

Обновлено: 05.07.2024

Рациональный и иррациональный виды мышления — это две противоположности. Первый вид восприятия позволяет рационально решать различные задачи, а второй — находить нестандартные пути в самых разных ситуациях.

Рациональное мышление

Рациональный тип мышления позволяет четко видеть факты, находить правильные и эффективные пути решения различных задач. Человек, обладающий таким мышлением, видит вещи в их истинном свете и может их адекватно анализировать.

Обычно рациональный тип мышления связывают с людьми, которые работают в различных областях и пользуются этими способностями для достижения определенных целей. Но на самом деле рациональный тип мышления бывает полезен и в повседневной жизни. Он помогает обычным людям решать насущные проблемы и находить правильные выходы из разных ситуаций.

Личности с рациональным мышлением обладают рядом признаков:

  • Рационально оценивают данность;
  • Понимают, какие цели им по плечу;
  • Воспринимают критические замечания и учитывают их;
  • Обладают такими качествами как прагматизм и расчетливость.

Этот тип мышления позволяет быстро, ввиду того, что каждый шаг их просчитан принимать правильные решения, видеть все достоинства и недостатки той или иной ситуации. Люди, обладающие рациональным мышлением, часто достаточно успешны.

Что такое иррациональное мышление

мышление

Те, кто обладает рациональным типом мышления, как правило, не обладает никакими особенными способностями к воспроизведению образов, к фантазиям, имеют определенные ограничения в этих аспектах.

В то же время, те, кто обладает мышлением иррациональным, могут при принятии решений руководствоваться чувствами, впечатлениями, просто душевным состоянием.

Лучше всего иррациональное мышление демонстрируют дети. Именно они не ограничены никакими рамками, говорят то, что думают, не размышляя о последствиях. Обладают способностью фантазировать и представлять даже самые немыслимые ситуации. В детском сознании отсутствуют такие понятия как рассудительность и задумчивость относительно собственных поступков. Именно поэтому они могут принимать иррациональные решения.

Множество знаменитых людей имели именно иррациональный тип мышления. Это были художники, писатели, драматурги и другие. Многие из них в последствие стали знаменитыми, и все благодаря тому, что использовали именно иррациональный тип мышления.

По сути, рациональный и иррациональный виды мышления являются двумя сторонами одной медали. Если разобраться, то человеку необходимы навыки в обеих областях, тогда как часто люди выбирают только один тип, который кажется наиболее верным.

Если трезво оценивать все эти факторы, то нужно признать, что рациональное и иррациональное мышление идут рука об руку, никак не мешая друг другу, но, наоборот, дополняя.

Как правило, успешные люди в одинаковой мере обладают обоими типами мышления, успешно их используют и с помощью их решают огромное количество сложных задач.

Формирование того или иного типа мышления происходит на протяжении всей жизни, обладать им может как взрослый, так и ребенок. В то же время, мотивировать на приобретение определенных навыков может родитель ребенка или наоборот.

Человек разумный выбирает комбинацию обоих типов мышления, при этом форма их может очень сильно различаться, однако на сегодняшний день существуют специальные тесты, которые способны показать принадлежность личности к тому или иному типу мышления.

Истоки рационализма связывают с Сократом, который заложил основы формирования понятия и критической рефлексии. Аристотелевская логика основывается на трех законах: тождества, противоречия и исключенного третьего. В числе важнейших оснований рационалистической философии лежат также стремление Пифагора, а вслед за ним Платона, положить в основу всего число, т. е. количественную характеристику мира3, и утверждение И. Канта о математике как критерии научности любой науки4.

С. Ф. Одуев выделяет три типа рационализма: 1) доклассический (философия древности от Аристотеля до эпохи Просвещения); 2) классический (от Декарта до Гегеля); 3) постклассический (от позитивизма до психоанализа, структурализма, критического реализма)7. При этом он вычленяет три аспекта в рационализме: гносеологический, аксиологический и онтологический.

Причинами кризиса рационализма С. Ф. Одуев считает следующие:

‑ самоуверенность и гордыня рационализма, претендовавшего на полное претворение действительности в познающем сознании (гносеологический нарциссизм);

‑ противоречие методологии естественных и гуманитарных наук (которое было осознано в XIX веке), разделение труда в науке, невостребованность диалектики (формализм);

‑ преувеличение роли рациональных путей и социальной гармонии (гносеологический фетишизм)8.

Что в руки взять нельзя ‑ того для вас и нет,

С чем несогласны вы ‑ то ложь одна и бред,

Что вы не взвесили ‑ за вздор считать должны,

Что не чеканили ‑ в том будто нет цены.

Иррациональное, в самом общем смысле, ‑ это находящееся за пределами рассудка, алогичное и неинтеллектуальное, несоизмеримое с рациональным мышлением или даже противоречащее ему. В теории познания диалектического материализма иррациональное рассматривается как нечто не познанное, но в принципе познаваемое.

исторические типы иррациональности:

1) романтическая иррациональность как реакция на просветительский рационализм;

4) иррационализм философии начала ХХ века как общая реакция на рационализм16.

В этой исторической типологии есть существенное упущение ‑ она построена с точки зрения рационализма и не учитывает, что изначальное мифологическое миропонимание было иррациональным, рационализм возник позднее в ответ на требования практической деятельности.

Когда мы задаемся вопросами в процессе исследования и осмысления объекта, то легко проявляется различие методологий: рационально-гносеологический подход требует ответа на вопросы: что это? на что это похоже и чем оно отличается от уже известного? Иррационально-аксиологический подход ставит вопросы: зачем? для чего? как это можно использовать? какова ценность предмета как средства удовлетворения человеческих потребностей?

Разумный компромисс предложил М. М. Бахтин в виде идеи диалога, возможности диалогической дополнительности рационального и иррационального способов освоения мира.

Следовательно, рационализм и иррационализм нужно не противопоставлять (и абсолютизировать любое из них), но искать каналы и способы их взаимодействия. Этим обеспечивается бóльшая полнота освоения мира. Рациональный подход реализует аналитическую, дифференцирующую точность, иррациональный ‑ целостность, синтетичность.

Рациональное Иррациональное
Однозначная причинная обусловленность, детерминация Неоднозначная обусловленность, синхронность
Объективная достоверность, проверяемость Субъективная достоверность, непроверяемость
Адекватная транслируемость и перевод на другие языки Неполная транслируемость, перевод с остатком, сотворчество
Дискурсивность, осознаваемость Неполная осознаваемость, интуитивность
Связано с количественными характеристиками объектов Связано с качественными характеристиками объектов
Используется для осмысления материально-технической сферы Используется для осмысления духовно-гуманитарной сферы
Связано с функциями левого полушария головного мозга Связано с функциями правого полушария головного мозга
Дискретность, прерывность Континуальность, непрерывность
Выражает преимущественно пространственные характеристики объекта Выражает преимущественно временные характеристики объекта

В приведенной выше таблице представлены основные характеристики рационального и иррационального. При этом следует подчеркнуть, что рациональное и иррациональное ‑ не только противоположные, но и взаимодополнительные методологические парадигмы, имеющие свои особенности, возможности и специфику. Для современного понимания разума необходимо отказаться от традиционного отождествления рациональности и разума, разум есть единство рационального и иррационального. И это взаимодействие особенно важно при осмыслении сложных феноменов современной культуры..

Разум человека не только рационален. На наш взгляд, он включает в себя две взаимодополняющие стороны: рациональную и иррациональную.

В основе иррационалистической гуманитарной методологии лежат, по нашему мнению, следующие положения:

‑ целостность, или холономность (по термину С. Грофа);

‑ многомерность рассмотрения проблемы, одновременный подход с разных точек зрения;

‑ многозначность, использование символов и других полисемантических средств выражения смыслов;

Важную роль в гуманитарном знании играет рефлексия ‑ способность сознания сосредоточиться на себе самом и сделать себя предметом осмысления, то есть не просто знать, но знать, что знаешь. Однако рефлексия может иметь два существенно различных характера: в естественнонаучном знании особое значение имеет критическая (или негативная) рефлексия, или рефлексия гносеологическая, направленная на решение задач верификации, проверки достоверности полученного знания; в духовной сфере, в частности в мифологическом сознании, не меньшее значение имеет эмоционально-позитивная (некритическая) рефлексия, или самооценка, направленная на позитивное, обнадеживающее самоопределение и самоутверждение.

К важнейшим методам гуманитарного познания и осмысления мира можно отнести: прозрение (просветление), герменевтический, символический, мифологический, холономный, экзистенциальный, некаузальный (синхронический), функционально-аксиологический, системно-синтези-рующий, синэргетический, телеологический, психоаналитический, феноменологический, диалектический, иррационально-интуитивный.

5. Уровни познания: эмпирическое и теоретическое. Классические и неклассические методологии.

6. Становление классических методов юридической науки.

7. Рациональное и иррациональное в юридической методологии. Анархизм, плюрализм и комплементарность в юридической методологии.

8. Понятие и значение принципов правового познания.

9. Диалектические принципы правового познания: историзм, развитие, системность, объективность, конкретность и др.

10. Принцип единства предмета и метода познания в правоведении.

11. Методологический плюрализм в исследовании правовых явлений.

12. Диалектика и диалог. Диалектика и феноменология (А.Ф. Лосев). Диалектика и герменевтика (Г.-Г. Гадамер). Семиотический метод и аналитическая стратегия. Метод юридической деконструкции. Интегральная (синтезирующая) стратегия в юридической методологии. Системный подход и структурно-функциональная стратегия. Системный подход и синергетика. Антропный принцип в юридической методологии. Интерсубъективность как принцип юридической методологии. Принцип историзма в юридической методологии.

13. Культурологический принцип юридической методологии.

14. Условия и критерии научности юридического исследования.

15. Истина в праве и науке права.

16. Проблема истинности правового познания.

17. Юридическая наука и юридическая практика: вопросы соотношения. Правовая наука и прогнозирование.

1) Конспектирование научной литературы по заданию преподавателя;

3) Выполнение творческих заданий;

4) Написание эссе;

5) Подготовка к контрольной работе;

Основная и дополнительная литература: 1-3, 7, 11-13, 18, 29, 34.

Тема 8. Общенаучные и частнонаучные методы познания права

Вопросы для самоподготовки:

1. Логика в правовых исследованиях.

2. Понятия, суждения, умозаключения.

3. Дефиниции в праве и правоведении.

4. Описание, сравнение и классификация.

5. Проблема, гипотеза и теория.

6. Система категорий правовой теории.

7. Формально-юридический метод.

8. Юридические конструкции в правоведении.

9. Конкретно-социологические исследования.

10. Социально-правовой эксперимент.

11. Сравнительно-правовой метод.

12. Метод моделирования. Модели в праве и правоведении.

13. Статистические методы в правовых исследованиях.

14. Особенности методов отраслевых юридических науках.

1) Конспектирование научной литературы по заданию преподавателя;

2) Выполнение творческих заданий;

3) Подготовка к контрольной работе.

Основная литература: 1-3

Дополнительная литература: 7, 11-13, 18, 29, 34.

Тема 9. Методология юриспруденции как самостоятельный объект юридического познания

Вопросы для самоподготовки:

1. Методология юриспруденции как часть правовой эпистемологии.

2. Современные проблемы правовой эпистемологии.

3. Проблемы юридической методологии в постсоветской науке.

4. Перспективы развития юридической методологии в ХХI веке.

1) Конспектирование научной литературы по заданию преподавателя;

2) Выполнение творческих заданий;

3) Подготовка к тестированию;

5) Подготовка к контрольной работе.

Основная литература: 1-3

Дополнительная литература: 7, 11-13, 18, 29, 34.

ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРОМЕЖУТОЧНОЙ

АТТЕСТАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ)

вопросы для проведения экзамена

1. Формы познания. Значение и пределы рационального познания.

2. Определение науки.

3. Виды наук. Своеобразие общественных (гуманитарных) наук.

4. Юриспруденция как наука.

5. Достижения и пределы классической методологии. Принципы и методы классической науки.

6. Причины зарождения неклассической и постнеклассической методологии. Ее значение для юридической науки.

7. Истории зарождения права как особого регулятора общественных отношений, представлений о нем.

8. Способы институционализации права – нормативный и организационный.

9. Проблема соотношения нормативного и индивидуального в праве и исторические способы ее разрешения.

10. Особенности традиционных представлений о праве.

11. Проблема универсальности позитивного права (как доминирующего социального регулятора) и развитой юридической науки. Принцип цивилизационного плюрализма в праве.

12. Особенности представлений о праве в китайской правовой культуре.

13. Особенности представлений о праве в индусской правовой культуре.

14. Особенности представлений о праве в мусульманской правовой культуре.

15. Опыт соединения модернизации и традиционной ценностно-нормативной системы в японской правовой культуре.

16. Исторические условия возникновения и общая характеристика римской юриспруденции.

17. Периодизация истории римской юриспруденции.

18. Древнеримское право. Формы юридической деятельности.

19. Предклассическое римское право и возникновение юриспруденции.

20. Классическая римское право. Направления римской юриспруденции. Персоналии.

21. Система преподавания римского права.

23. Общее представление о праве. Трактовка римскими юристами естественного права.

24. Постклассическое римское право. Свод римского гражданского права императора Юстиниана.

25. Понятие рецепции права. Причины и условия рецепции римского права.

26. Римское право в Византии.

27. Римское право в Средневековье: местное население, римского католическая церковь, университеты.

28. Преподавание права в Средние века.

29. Возникновение и деятельность школ глоссаторов и постголоссаторов, стиль и методология их деятельности.

30. Изучение римского права в Эпоху Возрождения. Рецепция римского в Германии.

31. Римское право в Англии. Своеобразие английской правовой традиции.

32. Исторические условия возникновения и развития новоевропейской правовой культуры и юридической науки.

33. Достижения естествознания и формулировка основных принципов классической методологии.

34. Отражение методологии естествознания в трактовке человека, общества, права.

35. Проблема универсальности западной правовой традиции – концепция Дж.Г. Бермана.

36. Соотношение права и государства в западной правовой культуре – концепция дисциплинарной власти М.Фуко.

37. Три этапа эволюции западной юридической науки: идеологический, позитивистский, критический.

38. Исторический контекст возникновения новоевропейской концепции естественных прав человека (Г.Гроций, Т.Гоббс, Дж.Локк, Ш.Л.Монтескье и др.).

39. Отражение принципов естественного права в законодательных текстах.

40. Принципы и методология исторической школы права.

41. Позитивистская концепция права (Дж.Остин, К.Бергом и др.) Достоинства, достижения и недостатки юридического позитивизма.

42. Нормативистская концепция права в ХХ в. ( Г.Кельзен).

43. Возникновение социологического направления в юриспруденции и критика юридического позитивизма (Л.Гумплович, Р.Йеринг и др.)

44. Отдельные направления социологической юриспруденции в ХХ в. (Е. Эрлих, Р.Паунд и др.). Теория возрожденного естественного права.

45. Нетрадиционные подходы к трактовке права – юридическая герменевтика, феноменологическая, психологическая, экзистенциалистская и иные теории права.

46. Исторические условия возникновения, особенности и сквозные проблемы русской правовой науки.

47. Цивилизационный облик России и её ценностно-нормативная парадигма бытия и развития.

48. Причины отсутствия собственной (автохтонной) российской правовой науки.

49. Достижения, недостатки и пределы методологической установки заимствования западноевропейского правового опыта.

50. Периодизация истории российской юридической науки.

52. Общая характеристика содержания и методики составления основных памятников русского права, и их оценка.

53. Реформы Петра 1 и возникновения российской юридической науки. Метод компиляции. Общая характеристика и оценка трудов первых российских юристов – С.Е.Десницкий, В.Т. Золотникий, А.П. Куницын и др.

54. Историческая школа права в России – К.А.Неволин.

55. Соответствие основных направлений российской правовой науки школам западноевропейской юриспруденции: юридический позитивизм.

ПЕРЕЧЕНЬ ОСНОВНОЙ И ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ, НЕОБХОДИМОЙ ДЛЯ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)

а) Основные нормативные правовые акты

1. Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. (с учетом поправок, внесенных Законами РВ о поправках к Конституции РФ от 30 декабря 2008 г. № 6-ФКЗ, от №) декабря 2008 г. № 7-ФКЗ, от 5 февраля 20014 г. №2-ФКЗ, от 21 июля 2014 г № 11-ФКЗ) // Российская газета. 1993. 25 декабря.

2. Международный пакт о гражданских и политических правах. Принят Резолюцией 2200 А (XXI) Генеральной Ассамблеи ООН от 16 декабря 1966 г. // Международные акты о правах человека. Сборник документов. М.: Издательство НОРМА, 2000. С. 53-68.

в) Основная литература:

  1. Сырых В.М. История и методология юридической науки: учебник /Сырых В.М. М.: Норма: ИНФРА-М, 2014. 464 с.

2. Алексеев СС. Философия права. М., 1998. 336 с.

3. Марченко М.Н. Проблемы теории государства и права. М., 2011. 768 с.

4. Керимов Д.А. Методология права (предмет, функции, проблемы философии права). М., 2001. 560 с.

5. Керимов Д.А. Проблемы общей теории права и государства: В 3 т. Т. 2. Философия права. М.: Современный гуманитарный университет, 2002. 272 с.

6. Кистяковский Б.А. Философия и социология права. СПб.: РХГИ, 1999. 375 с.

7. Тарасов Н.Н. Методологические проблемы юридической науки. Екатеринбург, 2001. 264 с.

г) Дополнительная литература:

8. Азаркин Н.М. История юридической мысли России: Курс лекций. М.: Юрид. лит., 1999. 528 с.

9. Васильев А.А. Правовая доктрина как источник права: вопросы теории и истории. Барнаул, 2008. 188 с.

10. Владимирский-Буданов М.В. Обзор истории русского права. Ростов-на-Дону: Феникс, 1995. 640 с.

11. Гаврилов О.А. Математические методы и модели в социально-правовом исследовании. М., 1980. 184 с.

12. Гадамер Х. - Г. Истина и метод: Основы филос. герменевтики: Пер. с нем. /Общ. ред. и вступ. ст. Б. Н. Бессонова. М.: Прогресс, 1988. 704 с.

13. Гайденко П.П. Научная рациональность и философский разум. М.: Прогресс-Традиция, 2003. 528 с.

14. Давид Р.Основные правовые системы современности. М.: Прогресс, 1988. 496 с.

15. Дигесты Юстиниана /Пер. И.С. Перетерского. / Отв. ред.: Скрипилев Е.А.; Редкол.: Корецкий В.М., Нерсесянц В.С., Скрипилев Е.А. (Отв. ред.), Штаерман Е.М. М.: Наука, 1984. 456 c.

16. Иоффе О.С., Мусин В.А. Основы римского гражданского права. Л.: ЛГУ, 1974. 156 с.

17. Ковлер А.И. Антропология права: Учебник для вузов. М.: НОРМА, 2002. 480 с.

18. Козлов В.А. Проблемы предмета и методологии общей теории права. Л., 1989. 120 с.

19. Кузнецов Э.В. Философия права в России. М.: Юрид. лит., 1989. 208 с.

20. Муромцев С.А. Определение и основное разделение права. СПб.: Изд-во ЮФ СПбГУ, 2004. 224 с.

21. Мартышин О.В. Идейно-политические основы современной российской государственности // Государство и право. 2006. №10. С. 31-36.

22. Омельченко О. А. Основы римского права: учебное пособие. M., 1994. 232 с.

23. Осакве К. Сравнительное правоведение в схемах: Общая и Особенные части: Учеб.- практ. пособие. 2-у изд., перераб. и доп. М.: Дело, 2000. 464 с.

24. Памятники римского права: Законы 12таблиц. Институции Гая. Дигесты Юстиниана. М.: 3ерцало, 1997. 608 с.

25. Санфилиппо Ч. Курс римского частного права. М.: Изд. БЕК, 2002. 400 с.

26. Сорокин В.В. Теория государства и права переходного периода: Учебник. Барнаул: ОАО Алтайский полиграфический комбинат, 2007. 512 с.

27. Сорокин В.В. Понятие и сущность права в духовной культуре России. М.: Проспект, 2007. 456 с.

28. Степанов Ю.С. Константы: Словарь русской культуры. Опыт исследования.Изд. 3-е, испр. и доп. М.: Академический проект, 2004. 991 с.

29. Тилле А.А., Швеков Г.В. Сравнительный метод в юридических дисциплинах. Изд.2-е доп. и испр. М.: Высшая школа, 1978. 192 с.

  1. Ушаков Е.В. Введение в философию и методологию науки: Учебник. М.: Экзамен, 2005. 528 с.
  2. Философия науки в вопросах и ответах: Учебное пособие для аспирантов. Изд. 2-е. Ростов н/Д: Феникс, 2006. 352 с.

32. Честнов И.Л. Право как диалог: к формированию новой онтологии правовой реальности. СПб., 2000. 104 с.

33. Чиркин В.Е. Сравнительное государствоведение: учеб. пособие /В.Е. Чиркин. М.: Норма: ИНФРА-М, 2011. 448 с.

34. Черниловский З.М. Лекции по римскому частному праву. М.: Юрид. лит., 1991. 207 с.

35. Чельцов-Бебутов М.А. Курс уголовно-процессуального права. Очерки по истории суда и уголовного процесса. СПб.: Равенна, 1995. 846 с.

36. Швырев В.С. Рациональность как ценность культуры. Традиции и современность. М.: Прогресс-Традиция, 2003. 176 с.

Мы живем в XXI веке, но под понятием «современная философия, понимаем, прежде всего, философские идеи XX века. Это не случайно. XX век явил собой время великих катастроф и потрясений, научно-технический революций и прогресса, смену исторических эпох, но и кардинальный пересмотр таких понятий как мораль, этика, жизнь, общество и человек с позиции философии.

Для начала нам следует разобраться, что представляют собой термины рационализм и иррационализм.

Рационализм - это философское направление, признающее разум основой познания и поведения людей, источником и критерием истинности всех жизненных устремлений человека.

В отличие от рационализма иррационализм берет за основу невозможность познания мира научными методами. По мнению иррационалистов действительность не может быть подвластна объективным законам и логике. Иррационалистических взглядов придерживались такие философы, как Ф.Ницше, А.Шопенгауэр, С.Кьеркергор, Л.Клагес, А.Бергсон и другие.

Философские поиски Ницше -- это поиски морали для свободного человека на пути разрушения традиционных ценностей, ориентация на которые разрушает человечность, личность, а в конечном итоге и самого человека. К философии Ницше нельзя подходить с точки зрения однозначной логики. Его философия многозначна и часто определяется лишь контекстом.

Читайте также: