Рационалистическая методология р декарта концепция врожденных идей кратко

Обновлено: 08.07.2024

Рационализм (ratio) – отражает философскую идею, признающую мышление (разум) в качестве источника любого познания и критерия его истинности. Популярным это учение стало в 17 столетии. Основы философского воззрения, его традиции ввел Рене Декарт. В его "Рассуждениях о методе", "Размышлениях о новой философии" и прочих сочинениях проблема достоверности знания решалась в сфере самого знания и внутренних его характеристик.

Еще одним основоположником новой философии является французский философ Рене Декарт, который, как и Фрэнсис Бэкон, основной задачей философии считал увеличение человеческого могущества путем познания окружающего мира. И так же как Бэкон, Декарт полагал необходимым пересмотреть всю прежнюю философию и построить иную. Однако главное расхождение его воззрений с учением английского философа заключалось в совершенно другом понимании основного метода философского мышления.

Для того чтобы создать новую систему взглядов, утверждал Декарт, следует усомниться во всем предыдущем знании, которое выработало человечество. Более того, надо подвергнуть сомнению и существование окружающего: вдруг внешний мир – всего лишь иллюзия, а на самом деле его нет. Можно сомневаться даже в собственном существовании: нет никакой гарантии, что я действительно существую, не исключено, что жизнь моя – тоже иллюзия и мне только кажется, что я есть. Возможно ли что-нибудь устойчивое в этом всеобщем сомнении, то, в чем никак нельзя сомневаться? Оказывается, возможно. Это сам факт нашего сомнения: когда мы во всем абсолютно сомневаемся, то в этом случае не можем сомневаться в своем собственном сомнении. Оно-то уж точно несомненно. Но если мы сомневаемся, значит, мы мыслим, ибо сомнение – это акт мышления. А может ли мыслить то, чего в принципе нет, что не существует. Не может. Значит, если я мыслю, то существую.

Вообще ведь для нас реально и действительно существует только то, что мы знаем, о чем имеем понятие или представление, то, что мыслим. Если даже что-то и существует само по себе, но мы не знаем о его наличии, тогда нам совершенно неважно, что оно есть, – ведь для нас его вовсе нет. Так, например, если мы знаем о существовании в океане некоего острова, то его наличие не вызывает сомнений – он действительно есть. Но если он, допустим, существует, а мы не знаем об этом, но, напротив, думаем, что его нет, тогда существует ли он для нас? Конечно же, нет. И точно так же, как из факта мышления мы заключаем о собственном существовании, можно из наших представлений и понятий о вещах, из мыслей о предметах делать выводы о существовании самих вещей и предметов. То есть из мышления выводится не только наше существование, но и наличие внешнего мира. Так же Декарт доказывает существование Бога (вспомним психологический аргумент): если в нашем уме есть понятие о Боге, значит, он существует.

Врожденные идеи являются неотъемлемыми сущностями сознания, его необходимыми качествами. Из них и следует вывести все возможное знание об окружающем мире. Таким образом, информацию не следует собирать по крупицам в процессе жизненной практики, надо всего лишь раскрыть, проявить или реализовать уже имеющиеся доопытные представления. Они являются теми общими положениями, из которых возможно делать выводы в каждом конкретном случае. Поэтому неудивительно, что основным методом познания, по Декарту, должна быть дедукция, когда из неких общих утверждений делаются разные частные выводы. В основе такой дедукции и должны лежать врожденные идеи, не могущие быть ложными, – ведь они являются сущностью нашего мышления, несомненность и достоверность которого для нас очевидна. Важно только правильно применить дедуктивный метод, суметь добыть из изначального знания всевозможные и разнообразные конкретные положения, максимально раскрыть или развернуть его. Таким образом, по мнению Декарта, верный путь познания заключается в том, чтобы вывести истины не из внешнего мира, а из мышления, и поэтому его философский метод получил название рационализм (от лат. ratio – ум, рассудок) и явился противоположностью бэконовскому эмпиризму.

Рационализм (ratio) – отражает философскую идею, признающую мышление (разум) в качестве источника любого познания и критерия его истинности. Популярным это учение стало в 17 столетии. Основы философского воззрения, его традиции ввел Рене Декарт. В его "Рассуждениях о методе", "Размышлениях о новой философии" и прочих сочинениях проблема достоверности знания решалась в сфере самого знания и внутренних его характеристик.

Еще одним основоположником новой философии является французский философ Рене Декарт, который, как и Фрэнсис Бэкон, основной задачей философии считал увеличение человеческого могущества путем познания окружающего мира. И так же как Бэкон, Декарт полагал необходимым пересмотреть всю прежнюю философию и построить иную. Однако главное расхождение его воззрений с учением английского философа заключалось в совершенно другом понимании основного метода философского мышления.

Для того чтобы создать новую систему взглядов, утверждал Декарт, следует усомниться во всем предыдущем знании, которое выработало человечество. Более того, надо подвергнуть сомнению и существование окружающего: вдруг внешний мир – всего лишь иллюзия, а на самом деле его нет. Можно сомневаться даже в собственном существовании: нет никакой гарантии, что я действительно существую, не исключено, что жизнь моя – тоже иллюзия и мне только кажется, что я есть. Возможно ли что-нибудь устойчивое в этом всеобщем сомнении, то, в чем никак нельзя сомневаться? Оказывается, возможно. Это сам факт нашего сомнения: когда мы во всем абсолютно сомневаемся, то в этом случае не можем сомневаться в своем собственном сомнении. Оно-то уж точно несомненно. Но если мы сомневаемся, значит, мы мыслим, ибо сомнение – это акт мышления. А может ли мыслить то, чего в принципе нет, что не существует. Не может. Значит, если я мыслю, то существую.

Вообще ведь для нас реально и действительно существует только то, что мы знаем, о чем имеем понятие или представление, то, что мыслим. Если даже что-то и существует само по себе, но мы не знаем о его наличии, тогда нам совершенно неважно, что оно есть, – ведь для нас его вовсе нет. Так, например, если мы знаем о существовании в океане некоего острова, то его наличие не вызывает сомнений – он действительно есть. Но если он, допустим, существует, а мы не знаем об этом, но, напротив, думаем, что его нет, тогда существует ли он для нас? Конечно же, нет. И точно так же, как из факта мышления мы заключаем о собственном существовании, можно из наших представлений и понятий о вещах, из мыслей о предметах делать выводы о существовании самих вещей и предметов. То есть из мышления выводится не только наше существование, но и наличие внешнего мира. Так же Декарт доказывает существование Бога (вспомним психологический аргумент): если в нашем уме есть понятие о Боге, значит, он существует.

Врожденные идеи являются неотъемлемыми сущностями сознания, его необходимыми качествами. Из них и следует вывести все возможное знание об окружающем мире. Таким образом, информацию не следует собирать по крупицам в процессе жизненной практики, надо всего лишь раскрыть, проявить или реализовать уже имеющиеся доопытные представления. Они являются теми общими положениями, из которых возможно делать выводы в каждом конкретном случае. Поэтому неудивительно, что основным методом познания, по Декарту, должна быть дедукция, когда из неких общих утверждений делаются разные частные выводы. В основе такой дедукции и должны лежать врожденные идеи, не могущие быть ложными, – ведь они являются сущностью нашего мышления, несомненность и достоверность которого для нас очевидна. Важно только правильно применить дедуктивный метод, суметь добыть из изначального знания всевозможные и разнообразные конкретные положения, максимально раскрыть или развернуть его. Таким образом, по мнению Декарта, верный путь познания заключается в том, чтобы вывести истины не из внешнего мира, а из мышления, и поэтому его философский метод получил название рационализм (от лат. ratio – ум, рассудок) и явился противоположностью бэконовскому эмпиризму.

  • Для создания кнопки-ссылки на мою страницу добавьте вот этот скрипт по

--> -->Статистика -->

Философ Рене Декарт (1596–1650) стоял у истоков рационалистической традиции. Декарт получил образование в иезуитской коллегии Ла-флеш. Он рано начал сомневаться в ценности книжной учености, так как, по его мнению, у многих наук отсутствует надежное основание. Оставив книги, он начал путешествовать. Хотя Декарт был католиком, но одно время он участвовал на стороне протестантов в Тридцатилетней войне. В возрасте 23 лет во время пребывания на зимних квартирах в Германии он сформулировал основные идеи своего метода.

ВРОЖДЕННЫЕ ИДЕИ

— идеи, которые согласно некоторым идеалистическим учениям якобы изначально, независимо от опыта, присущи человеческому сознанию. В античной философии это идеалистическое учение развивал Платон (см.). В истории новой философии такая точка зрения наиболее полно была сформулирована Декартом (см.). Идеи о божестве, о неизменных и вечных сущностях, а также все геометрические понятия, отличающиеся ясностью и отчётливостью, являются, по мнению Декарта, врождёнными идеями и понятиями. Немецкий философ Лейбниц (см.)

также считал, что общие идеи человек получает не из опыта, что они находятся в душе человека, но не в качестве готовых понятий, как полагал Декарт, а как врождённые принципы, способности. К теории врождённых идей примыкает и учение Канта (см.) об априорности форм познания (время, пространство, причинность и т. д.). Представители материалистического направления в истории философии резко критиковали идеалистическое учение о врождённых идеях. Диалектический материализм утверждает, что все без исключения человеческие представления, понятия, идеи суть результат и обобщение опыта, практики, результат длительного исторического развития познания объективного мира.

Рене Декарта (1596 - 1650) считают одним из основоположников современной западной философии.

Взаимодействие науки и философии

В своих исследованиях он использовал математику как основу для философии. Декарт создал современную алгебру и аналитическую геометрию, а так же внес свой вклад в развитие механики, физики и физиологии.

Декарт считал, что философия представляет собой систему, подобную дереву. Корнями этого дерева является метафизика, а наружным стволом – физика. И как в обычном дереве ствол и ветви не смогли бы вырасти без корней, так и другие науки не сформировались бы до метафизики или без нее.

Картезианское сомнение

Для нахождения основных положений знания Декарт предлагает воспользоваться принципами сомнения и непосредственной очевидности.
Идея сомнения состоят в том, что все существующее знание необходимо подвергать сомнению, чтобы отыскать такие положения, которые уже нельзя было бы опровергнуть. Сомнение, с одной стороны, направлено против слепой веры, а с другой стороны, ориентировано на поиск наиболее очевидного и достоверного.

Четыре правила метода

Декарт использовал сомнение в качестве научного метода, предлагая четыре правила метода:

  • Первое правило – считать правдивым только то, что с очевидностью признается нами таковым, то есть нужно тщательно избегать поспешности и предубежденности, принимать в свои рассуждения только то, что способно показаться нашему уму отчетливо и ясно, что ни в коем случае не посеет в нас сомнения.
  • Второе правило – необходимо разделять каждое затруднение, которое мы рассматриваем на столько частей, сколько это возможно и сколько потребуется для лучшего их блестящего разрешения.
  • Третье правило – необходимо мыслить по порядку, начиная с простых предметов и тех, которые легко познаются, и восходить понемногу, как по ступеням, до понимания наиболее сложных предметов.
  • Четвертое правило – составлять полные перечни и обзоры, чтобы ничего не пропустить.

Основное внимание Декарт обращал на деятельность человеческого разума, на поиск правил, из которых должен действовать человеческий ум. Философ считал, что в познании нельзя доверяться чувствам.

Декарт внес свой вклад в изучение физиологии. Он исследовал страсти человеческого тела, выделяя шесть основных страстей: удивление, любовь, ненависть, желание, радость, печаль.

Декарт был одним из тех мыслителей, которые тесно связали развитие научного мышления и общие философские принципы. Труды Декарта оказали огромное влияние на формирование последующего философского знания.

Рене Декарт — блистательный мыслитель Нового времени, достигший выдающихся успехов не только в философии, но и в математике, физике, механике и других науках.

Математическая философия

Рене Декарт

Еще во время обучения в иезуитской школе Рене Декарт осознал ненадежность и недостоверность схоластической науки, в основе которой лежала такая недоказуемая категория, как Божественное откровение. Достоверность знания была той проблемой, которая волновала его на протяжении всей жизни. Пытаясь подходить к ней с разных точек зрения, он в итоге пришел к выводу, что в философии нужно применять такие же методы, как в самой точной из наук — математике.

Сам Декарт был выдающимся математиком, он сделал в этой области множество открытий, в том числе придумал символы алгебры, которые используются до сих пор. В его честь названы многие научные термины: декартова система координат, декартов овал, декартово произведение и т. д.

Каким же образом Декарту удалось применить математическую точность к философии? Он создал метод познания, отличающийся высокой точностью и состоящий из четырех шагов, или правил. Первое правило — очевидность. Нельзя ничего принимать на веру просто так, истинным можно считать только то, что не вызывает ни малейшего сомнения. Второе правило — анализ. Каждый вопрос нужно разделять на как можно меньшие подвопросы, чтобы упростить понимание. Третье правило — синтез. Объяснение нужно начинать с самых простых вещей, постепенно, как по ступеням лестницы, поднимаясь к более сложным. Четвертое правило — контроль. Необходимо постоянно составлять перечни и обзоры, чтобы быть уверенным, что ничего не упущено.

Метод сомнений и врожденные идеи

Диспут Декарта и шведской королевы Кристины

Итак, существование человека и его мышления можно считать доказанным, но сомнения в реальности мира все еще остаются. Ведь мир может быть порождением человеческого мышления, его фантазией. Для доказательства существования мира Декарт обращался к идее Бога. Эта идея, этот образ идеального, совершенного существа есть в нашем сознании. Но откуда он там появился, ведь сами люди — существа далеко не совершенные? Декарт утверждает, что эту идею в сознание человека вложил сам Бог, который создал и нас, и весь окружающий мир. Эту теорию Декарт назвал теорией врожденных идей.

Передовые идеи ученого

Сфера интересов Декарта была огромной, он интересовался самыми разными науками, от медицины до физики и метеорологии. Во многих науках он сделал замечательные открытия. Но они были слишком передовыми для своего времени, общество не могло оценить по достоинству большую их часть. Более того, свободомыслие могло стоить Декарту жизни. Его обвинили в ереси еще в те времена, когда он находился на военной службе и занимался научными изысканиями лишь в свободное время. Тогда ему пришлось бежать из Франции в Голландию, самую свободную страну Европы. Там он прожил двадцать лет, посвятив себя науке.

Рене Декарт был создателем метода радикального сомнения в философии, который использовал для проверки достоверности знаний

Читайте также: