Рабочие в экономике кратко

Обновлено: 30.06.2024

Рынок труда – это система социально-экономических отношений между работодателями (собственниками средств производства), работниками (и их представителями) и государством по поводу всего комплекса условий, обеспечивающих воспроизводство системы труда.

Рынок труда представляет собой систему общественных отношений, которые отражают уровень развития и достигнутый на данный период баланс интересов между присутствующими на рынке предпринимателями, трудящимися и государством.

Рынок труда выполняет следующие функции:

Ø регулирование спроса и предложения труда;

Ø распределение рабочей силы по территориям, сферам и отраслям экономики, профессиям, видам и формам занятости, организациям (предприятиям, фирмам);

Ø обеспечение встречи и согласия между субъектами рынка труда;

Ø гарантии в обеспечении конкуренции на рынке труда;

Ø установление эффективных ставок заработной платы работникам и доходов работодателям;

Ø обеспечение занятости населения;

Ø обеспечение социальной защиты и поддержки населения;

Ø социальное партнерство в системе рыночных отношений, в том числе и в части социально-трудовых отношений.

особенности рынка труда:

1) большая продолжительность взаимоотношений продавца и покупателя (взаимоотношения длятся такое количество времени, на которое заключается договор найма работника);

2) большая роль неденежных факторов (таких как сложность и престижность работы, условия труда, его безопасность для здоровья, гарантии занятости и профессионального роста и другие);

3) значительное воздействие со стороны институциональных структур: профессиональных союзов, трудового законодательства, государственной политики занятости, союзов предпринимателей и других.

Конъюнктура рынка труда может быть следующем:

1) Равновесной. Здесь спрос и предложение совпадают.

2) Трудодефицитной. Спрос превышает предложение. Обычно такая ситуация

возникает для непривлекательных видов деятельности. Связано это

может быть с низкой заработной платой, плохими условиями труда и т.д.

3) Трудоизбыточной. Предложение превышает спрос. Данная ситуация характерна

для престижных или высокооплачиваемых видов деятельности.

Однако такая ситуация может возникнуть в отдельных отраслях и районах страны, связанная с увеличением численности безработных.

Рынок труда – это система социально-экономических отношений между работодателями (собственниками средств производства), работниками (и их представителями) и государством по поводу всего комплекса условий, обеспечивающих воспроизводство системы труда.

Рынок труда представляет собой систему общественных отношений, которые отражают уровень развития и достигнутый на данный период баланс интересов между присутствующими на рынке предпринимателями, трудящимися и государством.

Рынок труда выполняет следующие функции:

Ø регулирование спроса и предложения труда;

Ø распределение рабочей силы по территориям, сферам и отраслям экономики, профессиям, видам и формам занятости, организациям (предприятиям, фирмам);

Ø обеспечение встречи и согласия между субъектами рынка труда;

Ø гарантии в обеспечении конкуренции на рынке труда;

Ø установление эффективных ставок заработной платы работникам и доходов работодателям;

Ø обеспечение занятости населения;

Ø обеспечение социальной защиты и поддержки населения;

Ø социальное партнерство в системе рыночных отношений, в том числе и в части социально-трудовых отношений.

особенности рынка труда:

1) большая продолжительность взаимоотношений продавца и покупателя (взаимоотношения длятся такое количество времени, на которое заключается договор найма работника);

2) большая роль неденежных факторов (таких как сложность и престижность работы, условия труда, его безопасность для здоровья, гарантии занятости и профессионального роста и другие);

3) значительное воздействие со стороны институциональных структур: профессиональных союзов, трудового законодательства, государственной политики занятости, союзов предпринимателей и других.

Конъюнктура рынка труда может быть следующем:

1) Равновесной. Здесь спрос и предложение совпадают.




2) Трудодефицитной. Спрос превышает предложение. Обычно такая ситуация

возникает для непривлекательных видов деятельности. Связано это

может быть с низкой заработной платой, плохими условиями труда и т.д.

3) Трудоизбыточной. Предложение превышает спрос. Данная ситуация характерна

для престижных или высокооплачиваемых видов деятельности.

Однако такая ситуация может возникнуть в отдельных отраслях и районах страны, связанная с увеличением численности безработных.

Эволюционное развитие представлений о человеке показало, что человек как субъект экономической деятельности в научной литературе появился вместе с рядом понятий: рабочая сила, человеческие ресурсы, трудовые ресурсы, человеческий фактор, трудовой потенциал, человеческий капитал. Очень часто происходит так, что похожие по своему содержанию понятия, имеют отличную друг от друга смысловую нагрузку и отражают постепенное осознание обществом увеличивающегося значения человека в экономической и общественной жизни.

На изображении ниже показана система понятий, который характеризуют ресурсы для труда.

Понятие рабочей силы

Понятие рабочей силы используется в социально-экономической литературе и в практической жизни в двух значениях.

Рабочая сила – это совокупность физических, духовных и интеллектуальных способностей человека, которые им используются для производства материальных и духовных благ, услуг, т.н. для реализации трудовой деятельности.

Рабочая сила – это совокупность носителей способности к труду – людей, обладающих указанными способностями.

Таким образом, можно говорить о том, что рабочая сила, которая представляет собой способность к труду является идентичной с носителями данной способности, т.е. людьми.

Важно понимать, что второе значение понятия рабочей силы применимо во многих сферах жизни и его границы не имеют чётких границ. Согласно экономической статистике, рабочая сила – это всё экономически активное население, иными словами, те люди, которые по факту имеют работу или находятся в её поисках на рынке труда в качестве потенциальных работников.

В случае с производством материальных благ и услуг рассматривать приходится этот вопрос с позиции ресурсного подхода, тогда весьма очевидно, что вместе с материальными, энергетическими, финансовыми ресурсами самым важным фактором экономического развития являются человеческие ресурсы. А именно люди, которые обладают профессиональными знаниями и навыками. Специфическая особенность человеческих ресурсов состоит в том, что они представляют собой одновременно и ресурсы экономики, и людей, которые являются потребителями материальных благ и услуг.

К одной из форм выражения человеческих ресурсов причисляют трудовые ресурсы. В их состав входит трудоспособное население в трудоспособном возрасте, а также работающие подростки и пенсионеры. Понятие трудовых ресурсов появилось ещё в советские времена и стало весьма популярным в странах бывшего Совета экономической взаимопомощи. Это они применяли на практике централизованное планирование, как основной метод государственного влияния на экономику. При таких условиях человек выполнял роль пассивного объекта внешнего управления, в качестве планово-учётной единицы трудовых ресурсов. Одновременно с этим, на практике стало понятно, что понятие трудовых ресурсов не вписывается в систему рыночных категорий целиком из-за его широкой информативности, поэтому может использоваться в качестве эффективного инструмента государственного регулирования рынка труда.

Понятие трудовые ресурсы и трудовой потенциал

Понятие трудовых ресурсов хорошо характеризует ту часть населения, которая имеет способность к труду. Однако оно не принимает во внимание отличия трудовых способностей и возможностей людей. Именно по этой причине в научный оборот в 1980-х гг. ввели понятие трудового потенциала.

Трудовой потенциал – это трудовые ресурсы в качественном измерении, с учётом пола, возраста, образования, состояния здоровья, сознательности и активности, которые определяют отдачу трудовых ресурсов как ресурса экономики.

Трудовой потенциал как понятие базируется не на представлениях человека о пассивном объекте внешнего управления, а как о субъекте с собственными возможностями, потребностями, а также интересами, которые касаются сферы труда.

В конце ХХ в. получил широкое распространение, как в практике, так и в теории, взгляд на человека, как на основной, определяющий фактор производства и общественного развития. Ключевым стало мнение о том, что в конце концов не техническим уровнем производства определяется экономический потенциал предприятий, организаций и общества в целом. Здесь основным является человеческий фактор, который помогает воплощать идеи, творить, придумывать, изобретать, а также продуцировать новые знания. Его рассматривают как новое проявление всей совокупности индивидуальных качеств человека, которые воздействуют на его трудовую активность.

Человеческий фактор производства обуславливается не только показателями численности, демографической, отраслевой, профессиональной и квалификационной структуры работников, но и показателями отношения к труду, инициативы, предприимчивости, интересов, потребностей, ценностей, а также способов поведения в разных условиях.

Человеческий фактор

Человеческий фактор – это экономико-политический термин, предмет интереса современной общей теории систем, психологии труда, эргономики и социологии.

Внимание к данному термину связано с необходимостью социально-экономического развития, которое невозможно обеспечить с использованием только авторитарных, административно-бюрократических методов управления. Активизация человеческого фактора представляет собой достаточно обширную проблему, к которой имеют отношение сложные процессы формирования нравственных ценностей, проблемы семьи, школьного и домашнего воспитания, а также физического здоровья общества и сохранение культурных традиций и обычаев, устоев социальной политики и образования.

Понятие человеческий капитал также получило особое распространение в последние годы. Оно базируется на представлении человеке как об объекте эффективных вложений и субъекте, который занимается преобразованием этих вложений в совокупность знаний, умений с целью их последующей реализации.

Человеческий капитал – это инвестиционный запас, который был сформирован в процессе накопления знаний, умений, навыков и мотиваций, и отражающий совокупность физических, интеллектуальных и психологических качеств и способностей личности.

Человеческий капитал хранит в себе способности и талант, а также образование и профессиональную накопленную квалификацию. Вместе с тем под инвестициями в человеческий капитал подразумевают затраты, которые понадобятся для увеличения в будущем производительности труда, в том числе повышение квалификации и способностей человека, которые оказывают влияние на общий доход индивида.

Чаще всего человек в процессе совершения таких инвестиций, человек жертвует в настоящий момент чем-то меньшим, чтобы в последствие получить что-то большее.

Самым ярким примером инвестиций в человеческий капитал является образование и затраты на него.

Затраты на образование отдельно взятого человека, которые связаны с вложением капитала в образование и профессиональную подготовку можно поделить на три группы:

  • Прямые затраты, которые выражаются в плате за обучение, расходах на учебные материалы, смену места жительства и пр.
  • Упущенные возможности, которые выражаются в упущенном заработке в случае, если вы индивид работал, а не образовывался.
  • Моральный ущерб, который вызван нервным напряжением в связи с получением образования, поисками работы, вероятной смены среды проживания.

Ожидаемая отдача от инвестиций в человеческий капитал может быть двух видов: материальная и нематериальная. К первой относится рост доходов индивидуума, рост прибыли предприятия, экономический рост региона, а ко второй – получение удовлетворение от своей работы, увеличение круга общения с интересными людьми, положительная информация об организации, а также более высокая оценка нерыночных видов деятельности и интересов.

Чтобы эффективно инвестировать в человеческий капитал нужно понимать и правильно оценивать инвестиции в человека. Примечательно, что это самая сложная задача и неоднозначная тема в области управления человеческими ресурсами. Логично, что данные измерения не могут носить точный характер, но при этом они являются крайне важными для каждого человека, как и сам процесс.

Для оценки эффективности инвестиций в образование сопоставляются настоящие затраты с ценностью будущих выгод, которые рассчитываются по формуле:

Человеческий фактор

​​​​​​​

где Вг — ожидаемое превышение заработка лиц, получивших образование, над заработком лиц, не имеющих образования, в году t; п — число лет использования полученных знаний; г — рыночная норма дохода на капитал (процентная ставка или ставка дисконтирования).

Инвестиции в образование можно окупить только в том случае, если текущая стоимость будущих выгод больше или примерно равна издержкам.

Персонал – это личный состав работающих по найму постоянных и временных, квалифицированных и неквалифицированных работников.

Трудовые ресурсы - характеризуют рабочую силу предприятия.

Кадры предприятия – совокупность работников различных профессионально – квалификационных групп, занятых на предприятии и входящих в его списочный состав.

Состав и количественные соотношения отдельных категорий и групп работников предприятия характеризуют структуру кадров.

Все работники в зависимости от степени участия их в производственной деятельности делятся на промышленно – производственный (ппп) и непроизводственный (нпп) персонал.

К ппп относятся работники, занимающихся непосредственно производством продукции, выполнением работ и оказанием услуг, это все работники основных, вспомогательных, подсобных и обслуживающих цехов; научно – исследовательских, конструкторских, технологических организаций и лаборатории, находящихся на балансе предприятия; заводоуправления со всеми отделами и службами, а также служб, занятых капитальным и текущим ремонтом оборудования и транспортных средств своего предприятия.

К нпп относятся работники, обслуживающие непромышленные хозяйства и организации хозяйствующего субъекта (работники торговли и общественного хозяйства, жилищного хозяйства, медицинских и оздоровительных учреждений, учебных заведений и курсов, а также учреждений дошкольного воспитания и культуры, состоящих на балансе предприятия.

ППП в зависимости от характера выполняемых функций в процессе производства делится на рабочих (основных и вспомогательных), служащих и инженерно – технических работников (специалистов и руководителей)

Основные рабочие непосредственно заняты изготовлением продукции, оказанием услуг и выполнением работ.

Вспомогательные рабочие обслуживают технологические процессы основного и вспомогательного производства (наладчики, термисты).

Служащие – работники, осуществляющие подготовку и оформление документации, учет и контроль, хозяйственное обслуживание и делопроизводство (агенты, кассиры, делопроизводители, чертежники).

Инженерно – технические работники выполняют функции технического, организационного и экономического руководства и управления:

Руководители – лица наделенные полномочиями принимать решения и организовывать их выполнение.

Специалисты – работники занятые инженерно – техническими, экономическими, бухгалтерскими, юридическими и другими аналогичными видами деятельности.

Показатели оборота рабочей силы.

Оборот рабочей силы – это изменение численности работников связанное с приемом и увольнением их независимо от причин выбытия и источников пополнения.

работники предприятия, занятые непосредственно созданием материальных ценностей или на работах по оказанию производственных услуг и перемещению грузов.

лица, занятые непосредственным воздействием на предметы труда, перемещением продукции, уходом и контролем за работой средств труда и другим видам обслуживания производственного процесса.

Лица, непосредственно создающие материальные блага, воздействующие на предметы труда с помощью орудий производства, занятые ремонтом оборудования, перемещением грузов, уборкой производственных помещений.

это лица, непосредственно занятые в процессе создания материальных ценностей, а также занятые ремонтом, перемещением грузов, перевозкой пассажиров, оказанием материальных услуг, уборщики, няни, гардеробщики, сторожа и т.п.


работники сферы материального производства (занятые в промышленности, строительстве, на транспорте и в близких к ним отраслях), занимающиеся физическим трудом. Название "рабочие" содержит значительный элемент условности, так, например, крестьяне вполне могут быть названы сельскохозяйственными рабочими.

наиболее многочисленная категория персонала основной деятельности. К рабочим относятся лица, занятые непосредственным воздействием на предметы труда, их перемещением и перемещением продукции, уходом и контролем за работой средств труда, выполнением операций по контролю качества продукции и другим видам обслуживания производственного процесса.

работники, которых подразделяют на две группы: 1) занятые выполнением основных технологических операций по изготовлению продукции (работ, услуг): 2) занятые обслуживающими и вспомогательными операциями, необходимыми для обеспечения нормального хода технологических процессов. Рабочие первой группы относятся к основным производственным рабочим, второй-к вспомогательным.

работники предприятия, занятые непосредственно созданием материальных ценностей и работами по оказанию производственных услуг, перемещению грузов. По характеру участия в производственном процессе подразделяются на основных и вспомогательных. В связи с ростом технической оснащенности, внедрением более современных и сложных машин и оборудования относительно сокращается численность Р., занятых на основных производственных операциях, но может возрастать число Р. по обслуживанию, наладке и ремонту оборудования, т.е. вспомогательных.

одна из категорий персонала организации, наиболее многочисленная в организациях сферы материального производства (промышленности, строительства, транспорта и др.), занятая преимущественно физ. трудом. Р. непосредственно создают материальные блага, воздействуя на предметы труда с помощью орудий труда (швеи, токари, пекари и др.); занимаются ремонтом и уходом за оборудованием, перемещением грузов, уборкой помещений, управлением, регулированием и наблюдением за работой машин, агрегатов, автоматических линий; выполняют обязанности машинистов, водителей, телефонистов и т.д. В зависимости от роли в производственном процессе Р. делятся на основных и вспомогательных.

Какие бывают экономические профессии? Для того чтобы выбрать подходящее направление обучения, целесообразно ознакомиться с тем, какие области экономики существуют и в чем заключается специфика каждой из них.

В разделе собраны подробные описания профессий, связанных с экономикой. Данный материал, безусловно, поможет вам сделать правильный выбор.

* - по данным Федеральной службы государственной статистики за 2017 год.

** - экспертная оценка редакции портала по шкале от 0 до 100. Где 100 - максимально востребованная, наименее конкурентная, с низким входным барьером по знаниям и доступности их получения и наиболее перспективная, а 0 наоборот.

В мире экономических профессий возможны узкие участки работ, но каждый такой специалист – если это настоящий профессионал – понимает важность предпринимательского видения ситуации, качественного финансового анализа, грамотного маркетинга, четкой бухгалтерии и логистики, взаимопонимания с техническими специалистами. Комплекс подобных знаний способен помочь вам найти собственную профессиональную нишу, определить, что необходимо изучить, чтобы в ней закрепиться, а в дальнейшем – удачно построить работу во взаимодействии с коллегами и организовать эффективную коммуникацию с потребителями.

Представители экономических профессий прочно стоят на земле и великолепно чувствуют материальный мир. А современность научила их разбираться также в новой экономике и признаках постиндустриального общества.

Читайте также: