Путешествия транспорт и сервисные услуги в средние века кратко

Обновлено: 05.07.2024

Рефераты и конспекты лекций по географии, физике, химии, истории, биологии. Универсальная подготовка к ЕГЭ, ГИА, ЗНО и ДПА!

Средневековые люди пользовались тремя видами транспорта - сухопутным, речным и морским. Серьезным препятствием для развития наземных средств передвижения было плохое состояние дорог.

Речной транспорт был удобным, дешевым и безопасным. Правда, реки нередко приходилось преодолевать вброд, потому каменные и деревянные мосты встречались нечасто. Для перевозки больших грузов служили баржи и другие суда. их тащили, идя берегом, запряженные веревками лошади. Для мелких перевозок обходились обычными лодками. Речная сеть охватывала всю Европу, а для перехода из одной реки в другую прокладывали каналы. Обычно строительство этих сложных сооружений требовало немалых усилий. Жители Милана возводили свой 50-километровый канал целых 80 лет! Постепенно техника проведения каналов достигла высокого уровня: их стали оснащать камерными шлюзами.

В начале XII в. удалось усовершенствовать руль, с XIII в. вошел в употребление компас, в XIV в. появились первые морские карты и началось сооружение маяков. Тогда же на смену береговом пришло морское право: закон запрещал феодалам присваивать грузы с кораблей, потерпевших крушение у их владений.

Единой системы почтовой связи в Средние века не существовало. Корреспонденция доставлялась по поручению или просьбе. Капитан судна виз деловые бумаги от купца к его дальнего партнера; специальный гонец спешил с секретным посланием от короля; случайные люди передавали частные письма. С XIII в. начали использовать почтовых голубей, завезенных в Европу из Византии. Все это были очень ненадежны и зависящие от малейшей неожиданности средства связи, однако других Средневековья не знало.

Население Европы XII века далеко не всегда устраивала жизнь на месте. Депрессии, суета и печали часто забивали головы простых европейцев: их реальность была не очень веселой. Но находилось место и для сладких грёз, и для фантазий. В народной памяти и литературе той эпохи мы находим массу свидетельств, подтверждающих эти мечтания: далекие края, где жили сказочные звери, знаменитая страна Кокань, где можно было бездельничать и есть сколько вздумается.

Подобные мифы поддерживали и доморощенные маги, и просто шарлатаны, предлагая сомнительные реликвии и зелья, вливая в уши обществу байки о дальних странах с несчитанными богатствами.

Миграция населения

Возьмём самых могущественных и вольных персонажей средневековой истории — западноевропейских монархов и правителей. Начнём с того, что у большинства из них не было одной резиденции. Двор короля постоянно перемещался вместе с Его Величеством. Самый яркий пример — король Англии Ричард Львиное Сердце.

За почти десятилетнее правление он пробыл на Британских островах всего полгода. Всё остальное время Ричард с разной продолжительностью находился в Сицилии, на Кипре, в Святой Земле, Австрии, Германии и Франции.

Особы рангом пониже тоже не отставали от монарха: герцоги и бароны с удовольствием перемещались по своим владениям и останавливались на землях своих вассалов.

Известно одно: в Средние века не существовало границ. По крайней мере — видимых. Дороги находились в ужасном состоянии, ведь их ремонтом не занимались вообще. Маршруты становились очень сложными и запутанными из-за высоких пошлин. Чтобы пересечь мост, город или лес надо было уплатить определённую сумму владельцу.

Самым безопасным и недорогим путём для средневекового человека оставался путь по воде. Но скорость перемещения была очень низкой: обоз за день мог преодолеть от 25 до 40 км, а одинокий всадник проезжал за день 60−70 км. Чтобы попасть из Парижа в Руан, требовалось 3 дня, из Парижа в Лондон — около 10 дней, от Лондона до Рима — больше месяца.

Паломничество к святыням

Пожалуй, это самая весомая цель поездок средневековых людей. Но ни в коем случае это путешествие не было наградой. Скорее — расплатой за грехи и попыткой очистить свою душу. Чем дальше — тем лучше для духовного развития и тем больше шансов на спасение.

Не покидая Франции, знать и простолюдины могли поклониться мощам Марии Магдалины, Божьей Матери, Святого Мартина и Святого Марциала. А если удавалось попасть в Константинополь, Рим или Иерусалим, то можно было получить протекцию апостолов, первых мучеников и самого Иисуса Христа. Но подобные путешествия требовали колоссальных затрат. Не каждый мог позволить себе такой вояж.

Пилигримы отправлялись в путь небольшими группами. Их легко узнавали по характерным одеяниям и атрибутам: посох, сумка в виде мешка, перекинутого через плечо, войлочная шляпа. Перед отъездом паломники просили благословления у местного священника: освящалась вся одежда и предметы, взятые в дорогу.

Читайте также: