Пушкин о ничтожестве литературы русской кратко
Обновлено: 08.07.2024
Прямо таки ничтожна?
А может мал золотник, да дорог?
Кто же так про себя то, так говорит?
Тем более, что это не так. И даже совсем не так.
В.Даль.
"Все существенное перейдет в ничтожество; духовное же бытие с ничтожеством несовместимо"
Может Русский Народ поэтому больше и думал о духовном, читая святоотеческую литературу, а не романы про амуры?
"Если русская словесность представляет мало произведений, достойных наблюдения критики литературной, то она сама по себе (как и всякое другое явление в истории человечества) должна обратить на себя внимание добросовестных исследователей истины"
Эк, куда занесло. И словесность тоже мала?
При том, что словесность это больше, чем литература.
Вам об этом Владимир Иванович Даль не рассказывал?
"Долго Россия оставалась чуждою Европе"
Что вы говорите?
А по нашему, так Русские Императоры Византии, были как раз таки сыновьями Зевса от Европы- Око Минос. Минос-сын Зевса. Око-сердце.
И первым из них был Владимир Великий-Император Алексей 1 Око Минос.
" Приняв свет христианства от Византии, она не участвовала ни в политических переворотах, ни в умственной деятельности римско-кафолического мира"
Это, кощунство, Александр Сергеевич, хотя вы и не подозреваете об этом.
Мы приняли свет Христианства от Самого Христа, тоже Императора Византии-
Андроника 1 Око Минос-внука Владимира Великого-Андрея Глебовича Давыда.
Христос и создал этот Римско-кафолическую церковь, то есть Всемирную, на основе Православия и под своим Личным Руководством.
Вот Он то и был первым Папой для всех. У макаронников и слова то такого не было-ПАПА. Это Русское слово!
"Великая эпоха возрождения не имела на нее никакого влияния; рыцарство не одушевило предков наших чистыми восторгами, и благодетельное потрясение, произведенное крестовыми походами, не отозвалось в краях оцепеневшего севера"
Не оказала? Да, чтож такое? Что ни возьми, ничего у вас нет.
Да, не было никакого Возрождения, Александр Сергеевич. Это миф.
Не было никаких цезарей римско-итальнских.
Были только Русские Римские(Византия) Василевсы и Один из них -это Христос и это Он и организовал расцвет всего, что вы называете возрождением, а макаронники организовали в истории много лапши про свою древность.
А что это за крестовые походы?
Когда был только один во главе с Самим Христом над русским войском, в Константинополь.
А остальные это миф, Александр Сергеевич. Например, детский крестовый поход.
Все другие, они куда шли и что искали, если Христос жив?
А шли они всегда в Палестину, то есть всегда мимо того места, где был на самом деле Распят Христос-мимо ЦарьГрада.
Перьями они порхали по бумаге, а не в походы ходили.
А в краях оцепеневшего юга не отозвалось?
Почему Русь у вас это только Север? И почему он оцепенел, если Север-это Се Вера.
И чего ему цепенеть, если ваши монголы даже до Новгорода не дошли, а значит дань не платили и должны процветать. Или у вас уже дошли?
"России определено было высокое предназначение. Ее необозримые равнины поглотили силу монголов и остановили их нашествие на самом краю Европы"
Что вы говорите? Прямо на краю?
А где этот край, Александр Сергеевич?
И кто такие монголы? Если у вашего любимчика- Карамзина есть только- МОГОЛЫ, а это просто великие по гречески. А поскольку Греция принадлежала нам с потрохами, то это мы и есть Моголы.
Очень любопытно. Значит пока, что эти ваши монголы не дошли до Адриатического моря?
На краю Европы стоят и ждут, когда их историки 19 века, но после вас, отправят дальше, вглубь Европы?
На самом деле дойдут эти моголы, а это мы и покорят всю Европу.
Нечем крыть-за нас Христос. Мирно или принудительно сложат лапки и примут Христианство.
"Образующееся просвещение было спасено растерзанной и издыхающей Россией. *
Опять 25. Это мы на своих мечах и принесем им просвещение. Этим варварам.
А Христос сделает Свою Дочку Анну Королевой Франции при неграмотном короле-варваре.
И все будут удивлявться, что Королева Франции переписывается с самим Папой.
Да со Своим Папой Родным.
"Духовенство, пощаженное удивительной сметливостию татар, одно — в течение двух мрачных столетий — питало бледные искры византийской образованности."
Теперь появились и татары, а куда делись монголы, Александр Сергеевич?
Да не придумали еще как называть, придуманных позже татаромонголов.
И не придумали еще сколько лет ига на наши головы надо придумать, поэтому у Пушкина -200 лет.
Потом придумают- 1237-1480- 243 года. Но, Пушкин пока об этом не знает.
"Татаре не походили на мавров. Они, завоевав Россию, не подарили ей ни алгебры, ни Аристотеля."
А что, какие-то мавры кому-то дарили алгебру и Аристотеля?
Когда и алгебру, и Аристотеля подарил миру сам Христос.
Отразившись в Пифагоре и в Аристотеле.
Как Христос- отразился во всей, такой Древней истории Греции, включая Александра Макендонского.
Например, на Дмитровском Соборе Владимира, построенного Христом в честь своего Воскресения, Он изобразил себя и этим Александром Македонским, правда в отличие от "исторического", умеющим летать, что Он на самом деле умел.
А также, изобразил Себя же- Гераклом со
всеми подвигами, а не грека сунул в реку.
А что такое отражение в истории под чужим именем?
Вот вы, например, прославили выдуманного Вещего Олега, а он всего лишь отражение настоящего Всеслава Полоцкого, распявшего Христа.
Так что отражение это кривое. И только для того, чтобы оправдать появление выдуманных печенегов и хазар.
Слово о полку Игореве написал Сам Христос.
И оно перевесит любое количество романсов.
И не уединенный этот памятник.
Рядом стоит Витязь в тигровой шкуре сына Христа Мстислава-Давыда Сослана.
А будучи еще ребенком, до 12 лет, Христос-написал Слово о Молении Даниила Заточника.
Моление это- своему отцу- Глебу Владимировичу Давыду.
Пока еще не Императору Византии, которым он станет, когда Христу исполнится 12 лет.
А потом еще сочинит Псалтырь, в 107 псалме которого вставит свою же фразу из Заточника.
"Востани, Слава моя, востани, псалтирю и гусли: востану рано"
Также в этом псалме Христос упоминает своих помощников.
"Мой есть Галаадъ, и мой есть Манассий, и Ефремъ заступленiе главыы моея"
Кто такой Галаад-я не знаю.
А вот Манассий- это Константин Манассия- летописец наших Русских Императоров, начиная с Мануила- Ярослава, старшего брата Христа.
В центре на картинке он и стоит.
И Манассий останется летописцем и при Императоре Андоронике-Христе. И он же был у старшего брата Христа-Ярослава.
А кто такой Ефрем? Это Ефрем заступник-Ефрем Сирин, которого отправят в 4 век.
А вы можете на него посмотреть, где имя Ефрем написано по-русски.
А что, есть еще у кого-то Ефремы?
Это мозаика кафоликона монастыря Неа Мони. Православный монастырь на острове Хиос (Греция). Основан, якобы, бы в 11 веке. А это значит при деде Христа-Владимире Великом. А скорее в 12 веке.
В Греции все есть!
Так что не ничтожна наша Литература.
У одного Ефрема около 1000 произведений.
И у Христа не меньше. И они есть перед глазами, да только принимаются за чужое.
А если поскребсти западные легенды, то они окажутся все нашими легендами.
Англичане, например, не дожидаясь этого честно признались, что нет у них богатырского эпоса и поэтому придумали себе Властилина колец в 20 веке.
Да только прежде, чем скребсти других, самих себя бы вспомнить не мешало.
Говоря о влиянии Запада на нравственное воспитание на рубеже восемнадцатого — девятнадцатого веков, нельзя не отметить и влияние литературы. Вот что написал В. В. Розанов: "Литература в каждой истории есть "явление", а не суть. У нас же она стала сутью" (Цитируется по статье Булычев Ю. Литературная государственность — М, 1996, № 8, С 138 ).
Тут уместно начать с великого Пушкина и его статьи "О ничтожестве литературы русской" (1834 г.). Сей труд, к сожалению, не был окончен и статья ограничивается только общеисторическим введением.
"Долго Россия оставалась чуждою Европе. Приняв свет христианства от Византии, она не участвовала ни в политических переворотах, ни в умственной деятельности римско-кафолического (орфография А. С. Пушкина) мира. Великая эпоха Возрождения не имела на неё никакого влияния; рыцарство не одушевило предков наших чистыми восторгами, и благодетельное потрясение, произведённое крестовыми походами, не отозвалось в краях оцепеневшего севера [. ].
Романтическая поэзия пышно и величественно расцветала по всей Европе. Германия давно имела свои Нибелунги, Италия — свою тройственную поэму, Португалия — Лузиаду, Испания — Лопе де Вега, Кальдерона и Сервантеса, Англия — Шекспира, а у Французов Вильон воспевал в площадных куплетах кабаки и виселицу и почитался первым народным поэтом! [. ]
Европа наводнена была неимоверным множеством поэм, легенд, сатир, романсов, мистерий и проч., но старинные наши архивы и вивлиофики, кроме летописей, не представляют почти никакой пищи любопытству изыскателей. [. ]"
Действительно: в этом случае России хвалиться нечем. Ей не до литературы — трёхвековая борьба с татаро-монгольским игом оградила Европу от степной азиатской чумы и предоставила ей возможность взращивать обильный литературный урожай. К тому же надо учесть, что Европа была почти воедино связана католицизмом, а Россия всё время до XVIII века устанавливала православие на своих широких просторах и в непредсказуемых умах соотечественников.
Однако вернемся к Пушкину:
"Но и в эпоху бурь и переломов цари и бояре согласны были в одном: в необходимости сблизить Россию с Европою. Отселе сношения Ивана Васильевича с Англией, переписка Годунова с Данией, условия, поднесённые польскому королевичу аристократией XVII столетия, посольства Алексея Михайловича. Наконец, явился Пётр. [. ]"
Надо помнить, что именно в эпоху Петра в России появляется и первый борец за Слово — редактор. Им стал сам Император, который, по утверждению академика А. М. Панченко, добровольно руководил литературной политикой, добросовестно выполняя хлопотные обязанности редактора оригинальных и переводных произведений. Царь Пётр «требует не "высоких слов словенских", но “простого русского языка”" (Панченко А. М. О русской истории и культуре. — СПб, 2000. С. 244-245).
"Он бросил на словесность взор рассеянный, но проницательный. Он возвысил Феофана, ободрил Копиевича, невзлюбил Татищева за легкомыслие и вольнодумство, угадал в бедном школьнике вечного труженика Тредьяковского. Семена были посажены. [. ]
Несмотря на её видимую ничтожность, Ришилье чувствовал важность литературы. Великий человек, унизивший во Франции феодализм, захотел также связать и литературу. Писатели (во Франции класс бедный, дерзкий и насмешливый) были призваны ко двору и задарены пенсиями, как и дворяне. Людовик XIV следовал системе кардинала. Вскоре словесность сосредоточилась около его трона. Все писатели получили свою должность. Корнель, Расин тешили короля заказными трагедиями, историограф Буало воспевал его победы и назначал ему писателей, достойных его внимания, камердинер Мольер при дворе смеялся над придворными. Академия первым правилом своего устава положила: хвалу великого короля. Были исключения: бедный дворянин (несмотря на господствующую набожность) печатал в Голландии свои весёлые сказки о монахинях, а сладкоречивый епископ в книге, исполненной смелой философии, помещал язвительную сатиру на прославленное царствование. Зато Лафонтен умер без пенсии, а Фенелон в своей епархии, отдалённый от двора за мистическую ересь.
Отселе вежливая, тонкая словесность, блестящая, аристократическая, немного жеманная, но тем самым понятная для всех дворов Европы, ибо высшее общество, как справедливо заметил один из новейших писателей, составляет во всей Европе одно семейство.
Между тем великий век миновался. Людовик XIV умер, пережив свою славу и поколение своих современников. Новые мысли, новое направление отзывалось в умах, алкавших новизны. Дух исследования и порицания начинал проявляться во Франции. Умы, пренебрегая цветы словесности и благородные игры воображения, готовились к роковому предназначению XVIII века [. ]".
Это был век, когда "Слово" стало уступать "Вещи" в культурной иерархии: рождаются новые одежды, появляется иной стиль общения, идёт ускоренное производство вещей — всё это рождает и иную философию — именно она должна дать обоснование, объяснить смысл новых явлений" (Пушкин А. С. Собрание сочинений в 10 томах. - М., 1976. Т. 6. С. 306-366).
Критика А.С.Пушкина — темы, вопросы, идеи
Эстетические взгляды
А.С. Пушкин, порт. В.Тропинина,1827
Критическое наследие автора насчитывает более 160 критических работ. Большинство из них являют собой черновики, наброски, фрагменты, заметки на полях и пр. Понятно, что значительная часть не увидела публикации при жизни поэта. И все же большинство принципиальных критических суждений, высказанных Пушкиным, становилось достоянием общественно-литературной жизни.
Критические выступления поэта отличались точностью, лаконичностью, меткостью наблюдений.
Пушкин выступал в защиту Жуковского, творчество которого не принимали К.Рылеев и В. Кюхельбекер. Не поддерживал Вяземского в его высокой оценке сентименталистов Озерова и Дмитриева. Упрекал А. Бестужева за то, что тот не посвятил ни строчки Радищеву в своем обзоре русской литературы. В принципиальном споре с Рылеевым о тенденциозности поэзии Пушкин-критик утверждал, что к поэзии нельзя подходить субъективно и однобоко.
По его мнению, подлинная поэзия не служит проводником определенных идей, она хороша сама по себе.
и опыты в области литературоведения
Цели и задачи поэта и поэзии
Полемизируя с А. Бестужевым, он утверждал,
В поле зрения профессионального автора должны оказываться не только высокохудожественные произведения, но те творения, которые по разным причинам пользуются популярностью:
Такие взгляды Пушкина на искусство сформировались у поэта под воздействием эстетических идей античных философов, французских просветителей, немецких мыслителей. В своих размышлениях на различные теоретические вопросы художественного творчества (начиная от предмета и назначения искусства и заканчивая проблемами историзма и народности) он опирался на огромный опыт мировой и небольшой опыт отечественной литературы.
Народность в представлении Пушкина
Представления Александра Сергеевича о проблеме народности литературы отдельными чертами схожи с представлениями декабристов, в частности, А. Бестужева и В. Кюхельбекера.
Поэт отмечал, что литератору необходимо
обычаям и традициям, отечественной истории, фольклору.
Народность, по мысли поэта, нечто замкнутое самое в себе:
Все это предполагало более глубокий взгляд на народность, чем укоренился до него, а кроме того, наполняло его демократическим содержанием.
Пушкин и романтическая традиция
Опираясь на художественные открытия Шекспира и переоценивая опыт французских драматургов-классицистов и поэта-романтика Дж. Байрона, Пушкин преодолевает односторонний подход романтиков к творчеству и явлениям действительности.
Среди явлений отечественной литературы Пушкин-критик отметил
Бирюков Борис Владимирович
Социальная мифология, мыслительный дискурс и русская культура[1]
1. Что такое идеология
В этих разъяснениях уже намечена суть того различения двух видов идеологем, которая будет изложена ниже. Идеологемы-клише суть положения, формулировки, которые выражают основные установки, принципы той или иной идеологии, ее ценностные ориентиры. Идеологические клише могут господствовать над мышлением определенных социальных групп и социальных структур — носителей данной идеологии, ее ценностными ориентирами. Идеологические клише могут господствовать над мышлением определенных социальных групп и социальных структур — носителей данной идеологии, могут овладевать целыми обществами и государствами. Идеологии нацизма в Германии и сталинизма в России дают богатый материал для размышления над идеологемами-клише. Идеологические клише меняются от одной конкретной идеологии к другой и от одной исторической эпохи к другой. Различия идеологий суть различия составляющих или, лучше сказать, определяющих их идеологем-клише.
2. Парето и Парсонс
В зарубежной философско-социологической литературе имеются многообразные концепции, претендующие на характеристику феномена идеологии в интересующем нас смысле. Мы ограничимся двумя подходами — Вильфредо Парето и Толкотта Парсонса.
Читайте также: