Пушкин о ничтожестве литературы русской кратко

Обновлено: 08.07.2024

Прямо таки ничтожна?
А может мал золотник, да дорог?
Кто же так про себя то, так говорит?
Тем более, что это не так. И даже совсем не так.

В.Даль.
"Все существенное перейдет в ничтожество; духовное же бытие с ничтожеством несовместимо"
Может Русский Народ поэтому больше и думал о духовном, читая святоотеческую литературу, а не романы про амуры?

"Если русская словесность представляет мало произведений, достойных наблюдения критики литературной, то она сама по себе (как и всякое другое явление в истории человечества) должна обратить на себя внимание добросовестных исследователей истины"

Эк, куда занесло. И словесность тоже мала?
При том, что словесность это больше, чем литература.
Вам об этом Владимир Иванович Даль не рассказывал?

"Долго Россия оставалась чуждою Европе"
Что вы говорите?
А по нашему, так Русские Императоры Византии, были как раз таки сыновьями Зевса от Европы- Око Минос. Минос-сын Зевса. Око-сердце.
И первым из них был Владимир Великий-Император Алексей 1 Око Минос.

" Приняв свет христианства от Византии, она не участвовала ни в политических переворотах, ни в умственной деятельности римско-кафолического мира"

Это, кощунство, Александр Сергеевич, хотя вы и не подозреваете об этом.

Мы приняли свет Христианства от Самого Христа, тоже Императора Византии-
Андроника 1 Око Минос-внука Владимира Великого-Андрея Глебовича Давыда.

Христос и создал этот Римско-кафолическую церковь, то есть Всемирную, на основе Православия и под своим Личным Руководством.

Вот Он то и был первым Папой для всех. У макаронников и слова то такого не было-ПАПА. Это Русское слово!

"Великая эпоха возрождения не имела на нее никакого влияния; рыцарство не одушевило предков наших чистыми восторгами, и благодетельное потрясение, произведенное крестовыми походами, не отозвалось в краях оцепеневшего севера"

Не оказала? Да, чтож такое? Что ни возьми, ничего у вас нет.

Да, не было никакого Возрождения, Александр Сергеевич. Это миф.

Не было никаких цезарей римско-итальнских.

Были только Русские Римские(Византия) Василевсы и Один из них -это Христос и это Он и организовал расцвет всего, что вы называете возрождением, а макаронники организовали в истории много лапши про свою древность.

А что это за крестовые походы?

Когда был только один во главе с Самим Христом над русским войском, в Константинополь.

А остальные это миф, Александр Сергеевич. Например, детский крестовый поход.
Все другие, они куда шли и что искали, если Христос жив?
А шли они всегда в Палестину, то есть всегда мимо того места, где был на самом деле Распят Христос-мимо ЦарьГрада.

Перьями они порхали по бумаге, а не в походы ходили.

А в краях оцепеневшего юга не отозвалось?

Почему Русь у вас это только Север? И почему он оцепенел, если Север-это Се Вера.
И чего ему цепенеть, если ваши монголы даже до Новгорода не дошли, а значит дань не платили и должны процветать. Или у вас уже дошли?

"России определено было высокое предназначение. Ее необозримые равнины поглотили силу монголов и остановили их нашествие на самом краю Европы"

Что вы говорите? Прямо на краю?
А где этот край, Александр Сергеевич?

И кто такие монголы? Если у вашего любимчика- Карамзина есть только- МОГОЛЫ, а это просто великие по гречески. А поскольку Греция принадлежала нам с потрохами, то это мы и есть Моголы.

Очень любопытно. Значит пока, что эти ваши монголы не дошли до Адриатического моря?
На краю Европы стоят и ждут, когда их историки 19 века, но после вас, отправят дальше, вглубь Европы?

На самом деле дойдут эти моголы, а это мы и покорят всю Европу.
Нечем крыть-за нас Христос. Мирно или принудительно сложат лапки и примут Христианство.

"Образующееся просвещение было спасено растерзанной и издыхающей Россией. *

Опять 25. Это мы на своих мечах и принесем им просвещение. Этим варварам.
А Христос сделает Свою Дочку Анну Королевой Франции при неграмотном короле-варваре.

И все будут удивлявться, что Королева Франции переписывается с самим Папой.
Да со Своим Папой Родным.

"Духовенство, пощаженное удивительной сметливостию татар, одно — в течение двух мрачных столетий — питало бледные искры византийской образованности."

Теперь появились и татары, а куда делись монголы, Александр Сергеевич?


Да не придумали еще как называть, придуманных позже татаромонголов.

И не придумали еще сколько лет ига на наши головы надо придумать, поэтому у Пушкина -200 лет.
Потом придумают- 1237-1480- 243 года. Но, Пушкин пока об этом не знает.

"Татаре не походили на мавров. Они, завоевав Россию, не подарили ей ни алгебры, ни Аристотеля."

А что, какие-то мавры кому-то дарили алгебру и Аристотеля?

Когда и алгебру, и Аристотеля подарил миру сам Христос.

Отразившись в Пифагоре и в Аристотеле.

Как Христос- отразился во всей, такой Древней истории Греции, включая Александра Макендонского.

Например, на Дмитровском Соборе Владимира, построенного Христом в честь своего Воскресения, Он изобразил себя и этим Александром Македонским, правда в отличие от "исторического", умеющим летать, что Он на самом деле умел.
А также, изобразил Себя же- Гераклом со
всеми подвигами, а не грека сунул в реку.


А что такое отражение в истории под чужим именем?

Вот вы, например, прославили выдуманного Вещего Олега, а он всего лишь отражение настоящего Всеслава Полоцкого, распявшего Христа.
Так что отражение это кривое. И только для того, чтобы оправдать появление выдуманных печенегов и хазар.

Слово о полку Игореве написал Сам Христос.
И оно перевесит любое количество романсов.

И не уединенный этот памятник.

Рядом стоит Витязь в тигровой шкуре сына Христа Мстислава-Давыда Сослана.

А будучи еще ребенком, до 12 лет, Христос-написал Слово о Молении Даниила Заточника.

Моление это- своему отцу- Глебу Владимировичу Давыду.
Пока еще не Императору Византии, которым он станет, когда Христу исполнится 12 лет.
А потом еще сочинит Псалтырь, в 107 псалме которого вставит свою же фразу из Заточника.

"Востани, Слава моя, востани, псалтирю и гусли: востану рано"

Также в этом псалме Христос упоминает своих помощников.

"Мой есть Галаадъ, и мой есть Манассий, и Ефремъ заступленiе главыы мо­ея"

Кто такой Галаад-я не знаю.

А вот Манассий- это Константин Манассия- летописец наших Русских Императоров, начиная с Мануила- Ярослава, старшего брата Христа.
В центре на картинке он и стоит.


И Манассий останется летописцем и при Императоре Андоронике-Христе. И он же был у старшего брата Христа-Ярослава.


А кто такой Ефрем? Это Ефрем заступник-Ефрем Сирин, которого отправят в 4 век.
А вы можете на него посмотреть, где имя Ефрем написано по-русски.
А что, есть еще у кого-то Ефремы?

Это мозаика кафоликона монастыря Неа Мони. Православный монастырь на острове Хиос (Греция). Основан, якобы, бы в 11 веке. А это значит при деде Христа-Владимире Великом. А скорее в 12 веке.
В Греции все есть!

Так что не ничтожна наша Литература.
У одного Ефрема около 1000 произведений.
И у Христа не меньше. И они есть перед глазами, да только принимаются за чужое.

А если поскребсти западные легенды, то они окажутся все нашими легендами.

Англичане, например, не дожидаясь этого честно признались, что нет у них богатырского эпоса и поэтому придумали себе Властилина колец в 20 веке.

Да только прежде, чем скребсти других, самих себя бы вспомнить не мешало.

Говоря о влиянии Запада на нравственное вос­питание на рубеже восемнадцатого — девятнадцатого ве­ков, нельзя не отметить и влияние литературы. Вот что на­писал В. В. Розанов: "Литература в каждой истории есть "явление", а не суть. У нас же она стала сутью" (Цитируется по статье Булычев Ю. Литературная государственность — М, 1996, № 8, С 138 ).

Тут уместно начать с великого Пушкина и его статьи "О ничтожестве литературы русской" (1834 г.). Сей труд, к сожалению, не был окончен и статья ограничивается толь­ко общеисторическим введением.

"Долго Россия оставалась чуждою Европе. Приняв свет христианства от Византии, она не участвовала ни в поли­тических переворотах, ни в умственной деятельности рим­ско-кафолического (орфография А. С. Пушкина) мира. Великая эпоха Возрождения не имела на неё никакого влияния; рыцарство не одушевило предков наших чистыми восторгами, и благодетельное по­трясение, произведённое крестовыми походами, не отозвалось в краях оцепеневшего севера [. ].

Романтическая поэзия пышно и величественно расцветала по всей Европе. Германия давно имела свои Нибелунги, Италия — свою тройственную поэму, Португалия — Лузиаду, Испания — Лопе де Вега, Кальдерона и Сервантеса, Англия — Шекспира, а у Французов Вильон воспевал в площадных куплетах кабаки и виселицу и почитался первым народным поэтом! [. ]

Европа наводнена была неимоверным множеством поэм, легенд, сатир, романсов, мистерий и проч., но старинные наши архивы и вивлиофики, кроме летописей, не представ­ляют почти никакой пищи любопытству изыскателей. [. ]"

Действительно: в этом случае России хвалиться нечем. Ей не до литературы — трёхвековая борьба с татаро-мон­гольским игом оградила Европу от степной азиатской чумы и предоставила ей возможность взращивать обильный литера­турный урожай. К тому же надо учесть, что Европа была почти воедино связана католицизмом, а Россия всё время до XVIII века устанавливала православие на своих широких просторах и в непредсказуемых умах соотечественников.

Однако вернемся к Пушкину:

"Но и в эпоху бурь и переломов цари и бояре согласны были в одном: в необходимости сблизить Россию с Европою. Отселе сношения Ивана Васильевича с Англией, переписка Годунова с Данией, условия, поднесённые польскому королевичу аристократией XVII столетия, посольства Алексея Михайловича. Наконец, явился Пётр. [. ]"

Надо помнить, что именно в эпоху Петра в России появляется и первый борец за Слово — редактор. Им стал сам Император, который, по утверждению академика А. М. Панченко, добровольно руководил литературной политикой, добросовестно выполняя хлопотные обязанности редактора оригинальных и переводных произведений. Царь Пётр «требует не "вы­соких слов словенских", но “простого русского языка”" (Панченко А. М. О русской истории и культуре. — СПб, 2000. С. 244-245).

"Он бросил на словесность взор рассеянный, но прони­цательный. Он возвысил Феофана, ободрил Копиевича, не­взлюбил Татищева за легкомыслие и вольнодумство, угадал в бедном школьнике вечного труженика Тредьяковского. Семена были посажены. [. ]

Несмотря на её видимую ничтожность, Ришилье чувствовал важность литературы. Великий человек, унизивший во Франции феодализм, захотел также связать и литературу. Писатели (во Франции класс бедный, дерзкий и насмешливый) были призваны ко двору и задарены пенсиями, как и дворяне. Людовик XIV следовал системе кардинала. Вскоре словесность сосредоточилась около его трона. Все писатели получили свою должность. Корнель, Расин тешили ко­роля заказными трагедиями, историограф Буало воспевал его победы и назначал ему писателей, достойных его внимания, камердинер Мольер при дворе смеялся над придворными. Академия первым правилом своего устава положила: хвалу великого короля. Были исключения: бедный дворянин (несмотря на господствующую набожность) печатал в Гол­ландии свои весёлые сказки о монахинях, а сладкоречивый епископ в книге, исполненной смелой философии, помещал язвительную сатиру на прославленное царствование. Зато Лафонтен умер без пенсии, а Фенелон в своей епархии, отдалённый от двора за мистическую ересь.

Отселе вежливая, тонкая словесность, блестящая, аристократическая, немного жеманная, но тем самым понят­ная для всех дворов Европы, ибо высшее общество, как справедливо заметил один из новейших писателей, состав­ляет во всей Европе одно семейство.

Между тем великий век миновался. Людовик XIV умер, пережив свою славу и поколение своих современников. Но­вые мысли, новое направление отзывалось в умах, алкавших новизны. Дух исследования и порицания начинал проявлять­ся во Франции. Умы, пренебрегая цветы словесности и благо­родные игры воображения, готовились к роковому предназначению XVIII века [. ]".

Это был век, когда "Слово" стало уступать "Вещи" в культурной иерархии: рождаются новые одежды, появ­ляется иной стиль общения, идёт ускоренное производство вещей — всё это рождает и иную философию — имен­но она должна дать обоснование, объяснить смысл новых явлений" (Пушкин А. С. Собрание сочинений в 10 томах. - М., 1976. Т. 6. С. 306-366).

Критика А.С.Пушкина — темы, вопросы, идеи

Эстетические взгляды

А.С. Пушкин

А.С. Пушкин, порт. В.Тропинина,1827

Критическое наследие автора насчитывает более 160 критических работ. Большинство из них являют собой черновики, наброски, фрагменты, заметки на полях и пр. Понятно, что значительная часть не увидела публикации при жизни поэта. И все же большинство принципиальных критических суждений, высказанных Пушкиным, становилось достоянием общественно-литературной жизни.

Критические выступления поэта отличались точностью, лаконичностью, меткостью наблюдений.

Пушкин выступал в защиту Жуковского, творчество которого не принимали К.Рылеев и В. Кюхельбекер. Не поддерживал Вяземского в его высокой оценке сентименталистов Озерова и Дмитриева. Упрекал А. Бестужева за то, что тот не посвятил ни строчки Радищеву в своем обзоре русской литературы. В принципиальном споре с Рылеевым о тенденциозности поэзии Пушкин-критик утверждал, что к поэзии нельзя подходить субъективно и однобоко.

По его мнению, подлинная поэзия не служит проводником определенных идей, она хороша сама по себе.

и опыты в области литературоведения

Цели и задачи поэта и поэзии

Полемизируя с А. Бестужевым, он утверждал,

В поле зрения профессионального автора должны оказываться не только высокохудожественные произведения, но те творения, которые по разным причинам пользуются популярностью:

Такие взгляды Пушкина на искусство сформировались у поэта под воздействием эстетических идей античных философов, французских просветителей, немецких мыслителей. В своих размышлениях на различные теоретические вопросы художественного творчества (начиная от предмета и назначения искусства и заканчивая проблемами историзма и народности) он опирался на огромный опыт мировой и небольшой опыт отечественной литературы.

Народность в представлении Пушкина

Представления Александра Сергеевича о проблеме народности литературы отдельными чертами схожи с представлениями декабристов, в частности, А. Бестужева и В. Кюхельбекера.

Поэт отмечал, что литератору необходимо

обычаям и традициям, отечественной истории, фольклору.

Народность, по мысли поэта, нечто замкнутое самое в себе:

Все это предполагало более глубокий взгляд на народность, чем укоренился до него, а кроме того, наполняло его демократическим содержанием.

Пушкин и романтическая традиция

Опираясь на художественные открытия Шекспира и переоценивая опыт французских драматургов-классицистов и поэта-романтика Дж. Байрона, Пушкин преодолевает односторонний подход романтиков к творчеству и явлениям действительности.

Среди явлений отечественной литературы Пушкин-критик отметил

Бирюков Борис Владимирович

Социальная мифология, мыслительный дискурс и русская культура[1]

Социальная мифология, мыслительный дискурс и русская культура (СИ) - i_001.jpg

1. Что такое идеология

В этих разъяснениях уже намечена суть того различения двух видов идеологем, которая будет изложена ниже. Идеологемы-клише суть положения, формулировки, которые выражают основные установки, принципы той или иной идеологии, ее ценностные ориентиры. Идеологические клише могут господствовать над мышлением определенных социальных групп и социальных структур — носителей данной идеологии, ее ценностными ориентирами. Идеологические клише могут господствовать над мышлением определенных социальных групп и социальных структур — носителей данной идеологии, могут овладевать целыми обществами и государствами. Идеологии нацизма в Германии и сталинизма в России дают богатый материал для размышления над идеологемами-клише. Идеологические клише меняются от одной конкретной идеологии к другой и от одной исторической эпохи к другой. Различия идеологий суть различия составляющих или, лучше сказать, определяющих их идеологем-клише.

2. Парето и Парсонс

В зарубежной философско-социологической литературе имеются многообразные концепции, претендующие на характеристику феномена идеологии в интересующем нас смысле. Мы ограничимся двумя подходами — Вильфредо Парето и Толкотта Парсонса.

Читайте также: