Публицистика второй половины 18 века кратко

Обновлено: 17.06.2024

Сатирическая журналистика – это периодические издания, в которых содержится критика реальной действительности с целью ее совершенствования.

Становление отечественной журналистики

Это была молодежь, воспитанная в западноевропейском стиле и стремившаяся к самопознанию, к выработке новых идеалов и мечтавшей служить просвещению русского общества. Первыми отечественными деятелями в журналистике были Сумароков, Херасков, Елагин, Богданович.

Готовые работы на аналогичную тему

Здесь же печатались и теоретические статьи Тредиаковского, и стихи Сумарокова, и басни, и идиллии, и переводная беллетристика и т.д.

Сатирическая публицистика

Для российской журналистики знаменательным считается 1792 год. В апреле 1792 г. был арестован Новиков, за Крыловым был установлен полицейский надзор. Это свидетельствует о том, что сатирическая журналистика стала действительно опасной силой, которую правительство боялось оставлять без присмотра.

Первый детский журнал

Таким образом, только за одно столетие отечественная журналистика окрепла и заняла свое место в общественной жизни. Русская журналистика 18 века прошла путь от информационных рукописных газет до сатирических журналов, которых опасалось правительство. Конечно, большая часть изданий была обречена на недолгое существование, так как издательский опыт был недостаточен. Однако журналы и газеты, выпускавшиеся в этот период, определили место публицистики в развитии общественной мысли.

Большим событием в истории русской периодической печати было возникновение первых частных изданий, т.е. формально независящих от учреждений правительства, который издавал литератор на правах частного предпринимательства. В течение более чем полувека правительство непосредственно и через Академию наук держало свою монополию на печатное слово, и только в конце 1750-х годов появляются в качестве издателей частные лица. В их журналах, и чем дальше, тем чаще, встречаются оппозиционные по отношению к правительству ноты. Издательская же деятельность великого русского просветителя Н.И. Новикова казалась Екатерине II настолько опасной, что она жестоко расправилась с писателем.

В журнале Сумарокова, кроме него, принимали участие А. Аблесимов, И. Дмитревский, Г. Козицкий, А. Нартов, братья Нарышкины, Е. Сумарокова, В. Тредиаковский и др. Многие из них позже стали печататься в журналах, выходивших при Московском университете.

Журнал ориентировался на дворянскую аудиторию и симпатизировал не царствующей Елизавете, а великой княжне Екатерине Алексеевне, ставшей вскоре императрицей Екатериной II. Отсюда критическое отношение к придворной знати времен Елизаветы, критика казнокрадства, взяточничества, лишней роскоши.

Журнал издавался ежемесячно тиражом 1200 экземпляров и был преимущественно литературным.

Не менее остро критиковал дворян-помещиков и Крылов, впоследствии знаменитый русский баснописец. Под видом переписки духов, гномов и других фантастических существ потустороннего мира он критиковал самодержавие, придворные нравы, дикость и жестокость помещиков, взяточничество чиновников.

Новиков отстаивал сатиру на лица, Екатерина II защищала сатиру на пороки, т.е. сатиру абстрактную, морализующую.

Разумеется, внешнюю победу одержала Екатерина: журналы Новикова, Фонвизина и других просветителей-демократов были закрыты, но идейная победа осталась на стороне журналистов, критиковавших крепостничество, взяточничество, галломанию дворянства и придворных, распущенность нравов и прочие социальные грехи их реальных носителей — дворян-помещиков, чиновников.

При всей ограниченности содержания русских изданий XVIII в. журналистика сыграла важную роль: она была единственным источником общественной информации, много способствовала литературному развитию.

Значительное развитие русская политическая мысль получает в трудах Владимира Мономаха, который вошел в историю не только как выдающийся государственный и военный деятель Древней Руси, но также и как автор нескольких сочинений. Его знаменитое “Поучение” – это не только свод бытовых нравственных советов, но и политическое завещание князя. Владимир Мономах выдвигает задачи общегосударственного порядка, считая обязанностью князя заботу о благе государства, о его единстве. Он призывал прекратить междоусобицы, предупреждая, что из-за них “погибнеть земля Руская. ”.

В целом “Поучение” окрашено личным чувством. Владимир – это не только государственный деятель, но и чувствующий, остро переживающий жизненные события человек. Его волнует проблема этической ответственности человека за происходящее, проблема сохранения сострадания, справедливости, чести, трудолюбия. Его “Поучение” в полной мере можно назвать одним из первых публицистических произведений.

Немалое литературное наследство оставил и Кирилл Туровский. Большое количество дошедших до нас произведений, свидетельствует о значительной популярности сочинений этого древнерусского мыслителя в русском обществе. Особый интерес представляет "Притча о человеческой душе и теле", в которой автор, в символически-аллегорической форме раскрывая суть взаимоотношений тела и души, поднимает духовно-нравственные проблемы. Вывод, который делает Кирилл Туровский из своих рассуждений, однозначен: каждый человек должен крепить свою душу и изгонять телесные искушения, только тогда перед ним откроются врата Царства Небесного.

Даниил Заточник – один из самых загадочных древнерусских авторов. В “Молении” в образной форме иносказаний и афоризмов автор саркастично изобразил быт и нравы своего времени, трагедию незаурядного человека, которого преследуют нужда и беды. Даниил Заточник – сторонник сильной и “грозной” княжеской власти, к которой он обращается с просьбой о помощи и защите. Даниил выше всего ставит интеллектуальную силу человека, встает на защиту человеческого достоинства. Мудрый человек, стремясь выбраться из бедственного, безвыходного положения, не может и не должен поступаться своим человеческим достоинством, идти против своей совести.

Нравственность и политика тесно переплетаются в “Слове о полку Игореве”. Сознание необходимости единения, совместных действий против половцев, призыв к воскрешению старых идеалов “братолюбия” — вот что находится в центре внимания автора. Это произведение является политической речью, написанной в жанре политической риторики и предназначенной для оглашения на княжеском съезде.

Событиями монголо-татарского нашествия вызвано появление в древней литературе поэтического произведения “Слово о погибели Русской земли”. Оно по теме и стилю перекликается со “Словом о полку Игореве”. Эти памятники имеют много общего: высокий патриотизм, проявление национального самосознания. Центральная тема “Слова о погибели Русской земли” – скорбь о Русской земле, поруганной иноземными захватчиками. Тема эта развернута автором на основе контрастного противопоставления разорения Руси и ее недавнего прошлого.

Серапион – самый видный церковный проповедник XIII века. От его творчества сохранилось 5 поучений – яркие памятники трагической эпохи. В трех из них автор рисует живую картину разгрома и бедствий, обрушившихся на Русь, считает их Божьей карой за грехи, проповедует путь спасения во всенародном покаянии и нравственном очищении. В двух других поучениях он обличает веру в колдовство и грубые суеверия. Это один из прекрасных образцов древнерусского церковно-учительного красноречия.

Можно сделать вывод, что произведения древнерусской литературы не только остро реагируют на политические события в стране, но и поднимают духовно-нравственные проблемы.

Публицистика XIV – XVII веков

Идея единения народа не утратила своей актуальности и в последующий период – с XIV по XVII века, но приобретает новый аспект: народ должен объединиться не только для защиты государства, но и для управления им, то есть необходимо создание сословно-представительной монархии как наилучшей формы правления для России.

Стремление оправдать борьбу Ивана Грозного против боярства и доказать необходимость сильной самостоятельной самодержавной власти наиболее ярко выразилось в сочинениях Пересветова И.С. – публициста конца XVI и начала XVII века, автора “Эпистолы” и “Большой челобитной”. Пересветов выдвигает принцип равенства всех перед лицом государя, борется против неравенства по рождению и выступает за неравенство, создаваемое самим правительством, награждающим лучших.

Ермолай-Еразм – русский писатель и публицист XVI века, автор повести о Петре и Февронии Муромских. Наиболее важным его публицистическим произведением является трактат “Благохотящим царем правительница”, который был направлен им царю с предложением проведения социальных реформ. Автор сочувственно относится к крестьянству как основному создателю благосостояния общества. По его мнению, крестьянство терпит непосильные лишения, более всего притесняемое боярством. Поэтому он предлагает среди прочих реформ и такие, которые могли бы облегчить его тяготы. Ермолай-Еразм призывает царя к действиям на благо всего общества.

Старец Филофей в историю русской литературы вошел, прежде всего, как писатель-публицист, в сочинениях которого идея московского единодержавия получила свое наиболее законченное литературное оформление, как создатель знаменитой теории “Москвы — третьего Рима”. Идея произведения “Послание на звездочетцев” – показать особую роль России как единственной православной страны, которая уцелела в мире, утратившем истинное христианство.

В этот период получает распространение духовная публицистика: беседы, поучения, незатейливые нравоучительные рассказы. Основным содержанием их была проповедь всеобщей христианской любви к людям и Отечеству. Но острота политического содержания, как необходимый признак публицистики, есть даже в произведениях, повествующих о жизни святых, а тем более в публично адресованных посланиях. Их рассылали по всей Руси и многократно зачитывали перед народом. Так происходило со многими пастырскими и княжескими посланиями.

Активное противостояние в обществе, расколы в церковной среде, политические выступления XVI – XVII веков вызвали к жизни публицистические воззвания, письма и листовки. Среди прогрессивных публицистов того времени Максим Грек, Вассиан Патрикеев, Иван Пересветов, Андрей Курбский, Иван Грозный [2] . Таким образом, в русской литературе XVI – XVII веков происходят серьёзные изменения – она приобретает характер религиозно-политической публицистики, проникая в летопись, в жития святых, в деловую письменность. Это послания Ивана Грозного, “Житие протопопа Аввакума”. А с началом крестьянских войн публицистика окончательно разрывает связи с богословской риторикой и становится светской.

Переписка Смутного времени, объединявшаяся в специфические подборки и отсылавшаяся в соседние города, создавала предпосылки для возникновения русской периодической печати. Комплект документальных и агитационных текстов, отправленный из Нижнего Новгорода вологжанам, дополнялся документами из Москвы, Смоленска и Рязани. Так объединялись известия из разных источников, создавая панораму политических ситуаций в русских княжествах [3] , т.е. появился прототип газеты. Интересно, что становление периодической печати в Европе происходит в этот же период.

Публицистика XVIII века

XVIII век был интереснейшим, напряженным и результативным веком в истории государства Российского: реформы Петра Великого, “просвещенный абсолютизм” Екатерины II, в это время бурно развивается наука, образование, культура и общественно-политическая мысль России. Самый главный вопрос, получивший оценку у всех выдающихся деятелей того времени, несомненно, крестьянский вопрос. Однако единства в оценке крепостного права не было.

М.М. Щербатов, помещик, экономист и публицист немало своих трудов посвятил крестьянскому вопросу. Он обращает внимание на отсталость российского земледелия, низкую производительность труда крестьян. Щербатов критикует либеральную деятельность Екатерины II, считая, что ее действия ведут к оттоку крестьян из деревни. Он резко выступает против отмены крепостничества, считая безумством освобождение крестьян.

Другая часть российских деятелей придерживалась противоположных взглядов – это А.П. Сумароков, Феофан Прокопович, А.Н. Радищев и многие другие. А. Н. Радищев — публицист, выступавший против монархии и крепостного права, провозгласивший в своей книге “Путешествие из Петербурга в Москву” необходимость революции в России. Картины крепостной неволи и самодержавной деспотии написаны в ней пером страстного патриота, защитника родного народа. В произведении с неслыханной для того времени смелостью и прямотой автор наносил сокрушительные удары по всем устоям тогдашней императорской России: крепостному праву, господствующей православной церкви, царской власти.

Ф. Прокопович отстаивал идею приоритета светской власти перед церковью. В трагикомедии “Владимир” он подвергает резкой критике реакционное духовенство, которое было главным противником преобразований Петра Великого. Так начинается проникновение публицистики в художественную литературу.

А. П. Сумароков – автор девяти трагедий, которые носили ярко выраженный политический и публицистический характер. Например, в трагедии “Дмитрий самозванец” Сумароков выразил мысль о том, что правитель, монарх, который не способен навести порядок во вверенном ему государстве, должен быть подвергнут всеобщему презрению народа и свергнут с престола.

Главный вопрос, который поднимают публицисты XVIII века, – крестьянский. Особое внимание уделяется падению нравственности правящих слоёв. Решение социальных и политических проблем авторы видят в просвещении народных масс.

Публицистика XIX века

В XIX веке наблюдается стремительное развитие публицистики в России, она сделалась неизбежным элементом и художественной литературы, и критики. Центральной проблемой произведений этого жанра оставался вопрос об освобождении крестьян и форме политической власти. Активность общественной мысли выявила такие имена, как М.П.Погодин, С.П.Шевырев, Н.И.Греч и Ф.В.Булгарин. Ярким образцом публицистики являются “Выбранные места из переписки с друзьями” Н.В.Гоголя.

Блестящими образцами революционно-демократической публицистической критики 60-х годов стали статьи Н.Г.Чернышевского, Н.А.Добролюбова и Д.И.Писарева. Замечательными публицистами-художниками являются Н.А.Некрасов, М.Е.Салтыков-Щедрин, Глеб Успенский, Ф.М.Достоевский. Публицистика 40—60-х гг. ставила проблему крепостного права, свободы человеческой личности, женской эмансипации, семьи и брака, идеи социализма и революции.

Публицист-славянофил А.С.Хомяков считал, что Россию в целях оздоровления ее социальности нужно вернуть к началам православия, которые он видел в Киевской и Московской Руси, возродить сам "дух православия", который, по его убеждению, хранился в народе.

Блестящим публицистом-критиком был В.Г.Белинский, один из представителей русского "западничества". Письмо Белинского к Гоголю — замечательный яркий памфлет, с четко выраженными политическими требованиями. В. Г. Белинский был первым русским журналистом, кто соединил публицистику с обществом и поставил ее на службу не литературе, а государству.

Н.А.Добролюбов — выдающийся публицист, литературный критик. Для Добролюбова его литературная деятельность в “Современнике” была единственной и главной трибуной, с которой он мог вести непрекращающуюся пропаганду своих идей. Главное назначение своей литературной деятельности Добролюбов видел в проповеди революционно-демократических идей. Народ в его представлении — главная движущая сила истории. В статьях “Что такое обломовщина?” и “Когда же придёт настоящий день?”, посвящённой роману И.С. Тургенева “Накануне”, он утверждал: России нужны новые люди, для которых защита народных интересов станет главным делом их жизни [4] .

Д.Страхова нельзя безоговорочно зачислить ни в какой философский или мировоззренческий “лагерь”. Активный сотрудник неославянофильских журналов “Время”, “Эпоха”, “Заря”, в которых он отстаивал идею “русской самобытности” и монархии, подвергал критике либеральные и нигилистические воззрения, бывшие весьма популярными, высказывал своё враждебное отношение к западу и опубликовал ряд статей против Чернышевского и Писарева.

“Русское слово” – одно из самых ярких демократических изданий 60-х годов. Журнал этот, выходивший в течение шести лет, пользовался большим авторитетом у передового читателя. По всем основным проблемам общественно-политической жизни в период своего расцвета (1863–1865 гг.) “Русское слово”, хотя и не всегда последовательно, но страстно и самоотверженно, отстаивало революционно-демократические позиции. На его страницах развернулась деятельность Д.И.Писарева – выдающегося революционера, замечательного литературного критика и публициста, талантливого пропагандиста естествознания.

Практически все политические или общественные явления второй половины девятнадцатого века нашли своё отражение в творчестве Ф.М.Достоевского. На страницах романа “Преступление и наказание” он полемизирует с революционерами-демократами, нигилистами, сторонниками других идей, получивших распространение в 60-х годах XIX века. В 1876 году, основывает и начинает единолично выпускать отдельное издание по типу ежемесячного журнала под названием “Дневник писателя”. Этот журнал имел необыкновенный успех у читателей, умножая славу Достоевского — писателя и публициста.

Публицистическая и редакторская деятельность М.Е. Салтыкова Щедрина в “Отечественных записках” явилась новым этапом той работы, которую он начал еще в “Современнике. В публицистических циклах “Признаки времени” и “Письма о провинции” Салтыков-Щедрин, как бы подводя итог послереформенному десятилетию, ставит вопросы, волновавшие всех сотрудников и читателей “Отечественных записок”: что изменилось в жизни России после реформы 1861 г.? Почему общественный подъем 60-х годов не принес ожидаемых результатов? В чем причина неудачи революционного движения? Писатель увидел причину неудачи борьбы в том, что слишком неоднородно было “движение реформаторов”, как он условно называл движение 60-х годов. Хотя крепостное право юридически было отменено, сатирик утверждал, что крепостное право живет во всем — “в нашем темпераменте, в нашем образе мыслей, . Все, на что бы мы ни обратили наши взоры, все из него выходит и на него опирается” [4] . Одной из главных тем его литературной деятельности становится разоблачение либерализма. Безразличие к насущным вопросам современности, стремление к личному благополучию господствует в либеральном обществе. Но именно эти качества и определяют их будущее поражение, считает писатель [5] .

Публицистика XIX века отразила бурную общественно-политическую жизнь России, и этот период можно считать окончательным оформлением её как самостоятельного литературного жанра.

Публицистические произведения - это отражение эпохи, злободневных тем времени, поэтому они тесно связаны с историческими, экономическими и социальными процессами, происходящими в стране.

Основными темами произведений древнерусской литературы является проблема единения народа перед лицом внешней опасности, а также духовно-нравственные проблемы.

Одной из наиболее важных тем для церковных публицистов XII–XIII веков стала тема нравственности человека и его служения Господу, проблема человеческого достоинства и чести, нравственного очищения.

Публицисты XIV–XVI веков критиковали политический режим, выражали сочувственное отношение к тяжёлому положению крестьянства. И в эту эпоху не теряет значимости тема человеческого достоинства, ума.

Главный вопрос, который поднимают публицисты XVII–XVIII веков, – крестьянский. Особое внимание также уделяется падению нравственности правящих слоёв. Решение социальных и политических проблем авторы видят в просвещении народных масс.

Публицистика XIX века отразила бурную общественно-политическую жизнь России, и этот период можно считать окончательным оформлением её как самостоятельного литературного жанра.

Мы видим, что меняются эпохи, политические устройства общества, но для публицистики вечной остаётся тема духовной нравственности каждого человека и общества в целом.

Минпросвещения России
Российское образование
Рособрнадзор
Русское географическое общество
Российское военно-историческое общество
Президентская бибилиотека

Читайте также: