Психограмма практикующего врача кратко

Обновлено: 25.06.2024

Представляет собой психологический анализ структуры деятельности и характеристику требований, предъявляемых профессией к психике человека. Содержание и объем психограммы зависят от цели, с которой проводится изучение профессии. В качестве такой цели могут быть профотбор, профориентация и профконсультация, профессиональное обучение, рационализация режима и условий труда.[]

Составление психограммы – итог тщательного изучения профессии с разных сторон. Этот процесс называется профессиографированием.

-Установление перечня обязательных задач, выполняемых профессионалом.

-Реконструкция действий, необходимых для достижения заданных целей (действий внешних и выполняемых во внутреннем плане).

-Соотнесение важных часто встречающихся, ведущих профессиональных действий и психических функций, процессов, способностей, умений, обеспечивающих их выполнение.

Таким образом, составляется функциональная модель работы психики профессионала, устанавливаются предполагаемые профессиональные качества (ПВК) и требуемый уровень их развития (высокий, средний или низкий). В ряде случаев здесь бывает целесообразно указать также признаки профессиональной непригодности.

Профессионально важные качества (ПВК) – относительно устойчивые, мало подверженные развитию и тренировке индивидуально-личностные свойства, которые существенно сказываются на успешной профессиональной деятельности, а также влияют на освоение профессиональных знаний, умений и навыков.

Типы психограмм (выражение ПВК в баллах от 1 до 3)

-Зрительное восприятие (действия восприятия)- 3

-Слуховое восприятие (действия восприятия)- 1

-Память (мнемические действия)- 3

-Внимательность (действия внешнего контроля)- 3

-Воображение (имажинитивные действия)- 3

-Технический интеллект (логические действия)- 2

-Словесно-логический интеллект (логические действия)- 2

-Социальный интеллект, организаторские способности (логические действия)- 2

-Устная речь (интерперсональные действия)- 2

-Общительность (интерперсональные действия)- 2

-Эмоционально-волевая регуляция (самоконтроль)- 3

-Психомоторика (двигательные действия)- 2 [6]

Для профессионального просвещения людей требуются разнообразные сведения о многих профессиях. Поэтому психограмма, составленная в целях профориентации и профконсультации, должна отличаться большой широтой содержания и доступностью изложения. В конце психограммы целесообразно привести списки литературы, рекомендуемой для лучшего ознакомления с той или иной профессией.

Спецификой психограммы составляемой в целях рационализации процесса профессиональной подготовки, является установка на выявление в первую очередь тех профессионально важных качеств, которые поддаются значительному развитию в процессе упражнений, по мере овладения профессиональным мастерством. При составлении психограммы в целях рационализации режима и условий труда особое внимание уделяется обнаружению наиболее лабильных психических функций, динамика которых служит показателем наиболее слабых мест в организации труда. Например, снижение функций зрительного анализатора к концу работы свидетельствует о необходимости рационализации освещения. Особым случаем психограммы, направленной на оптимизацию условий труда, является изучение профессии в рамках инженерно-психологического исследования, анализ требований, предъявляемых к техническим средствам, в частности к способам и средствам отображения информации, к конструкции органов управления и т.п. [7]

3. Профориентация на современном этапе

Можно выделить ряд направлений, способствующих решению практических вопросов профессионального самоопределения подрастающего поколения. К ним относятся: система профориентации, вооружающая школьников необходимыми знаниями для ориентации в мире профессий, умениями объективно оценивать свои индивидуальные особенности, диагностические методики изучения личности школьников в целях оказания индивидуальной помощи в выборе профессии; банк профессиокарт; общественно-значимые мотивы выбора профессии; особенности профориентации студентов в условиях высшей школы; формирование элементов духовной культуры в процессе подготовки учащихся к сознательному выбору профессии.

Однако, несмотря на некоторые положительные результаты, профориентация в современных условиях всё ещё не достигает своих главных целей – формирования у учащихся профессионального самоопределения, соответствующего индивидуальным особенностям каждой личности и запросам общества в кадрах, его требованиям к современному труженику. Существенным тормозом развития профориентации является то, что она, как правило, рассчитана на некоторого усредненного ученика; отсутствует индивидуальный, дифференцированный подход к личности выбирающего профессию; используются в основном словесные методы, без предоставления возможности каждому попробовать себя в различных видах деятельности, в том числе и в избираемой. Многие города и районы не обеспечены текущей информацией о потребностях в кадрах; слабо осуществляется подготовка квалифицированных специалистов - профориентаторов.

Возникают противоречия, связанные с профессиональным самоопределением учащихся: между их склонностями, способностями и требованиями избираемой профессии; осознанием уровня своего общего развития и возможностью менее квалифицированной работы; их притязаниями и реальными возможностями заполнения вакантных мест; склонностью и представлениям о престиже профессии ; желанием заранее попробовать себя в избираемой профессиональной деятельности и отсутствием таковой возможности в школе и ближайшем её окружении; несоответствием здоровья, характера, привычек требованиям, предъявляемым профессией и др. Данные противоречия можно отнести к группе внутренних, личностно-психологических.

Противоречия социально – экономические: между возросшими требованиями к современному специалисту и действующими формами и методами профессиональными планами молодежи с высоким уровнем образования и экономической необходимостью заполнить вакантные рабочие места с тяжелым физическим трудом; потребностью общеобразовательной школы и других социальных институтов в специалистах – профориентаторах и отсутствием стабильной комплексной подготовки их в вузах страны .

Определение профориентации: это многоаспектная, целостная система научно – практической деятельности общественных институтов, ответственных за подготовку подрастающего поколения к выбору профессии и решающих комплекс социально – экономических, психолого-педагогических и медико–физиологических задач по формированию у школьников профессионального самоопределения, соответствующего индивидуальным особенностям каждой личности и запросам общества в кадрах высокой квалификации. Система профориентации выполняет диагностическую, обучающую, формирующую и развивающую функции.

Профориентация является непрерывным процессом и осуществляется целенаправленно на всех возрастных этапах.

Необходимую помощь человеку выбрать именно ту профессию, чтобы требования, которые она предъявляет к работающему совпадали с его личностными качествами и возможностями окажет психодиагностика – одно из самых молодых направлений в психологии.

Вот главные принципы этой области знаний.

1.Всеобщая талантливость. Бесталанных нет, а есть занятые не своим делом.

2.Взаимное превосходство. Если у вас что-то получается хуже, чем у других - значит, что-то должно получиться лучше. Ищите.

3.Неизбежность перемен. Ни одно суждение о человеке не может считаться окончательным. Хотя бы потому, что если сегодня у вас есть возможность узнать что-то новое , то завтра вы уже будете чуточку другим.

Методы психодиагностики позволяют делать выводы с помощью тестов. Для обоснованности профессионального выбора необходимо, чтобы требования со стороны профессии соответствовали возможностям человека. В противном случае в самосознании человека накапливается отрицательный жизненный опыт, формируются своеобразные способы решения встающих перед ним задач — уход от проблем, их игнорирование и т.д.

Профессиональное самоопределение и профконсультация.

В современном обществе актуально и остро встает проблема конкретной психологической помощи людям в их профессиональном самоопределении. Задача психолога в этой ситуации состоит в том, чтобы дать человеку психологические средства разрешения его личностных проблем, связанных с профессиональным самоопределением. Психологи могут на основе диагностики этих психологических проблем помочь человеку в совершении профессионального выбора, или обеспечить предпосылки к совершению этого выбора в будущем.

Для решения психологических проблем в профессиональном самоопределении личности недостаточно дать рекомендации о том, какая профессия подходит, а какая не подходит индивиду. Психолог-консультант должен обеспечить условия, стимулирующие рост человека, в результате чего консультируемый сам мог бы взять на себя ответственность за тот или иной профессиональный выбор. Важнейшим моментом профессионального консультирования является поиск индивидуального воздействия, адекватного конкретной психологической проблеме каждого человека. Прежде всего необходимо определить, насколько запрос консультируемого (т.е. то, и чем он видит свою проблему) соответствует реальной проблеме профессионального самоопределения человека, а затем подвести его к этой реальности. Для диагностики психологических проблем, связанных с профессиональным самоопределением, иногда бывает достаточно беседы психолога с консультируемым, но в большинстве случаев требуется проведение комплексного диагностического обследования с помощью психологических методик, позволяющих определить:

ценностные ориентации и установки;

ближайшие и перспективные жизненные планы и профессиональные намерения;

уровень сформированности представлений о профессии;

уровень развития самооценки;

способности, склонности и интересы;

уровень развития профессиональной мотивации;

реальные жизненные условия (семейные отношения, здоровье, материальное обеспечение и пр.).

Информации, полученной в результате такого комплексного обследования, как правило, бывает достаточно, чтобы определить специфику психологических проблем данного индивида. Иногда предварительная беседа с консультируемым позволяет ограничить круг необходимых диагностических методик для выявления предполагаемой психологической проблемы. Здесь важным является наблюдение за поведением консультируемого во время общения и обследования (что ему интересно, что неинтересно, что трудно, что непонятно, в чем проявляется его познавательная активность, эмоциональное отношение, отказы и т.д.).

Можно выделить ряд типичных психологических проблем, связанных с профессиональным самоопределением личности. К ним прежде всего относятся:

-Рассогласование идеального и реального образа выбираемой профессии.

-Представления о своих личных ценностных ориентациях не соответствуют своим представлениям о ценностях, обеспечивающих успех в профессиональной деятельности в новых экономических и социальных структурах.

-Рассогласование реальной и идеальной мотивации профессионального выбора

У молодых людей, обеспокоенных своим профессиональным будущим, стремящихся учиться в профессиональном учебном заведении или получить профессию в процессе работы, наблюдается опережающее развитие в оценке своих личностных качеств по сравнению с оценкой своих профессиональных качеств. Учащиеся лучше представляют себя как личность вообще, то есть в совокупности моральных, физических, интеллектуальных качеств, своих интересов и склонностей, но в меньшей степени имеют представления о своем профессиональном "Я".[7]

Таким образом, системно рассмотрев вопросы профориентации, составления профессиограмм и психограмм на примере профессии дизайнера, можно прийти к выводу о необходимости составления в индивидуальном порядке профессиограмм и психограмм для работников и организаций с целью повышения материального благосостояния, эстетического удовлетворения и повышения эффективности труда.

Сегодня с каждым днём становится всё проще получить возможность проанализировать собственные профессиональные, личные качества и откорректировать направление деятельности. Многие современные социальные институты занимаются проблемами профориентации, психодиагностики, профконсультаций для оказания помощи в самоопределении, в выборе профессии и жизненного пути в целом.

[1] См., например: Маслов Е.В. Управление персоналом предприятия: Учебное пособие / Под ред. П.В.Шеметова. — М.: ИНФРА-М, НГАЭиУ: Новосибирск: 1998, с. 249;

[2] Сотникова С.И. Управление карьерой: Учебное пособие. – М.: ИНФРА-М, 2001, с. 367-468;

[3] Управление персоналом организации: Учебник / Под ред. А.Я. Кибанова. - М.: ИНФРА-М, 1997, с 285;

Профессиограмма – это описание особенностей какой-либо конкретной профессии, раскрывающее ее специфику и требования, предъявляемые к ее обладателю.

Врач занимается диагностикой, лечением и профилактикой заболеваний. Сама профессия включает большое число специальностей, которые выделяются по системам органов или конкретным заболеваниям – хирург, офтальмолог, гастроэнтеролог и др. Более узкую специализацию имеют педиатры.

Медицинские институты и академии обучают будущих врачей по более общим широким специальностям – лечебное дело, педиатрия, что предполагает подробное ознакомление со всеми медицинскими направлениями. Только стоматологи с самого начала обучения получают специальную подготовку.

Работа врача начинается с выяснения жалоб больного при его осмотре. При необходимости используются дополнительное обследование с обязательным анализом его результатов, что необходимо для точной постановки диагноза и назначения эффективного лечения.

В своё время ещё Гиппократ считал, что лечить надо не болезнь, а человека, поэтому опытный врач будет учитывать множество самых разных нюансов для выработки индивидуальной схемы лечения.

Помимо работы с больными в обязанности врача входит обязательное заполнение документации, повышение своей квалификации, обмен опытом с коллегами. Работа основной части врачей проходит в поликлиниках, стационарах, на станциях скорой и неотложной помощи, в травматологических пунктах. Свои врачи есть в спортивных командах, на автомобильных и авиационных предприятиях, судах дальнего плавания, на вредных производствах. Часть специалистов занимаются частной практикой.

Хороший врач должен иметь:

  • высокий уровень интеллекта,
  • наблюдательность,
  • коммуникативные навыки,
  • эмоциональную устойчивость,
  • ответственность.

Готовые работы на аналогичную тему

Ряд медицинских специальностей требует дополнительных знаний и способностей, например, хирургу необходимы золотые руки для точных мелких движений во время операции, развитое зрительно-пространственное воображение, дающее возможность представить любую область тела человека. Обучение по специальности хирургия довольно сложное и занимает 6 лет, но, права практики ещё не дает. Обучение продолжается после окончания института ещё 1-2 года (ординатура или интернатура) и практика идет под наблюдением опытного коллеги. Только после этого хирург получает право работать самостоятельно.

Основательную подготовку будущие врачи получают в области химии и биологии.

Профессия врача очень востребована на современном рынке труда, а заработная плата зависит от конкретного места работы и уровня профессионализма. Как правило, в государственных медицинских учреждениях она не высокая, в то время как опытные врачи коммерческих клиник получают в 3-5 раз больше.

Надо сказать, что за рубежом врач относится к категории высокооплачиваемых работников. Карьера врача напрямую зависит от его профессионализма.

Особенности профессии врач

Врач – это одна из самых древних профессий, существовавшая уже в первобытном обществе. В то далекое время были люди, занимавшиеся врачеванием больных целебными травами и, делавшие диагностику по пульсу человека. Довольно часто им удавалось спасти жизнь человека. Имена таких великих врачей, как Гиппократ, Авиценна известны всем.

Современный врач имеет высшее медицинское образование и узкий профиль своей деятельности.

Профессия имеет свои преимущества – среди них множество вариантов специализации, самостоятельность в принятии решений, социальная значимость профессии.

К профессиональным ограничениям относятся очень высокий уровень ответственности за жизнь человека и его здоровье, освоение новых средств труда, к которым относятся новые препараты, медицинское оборудование, новые методы работы.

Профессия врача относится к эвристическому классу профессий, связанному с анализом, исследованиями, испытаниями, планированием, контролем, управлением другими людьми.

Очень важной заботой врача является пропаганда здорового образа жизни, его активная позиция в борьбе с наркотиками, курением, алкоголем.

Врачи, работающие в научно-исследовательских институтах и экспериментальных клиниках, занимаются разработкой новых методов диагностики и лечения заболеваний, а также их внедрением их в практику больниц и стационаров.

В зависимости от специальности врач может находиться в одном и том же здании, вести прием больных в кабинете, совершать обход больных по палатам, либо работать на выездах.

Возможны и продолжительные командировки, особенно для военных и спортивных врачей.

Профессиограмма педиатра

Педиатры – это специалисты в области клинической медицины, которые занимаются диагностикой, лечением, реабилитацией и профилактикой заболеваний детей.

В наше время с врачом педиатром ребенок встречается сразу после своего рождения. Это сложная и интересная профессия, требующая личностных качеств – любви к детям, эмоциональную уравновешенность, ответственность и внимательность, поскольку маленькие пациенты ещё не все могут объяснить причину своего беспокойства.

В поле зрения участкового педиатра обычно находится 600-800 детей с первых дней их жизни и до 15 лет. Врач-педиатр должен контролировать динамику роста новорожденного, его вес, следить за общим физическим и психическим развитием ребенка. Если требуется, то проводит совместное комплексное лечение ребенка с врачами-специалистами.

Этиология, патогенез, проявление и лечение детских болезней, профилактика, противоэпидемические мероприятия, всё это составляет повседневную работу детского врача.

Педиатру необходимо находить подход к каждому ребенку, упокоить, проявить адекватную заботу, грамотно рекомендовать медицинским сестрам проведение диагностических и лечебных процедур.

Как и другие специалисты, педиатру необходимы такие профессиональные качества, как аналитическое мышление, оперативная память, точная зрительно-моторная координация, хорошо развитая моторика рук, склонность к работе с детьми, аккуратность и внимательность, высокая ответственность, терпеливость, отзывчивость, наблюдательность, тактичность.

Детский врач не только ведет прием детей в кабинете, но и посещает новорожденных и заболевших детей на дому, поэтому его режим труда может быть ненормированным.

Профессия педиатра требует высшего медицинского образования.

Область применения профессии врача-педиатра довольно широкая – это детские больницы, поликлиники, санатории, диспансеры, детские сады, школы, училища, вузы, учреждения социального обеспечения.

Как и в других медицинских специальностях у педиатра тоже есть возможность карьерного роста вплоть до научной карьеры.

Имея многолетний стаж и высокий уровень профессионализма, можно заниматься собственным делом, открыв, например, частную клинику.

Психограмма – это одна из составных частей профессиограммы.

Психограмма является описанием психологических характеристик определенной профессиональной деятельности, раскрывает совокупность личностных и психофизических особенностей сотрудника, которые важны для его эффективной работы.

С начала XX в. психограмма является набором профессионально важных свойств личности сотрудника. Разрабатывается модель успешного профессионала, которая включает в себя максимально важные психические функции обобщенного субъекта труда. Эта модель лежала в основе подбора психодиагностических методик, а также прогноза при их помощи успеха предстоящей профессиональной деятельности личности в конкретной вакансии.

Ранее было принято считать, что успех в работе зависит от необходимых психических функций, а также ряда определенных способностей необходимого качества и уровня.

Во время изучения профессиональной работоспособности и уровня утомления, для определения уровня снижения психических функций, на которые повлияла выполненная работа, выявлялся перечень профессионально важных качеств (ПВК) психических функций, в качестве наиболее изменчивого, временно нарушающего в определенной профессиональной деятельности под влиянием утомления фактора. Ряд этих функций и свойств лежат в основе измерения, которое говорит о степени профессионального утомления.

С. Г. Геллерштейн, один из отечественных психотехников, начал проводить психограммы, которые были составлены в 1920-е гг. с целью профотбора. По его мнению характеристики профессионала содержали множество неточностей и не отражали полной картины происходящего. И, исходя из этого, он говорил об обязательном совершенствовании методов психологического анализа профессий.

В качестве примера рассмотрим психограмму успешного летчика, которую составил итальянский психолог Джемелли. Вот перечень ПВК, которые она в себе содержала:

  • умение быстро ориентироваться в окружающих явлениях;
  • уровень сосредоточенности;
  • насколько быстро и точно происходит запоминание;
  • уровень устойчивости эмоциональной сферы;
  • уровень сопротивляемости влиянию при переменах высоты.

Толкование психограммы

Изучив несколько источников, можно выделить несколько трактовок психограммы:

  • это раздел профессиограммы конкретного вида деятельности, который обозначает требования к личности, иными словами выдвигает ряд психических способностей, уделяет особенное внимание психологическим противопоказаниям к занятию определенного рода деятельности;
  • это раздел профессиограммы, в котором отражены требования к психофизическим и психологическим качествам личности сотрудника, которые обеспечивают успех в выполнении работы;
  • это отражение состава психологических качеств личности, которые не соответствуют или являются симметричными (адекватными) по отношению к объективным требованиям профессиональной деятельности;
  • это изучение и отражение ряда психологических качеств личности, которые необходимы для того чтобы эффективно выполнять определенную трудовую деятельность, общаться и профессионально расти;
  • это проведение ряда экспериментально-психологических тестов, после которых возможно графически изобразить результаты исследования психической деятельности личности. Данный прием используют для возможности наглядно сравнить результаты исследования нескольких личностей;
  • это составление характеристики свойств индивидуума, которые необходимы для определенного рода деятельности. Для составления характеристики используются сведения, полученные при помощи особых методов;
  • это выявление системы психологических качеств личности, которая определяет потенциал личности к той или иной профессиональной деятельности.

Информация, которая содержится в психограмме, а также ее объем определяются целями изучения профессии. Это может быть профессиональный отбор или подготовка, рационализация отдыха и труда, а также выявление профессиональной ориентации.

Виды психограмм

В. Е. Орел выделяет следующие виды психограмм:

  1. Психограмма, которая составлена для профессионального отбора. Она состоит из двух групп требований:
    • требования, определяющие некомпенсируемые и необходимые ПВК, а также требования, которые предъявляются любому среднему специалисту компании;
    • требования желательного характера – определяют вероятность высокого мастерства в профессии. Важно отметить, что в данном виде психограммы также содержатся психологические противопоказания, то есть это те характеристики человека, которые говорят о неспособности личности к определенного рода профессиям.
  2. Психограмма, которая акцентирует внимание на ряде ПВК, поддающихся максимальному развитию во время изучения профессии. Здесь особое внимание отводится сравнительному анализу деятельности опытного работника и динамики создания молодого работника. Этот анализ включает в себя выделение и сравнение психологических структур, которые показывают соответствие молодого работника требованиям, предъявляемым к опытным и профессиональным сотрудникам.
  3. Вид психограммы, специфическими особенностями которой являются обнаружение наиболее лабильных психических функций, а также определение динамики лабильных функций, которая необходима для выявления индикатора слабых позиций в организации труда.
  4. Психограмма, которая необходима для выявления профессиональной ориентации молодежи. Этот вид психограммы является достаточно широким в содержании, так как требует наличия разных знаний о профессии. В составе психограммы профориентации молодежи есть две основные части, которые являются взаимодополняющими и взаимосвязанными. Это основная часть, которая предназначена для молодежи, и дополнительная часть, которая рассчитана на педагогов и специалистов, занимающихся производственным обучением.

Помимо этих видов психограмм, которые выделяет В. Е. Орел, существует еще несколько:

  • полная психограмма, в основе которой лежит психологическое изучение, составленное по обширной программе;
  • частичная психограмма подразумевает изучение индивидуума исключительно по важным для обсуждаемой проблемы сторонам;
  • срезовая психограмма – составляется во время разового обследования личности;
  • продольная психограмма – составляется на основе сравнения результатов проведенного несколько раз психологического обследования индивидуума. Штерн считает, что исключительное продольные психограммы являются источником сведений о тенденциях развития личности для психолога.

Психограммы профессионального отбора

Психограммы, которые составляются для профессионального отбора, обладают специфическим свойством, выраженным в ориентации на исследование более стабильных свойств, разграничивающих индивидуумов по уровню эффективности труда.

К примеру, максимально важные компоненты в структуре способностей водителей – это ряд сенсомоторных свойств, динамический глазомер, широкое распределение, а также высокая скорость переключаемости внимания. Для часовщика или корректора же важны интенсивность и высокий уровень сосредоточенности внимания. А для диспетчера важно иметь высокий уровень пространственных представлений, оперативное мышление и эмоциональную устойчивость.

Во время составления психограммы для профотбора, важно учитывать двойственные требования к сотруднику. Это требования, которые определяют ряд необходимых и некомпенсируемых свойств нервной системы, а также личность в целом. Эти требования предъявляются к каждому среднему сотруднику профессии. Другая группа требований определяет потенциал работника в достижении высоких показателей в профессии.

Важно отметить, что при составлении психограммы нельзя занижать ее при изучении средних рабочих и завышать при изучении сотрудников высокой квалификации.

В профессиограмме необходимо указать перечень психологических противопоказаний.

Психограммы рационализации процесса профессиональной подготовки

Специфической черота психограмм, которые составляются с целью рационализации процесса профессиональной подготовки, состоит в установке на обозначение профессионально значимых качеств, поддающихся максимальному развитию посредством упражнений во время обучения профессии.

Посредством сравнительного анализа работы специалиста с высокой квалификацией с динамикой работы молодого специалиста, возможно найти пути максимально эффективного метода обучения работников. Для этого необходимо определить характерные психологические структуры и сравнить их между собой. Это даст информацию о том, соответствует ли ход формирования молодого работника предъявляемым требованиям высококвалифицированному и опытному работнику.

Эта профессиограмма определит дальнейшие мероприятия, которые будут направлены на рационализацию обучения. Рационализацию режима и условий труда необходимо начать с исследования особенных черт определенной деятельности и создания ее профессиограммы.

При подготовке психограммы, направленной на рационализацию процесса профессиональной подготовки, выявляют ряд основных профессионально значимых свойств, правильное применение которых обеспечивается путем оптимизации условий деятельности. Также не стоит забывать о выявлении лабильных психических функций. Прослеживая их динамику, можно определить показатель самых слабых мест в организации труда.

Во время снижение функций зрительного анализатора в конце рабочего дня говорит о важности рационализации освещения помещения, изменения цветовых решений интерьера и рабочих мест.

После проведения ряда работ по оптимизации условий труда, мы можем наблюдать, как изменилась картина динамики психических функций. Это может стать индикатором эффективности осуществленных мероприятий. Во время оценки изменений в работоспособности, важно обратить внимание на несколько моментов: есть ли значительные индивидуальные различия в динамике пропускной способности анализаторов, какова скорость и точность реакций во время колебаний устойчивости и переключений внимания.

Во время подготовки психограмм важно сочетать знания и опыт высококвалифицированного психодиагноста и специалиста, разбирающегося в профессии. Это и составляет самую главную сложность. Для того чтобы подготовить психограмму, психодиагносту необходимо полностью изучить работу компании, переговорить с ее работниками.

Психограмму, как правило, заказывают компании, ориентированные на современный уровень работы с персоналом, у психологических служб. Либо можно получить психограмму психолога, подготовленную штатными психологами, обладающими необходимыми знаниями.

Этапы подготовки психограммы

Существует несколько этапов подготовки психограммы.

На первом этапе необходимо установить перечень осуществляемых сотрудником обязательных задач. Эти задачи определяются исходя из нормативно заданных целей труда. Они могут не совпадать с субъективными целями, которые поставлены перед сотрудником. Полученные результаты действия можно разделить на реально полученные и требуемые.

Второй этап включает в себя построение функциональных моделей действий субъекта по выполнению каждой конкретной задачи. Здесь рассматриваются действия внешние и выполняемые по внутреннему плану.

Важно обратить внимание на соотношение действий, которые часто встречаются, психических функций, способностей, а также умений, которые обеспечивают их выполнение.

И на финальном третьем этапе происходит выдвижение гипотез и возможных ПВК, необходимом уровне их роста (высоком, среднем, низком), а также определяется степень легкости или трудности данного развития для обычного сотрудника.

ПВК: понятие и особенности

Профессионально важные качества – это индивидуально-личностные свойства личности, которые являются в определенной мере устойчивыми и мало подверженными росту и тренировкам.

Они напрямую влияют на успешную профессиональную деятельность и скорость изучения профессиональных знаний.

Профессионально важные качества включают в себя следующие стороны психики личности: сенсорная деятельность, ряд особенностей мышления и моторной деятельности, особенности внимания, памяти, уровень воображения личности, а также определение профессиональных особенностей эмоционально-волевой сферы человека.

Существует несколько подходов к выявлению ПВК:

  • необходимо описать профессиональное поведение личности (описать трудовую ситуацию, какие стимулы движут работником, и как он на них реагирует);
  • выявление ПВК при помощи экспериментального подхода, сравнивая группы высококвалифицированных сотрудников различных уровней успешности (перечислить способности, вести ПВК-статистику);
  • обозначение характеристики трудовой задачи, действия и психологически их интерпретировать.

Рассмотрим соотношение ПВК с типами психограмм:

ПВК: понятие и особенности

ПВК: понятие и особенности

Рисунок 1. Профессионально важные качества

Здесь показано, как можно составить функциональную модель работы психики сотрудника, установить возможные профессиональные качества и необходимую степень их роста (высокую, среднюю и низкую).

Одна из распространенных проблем составления психограммы, ситуация, когда задача может требовать быстрого запуска как познавательного, так и двигательного действия, а также осуществления контроля определенного компонента и мыслительного процесса. Исходя из этого, можно сделать вывод, что указанный выше метод позволит создать исключительно предварительную характеристику ПВК. Но полученная информация все равно является нужной как для заказчиков, так и для психологов-профконсультантов.

Мотивационная и операциональная сферы сотрудника

Психограмма предстает в виде характеристики мотивационных и операциональных сфер работника, является психологическим портретом определенного рода деятельности, который представляется комплексом психологических функций, актуальных в определенной деятельности.

Основными характеристиками мотивационной сферы работника, которые находят отражение в психограмме, являются:

  • перечень мотивов, целей, задач, потребностей, интересов, отношений, ценностных ориентаций личности и его психологических позиций;
  • уровень профессиональных притязаний, профессиональной самооценки, осознания себя как профессионала;
  • перечень эмоций и психический состояний, эмоциональный облик работника;
  • степень удовлетворенности личности трудом, процессами, в которых он участвует и полученными результатами.

Операциональная сфера работника содержит следующие характеристики, включаемые в психограмму:

  • уровень психических знаний о труде и профессии;
  • перечень психологических действий, способов, приемов, умений, техник, психотехнологий и влияние их на себя и других людей;
  • степень профессиональной способности, профессиональной обучаемости, открытости к профессиональному росту;
  • уровень профессионального мышления, к нему же относится и творческое мышление, вероятность обогащения опыта профессии;
  • степень профессионального саморазвития, умения проектировать и осуществлять планы личного профессионального роста;
  • наличие психологических противопоказаний к определенной профессии (то есть перечень психологических качеств, несовместимых с указанной профессией);
  • наличие качеств, недостаток которых может быть компенсирован;
  • указание линий профессионального роста и линий распада профессиональной деятельности и личности сотрудника, а также пути восстановления.

В составе психологических качеств работника, которые содержатся в его психограмме, находится отражение трудового поведения (раскрывается вопрос трудовой деятельности, условия труда, а также приводится психологический анализ ошибочных действий), требования к особенным моментам психических процессов, описываются типичные психологические состояния в труде (особое место отводится вопросам утомления). Помимо этого указывается перечень требований, которые предъявляются к личности, а также перечень индивидуальных свойств.


Профессиограмма профессии-врач.Рассказывается о профессии,где можно получить профессию,что входит в обязанности врача,место работы,общая характеристика.

Содержимое разработки

Содержание труда.

Врач изучает человеческий организм, борется с болезнями, укрепляет здоровье людей, продлевает их жизнь. Оказывает непосредственную медицинскую помощь в больницах, поликлиниках, диспансерах, в клиниках учебных и научно-исследовательских институтов, в санаториях, профилакториях. Характер деятельности врача различен в зависимости от его специализации (хирург, терапевт, педиатр и т.д.) и от того, где он работает - в поликлинике или в больнице. В поликлинику обращается большинство впервые заболевших. При встрече с каждым из них врач за очень короткое время должен решить множество вопросов: проанализировать состояние больного, определить методы, средства лечения и степень его трудоспособности. Врач проводит профилактические мероприятия (прививки, медицинские осмотры, диспансерные наблюдения за больными, стоящими на учете), экспертизу трудоспособности, при необходимости направляет больных в стационар. Врач пропагандирует среди пациентов здоровый образ жизни и занимает активную позицию в борьбе с наркотиками, алкоголизмом и курением. В больницах лечащие врачи ежедневно осматривают больных, назначают лечение, выполняют всевозможные манипуляции, включая хирургические операции.

Условия труда.

Во время работы врач находится в помещении и вне помещения. В зависимости от специальности, он может работать в одном и том же здании (чаще всего в поликлинике), вести прием пациентов в кабинете, совершать обход больных по палатам, либо работать на выездах, мобильно.
В случае военного, судового, спортивного врача возможны длительные командировки.
Для врача характерна ручная работа с живыми объектами, в сочетании с использованием современных медицинских приборов и специального оборудования.
Врач анализирует информацию и принимает решения в особых условиях: повышенной моральной ответственности за здоровье и жизнь пациента.

Необходимые знания

-анатомию человека, нормальную и патологическую;

-разные заболевания и их проявления, симптомы и синдромы;

-реанимацию и интенсивную терапию;

-анатомические и физиологические отличительные особенности здорового и больного человека, с учетом его возраста и пола;

-правила оформления медицинской документации.

-исследовать человеческий организм, проводить осмотр больных и консультировать пациентов;

-пользоваться специальной медицинской аппаратурой;

-расшифровывать результаты анализов;

-ставить диагнозы и назначать подходящее больному лечение;

-делать выводы о трудоспособности человека, прогнозировать ход выздоровления.

5. Требования к профессии к человеку.

-чувствительность к эмоциональному состоянию другого человека;

-склонность к работе с информацией;

-развитые логические способности;

-развитая способность к концентрации внимания.

6.Где можно получить профессию.

Медицинские ВУЗы. В профессию врача одни люди приходят через обучение в медицинском вузе сразу после окончания общеобразовательной школы.

Другие начинают свою практическую деятельность в сфере медицины с выполнения малоквалифицированного труда (нянечки, санитарки, медицинские сестры).
Они заканчивают колледжи.


-75%

Читайте также: