Психофизиология сознания кратко и понятно

Обновлено: 02.07.2024

Вторая концепция получила название информационного синтеза. Возникла она на основе представления о возврате возбуждения в места первичных проекций и возникающем на этой основе сопоставлении и синтезе имевшейся ранее и вновь поступившей информации. Таким образом, схема рефлекса дополняется здесь звеном обратной связи, что превращает дугу в кольцо. Впервые идея об информационном синтезе как мозговой основе возникновения субъективных переживаний была выдвинута в 1976г. на основе исследований физиологических механизмов ощущений.

Единичные ощущения еще не создают образа предметов и явлений. В процессе восприятия участвует информационный синтез, когда в ту же область возбужденных нейронов, поступает информация из внешней среды. Этот синтез происходит в нейронах проекционной коры, одновременно с переработкой информации во фронтальной коре. Механизм передачи возбуждения следующий (рис. 8):

1. Возбуждение поступает от проекционной коры к ассоциативной коре;

2. В структуры лимбико-гиппокампального комплекса и подкорковым центрам мотиваций и эмоций. Формируется схема рефлекторной дуги;

3. Возврат возбуждения в кору, в т.ч в проекционную;

4. Возбуждение лобных отделов;

5. Синтез следов сенсорного возбуждения и возвратных импульсов. На этой основе можно говорить о рефлекторном кольце.


Рис. 8. Схема кольцевого движения возбуждения при возникновении ощущений. Центральное звено – синтез информации о физических и сигнальных свойствах стимула на нейронах проекционной коры (по A.M. Иваницкому, 1997).

Т.о., сначала формируется ощущение, а при многократных взаимодействиях и образ – результат восприятия. В дальнейшем эти образы вовлекаются в процесс мышления. Исследование образного, пространственного и абстрактно-вербального мышления методом картирования внутрикоркового взаимодействия (компьютерная ЭЭГ) позволило выявить фокусы взаимодействия в коре. В состоянии покоя рисунок связей простой и симметричный. При решении задач распознания эмоций фокусы локализовались в теменно-височных областях, при абстрактно-вербальном мышлении – в лобных отделах коры. Пространственные задачи задействовали сначала задние, а затем и передние отделы неокортекса. Необходимо отметить, что независимо от преобладания первой (правое полушарие) или второй (левое полушарие) сигнальных систем у человека, при всех типах задач (даже если речевой ответ был не нужен) возбуждались нейроны вербальной левой височной зоны. В фокусах информация сопоставляется и перекомбинируется определенным образом – это также информационный синтез, сходный с рассмотренным выше. Отличие в том, что в этом информационном синтезе, информация поступает не из внешней среды, а из памяти; и задействована здесь ассоциативная кора. Субъективно это воспринимается как процесс обдумывания проблемы и нахождения ответа. Связи и фокусы образуют зоны конвергенции. Эти зоны принимают и синтезируют информацию, поступающую из других отделов коры и подкорковых образований.

Третья концепция, объясняющая высшие функции сознания, связана с речью. Сознание в конечном итоге возникает на основе общения. В клинике важный признак возвращения сознания – речевой контакт с больным, при этом образуются связи между активностью гностических (теменно-височных) и моторно-речевых (нижнелобных) отделов левого полушария. В целом сознание связывают с функциями префронтальной коры. Дело в том, что при временной потери способности к речи, после восстановления речи, больные могут воспроизвести события, случившиеся во время болезни, т.е. информация кодируется в неречевой форме. Медиальные отделы новой коры способны выстраивать и хранить в памяти события как последовательно развертывающиеся во времени. И далее прогнозировать и планировать будущие события. Итак, сознание можно охарактеризовать такими признаками: 1) вербализация образов предметов и явлений; 2) последовательность событий; 3) прогноз и планирование.

Лобные отделы отвечают за сознание в целом и контроль когнитивных функций в других отделах коры; по мере усвоения и автоматизации навыка активация лобных отделов уменьшается.

Представляя собой результат синтеза информации, психические феномены содержат интегрированную оценку ситуации, способствуя тем самым эффективному нахождению поведенческого ответа. Элементы обобщения содержатся в самых простых психических феноменах, таких как ощущение. При мышлении информационный синтез включает не только соединение, но и перекомбинацию уже известных сведений, что и лежит в основе нахождения решения.

Возникновение речи и связанного с ней человеческого сознания принципиально изменяют возможности человека. Кодирование мира внутренних переживаний абстрактными символами делает доступным этот мир с его мыслями и чувствами для других людей, создавая единое духовное пространство, открытое для общения и накопления знаний. Благодаря этому каждое новое поколение людей живет не так, как предыдущее, что составляет резкий контраст с жизнью животных, образ жизни которых не меняется тысячелетиями. Таким образом, биологическая эволюция с ее законами выживания заменяется эволюцией (и революцией), совершаемой в умах людей.

В решении этой проблемы можно наметить два подхода. Согласно одной точке зрения, свобода воли представляет собой лишь иллюзию, которая, тем не менее, объективно способствует более полному и всестороннему анализу информации мозгом при принятии решений. В действительности же поступок строго детерминирован внешней ситуацией, прошлым опытом индивида и наиболее важной, доминирующей в данный момент мотивацией. Лишь при некоторых особых обстоятельствах решение может определяться возникновением новых комбинаций хранящихся в памяти сведений. Такие нестандартные решения возникают в процессе творчества в особой сфере психического (сверхсознании).

В соответствии с другими представлениями, смысл психических переживаний заключается в том, что, возникая на базе более сложной организации мозговых процессов, психические феномены приобретают и новое качество. Это новое качество проявляется в другой логике развития событий, которая подчиняется закономерностям высшего порядка (по сравнению с закономерностями физиологического уровня). Так, цепь мыслей определяется их внутренним содержанием и развивается по законам дедуктивного мышления. Можно сказать и о правилах грамматики, определяющих построение фразы, в которой род существительного управляет формой глагола и родом прилагательного. Это реализуется в отдаче соответствующих команд артикуляционным мышцам, что может рассматриваться как проявление контроля со стороны психики над событиями физиологического уровня. Особая логика психических событий свойственна, очевидно, и так называемым неосознаваемым психическим явлениям, которые, собственно, только на основании такого критерия и могут быть отнесены к категории психических, а не физиологических феноменов, так как они не сопровождаются субъективными ощущениями.

Внутренняя логика психических событий такова, что она допускает возможность действительного выбора поведенческого ответа на основе субъективной, но реально существующей оценки значения того или иного фактора или мотива поведения. При этом осознание всей неоднозначности этих оценок определяет и возможность альтернативных решений.

Два приведенных подхода к проблеме функционального значения психических феноменов и свободы воли основаны, главным образом, на логических построениях философского характера. Решение о том, какой из них правилен, может быть найдено только на основе точного эксперимента. Но пока не видно, как это можно делать, так как здесь мы вплотную приближаемся к границе, которая разделяет естественнонаучное и гуманитарное знание с их различной системой доказательств. Именно поэтому такое решение – дело будущего.

Однако механизм, управляющий уровнем возбудимости корковых зон, касается, главным образом, условий возникновения психических переживаний, а не их непосредственного мозгового обеспечения. На этот вопрос в известной мере отвечает вторая из изложенных концепций – гипотеза повторного входа возбуждения и информационного синтеза. Этот механизм является, как можно предположить, основным в возникновении более простых психических феноменов. Однако осуществление более сложных форм психического требует обязательного участия лобных отделов коры, ответственных за абстракцию и речь. Ведущую роль при этом играет левый передний отдел полушарий. В то же время в обеспечении субъективного переживания этих высших функций важная роль принадлежит, очевидно, тому же механизму кольцевого движения возбуждения и информационного синтеза.

Т.о., можно сделать вывод о том, что интенсивные исследования, проводимые в последние годы, в значительной мере приблизили нас к пониманию мозговых основ сознания. Но многое еще остается неизвестным, и исследователи находятся только на пути к разгадке главной тайны природы.

8.2Одни из реакций считаются показателем осознания раздражителя, для других последнее не обязательно – это многообразные вегетативные, биоэлектрические, эмоциональные, поведенческие и психические реакции.

Понятие бессознательного нередко толкуется весьма широко и включает в себя все психические явления вне сферы сознания, т. е. те содержания психической жизни, о наличии которых человек либо не подозревает в данный момент, либо не знает о них в течение длительного времени, либо вообще никогда не знал. В качестве одного из примеров бессознательного можно привести факт неосознаваемости сигналов, непрерывно поступающих в головной мозг из самого организма, его внутренних органов, мышц, суставов. Бессознательное, понимаемое по 3. Фрейду как вытеснение из сознания, возникает в онтогенезе у человека относительно поздно и, в известном смысле, является производной величиной от развития и дифференциации сознания.

Перед психофизиологией бессознательного стоят два основных вопроса а) можно ли у бодрствующего человека вызвать или выработать психические, поведенческие, эмоциональные, вегетативные и биоэлектрические реакции, или состояния, на внешние стимулы, в частности семантические, без осознания их человеком? и б) как влияют эти неосознаваемые явления на психические функции и поведение субъекта, осуществляемые на сознательном уровне, и каковы физиологические механизмы подобных влияний?

Проблема экспериментального изучения неосознаваемого восприятия сводится к попыткам выявить пороговую разницу между двумя индикаторами: один из них – показатель осознания стимула; другой – подпорогового (по отношению к осознанию) эффекта этого стимула. Разница в пороговой величине этих двух индикаторов составляет область бессознательного или неосознаваемого, в пределах которой внешний стимул может вызывать вегетативные и биоэлектрические реакции, а также влиять на поведенческие и психические функции человека.

Экспериментальные исследования неосознаваемого основываются на вычислениях количественных отношений между силой звуковых или электрокожных раздражений, которые ощущаются субъектом и вызывают различные ориентировочные реакции (расширение зрачка, КГР, реакция депрессии альфа-ритма и дыхательная реакция). Например, у больных с воздушной контузией головного мозга кожно-гальваническая реакция (КГР) вызывалась звуками на 30-40 дБ ниже порога слышимости. Величина этой зоны непостоянна, она колеблется в довольно значительных пределах, в зависимости от различных факторов, например эмоционального состояния исследуемого.

Для уверенной констатации в экспериментальных исследованиях факта неосознаваемого восприятия обязательно соблюдение следующих трех критериев: а) параметры стимула должны быть значительно ниже порога опознания; б) в течение всего исследования, в многократно повторяемых пробах стимул ни разу не должен осознаваться и в) необходимо обнаружить не только количественные, но и качественные различия между регистрируемыми физиологическими реакциями на осознаваемые и неосознаваемые стимулы. Последний критерий является определяющим для доказательства факта наличия неосознаваемого восприятия.

Таким образом, появляется все больше данных о реальности семантического анализа на неосознаваемом уровне не только в случаях психологической защиты при повышении порога осознания эмоционально значимых слов, но и в случаях действия вербальных стимулов вне поля фокусированного внимания субъекта. Однако далеко не всегда приводятся твердые доказательства того, что словесный стимул хотя бы частично не осознается и вследствие индивидуальных особенностей испытуемого не сообщается им, так как испытуемый не полностью уверен в наличии данного стимула. Это наиболее трудная и важная проблема экспериментального исследования бессознательных психических явлений.

Для проявления УР эффекта неосознаваемых стимулов необходимо следующее: во-первых, чтобы они были эмоционально значимы, и, во-вторых, чтобы уровень мотивации или эмоционального напряжения был достаточно высок. Временные связи, сформировавшиеся на неосознаваемом уровне, значительно медленнее угашаются, чем в пробах с осознаваемыми словами. Эти данные делают понятными с физиологической точки зрения положение 3. Фрейда о консервативности подсознания и давние наблюдения психиатров относительно стойкости влечений, эмоциональных переживаний и невротических реакций в случаях, когда их повод остается неосознанным для субъекта.

Временные связи, выработанные с помощью неосознаваемых сигналов (без участия эмоциональной или мотивационной доминанты), сохраняются только в краткосрочной памяти. Они не переходят в долгосрочную память. В случаях переживания длительных и сильных отрицательных эмоций наибольшие пластические изменения происходят в нервных кругах, связанных с эмоциональным поведением, в частности в структурах лимбической системы. В результате формируется состояние, которое можно отнести к понятию доминанты, так как оно характеризуется высоким уровнем возбудимости мозговых структур. В этих случаях даже при очень слабой афферентной импульсации, возможна активация системы временных связей между неокортексом и лимбической системой, которые составляют важное звено доминанты, сформировавшейся в результате конфликтной жизненной ситуации. По подобному механизму могут развиваться безотчетные эмоции, когда их повод не осознается. Можно думать, что в этих случаях эмоциональные состояния и реакции развиваются на основе условнорефлекторной эмоциональной памяти без участия специфически человеческой словесно-логической памяти. Сама эмоциональная память обеспечивается соответствующими пластическими изменениями в структурах лимбической системы, которые составляют интегративный нервный механизм эмоционального поведения.

Множество фактов показывает, что правое полушарие способно осуществлять сложную когнитивную деятельность, вплоть до анализа отдельных слов, но на неосознаваемом уровне. При этом правое полушарие сравнивают с компьютером, осуществляющим сложные акты различения, опознания и обучения, но полностью лишенного сознательного опыта.

У здорового человека психические явления в правом полушарии могут функционально изолироваться от левого полушария путем селективного торможения передачи нервных импульсов через мозолистое тело и другие комиссуры головного мозга. Они могут существовать в правом полушарии сами по себе.

Точка зрения об исключительной роли правого полушария в функциях бессознательного, сформировавшаяся на основе исследований лиц с мозговой патологией, может быть отнесена к психической деятельности здорового человека с одной существенной оговоркой – следует говорить не об исключительной, а о преимущественной роли правого полушария. Это мнение основано на данных анализа вызванной корковой активности левого и правого полушарий на неосознаваемые нейтральные и эмоционально значимые слова. На неосознаваемые эмоциональные слова амплитуда поздней положительной волны Р300 (затылочная, теменно-височ­ная области и вертекс) диффузно увеличивается, но межполушарные отношения существенно не меняются, они остаются такими же, как при восприятии нейтральных слов. Эти данные говорят о том, что и левое полушарие участвует в обработке неосознаваемой семантической информации. Но преимущественная роль правого полушария проявляется после действия неосознаваемого эмоционального словесного стимула. После его предъявления ВП на нейтральные стимулы явно ярче выражен в правом полушарии, а не в левом, как это наблюдается на те же стимулы, но предъявляемые после нейтрального словесного стимула. Интересно, что данный эффект не наблюдается в пробах, где это слово осознается. Четкая функциональная асимметрия говорит о преимущественной роли правого полушария в этой бессознательной психической функции. По всей вероятности, процесс восприятия и на неосознаваемом уровне, как и на сознательном, осуществляется при тесном взаимодействии обоих полушарий, каждое из которых вносит свой вклад в целостную функцию.

Вопросы к теме 8.

1. Назовите подходы к пониманию термина сознание.

2. В чем суть теорий о происхождении сознания?

3. Объясните схему возникновения сознания (см. рис. 8).

4. Как различные понимания сознания связаны с речью?

5. Какую часть бессознательного изучает современная психофизиология?

6. Назовите два типа реагирования на неосознаваемые стимулы.

7. Как доминанта влияет на формирование эмоциональных состояний, базирующихся на неосознанных стимулах?

8. В чем выражается асимметрия сознания и бессознательного?

Журнал высшей нервной деятельности. № 41 (1991); № 44 (1994).

Конорский Ю. Интегративная деятельность мозга. М., 1970.

Костандов Э.А. Функциональная асимметрия полушарий и неосознаваемое восприятие. М., 1983.

Глава восьмая Технологии сознания и образ человечества

Глава восьмая Технологии сознания и образ человечества Мы являемся Эго-Машинами, естественными информационно-процессуальными системами, которые возникли в процессе биологической эволюции на этой планете. Эго — это инструмент, который развился для контроля и

Эволюция сознания

7. ДВОЙСТВЕННОСТЬ СОЗНАНИЯ

7. ДВОЙСТВЕННОСТЬ СОЗНАНИЯ Вменяемый человек из собственного опыта знает, что обдумывание любого вопроса неизбежно приводит к нескольким решениям. Всегда существует необходимость выбора между альтернативными вариантами поступков, которые различаются по последствиям.

Глава 4 ПСИХОФИЗИОЛОГИЯ СЕНСОРНЫХ ПРОЦЕССОВ

Глава 4 ПСИХОФИЗИОЛОГИЯ СЕНСОРНЫХ ПРОЦЕССОВ 1. ОБЩИЕ СВОЙСТВА СЕНСОРНЫХ СИСТЕМ Сенсорной системой называют часть нервной системы, воспринимающую внешнюю для мозга информацию, передающую её в мозг и анализирующую её. Сенсорная система состоит из воспринимающих

Глава 6 ПСИХОФИЗИОЛОГИЯ ПАМЯТИ

Глава 6 ПСИХОФИЗИОЛОГИЯ ПАМЯТИ Научение может быть рассмотрено как последовательность сложных процессов, вовлекаемых в приобретение, хранение и воспроизведение информации (см. гл. 15). В результате научения происходит модификация поведения, а память проявляется как

Глава 7 ПСИХОФИЗИОЛОГИЯ ЭМОЦИЙ

Глава 7 ПСИХОФИЗИОЛОГИЯ ЭМОЦИЙ 1. ЭМОЦИЯ КАК ОТРАЖЕНИЕ АКТУАЛЬНОЙ ПОТРЕБНОСТИ И ВЕРОЯТНОСТИ ЕЁ УДОВЛЕТВОРЕНИЯ Уильям Джеймс – автор одной из первых физиологических теорий эмоций – дал своей статье, опубликованной более 100 лет тому назад, весьма выразительное название:

Глава 9 ПСИХОФИЗИОЛОГИЯ ВНИМАНИЯ

Глава 9 ПСИХОФИЗИОЛОГИЯ ВНИМАНИЯ 1. ЧТО ТАКОЕ ВНИМАНИЕ Большое место в жизни древних римлян и греков занимала риторика. Как исскуство и как средство информации она была эффективной только в том случае, если ораторы прекрасно поставленными голосами могли часами вещать

Глава 12 ПСИХОФИЗИОЛОГИЯ БЕССОЗНАТЕЛЬНОГО

Глава 12 ПСИХОФИЗИОЛОГИЯ БЕССОЗНАТЕЛЬНОГО 1. ПОНЯТИЕ БЕССОЗНАТЕЛЬНОГО В ПСИХОФИЗИОЛОГИИ В процессе деятельности человека в постоянно меняющейся окружающей среде поступающая информация перерабатывается на разных уровнях центральной нервной системы. Переключение

Глава 14 СИСТЕМНАЯ ПСИХОФИЗИОЛОГИЯ

Глава 14 СИСТЕМНАЯ ПСИХОФИЗИОЛОГИЯ 1. АКТИВНОСТЬ И РЕАКТИВНОСТЬ 1.1. Две парадигмы в исследовании поведения и деятельности При всём многообразии теорий и подходов, используемых в психологии, психофизиологии и нейронауках, их можно условно разделить на две группы. В первой

5.1. Коррелятивная психофизиология

Глава 15 ПСИХОФИЗИОЛОГИЯ НАУЧЕНИЯ

Глава 15 ПСИХОФИЗИОЛОГИЯ НАУЧЕНИЯ 1. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И БИОЛОГИЧЕСКИЕ ТЕОРИИ НАУЧЕНИЯ Совершенно очевидно, что закономерности научения изучались задолго до появления современной науки. Необходимость успешно передавать свой опыт следующим поколениям заставляла

Глава 18 ПСИХОФИЗИОЛОГИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Глава 18 ПСИХОФИЗИОЛОГИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ На границах естественных наук и психологии сформировался ряд специальных научных дисциплин и направлений, в том числе психология труда, инженерная психология и эргономика, объектом исследования которых является

Глава 19 СРАВНИТЕЛЬНАЯ ПСИХОФИЗИОЛОГИЯ

Глава 19 СРАВНИТЕЛЬНАЯ ПСИХОФИЗИОЛОГИЯ Сравнительная психофизиология – наука, нацеленная на установление закономерностей и выявление различий в структурной и функциональной организации мозга, поведении и психике у животных разных видов, в том числе и у человека.

11.5. Генетическая психофизиология

11.5. Генетическая психофизиология Генетическая психофизиология изучает взаимодействие генотипа и факторов среды в формировании физиологических систем организма, обеспечивающих психическую деятельность (Булаева К. Б., 1991).Структурная единица нервной системы – нейрон –

10.3. Феномен сознания

Сознание всегда являлось одним из наиболее дискуссионных понятий на стыке психологии и философии. Наряду с этим мно­гочисленные данные позволяют выделять особый психофизиологический аспект проблемы сознания. Очевидно, что индивидуальное сознание человека неразрывно связано с объективными моз­говыми процессами. Задача заключается в том, чтобы установить, какие материальные процессы мозга порождают сознание. Реше­ние этой проблемы сопряжено с большими теоретическими труд­ностями.

Например, почему в сознании не отражается "работа самого мозга", за счет каких механизмов мозг воспринимает и анализирует не - свою деятельность (передачу возбуждения из одних отделов в другие), а лишь ее результативную сторону в виде картины объективной действительности и субъективных переживаний человека? Эти и многие другие вопросы пока остаются без ответа, тем не менее, уже сложились представления, объясняющие некоторые физиологичес­кие механизмы сознания.

Психофизиологический подход к определению сознания

Единого общепринятого определения сознания в психологии и психофизиологии не существует. В большинстве случаев сознание определяют через функции, которые оно выполняет. Например, нейрофизиолог X. Дельгадо, автор широко известной книги "Мозг и сознание", представлял сознание как организованную группу процессов в нервной ткани, возникающих немедленно на предшествующие интрапсихические (вызванные внутренними причинами) или экстрапсихические (вызванные внешними причинами) процессы. Эта группа нервных процессов, т. е. сознание, воспринимает, классифицирует, трансформирует и координирует вызвавшие его процессы с целью начать действие на основе предвидения его последствий и в зависимости от наличной информации.

Другие определения так или иначе повторяют данное выше, подчеркивая: системность сознания, комплексность выполняемых им функций, связь с памятью (прошлым и будущим человека), привя­занность к мозговому субстрату.

Сознание и уровни бодрствования.При анализе сознания как психофизиологического феномена необходимо четко разводить два его аспекта. Во-первых, сознанию соответствует определенный диапазон в существующем континууме "сон-бодрствование". Известно, что при сильном снижении уровня бодрствования развивается состояние, которое определяется как кома ("без сознания"). Очевидно, также, что при относительно низких уровнях бод­рствования, например во сне, сознание в полном объеме своих функций не выявляется. Именно поэтому сон предлагается квалифицировать как измененное состояние сознания. Физиологическим условием проявления сознания служит состояние пассивного и активного бодрствования.

Во-вторых, в качестве самостоятельной характеристики предлага­ется выделять содержание сознания. Последнее непосредственно связано с психическим отражением и выполняет все функции, перечисленные в определении данном выше. Очевидно, что обе стороны сознано тесно, связаны между собой. Так, при пробуждении ото сна по мере возрастания уровня бодрствования содержание сознания становится все более насы­щенным. В то же время при очень сильном эмоциональном напряжении, когда уровень бодрствования достигает наиболее высоких значений, содержание сознания начинает страдать, происходит его своеобразное "сужение". Наконец, существует словосочетание "ясное сознание", т. е. такое состояние, когда человек свободно реализует все перечисленные выше функции сознания и принятые им решения наиболее разумны. Есть все основания полагать, что этому соответствует особый уровень возбуждения коры больших полушарий, который именуется опти­мальным.

Итак, в психофизиологии сознание понимается, в первую оче­редь, как особое состояние мозга, при котором только и возможна реализация высших психических функций. Выход из этого состояния приводит к выключению высших психических функций при сохра­нении механизмов жизнеобеспечения.

Сознание как психофизиологический феномен

Сознание всегда являлось одним из наиболее дискуссионных понятий на стыке психологии и философии. Наряду с этим мно­гочисленные данные позволяют выделять особый психофизиологический аспект проблемы сознания. Очевидно, что индивидуальное сознание человека неразрывно связано с объективными моз­говыми процессами. Задача заключается в том, чтобы установить, какие материальные процессы мозга порождают сознание. Реше­ние этой проблемы сопряжено с большими теоретическими труд­ностями.




Например, почему в сознании не отражается "работа самого мозга", за счет каких механизмов мозг воспринимает и анализирует не - свою деятельность (передачу возбуждения из одних отделов в другие), а лишь ее результативную сторону в виде картины объективной действительности и субъективных переживаний человека? Эти и многие другие вопросы пока остаются без ответа, тем не менее, уже сложились представления, объясняющие некоторые физиологичес­кие механизмы сознания.

Психофизиологический подход к определению сознания

Единого общепринятого определения сознания в психологии и психофизиологии не существует. В большинстве случаев сознание определяют через функции, которые оно выполняет. Например, нейрофизиолог X. Дельгадо, автор широко известной книги "Мозг и сознание", представлял сознание как организованную группу процессов в нервной ткани, возникающих немедленно на предшествующие интрапсихические (вызванные внутренними причинами) или экстрапсихические (вызванные внешними причинами) процессы. Эта группа нервных процессов, т. е. сознание, воспринимает, классифицирует, трансформирует и координирует вызвавшие его процессы с целью начать действие на основе предвидения его последствий и в зависимости от наличной информации.

Другие определения так или иначе повторяют данное выше, подчеркивая: системность сознания, комплексность выполняемых им функций, связь с памятью (прошлым и будущим человека), привя­занность к мозговому субстрату.

Сознание и уровни бодрствования.При анализе сознания как психофизиологического феномена необходимо четко разводить два его аспекта. Во-первых, сознанию соответствует определенный диапазон в существующем континууме "сон-бодрствование". Известно, что при сильном снижении уровня бодрствования развивается состояние, которое определяется как кома ("без сознания"). Очевидно, также, что при относительно низких уровнях бод­рствования, например во сне, сознание в полном объеме своих функций не выявляется. Именно поэтому сон предлагается квалифицировать как измененное состояние сознания. Физиологическим условием проявления сознания служит состояние пассивного и активного бодрствования.

Во-вторых, в качестве самостоятельной характеристики предлага­ется выделять содержание сознания. Последнее непосредственно связано с психическим отражением и выполняет все функции, перечисленные в определении данном выше. Очевидно, что обе стороны сознано тесно, связаны между собой. Так, при пробуждении ото сна по мере возрастания уровня бодрствования содержание сознания становится все более насы­щенным. В то же время при очень сильном эмоциональном напряжении, когда уровень бодрствования достигает наиболее высоких значений, содержание сознания начинает страдать, происходит его своеобразное "сужение". Наконец, существует словосочетание "ясное сознание", т. е. такое состояние, когда человек свободно реализует все перечисленные выше функции сознания и принятые им решения наиболее разумны. Есть все основания полагать, что этому соответствует особый уровень возбуждения коры больших полушарий, который именуется опти­мальным.

Итак, в психофизиологии сознание понимается, в первую оче­редь, как особое состояние мозга, при котором только и возможна реализация высших психических функций. Выход из этого состояния приводит к выключению высших психических функций при сохра­нении механизмов жизнеобеспечения.

Возвращение понятия сознания в современную науку о поведении человека делает необходимым для психофизиолога четко представлять себе, что же в каждом конкретном случае понимается под этим термином. В разных областях знаний о человеке существуют свои концепты о сознания. Для философа сознание — это высшая форма психического отражения действительности, связанная с речью и свойственная общественно развитому человеку; идеальная сторона целеполагающей трудовой деятельности. Определений сознания, которые предложены философами, множество. Приведем два из них:

- Сознание — это свойственный человеку способ отношения к объективной действительности, опосредованный всеобщими формами общественно-исторической деятельности людей.

- Сознание — это отношение к миру со знанием его собственных объективных свойств и возможностей.

Под индивидуальным сознанием психологи понимают процесс осознания человеком явлений окружающего мира и самого себя. Сознание есть знание о явлениях окружающего мира, что выражено в слове (в виде внешней или внутренней речи), оно обладает свойством отвлечения и обобщения. Сознание есть только у человека, поскольку он как субъект выделяет себя из окружающего мира, и окружающий мир служит ему объектом, отражающимся в форме ощущения, образа или мысли. При этом сознание — не только отражение явлений окружающего мира, не только некое знание о них, но и отношение человека к ним.

Сознание всегда предполагает познавательное отношение к объекту, находящемуся во внешнем мире. Однако предметом осознания могут стать и собственные психические явления и переживания. Поэтому сознание в психологическом плане — это процесс осознания человеком внешнего мира и самого себя, способность отдавать отчет в том, что происходит в окружающей среде и в своем духовном мире. Сознание есть как бы социальный контакт человека с самим собой, в процессе которого происходит формирование определенного представления о себе самом, субъективного образа своего Я. Это отношение субъекта к своему осознанному бытию в психологии обозначают термином самосознание.

Проблема сознания, как правило, встает перед психофизиологом в том случае, когда изучаются функция восприятия вербальных и невербальных стимулов, их оценка, принятие решения и организация ответной произвольной поведенческой деятельности в виде словесного отчета или же какого-либо движения, сигнализирующего другому человеку о том, что соответствующий стимул субъектом опознан. Любой здравомыслящий человек не станет отрицать, что сознание связано с материальными, физиологическими процессами, происходящими в высших мозговых структурах.

Информация, закодированная в виде нервных импульсов, по специфическим чувствительным нервам поступает в соответствующие области коры больших полушарий головного мозга и там перерабатывается, человек осознает эту информацию и сообщает окружающим об этом. Однако дело обстоит далеко не так просто.

Оказывается, информация может поступать в кору больших полушарий и в случаях, когда человек находится в бессознательном состоянии. Об этом судят по электрическим ответам тех участков коры, куда пришли нервные импульсы от определенного органа чувств. Следует отметить также чрезвычайно важную особенность в работе сознания бодрствующего здорового человека — его прерывистость. Ее отметил еще в 1930-х гг. Л.С. Выготский:

Наши чувства дают нам мир в выдержках, извлечениях, важных для нас. Сознание как бы прыжками следует за природой, с пропусками, пробелами. Психика выбирает устойчивые точки действительности среди всеобщего движения. Она есть островки безопасности в гераклитовом потоке. Она есть орган отбора, решето, процеживающее мир и изменяющее его так, чтобы можно было действовать.

Многолетние эксперименты психофизиологов подтверждают это гениальное наблюдение Л.С. Выготского: досознательный отсев информации осуществляется при помощи специальных нервных механизмов, создающих в высших отделах головного мозга наилучшие условия для осознанного восприятия значимых в данный момент явлений окружающей среды.

Следовательно, для осознания какого-либо внешнего явления недостаточно только поступления информации о нем в кору головного мозга и возбуждения там нервных клеток. В настоящее время психофизиологи во многих лабораториях мира пытаются выявить и изучить критические изменения в мозге, связанные с осознанием явлений окружающей среды, с определением условий, при которых мозговые процессы начинают сопровождаться сознанием. Эти важные для естественнонаучного понимания основ поведения человека вопросы будут обсуждены в последующих главах.

Читайте также: