Психофизиологические компоненты работоспособности кратко
Обновлено: 04.07.2024
Работоспособность — потенциальная возможность индивида выполнять целесообразную деятельность на заданном уровне эффективности в течение определенного времени.
- объективные показатели: производительность и качество труда;
- субъективные показатели: степень удовлетворенности работника результатами своего труда, вовлеченность разных сторон и уровней психики человека в осуществление деятельности, активизация умственных способностей и мотивационно-волевых компонентов, психологическая цена результата по величине затрат личностных ресурсов.
Виды работоспособности
Предлагается несколько классификаций работоспособности.
Общая работоспособность отражает способности человека выполнять любую общественно полезную деятельность. Это характеристика устойчивых качеств здоровья человека.
Профессиональная работоспособность отражает характеристики тех систем и функций человека, которые необходимы для выполнения профессиональных задач. Например, в результате заболевания или травмы человек потерял слух, но это может не отразиться существенным образом на выполнении им профессиональных обязанностей, связных с корректировкой текстов в типографии.
Актуальная работоспособность характеризует состояние субъекта деятельности, определяющее уровень его эффективности в данный промежуток времени (например, в начале третьего часа работы). Предполагается, что актуальная работоспособность меняется во времени, и эти изменения закономерны, типичны для большинства людей, выполняющих данную работу.
Выделяют работоспособность умственную и физическую. При тяжелых физических нагрузках первично страдают мышцы, а при умственной — центральная нервная система. Хотя в спортивной медицине наблюдается ряд противоречий. В частности, при снижении физической работоспособности страдают соответствующие группы клеток центральной нервной системы.
В физической работоспособности выделяют силовую, выносливую и скоростную. Эти виды работоспособности изучались, главным образом, в сфере спортивной медицины, ибо представители различных видов спорта достигают наивысших результатов в случае тренировки специфичной для определенного вида спорта работоспособности. Например, стайер и спринтер нуждаются: один — в выносливой работоспособности, а другой — в скоростной.
Показатели работоспособности человека в течение дня изменчивы.
При непрерывной работе в течение 8 часов уровень работоспособности специалиста можно разделить на пять периодов
Стадия оптимальной работоспособности — период, характеризующийся стабильными максимальными показателями производительности, субъективным состоянием комфорта. Может длиться 3-4 часа (величина его зависит от опыта работника, уровня мотивации и отвлекающих факторов). Производительность удерживается на высоком уровне, явления утомления отсутствуют, волевые усилия незначительны и характеризуются стабильностью. Задача руководителей и специалистов, ответственных за организацию труда персонала, состоит в обеспечении максимальной продолжительности этой стадии.
Период полной компенсации — стадия, на которой начинает развиваться утомление, так как работник уже израсходовал часть психофизиологических ресурсов. Продолжение работы на заданном уровне достигается усилием воли. В начальный период этой стадии качество работы не страдает, поддержание работоспособности обеспечивается волевой компенсацией. Продолжительность этого периода составляет 1-2 часа.
Период неустойчивой компенсации — снижается и качество деятельности, когда волевые усилия работника не в состоянии компенсировать расходуемые в процессе деятельности психофизиологические ресурсы. Субъективно на этой стадии формируется чувство усталости. Производительность труда постепенно снижается на 20…25%, у человека появляются выраженные субъективные и объективные признаки усталости. Если работу не прекратить, что возрастает количество ошибочных действий и негативных эмоций, связанных с трудовой деятельностью.
Прогрессивное снижение продуктивности при продолжении работы — заключительный период.
В зависимости от вида труда, индивидуальных особенностей, состояния здоровья, профессиональной подготовленности продолжительность, чередование и степень выраженности отдельных стадий могут меняться в значительных пределах вплоть до выпадения некоторых из них. Соотношение продолжительности стадий работоспособности — один из показателей оптимальности организации процесса деятельности.
Методы оценки работоспособности
Выделяют прямые и косвенные методы оценки работоспособности
Элементарные методики оценивают один законченный, но предельно простой элемент операции (скорость и качество компьютерного набора, устный счет, просмотр рядов цифр и букв и т. д.). Их достоинствами являются простота и возможность точного количественного учета, а к недостаткам можно отнести тот, факт, что выполнение одного элемента еще не может полностью характеризовать качество профессиональной деятельности человека в целом.
Операционные методики позволяют вычленить и оценить один участок алгоритма работы, который заключается в выполнении законченного комплекса элементарных действий (начисление зарплаты бухгалтером, редактирование книги редактором и т. д.). Их достоинствами являются возможность количественной и качественной оценки реального сегмента трудовой деятельности, возможность сравнения труда разных специалистов и возможность оценки групповой деятельности. К минусам можно отнести более высокая трудоемкость и сложность стандартизации.
Интегральные методики оценивают законченный алгоритм профессиональной деятельности. Сильными сторонами подобных методик является то, что они направлены на оценку конечной эффективности поставленной перед работником цели и учитывают влияние мотивации работника на результаты его труда, а слабыми - громоздкость данных методик, трудность воспроизведения результатов, сложность методик, необходимость экспертных оценок и пр.
В качестве косвенных показателей работоспособности человека чаще всего используется динамика показателей функционального состояния организма или параметры протекания психологических процессов. Их оценка производится путём объективных измерений с использованием физиологических методов и тестов, а также на основе сбора и анализа данных субъективного состояния психических и соматических функций.
При исследовании физической работоспособности применяют метод дозированных мышечных нагрузок, создаваемых с помощью велоэргометра. В этом случае суждение о работоспособности составляется на основании изучения динамики показателей внешнего дыхания и сердечно-сосудистой системы.
Умственная работоспособность человека отличается большим разнообразием и с трудом поддается оценке. Условно, труд человека-оператора можно разделить на три типа:
Работоспособность, как упоминалось, — системное качество, характеризующее субъект труда, уровень которого определяется большим числом факторов, относящихся к особенностям организации работы и самого работника (функциональным состоянием организма и величиной его резервных возможностей; профессиональным опытом и подготовленностью; направленностью личности, т.е. характером и степенью выраженности потребностей, установок и мотивов деятельности и рядом других факторов). Все факторы, влияющие на работоспособность, можно разделить на физиологические, психологические и профессиональные.
Физиологические детерминанты работоспособности. Выделяют три таких фактора.
Второй фактор, определяющий преимущественно динамику работоспособности, — скорость расходования энергетических ресурсов организма в процессе работы, что обусловлено характером самой выполняемой работы. Понятно, что интенсивная, связанная с ускоренным расходованием ресурсов, трудовая деятельность скорее приведет к снижению работоспособности, чем легкая. Характер выполняемой работы служит основанием для разделения труда по степени тяжести (см. гл. 9). В свою очередь учет показателей интенсивности труда, скорости расходования ресурсов является основой для нормирования труда.
Многочисленными исследованиями установлено, что снижение работоспособности может быть обусловлено целым рядом функциональных нарушений в организме. К ним относятся болезненные и предболезненные состояния, их остаточные явления, функциональные расстройства, вызванные воздействием неблагоприятных санитарно-гигиенических факторов обитания, хроническое утомление и переутомление, нервно-психическая напряженность, а также ряд психических состояний, таких как доминантное, дремотное, состояния преждевременной психической демобилизации, эйфории, фобии и др.
В настоящее время актуальной стала проблема употребления ряда психоактивных веществ (алкоголя, лекарств, наркотиков), что также приводит к снижению работоспособности. Об этом говорят, например, судебно-медицинские исследования останков после авиационных катастроф, свидетельствующие о значительной доле пилотов, у которых обнаружены следы употребления психоактивных и других лекарственных средств, потенциально снижающих операторские функции человека. К таким веществам относятся, например, некоторые гипотензивные средства (понижающие давление), антигистаминные (используемые при аллергических реакциях и состояниях), снотворные и успокоительные. Имеет место употребление алкоголя и наркотических средств работниками на производстве и на транспорте. Притчей во языцех стало употребление алкоголя за рулем автомобилей, что многократно повышает риск возникновения дорожно-транспортных происшествий.
Порядок проведения таких обследований определяется федеральным органом исполнительной власти в области здравоохранения (Министерство здравоохранения и социального развития РФ). Как правило, медицинские обследования включают внешний осмотр (состояние кожных покровов, слизистых), определение параметров гемодинамики (частота пульса и величина артериального давления), а также в ряде случаев выявление признаков употребления алкоголя. Для этих целей используются специальные алкотестеры, определяющие содержание паров алкоголя в выдыхаемом воздухе. Следует подчеркнуть, что использование алкоте-стеров позволяет лишь заподозрить факт употребления алкоголя,
не заменяя наркологической экспертизы, которая должна проводиться в специализированном лечебном учреждении, имеющем на данный вид деятельности соответствующую лицензию.
Психологические детерминанты. Это те факторы, которые характеризуют субъект деятельности и влияют на время поддержания высокой способности к труду. К ним относят:
индивидуально-психологические качества. Н.А.Добролюбов говорил: «Нет людей бесталанных, есть люди неуместные. Те работники, у которых рассогласование требований профессии и собственных качеств выражено наиболее сильно, в работе будут испытывать существенные трудности. Например, работники локомотивных бригад, не обладающие достаточной выраженностью такого профессионально-важного качества, как устойчивость к монотонии, быстрее теряют работоспособность, необходимую для эффективного выполнения производственных задач, что выражается в большем количестве браков этих работников;
(Связь с темпераментом)
направленность личности специалиста — характер и степень выраженности потребностей, установок и мотивов деятельности; устойчивость эмоционально-волевой сферы.
Профессиональные детерминанты. Это факторы, характеризующие процесс, средства и условия профессиональной деятельности, а также характеристики субъекта труда, обусловливающие качество выполнения работы в течение заданного времени. Их можно сгруппировать в следующие классы.
Санитарно-гигиенические, микроклиматические условия работы. Чем хуже эти условия, тем быстрее работник расходует необходимые для выполнения деятельности психофизиологические ресурсы. Тем быстрее у него развиваются неблагоприятные психические состояния и соответствующее снижение работоспособности. Именно поэтому для отдельных категорий работников трудовым законодательством установлен сокращенный рабочий день.
Эргономические характеристики рабочего места. Их значение хорошо иллюстрируют различия, которые водители автомобиля отмечают в длительной поездке в машинах с хорошей и плохой эргономикой.
Есть и другие формы организации сменной работы (например, работа сутками), когда в силу развития утомления наступает снижение работоспособности.
Профессиональный опыт и подготовленность — уровень развития, пластичность, устойчивость специальных знаний, навыков, умений. Новичок, не владеющий твердо навыками трудовых операций, будет уставать существенно больше профессионала со стажем, соответственно, темп снижения работоспособности будет у него существенно выше.
Психофизиологические предпосылки поддержания работоспособности
Повышать или поддерживать работоспособность за счет предотвращения нарушений функционального состояния организма или нормализации (коррекции) измененного в процессе деятельности состояния возможно по трем основным направлениям.
Проведение профессионального медицинского и психологического отбора кандидатов на обучение конкретным профессиям и периодического медико-психологического освидетельствования специалистов. В ходе этих мероприятий можно выявить отрицательно влияющие на работоспособность неблагоприятные индивидуальные особенности организма, выраженные в состоянии здоровья, уровне физического развития и подготовленности, чертах характера и темперамента, психических состояниях и т.д.
Профилактике функциональных нарушений и снижения работоспособности способствуют создание оптимальных условий обитания на рабочем месте, использование эффективных средств защиты от воздействия неблагоприятных факторов среды, формирование здорового психологического климата в коллективе и т. д. Для предотвращения чрезмерного утомления важное значение имеет достижение рационального уровня автоматизации процессов управления, способствующего уменьшению информационной и физической загрузки, снижению темпа работы, т. е. оптимизации процесса деятельности. Большую роль в обеспечении высокой работоспособности играет совершенствование организации деятельности, а именно создание рационального режима труда, отдыха и питания, обеспечение оптимальной рабочей нагрузки, разработка программ подготовки с учетом не только обучающего эффекта, но и функциональной загрузки обучающихся.
3. Приемы непосредственного, прямого воздействия на человека, такие как индивидуальная регламентация профессиональной деятельности, активный отдых и физическая подготовка, психогенные, физиолого-гигиенические, электрофизиологические, фармакологические, физические средства и методы.
4. Применение фармакологических средств. Современная фармакология располагает арсеналом средств повышения, сохранения и восстановления работоспособности. Как правило, эти вещества близки или совпадают по своему составу с биологически активными веществами (нейромедиаторами, гормонами и их метаболитами). Все средства можно объединить в несколько групп: а) лекарственное ускорение и повышение адаптации; б) фармакологическая профилактика и терапия хронического утомления и психической депрессии при длительной работе; в) лечение и профилактика острого утомления при критических ситуациях.
В настоящее время проводится изыскание стимуляторов в целях:
1. МЧС РОССИИ САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОТИВОПОЖАРНОЙ СЛУЖБЫ
Цели занятия
1. Ознакомить обучающихся с характеристикой стадий
работоспособности.
2. Рассмотреть понятие работоспособность субъекта
труда, дать классификацию компонентов и видов
работоспособности.
Учебные вопросы
1. Работоспособность субъекта труда, компоненты
работоспособности, виды работоспособности
2. Характеристика стадий работоспособности
5. ЛИТЕРАТУРА
6. Учебно-материальное обеспечение
7. ВВЕДЕНИЕ
Работоспособность — это социально-биологическое
свойство человека, отражающее его возможность
выполнять конкретную работу в течение заданного
времени с необходимым уровнем эффективности и
качества. Работоспособность определяется комплексом
профессиональных, психологических и физиологических
качеств субъекта труда.
8. УЧЕБНЫЙ ВОПРОС № 1 РАБОТОСПОСОБНОСТЬ СУБЪЕКТА ТРУДА, КОМПОНЕНТЫ И ВИДЫ РАБОТОСПОСОБНОСТИ.
12. УЧЕБНЫЙ ВОПРОС №2 ХАРАКТЕРИСТИКА СТАДИЙ РАБОТОСПОСОБНОСТИ
1. Предстартовое состояние – период, характеризующий
состояние субъекта деятельности до начала работы. Оно
может быть трех видов:
• - состояние боевой готовности – отличается ориентацией
субъекта на высокие показатели, уверенностью в своих силах,
высокой деловой мотивацией;
• - состояние стартовой лихорадки – при этом выражена
тревога, неуверенность при высокой мотивации достижения
результата,
проявляется
суетливость,
чрезмерное
возбуждение, нетерпение;
• - состояние стартовой апатии – в этом случае для субъекта
деятельность лишена смысла, типичны – вялость, сонливость.
Стадия
врабатывания
(нарастающей
работоспособности) – начальный период работы,
характеризующийся
постепенным
нарастанием
продуктивности. Здесь могут быть выделены:
• фаза
первичной
(ориентировочной)
реакции
(первичная
мобилизация)
–
когда
трудовая
активность замедленна в условиях ориентации
субъекта в новой обстановке, наблюдается в момент
начала деятельности и длится до нескольких минут.
Эта
фаза
характеризуется
кратковременным
снижением значений практически всех показателей
деятельности и активации физиологических систем.
Этот эффект связан с внешним торможением в
нервной системе, возникающим в результате
изменения характера стимуляции;
2.
3.
Стадия
оптимальной
работоспособности
(компенсации) отличается высокой и устойчивой
продуктивностью, стабилизацией на минимальном
уровне
эмоционально-волевого
напряжения.
Субъективно в этот период работник чаще всего
испытывает функциональный комфорт. Стадия
характеризуется
стабильными
параметрами
деятельности и организма, устойчивое рабочее
состояние
или
состояние
функционального
комфорта,
отражает
оптимальность
психофизиологических
затрат
(высокая
продуктивность
достигается
минимальными
затратами). Статистически достоверных изменений в
психофизиологических показателях организма не
наблюдается.
4. Стадия субкомпенсации (неполной компенсации),
обычно сменяет предшествующую стадию к началу
третьего часа работы, при этом появляются
снижение работоспособности и начальные признаки
утомления,
субъективно
переживаемые
как
состояние усталости (ощущения дискомфорта,
местных болевых ощущений).
5. Стадия декомпенсации (или выраженного утомления) является
периодом истощения ресурсов организма, ведущего к такому
снижению работоспособности, которое обнаруживается в
колебаниях продуктивности, росте ошибок в работе и
вероятности травм. В этот период обнаруживаются резкие
колебания эмоциональной напряженности, волевых усилий
субъекта труда; субъективные и объективные проявления
утомления ярко выражены. В этом состоянии наблюдается
выраженное чувство утомления и разнообразные по
направленности
и
интенсивности
изменения
психофизиологических показателей как следствие сложного
взаимодействия
активационных,
регуляторных
и
компенсаторных систем различного уровня, изменения в
которых происходят не одновременно и зависят от структуры
конкретной деятельности и от того, какая психическая функция
испытывает большее напряжение. Компенсация возникающих
трудностей осуществляется за счет менее ответственных
(энергетически и функционально) процессов и, в частности,
путем подключения дополнительных ресурсов организма.
6.
Стадия срыва или прогрессивного снижения
продуктивности,
отличается
тем,
что
функциональные возможности человека значительно
нарушены. Если в таком состоянии трудовая
деятельность продолжается, она завершается
полным отказом, ибо приближается к потенциально
возможной величине работоспособности. В реальных
условиях труда рабочая смена завершается на 4-5
стадии и в том случае, когда труд оплачивается
сдельно, может быть выделена стадия особого
состояния – конечный порыв.
8.
Стадия восстановления работоспособности
характеризуется
развитием
восстановительных
процессов в организме, снижением психического
напряжения
и
накоплением
функциональных
резервов. Различают текущее восстановление — в
процессе работы после завершения ее наиболее
напряженных этапов, срочное восстановление —
непосредственно после окончания всей работы,
отставленное восстановление — на протяжении
многих часов после завершения работы и медикопсихологическая реабилитация — восстановление
после
острых
и
хронических
рабочих
перенапряжений с применением активных средств
воздействия на психические, физиологические и
физические функции и качества субъекта труда.
На главную Лекции и практикум по психологии Психофизиология Психофизиология работоспособности
1.1. Определение работоспособности. Основные виды работоспособности
Работоспособность - это уровень функциональных возможностей организма, характеризующийся эффективностью работ, выполняемых за определенный промежуток времени.
Способность человека к выполнению конкретной деятельности в рамках заданных временных лимитов и параметров эффективности определяет содержание работоспособности как основной составляющей надежности человека. При рассмотрении работоспособности как сложного многопланового явления, для ее оценки применяется комплексный подход, при котором используются показатели, относящиеся к разным системам: показатели эффективности или продуктивности деятельности, показатели самочувствия человека и психофизиологические показатели состояния систем и функций организма. Работоспособность определяется состоянием здоровья, половой принадлежностью, характером питания, режимом труда и отдыха, условиями работы, настроением и многими другими факторами. Она зависит от уровня знаний человека, умений, навыков и опыта, физического и психического состояния.
Проблема работоспособности является одной из самых актуальных в современной психофизиологии труда. Это связано с тем, что человек нередко трудится на пределе своих физических и психических сил, особенно если речь идет о работе в экстремальных условиях. Поддержание работоспособности на высоком уровне становится в этом случае необходимым условием безопасного труда.
В психофизиологии выделяют несколько классификаций работоспособности. С точки зрения задачи, которую человек решает в процессе труда, работоспособность может быть максимальной, оптимальной или пониженной.
В зависимости от психофизиологических процессов, задействованных в регулировании деятельности, работоспособность может быть умственной и физической. Умственная (психическая) работоспособность выражается быстротой, качеством и количеством восприятия и переработки информации, физическая - силой, частотой и продолжительностью мышечных нагрузок.
Уровень функциональных возможностей организма имеет индивидуальный характер, может изменяться в течение трудового дня, суток и рабочей недели. Поэтому различают также месячную, годовую и многолетнюю работоспособности.
1.2. Стадии работоспособности
1.3. Утомление
В процессе выполнения любых видов работы может развиться состояние пониженной работоспособности организма, которое объективно оценивается как утомление, а субъективно воспринимается в виде усталости.
Утомление - состояние, которое развивается под влиянием тяжелого или длительного трудового процесса и выражается в комплексе соответствующих сдвигов в организме, понижающих его работоспособность.
Утомление - это результат конфликта между внешними требованиями, которым должны удовлетворять результаты работы, и снизившимися возможностями человека. Этот конфликт отражается в сознании человека и переживается им в виде состояния усталости.
При оценке влияния утомления на трудовой процесс необходимо учитывать, что рост утомления и усталости часто идёт со сдвигом:
- если работа интересна для человека, если она ему нужна, т. е. является значимой для человека, то, несмотря на утомление, состояние усталости появляется позже. Здесь основную роль играет высокая мотивация труда;
- если работа неинтересна, если человек не заинтересован в получении хорошего результата, то даже небольшое утомление способно вызвать сильное состояние усталости.
Состояние усталости обусловлено не только физиологическими причинами, но и психологическими (интерес, мотивация). Переживание состояния усталости - это сигнал для организма снизить физическую и интеллектуальную нагрузку.
Утомление является следствием различных нарушений в организме, отклонений от нормального функционирования нервной системы. Такие патологические сдвиги в организме могут накапливаться, и возникает состояние переутомления. Это очень опасное для работающего человека состояние, которое сказывается на всех сферах его жизнедеятельности. Основное отличие утомления от переутомления заключается в том, что утомление снимается после отдыха или смены вида деятельности, а для устранения переутомления часто необходимо медицинское вмешательство.
Утомление от трудового процесса может быть физиологическим и психологическим.
Физиологическое утомление - возникает из-за токсического воздействия на нервную систему продуктов разложения молочной кислоты, которая накапливается в мышечной ткани в результате мускульной деятельности. Чувство физического дискомфорта, которое возникает после непривычного или тяжёлого физического труда, исчезает обычно очень быстро.
Психологическое утомление - состояние перегруженности нервной системы. Психологическое утомление обычно проявляется следующим образом:
1) происходит понижение восприимчивости к раздражителям, они воспринимаются с опозданием или вообще не воспринимаются;
2) снижается концентрация внимания, снижается, а затем вообще исчезает возможность сознательного регулирования внимания;
3) уменьшается способность к запоминанию, труднее вспоминаются уже знакомые вещи;
4) мышление становится замедленным, теряет свою гибкость и широту;
5) в эмоциональной сфере появляется состояние депрессии или раздражительности и агрессивности;
6) нарушается сенсомоторная функция нервной системы, т. е. нарушается координация движений.
Психофизиологические исследования показали, что в течение рабочей смены имеются периоды повышенной утомляемости. Например, в дневной смене - это 4 и 5 часы работы, в ночной смене - первые 2 часа работы.
При организации режима деятельности необходимо строго регламентировать периоды работы и отдыха. Перерывы в работе эффективны при условии, если они приходятся на начальные стадии появления утомления и не нарушают вследствие большой продолжительности состояния врабатываемости. Отдых во время перерывов должен быть рационально организован. Активный отдых является более эффективным, чем пассивный. Теорию активного отдыха разработал в начале XX века русский физиолог И. М. Сеченов. Сеченов доказал, что отдых в процессе трудовой деятельности должен сводиться не к полному покою, а к смене деятельности. Кратковременный отдых такого рода (активный отдых) оказывается более эффективным, чем продолжительный отдых, происходящий в условиях полного покоя. Таким образом, активный отдых в виде физических упражнений является основой при рациональной организации труда.
1.4. Повышение эффективности работоспособности
Рис. 5.1. Колебания уровня работоспособности
1.5. Монотонность работы и её влияние на работоспособность
1.6. Профессиональные качества и умения
Работоспособность — это состояние изделия, при котором оно способно выполнять заданную функцию с той или иной эффективностью за определенное количество времени.
1. Стадия врабатывание - процесс адаптации к актуально выполняемой деятельности, во время коего происходит настройка всех психофизиологических функций за счет актуализации динамического стереотипа. В стадии врабатывания человек акцентирует свое внимание на рабочих действиях, тщательно выполняет последовательность рабочих движений.
· Подстадия первичной мобилизации - наблюдается в момент начала деятельности и длится до нескольких минут. Она характеризуется кратковременным снижением значений практически всех показателей деятельности и активации физиологических систем. Этот эффект связан с внешним торможением, возникающим в результате изменения характера стимуляции;
· гиперкомпенсация происходит поиск наиболее адекватного приспособления к требованиям деятельности и формирование устойчивого динамического стереотипа деятельности. Показатели деятельности и психофизиологические показатели отличаются нестабильностью.
2. Стадия оптимальной работоспособности – в процессе этой стадии оптимальной работоспособности человек показывает наиболее высокие показатели (количественные и качественные). Характеризуется стабильными параметрами деятельности и организма.
3. Полной компенсации, которая постепенно приходит на смену предыдущей и отражается в снижении работоспособности и развитии начальных признаков состояния утомления, субъективно переживаемом как состояние усталости. Компенсация утомления происходит за счет волевых усилий и активизации физиологических механизмов, что отражается в более высоких, чем в период врабатываемости, вегетативных сдвигах и развитии состояния нервно-психического напряжения.
4. Некомпенсируемое и компенсируемое утомление. В стадии утомления наступает резкое снижение эффективности труда.
6. Стадия декомпенсации- прогрессивное снижение работоспособности, когда быстро нарастают симптомы утомления, снижается продуктивность и эффективность работы и наблюдаются значительные сдвиги во всех психофизиологических показателях, связанных с системами активации. В этом состоянии волевые усилия уже не обеспечивают активизацию компенсаторных и защитных систем, в операторской деятельности появляются отказы и срывы, когда дальнейшее выполнение деятельности может и должно быть прекращено.
Психофизиология сознания.
В широком смысле сознание – бодрствование с возможностью контакта с внешним миром. В узком смысле – это проявление психики, связанное с абстранкцией, отделением себя от окружающей среды и соц. Контактами с другими людьми.
Теоретические основы сознания:
1. Аноэтичное сознание – состояние, когда мы е осознаем ничего, но регистрируем сигналы окружающей среды и реагируем на них.
2. Ноэтичное – состояние, когда мы сознаем что-либо, не входящее в имеющееся окружение, т.е. символическое сознание.
3. Автоноэтическое – то, что мы знаем о самом себе, память о событиях личной жизни.
Прерывание сознания: глобальное и локальное
Бессознательное – неосознование процесса обработки информации, о влиянии которых человек не дает себе отчет.
Виды бессознательного:
1. Досознательное – охватывает биологические потребности, выражается в безусловных рефлексах и инстинктах.
2. Подсознательное – то, что было уже осознано и может быть вновь осознаваемым в определенных условиях.
3. Сверхсознание – связано с процессом творчества.
Уровни активности человека:
Виды сна:
· Монофазный (приурочен к суточной смене дня и ночи)
· Полифазный (у младенцев)
· Сезонный (у животных)
· Патологический (при мозговой травме)
Патологии сна:
1. Инсомния – нарушение ночного сна
2. Гиперсомния – патологическая сонливость
3. Парасомния – ночные кошмары, лунатизм
4. Сонный паралич
Психофизиология эмоций
Эмоции — это особый класс психических процессов и состояний, выражающих в виде пристрастного субъективного переживания значение отражаемых предметов и ситуаций для удовлетворения потребностей живого существа и мотивов.
Особенности эмоций:
1. Эмоции обладают субъективным характером
2. Эмоции обладают многообразием качественных особенностей
5. Эмоции обладают связью с непосредственными переживаниями
6. Находят свое отражение в телесных проявлениях
7. Внутриорганические процессы влияют на эмоции
8. Эмоции влияют на наш организм (гнев разрушает печень, страсть и горе воздействует на селезенку и желудок, печаль на легкие, ужас на почки)
Трехмерная теория чувств:эмоции выступают в 3х качествах:
1. Удовольствие – неудовольствие
2. Возбуждение – успокоение
3. Напряжение – разряжение
Виды эмоций:
1. По длительности: эмоциональный фон, эмоциональное состояние, эмоциональное реагирование
2. По качеству: положительные и отрицательные
3. По степени выраженности: настроение, страсть, аффект
4. По уровню: низшие, высшие
Функции эмоций:
· Отражательная функция эмоций выражается в обобщенной оценке событий. Эмоции охватывают весь организм и представляют почти мгновенную и интегральную оценку поведения в целом
· Побуждающая функция – эмоции побуждают к деятельности
· Подкрепляющая функция. Эмоции принимают самое непосредственное участие в процессах мышления и памяти. Значимые события, вызывающие эмоциональные реакции, быстрее и надолго запечатлеваются в памяти.
· Переключательная функция эмоций состоит в том, что они часто побуждают человека к изменению своего поведения.
Управление эмоциями:
1. Распределение – расширение круга эмоциогенных ситуаций, что приводит к снижению интенсивности эмоций в каждой из ситуации.
2. Сосредоточение – концентрация эмоционального состояния на конкретном объекте
3. Переключение – перенос переживаний с эмоциональной ситуации на нейтральную.
Восприятие- это психический процесс, заключающийся в отражении предмета или явления в целом при его непосредственном воздействии на рецепторные поверхности органов чувств.
Этапы восприятия:
Виды восприятия:
· По органам чувств
Свойства восприятия:
1. Целостность (способности целостного зрительного восприятия)
2. Константность — постоянство восприятия одного и того же дистального объекта при изменении проксимального стимула.
3. Структурность — предмет воспринимается сознанием уже в качестве абстрагированной от ощущений смоделированной структуры.
4. Осмысленность — предмет сознательно воспринимается, мысленно называется (связывается с определённой категорией), относится к определённому классу
5. Избирательность — преимущественное выделение одних объектов по сравнению с другими.
Типы восприятия:
1. По характеру приема информации:
· Целостный (синтетический тип)
· Детализирующий (аналитический тип)
2. По характеру отражения получаемой информации
3. По характеру особенностей самой местности:
Ошибки восприятия:
1. Галоэффект (эффект ореола, эффект нимба или рога) — общее благоприятное или неблагоприятное мнение о человеке переносится на его неизвестные черты.
2. Эффект первичности (эффект первого впечатления, эффект знакомства) — первая информация переоценивается по отношению к последующей.
3. Эффект новизны — новой информации о неожиданном поведении хорошо знакомого, близкого человека придаётся большее значение, чем всей информации, полученной о нём ранее.
4. Эффект роли — поведение, определяемое ролевыми функциями, принимается за личностную особенность.
5. Эффект присутствия — чем лучше человек чем-то владеет, тем лучше он делает это на глазах у окружающих, чем в одиночестве.
6. Эффект авансирования — к разочарованию приводит отсутствие приписываемых ранее несуществующих достоинств.
7. Эффект снисходительности — руководитель гипертрофирует позитивные черты подчинённых и недооценивает негативные (характерно для руководителя попустительского и, в какой-то мере, демократического стиля).
8. Эффект гипервзыскательности — руководитель гипертрофирует негативные черты подчинённых и недооценивает позитивные (характерно для руководителя авторитарного стиля).
9. Эффект физиогномической редукции — вывод о присутствии психологической характеристики делается на основе черт внешности.
10. Эффект красоты — внешне более привлекательному человеку приписывается больше положительных черт.
11. Эффект ожидания — ожидая от человека определённой реакции, мы провоцируем его на неё.
13. Эффект проекции — человек исходит из того, что другие обладают такими же качествами, как он.
Воображение- способность сознания создавать образы, представления, идеи и манипулировать ими.
Виды воображения:
· Произвольное: мечта, грезы
· Непроизвольное: гипнотическое состояние, фантазии, сны
Операции воображения:
1. Диссоциация - это подготовительная операция, в ходе которой прошлый чувственный опыт субъекта, те или иные его впечатления подвергаются расчленению и в них выделяются элементы, позднее входящие в новые комбинации.
2. Ассоциация предполагает создание новых сочетаний предварительно выделенных элементов опыта, их синтез, объединение в качественно новый целостный образ.
Формы воображения:
1. агглютинация — соединение несоединимых в реальности объектов;
2. гиперболизация — увеличение или уменьшение предмета и его частей;
3. схематизация — выделение различий и выявление черт сходства;
4. типизация — выделение существенного, повторяющегося в однородных явлениях.
Внимание— направленность и сосредоточенность сознания на каком-нибудь предмете, явлении внешней среды или на свои собственные поступки и действия.
Виды внимания:
· произвольное - характеризуется направленностью субъекта на сознательно выбранную цель.;
· непроизвольное - относится к феномену переключения внимания на стимул, который ранее не привлекал внимания;
· постпроизвольное - появляется в процессе освоения деятельности и увлеченности выполняемой работой; оно не требует усилий воли, так как поддерживается интересом к ней.
А также внешнее и внутреннее.
Свойства внимания:
1. объем – количество одновременно отчетливо осознаваемых объектов и характеризует ресурсы внимания человека. Объем внимания близок объему кратковременной памяти и составляет 7—12 объектов.
2. устойчивость - возможность длительного сосредоточения внимания на объекте
3. возможность распределения и переключения – возможность удерживать в сфере внимания несколько объектов
4. Концентрация – степень сосредоточенности внимания на объекте
5. Переключение – перенос внимания
Познавательные процессы
Мышление – процесс, характеризующийся обобщенным и опосредованным отражением действительности и связанный с действием и речью.
Функции мышления:
Этапы мышления:
2.Обращение к образам памяти и понятиям.
Виды мышления:
1.По форме протекания
- наглядно - действенное (мыслительная задача решается непосредственно в процессе деятельности)
-наглядно – образное (представление ситуации и возможно изменение образов в ней)
-словесно – логическое (мышление осуществляется при помощи понятий и логических операций)
2.По степени организации и новизны
Используется при решении задач известного типа на основании готовых правил и формул
Получение нового продукта или знания, усовершенствование решений той или иной задачи
3.По характеру решаемых задач
Человек обращается к понятиям и образам, выполняет действия в уме, непосредственно не имея дела с опытом, полученным при помощи органов чувств
Напрямую связано с восприятием человека окружающей действительности и ее реальным преобразованием
Операции мышления:
Формы мышления:
Особенности мышления:
1. Широта ума. Характеризуется разносторонностью знаний, умением творчески мыслить.
2. Глубина ума - умение проникать в сущность, выделять главное и второстепенное.
3. Познавательность ума - умение выстраивать логический порядок в решении различных вопросов
4. Гибкость мышления - умение быстро оценивать ситуацию, легко переходить с одного способа действия на другой
5. Самостоятельность мышления - способность принимать решения, действуя не шаблонно, не поддаваясь постороннему влиянию
6. Критичность мышления - умение не считать верной первую, пришедшую в голову мысль.
Способы мышления:
Нарушение мышления:
1.При психических заболеваниях
a) Нарушение динамики мышления
b) Нарушение операциональной стороны мышления
· снижение уровня обобщения
· искажение процесса обощения
c) Нарушение мотивационного компонента мышления
· резаперство (словесная опухоль)
2.Расстройства мышления (бред)
Память– форма отражения, заключающаяся в закреплении, сохранении и последующем воспроизведении прошлого опыта, дающей возможность его повторение и дальнейшее использование.
Этапы памяти:
1. запоминание – закрепление нового материала, путем связывания его с памятью
Виды памяти:
1. В зависимости от времени хранения информации:
2. В зависимости от преобладающего канала восприятия информации:
3. В зависимости от вида и формы предъявляемой информации:
4. От методов и целей запоминания:
Причины трудностей при запоминании:
4. Угасание информации
5. Интерференция ( искажение)
6. Ретроактивная интерференция (когда новое блокирует воспоминание старого)
7. Проактивная интерференция (старые знания мешают сохранять новую информацию)
Законы и приемы улучшения памяти:
1. Осмысленное заучивание наизусть
2. Эффект зейгарникова
3. Реминисценция – улучшение отсроченного воспроизведения
4. Организация правильного повторения
6. Использование образных приемов информации
7. Смысловое запоминание
Мнемотехнические приемы: коды, подсказки, стратегии.
Качество памяти:
· Объем — способность одновременно сохранять значительный объем информации. Средний объем памяти — 7+-2 единиц информации.
· Быстрота запоминания — отличается у разных людей. Точность — проявляется в припоминании фактов и событий, с которыми сталкивался человек, а также в припоминании содержания информации. Длительность — способность в течение долгого времени сохранять пережитый опыт.
· Готовность к воспроизведению — способность быстро воспроизводить в сознании человека информацию. Именно благодаря этой способности мы можем эффективно использовать приобретенный раньше опыт.
Нарушение памяти – амнезия.
Формы амнезии:
1. Ретроградная - нарушение памяти на события, предшествующие заболеванию.
2. Антерообрадная – карсаковский синдром – нарушение памяти на события после заболевания.
Виды амнезии:
6. Постгипнотическая амнезия
7. Детская амнезия
Функциональные состояния
Это фоновая активность нервных центров, при которой реализуется та или иная деятельность человека.
Оптимальное функциональное состояние – это состояние, когда степень активации коры головного мозга такова, что деятельность является наиболее эффективной и результативной.
Функции состояния:
2. По степени напряжения
3. По уровню психологической активности
Фазы психологического процесса:
1. Латентный период
3. Мобилизационная фаза
4. Фаза устойчивости в работе всех функциональных систем
Монотония
Это психологическое состояние, которое характеризуется неспособностью человека устанавливать такие отношения с окружающим миром, которые могут эмоционально захватить его и побудить к созидательной деятельности.
Способы борьбы:
Состояние напряженности возникает в результате ожидания неприятного события.
Состояние эмоционального выгорания выражаются в:
1. Эмоциональное и физическое истощение
2. Возникновение деперсонализации
3. Снижение работоспособности
Рекомендации по устранению или предупреждению неблагоприятного влияния функциональных состояний на человека:
1. Автоматизация и механизация работы
2. Оптимизация содержания труда
3. Внедрение оптимального темпа и ритма работы
4. Смена предмета труда
5. Внедрение оптимальных режимов труда и отдыха
6. Физические упражнения во время работы
7. Функциональная музыка
8. Совершенствование организации рабочих мест
Стресс
Стресс – неспецифический ответ организма на любое предъявленное ему требование
Виды стресса:
1. а) рабочий; б) организационный; в) профессиональный
2. а) эмоциональный; б) информационный; в) коммуникативный
3. а)полезный (эустресс); б) вредный (дистресс)
Методы исследования стресса:
Способы преодоления стресса:
Способности и интеллект
Способности– психологические особенности человека, от которых зависит успешность выполнения той или иной деятельности, легкость приобретения знаний, умений и навыков при овладевании ею.
Виды способностей:
Уровни способностей:
Интеллект– относительно устойчивая совокупность умственных способностей человека и некоторых высших животных, в основе которой лежат сознательные и безсознательные процессы, обеспечивающие переработку разнообразной информации и её осознанную оценку.
Читайте также: