Психофизиологические компоненты работоспособности кратко

Обновлено: 04.07.2024

Работоспособность — потенциальная возможность инди­вида выполнять целесообразную деятельность на заданном уровне эффективности в течение определенного времени.

- объективные показатели: производительность и качество труда;

- субъективные показатели: степень удовлетворенности работника результатами своего труда, вовлеченность разных сторон и уровней психики человека в осуществление деятельности, активизация умственных способностей и мотивационно-волевых компонентов, психологическая цена результата по величине затрат личностных ресурсов.

Виды работоспособности

Предлагается несколько классификаций рабо­тоспособности.

Общая работоспособность отражает способности человека выполнять любую общественно полезную деятельность. Это характеристика устойчивых качеств здоровья человека.

Профессиональная работоспособность отражает характеристики тех систем и функций человека, которые необходимы для выполнения профессиональных задач. Например, в результате заболевания или травмы человек потерял слух, но это может не отразиться существенным образом на выполнении им профессиональных обязанностей, связных с корректировкой текстов в типографии.

Актуальная работоспособность характеризует состояние субъекта деятельности, определяющее уровень его эффективности в данный промежуток времени (например, в начале третьего часа работы). Предполагается, что актуальная работоспособность меняется во времени, и эти изменения закономерны, типичны для большинства людей, выполняющих данную работу.

Выделяют работоспособность умственную и физическую. При тяжелых физических нагрузках первично страдают мышцы, а при умственной — центральная нервная система. Хотя в спортивной медицине наблюдается ряд противоречий. В частности, при снижении физической работоспособности стра­дают соответствующие группы клеток центральной нервной си­стемы.

В физической работоспособности выделяют силовую, вынос­ливую и скоростную. Эти виды работоспособности изучались, главным образом, в сфере спортивной медицины, ибо представи­тели различных видов спорта достигают наивысших результатов в случае тренировки специфичной для определенного вида спорта работоспособности. Например, стайер и спринтер нуждаются: один — в выносливой работоспособности, а другой — в скорост­ной.

Показатели работоспособности человека в течение дня изменчивы.

При непрерывной работе в течение 8 часов уровень работоспособности специалиста можно разделить на пять периодов

Стадия оптимальной работоспособности — период, харак­теризующийся стабильными максимальными показателями про­изводительности, субъективным состоянием комфорта. Может длиться 3-4 часа (величина его зависит от опыта работника, уровня мотивации и отвлекающих факторов). Производительность удерживается на высоком уровне, явления утомления отсутствуют, волевые усилия незначительны и характеризуются стабильностью. Задача ру­ководителей и специалистов, ответственных за организацию труда персонала, состоит в обеспечении максимальной продолжитель­ности этой стадии.

Период полной компенсации — стадия, на которой начина­ет развиваться утомление, так как работник уже израсходовал часть психофизиологических ресурсов. Продолжение работы на задан­ном уровне достигается усилием воли. В начальный период этой стадии качество работы не страдает, поддержание ра­ботоспособности обеспечивается волевой компенсацией. Продолжительность этого периода составляет 1-2 часа.

Период неустойчивой компенсации — снижает­ся и качество деятельности, когда волевые усилия работника не в состоянии компенсировать расходуемые в процессе деятельности психофизиологические ресурсы. Субъективно на этой стадии фор­мируется чувство усталости. Производительность труда постепенно снижается на 20…25%, у человека появляются выраженные субъективные и объективные признаки усталости. Если работу не прекратить, что возрастает количество ошибочных действий и негативных эмоций, связанных с трудовой деятельностью.

Прогрессивное снижение продуктивности при продолжении работы — заключительный период.

В зависимости от вида труда, индивидуальных особенностей, состояния здоровья, профессиональной подготовленности про­должительность, чередование и степень выраженности отдельных стадий могут меняться в значительных пределах вплоть до выпа­дения некоторых из них. Соотношение продолжительности стадий работоспособности — один из показателей оптимальности организации процесса деятельности.

Методы оценки работоспособности

Выделяют прямые и косвенные методы оценки работоспособности

Элементарные методики оценивают один законченный, но предельно простой элемент операции (скорость и качество компьютерного набора, устный счет, просмотр рядов цифр и букв и т. д.). Их достоинствами являются простота и возможность точного количественного учета, а к недостаткам можно отнести тот, факт, что выполнение одного элемента еще не может полностью характеризовать качество профессиональной деятельности человека в целом.

Операционные методики позволяют вычленить и оценить один участок алгоритма работы, который заключается в выполнении законченного комплекса элементарных действий (начисление зарплаты бухгалтером, редактирование книги редактором и т. д.). Их достоинствами являются возможность количественной и качественной оценки реального сегмента трудовой деятельности, возможность сравнения труда разных специалистов и возможность оценки групповой деятельности. К минусам можно отнести более высокая трудоемкость и сложность стандартизации.

Интегральные методики оценивают законченный алгоритм профессиональной деятельности. Сильными сторонами подобных методик является то, что они направлены на оценку конечной эффективности поставленной перед работником цели и учитывают влияние мотивации работника на результаты его труда, а слабыми - громоздкость данных методик, трудность воспроизведения результатов, сложность методик, необходимость экспертных оценок и пр.

В качестве косвенных показателей работоспособности человека чаще всего используется динамика показателей функционального состояния организма или параметры протекания психологических процессов. Их оценка производится путём объективных измерений с использованием физиологических методов и тестов, а также на основе сбора и анализа данных субъективного состояния психических и соматических функций.


При исследовании физической работоспособности применяют метод дозированных мышечных нагрузок, создаваемых с помощью велоэргометра. В этом случае суждение о работоспособности составляется на основании изучения динамики показателей внешнего дыхания и сердечно-сосудистой системы.

Умственная работоспособность человека отличается большим разнообразием и с трудом поддается оценке. Условно, труд человека-оператора можно разделить на три типа:

Работоспособность, как упоминалось, — системное качество, характеризующее субъект труда, уровень которого определяется большим числом факторов, относящихся к особенностям органи­зации работы и самого работника (функциональным состоянием организма и величиной его резервных возможностей; профессио­нальным опытом и подготовленностью; направленностью лично­сти, т.е. характером и степенью выраженности потребностей, ус­тановок и мотивов деятельности и рядом других факторов). Все факторы, влияющие на работоспособность, можно разделить на физиологические, пси­хологические и профессиональные.

Физиологические детерминанты работоспособности. Выде­ляют три таких фактора.

Второй фактор, определяющий преимущественно динамику работоспособности, — скорость расходования энергетических ре­сурсов организма в процессе работы, что обусловлено характером самой выполняемой работы. Понятно, что интенсивная, связан­ная с ускоренным расходованием ресурсов, трудовая деятельность скорее приведет к снижению работоспособности, чем легкая. Ха­рактер выполняемой работы служит основанием для разделения труда по степени тяжести (см. гл. 9). В свою очередь учет показате­лей интенсивности труда, скорости расходования ресурсов явля­ется основой для нормирования труда.

Многочисленными исследованиями установлено, что сниже­ние работоспособности может быть обусловлено целым рядом функциональных нарушений в организме. К ним относятся бо­лезненные и предболезненные состояния, их остаточные явления, функциональные расстройства, вызванные воздействием неблагоприятных санитарно-гигиенических факторов обитания, хро­ническое утомление и переутомление, нервно-психическая напря­женность, а также ряд психических состояний, таких как доми­нантное, дремотное, состояния преждевременной психической демобилизации, эйфории, фобии и др.

В настоящее время актуальной стала проблема употребления ряда психоактивных веществ (алкоголя, лекарств, наркотиков), что также приводит к снижению работоспособности. Об этом гово­рят, например, судебно-медицинские исследования останков после авиационных катастроф, свидетельствующие о значительной доле пилотов, у которых обнаружены следы употребления психоактив­ных и других лекарственных средств, потенциально снижающих операторские функции человека. К таким веществам относятся, например, некоторые гипотензивные средства (понижающие дав­ление), антигистаминные (используемые при аллергических ре­акциях и состояниях), снотворные и успокоительные. Имеет мес­то употребление алкоголя и наркотических средств работниками на производстве и на транспорте. Притчей во языцех стало упо­требление алкоголя за рулем автомобилей, что многократно по­вышает риск возникновения дорожно-транспортных происше­ствий.

Порядок проведения таких обследований определяется феде­ральным органом исполнительной власти в области здравоохра­нения (Министерство здравоохранения и социального развития РФ). Как правило, медицинские обследования включают внешний осмотр (состояние кожных покровов, слизистых), определение па­раметров гемодинамики (частота пульса и величина артериально­го давления), а также в ряде случаев выявление признаков упо­требления алкоголя. Для этих целей используются специальные алкотестеры, определяющие содержание паров алкоголя в выды­хаемом воздухе. Следует подчеркнуть, что использование алкоте-стеров позволяет лишь заподозрить факт употребления алкоголя,

не заменяя наркологической экспертизы, которая должна прово­диться в специализированном лечебном учреждении, имеющем на данный вид деятельности соответствующую лицензию.

Психологические детерминанты. Это те факторы, которые характеризуют субъект деятельности и влияют на время поддер­жания высокой способности к труду. К ним относят:

индивидуально-психологические качества. Н.А.Добролюбов говорил: «Нет людей бесталанных, есть люди неуместные. Те работники, у которых рассогласование требований профессии и собственных качеств выражено наиболее сильно, в работе будут испытывать существенные трудности. Например, работники ло­комотивных бригад, не обладающие достаточной выраженностью такого профессионально-важного качества, как устойчивость к монотонии, быстрее теряют работоспособность, необходимую для эффективного выполнения производственных задач, что выража­ется в большем количестве браков этих работников;

(Связь с темпераментом)

направленность личности специалиста — характер и степень выраженности потребностей, установок и мотивов деятельности; устойчивость эмоционально-волевой сферы.

Профессиональные детерминанты. Это факторы, характери­зующие процесс, средства и условия профессиональной деятель­ности, а также характеристики субъекта труда, обусловливающие качество выполнения работы в течение заданного времени. Их можно сгруппировать в следующие классы.

Санитарно-гигиенические, микроклиматические условия ра­боты. Чем хуже эти условия, тем быстрее работник расходует необ­ходимые для выполнения деятельности психофизиологические ре­сурсы. Тем быстрее у него развиваются неблагоприятные психиче­ские состояния и соответствующее снижение работоспособности. Именно поэтому для отдельных категорий работников трудовым законодательством установлен сокращенный рабочий день.

Эргономические характеристики рабочего места. Их значе­ние хорошо иллюстрируют различия, которые водители автомо­биля отмечают в длительной поездке в машинах с хорошей и пло­хой эргономикой.

Есть и другие формы организации сменной работы (например, работа сутками), когда в силу развития утомления наступает сни­жение работоспособности.

Профессиональный опыт и подготовленность — уровень раз­вития, пластичность, устойчивость специальных знаний, навыков, умений. Новичок, не владеющий твердо навыками трудовых опе­раций, будет уставать существенно больше профессионала со ста­жем, соответственно, темп снижения работоспособности будет у него существенно выше.

Психофизиологические предпосылки поддержания работоспособности

Повышать или поддерживать работоспособность за счет пред­отвращения нарушений функционального состояния организма или нормализации (коррекции) измененного в процессе деятель­ности состояния возможно по трем основным направлениям.

Проведение профессионального медицинского и психологи­ческого отбора кандидатов на обучение конкретным професси­ям и периодического медико-психологического освидетельство­вания специалистов. В ходе этих мероприятий можно выявить от­рицательно влияющие на работоспособность неблагоприятные индивидуальные особенности организма, выраженные в состоя­нии здоровья, уровне физического развития и подготовленности, чертах характера и темперамента, психических состояниях и т.д.

Профилактике функциональных нарушений и снижения рабо­тоспособности способствуют создание оптимальных условий оби­тания на рабочем месте, использование эффективных средств за­щиты от воздействия неблагоприятных факторов среды, форми­рование здорового психологического климата в коллективе и т. д. Для предотвращения чрезмерного утомления важное значение имеет достижение рационального уровня автоматизации процес­сов управления, способствующего уменьшению информационной и физической загрузки, снижению темпа работы, т. е. оптимиза­ции процесса деятельности. Большую роль в обеспечении высо­кой работоспособности играет совершенствование организации деятельности, а именно создание рационального режима труда, от­дыха и питания, обеспечение оптимальной рабочей нагрузки, раз­работка программ подготовки с учетом не только обучающего эф­фекта, но и функциональной загрузки обучающихся.

3. Приемы непосредственного, прямого воздействия на че­ловека, такие как индивидуальная регламентация профессиональ­ной деятельности, активный отдых и физическая подготовка, пси­хогенные, физиолого-гигиенические, электрофизиологические, фармакологические, физические средства и методы.

4. Применение фармакологических средств. Современная фармакология располагает арсеналом средств повышения, сохра­нения и восстановления работоспособности. Как правило, эти ве­щества близки или совпадают по своему составу с биологически активными веществами (нейромедиаторами, гормонами и их ме­таболитами). Все средства можно объединить в несколько групп: а) лекарственное ускорение и повышение адаптации; б) фармако­логическая профилактика и терапия хронического утомления и психической депрессии при длительной работе; в) лечение и про­филактика острого утомления при критических ситуациях.

В настоящее время проводится изыскание стимуляторов в це­лях:

1. МЧС РОССИИ САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОТИВОПОЖАРНОЙ СЛУЖБЫ

Цели занятия
1. Ознакомить обучающихся с характеристикой стадий
работоспособности.
2. Рассмотреть понятие работоспособность субъекта
труда, дать классификацию компонентов и видов
работоспособности.

Учебные вопросы
1. Работоспособность субъекта труда, компоненты
работоспособности, виды работоспособности
2. Характеристика стадий работоспособности

5. ЛИТЕРАТУРА

6. Учебно-материальное обеспечение

7. ВВЕДЕНИЕ

Работоспособность — это социально-биологическое
свойство человека, отражающее его возможность
выполнять конкретную работу в течение заданного
времени с необходимым уровнем эффективности и
качества. Работоспособность определяется комплексом
профессиональных, психологических и физиологических
качеств субъекта труда.

8. УЧЕБНЫЙ ВОПРОС № 1 РАБОТОСПОСОБНОСТЬ СУБЪЕКТА ТРУДА, КОМПОНЕНТЫ И ВИДЫ РАБОТОСПОСОБНОСТИ.

12. УЧЕБНЫЙ ВОПРОС №2 ХАРАКТЕРИСТИКА СТАДИЙ РАБОТОСПОСОБНОСТИ

1. Предстартовое состояние – период, характеризующий
состояние субъекта деятельности до начала работы. Оно
может быть трех видов:
• - состояние боевой готовности – отличается ориентацией
субъекта на высокие показатели, уверенностью в своих силах,
высокой деловой мотивацией;
• - состояние стартовой лихорадки – при этом выражена
тревога, неуверенность при высокой мотивации достижения
результата,
проявляется
суетливость,
чрезмерное
возбуждение, нетерпение;
• - состояние стартовой апатии – в этом случае для субъекта
деятельность лишена смысла, типичны – вялость, сонливость.

Стадия
врабатывания
(нарастающей
работоспособности) – начальный период работы,
характеризующийся
постепенным
нарастанием
продуктивности. Здесь могут быть выделены:
• фаза
первичной
(ориентировочной)
реакции
(первичная
мобилизация)

когда
трудовая
активность замедленна в условиях ориентации
субъекта в новой обстановке, наблюдается в момент
начала деятельности и длится до нескольких минут.
Эта
фаза
характеризуется
кратковременным
снижением значений практически всех показателей
деятельности и активации физиологических систем.
Этот эффект связан с внешним торможением в
нервной системе, возникающим в результате
изменения характера стимуляции;
2.

3.
Стадия
оптимальной
работоспособности
(компенсации) отличается высокой и устойчивой
продуктивностью, стабилизацией на минимальном
уровне
эмоционально-волевого
напряжения.
Субъективно в этот период работник чаще всего
испытывает функциональный комфорт. Стадия
характеризуется
стабильными
параметрами
деятельности и организма, устойчивое рабочее
состояние
или
состояние
функционального
комфорта,
отражает
оптимальность
психофизиологических
затрат
(высокая
продуктивность
достигается
минимальными
затратами). Статистически достоверных изменений в
психофизиологических показателях организма не
наблюдается.

4. Стадия субкомпенсации (неполной компенсации),
обычно сменяет предшествующую стадию к началу
третьего часа работы, при этом появляются
снижение работоспособности и начальные признаки
утомления,
субъективно
переживаемые
как
состояние усталости (ощущения дискомфорта,
местных болевых ощущений).

5. Стадия декомпенсации (или выраженного утомления) является
периодом истощения ресурсов организма, ведущего к такому
снижению работоспособности, которое обнаруживается в
колебаниях продуктивности, росте ошибок в работе и
вероятности травм. В этот период обнаруживаются резкие
колебания эмоциональной напряженности, волевых усилий
субъекта труда; субъективные и объективные проявления
утомления ярко выражены. В этом состоянии наблюдается
выраженное чувство утомления и разнообразные по
направленности
и
интенсивности
изменения
психофизиологических показателей как следствие сложного
взаимодействия
активационных,
регуляторных
и
компенсаторных систем различного уровня, изменения в
которых происходят не одновременно и зависят от структуры
конкретной деятельности и от того, какая психическая функция
испытывает большее напряжение. Компенсация возникающих
трудностей осуществляется за счет менее ответственных
(энергетически и функционально) процессов и, в частности,
путем подключения дополнительных ресурсов организма.

6.
Стадия срыва или прогрессивного снижения
продуктивности,
отличается
тем,
что
функциональные возможности человека значительно
нарушены. Если в таком состоянии трудовая
деятельность продолжается, она завершается
полным отказом, ибо приближается к потенциально
возможной величине работоспособности. В реальных
условиях труда рабочая смена завершается на 4-5
стадии и в том случае, когда труд оплачивается
сдельно, может быть выделена стадия особого
состояния – конечный порыв.

8.
Стадия восстановления работоспособности
характеризуется
развитием
восстановительных
процессов в организме, снижением психического
напряжения
и
накоплением
функциональных
резервов. Различают текущее восстановление — в
процессе работы после завершения ее наиболее
напряженных этапов, срочное восстановление —
непосредственно после окончания всей работы,
отставленное восстановление — на протяжении
многих часов после завершения работы и медикопсихологическая реабилитация — восстановление
после
острых
и
хронических
рабочих
перенапряжений с применением активных средств
воздействия на психические, физиологические и
физические функции и качества субъекта труда.

На главную Лекции и практикум по психологии Психофизиология Психофизиология работоспособности

1.1. Определение работоспособности. Основные виды работоспособности

Работоспособность - это уровень функциональных возможностей организма, характеризующийся эффективностью работ, выполняемых за определенный промежуток времени.
Способность человека к выполнению конкретной деятельности в рамках заданных временных лимитов и параметров эффективности определяет содержание работоспособности как основной составляющей надежности человека. При рассмотрении работоспособности как сложного многопланового явления, для ее оценки применяется комплексный подход, при котором используются показатели, относящиеся к разным системам: показатели эффективности или продуктивности деятельности, показатели самочувствия человека и психофизиологические показатели состояния систем и функций организма. Работоспособность определяется состоянием здоровья, половой принадлежностью, характером питания, режимом труда и отдыха, условиями работы, настроением и многими другими факторами. Она зависит от уровня знаний человека, умений, навыков и опыта, физического и психического состояния.


Проблема работоспособности является одной из самых актуальных в современной психофизиологии труда. Это связано с тем, что человек нередко трудится на пределе своих физических и психических сил, особенно если речь идет о работе в экстремальных условиях. Поддержание работоспособности на высоком уровне становится в этом случае необходимым условием безопасного труда.
В психофизиологии выделяют несколько классификаций работоспособности. С точки зрения задачи, которую человек решает в процессе труда, работоспособность может быть максимальной, оптимальной или пониженной.
В зависимости от психофизиологических процессов, задействованных в регулировании деятельности, работоспособность может быть умственной и физической. Умственная (психическая) работоспособность выражается быстротой, качеством и количеством восприятия и переработки информации, физическая - силой, частотой и продолжительностью мышечных нагрузок.
Уровень функциональных возможностей организма имеет индивидуальный характер, может изменяться в течение трудового дня, суток и рабочей недели. Поэтому различают также месячную, годовую и многолетнюю работоспособности.

1.2. Стадии работоспособности

1.3. Утомление

В процессе выполнения любых видов работы может развиться состояние пониженной работоспособности организма, которое объективно оценивается как утомление, а субъективно воспринимается в виде усталости.
Утомление - состояние, которое развивается под влиянием тяжелого или длительного трудового процесса и выражается в комплексе соответствующих сдвигов в организме, понижающих его работоспособность.
Утомление - это результат конфликта между внешними требованиями, которым должны удовлетворять результаты работы, и снизившимися возможностями человека. Этот конфликт отражается в сознании человека и переживается им в виде состояния усталости.
При оценке влияния утомления на трудовой процесс необходимо учитывать, что рост утомления и усталости часто идёт со сдвигом:
- если работа интересна для человека, если она ему нужна, т. е. является значимой для человека, то, несмотря на утомление, состояние усталости появляется позже. Здесь основную роль играет высокая мотивация труда;
- если работа неинтересна, если человек не заинтересован в получении хорошего результата, то даже небольшое утомление способно вызвать сильное состояние усталости.
Состояние усталости обусловлено не только физиологическими причинами, но и психологическими (интерес, мотивация). Переживание состояния усталости - это сигнал для организма снизить физическую и интеллектуальную нагрузку.
Утомление является следствием различных нарушений в организме, отклонений от нормального функционирования нервной системы. Такие патологические сдвиги в организме могут накапливаться, и возникает состояние переутомления. Это очень опасное для работающего человека состояние, которое сказывается на всех сферах его жизнедеятельности. Основное отличие утомления от переутомления заключается в том, что утомление снимается после отдыха или смены вида деятельности, а для устранения переутомления часто необходимо медицинское вмешательство.
Утомление от трудового процесса может быть физиологическим и психологическим.
Физиологическое утомление - возникает из-за токсического воздействия на нервную систему продуктов разложения молочной кислоты, которая накапливается в мышечной ткани в результате мускульной деятельности. Чувство физического дискомфорта, которое возникает после непривычного или тяжёлого физического труда, исчезает обычно очень быстро.
Психологическое утомление - состояние перегруженности нервной системы. Психологическое утомление обычно проявляется следующим образом:
1) происходит понижение восприимчивости к раздражителям, они воспринимаются с опозданием или вообще не воспринимаются;
2) снижается концентрация внимания, снижается, а затем вообще исчезает возможность сознательного регулирования внимания;
3) уменьшается способность к запоминанию, труднее вспоминаются уже знакомые вещи;
4) мышление становится замедленным, теряет свою гибкость и широту;
5) в эмоциональной сфере появляется состояние депрессии или раздражительности и агрессивности;
6) нарушается сенсомоторная функция нервной системы, т. е. нарушается координация движений.
Психофизиологические исследования показали, что в течение рабочей смены имеются периоды повышенной утомляемости. Например, в дневной смене - это 4 и 5 часы работы, в ночной смене - первые 2 часа работы.
При организации режима деятельности необходимо строго регламентировать периоды работы и отдыха. Перерывы в работе эффективны при условии, если они приходятся на начальные стадии появления утомления и не нарушают вследствие большой продолжительности состояния врабатываемости. Отдых во время перерывов должен быть рационально организован. Активный отдых является более эффективным, чем пассивный. Теорию активного отдыха разработал в начале XX века русский физиолог И. М. Сеченов. Сеченов доказал, что отдых в процессе трудовой деятельности должен сводиться не к полному покою, а к смене деятельности. Кратковременный отдых такого рода (активный отдых) оказывается более эффективным, чем продолжительный отдых, происходящий в условиях полного покоя. Таким образом, активный отдых в виде физических упражнений является основой при рациональной организации труда.

1.4. Повышение эффективности работоспособности

колебания работоспособности

Рис. 5.1. Колебания уровня работоспособности

1.5. Монотонность работы и её влияние на работоспособность

1.6. Профессиональные качества и умения

Работоспособность — это состояние изделия, при котором оно способно выполнять заданную функцию с той или иной эффективностью за определенное количество времени.

1. Стадия врабатывание - процесс адаптации к актуально выполняемой деятельности, во время коего происходит настройка всех психофизиологических функций за счет актуализации динамического стереотипа. В стадии врабатывания человек акцентирует свое внимание на рабочих действиях, тщательно вы­полняет последовательность рабочих движений.

· Подстадия первичной мобилизации - наблюдается в момент начала деятельности и длится до нескольких минут. Она характеризуется кратковременным снижением значений практически всех показателей деятельности и активации физиологических систем. Этот эффект связан с внешним торможением, возникающим в результате изменения характера стимуляции;

· гиперкомпенсация происходит поиск наиболее адекватного приспособления к требованиям деятельности и формирование устойчивого динамического стереотипа деятельности. Показатели деятельности и психофизиологические показатели отличаются нестабильностью.

2. Стадия оптимальной работоспособности – в процессе этой стадии оптимальной работоспособности че­ловек показывает наиболее высокие показатели (количественные и качественные). Характеризуется стабильными параметрами деятельности и организма.

3. Полной компенсации, которая постепенно приходит на смену предыдущей и отражается в снижении работоспособности и развитии начальных признаков состояния утомления, субъективно переживаемом как состояние усталости. Компенсация утомления происходит за счет волевых усилий и активизации физиологических механизмов, что отражается в более высоких, чем в период врабатываемости, вегетативных сдвигах и развитии состояния нервно-психического напряжения.

4. Некомпенсируемое и компенсируемое утомление. В стадии утомления наступает резкое снижение эффективности труда.

6. Стадия декомпенсации- прогрессивное снижение работоспособности, когда быстро нарастают симптомы утомления, снижается продуктивность и эффективность работы и наблюдаются значительные сдвиги во всех психофизиологических показателях, связанных с системами активации. В этом состоянии волевые усилия уже не обеспечивают активизацию компенсаторных и защитных систем, в операторской деятельности появляются отказы и срывы, когда дальнейшее выполнение деятельности может и должно быть прекращено.

Психофизиология сознания.

В широком смысле сознание – бодрствование с возможностью контакта с внешним миром. В узком смысле – это проявление психики, связанное с абстранкцией, отделением себя от окружающей среды и соц. Контактами с другими людьми.

Теоретические основы сознания:

1. Аноэтичное сознание – состояние, когда мы е осознаем ничего, но регистрируем сигналы окружающей среды и реагируем на них.

2. Ноэтичное – состояние, когда мы сознаем что-либо, не входящее в имеющееся окружение, т.е. символическое сознание.

3. Автоноэтическое – то, что мы знаем о самом себе, память о событиях личной жизни.

Прерывание сознания: глобальное и локальное

Бессознательное – неосознование процесса обработки информации, о влиянии которых человек не дает себе отчет.

Виды бессознательного:

1. Досознательное – охватывает биологические потребности, выражается в безусловных рефлексах и инстинктах.

2. Подсознательное – то, что было уже осознано и может быть вновь осознаваемым в определенных условиях.

3. Сверхсознание – связано с процессом творчества.

Уровни активности человека:

Виды сна:

· Монофазный (приурочен к суточной смене дня и ночи)

· Полифазный (у младенцев)

· Сезонный (у животных)

· Патологический (при мозговой травме)

Патологии сна:

1. Инсомния – нарушение ночного сна




2. Гиперсомния – патологическая сонливость

3. Парасомния – ночные кошмары, лунатизм

4. Сонный паралич

Психофизиология эмоций

Эмоции — это особый класс психических процессов и состояний, выражающих в виде пристрастного субъективного переживания значение отражаемых предметов и ситуаций для удовлетворения потребностей живого существа и мотивов.

Особенности эмоций:

1. Эмоции обладают субъективным характером

2. Эмоции обладают многообразием качественных особенностей

5. Эмоции обладают связью с непосредственными переживаниями

6. Находят свое отражение в телесных проявлениях

7. Внутриорганические процессы влияют на эмоции

8. Эмоции влияют на наш организм (гнев разрушает печень, страсть и горе воздействует на селезенку и желудок, печаль на легкие, ужас на почки)

Трехмерная теория чувств:эмоции выступают в 3х качествах:

1. Удовольствие – неудовольствие

2. Возбуждение – успокоение

3. Напряжение – разряжение

Виды эмоций:

1. По длительности: эмоциональный фон, эмоциональное состояние, эмоциональное реагирование

2. По качеству: положительные и отрицательные

3. По степени выраженности: настроение, страсть, аффект

4. По уровню: низшие, высшие

Функции эмоций:

· Отражательная функция эмоций выражается в обобщенной оценке событий. Эмоции охватывают весь организм и представляют почти мгновенную и интегральную оценку поведения в целом

· Побуждающая функция – эмоции побуждают к деятельности

· Подкрепляющая функция. Эмоции принимают самое непосредственное участие в процессах мышления и памяти. Значимые события, вызывающие эмоциональные реакции, быстрее и надолго запечатлеваются в памяти.

· Переключательная функция эмоций состоит в том, что они часто побуждают человека к изменению своего поведения.

Управление эмоциями:

1. Распределение – расширение круга эмоциогенных ситуаций, что приводит к снижению интенсивности эмоций в каждой из ситуации.

2. Сосредоточение – концентрация эмоционального состояния на конкретном объекте

3. Переключение – перенос переживаний с эмоциональной ситуации на нейтральную.

Восприятие- это психический процесс, заключающийся в отражении предмета или явления в целом при его непосредственном воздействии на рецепторные поверхности органов чувств.

Этапы восприятия:

Виды восприятия:

· По органам чувств

Свойства восприятия:

1. Целостность (способности целостного зрительного восприятия)

2. Константность — постоянство восприятия одного и того же дистального объекта при изменении проксимального стимула.

3. Структурность — предмет воспринимается сознанием уже в качестве абстрагированной от ощущений смоделированной структуры.

4. Осмысленность — предмет сознательно воспринимается, мысленно называется (связывается с определённой категорией), относится к определённому классу

5. Избирательность — преимущественное выделение одних объектов по сравнению с другими.

Типы восприятия:

1. По характеру приема информации:

· Целостный (синтетический тип)

· Детализирующий (аналитический тип)

2. По характеру отражения получаемой информации

3. По характеру особенностей самой местности:

Ошибки восприятия:

1. Галоэффект (эффект ореола, эффект нимба или рога) — общее благоприятное или неблагоприятное мнение о человеке переносится на его неизвестные черты.

2. Эффект первичности (эффект первого впечатления, эффект знакомства) — первая информация переоценивается по отношению к последующей.

3. Эффект новизны — новой информации о неожиданном поведении хорошо знакомого, близкого человека придаётся большее значение, чем всей информации, полученной о нём ранее.

4. Эффект роли — поведение, определяемое ролевыми функциями, принимается за личностную особенность.

5. Эффект присутствия — чем лучше человек чем-то владеет, тем лучше он делает это на глазах у окружающих, чем в одиночестве.

6. Эффект авансирования — к разочарованию приводит отсутствие приписываемых ранее несуществующих достоинств.

7. Эффект снисходительности — руководитель гипертрофирует позитивные черты подчинённых и недооценивает негативные (характерно для руководителя попустительского и, в какой-то мере, демократического стиля).

8. Эффект гипервзыскательности — руководитель гипертрофирует негативные черты подчинённых и недооценивает позитивные (характерно для руководителя авторитарного стиля).

9. Эффект физиогномической редукции — вывод о присутствии психологической характеристики делается на основе черт внешности.

10. Эффект красоты — внешне более привлекательному человеку приписывается больше положительных черт.

11. Эффект ожидания — ожидая от человека определённой реакции, мы провоцируем его на неё.

13. Эффект проекции — человек исходит из того, что другие обладают такими же качествами, как он.

Воображение- способность сознания создавать образы, представления, идеи и манипулировать ими.

Виды воображения:

· Произвольное: мечта, грезы

· Непроизвольное: гипнотическое состояние, фантазии, сны

Операции воображения:

1. Диссо­циация - это подготовительная операция, в ходе которой прошлый чувст­венный опыт субъекта, те или иные его впечатления подвергаются расчлене­нию и в них выделяются элементы, позднее входящие в новые комбинации.

2. Ассоциация предполагает создание новых сочетаний предварительно выделенных элементов опыта, их синтез, объединение в качест­венно новый целостный образ.

Формы воображения:

1. агглютинация — соединение несоединимых в реальности объектов;

2. гиперболизация — увеличение или уменьшение предмета и его частей;

3. схематизация — выделение различий и выявление черт сходства;

4. типизация — выделение существенного, повторяющегося в однородных явлениях.

Внимание— направленность и сосредоточенность сознания на каком-нибудь предмете, явлении внешней среды или на свои собственные поступки и действия.

Виды внимания:

· произвольное - характеризуется направленностью субъекта на сознательно выбранную цель.;

· непроизвольное - относится к феномену переключения внимания на стимул, который ранее не привлекал внимания;

· постпроизвольное - появляется в процессе освоения деятельности и увлеченности выполняемой работой; оно не требует усилий воли, так как поддерживается интересом к ней.

А также внешнее и внутреннее.

Свойства внимания:

1. объем – количество одновременно отчетливо осознаваемых объектов и характеризует ресурсы внимания человека. Объем внимания близок объему кратковременной памяти и составляет 7—12 объектов.

2. устойчивость - возможность длительного сосредоточения внимания на объекте

3. возможность распределения и переключения – возможность удерживать в сфере внимания несколько объектов

4. Концентрация – степень сосредоточенности внимания на объекте

5. Переключение – перенос внимания

Познавательные процессы

Мышление – процесс, характеризующийся обобщенным и опосредованным отражением действительности и связанный с действием и речью.

Функции мышления:

Этапы мышления:

2.Обращение к образам памяти и понятиям.

Виды мышления:

1.По форме протекания

- наглядно - действенное (мыслительная задача решается непосредственно в процессе деятельности)

-наглядно – образное (представление ситуации и возможно изменение образов в ней)

-словесно – логическое (мышление осуществляется при помощи понятий и логических операций)

2.По степени организации и новизны

Используется при решении задач известного типа на основании готовых правил и формул

Получение нового продукта или знания, усовершенствование решений той или иной задачи

3.По характеру решаемых задач

Человек обращается к понятиям и образам, выполняет действия в уме, непосредственно не имея дела с опытом, полученным при помощи органов чувств

Напрямую связано с восприятием человека окружающей действительности и ее реальным преобразованием

Операции мышления:

Формы мышления:

Особенности мышления:

1. Широта ума. Характеризуется разносторонностью знаний, умением творчески мыслить.

2. Глубина ума - умение проникать в сущность, выделять главное и второстепенное.

3. Познавательность ума - умение выстраивать логический порядок в решении различных вопросов

4. Гибкость мышления - умение быстро оценивать ситуацию, легко переходить с одного способа действия на другой

5. Самостоятельность мышления - способность принимать решения, действуя не шаблонно, не поддаваясь постороннему влиянию

6. Критичность мышления - умение не считать верной первую, пришедшую в голову мысль.

Способы мышления:

Нарушение мышления:

1.При психических заболеваниях

a) Нарушение динамики мышления

b) Нарушение операциональной стороны мышления

· снижение уровня обобщения

· искажение процесса обощения

c) Нарушение мотивационного компонента мышления

· резаперство (словесная опухоль)

2.Расстройства мышления (бред)

Память– форма отражения, заключающаяся в закреплении, сохранении и последующем воспроизведении прошлого опыта, дающей возможность его повторение и дальнейшее использование.

Этапы памяти:

1. запоминание – закрепление нового материала, путем связывания его с памятью

Виды памяти:

1. В зависимости от времени хранения информации:

2. В зависимости от преобладающего канала восприятия информации:

3. В зависимости от вида и формы предъявляемой информации:

4. От методов и целей запоминания:

Причины трудностей при запоминании:

4. Угасание информации

5. Интерференция ( искажение)

6. Ретроактивная интерференция (когда новое блокирует воспоминание старого)

7. Проактивная интерференция (старые знания мешают сохранять новую информацию)

Законы и приемы улучшения памяти:

1. Осмысленное заучивание наизусть

2. Эффект зейгарникова

3. Реминисценция – улучшение отсроченного воспроизведения

4. Организация правильного повторения

6. Использование образных приемов информации

7. Смысловое запоминание

Мнемотехнические приемы: коды, подсказки, стратегии.

Качество памяти:

· Объем — способность одновременно сохранять значительный объем информации. Средний объем памяти — 7+-2 единиц информации.

· Быстрота запоминания — отличается у разных людей. Точность — проявляется в припоминании фактов и событий, с которыми сталкивался человек, а также в припоминании содержания информации. Длительность — способность в течение долгого времени сохранять пережитый опыт.

· Готовность к воспроизведению — способность быстро воспроизводить в сознании человека информацию. Именно благодаря этой способности мы можем эффективно использовать приобретенный раньше опыт.

Нарушение памяти – амнезия.

Формы амнезии:

1. Ретроградная - нарушение памяти на события, предшествующие заболеванию.

2. Антерообрадная – карсаковский синдром – нарушение памяти на события после заболевания.

Виды амнезии:

6. Постгипнотическая амнезия

7. Детская амнезия

Функциональные состояния

Это фоновая активность нервных центров, при которой реализуется та или иная деятельность человека.

Оптимальное функциональное состояние – это состояние, когда степень активации коры головного мозга такова, что деятельность является наиболее эффективной и результативной.

Функции состояния:

2. По степени напряжения

3. По уровню психологической активности

Фазы психологического процесса:

1. Латентный период

3. Мобилизационная фаза

4. Фаза устойчивости в работе всех функциональных систем

Монотония

Это психологическое состояние, которое характеризуется неспособностью человека устанавливать такие отношения с окружающим миром, которые могут эмоционально захватить его и побудить к созидательной деятельности.

Способы борьбы:

Состояние напряженности возникает в результате ожидания неприятного события.

Состояние эмоционального выгорания выражаются в:

1. Эмоциональное и физическое истощение

2. Возникновение деперсонализации

3. Снижение работоспособности

Рекомендации по устранению или предупреждению неблагоприятного влияния функциональных состояний на человека:

1. Автоматизация и механизация работы

2. Оптимизация содержания труда

3. Внедрение оптимального темпа и ритма работы

4. Смена предмета труда

5. Внедрение оптимальных режимов труда и отдыха

6. Физические упражнения во время работы

7. Функциональная музыка

8. Совершенствование организации рабочих мест

Стресс

Стресс – неспецифический ответ организма на любое предъявленное ему требование

Виды стресса:

1. а) рабочий; б) организационный; в) профессиональный

2. а) эмоциональный; б) информационный; в) коммуникативный

3. а)полезный (эустресс); б) вредный (дистресс)

Методы исследования стресса:

Способы преодоления стресса:

Способности и интеллект

Способности– психологические особенности человека, от которых зависит успешность выполнения той или иной деятельности, легкость приобретения знаний, умений и навыков при овладевании ею.

Виды способностей:

Уровни способностей:

Интеллект– относительно устойчивая совокупность умственных способностей человека и некоторых высших животных, в основе которой лежат сознательные и безсознательные процессы, обеспечивающие переработку разнообразной информации и её осознанную оценку.

Читайте также: