Психоанализ к хорни кратко

Обновлено: 02.07.2024

Клинические наблюдения Хорни над пациентами, которых она лечила в Европе и США, показали поразительные различия в их личностной динамике, что явилось подтверждением влияния культурных факторов. Эти наблюдения привели ее к выводу, что в основе нарушений функционирования личности лежат уникальные стили межличностных отношений.

Хорни доказывала, что решающим фактором в развитии ребенка являются социальные отношения между ребенком и родителями. Для детства характерны две потребности: потребностей и в удовлетворении и потребность в безопасности. Удовлетворение охватывает все основные биологические нужды: в пище, сне и т. д. Главной в развитии ребенка является потребность в безопасности — желание быть любимым, желанным и защищенным от опасности или враждебного мира. В удовлетворении этой потребности ребенок полностью зависит от родителей. Если родители проявляют истинную любовь и тепло в отношении к ребенку, тем самым удовлетворяется его потребность в безопасности, и вероятнее всего сформируется здоровая личность. Если многие моменты в поведении родителей травмируют потребность ребенка в безопасности (неустойчивое, сумасбродное поведение, насмешки, невыполнение обещаний, чрезмерная опека, оказание явного предпочтения братьям я сестрам ребенка), то весьма вероятно патологическое развитие личности. Основным результатом такого дурного обращения родителей с ребенком является развитие у него базальной враждебности. В этом случае ребенок и зависит от родителей, и испытывает к ним чувство обиды и негодования. Этот конфликт приводит в действие такой защитный механизм, как вытеснение. В результате поведение ребенка, не ощущающего безопасности в родительской семье, направляется чувствами беспомощности, страха, любви и вины, выполняющими роль психологической защиты, цель которой — подавление враждебных чувств по отношению к родителям, чтобы выжить. Эти подавленные чувства враждебности проявляются невольно во всех взаимоотношениях ребенка с другими людьми как в настоящем, так и в будущем. Таким образом, у ребенка проявляется базальная тревога, ощущение одиночества и беспомощности перед лицом потенциально опасного мира. Причиной невротического поведения будут нарушенные отношения между ребенком и родителями. Сточки зрения Хорни, выраженная базальная тревога у ребенка ведет к формированию невроза у взрослого.

Все эти стратегии находятся между собой в состоянии конфликта и у здоровой, и у невротичной личности, однако у здоровых этот конфликт не несет в себе такого сильного эмоционального заряда, как у больных неврозами. Здоровому человеку присуща большая гибкость, он способен менять стратегии сообразно обстоятельствам. А невротик использует только одну из трех стратегий, независимо от того, годится она в данном случае или нет.

Клинические наблюдения Хорни над пациентами, которых она лечила в Европе и США, показали поразительные различия в их личностной динамике, что явилось подтверждением влияния культурных факторов. Эти наблюдения привели ее к выводу, что в основе нарушений функционирования личности лежат уникальные стили межличностных отношений.




Хорни доказывала, что решающим фактором в развитии ребенка являются социальные отношения между ребенком и родителями. Для детства характерны две потребности: потребностей и в удовлетворении и потребность в безопасности. Удовлетворение охватывает все основные биологические нужды: в пище, сне и т. д. Главной в развитии ребенка является потребность в безопасности — желание быть любимым, желанным и защищенным от опасности или враждебного мира. В удовлетворении этой потребности ребенок полностью зависит от родителей. Если родители проявляют истинную любовь и тепло в отношении к ребенку, тем самым удовлетворяется его потребность в безопасности, и вероятнее всего сформируется здоровая личность. Если многие моменты в поведении родителей травмируют потребность ребенка в безопасности (неустойчивое, сумасбродное поведение, насмешки, невыполнение обещаний, чрезмерная опека, оказание явного предпочтения братьям я сестрам ребенка), то весьма вероятно патологическое развитие личности. Основным результатом такого дурного обращения родителей с ребенком является развитие у него базальной враждебности. В этом случае ребенок и зависит от родителей, и испытывает к ним чувство обиды и негодования. Этот конфликт приводит в действие такой защитный механизм, как вытеснение. В результате поведение ребенка, не ощущающего безопасности в родительской семье, направляется чувствами беспомощности, страха, любви и вины, выполняющими роль психологической защиты, цель которой — подавление враждебных чувств по отношению к родителям, чтобы выжить. Эти подавленные чувства враждебности проявляются невольно во всех взаимоотношениях ребенка с другими людьми как в настоящем, так и в будущем. Таким образом, у ребенка проявляется базальная тревога, ощущение одиночества и беспомощности перед лицом потенциально опасного мира. Причиной невротического поведения будут нарушенные отношения между ребенком и родителями. Сточки зрения Хорни, выраженная базальная тревога у ребенка ведет к формированию невроза у взрослого.

Все эти стратегии находятся между собой в состоянии конфликта и у здоровой, и у невротичной личности, однако у здоровых этот конфликт не несет в себе такого сильного эмоционального заряда, как у больных неврозами. Здоровому человеку присуща большая гибкость, он способен менять стратегии сообразно обстоятельствам. А невротик использует только одну из трех стратегий, независимо от того, годится она в данном случае или нет.

Карен Хорни (1885 – 1952) – известный американский психолог немецкого происхождения. Будучи представителем неофрейдизма, она развивала идеи враждебного воздействия культуры на становление человеческой личности и преодоления этого воздействия.

Жизнь Карен Хорни

Карен Хорни

Ещё в четырнадцать лет она захотела стать врачом. И она настолько упорно шла к этой цели, что в конце концов достигла её. В 1906 году поступила в университет Фрайбурга на медицинский факультет. Таким образом, она стала первой в Германии женщиной, которая получила возможность изучать медицину в университете. Выходит, для осуществления своей цели ей не помешали ни законодательство, ни общественные нормы и предрассудки, ни даже негативное отношение отца к женщинам и их правам.

Несмотря на свои успехи в обучении, Карен постоянно страдала от депрессии. Её посещали мысли о несостоятельности психоанализа, она столкнулась со смертью брата, разводом родителей и их смертью. В 1910 году она вышла замуж за студента Оскара Хорни и прожила с ним до 1927 года, когда они развелись. Оскар вспоминал, что однажды спас супругу от попытки самоубийства. Однако после развода с мужем её жизнь быстро наладилась: она писала научные работы, преподавала, много путешествовала, работала психиатром.

Карен Хорни, по-видимому, нашла действенный способ справляться со своими психологическими проблемами, напоминающий то, что предлагал Альфред Адлер. Будучи психиатром, она работала с пациентами, которым было значительно хуже, чем ей. Помогая им, она сама чувствовала себя лучше и легче.

В 1932 году Карен Хорни переехала в США. Она преподавала в частной Новой школе социальных исследований, а также в Нью-Йоркском психоаналитическом институте. Однако в 1941 году её уволили из института по причине того, что она всё дальше отходила от классического психоанализа. Тогда она основала собственное научное общество.

К слову, в отношении самих идей Фрейда Карен Хорни была очень неоднозначной. Первое время она увлекалась ими, поскольку они отражали её недовольство своей половой жизнью. В юности она предавалась разнообразным сексуальным фантазиям, в том числе таким, которые в то время считались извращениями (да и сейчас считаются многими консервативными людьми). Она даже пыталась выпускать собственную газету, посвящённую этой теме, а также расхаживала по улицам с проститутками, привлекая общественное внимание.

Но впоследствии она заявила, что Фрейд слишком много внимания уделяет сексуальным переживаниям и что в психологии они являются далеко не такими важными. По-видимому, это совпало с тем, что она преодолела свой комплекс неполноценности.

Однако и в дальнейшем она продолжала страдать от недостатка любви. Одно время у неё завязался роман с Эпихом Фроммом – ещё одним знаменитым психологом; это была её единственная настоящая любовь. Но им пришлось расстаться, и это Хорни переживала очень тяжело и мучительно.

Теория неврозов Хорни

Перебираясь из Германии в США, Карен Хорни обратила внимание на то, как сильно различаются европейская и американская культуры. Разным было всё: и массовая культура, и поведение людей, и социально-экономическая обстановка, и возникающие у людей психические расстройства. Так она впервые стала свидетелем того, как культурная среда может оказывать влияние на формирование личности индивида.

Учение

Итак, возникающие у людей неврозы формируются за счёт воздействия окружающей социальной среды и конфликтных человеческих взаимоотношений. В этом она вступила в противоречие с классическим психоанализом, который выводил психические и психологические проблемы человека из генетических и инстинктивных факторов.

Теория Карен Хорни была одной из попыток пересмотреть классический фрейдистский взгляд на человека. Хотя она была атеисткой и материалисткой, она не соглашалась с тем, что человек является просто более умным и высокоорганизованным животным. По её мнению, человек является в первую очередь существом социальным.

Отчасти это было веянием времени: Хорни увлеклась идеями социализма, отстаивала равенство всех людей, интернационализм, была сторонницей феминистского движения.

Значительные работы Карен Хорни

Вот некоторые известные работы, написанные Карен Хорни:

Как видим, Карен Хорни была одним из первых представителей науки, которые выпускали книги, доступные для обычных людей. И в этом был свой смысл, поскольку главная цель её теории – научить обычного человека разбираться в себе, найти причины своих внутренних конфликтов и психических расстройств и избавиться от них.

Карен Хорни

Выдающийся американский психоаналитик, сторонница известного направления в психологии, неофрейдизма – все это знаменитая Карен Хорни. Женщина 20-го века, посвятившая всю свою жизнь изучению социума, особенностей формирования личности человека. Она – ученый, доказавший связь между мотивацией, страхом и потребностью в самореализации.

Краткая биография и этапы формирования личности

Карен Хорни (Даниельсен) появилась на свет 16 сентября 1885 года неподалеку от Гамбурга, Германия. Выросла в полной семье, переняв от отца стойкость и мужество, а от матери доброту, любовь и заботу. Отец молодой особы был глубоко убежден в высоком статусе мужчин, их моральном и умственном превосходстве над женщинами. Это объяснялось значительной разницей в возрасте родителей девушки (почти 18 лет) и старыми веяниями девятнадцатого века. В то же время, мать Карен была не только привлекательной, но и хорошо образованной, начитанной женщиной.

По мнению самой Хорни, она не отличалась особой красотой, как в детстве, так и в ранней юности. Повзрослев, она проанализировала собственные ощущения, переживания. В одном из интервью женщина рассказала о невыносимом чувстве неполноценности, которое преследовало ее с малых лет. Чтобы компенсировать это, Карен полностью отдалась науке.

Желание стать врачом появилось ещё в 14 лет, и уже через семь лет она смогла поступить в Фрайбургский университет (1906 год), где получила разрешение работать в области медицины. Это было необычное разрешение – первая официальная лицензия на территории Германии, позволяющая особе женского пола устраиваться в медицинское учреждение и вести практику. В 1910 году молодая девушка повстречала свою первую любовь – Оскара Хорни, который по специальности был юристом. Вскоре они поженились и стали жить вместе.

Karen Horney

Карен окончила университет в 1915 году и продолжила свою карьеру психоаналитика уже в Берлинском институте. Начиная с этого периода, Карен Хорни охватила глубокая депрессия, появились приступы агрессии и резкий упадок сил. С ростом психологических проблем и недопонимания брак с Оскаром Хорни постепенно разрушился (1927 год – развод). В жизни женщины был момент, когда она пыталась покончить жизнь самоубийством, но рядом оказался муж.

Семейные проблемы ухудшались из-за смерти брата Карен и потери обоих родителей. Все это оставило неизгладимые впечатления на молодой женщине. После развода жизнь Карен кардинально изменилась, так как у нее появилось много свободного времени для занятий и изучения особенностей психоанализа. Она вела активную преподавательскую деятельность в университете Берлина, писала научные работы и была полностью поглощена любимым делом.

Женщину заметили и предложили постоянную работу в США. Не раздумывая ни минуты, она собралась и уехала в Чикаго (1932 год). Карен начала преподавать в институте психоанализа, затем переехала в Нью-Йорк, где устроилась в психоаналитический институт и по совместительству в Новую школу социальных исследований.

Предложенные теории и концепции

Одной из главных заслуг Карен Хорни является разработка теории личности. Она основана на изучении влияния окружающей среды и воспитания на формирование индивидуальности. Аналогичной концепции придерживались ученые Фромм и Адлер. Карен высказывала мнение о частичном несогласии с теорией Зигмунда Фрейда. Она считала, что врожденные инстинкты не предопределяют формирование личности. Человеческое развитие не определяется либидо или враждебностью к внешнему миру. Здесь влияние оказывают окружающая среда, общество и люди (при наличии близкого или отдаленного контакта).

  • Первая позиция характеризуется типичным поведением человека, который плывет по течению. Позиция основана на понимании того, что если человек уступит, то его не заденут и не потревожат.
  • Вторая – это тип поведения, относящийся к самодостаточному, уверенному человеку. Подобный объект считает окружение излишним. Схема заключается в подсознательном желании субъекта отстраняться от людей, чтобы обеспечить собственную безопасность и защититься от недоброжелателей.
  • Третья – это тип, основанный на врожденной агрессии, всегда направляется против человеческих особей. Действия объекта основываются на непреодолимом желании властвовать, он ощущает безопасность только в период осуществления и достижения цели.

Хорни говорила о положительной чувственной стороне и способности любить, которая есть в каждом человеке. Первоначальный этап развития чувства начинается в глубоком детстве. Если родители отстранялись от ребенка, не показывали ему свою любовь, не уделяли должного внимания, то человек вырастает эгоистичным и самоуверенным. При этом внутри объекта всегда присутствует чувство внутренней тревоги. Кроме того, тревожность может возникать в результате чрезмерной опеки, дискриминации или множественных запретов.

Карен Хорни выделила три абстрактных образа Я: Я-идеальное, Я-реальное и Я-глазами других. Я-идеальное – это то, каким хочет себя видеть личность. Если собственное представление кардинально отличается от действительности, это ведет к серьезным неврологическим расстройствам и постоянной внутренней тревоге. Если же окружающие слишком недооценивают или восхваляют личность, то возникает расхождение между Я-реальным и Я-глазами других. Подобное несоответствие приводит к развитию неврозов и множественных невротических патологий (например, диссипативного расстройства личности).

К. Хорни считает, что каждый человек является заложником собственного характера, основы которого уже заложены при рождении. Имея определенные предпосылки, психологическую предрасположенность к спонтанным и необдуманным поступкам (нападкам, повышенному тону общения, агрессивности и вспыльчивости), человек может развить эти отрицательные умения или наоборот – заключить их в дальний угол собственного сознания.

В целом, человек настроен на защиту своей невротической структуры. Это может проявляться посредством возникновения иллюзий, самообмана или обмана других. Именно поэтому истинные невротики тщательно пытаются избежать терапевтического вмешательства.

Научные труды

Карен Хорни подвела итог, что главная цель психотерапии и психоанализа заключается не только в изучении теории, но и в предоставлении эффективной помощи человеку. Помочь индивиду найти рычаги и основные грани самопознания, расширить собственное восприятие и исключить формирование неуверенности, замкнутости или любого вида агрессии – основная задача настоящего психоаналитика. Простое заключение оказалось в 20-м веке новым и свежим взглядом, это существенно повлияло на развитие психоанализа в целом.

Screen-Shot-2016-11-12-at-8.02.22-AM

Карен Хорни была выдающейся ученицей З. Фрейда, ее деятельности приписывают создание такого направления, как неофрейдизм. Ее работы повлияли на развитие современной психологии личности. Написанные ею книги созданы прекрасным художественным языком, знакомство с ними производит положительное действие и помогает читателю разобраться в себе.

В то время, когда Хорни начала развивать свои теории, они были новаторскими и вызывали много споров. На сегодняшний день они уже стали классикой. Карен родилась в Гамбурге, с 1911 года занималась психоанализом. Принимала участие в съездах Международного психоаналитического общества. Затем в 30-х ей пришлось переехать в США, где она продолжила практику, помогая пациентам, у которых был совсем другой взгляд на мир и национальные ценности. По началу было сложно, но Хорни на своем примере поняла, как важны социальные условия для появления и роста невротических проблем личности.

Карен выдвинула теорию, что невротические расстройства не всегда возникают по биологической причине, что являлось тогда главенствующей теорией. Она считала, что в появлении невротических установок огромную роль играет влияние культуры. Она изучила характер неврозов в культуре европейцев и выявила три противоречия, которые лежат в основе расстройств:

Разногласие, возникающее между соперничеством, стремлением к успеху и братской любовью.

Между увеличением потребностей и практическими преградами при попытке их удовлетворения

Между провозглашенной независимостью человека и реальными социальными ограничениями.

Современный человек постоянно находится на распутье — отступать или пробовать пробиваться, он страдает от пропасти между количеством своих желаний и возможностью их реализовать, балансирует между чувством контроля и власти над своим будущим и пониманием абсолютного бессилия.

Все эти противоречивые моменты глубоко уходят корнями в нашу культуру, и отражают все те конфликты, которые старается урегулировать в себе невротик — вспышки агрессии и желание уступить; высокие запросы и боязнь не получить ничего; стремление возвеличить себя и состояние собственной беспомощности.

Здоровая личность справляется со всеми этими моментами без проблем для себя, невротик же приписывает им такую степень важности, что любое разрешение ситуации становится неудовлетворительным. Как итог - появляется болезнь.

В другой ситуации может вытесняться из сознания тревога. В таком случае ее проявления будут отражаться вегетативными признаками — усталостью, сменой настроения, учащенным сердцебиением, потливостью.

Хорни подробно расписала невротические состояния и проблемы поведения. Невротик всегда стремится быть счастливым, он мечтает об удаче во всех делах. Он жаждет любви от всех людей, хочет, чтобы его принимали и обожали. Поэтому любые свои неудачи невротик переживает болезненно, даже мелочь может вывести его из состояния равновесия. Также он желает быть не просто любимчиком, а получить славу, признание, не может смириться с положением обычного человека. Невротик крайне зависим от мнения окружающих, на него сильно влияют чужие мысли и высказывания относительно его личности. Если ему не отвечают взаимностью на чувства – для него разражается ужасная катастрофа, он не может это принять.

Любовь невротика также больна, как и он. Он будет добиваться ее любыми путями и методами. Не принимая отказ, он будет применять все невротические техники – истерики, намеки на жалость и честность, шантаж, оскорбления.

Среди женщин часто встречается такая установка – я тебя так сильно и беззаветно люблю, как никто, поэтому ты должен обо всем забыть ради такой любви. Это классическая позиция невротика, так называемый подкуп. Он также может маскироваться под кажущемся пониманием человека и его особенностей, вниманием к нему и чуткостью, помощью в работе и развитии. Если взаимности всё же добиться не удается, тогда невротик взывает к жалости, он считает, что его обязаны любить, ведь он делал так много, жертвовал собой, страдал ради любви. А если с невротиком пытаются расстаться, то тут наступает период предъявления несоразмерных претензий и требований. Он не отпускает человека без скандалов и истерик. Затем идут угрозы и предупреждения, но невротик не будет делать ничего опасного до тех пор, пока будет надеяться выиграть. Но если отчается, то может со злости что-нибудь натворить. Невротик не может смириться с тем, что его могут не любить.

Карен Хорни не создала своего особого метода, она лечила с помощью психоаналитических техник, но ее теории принесли много пользы и послужили толчком для развития целого ряда направлений. Ее работы повлияли на многих, их влияние отразилось в трудах Берна, в методах когнитивной терапии, экзистенциальной психотерапии.

Читайте также: