Психоаналитическое исследование культуры фрейд к г юнг кратко

Обновлено: 02.07.2024

Возникновение психоаналитической концепции, употребляемой для интерпретации самого широкого спектра явлений культуры. Применение З. Фрейдом психологической науки для объяснения культурологических явлений. Версия учения о бессознательном Карла Юнга.

Рубрика Культура и искусство
Вид контрольная работа
Язык русский
Дата добавления 13.12.2010
Размер файла 18,0 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

АЗОВСКИЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ (филиал) ДГТУ Факультет высшего профессионального образования

Кафедра социально-гуманитарных дисциплин

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

По дисциплине: Культурология

Психоаналитические концепции культуры (З.Фрейд, К. Юнг)

Вариант № 10

студент группы ЗКМ 21

_________ Страшко А.В.

________Негодаева О.Б.

В начале 20 века в изучении культур возникло новое явление -- психоаналитическая концепция культуры. В каком-то смысле оно стало продолжением психологического изучения культуры. Этот подход к исследованию и теория культуры существуют и развиваются и сейчас. Психоанализ поставил перед западной культурой проблему индивидуального и коллективного бессознательного.

За свою уже почти столетнюю историю психоаналитическая концепция испытала и расцвет, и относительный упадок, но до сих пор весьма распространена и употребляема для интерпретации самого широкого спектра явлений культуры. Несмотря на то, что с самого своего возникновения психоанализ как теория культуры был объявлен теорией-мифом и вульгарно биологизаторской концепцией, многие его положения (хотя и в измененной форме) применялись и применяются до сих пор в конкретных исследованиях культур. Более того, психоаналитические сюжеты попали в художественную литературу и в 80--90-х годах XX в. широко использовались в кинематографе. Обычно при рассмотрении вопроса психоанализа в изучении культур на первый план выдвигается фундаментальное значение психосексуального влечения как определяющего мотива истории и Эдипов комплекс в качестве объяснительной концепции межличностного взаимодействия. Не оспаривая значения указанных аспектов, хотелось бы подчеркнуть, что вклад и его последователей в изучение культур более многогранен и разнообразен, чем просто отстаивание господства сексуальных стимулов в культуре.

Инициатива применения психологической науки для объяснения явлений культуры принадлежала австрийскому невропатологу и психиатру Зигмунду Фрейду (1856 -- 1939), создателю психоанализа. Исходным пунктом своей концепции он делает гипотезу о трехуровневом строении человеческой психики.

1. Бессознательное Оно -- инстинкты, безотчетные влечения, желания, душевные движения.

2. Сознательное Я -- посредник между бессознательным и внешним миром, рассудок.

3. Сверх-Я -- то, что олицетворяет запреты, нормы социального поведения, совесть.

Взаимоотношения между этими уровнями сложны и драматичны.

Я пытается подчинить себе Оно, вытесняя в область бессознательного неприемлемые желания и идеи (сексуальные, агрессивные, антисоциальные). Вытесненные желания, тем не менее, сохраняют свою активность и, маскируясь, усыпляют бдительность сознания. Столкнуться с бессознательным можно в сновидениях, обмолвках, ошибках. Сверх-Я также может господствовать над Я, а через него над Оно, выступая в роли совести, чувства вины, комплексов. В отдельных случаях столкновение бессознательного с Я и Сверх-Я может привести к неврозам и душевным болезням.

Фрейд не только использовал своё глубокое знание историко-философской традиции (Платон, Аристотель, И.Кант, А.Шопенгауэр, Ф.Ницше), но и предложил собственную оригинальную, хотя и несколько эклектичную систему философской культурологии.

1. Культура рождения вместе с первым прачеловеком как система его фобийных (фобия-страх) проекций, функционально распадающаяся на свод провоцирующих запретов и набор навязчивых ритуалов символического их нарушения.

Придавая большое значение действиям инстинктов, Фрейд выделяет в качестве основного так называемый инстинкт размножения (сексуальный), поскольку он единственный, который вырабатывает энергию (либидо).

Эта энергия требует выхода, разрядки, что может быть реализовано следующими путями:

а) инстинктивный импульс либидо может быть разряжен в действии;

б) вытеснен в бессознательное;

в) погашен посредством переключения энергии с культурно и социально неприемлемых целей на приемлемые и одобряемые цели (этот процесс Фрейд назвал сублимацией).

Если же культура требует от человека больше, чем он может, то это вызывает у индивида бунт или невроз, либо делает его несчастным, недовольным собой и своей жизнью. Культура делает жизнь более безопасной, блокируя человеческие инстинкты, но этим наносит ущерб психическому здоровью человека, который разрывается между природными влечениями и культурными нормами, между сексуальностью и социальностью, агрессивностью и моралью.

В этой концепции не остается места даже для самоценной личности, обладающей духовной и волевой автономией от природы и общества, поэтому абсолютизация Фрейдом биологических сторон жизни человека вызвала критику не только со стороны ученых, отрицательно относившихся к психоанализу в целом, но и со стороны ближайших последователей австрийского психиатра.

Юнг полагал, что в психике человека, помимо индивидуального бессознательного, существует и более глубокий слой -- коллективное бессознательное, являющееся запечатленным в структурах мозга отражением опыта прежних поколений. Этот опыт сохраняется в так называемых культурных архетипах -- изначальных представлениях о мире, лежащих в основе общечеловеческой психики и находящих свое выражение в мифах, верованиях, сновидениях, произведениях литературы, искусства и во многих других областях духовной жизни.

Если психоанализ связал с культурой функции ограничения влечений и адаптации индивида к коллективной жизни, то в гуманистической традиции целью культуры является не приспособляемость, а оптимальное развитие способностей индивида и реализация его творческих потенций.

психоаналитический фрейд юнг культура

Список используемой литературы

1. Белик А.А. Культурология: Антропологические теории культур. - М.: РГГУ, 1999.

2. Культурология /Под ред. Г.В. Драча. - Ростов н/Д.: Феникс, 2002. 630стр.

3. Культурология. /Под ред. А.А.Радугина. - М.: Центр, 1996. 120стр.

4. Культурология /Под ред. Н.Г. Багдасарьян. - М.: Высшая Школа, 2001. 511с.

Психоаналитическая концепция культуры – это учение о культуре, сформировавшееся в ходе развития психоанализа как вида медицинской практики и психологической теории.

В работах З. Фрейда и его оппонента и критика Г. Юнга содержатся базовые положения психоанализа. Надо сказать, что изначально З. Фрейд позиционировал психоанализ как оригинальную психиатрическую практику и теорию лечения расстройств нервной системы. Постепенно от анализа индивидуального поведения Фрейд повернул к социальному и психоанализ стал приобретать черты учения. В рамках этого учения ставились и решались проблемы, как глубинной психологии, так и философии человека и культуры.

Базой психоанализа является гипотеза о том, что невроз является следствием невозможности удовлетворить какие-либо скрытые желания, связанные с сексуальной областью, появившиеся в период раннего детства. Свой вывод Фрейд сделал на основании анализа свободных ассоциаций, ошибочных действий и сновидений, причем не только своих собственных, но и пациентов с диагнозом психического нарушения здоровья.

Его вывод говорит о том, что в структуре психики человека феномен неврозов свидетельствует о наличии неконтролируемого сознанием отдельного психического, которое он назвал бессознательное.

Готовые работы на аналогичную тему

Третий горизонт, воспринятый индивидуальной психикой – это комплекс норм, правил поведения, запретов, которые задаются семьей, социальной средой, культурной и религиозной традициями. При взаимодействии трех горизонтов психики, считает Фрейд, Сверх-Я ориентируясь на систему этических ценностей, ступает в конфликт с бессознательными побуждениями человека, подавляет их и контролирует сферу Оно.

Его работа направлена на сексуальные желания, и Фрейд оценивает их в провокационно-положительном ключе. Это врожденный в человеке заряд психической энергии – либидо, витальная жизнеутверждающая сила, которая движет человеком. Противоположностью инстинкту жизни является инстинкт к саморазрушению – танатос (смерть). Оба инстинкта в психике человека переплетаются.

В теории культуры Фрейда есть ещё один аспект, связанный с мифическим учением о врожденном чувстве вины, которая мешает человеку быть счастливым. По его мнению, культура генерирует это чувство в человеке. Корни этого чувства кроются в убийстве вождя племени, который распоряжался всеми женщинами первобытного коллектива. Это чувство вины Фрейд назвал Эдиповым комплексом.

Фрейд, таким образом, культуру трактует как систему запретов, порождающую неврозы и мешающую человеку реализовать свои естественные потребности.

Культура – программа очеловечения человека

Культура, по мнению фрейдистов, является проекцией индивидуальной психики на общественный экран. Фрейд в основу понимания культуры положил убеждение в антагонизме природного начала в человеке и культуре. Он считал, что в культуре, в её императивах, нормах и идеалах лежит причина этого антагонизма.

Культура по Фрейду – это накопленные человечеством все знания и умения, помогающие человеку овладеть силами природы, а также созданные людьми социальные институты. По Фрейду получается, что культура – это программа очеловечения человека, программа его интеграции в человеческий род.

Под психоаналитической культурологией понимается совокупность учений, сложившихся в психоанализе, которые раскрывают психологическую обусловленность культурного творчества.

В совей культурологической концепции Фрейд применил учение о бессознательном, выделив три сферы в психике человека.

Кроме бессознательного он выделял ещё сознание и предсознательное.

Бессознательные желания и идеи, вытесненные из сознания он сосредоточил в бессознательном – оно иррационально и вневременно.

Между сознанием и бессознательным находится предсознательное. Если предсознательное – это память и мышление, то сознание, управляющее поведением – это воспроизведение внешнего мира. Для того, чтобы желания бессознательного осуществились, тем более, что они стремятся к разрядке в виде какого-то действия, им надо сначала попасть в сознание, а это возможно только через предсознательное.

Предсознательное производит цензуру желаний бессознательного.

Фрейд считает, что для психической деятельности бессознательного главным является принцип удовольствия, а для предсознательного – принцип реальности.

Концепция Фрейда, таким образом, явилась основой осмысления им явлений культуры. Она базируется на отказе от удовлетворения желаний бессознательного и существует благодаря сублимированной энергии либидо, сексуального инстинкта, развившегося в психическую энергию.

Прогресс культуры, по мнению Фрейда, уменьшает счастье человека и усиливает чувство вины в результате ограничения осуществляемых природных желаний.

Фрейд считает, что культура репрессивна и давит на человека, требуя от него жертв относительно естественных желаний.

Аналитическая концепция культуры К. Г. Юнга

Юнг внес более значительный вклад в изучение культуры в сравнении с другими её психоаналитиками. Юнг занимался анализом особенностей западной и восточной культур, парапсихологическими феноменами, логическими и интуитивными формами познания, психологическими типами мышления. По его мнению, невротическое состояние в какой-то степени является продуктивным, бессознательное имеет способность дополнять сознание и плодотворно с ним сотрудничать.

Крупнейшие произведения искусства рождаются с действием мощных сил, которые дремлют в коллективном бессознательном и проявляют себя через творчество художника. Юнг считает, что на художественное творчество большое влияние оказывает бессознательное начало. Проникновение художника в коллективное бессознательное является важным условием продуктивности художественного творчества.

Приоритет логическому мышлению отдавала западная культурная традиция и решающую роль Юнг отводит схоластике – феномену культуры средневековой Европы, которая подготовила категориальный аппарат науки. Что касается логического мышления в традиционных обществах, то оно развито слабее.

В странах Востока мышление осуществляется в виде потока образов, а не в словесных рассуждениях. Для современной индустриальной культуры интуитивное мышление непродуктивно, но является незаменимым для мифологии и религии.

Аналитическая концепция культуры Юнга, таким образом, является оригинальной теорией культур, которая не во всем была принята сторонниками ортодоксальной науки. Концепция Юнга во многом служит поискам универсального смысла истории во взаимодействии культур.

Психоаналитические концепции культуры: З.Фрейд, К.Г. Юнг

Становление принципов психоанализа и их применение для исследования феноменов культуры связано с именем З. Фрейда (1856 – 1939 гг.).

Опираясь на научные данные и собственный опыт врача-психиатра, З. Фрейд пришел к выводу, что на поведение человека оказывают влияние не только его рациональное мышление, но и иррациональные проявления его психики. В основе психоанализа лежит учение З. Фрейда о бессознательном пласте в психике человека, о его влиянии на поведение человека, человеческую деятельность в целом и, следовательно, на формирование различных культурных феноменов.

Постепенно в ходе развития принципов психоанализа З.Фрейд сформулировал следующую модель психической структуры личности.

— оно – несловесное (невербальное);

— ему закрыт прямой доступ в сознательное;

— оно целиком исходит из принципа удовольствия.

По Фрейду, культурная история человечества начинается с преодоления так называемого Эдипова комплекса (любовь к матери и желание инцеста с ней и одновременно ревность и ненависть по отношению к отцу с желанием устранить его как соперника). В результате возникают первые моральные запреты – табу инцеста и каннибализма, возникает экзогамия, потребность в религии, в Боге, во власти государства.

Наряду с анализом психоаналитических оснований происхождения культуры Фрейд дает новое объяснение отдельных элементов культуры (мифов, классических произведений искусства, религиозных ритуалов и верований науки), опираясь на свои представления о психологической структуре личности и той роли, которую играет в жизнедеятельности человека бессознательное, в том числе, психосексуальные мотивы. Однако роль этих мотивов в развитии человеческой культуры, по мнению многих современных исследователей, неоправданно преувеличена. Такое преувеличение можно считать недостатком фрейдистской концепции культуры. Но одновременно необходимо учитывать, что он был предопределен уже самой постановкой исследовательских задач. В результате возникло новое самобытное учение – фрейдизм, имевшее огромное влияние на умы человечества, предопределившее появление целого ряда последователей, что позволяет говорить о целом направлении в изучении культур, получившем название психоаналитического подхода, в центре которого стоит проблема взаимодействия культуры и личности.

В рамках психоаналитического подхода последователи З. Фрейда разработали новые концепции и идеи (А. Адлер, К.Г. Юнг, К. Хорни, Э. Фромм, В. Райх, О. Ранк, Г. Рохейм и др.).

Самостоятельную концепцию культуры на базе психоанализа разработал К.Г. Юнг (1876 — 1961 гг.). Прежде всего, он отказался от придания глобального смысла сексуальности: место сексуальной энергии в его концепции занимает психическая энергия вообще (обозначаемая тем же термином – либидо).

Вывод:

В заключении можно отметить, что концепция Карла Густава Юнга стала символом бессознательных, а концепция Зигмунда Фрейда — подсознательных потребностей человека. Что в настоящее время активно используется современными авторами. Определенной ошибкой, точнее, упрощенным взглядом на вещи, можно считать то, что культура у Юнга, как, впрочем, и у Фрейда, — лишь предмет психоанализа. Они не учитывали факт комплексности и неоднородности явления культуры, что привело к определенной однобокости теории.

Культура начинается с запретов.

Тенденция к ограничению сексуальной жизни со стороны культуры проявляется не менее отчетливо, чем другая ее тенденция, ведущая к расширению культурного круга. Уже первая фаза культуры, фаза тотемизма, принесла с собою запрет на кровосмешение — запрет, нанесший, вероятно, самую глубокую за все время рану любовной жизни человека. Посредством табу, закона, обычая вводятся дальнейшие ограничения, касающиеся как мужчин, так и женщин. Экономическая структура общества также оказывает влияние на меру остающейся сексуальной свободы. Культура действует принуждением экономической необходимости, тем самым отнимает у сексуальности значительную часть психической энергии, каковой культура пользуется в своих целях. Страх перед восстанием угнетенных принуждает ввести строжайшие меры предосторожности. Высшая точка такого развития обнаруживается в западноевропейской культуре. Запреты и ограничения преуспевают лишь в организации беспрепятственного протекания сексуальных интересов по допустимым каналам Современная культура ясно дает понять, что сексуальные отношения допустимы лишь в виде единственной и нерасторжимой связи между одним мужчиной и одной женщиной. Культура не желает знать сексуальности как самостоятельного источника удовольствия и готова терпеть ее лишь в качестве незаменимого средства размножения.

Культура не удовлетворяется уже существующими союзами, она желает связать членов сообщества либидонозно, пользуется для этой цели любыми средствами, поощряет установление сильных идентификаций между членами сообщества. Культура мобилизует все силы заторможенного по цели либидо, чтобы подкрепить общественные союзы отношениями дружбы. Для исполнения этого намерения она неизбежно ограничивает сексуальную жизнь.

психоаналитическая концепция культуры стремится установить новый, нетрадиционный подход к пониманию важнейшего феномена человеческого существования — культуры. Автором этой концепции является известный австрийский психиатр и философ З. Фрейд. Идеи Фрейда были продолжены интересными культурологическими идеями его ученика, швейцарского психиатра К.Г. Юнга, который развил идею о наличии в культуре бессознательных механизмов, общих для всех людей и возникающих в самом человеке.

В целом, суть психоаналитической концепции можно сформулировать как понимание культуры через человека, а точнее, через его психику. Вся культурная реальность может быть объяснена через внутреннюю душевную жизнь человека — его желания, стремления, потребности и в целом его способ существования.

Зигмунд Фрейд (1856 — 1939) — австрийский психолог, венский профессор психиатрии, основатель теории бессознательного и создатель психоанализа. Начав с представлений о бессознательном как особом уровне человеческой психики, Фрейд рассматривает весь процесс психического развития человека, возникновение и функционирование культуры, в целом противопоставление природного и культурно-социального начала в человеке.

Психоаналитическая концепция культуры - Функциональная теория культуры

Функциональная теория культуры

Логическим продолжением и дальнейшим развитием социологической школы в культурологии стал функционализм, который стал рассматривать культуру как целостную единицу, состоящую из элементов и частей. В этом случае каждый отдельный элемент не просто выполняет свою собственную роль, а представляет собой звено, без которого культура не может существовать.

Малиновский рассматривал культуру как единое целое, как совокупность самых разнообразных проявлений человеческой деятельности в сфере материального и духовного производства. Согласно этому подходу, в основе культуры лежат различные биологические потребности. Культура, по мнению Малиновского, возникает в ответ на основные биологические потребности человека — в пище, одежде, крове, деторождении. Удовлетворяя эти потребности, человек добывает пищу, топливо, строит дома, шьет одежду и т.д. В процессе работы он преобразует окружающий мир и создает культуру. Для него общество — это биологический организм особого рода, естественная адаптивная система, в которой согласованы условия существования самого общества и потребности его членов. Различия между культурами — это различия в способах удовлетворения элементарных человеческих потребностей. Таким образом, для Малиновского культура — это материальная и духовная система, с помощью которой человек обеспечивает свое существование и решает свои проблемы.

Помимо основных (первичных) потребностей, Малиновский выделял вторичные (производные) потребности, которые порождаются не природой, а культурной средой. Он называет такие потребности социальными императивами. Это потребности в экономическом обмене, социальном контроле, системе образования и т.д. Результат удовлетворения этих потребностей также является частью культуры.

Средство удовлетворения базовых и производных потребностей — культура — представляет собой системное целое, состоящее из единиц, которые Малиновский называет институтами. Каждый институт — это набор способов и средств удовлетворения тех или иных потребностей. Вместе эти институты образуют структуру культуры. Таким образом, по мнению Малиновского, современная цивилизация предстает как сложная органическая система социальных институтов, то есть исторически сложившихся форм организации и регулирования социальной жизни, каждая из которых выполняет определенную функцию в удовлетворении первичных и вторичных потребностей людей. Одной из основных функций культуры является закрепление, развитие и передача потомкам вторичных потребностей, которые в совокупности составляют социальный опыт.

Психоаналитическая интерпретация родства, семьи и культуры

Основные идеи, которые Фрейд обсуждает в этой работе, можно кратко сформулировать следующим образом: Родство — это не биологический, а культурный феномен. Культура понимается здесь как обуздание своих эмоций, коллективная разработка стратегий для работы с самыми сильными эмоциональными привязанностями и влечениями, требующими немедленного удовлетворения. Именно эти переживания являются источником внутреннего конфликта и приводят к первому осложнению душевной жизни — возникновению амбивалентности чувств, то есть ситуации, в которой и нежность, и враждебность одновременно определяют восприятие близкого человека. Нежность является прямым выражением любви и привязанности, в то время как враждебность выражает страх зависимости от любимого объекта, его непредсказуемости или возможной потери, и в конечном итоге страх перед собственными чувствами. Но из-за психологических защитных механизмов (отрицания) этот страх не может быть признан собственным чувством, поэтому он переносится (проецируется) на сам объект любви и проявляется как его определенные (пугающие) характеристики. Основным инструментом защиты от таких воображаемых объектов является институт табу — немотивированных и необсуждаемых запретов, которые должны неукоснительно соблюдаться. Фрейд характеризовал этот феномен архаических культур как механизм, подобный неврозу навязчивых состояний, при котором повседневная жизнь человека тщательно ритуализируется и наполняется множеством субъективных, даже абсурдных запретов, чтобы защититься от своих противоречивых чувств.

Следует отметить, что именно идеи Фрейда положили начало антропологическому проекту Клода Леви-Стросса, а также социологическим теориям Жоржа Батая. В рамках этих концепций представление Фрейда о коммуникативном и культурном характере эротических связей и родственных отношений было существенно дополнено. Так, К. Леви-Стросс указывал, что элементарная структура родства не совпадает с нуклеарной семьей (мужчина, женщина, ребенок), но всегда включает четвертую фигуру (в модели Леви-Стросса — брат женщины).

Значение культуры в жизни индивида

Обобщая концепцию Фрейда о человеке и значении культуры в жизни индивида, можно сказать, что долгая жизнь в обществе способствовала тому, что потребность удовлетворять природные инстинкты и одновременно требования общества стала у человека своего рода инстинктом. Став обязательными благодаря практике и наследственности на протяжении тысячелетий, культурные требования глубоко укоренились в психике человека. Без общества человек немыслим; он обладает инстинктами не только как сексуальный, но и как культурный человек.

Карл Густав Юнг был швейцарским психиатром (1875-1961), известным учеником Зи. Фрейд. Юнг предпринимает критическое переосмысление идей Фрейда о психоанализе, к которому его привела собственная клиническая практика. При лечении шизофрении Юнг сталкивался с такими случаями расщепления человеческой психики, которые не могли быть объяснены исключительно детским сексуальным опытом индивида и, следовательно, не соответствовали представлениям Фрейда о сексуальной детерминации человеческого поведения. Юнг, утверждая, что теория сексуальности чрезвычайно важна, тем не менее, отрицал, что она является единственным выражением психической целостности личности, и приводил многочисленные примеры неврозов, в которых проблема сексуальности играла лишь незначительную роль. Другие факторы — например, проблема социальной адаптации, давление трагических жизненных обстоятельств, соображения престижа и т.д. — стоял на переднем плане.

Юнговская концепция бессознательного значительно отличается от интерпретации Фрейда. Она также характеризует все психические процессы, которые либо бессознательны, т.е. не являются объектом сознания, либо воспринимаются сознанием как подавленные. Однако содержание бессознательного заметно различается в интерпретациях Юнга и Фрейда.

Читайте дополнительные лекции:

Помощь студентам в учёбе
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal

Образовательный сайт для студентов и школьников

© Фирмаль Людмила Анатольевна — официальный сайт преподавателя математического факультета Дальневосточного государственного физико-технического института

Читайте также: