Проза в годы великой отечественной войны кратко

Обновлено: 02.07.2024

Крупнейшие мастера слова – А.Толстой, Л.Леонов, М.Шолохов – стали и выдающимися публицистами. Популярностью на фронте и в тылу пользовалось яркое, темпераментное слово И.Эренбурга. Важный вклад в публицистику тех лет внесли А.Фадеев, В.Вишневский, Н.Тихонов.

Искусство публицистики за четыре года прошло несколько основных этапов. Если в первые месяцы войны ей была присуща обнаженно–рационалистическая манера, зачастую отвлеченно–схематические способы изображения врага, то в начале 1942 года публицистика обогащается элементами психологического анализа. В огненном слове публициста и митинговая нота. И обращение к душевному миру человека.

Следующий этап совпал с переломом в ходе войны, с необходимостью углубленного социально–политического рассмотрения фашистского фронта и тыла, выяснения коренных причин близящегося поражения гитлеризма и неотвратимости справедливого возмездия. Этими обстоятельствами вызвано обращение к таким жанрам, как памфлет и обозрение.

Публицистика военных лет – качественно иной, по сравнению с предшествующими периодами, этап развития этого боевого и действенного искусства. Глубочайший оптимизм, несокрушимая вера в победу – вот что поддерживало публицистов даже в самые трудные времена. Особую мощь придавало их выступлениям обращение к истории, к национальным истокам патриотизма. Важная особенность публицистики той поры – широкое использование листовки, плаката, карикатуры.

За четыре года войны проза пережила значительную эволюцию. Первоначально война освещалась в очерковом, схематично–беллетризованном варианте. Таковы многочисленные рассказы и повести лета, осени, начала зимы 1942 года. Позже фронтовая действительность постигалась писателями в сложной диалектике героического и повседневного.

В 20–30–е годы доминировали психологически–бытовая, приключенческая и сатирико–юмористическая разновидности жанра. В годы Великой Отечественной (как и в годы гражданской войны) на первое место вышла героическая, романтическая повесть.

Композиция повести строится как совмещение двух планов видения жизни: из смотровой щели танка номер 203 и с командного пункта генерала Литовченко (однофамилец механика), командующего танковым корпусом. Но есть еще третий пункт осмысления действительности – с нравственно–эстетической высоты художника, где и тот и другой планы совмещаются.

М.Шолохов, верный природе своего таланта, делает смелую попытку изображения Великой Отечественной войны как поистине народной эпопеи. Сам выбор главных героев, рядовых пехоты, – хлебороба Звягинцева, шахтера Лопахина, агронома Стрельцова – свидетельствуют о том, что писатель стремится показать различные слои общества, проследить, как всколыхнулось и грозно зашумело в годину суровых испытаний народное море.

Богат и многообразен духовно–нравственный мир шолоховских героев. Художник рисует широкие картины эпохи: горестные эпизоды отступлений, сцены яростных атак, взаимоотношения солдат и мирных жителей, короткие часы между боями. При этом прослеживается вся гамма человеческих переживаний – любовь и ненависть, строгость и нежность, улыбки и слезы, трагическое и комическое.

Книга Фадеева романтична и в то же время насыщена острой публицистической мыслью социолога и историка. Она построена на документальном материале и одновременно удивительно поэтична.

Фашисты обрекли молодогвардейцев на нечеловеческие муки и казнили их. Однако зловещие краски войны не могут одолеть светлых, ликующих тонов жизни. Трагизм остается, но трагедия безысходности снята, преодолена жертвой во имя народа, во имя будущего человечества.

Развитие литературы периода Великой Отечественной войны и послевоенных десятилетий — одна из важнейших тем в отечественном искусстве. Оно имеет ряд особенностей, которые отличают ее от военной литературы других стран и периодов. В частности, огромную роль в духовной жизни народа приобретают поэзия и публицистика, так как тяжелое, полное тягот время требует от жанров малых форм.

Художественные особенности

Для всех литературных произведений военных лет характерна патетика. Героический пафос и национальная гордость стали неизменными атрибутами любой книги. В первые же дни наступления нацистов писатели, поэты, публицисты и все творческие люди почувствовали себя мобилизованными на информационный фронт. Этот призыв сопровождался вполне реальными боями, ранениями и смертями, от которых советскую интеллигенцию не уберегла ни одна женевская конвенция. Из двух тысяч авторов, отправившихся на передовую, не вернулись 400. Травм, болезней и горя, разумеется, никто не считал. Вот поэтому каждому стихотворению, каждому рассказу, каждой статье присущи бьющая через край эмоциональность, драматизм, накал слога и слова и сердечность друга, переживающего то же, что и ты.

Поэзия

Поэзия становится голосом Родины Матери, которая взывала к сынам с плакатов. Наиболее музыкальные стихи превращались в песни и с бригадами артистов летели на фронт, где были незаменимы, как лекарства или оружие. Литература периода великой отечественной войны (1941-1945) для большинства советских людей – это стихи, ведь они в формате песен облетали даже самые удаленные уголки фронта, возвещая о стойкости духа и непримиримости воинов. Кроме того, их было легче декларировать по радио, разбавляя фронтовые сводки. Их же печатали в центральной и фронтовой прессе в период Великой Отечественной войны.

По сей день любима народом песенная лирика М. Исаковского, В. Лебедева-Кумача, А. Суркова, К. Симонова, О. Берггольц, Н. Тихонова, М. Алигер, П. Когана, Вс. Багрицкого, Н. Тихонова, А. Твардовского. Проникновенное национальное чувство звучит в их стихах. У поэтов обострилось чутье, взгляд на родные широты стал сыновьим, почтительным, нежным. Образ Родины – конкретный, понятный символ, который перестал нуждаться в красочных описаниях. Героический пафос проник и в интимную лирику.

Основные жанровые группы военных стихов:

  1. Лирическая (ода, элегия, песня)
  2. Сатирическая
  3. Лирико-эпическая (баллады, поэмы)

Самые известные поэты военного времени:

  1. Николай Тихонов
  2. Александр Твардовский
  3. Алексей Сурков
  4. Ольга Берггольц
  5. Михаил Исаковский
  6. Константин Симонов

Проза

Известные прозаики времен войны:

  1. А. Гайдар
  2. Е. Петров
  3. Ю. Крымов
  4. М. Джалиль,
  5. М. Кульчицкий
  6. В. Багрицкий
  7. П. Коган
  8. М. Шолохов
  9. К. Симонов

Публицистика

Основные публицистические жанры военного времени:

  1. статьи
  2. очерки
  3. фельетоны
  4. воззвания
  5. письма
  6. листовки

Самые известные публицисты:

  1. Алексей Толстой
  2. Михаил Шолохов
  3. Всеволод Вишневский
  4. Николай Тихонов
  5. Илья Эренбург
  6. Мариетта Шагинян

Самое главное оружие публицистики тех лет – факты насилия немецко-фашистских оккупантов над мирным населением. Именно журналисты отыскивали и систематизировали документальные доказательства того, что вражеская пропаганда во всем расходится с правдой. Именно они убедительно аргументировали сомневающимся патриотическую позицию, ведь только в ней заключалось спасение. Никакие сделки с врагом не могли гарантировать недовольным свободу и благоденствие. Народ должен был осознать это, узнавая чудовищные подробности расправы над детьми, женщинами и ранеными, которые практиковали солдаты Третьего рейха.

Драматургия

Роль литературы в годы войны

Список популярных книг

О крушении простого человеческого счастья в военных реалиях расскажут книги:

Книги о героических подвигах в условиях самых кровопролитных сражений в период ВОВ:

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Проза Великой Отечественной войны.

Романтические рассказы А.Платонова.

В прозе военных лет сосуществовали 2 стилевых направления: романтическое и реалистическое. Реалистическое представлено именами К. Симонова и А.Бека, романтическое - Б.Горбатова , Э.Казакевича.

Подробное описание быта позволяет ощутить мужество сталинградцев как неотъемлемую черту их повседневной жизни. Поэтому бытописание в повести нередко переходит в символически-обобщенный план. Так полковник ремизов от мысли о взятии одного разрушенного дома переходит к пророчеству об освобождении всей России.


На этом уроке мы поговорим об особенностях прозы периода Великой Отечественной войны. Рассмотрим литературные жанры, которые были особенно важны во время Великой Отечественной войны. Поговорим о писателях-прозаиках, творивших во время Великой Отечественной войны.


В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам

Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобретя в каталоге.

Получите невероятные возможности




Конспект урока "Проза периода Великой Отечественной войны"

· Поговорим об особенностях прозы периода Великой Отечественной войны.

· Рассмотрим литературные жанры, которые были особенно важны во время Великой Отечественной войны.

· Поговорим о писателях-прозаиках, творивших во время Великой Отечественной войны.

На предыдущем занятии мы говорили о том, насколько популярна и важна была поэзия во время Великой Отечественной войны. Однако не только в поэзии отразились военные темы.

Советский поэт Николай Тихонов в одной из своих статей вспоминал:

Добавим к этом повести и романы, произведения драматургии – и перед нами развернётся полная картина жанров литературы в период Великой Отечественной войны.

Но какие жанры были наиболее популярными? Те, которые можно было легко печатать в газетах.

Речь о таких писателях, как Константин Симонов, Александр Твардовский, Алексей Толстой, Андрей Платонов, Константин Паустовский, Илья Эренбург, Борис Полевой, Александр Фадеев и т. д.

При газетах даже была учреждена особенная должность – писатель.

Многие авторы писали как поэзию, так и прозу. Александр Твардовский замечал:

Поэтому самыми популярными газетными жанрами была публицистическая статья и корреспонденция, фронтовая хроника.

Однако за эти жанры взялись мастера слова. И публицистические жанры начали преображаться в художественные. Статья преобразилась в эссе, корреспонденция и хроника превращались в очерки и рассказы. В произведения, которые предназначались для одного дня, авторами вкладывалась душа. И такие тексты до сих пор можно посчитать произведениями с высоким уровнем художественности.

Как мастера художественного очерка нужно отметить Илью Григорьевича Эренбурга, человека с удивительной и тернистой судьбой.

Он родился в зажиточной еврейской семье ещё в 19 веке и успел внести свой вклад в литературу Серебряного века. Он перенёс арест и эмигрировал из СССР – и стал теперь уже эмигрантским писателем. Перед самой войной уже пятидесятилетний Эренбург вернулся на родину. И сразу же включился в литературный процесс. О начале своей деятельности как военного корреспондента Эренбург вспоминал:

За всю войну Илья Эренбург написал около 1500 эссе и очерков – три тома текстов! И все они прочитывались от корки до корки бойцами – их ценили настолько, что газеты с ними даже не пускали на самокрутки.

В художественных очерках Эренбурга лаконизм и меткость детали соединяются с эмоциональностью и патриотическим пафосом. Он переходит от детали к обобщению, от нежности и лиричности – к пламенному призыву.

Евгений Евтушенко уже в двадцать первом веке писал про Эренбурга:

Он, всех маршалов наших умней,

нас привёл в сорок пятом к победе.

Много места в таких текстах автор уделяет даже не боям, а рядовым картинам солдатского быта. Это долгие переходы по распутице и холоду, необходимость вытаскивать завязшие машины, голод, недостаток курева, бесконечная усталость:

«Школенко отрапортовал и, выслушав благодарность капитана, отошёл на пять шагов и ничком лёг на землю.

В рассказах и очерках Андрея Платоновича Платонова война между советскими и фашистскими войсками – это война между силой духа и пустотой души. Военная правда и картины фронтового быта сливаются в творениях Платонова с его метафорическим стилем. Величие духа советского солдата – вот тема, которую неизменно поднимает автор.

А вот Алексей Николаевич Толстой больше тяготел к показу прошлого – ведь он как раз писал историческую прозу. Поэтому он ставит в центр своих произведений духовные, патриотические и ратные традиции русского народа.

Для него советские солдаты – достойные наследники других защитников Родины, тех, кто

Анатолию Чехову в этом очерке идёт всего-то двадцатый год. Гроссман расспрашивает его самого о его истории и рисует портрет жалостливого мальчика, из которого на войне выковывается безжалостный мститель:

В очерке сочетаются элементы публицистики и художественной прозы. В нём есть элементы биографии самого Чехова, его рассказ от первого лица автору. И есть описания действий снайпера уже от третьего лица.

Литературные традиции, заложенные поэтами и прозаиками в годы Великой Отечественной войны, продолжали развиваться и обогащаться и спустя годы после Победы. И сейчас мы можем выделить три потока литературы о войне.

В масштабных произведениях авторы пытаются показать все стороны войны – обычно через солдатские судьбы.

Писатели Великой Отечественной войны своими глазами видели то, о чём писали. Только в первые дни войны из московской организации писателей ушла на фронт почти треть. А всего в действующей армии служило больше тысячи писателей – и из них почти половина не вернулась с фронта. Такой оказалась цена за Слово о войне.

Эрнест Хэмингуэй заметил как-то:

Нажмите, чтобы узнать подробности

В презентации представлена краткая хараткеристика прозы ВОВ.

Литература Великой Отечественной войны. Военная проза

Литература Великой Отечественной войны.

 Военную прозу ( и поэзию) принято делить на несколько групп. К первой группе относятся произведения, созданные непосредственно во время войны. Ко второй группе – произведения о войне, написанные после войны участниками или очевидцами военных событий. К третьей группе относят произведения, созданные спустя многие десятилетия участниками ВОв или людьми, которые родились уже в послевоенное время.

Военную прозу ( и поэзию) принято делить на несколько групп.

Произведения о войне 1941 – 1945 годов

Военная проза военных и послевоенных лет

  • В военные годы создавалось большое число поэтических произведений, посвященных войне. Их главная цель – поддержать народ и призвать его на защиту Родины.

И та, что сегодня прощается с милым,

Пусть боль свою в силу она переплавит.

Мы детям клянемся, клянемся могилам,

Что нас покориться никто не заставит, -

пишет А. Ахматова в 1941 году.

Хронология прозы о войне

Берргольц Ольга Федоровна (1910-1975), русская писательница.

В блокадном Ленинграде

Гуманистический пафос послевоенных произведений о войне

Васильев Борис Львович

Юрий Васильевич Бондарев

Самые достоверные произведения о войне создали В.О. Богомолов, К.Д. Воробьев, В.П. Астафьев, Г.Я. Бакланов, В.В. Быков, Б.Л. Васильев, Ю.В. Бондарев, В.П. Некрасов, Е.И. Носов, Э.Г. Казакевич, М.А. Шолохов. На страницах прозаических произведений мы находим своеобразную летопись войны, достоверно передававшую все этапы великой битвы советского народа с фашизмом.

 В творчестве писателей-фронтовиков, в их произведениях 50-60-х годов, по сравнению с книгами предшествующего десятилетия, усиливался трагический акцент в изображении войны.

В творчестве писателей-фронтовиков, в их произведениях 50-60-х годов, по сравнению с книгами предшествующего десятилетия, усиливался трагический акцент в изображении войны.

На военных повестях Бориса Львовича Васильева воспиталось целое поколение молодежи. Всем запомнились светлые образы девушек, соединивших в себе правдолюбие и стойкость.

Читайте также: