Проявление творческих способностей кратко

Обновлено: 05.07.2024

При характеристике сущности творчества важно учитывать разнообразные факторы, признаки, свойственные процессу создания. Творчество имеет признаки технические, экономические, социальные, психолого-педагогические – развитие в творческом процессе психических, нравственных качеств, эстетических чувств, интеллектуальных способностей человека, приобретение знаний и др. С точки зрения психологии и педагогики особенно ценным является сам процесс творческой работы, изучение процесса подготовки к творчеству, выявление форм, методов и средств развития творчества. Творчество является целеустремленным, упорным, напряженным трудом. Оно требует мыслительной активности, интеллектуальных способностей, волевых, эмоциональных черт и высокой работоспособности. Творчество характеризуется как высшая форма деятельности личности, требующая длительной подготовки, эрудиции и интеллектуальных способностей. Творчество является основой человеческой жизни, источником всех материальных и духовных благ.

Понятие природы творчества тесно взаимосвязано с определением творческой деятельности. Если внимательно рассмотреть поведение человека, его деятельность в любой области, то можно выделить два основных вида поступков. Одни действия человека можно назвать воспроизводящими или репродуктивными. Такой вид деятельности тесно связан с нашей памятью и его сущность заключается в том, что человек воспроизводит или повторяет уже ранее созданные и выработанные приемы поведения и действия. Кроме репродуктивной деятельности в поведении человека присутствует творческая деятельность, результатом которой является не воспроизведение бывших в его опыте впечатлений или действий, а создание новых образов или действий. В основе этого вида деятельности лежат творческие способности.

Под творческой деятельностью В. Н. Дружинин понимает такую деятельность человека, в результате которой создается нечто новое – будь это предмет внешнего мира или построение мышления, приводящее к новым знаниям о мире, или чувство, отражающее новое отношение к действительности. [Дружинин В. Н., 1999, с. 128]. Детское творчество — одна из форм самостоятельной деятельности ребёнка, в процессе которой он отступает от привычных и знакомых ему способов проявления окружающего мира, экспериментирует и создает нечто новое для себя и других. Важной особенностью детского творчества является то, что основное внимание уделяется самому процессу, а не его результату. То есть важна сама творческая деятельность и создание чего-то нового. Вопрос ценности созданного ребёнком произведения искусства отступает на второй план. Однако дети испытывают большой душевный подъём, если взрослые отмечают оригинальность и самобытность творческой работы ребёнка. В основе этого вида деятельности лежат творческие способности.

Проблема природы творческих способностей, их структуры и механизма развития вплотную смыкается с классическими проблемами человеческого бытия, волновавшими мыслителей на протяжении тысячелетий. Преемственная линия развития учения о способностях как индивидуально психологических явлениях начинается с глубокой древности. Понятие о способностях, идею об их изменчивости в науку ввел Платон. Он впервые наиболее фундаментально разработал теорию творчества.

Психические свойства и качества людей формируются в жизни, в процессе обучения, воспитания, деятельности. При одних и тех же образовательных программах и методах обучения мы видим у всех индивидуальные особенности. Центральным моментом в индивидуальных особенностях человека являются его способности, именно способности определяют становление личности и обусловливают степень яркости ее индивидуальности.

Задатки – это особенности строения мозга и нервной системы, органов чувств и движений, функциональные особенности организма, данные каждому от рождения. Задатки многозначны и могут реализовываться в различных типах способностей, на их основе могут выработаться разные способности в зависимости от того, как будет проходить жизнь человека, чему он учится, к чему испытывает склонность. Задатки могут в большей или меньшей степени обусловить своеобразие развития человека, стиль его интеллектуальной или другой деятельности. Способность не может возникнуть без соответствующей конкретной деятельности. Способности не только проявляются в деятельности, но и создаются в этой деятельности. Они всегда являются результатом развития. По самому своему существу, способность есть понятие динамическое – существует только в движении, только в развитии.

Различают общие и специальные способности. К общим способностям относят высокий уровень сенсорной организации, умение видеть проблемы, строить гипотезы, решать задачи, критически оценивать результаты, упорство, эмоциональность, трудолюбие и др. К специальным – те, которые необходимы для деятельности только в отдельных областях, например: художественный вкус и музыкальный слух и т. п. [Кравцова Е. Е., 1996, с. 18]. Среди общих способностей большинство исследователей выделяют общий интеллект, креативность (общую способность к творчеству). [Выготский Л. С., 1997, с. 19].

Креативность – это творческие возможности человека, которые могут проявляться в мышлении, чувствах, общении, отдельных видах деятельности, характеризовать личность в целом или ее отдельные стороны, продукты деятельности, процесс их создания. Креативность – способность порождать необычные идеи, отклоняться от традиционных схем мышления, быстро решать проблемные ситуации. [Комарова Т. С., 1994, с. 47].

Творческие способности – это индивидуальные особенности качества человека, которые определяют успешность выполнения им творческой деятельности различного рода. Очень часто в обыденном сознании творческие способности отождествляются со способностями к различным видам художественной деятельности, с умением красиво рисовать, сочинять стихи, писать музыку и т. п. Творческие способности являются одним из компонентов общей структуры личности. Развитие их способствует развитию личности ребенка в целом.

Творческие способности представляют собой сплав многих качеств. И вопрос о компонентах творческого потенциала человека остается до сих пор открытым, хотя в настоящий момент существует несколько гипотез, касающихся этой проблемы. Исходя из анализа работ отечественных и зарубежных психологов, которые раскрывают свойства и качества творческой личности, были выделены общие критерии творческих способностей : готовность к импровизации, оправданную экспрессивность, новизну, оригинальность, легкость ассоциирования, независимость мнений и оценок, особую чувствительность. Как утверждают выдающиеся психологи Л. С. Выготский, Л. А. Венгер, Б. М. Теплов, Д. Б. Эльконин и др., основой творческих способностей являются общие способности. Если ребенок умеет анализировать, сравнивать, наблюдать, рассуждать, обобщать, то у него, как правило, обнаруживается высокий уровень интеллекта. Такой ребенок может быть одаренным и в других сферах: художественной, музыкальной, сфере социальных отношений (лидерство, психомоторной (спорт, творческой, где его будет отличать высокая способность к созданию новых идей.

ТВОРЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ

Многие психологи связывают способности к творческой деятельности, прежде всего с особенностями мышления. В частности, известный американский психолог Гилфорд, занимавшийся проблемами человеческого интеллекта установил, что творческим личностям свойственно так называемое дивергентное мышление [Маклаков А. Г., 2008, с. 322]

Люди, обладающие таким типом мышления, при решении какой-либо проблемы не концентрируют все свои усилия на нахождение единственно правильного решения, а начинают искать решения по всем возможным направлениям с тем, чтобы рассмотреть как можно больше вариантов. Такие люди склонны образовывать новые комбинации из элементов, которые большинство людей знают и используют только определенным образом, или формировать связи между двумя элементами, не имеющими на первый взгляд ничего общего. Дивергентный способ мышления лежит в основе творческого мышления, которое характеризуется следующими основными особенностями :

1. Быстрота – способность высказывать максимальное количество идей (в данном случае важно не их качество, а их количество).

2. Гибкость – способность высказывать широкое многообразие идей.

3. Оригинальность – способность порождать новые нестандартные идеи (это может проявляться в ответах, решениях, несовпадающих с общепринятыми).

Известный исследователь проблемы творчества А. Н. Лук, опираясь на биографии выдающихся ученых, изобретателей, художников и музыкантов выделяет следующие творческие способности [Лук А. Н., 1978, с. 8] :

1. Способность видеть проблему там, где её не видят другие

2. Способность сворачивать мыслительные операции, заменяя несколько понятий одним и используя всё более ёмкие в информационном отношении символы.

3. Способность применить навыки, приобретённые при решении одной задачи к решению другой.

4. Способность воспринимать действительность целиком, не дробя её на части.

5. Способность легко ассоциировать отдалённые понятия.

6. Способность памяти выдавать нужную информацию в нужную минуту.

7. Гибкость мышления.

8. Способность выбирать одну из альтернатив решения проблемы до её проверки.

9. Способность включать вновь воспринятые сведения в уже имеющиеся системы знаний.

10. Способность видеть вещи такими, какие они есть, выделить наблюдаемое из того, что привносится интерпретацией.

11. Лёгкость генерирования идей.

12. Творческое воображение.

13. Способность доработки деталей, к совершенствованию первоначального замысла.

Способы развития мелкой моторики рук у детей раннего возраста

Способы развития мелкой моторики рук у детей раннего возраста Уровень развития движений ребенка определяет уровень его физического и психического развития. Поэтому, начиная с самого раннего возраста,.

Способы развития мелкой моторики у детей 2–3 лет Развитие мелкой моторики у детей 2-3 лет. Развитие мелкой моторики у детей возрастом 2-3 лет – задача трудная и продолжительная. Для малышей.

Как я развиваю творческие способности у детей

Как я развиваю творческие способности у детей Хочу немного рассказать о своей работе по развитию творческих способностей у детей. Работа ведется с младшей группы. Для аппликации я.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Жизнь в эпоху научно-технического прогресса ста­новится все разнообразнее и сложнее. И она требует от человека не шаблонных, привычных дейст­вий, а подвижности, гибкости мышления, быстрой ориентации и адаптации к новым условиям, творческого подхода к решению больших и малых проблем.

Данной теме уделяется особое внимание уже с детского сада. В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования обозначена задача на развитие индивидуальных способностей и творческого потенциала каждого ребенка в качестве субъекта отношений с людьми, миром и самим собой.

И эффективность работы школы в данном направлении определяется тем, в какой мере учебно-воспитательный процесс обеспечивает развитие творческих способностей каждого ученика, формирует творческую личность школьника, готовит его к творческой познавательной и общественно-трудовой деятельности.

Гениями не рождаются — ими становятся. Сложно представить себе ситуацию, при которой ребенок с врожденными способностями к музыке научится играть на арфе. Чем больше взрослые вложат в воспитание и развитие наших детей, тем больших результатов удастся добиться в будущем.

Поэтому перед собой я ставлю цель - изучить условия развития творческих способностей детей.

Сегодня многие педагоги уже осознают, что истинная цель обучения - это не только овладение определенными знаниями и навыками, но и развитие воображения, наблюдательности, сообразительности и воспитание творческой личности в целом. Как правило, отсутствие творческого начала зачастую становится непреодолимым препятствием в старших классах, где требуется решение нестандартных задач. Творческая деятельность должна выступать таким же объектом усвоения, как знания, умения, навыки, поэтому в школе, особенно начальной, нужно учить творчеству.

В настоящее время в работах психологов и дидактов дан глубокий анализ творчества, как в широком смысле, так и творческой деятельности в учебном процессе. Эту проблему рассматривали: И.Я. Лернер, Н.А. Менчинская, Я.А.Пономарев, Б.П.Никитин, И.П.Волков, А.Н.Лук, А.Ньюэлл, С.Шоу, Г.С.Саймон, Дж. Гилфорд, Э.Торранс и другие.

Христианская традиция рассматривала творчество, как высшее проявление божественного в человеке.

Советские исследователи, такие как, Л.М. Венгер, В.С. Мухина, рассматривают творчество как создание человеком объективно и субъективно нового. Общественной ценности и новизны его творческий продукт не имеет, но субъективная ценность его значительна. Е. Л. Яковлева понимает творчество, как выражение человеком свойственных только ему личностных качеств.

На развитие детского творчества влияют следующие составляющие: задатки, способности, талант, одарённость, гениальность.

Каждое из этих понятий можно рассмотреть с точки зрения, как педагогики, так и психологии. В своих исследованиях Б.А. Введенский определяет задатки как врожденные предпосылки для развития способностей, которые проявляется не сами по себе, а только при соответствующем обучении.

Способности, считал Б. М. Теплов, не могут существовать иначе, как в постоянном процессе развития. Способность, которая не развивается, которой на практике человек перестает пользоваться, со временем теряется. Только благодаря постоянным упражнениям, связанным с систематическими занятиями такими сложными видами человеческой деятельности, как музыка, техническое и художественное творчество, математика, спорт и т.п., мы поддерживаем у себя и развиваем дальше соответствующие способности.

Уровни развития способности:

одаренность, талант, гениальность.

Способности — это свойства личности, являющиеся условиями успешного осуществления определённого рода деятельности.

В основу классификации способностей положены различные признаки: источники происхождения, направленность, уровень развития.

По уровню развития способности подразделяются на:

Одарённость — наличие потенциально высоких способностей у какого-либо человека. По типу деятельности большинство исследователей выделяют следующие типы одаренности:

1.Интеллектуальная одаренность. Интеллектуально одаренные дети отличаются повышенной любознательностью, наблюдательностью, исключительной сообразительностью, динамичностью и оперативностью мыслительных процессов.

2. Академическая одаренность. Эта категория детей характеризуется высокой успешностью обучения в школе. Дети с одарённостью этого вида обладают ярко выраженным интересом к предмету.

3. Творческая одаренность (креативность). Такие дети умеют переконструировать информацию, чрезвычайно пытливы и любознательны; стремятся мыслить и делать все по-своему; изобретательны в изобразительной деятельности, в играх, в использовании материалов и идей; способны по-разному подойти к проблеме или к использованию материалов (гибкость); часто высказывают много разных соображений по поводу конкретной ситуации; способны не только выдвигать гипотезы, но и разрабатывать их; стремятся разрушить стереотипы.

4. Социальная (лидерская) одаренность. Дети, относящиеся к этому виду одаренности, проявляют себя успешными в общении; способны устанавливать зрелые, конструктивные взаимоотношения с другими людьми; легко приспосабливаются к новым ситуациям; их часто выбирают в качестве партнеров по играм и занятиям; в окружении посторонних людей сохраняют уверенность в себе; имеют тенденцию руководить играми или занятиями других детей; с легкостью общаются с другими детьми и со взрослыми; генерируют идеи и решения задач; в общении со сверстниками проявляют инициативу.

5. Художественная одаренность. Дети с данным видом одаренности предпочитают визуальную информацию; подробно детализируют, запоминают и художественно воспроизводят увиденное, услышанное; обладают обостренной интуицией; охотно экспериментируют, используя средства художественной выразительности; обладают оригинальностью художественных, музыкальных, сценических видов продукции; неповторимы в самовыражении; сильно увлечены разными видами искусства; настойчивы в достижении мастерства. Этот вид одарённости поддерживается и развивается в специальных школах, кружках, студиях. Он подразумевает высокие достижения в области художественного творчества и исполнительского мастерства в музыке, живописи, скульптуре, актерские способности.

6. Психомоторная (двигательная, спортивная) одаренность. Данный вид одаренности связан со скоростью, точностью и ловкостью движений, кинестетически-моторной и зрительно-моторной координацией и т.д. Дети, относящиеся к этой категории проявляют повышенную активность в движениях; проявляют большой интерес к деятельности, требующей тонкой и точной моторики; обладают хорошей зрительно-моторной координацией; любят движение (бег, прыжки, лазание); обладают широким диапазоном движения (от медленного к быстрому, от плавного к резкому) и т.п.

Талант – это высокий уровень развития способностей, прежде всего специальных. О наличии таланта судят по результатам деятельности человека, которые отличаются принципиальной новизной и оригинальностью подхода. Д.В. Ушаков для дифференциации понятий одаренности и таланта под одаренностью предлагает понимать потенциальный талант, который может проявиться на дальнейших этапах жизненного пути человека. Одаренность, в отличие от таланта, не сказывается в очевидных для общества достижениях, она может быть скрыта от самого человека и его окружения. Для ее выявления часто оказываются необходимы научные методы. Талант же в этом случае понимается как реализованная одаренность. Развитие таланта социально обусловлено, т.е. в формировании талантливого человека большое значение имеет воспитание и обучение. Если в таланте задатки соединяются со склонностями, то у ребенка возникает побуждение продолжать заниматься деятельностью, в которой он успешен. Однако этого может и не произойти и тогда талант оказывается невостребованным социальной ситуацией или самим человеком; при дальнейшем же развитии таланта возникает следующий уровень проявления способностей – гениальность.

Гениальность - наивысший уровень развития способностей. О наличии гениальности можно говорить при достижении личностью таких результатов в творчестве, которые составляют эпоху в жизни общества, в развитии культуры. Талантливые люди часто встречаются в различных сферах деятельности, они с успехом реализуют себя, а вот гениальность – исключительная редкость. Т.В. Иванова обозначает количественные и качественные отличия талантливости и гениальности:

1. Талантливые люди работают в известных областях человеческой деятельности (науке, искусстве и т.д.), улучшая достижения в этих сферах, что проявляется в высоком мастерстве таланта. Гении создают новые сферы человеческой деятельности, оригинально осмысливают имеющиеся факты, давая человечеству то, чего ранее не было.

2. Талант проявляется в углубленном изучении либо развитии отдельных, нередко узких областей знания, гений отличается универсализмом, он не бывает односторонним.

3. Талантливость и гениальность имеют разную выраженность трудолюбия. Трудолюбие талантливого человека зависит от развития его волевых качеств, именно поэтому слабая воля нередко препятствует полному раскрытию таланта. Трудолюбие гения обеспечивается его неослабевающим интересом к предмету его творчества, именно поэтому гениальные личности отличаются высоким трудолюбием и продуктивностью деятельности.

4. Условием развития таланта является благоприятная социальная среда, формирование гения нередко происходит в сложных жизненных обстоятельствах.

Общество отличается разным отношением к талантам и гениям. Талантливые люди поощряются обществом, получают признание при жизни. Отношение к гению значительно сложнее. Идеи гениальных личностей, их художественные или научные произведения нередко бывают непонятыми современниками, так как они значительно опережают свое время. Именно поэтому нередко гении бывают не понятыми при жизни и умирают в безвестности. То есть талантливые люди более интересны современникам, гениальные – потомкам.

Условия, влияющие на развитие творческих способностей

Творческие способности могут проявляться во всех сферах жизни человека. Наиболее благоприятным условием формирования и проявления способностей являются психологические особенности детей. Успешное развитие творческих способностей возможно лишь при создании определенных условий, благоприятствующих их формированию. На ос­нове анализа работ нескольких авторов, в частности Дж. Смита, Б. Н. Никитина, и Л. Кэрролла, можно выделить шесть основных условий успешного развития творческих способностей детей.

1. Ранее физическое и интеллектуальное развитие детей.

2. Создание обстановки, определяющей развитие ребенка.

4. Предоставление ребенку свободу в выборе деятельности, чередовании дел, продолжительности занятий одним делом и т.д.

5.Умная доброжелательная помощь (а не подсказка) взрослых.

6. Комфортная психологическая обстановка, поощрение взрослыми стремления ребенка к творчеству.

Следуя условиям развития творческих способностей, необходимо знать этапы (стадии, фазы) протекания творческого процесса. Среди отечественных ученых еще Б. А. Лезин (1907) попытался выделить эти этапы. Он писал о наличии трех стадий: труда, бессознательной работы и вдохновения.

А. М. Блох (1920) тоже говорил о трех этапах: 1) возникновение идеи (гипотезы, замысла); 2) возникновение идеи в фантазии; 3) проверка и развитие идеи.

Ф. Ю. Левинсон-Лессинг (1923) традиционно выделил три этапа с несколько иным содержанием: 1) накопление фактов путем наблюдения и экспериментов; 2) возникновение идеи в фантазии; 3) проверка и развитие идеи.

Школьный возраст является периодом, когда дети наиболее сильно впитывают, накапливают и усваивают полученные знания. Успешному осуществлению этой важной жизненной функции способствуют характерные способности детей этого возраста: доверчивое подчинение авторитету, повышенная восприимчивость, впечатлительность, наивно-игровое отношение ко многому из того, с чем они сталкиваются. Некоторые из особенностей младших школьников в будущем исчезают, другие же во многом изменяют свое значение. Следует обращать внимание на разную степень выраженности у отдельных детей той или иной черты.

Непросто оценить действительное значение проявляемых в детстве признаков способностей и тем более предупредить их дальнейшее развитие. Очень часто обнаруживается, что яркие проявления способностей ребенка, достаточные для первоначальных успехов в некоторых видах деятельности, не открывают пути к действительным, социально значимым достижениям.

Ранние признаки способностей могут указывать на предпосылки подлинного таланта, поэтому это не должно оставлять равнодушными родителей и педагогов.

Творческие способности следует развивать с самого раннего возраста. Их подавить могут множество факторов, таких как страх, неуверенность и депрессия

Психолог Н.Н. Поддъякова утверждает, что творчество детей носит

глубоко индивидуальный характер – оно определяется особенностью личности ребенка, своеобразием нажитого опыта деятельности. Поэтому процесс творчества чрезвычайно индивидуален, и его развитие требует тщательного учета индивидуальных особенностей ребенка.

В последнее время появилось боль­шое количество методических разработок, программ, игр и упражнений, нетрадиционных технологий рисования для развития творчества, воображения. В частности, в нашей стране Общественной лабораторией методики изобретательства был разработан специальный курс "Развитие Творческого Воображения" (РТВ). В его основе лежит ТРИЗ, АРИЗ и теория развития технических систем Г. С. Альтшуллера. Этот курс уже апробирован в различных творческих студиях, школах и дошкольных учре­ждениях, где он доказал свою эффективность. РТВ развивает не только творческое воображение, но и творческое мышление детей. Кроме того, можно предложить ме­тодику развития детского воображения О. М. Дьяченко и Н. Е. Вераксы, а также спе­циальные игровые тренинги воображения, разработанные психологом Е. В. Заи­кой.

Су­ществуют специальные игры, в которые можно играть с детьми в свободное от за­нятий время. Интересные развивающие игры разработаны Б. Н. Никитиным, О. М. Дьяченко и Н.Е. Вераксой.

Богатейшим источником развития фантазии ребёнка является сказка. Существует множество приемов работы со сказкой, которые могут использовать педагоги для развития воображения детей.

Таким образом, к психологическим условиям развития творческих способностей необходимо отнести не только внешние факторы, но и социальные связи. Предложенные выше меры будут способствовать более эф­фективному развитию творческих способностей детей.

Современное общество испытывает потребность в творческой, самостоятельной, активной личности, с ярко выраженными индивидуальными качествами, способной, реализуя свои личностные запросы, решать и проблемы общества. Данный социальный заказ усиливает внимание к проблеме развития творческой активности учащихся, которая способствует становлению индивидуальности человека, его самовыражению, самореализации и успешной социализации.

Каждый ребенок талантлив по-своему. Талант не передается по наследству, он потенциально заложен в каждом ребенке, поэтому раскрытие потенциальных способностей зависит от взрослых и окружающей детей среды, в которой растет и развивается ребенок.

Подводя итоги, отмечу, что мне удалось отразить лишь некоторые из точек зрения на проблему развития творческих способностей детей.

Универсальные творческие способности - это индивидуальные особенности, качества человека, которые определяют успешность выполнения их творческой деятельности различного рода.

Детский возраст имеет богатейшие возможности для развития творческих способностей. К сожалению, эти возможности с течением времени необратимо утрачиваются, поэтому необходимо, как можно эффективнее использовать их в школьном возрасте. Успешное развитие творческих способностей возможно лишь при создании определенных условий, благоприятствующих их формированию.

На основании выше изложенного, можно сделать вывод о том, что развитие творческих способностей детей является неотделимой частью общественной жизни. Творчество – это процесс деятельности человека, производящий качественно новые духовные и материальные ценности, где особую роль в процессе развития творческих способностей занимает деятельность учреждений дополнительного образования детей.

Список литературы

Барышева, Т.А. Психолого-педагогические основы развития креативности / Т. А. Барышева, Ю.А. Жигалов. – СПб. : 2006.

Бердяев, Н. Смысл творчества (опыт оправдания человека) / Н. Бердяев. ‒ М. : Г.А. Лемана и С.И. Сахарова, 1916. – 230 с.

Березина, В.А. Дополнительное образование детей как средство их творческого развития. автореф. дис. канд. пед. наук : 13.00.01 / В.А. Березина ‒ М., 1998 ‒ 147 с.

Давыдов, В.В. Лекции по педагогической психологии / В.В. Давыдов. – М. : Академия, 2006. ‒ 224 с.,

Ильин, Е.П. Психология творчества, креативности, одаренности / Е.П. Ильин. ‒ СПб. : Питер, 2009. ‒ 434 с.

Круглова, Л.Ю. Формирование творческой самостоятельности подростков в учреждении дополнительного образования детей: дис. канд. пед. наук : 13.00.01/ Л.Ю. Круглова. ‒ Челябинск, 1997 ‒ 207 с.

5Немов Р.С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: в 3 кн. — 4-е изд. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. - Кн. 1: Общие основы психологии. — 688 с.

Теплов, Б.М. Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии / Б.М. Теплов. – М., 1981. – 136с.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Выполнила Калашко Е.Е. учитель изо и технологии МБОУ СШ №44 г. Красноярска

Введение. Способности. Стр.2

Характеристика творческих способностей. Стр.4

Понятие одарённости. Понятие и критерии одарённости. Стр.8

Диагностика одарённости. Стр.16

На современном этапе развития общества задача развития творческих способностей у детей, является одной из важнейших задач, стоящих в системе образования. С одной стороны есть существенная потребность в развитии творческих способностей, с другой - сегодня проблема творческих способностей остается одной из неразработанных проблем в педагогике и психологии.

Между тем, что существуют определенные теоретические концепции и подходы ( В. Н. Дружинин, Т. В. Галкина, Дж. Гилфорд, Э. П. Торренс, С. Медник, Р. Стернбергер) к проблеме творческих способностей, при этом всё же не достаточно четко определены условия для развития творческих способностей у школьников.

«Способности - это одно из наиболее общих психологических понятий. В российской психологии многие авторы давали ему определения. В частности,

Способности - это индивидуальные особенности человека, которые являются субъективными условиями успешного выполнения деятельности и обнаруживаются в быстроте и качестве ее освоения.

Способности не только проявляются в деятельности, но и формируются в ней. При этом способности не сводятся к знаниям, умениям и навыкам, но обнаруживаются в том, насколько легко и основательно знания усваиваются при прочих равных условиях. По этой причине факт, что ученик, лучше решивший несколько математических задач, чем одноклассник, вовсе не обязательно означает наличие у него более развитых математических способностей. Вполне возможно, что он имеет больший опыт решения задач данного типа. Если имеют в виду человека, то рассматривают способности к деятельности, общению на основе языка, мышления, сознательной регуляции активности, рефлексии и др.

Различают общие и специальные способности. Есть разные уровни трактовки вопроса об общих способностях. Если акцент делается на умственных способностях, выделяют общий интеллект (способность к познанию и решению проблем). Креативность - способность к творчеству, в том числе и к разрешению

(1)Рубинштейн С. Л. Проблемы индивидуальных различий. М.1959.

проблем, обучаемость - способность к усвоению знаний и умений в условиях обучения.

Наконец, под общими способностями понимают совокупность особенностей личности, отвечающих требованиям ряда взаимосвязанных видов деятельности. С этим соотносится представление о специальных , частных способностях как совокупности свойств, обеспечивающих успех в одном, определенном виде деятельности. Выделяют три признака способностей:

1) способности - это индивидуально психологические особенности, отличающие одного человека от другого;

2) только те особенности, которые имеют отношение к успешности выполнения деятельности или нескольких деятельностей;

3) способности не сводятся к знаниям, умениям, навыкам, которые уже выработаны у человека, хотя и обуславливаются легкостью и быстротой их приобретения.

Успешность выполнения деятельности так же определяют и мотивация, и личностные особенности человека, что и относит способностям любые свойства психики, в той или иной степени определяющие успех в конкретной деятельности человека. Однако помимо успеха в деятельности, способность увеличивает скорость и легкость овладения той или иной деятельностью.

Итак, чем больше развита у человека способность, тем успешнее он выполняет деятельность, быстрее ею овладевает, а процесс овладения деятельностью и сама деятельность даются ему субъективно легче, чем обучение или работа в той сфере, в которой он не имеет способности.

Общие способности рассматриваются, как общие свойства целостной психики в различных сферах оперирования опытом. Усвоение опыта связано с таким свойством или способностью, как обучаемость:

применение опыта - с интеллектуальными способностями;

преобразование опыта - с креативностью, которая является общей способностью человека к творчеству.

2.Характеристика творческих способностей .

Творческие способности, или творческие потенциалы, заложены в каждом ребенке. Творчество - это естественная, природная функция, которая проявляется и реализуется в деятельности в меру наличия специальных способностей к той или иной конкретной деятельности. Существует творчество гениев и творчество в выполнении простых повседневных дел. Творчество нельзя сводить только к труду писателя художника, ученого, конструктора, поскольку оно может проявляться и в преподавании, и в торговле, и в приготовлении пищи, и в любой другой деятельности, а результаты этой деятельности - не только конкретные продукты или идеи, но и сами действия.

Вместе с тем творческая жилка может проявляться у одного и того же человека в разных видах деятельности: например, учёный, не нашедший своей темы в науке, может стать талантливым педагогом, организатором.

Креативность, что же это такое и как её развить? Это слово сегодня у всех на устах. Мы восхищаемся креативными людьми, за креативными сотрудниками охотятся компании, это качество встречается в большинстве резюме. Почему оно сегодня так востребовано? И что именно можно считать креативностью?

Креативность - наша способность к творчеству. Она реализуется в форме новых идей и подходов в науке, культуре, политике, бизнесе и искусстве - словом, во всех динамичных областях жизни, где развита конкуренция. Этим и определяется ее ценность для общества.

Креативность определяется знаниями и кругозором, личностными чертами и мотивацией, средой, в которой мы росли и живём.

• Проблему переворачивают с ног на голову. Вопрос ставится с точностью наоборот, что необходимо сделать, чтобы точно не достичь цели? На втором этапе все собранные идеи преобразуют в противоположные.

При решении такого типа задач происходит поиск проблемы, решения, возникновение и формулировка гипотез, поверка гипотез, их модификация и нахождение результата. В результате такого обучения у детей формируется тип мышления, базирующийся на ранее сформированных знаниях и операциях.

При обучении детей, необходимо включать и наблюдать как можно в большем количестве деятельностей. Наталкивая ребёнка на ту форму деятельности, в которой могут реализоваться его природные задатки, педагог тем самым способствует проявлению и становлению творческого начала.

Особое место в формировании креативности можно отвести семье. До некоторых пор многие исследователи отводили решающую роль этой специальной микросреде, в которой формируется ребёнок. Семейная среда, где с одной стороны, есть внимание к ребёнку, а с другой стороны, к нему предъявляются различные, несогласованные требования, где мал внешний контроль над поведением, где есть творческие члены семьи и поощряется нестереотипное поведение, приводит к развитию креативности у ребёнка.

Негармоничные, эмоциональные отношения в семье способствуют эмоциональному отдалению ребёнка от, как правило, нетворческих родителей, но сами по себе они не стимулируют развитие креативности.

Таким образом, для развития креативности необходима нерегламентированная среда с демократическими отношениями и подражание ребёнка творческой личности.

3.Понятие и критерии одарённости.

При определении качеств и свойств одарённости почти каждый исследователь предлагает свой набор наиболее существенных, на его взгляд, признаков. Однако во всех этих перечисления существуют признаки, которые считаются почти всеми как основные и фундаментальные. Эти основные признаки выделяются и в мыслительной деятельности, и целостной структуре творческой индивидуальности.

В противоположности интеллектуалам, которые могут успешно решать и пусть самые сложные, но уже готовые, поставленные кем-то проблемы, креативы способны сами видеть и ставить проблемы. Интеллектуалы могут решать и предсказывать ситуацию, креативы создают её сами.

Таким образом, креативность в первую очередь характеризуется наличием интеллектуальной, творческой инициативы, выходом за рамки задач и требований непосредственной действительности. Этот показатель является ведущим в большинстве тестов на креативность.

Эти перечисленные первичные признаки творческого мышления тесно переплетаются между собой, имеют свою специфику и свои единицы измерения (количество, скорость, качество, сравнение, отношение). Именно эти элементы творческого мышления являются предметом изучения и развития. Однако, чтобы развивать данные качества интеллектуальной деятельности, необходимо знать природу различий в стиле мышления. Умение видеть неточность, дефекты, необычность и уникальные свойства в самих объектах.

Для того чтобы этого не произошло с запечатленным материалом, необходимо ориентировать детей на активное, мыслящее восприятие, то есть такое, которое связывалось бы сразу с целевой установкой на последующее воспроизведение, на актуализацию полученного материала.

В целом, видимо, можно говорить об определённой не комфортности ярко одарённых, творческих детей. Для таких детей достаточно типичным является значительное опережение в умственном или художественно-эстетическом развитии. Понятно, что все другие психические сферы - эмоциональная, социальная и физическая — не всегда поспевают за таким бурным ростом, что приводит к выраженной неравномерности развития. Эту неравномерность в развитии усиливает чрезмерная специализация интересов в виде доминирования интереса, соответствующего их незаурядным способностям. Наиболее важной характеристикой личности детей с проявлениями яркой одаренности является особая система ценностей, т.е. система личностных приоритетов, важнейшее место в которой занимает деятельность, соответствующая содержанию одаренности. У подавляющего большинства одаренных детей существует пристрастное, личностное отношение к деятельности, составляющей сферу их интересов.

Свои особенности у таких детей имеет и самооценка, характеризующая их представление о своих силах и возможностях. Вполне закономерен факт чрезвычайно высокой самооценки у этих детей и подростков. Однако иногда у особо эмоциональных детей самооценка отличается известной противоречивостью, нестабильностью - от очень высокой самооценки в одних случаях тот же подросток бросается в другую крайность в иных, считая, что он ничего не может и не умеет. И те, и другие дети нуждаются в психологической поддержке.

Стремление добиться совершенства (так называемый перфекционизм) характерен и для этой категории одаренных детей. В целом перфекционизм носит, как уже говорилось, позитивный характер, способствуя достижению вершин профессионального мастерства. Однако повышенная требовательность может превращаться в мучительную и болезненную неудовлетворенность собой и результатами своего труда, что негативно влияет на творческий процесс и на жизнь самого творца. Нередко задачи, которые ставит перед собой ребенок, могут намного превышать его реальные возможности на данном этапе обучения и развития. Известен ряд примеров, когда невозможность достигнуть поставленной цели порождала тяжелейшие стрессы, длительное переживание своих неудач.

Итак одаренность - это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах

деятельности по сравнению с другими людьми.

Одаренный ребенок - это ребенок, который выделяется яркими,

очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние

предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.

наличие природных способностей к активному и целостному

природно-обусловленная потребность к умственному труду;

стремление к личной эмоциональной независимости, усвоение

личной природно-социальной ценности;

высокий уровень интеллектуального развития;

способность к абстрагированию;

Творческий (креативный) потенциал:

оригинальность в решении познавательных вопросов;

целенаправленность в выборе видов деятельности;

интенсивность умственного труда.

высокий уровень сознательности и культуры;

высокий уровень морально-эстетической рефлексии, самоанализа и

Систематизация видов одаренности определяется критерием,

положенным в основу классификации. В одаренности можно

выделить как качественный, так и количественный аспекты.

Качественные характеристики одаренности выражают специфику

психических возможностей человека и особенности их проявления в

тех или иных видах деятельности. Количественные характеристики

одаренности позволяют описать степень их выраженности.

Для одарённых детей характерна высокая скорость развития интеллектуальной и творческой сфер, глубина и не традиционность мышления, однако по целому ряду причин на определенных этапах признаки одаренности могут не проявляться. Условно выделяют три категории одаренных детей:

Аспекты психологии, вызывающие наибольший интерес, – это темы, определяющие конкретного человека и его отличия от других. Среди этих аспектов выделяются личность, интеллект и творческие способности.

Образ творческого человека

Образ творческого человека

Творческие способности в психологии

Хотя творчество в какой-то степени присуще и другим видам живых существ, в полной мере им наделен только homo sapiens. Творческие способности это в психологии способности к созданию новых идей и концепций, а также соотношений между ними, генерирующих решений, которые тоже являются оригинальными.

Важно! Творчество включает в себя не только художественные проявления, но и может содержаться в любых жизненных аспектах.

В чем отличие от креативных способностей

Наиболее важным отличием является то, что творчество более тесно связано с интеллектом, понимаемым как способность или талант. Если человек обладает креативными способностями, то это скорее связано с динамизмом или активностью. Творческие люди рассматриваются как более эмоционально активные, а креативные – творят более сознательно.

Важно! Можно использовать определение творчества как потенциала, а креативности – как его реализации.

Структура способностей к творчеству

Весь творческий потенциал в совокупности, принадлежащий отдельной личности, а также деятельность по его реализации составляют сложную структуру, подразделяющуюся на общие и специальные способности.

Общие способности

В этой области рассматривается ряд свойств, которыми характеризуется человек, наделенный творческими способностями. Американский психолог Джой Пол Гилфорд, внесший огромный вклад в исследование креативности, формулирует их так:

  • чувствительность к проблемам (быстрое их выявление);
  • умственная гибкость (умение адаптироваться ко всем ситуациям);
  • умение анализировать и синтезировать (дезинтегрировать структуры и использовать их в новых совокупностях);
  • возможность обрабатывать большое количество связанных идей.

Аналогичным образом в самых известных исследованиях творчества выделяются когнитивные и волевые индикаторы:

  1. Когнитивные показатели творчества – высокая степень интеллекта и сочетание восприятия информации, интуиции, воображения, абстракции и синтеза;
  2. Волевые показатели творческих субъектов – интеллектуальное любопытство, преданность делу, внутренняя мотивация;
  3. Другие – терпимость к двусмысленности, открытость новому опыту, универсальность, чувствительность, смелость и настойчивость.

Роль специальных способностей

Важно! При наличии у индивидуума творческого потенциала невозможно будет его использовать без обладания специальными способностями.

Так, с помощью только креативного мышления нельзя создать реальные произведения искусства или изобрести что-то новое в науке и технике. Для этого нужны развитие навыков игры на музыкальных инструментах, освоение различных техник рисования и живописи, изучение точных наук и т.д. Затем человек, способный овладеть данными знаниями и навыками, получит возможность творить.

Детские творческие способности

Ребенок обладает творческими способностями, когда есть соотношение трех особенностей:

  1. Присутствие специальных способностей: музыкальных, художественных, когнитивных, высокого интеллекта;
  2. Высокая мотивация: хочет что-то делать, интересуется миром, охотно исследует его и ищет ответы на вопросы, которые его беспокоят;
  3. Креативное мышление – способность искать новые идеи. Это включает в себя создание ситуаций, источники которых находятся в богатом воображении ребенка.

Детское творчество

Если родители хотят, чтобы ребенок укреплял и развивал свои таланты, им следует обратить внимание на дошкольный возраст.

Важно! Дошкольный возраст – это период, в котором проявляются различные таланты. Их раннее признание и развитие могут принести впечатляющие результаты и определить дальнейшую жизнь малыша.

Формирование изобретательности и природного творчества происходит в младшем возрасте, до 5 лет. У более старших детей наблюдается снижение творческих способностей, которые не стимулируемые тормозятся.

Умный одаренный дошкольник может испытывать постоянное снижение своих навыков, когда идет в школу. Педагогические ошибки состоят в том, что талантливых детей считают гиперактивными или, наоборот, отстраненными. Это потому, что то, что интересует ровесников, им может показаться скучным.

В подростковом возрасте они также сталкиваются со скукой, которая может привести к разочарованию от обучения и худшим оценкам.

Важно! Цель педагогики – создание условий для максимального самовыражения таким детям, постановка задач в классе и для занятий во внеурочное время с учетом их уровня.

Определение присутствия творческих способностей

Дети, ставшие взрослыми, таланты которых не были раскрыты своевременно, могут попытаться обнаружить в себе способности к творчеству и заняться их развитием. Это поможет определить область трудовой деятельности, в которой человек будет работать с максимальной отдачей, а также выбрать любимое хобби, следовательно, улучшить качество жизни.

Существуют различные тесты, выявляющие креативность, но для оценки результата надо получить консультацию у психолога. Только он может сделать правильный вывод.

Основной признак наличия способностей к творчеству – это заинтересованность в интеллектуальной деятельности, когда хочется заниматься ей без принуждения.

Существует три степени такой деятельности:

  1. Стимульно-продуктивная. Человек способен продуктивно работать, эффективно выполняя возложенные на него задачи, но он делает это под внешним влиянием (без внутренней потребности) и не старается использовать новые методы в своей деятельности;
  2. Эвристическая. Человек работает в рамках предложенного способа действий, но при этом пытается применить оригинальное решение отдельных задач, повинуясь внутренним импульсам;
  3. Креативная. Здесь человек уже сам разрабатывает новые способы действий и предлагает их другим. Причем его необычайно увлекает исследование каждой возникающей проблемы.

Творчество в команде

Творчество в команде

Пользуясь этими критериями, можно определить, кем является человек: источником идей, или креативщиком, тем, кто их доводит и совершенствует, или эвристиком, либо практиком, претворяющим их в жизнь.

Как развивать творческие способности у взрослых

Для творчества нет пределов, оно распространяется на все жизненные аспекты: науку, искусство, экономику, философию, личные отношения и т. д. Поэтому многих людей интересует, как развить в себе творчество.

Развитие творчества у взрослых

Развитие творчества у взрослых

Существуют технологии, предлагающие специальные упражнения для развития творческих задатков. Не описывая их конкретно, можно определить направления интеллектуальной деятельности:

  1. Дать волю своему воображению. Фантазия не исчезает, человек просто перестает с ней работать. В качестве упражнения можно использовать семантические ассоциации, или создание цепочек слов, которые последовательно связаны одно с другим (например, машина-шоссе-дождь-мокрый и т. д.). Здесь есть место для юмора, иронии, языковых метафор;
  2. Открытость новому. Не следует бояться экспериментов, оригинальных идей, какими бы безумными они ни казались. Очень полезно развивать латеральное мышление, когда одновременно охватываются все аспекты предмета;
  3. Занятия монотонной деятельностью (глажка, уборка, вождение и др.), когда у мозга появляется время для генерации идей;
  4. Постоянная учеба. Творческий человек должен много читать, путешествовать, быть любопытным.

Все люди рождены с творческими способностями, которые можно стимулировать или нет. Как и все человеческие способности, творчество поддается развитию и совершенствованию.

Видео

Читайте также: