Пространство по лейбницу кратко

Обновлено: 05.07.2024

Ньютон рассматривает пространство и время как две сущности, существование коих необходимо проистекает от самого бога; ибо бесконечное бытие находится всюду, а следовательно, повсеместность существует; вечное бытие длится извечно, значит, вечная длительность реальна.

Знаменитый философ Лейбниц, признавший до Ньютона, так же как тот, реальность чистого пространства и времени, но в течение длительного срока не получавший более с его стороны никакого отклика и возглавивший в Германии школу противоположного направления, выступил против этих выражений английского философа в письме, написанном им в 1715 году покойной королеве английской, супруге Георга Второго; государыня эта, заслуживавшая честь состоять в переписке с Лейбницем и Ньютоном, затеяла регулярный письменный диспут между двумя несогласными сторонами.

Однако Ньютон, враг всяких споров и человек, дороживший своим временем, поручил доктору Кларку, своему ученику в области физики, бывшему, по крайней мере, равным ему в метафизике, выступить его поборником в этом состязании. Диспут развернулся по поводу почти всех метафизических идей Ньютона, и, быть может, это самый прекрасный памятник литературных сражений, каким мы располагаем.

Кларк начал с обоснования сравнения с чувствилищем, которым воспользовался Ньютон1; он выдвинул положение, что ни одно существо не может действовать, познавать, видеть там, где оно не присутствует; но бог, всевидящий и действующий повсюду, действует и видит во всех без исключения точках пространства, которое в одном только этом смысле может рассматриваться как его сенсорий, если принять во внимание беспомощность в выражении своих мыслей на любом языке, когда мы осмеливаемся говорить о боге.

Лейбниц утверждает, что пространство — всего лишь постигаемое нами отношение между сосуществующими вещами, всего лишь ряд тел, их размещение, расстояния между ними и т.

д. Кларк вслед за Ньютоном утверждает: если пространство нереально, это приводит к абсурду; ибо, если бы бог поместил Землю, Луну и Солнце на то место, где находятся неподвижные звезды и Земля, Луна и Солнце были бы расположены друг по отношению к другу в том же порядке, в каком они расположены сейчас, из этого вытекало бы, что Земля, Луна и Солнце находились бы тогда в том же месте, где они находятся ныне, а это означает противоречие в терминах.

Согласно Ньютону, время, так же как и пространство, следует считать весьма реальным; ибо, если бы время было всего лишь порядком смены поколений существ, из этого следовало бы, что всё, происходящее ныне, и всё, что произошло тысячелетия тому назад, произошло в самом себе в одно и то же мгновенье, и это также означает противоречие.

Итак, пространство и время — количественные понятия, а это есть нечто весьма позитивное.

Стоит обратить внимание на старый аргумент, на который никто пока не дал ответа. Когда человек на краю вселенной вытягивает руку, рука эта должна оказаться в чистом пространстве, ведь она не может быть в ничем; и если на это отвечают, что она при этом все еще остается в материи, то мир в таком случае бесконечен, а значит, мир — это бог.

Итак, чистое, пустое пространство существует, равно как и материя, причем существует оно именно необходимо, в то время как материя существует лишь благодаря свободной воле Творца.

Но, скажут нам, вы допускаете необъятное, безграничное пространство; почему же вы не относите того же самого и к материи? Различие состоит здесь в следующем: пространство существует необходимо, ибо необходимо существует бог; оно необъятно, оно так же, как и время, есть модус, бесконечное свойство бесконечно необходимого бытия. Материя — нечто совсем иное: она не существует необходимо; и если бы эта субстанция была бесконечной, она была бы либо свойством, внутренне присущим богу, либо самим богом, но она — ни то ни другое, а значит, она не бесконечна и не может быть таковой.

Я хотел бы вставить здесь одно замечание, на мой взгляд заслуживающее некоторого внимания.

Декарт допускал бога-творца, причину всего, но он отрицал возможность пустоты. Эпикур отрицал бога- творца, причину всего, и допускал пустоту; однако именно Декарт в соответствии со своими принципами должен был бы отрицать бога-творца, а Эпикур, наоборот, его допускать.

Если бы пустота была невозможна и материя была бесконечна, если бы протяженность и материя были одним и тем же, из этого должна была бы вытекать необходимость материи, но, если бы материя была необходима, она существовала бы сама по себе в силу абсолютной необходимости, присущей природе, первичной и предшествующей всему; в этом случае она была бы богом, и тот, кто допускает немыслимость пустоты, не должен, если он рассуждает последовательно, да-, пускать иного бога, кроме материи.

Наоборот, если пустота существует, материя в силу этого не будет необходимым бытием, существующим само по себе, и т. д.; ибо то, что не находится повсюду, не может нигде существовать в силу необходимости. Итак, материя — не необходимое бытие, а значит, она была создана, и, следовательно, именно Эпикуру надо было верить — не скажу, что в его бесполезных богов, но в бога-творца и правителя; Декарту же следовало отрицать подобного бога. Почему же все-таки Декарт постоянно твердил о существовании творящего бытия, бога-хранителя, а Эпикур его отвергал? Да потому, что люди как в своих мыслях, так и в своем поведений редко следуют своим принципам и их системы, так же как их жизнь, полны противоречий.

Пространство— необходимое следствие существования бога; нельзя, собственно говоря, сказать, будто бог находится в пространстве или в каком-либо месте; но, находясь в силу необходимости повсюду, он только лишь этим образует необъятное пространство и место; точно так же и время, непрерывная вечная длительность — неизбежное следствие существования бога. Он не находится ни в бесконечной длительности, ни в моменте времени, но, существуя вечно, он тем самым образует временную вечность.

Необъятное протяженное пространство, будучи нераздельным, может быть постигнуто как сумма многих частей: например, пространство, где находится Сатурн, иное, чем то, где находится Юпитер; но эти умопостигаемые части нельзя разделить; мы не можем поставить одну из этих частей на место другой, подобно тому как можно одно тело заместить другим. Точно так же бесконечное время, нераздельное и не имеющее частей, может постигаться в виде множества частей, хотя мы никогда не сможем постичь часть времени, замещающую другую его часть.

Существа имеют бытие в определенном отрезке длительности, именуемом временем, и могут иметь бытие в любое другое время; но умопостигаемая часть длительности, какое бы это ни было время, не может ие быть там, где она есть: прошлое не может стать будущим.

Пространство и время суть два необходимых и незыблемых атрибута вечного и необъятного бытия.

Один лишь бог может познать всю протяженности один лишь он может познать всю длительность. Мы измеряем некоторые так называемые части пространства с помощью протяженных тел, которые мы осязаем; мы измеряем так называемые части времени посредством замечаемых нами движений.

Здесь мы не входим в подробности физических доказательств: это будет темой других глав; достаточно будет заметить, что во всем, относящемся к пространству, времени и границам мира, Ньютон был последователем древних мнений Демокрита и Эпикура, а также множества философов, в чьи учения внес поправки наш прославленный Гассенди. Ньютон не раз говорил некоторым и ныне живущим французам, что он считает Гассенди обладателем весьма точного и мудрого ума и полагает честью для себя быть полностью согласным с ним во всех вопросах, о которых только что шла речь.

2. Изучив теории Декарта и Спинозы о субстанции, Лейбниц пришел к выводу об их несовершенстве.

Во-первых, он не принял дуализма Декарта в смысле разде­ления им всех субстанций (сущностей, не нуждающихся для своего существования ни в ком и ни в чем, кроме самого себя), с одной стороны, — на высшую — Бога и сотворенные им, но независимые субстанции, с другой — всех сотворенных — на материальные (протяженные) и духовные (мыслящие).

Во-вторых, по мнению Лейбница, Спиноза, соединив все субстанции в одну (Природу-Бога), не преодолел дуализма Де­карта, так как разделил все модусы (единичные вещи — прояв­ления субстанции) на два класса — протяженные и мыслящие; то есть то, что у Декарта выступало двумя видами субстанций, у Спинозы стало аналогичными видами модусов (проявлений) единой субстанции.

В противовес теории Декарта и Спинозы Лейбниц выдвинул теорию о монадах (или о множественности субстанций).

Основ­ные положения данной теории (монадологии) следующие:

• весь мир состоит из огромного количества субстанций, имеющих не дуалистическую (двойственную, как у Декарта и Спинозы), а единую природу;

• монада проста, неделима, не имеет протяжения, не является материально-вещественным образованием;

• монада обладает четырьмя качествами: стремлением, влече­нием, восприятием, представлением;

• по своей сути монада — это деятельность, единое, непрерыв­но меняющее свое состояние;

• в силу непрерывности своего существования монада осозна­ет себя;

Все существующие монады Лейбниц делит на четыре класса:

Чем выше класс монады, тем больше ее разумность и сте­пень свободы.

3. Другой сферой философских интересов Лейбница наряду с проблемами бытия и учением о субстанциях (монадах) была гносеология (философия познания).

Лейбниц попытался примирить эмпиризм и рационализм и сделал это следующим образом:

Готфрид Вильгельм Лейбниц: философия монадология

Г. В. Лейбниц — философ и ученый, математик, физик, юрист, историк, языковед, изобретатель.

Родился в Лейпциге 1 июля 1646г. Его отец был профессором нравственной философии.

Он получил образование в Лейпцигском и Йенском университетах, где изучал юриспруденцию и философию.

С 1676 г. состоял на службе у ганноверских герцогов в качестве библиотекаря, историографа и тайного советника юстиции. Занимался широкой и разносторонней практической и теоретической деятельностью. Характерная особенность жизни Лейбница — стремление соединить теорию с практикой.

Независимо от Ньютона он открыл дифференциальное и интегральное исчисление, придумал счетную машину, способную производить операции над большими числами, занимался также вопросами экономики, инженерной деятельности. Едва ли существовала при нем хоть одна отрасль знания, которую он не изучал бы, и в которую не внес бы что-нибудь новое. Писал исторические и политические статьи, но особенно его привлекала организация научного труда. В 1700г. по проекту Лейбница основывается Берлинской Академии наук, первым президентом которой он и стал.

Философско-литературное наследие Лейбница огромно. Кроме многочисленных статей, трактатов, диалогов он оставил после себя свыше 15 000 писем, в которых он чаще всего излагал свои философские взгляды, отправленных различным ученым и философам, с которыми был знаком как лично, так и заочно.

В философии Лейбница нашли отражение почти все философские идеи, накопленные к тому времени европейской философией.

Его система — результат многолетнего труда по переработке основных концепций философии с древности до его времени. Среди теоретических источников философии Лейбница учения Платона, Августина, Декарта, Гоббса, Спинозы и др.

В то же время, внимательно изучив концепции предыдущих философов, Лейбниц не был согласен со многими из возражал против декартовского дуализма, не принимал тезис.

Из критического рассмотрения концепции Спинозы о единой субстанции возникает учение Лейбница о монадах. Лейбниц полагал, что если бы существовала только одна субстанция, то вещи не обладали бы активностью.

Поэтому он утверждал, что субстанций существует бесчисленное множество, так как любая вещь выступает как субстанция.

Монада в своих первичных качествах является деятельной, нигде в мире нет пассивных вещей.

Монады находятся между собой в состоянии предустановленной гармонии. Это понятие у Лейбница должно объяснить существующие в мире взаимосвязь и согласованность. Так как монады — психические сущности, взаимодействовать физически они не в состоянии, однако в мире мы наблюдаем согласованный порядок. Значит, развитие каждой монады уже изначально находится в соответствии с развитием других монад, и это соответствие предустановлено Богом.

Это определяет гармонию в явлениях и гармонию между сущностью и явлениями.
Как таковые монады обладают простотой и не изменяются в своей определенности, они не зависят друг от друга и замкнуты в себе.

В соответствии с системой Л. она отнюдь не мертва, поскольку жизнь разлита повсюду.

2. Для следующей степени развития монад характерна способность обладать ощущениями и образовывать явные представления.

Душа роднит животный организм с человеческим, но в последнем она выступает как дух. Этим понятием Л. обозначает всю сферу человеческого сознания.

Третья степень развития монад (дух) обладает способностью к апперцепции, т.е. эти монады наделены сознанием. К ним он относил души людей, обладающих самосознанием (апперцепцией).

Таким образом, перцепцией, восприятием обладают все монады, но только наиболее развитые монады обладают такой индивидуальной программой, при которой им свойственно самосознание. Т.е. наряду с восприятиями-представлениями он наделяет монады стремлениями, или аппетициями.

Лишь они обладают стремлениями, и прежде всего стремлением к преобразованию перцепций в апперцепции.

Тем самым обнаруживается главное свойство человеческого духа – его способность к высшим проявлениям познавательной деятельности, активности (энтелехия). В принципе, стремление к познанию присуще любой монаде, но только
в духе это стремление реализуется наиболее совершенным образом.

Монады первой степени развития находят свое выражение в телах неживой природы, второй степени — в телах биологической природы, третьей степени — объективируются в человеке, наделенном сознанием и самосознанием.

Считая, что монады обладают способностью к перцепции, представлению, Лейбниц полагает, что вся природа одушевлена.

Монада, таким образом, подобна микроорганизму.

Так как монады — духовные образования, не обладающие физическими характеристиками, мы не можем постигать их чувствами, а постигаем только разумом.

В философии Лейбница впервые в эпоху Нового времени была выдвинута идея универсальности развития.

Согласно Лейбницу, каждая монада — источник развития и движения, так как обладает активной силой. Понимая мир целостно, Лейбниц стремился подчеркнуть динамичный характер всего мира. Монады, действующие целесообразно, образуют такой мир, который постоя развивается ко все более совершенным образованиям.

Это постоянное совершенствование мира достигает своего пика в познающем человеческом духе.

Таким образом, он признает наличие врожденных способностей к мышлению, отвергая декартовское утверждение о существовании в разуме врожденных идей. Чувственное познание выступает у Лейбница как низшая ступень познания, своего рода предпосылка познания рационального, так как оно не в состоянии объяснить необходимость и всеобщность в познании истины.

Только рациональное познание может дать картину всеобщности и необходимости, существующих в мире. Человеческий ум, по Лейбницу, похож на глыбу мрамора с прожилками, намечающими очертания будущей фигуры, которая будет изваяна скульптором.

Так образно Лейбниц описывает процесс возникновения знания.

Лейбниц выдвинул учение о двух истинах: истинах факта и истинах необходимых.

Истины факта — это такие истины, которые получаются в результате чувственного, эмпирического познания. Они имеют дело лишь с единичными конкретными вещами, основываются на опыте и не доказываются посредством логических выводов, поэтому не исключают и возможности противоположных истин. Здесь действует лишь причинная связь явлений, связывающая одни явления с другими. Для этого рода истин действует закон достаточного основания, посредством которого мы заключаем о существовании одного факта относительно другого.

Метафизические же (вечные) истины обнаруживаются посредством разума, для их признания не требуется оправдания в опыте. Их истинность утверждается лишь наличием положения, которое не противоречит им. К истинам разума принадлежат, согласно Лейбницу, все основные положения математики и логики.

Лейбниц много сделал для развития логики, которую понимал как науку о всех возможных мирах.

Он придавал большое значение понятию вероятности. В работе «Об искусстве комбинаторики Лейбниц предвосхитил некоторые положения современной математической логики. Лейбницу, в частности, принадлежит принятая в современной логике формулировка закона тождества. Он также развил учение об анализе и синтезе.

Она основывается на законах тождества и противоречия, поэтому допускает единственную возможность событий. Лейбниц отмечает и другие особенности необходимости.

Необходимость Лейбниц противопоставляет случайности, понимая ее не как субъективную видимость, а как такую объективную связь явлений, которая зависит от свободных решений и от хода процессов во Вселенной, т.е. он понимал ее как относительную случайность, которая носит объективный характер и возникает на пересечении определенных необходимых процессов. Он подчеркивал, что причинность присуща как необходимым, так и случайным процессам, только детерминация в этих двух сферах происходит по-разному.

Лейбниц не оставил произведения, в котором бы систематически излагались его взгляды на общество.

Он мог бы сотворить мир, не имеющий зла, но он не был бы так хорош, как действительно существующий мир. Вот почему большое благо логически связано с некоторым злом.

Возьмем самый обыкновенный пример: глоток холодной воды в жаркий день, когда вы страдаете от жажды, может дать (принести) вам такое несравнимое (большое) удовольствие, что вы подумаете, что стоило испытать жажду, хотя она и была мучительна, потому что без нее не было бы так велико последующее наслаждение.

Для теологии важны не такие примеры, а связь греха со свободой воли. Свобода воли является великим благом, но для бога логически невозможно даровать свободу воли и в то же самое время повелеть не быть греху.

Обосновывая необходимость зла в человеческом и природном мире Л. обращается к учению иранского пророка Зороастра о том, что мир искони расколот на 2 равноправных начала – свет и тьму, жизнь и смерть, добро и зло.

Список использованной литературы

Готфрид Лейбниц — предшественник немецкой классической философии. Лейбниц принадлежал к философскому направлению рационализма.

В сфере его исследования основными являлись проблемы:

Изучив теории Декарта и Спинозы о субстанции, Лейбниц пришел к выводу об их несовершенстве.

1. он не принял дуализма Декарта в смысле разделения им всех субстанций (сущностей, не нуждающихся для своего существования ни в ком и ни в чем, кроме самого себя), с одной стороны, — на высшую — Бога и сотворенные им, но независимые субстанции, с другой — всех сотворенных — на материальные (протяженные) и духовные (мыслящие).
2. по мнению Лейбница, Спиноза, соединив все субстанции в одну (Природу-Бога), не преодолел дуализма Декарта, так как разделил все модусы (единичные вещи — проявления субстанции) на два класса — протяженные и мыслящие; то есть то, что у Декарта выступало двумя видами субстанций, у Спинозы стало аналогичными видами модусов (проявлений) единой субстанции.

В противовес теории Декарта и Спинозы Лейбниц выдвинул теорию о монадах (или о множественности субстанций).

По Лейбницу мир состоит из мельчайших элементов, или монад (единое или единица с греч.), — духовных элементов бытия, обладающих активностью и самостоятельностью, находящихся в непрерывном изменении и способных к страданию, восприятию и сознанию.

Следовательно, к понятию субстанции прибавляется понятие деятельной силы.

Каждая движущая сила есть единица бытия или монада. Монада единица бытия, духовный атом. Лейбниц “изъял” из единой субстанции Спинозы его пантеистически понимаемого Бога. Бог, по Лейбницу, возвышается над телесным миром, являясь его виновником и господином.

Единство и согласованность монад есть результат Богом “предустановленной гармонии”. Так “низшим” монадам присущи лишь смутные представления (неорганический мир и растения); у животных представления достигают ступени ощущений, а у человека – ясного понимания, осмысления.

Признавая с одной стороны, основным свойством монад деятельную силу, устанавливая энергийную связь между ними, а с другой- защищая идею Бога-творца, Лейбниц через теологию подходит к принципу диалектики.

Монада – зеркало единой и бесконечной Вселенной. Таким образом все в мире живое и одушевленное.

Монадология Лейбница обязана открытию микроскопа, которым он восхищался. Отвергая представление о пространстве и времени как о самостоятельных началах бытия, существующих наряду с материей и независимо от нее, он рассматривал пространство как порядок взаимного расположения множества индивидуальных тел, существующих вне друг друга, а время – как порядок сменяющихся друг друга явлений или состояний.

Основные положения данной теории (монадологии) следующие:

Все существующие монады Лейбниц делит на четыре класса:

Чем выше класс монады, тем больше ее разумность и степень свободы.

Другой сферой философских интересов Лейбница наряду с проблемами бытия и учением о субстанциях (монадах) была гносеология (философия познания).

Тождества не нуждаются в доказательствах, поэтому принцип тождества изначально приемлем.

Опытные же факты в силу принципа необходимости достаточного основания должны обосновываться, факты зависят от законов. Принцип достаточного основания есть не что иное, как логическая конкретизация основного принципа нововременной философии о мыслящем субъекте. Говоря проще: все нужно обосновывать. Вот характерный пример. Лейбниц резко критикует представление о существовании одинаковых вещей по той причине, что — в силу принципа тождества неразличимых — вещь тождественна только сама по себе, но не другой вещи.

Отсюда правомерность принципа тождества неразличимого, который используется Лейбницем для оспаривания суждений о наличии одинаковых атомов, о переселении душ в другие тела. Но если все вещи отличаются друг от друга, то разумно предположить, что вещь не представляет собой просто сгусток телесной материи, а есть внутренне активная сущность — монада.

Идеальность монад ему нужна для рационально-теоретического объяснения опытных фактов. А духовность монад выражает их динамическую суть, активность, постулирование которой позволило Лейбницу дистанцироваться от вульгарно-механистических воззрений, явно недостаточных для объяснения биологических и социальных явлений.

Между монадами существует предустановленная Богом гармония, системность. Абсолютное время и абсолютное пространство не существуют, ибо они лишены, по определению, указанных системных связей. Наконец, следует учесть все те изменения, которые происходят с монадами.

Они непрерывны, ибо по-другому их невозможно себе представить в рационально оправданной форме. Здесь Лейбниц фактически дает философский перевод математическому смыслу дифференциального исчисления, одним из создателей которого он являлся.

Таким образом, по Лейбницу, познание может осуществляться не только путем получения только одного вида знаний — либо рационального, либо опытного, а их обоих видов, причем одно из них — рациональное (полученное на основе разума) — будет носить достоверный характер, а другое — эмпирическое (основанное на опыте) — лишь вероятностный.

Уже в древние времена люди задумывались о пространстве и времени. В наиболее выраженной форме представления о пространстве и времени развивались в виде двух противоположных концепций, которые впоследствии были названы концепциями Демокрита-Ньютона и Аристотеля-Лейбница. Первая концепция предполагала существование пространства как некой пустоты, не связанной с материальными объектами. Также считалось, что время — это независимая сущность, не связанная с материей и пространством. С точки зрения второй концепции, пространство и время не считались оторванными от вещей. В науке до конца XIX и начала XX века господствовала первая концепция. Древнегреческие философы Демокрит, Эпикур, Лукреций, Кар и другие, исходя из своего атомистического учения, понимали пространство как пустоту. Они считали, что для существования и движения атомов необходима пустота — своего рода контейнер, в котором атомы, соединяясь в движении различными способами, образуют множество тел. С развитием классической физики идеи Демокрита о природе пространства и времени получили дальнейшее развитие в работах Бруно, Галилея, Декарта и других.

Далее кратко рассмотрим природу второй концепции пространства и времени. Аристотель, отвергая идею атомистической структуры мира, тем самым отвергал и идею пустого пространства. По мнению Аристотеля, пространство — это совокупность мест, занимаемых телами. Другими словами, пространство — это порядок взаимного расположения множества различных тел, а время — порядок взаимной смены явлений и состояний тел, то есть время связано с движением и изменением тел. Вторая концепция получила дальнейшее развитие в работах Лейбница, Гюйгенса, Дидро и других. Согласно Лейбницу, пространство и время не могут существовать вне материи и процессов, происходящих в ней. Лейбниц выступал против понимания Ньютоном чистого протяжения и чистой длительности. С точки зрения диалектического материализма, пространство и время неотделимы друг от друга и от движущейся материи, формами существования которой они являются. Согласно этой концепции, бытие без времени — такая же большая бессмыслица, как и бытие без пространства, пространство и время без материи — пустые понятия, абстракции, существующие только в нашем сознании. Конечно, диалектико-материалистическая концепция раскрывает сущность пространства и времени в основном с общефилософских позиций.

Пространство и время - Бесконечность и беспредельность

Бесконечность и беспредельность

Однако с развитием современной науки его выводы получили научное подтверждение. Научное определение пространства и времени, а также более или менее полное раскрытие их свойств связано с развитием современной науки, особенно физики и философии. В настоящее время, как мне кажется, сущность пространства и времени достаточно точно выражена в следующих определениях. «Пространство — это совокупность отношений, выражающих координацию материальных объектов, их положение по отношению друг к другу и их относительный размер (расстояние и ориентация). Пространство выражает порядок расположения одновременно существующих объектов, их протяженность. Время — это совокупность отношений, выражающих координацию отрыва состояний (явлений) друг от друга, их порядок и длительность. Эти определения диалектичны и материалистичны по своей природе. Они показывают невозможность наделения понятий пространства и времени в их отрыве от материи, невозможность их рассмотрения как неких абсолютно самостоятельных сущностей.

Здесь пространство и время понимаются не иначе, как определенные свойства бесконечной совокупности материальных объектов. Только через существование последних, благодаря тому, что они обладают протяженностью, размерами, взаимным расположением относительно друг друга, порядком смены состояний и длительностью своего существования, мы можем понять, что такое пространство и время. Зависимость пространства и времени от материи также определяет все их фундаментальные свойства. В то же время следует подчеркнуть, что хотя они и являются равноправными формами существования материи, между ними есть и различия. И поэтому они обладают рядом свойств, которые одновременно являются общими для них и отличают их друг от друга.

Общность заключается, во-первых, в их объективности. Как материя не зависит от человеческого сознания, так и пространство и время не зависят от него. Идеалисты внесли свой вклад в путаницу в этом вопросе. Так, Беркли считал, что пространство — это не что иное, как сосуществование ощущений в уме, субъекте; время — это последовательность ощущений. Согласно Канту, пространство и время являются априорными (доэкспериментальными) формами ощущения. Наложенные на хаос чувств, эти априорные формы упорядочивают их в пространстве и времени. Во-вторых, в силу вечности существования материи, пространство и время вечны. Не может быть ситуации, в которой материя существовала бы как до появления пространства и времени, так и после их исчезновения.

Попытки осмыслить пространство и время как имеющие начало или конец встречаются у Гегеля, Дюринга и других. Согласно Гегелю, природа разворачивается сначала в пространстве, а затем во времени. Следуя Дюрингу, мы должны в целом признать, что было время, когда времени не существовало. Третьим свойством пространства и времени является их бесконечность и безграничность. В применении к пространству безграничность означает, что в каком бы направлении и на какое бы расстояние мы ни двигались, мы нигде и никогда не достигнем такой границы, которую можно считать ограничением. Бесконечность пространства проявляется в том, что какой бы большой ни была система, всегда найдется система большего порядка, которая включает первую систему как один из своих элементов.

Что касается времени, то бесконечность и беспредельность проявляются в отсутствии событий, после которых нет длительности; нет неуправляемого количества последовательных процессов. В-четвертых, пространство и время обладают свойствами абсолютности и относительности. И абсолютность не мыслится здесь в ньютоновском смысле. Это проявляется в том, что независимо от смены явлений, от всех изменений в материальных телах, пространство и время существуют объективно. Другими словами, ни один материальный объект, независимо от его свойств, не может находиться вне времени и пространства. В то же время, свойства пространства и времени могут меняться с изменением свойств материи.

Свойство пространства и времени

Отметим еще одно общее свойство пространства и времени. Это свойство является их внутренним противоречием. Предыдущие два свойства являются примерами его проявления. Бесконечность пространства и времени состоит из конечных длительностей отдельных процессов. Какие свойства отличают пространство и время друг от друга? Особым свойством пространства является его трехмерность. Это выражается, во-первых, в том, что тело может двигаться в пространстве в любом направлении: вверх, вниз, вправо, влево, вперед, назад. Во-вторых, все материальные тела имеют трехмерную пространственную форму — протяженность в длину, ширину и глубину.

Математически трехмерное пространство выражается соответствием один-к-одному между его точками и тройками чисел — их координатами в заданной произвольной системе координат. Время, в отличие от пространства, одномерно. То есть, если задано начало во времени, то начало или конец любого процесса, длина временного интервала описывается одним числом. Кроме того, время обладает свойством необратимости. Обратное движение во времени невозможно. Она всегда и везде течет в одном направлении: из прошлого в настоящее, из настоящего в будущее. Из этого следует, следует отметить вскользь, необратимость во времени причинно-следственных связей. Из приведенных выше свойств пространства и времени следует, что пространство обладает свойствами симметрии, а время — асимметрии. Симметрия пространства выражается в том, что объекты, расположенные в одной части пространства, могут быть зеркальным отражением материальных объектов в другой части пространства относительно определенной линии.

Существует также симметрия пространства относительно оси вращения относительно любой точки. Симметрия пространства проявляется в симметричном расположении различных материальных тел. Например, в форме кристаллов, строении бабочек. В классической физике и специальной теории относительности преобладают постулаты об однородности и изотропности пространства и однородности времени, которые следуют из их свойств. Однородность пространства заключается в равенстве всех его точек, а изотропия — в равенстве всех его направлений. Однородность времени подразумевает равенство всех моментов времени. Это означает, что в каждой точке пространства, в любом направлении и в каждый момент времени законы физики действуют одинаково. Изменение представлений о пространстве и времени, сопровождавшее создание неевклидовой геометрии и открытие специальной теории относительности, вызвало большой резонанс в области философии. Ряд философов и физиков пришли к выводу, что поскольку наши представления о пространстве и времени меняются, они субъективны. Между тем, абстрактные понятия пространства и времени относительны, они могут изменяться, уточняться с развитием науки, но из этого не следует, что объективные пространство и время изменяются соответствующим образом и приспосабливаются к нашему опыту.

Субстанциальная и реляционная концепции пространства и времени

Современное понимание пространства и времени сложилось в результате длительного исторического процесса познания, содержанием которого была, прежде всего, борьба С и Р подходов к пониманию их сущности.

Такое понимание пространства, как мы помним, было важным элементом философии Демокрита. Именно существование абсолютной пустоты (пустого пространства) привело к разделению атомов (атом Демокрита — абсолютно неделимая частица, не имеющая частей) и вещей, которые из них состоят. Поэтому Демокрит считал пространство существующим в том же смысле, что и вещи. Его подход, важно помнить, был обусловлен пониманием материи как однородной, одинаково качественной. В естествознании концепция пространства и времени была разработана прежде всего И. Ньютоном как важный элемент его механики (на этом мы остановимся ниже).

Поэтому атом неизменен и существует вне времени. Это означает, что философия Демокрита содержит С-концепцию времени.

Основные свойства пространства и времени

При анализе этих вопросов необходимо учитывать не только тот факт, что пространство и время неотделимы от движения материи, но и наличие субординации между ними: «Движение — суть время и пространство. Вот два соображения в пользу этого тезиса.

Во-первых, пространство и время являются сторонами движения материи.

Тот факт, что свойства пространства (и времени) не зависят от отдельных объектов (явлений) в определенных пределах, не означает, как мы подчеркиваем, что эти свойства вообще не зависят от материи.

Поскольку сущностью пространства и времени является движение, т.е.

  • (a) Наиболее существенные свойства пространства и времени являются проявлениями свойств материи в движении.
  • (c) понимание пространства и времени в основном определяется пониманием движения, взаимодействия.

К общим свойствам пространства и времени как атрибутов материи относятся прежде всего: объективность, абсолютность (как всеобщих форм бытия материи), необходимая взаимосвязь друг с другом и с движением материи, неисчерпаемость, единство непрерывного и прерывного в структуре (на последних двух пунктах мы остановимся ниже).

Чтобы проиллюстрировать тезис (а), давайте кратко рассмотрим проблему размерности пространства и времени.

действие частиц, а S — геометрическое место точек, находящихся на одинаковом расстоянии m1 — R

при удалении m2 от m1 — центра поля. В двумерном пространстве, например, поскольку S = 2 R, мы имели бы F — . Но согласно закону Кулона.

F — это соответствует S R2 , которое справедливо только в трехмерном пространстве. Заметим, что только в последнем случае, как показывает современная теоретическая физика, возможно стабильное существование атомов и планетарных систем.

Читайте дополнительные лекции:

Помощь студентам в учёбе
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal

Образовательный сайт для студентов и школьников

© Фирмаль Людмила Анатольевна — официальный сайт преподавателя математического факультета Дальневосточного государственного физико-технического института

В предыдущих главах приведен краткий исторический материал из области физического естествознания, который позволяет рассмотреть ряд фундаментальных основополагающих физических концепций, возникших в разные исторические эпохи — от древности до современности. Начнем с понятий пространства и времени.

Пространство и время, как определяют их философы, — всеобщие формы существования материи, не существующие вне материи и независимо от нее. Пространство — математическая, физическая и философская категория. Время — физическая (но сейчас даже общее — естественнонаучная, так как и геологи, и биологи, и представители других естественных наук обосновывают необходимость использования понятия времени в своих исследованиях) и философская категория, как форма существования материи, заключающаяся в закономерной координации сменяющих друг друга явлений.

Исторически первым из математических пространств и наиболее известным издавна и в настоящее время является евклидово пространство, представляющее приближенный абстрактный образ реального физического пространства. Менее известны пространства Лобачевского, Рима-на, Гильберта, Жюлиа, Хаусдорфа, МандельброТа и другие. Вопрос о том, какое математическое пространство отражает общие свойства реального физического про странства, решается опытом (но так и не решено д сих пор — какое именно?).

Пространственно-временные отношения и закономерности — это очередной этап сложности реально (действительно) существующего мира, отношения, понимаемые первоначально на обыденном (созерцательном) уровне сознания, а в современную эпоху постигаемые на уровне научного сознания.

С античных времен наиболее известными были две концепции совместного рассмотрения пространства и времени. Одна из них идет от древних атомистов — Демокрита, Эпикура и Лукреция, позднее тщательно разработана Ньютоном, которые ввели понятие пустого однородного и бесконечного пространства, а время рассматривали как субъективное ощущение действительности. Другая концепция восходит еще к Аристотелю, разработана в Новое время Лейбницем, опиравшимся также на некоторые идеи Декарта. Все они фактически придерживались идеи о заполненном мировом пространстве (без пустоты), то есть идеи о тождестве протяженной материи и пространства.

Время универсально, непрерывно, бесконечно, одномерно. От абсолютного времени, также неизмеримого, Ньютон отличал относительное или обыденное время. Парадокс ньютонова пространства и времени состоит в том, что не существует опытов, которые позволили бы измерять положение тела в пространстве или момент времени события — экспериментально можно измерять только расстояния между телами или промежутки времени между событиями. Таким образом, чтобы сопоставлять пространству и времени какие-либо физические величины, мы должны выбрать некоторое тело, в качестве начала отсчета расстояний, и некоторый момент времени, в качестве начала отсчета его промежутков, что в конечном итоге ведет к необходимости введения некоторой системы отсчета. Вот с этого выбора и начинается ньютонова наука о движении — механика.

Согласно концепции Лейбница, пространство и время не есть самостоятельные начала бытия. Пространство — это порядок взаимного расположения множества тел, сосуществующих вне друг друга, время — порядок сменяющих друг друга явлений или состояний тел. Протяженность любого объекта не есть первичное свойство, а

обусловлено силами, действующими внутри объекта; внутренние и внешние взаимодействия определяют и длительность состояния. Что же касается самой природы времени как порядка сменяющих друг друга явлений, то оно отражает их причинно-следственную связь.

В истории естественнонаучных представлений о времени, как отдельном феномене, можно выделить четыре его концепциии, группируемых обычно попарно. Первая пара концепций времени расходится по вопросу о природе времени: 1) субстанциальная концепция рассматривает время как особую субстанцию, субстрат, наряду с пространством, веществом и другими физическими характеристиками; 2) реляционная концепция считает время отношением (или системой отношений) между физическими событиями. Вторая пара концепций времени выражает разные точки зрения на процесс становления времени: 1) статическая концепция считает события прошлого, настоящего и будущего существующими реально и в известном смысле одновременно, а становление и исчезновение материальных, физических объектов — это иллюзия, возникающая в момент осознания того или иного изменения; 2) динамическая концепция, напротив, считает, что реально существуют только события настоящего времени, события прошлого уже реально не существуют, а события будущего еще реально не существуют. Видно, что в этих концепциях смешиваются физика и философия и как трудна и неоднозначна проблема времени.

Укоренившиеся в науке ньютоновские представления о пространстве и времени изменились, когда в физическую картину мира вошла в конце XIX века концепция поля, как формы материальной связи между объектами вещества, поля, как особой и самостоятельной формы материи. Казалось, что для рассмотрения поля, тогда толь-

ко электромагнитного, нужна особая среда — эфир, заполняющий мировое абсолютное пространство, но это не нашло ни тогда, ни сейчас достоверного опытного подтверждения.

Теория относительности исключает представления о пустых (свободных) пространстве и времени, имеющих какие-то собственные измерения. Дальнейшее развитие теории относительности в виде теории тяготения или общей теории относительности, осуществленное Эйнштейном, показало, что пространственно-временные отношения зависят также от концентрации масс, от распреде-

ления материи (см. раздел 6 о космологии и космогонии). Таким образом, была доказана несостоятельность как воззрений Канта, определившего пространство и время как априорные формы человеческого восприятия, природа которых неизменна и независима от материи, так и несостоятельность догматических воззрений Ньютона на абсолютное пространство и время.

Читайте также: