Пророки ветхого завета кратко

Обновлено: 08.07.2024

Он был милостив к избранному народу, однако, когда нравственное падение израильтян перешло все пределы, отступил и позволил поработить его. Так, 722 год до Р.Х. ознаменовался падением Северного царства евреев. Южное, Иудея, продержалось чуть больше ста лет, ибо цари и народ в нём истинно почитали Единого Бога.

Дабы покаялись евреи, стал посылать Господь ветхозаветных пророков, указывающих на творившееся беззаконие. Избранные несли покаянные проповеди и пророчества о приходе в мир Спасителя, которому суждено спасти весь род людской от рабства греха и смерти.

Чем больше требовалась духовная помощь избранному народу, тем громче звучало Слово Божье. Один за одним появлялись пророки, возвещавшие о Воле Его и пророчившие скорый приход Мессии.

Пророки в Ветхом завете: великие и малые

Пророков из Ветхого завета разделяют на великих и малых. Первых было всего четверо: Исаия, Даниил, Иезекииль и Иеремия. Каждому из них пришлось пройти свой путь, чтобы выполнить предназначение Господа.

Исаия


Святые отцы рассказывали о пророке, жившем на Израильской земле в VIII столетии до Р.Х., как о великом и чудном, проницательном и мудрейшем.

Исаия был призван Господом для пророческого служения. Он явился сидящим на высоком престоле в окружении Серафимов. Один из Ангелов прикоснулся к устам Исаии горящим углем из небесного жертвенника, чтобы тот очистился.

По многочисленным просьбам читателей мы подготовили приложение "Православный календарь" для смартфона. Каждое утро Вы будете получать информацию о текущем дне: праздники, посты, дни поминовения, молитвы, притчи.
Скачайте бесплатно: Православный календарь 2020 (доступно на Android)

Его призванием стало спасение людей от духовного рабства языческого поклонения. Подобно горящей свече, своим сиянием пророк обличал небогоугодные поступки. Именно ему было доверено донести до народа весть о разрушении Иудеи и пленении евреев. Рабство не стало бы вечным, и через отмеренный срок народ Божий вернулся бы домой.

Его слова звучали во времена языческих поклонений, совершаемых даже в самом Иерусалиме. Народ не захотел услышать речи Исаии, его проповеди и посмеялся над пророчествами, предав благочестивца мученической смерти.

Тем не менее Бог исполнил всё обещанное евреям, не принявшим воли Его.

Иеремия


Он был сыном священника из Анафофа, расположенного близ Иерусалима. Призвание к пророческому служению получил, когда ему было всего 15 лет от роду. Юноше открылось, что ещё до рождения ему было определено стать устами Божьими. Он отказывался, говоря о своей молодости и неумении красиво говорить, на что Бог коснулся уст будущего пророка и пообещал быть рядом.

Целых 23 года занимался Иеремия обличением иудеев за отступничество и идолопоклонничество, предрекая народу бедствия и войны. Он останавливался возле входа в храм и проповедовал с угрозами и слезами, на что получал лишь насмешки, ругательства, угрозы и даже побои.

Когда в Царство иудеев пришли вавилоняне, избранный народ поверил в предсказания, но было поздно. Царь Навуходоносор выпустил юношу из заключения, позволив самому выбирать, где жить. Иеремия остался на руинах разрушенного Иерусалима, чтобы оплакать бедствия своей страны и глупость своего народа.

Согласно преданиям, Иеремия скрыл ковчег Завета вместе со скрижалями в пещерах г. Наваф, чтобы евреи не смогли его найти. Оставшиеся на иудейской земле евреи решили сбежать на землю Египта после убийства наместника вавилонского царя. Пророк пытался убедить их не делать этого, поскольку кара, которой они опасаются, найдёт евреев и там. Вновь не послушав пророка, евреи насильно забрали его и осели в городе Тафнис. Четыре года жил там Иеремия, почитаемый египтянами и иудеями за то, что с Божьей помощью смог молитвой умертвить крокодилов. Пророк пытался открыть людям, что вскоре придёт за ними царь вавилонский, опустошит землю и сотрёт с лица земли переселенцев-иудеев, но евреи убили его. А предсказание сбылось…

Иезекииль

Сын Вузия жил в посёлке Тель-Авив, неподалёку от вавилонского Ниппуры, был женат, но стал вдовцом. В его доме часто собирались иудеи поговорить о Боге и послушать речи Иезекииля. Иерусалимского священника Иезекииля привезли в Вавилон в числе первых пленных.

Книга Иезекииля композиционно построена более стройно, чем Исаии и Иеремии, и по большей части написана им самим. В ней проставлены даты важнейших видений и пророчеств, последняя – 17 (29) марта 571 года. Отцы церкви сходятся, что вскоре пророка не стало. Вполне возможно, после кончины учителя один из учеников перестроил Книгу в традиционной манере: слово о народе Божьем, о язычниках и пророчества.

По преданию, могила Иезекииля находится возле Бирс-Нимруда. Память пророка чтится церковью 21 июля.

Даниил


Среди пленников, доставленных к царю Навуходоносору, были юноши знатного происхождения Даниил, Анания, Мисаил и Азария. Царь отдал распоряжение обучить их мудрости и оставить для воспитания при дворе. Еврейские юноши, однако, чтили заветы веры и отказались от роскоши и излишков, питаясь лишь водой и овощами. Бог наградил их мудростью, а Даниилу подарил возможность толковать сны. Прозорливостью юноша превзошёл халдейских мудрецов и был приближён к царю.

Как-то раз Навуходоносору приснился впечатливший его сон, содержание которого он благополучно забыл наутро, поэтому повелел мудрецам раскрыть тайну этого сна. Вавилонские волхвы и звездочёты оказались бессильны, а Даниил, во славу Господа и с Его помощью, разгадал содержание и значение сновидения.

Спустя время царь пожелал построить огромную статую себя, чтобы воздавались ей почести. Отроки Азарию, Ананию и Мисаила отказались и были отправлены в пылающую печь. Пламя должно было сразу же поглотить юношей, но они спокойно ходили по огню, совершая молитву. Поразившись тому, что юноши остались целы, и царь решил обратиться к Богу.

Во времена царя Валтасара пророк Даниил нашёл значение надписи, таинственным образом появившейся во время празднования на дворцовой стене. Она говорила о грядущем падении Вавилона.

Во время царствования персидского царя оклеветанного Дария пророка бросили к голодным львам, но хищники к нему не притронулись, и он остался невредим. Обрадованный и впечатлённый царь приказал поклоняться Единому Богу.

Даниил печалился о еврейском народе, справедливо покаранном Богом за грехи свои и отданном в плен. Он не раз ходатайствовал за него перед царём Киром, высоко ценившем пророка. Своей праведной жизнью, молитвой и благочестием искупал Даниил грехи своего народа, за что ему открылась судьба израильтян и всего мира.

Бог в ветхозаветные времена избирал людей для служения. Господь через них возвещал Свою Волю, предостерегал от греха, давал толкование совершенным поступкам и снам, предрекал пришествие в мир Спасителя (Мессии). Таких людей называли пророками (тот, кто произносит слова Божьи) или прорицателем. Однако Израиль, знать и простой народ, далеко не всегда готовы были услышать обличительные слова пророков или предсказание бед и несчастий. Поэтому пророки Ветхого Завета нередко были гонимы своими соплеменниками, их жизни часто угрожала опасность.

Пророк Иеремия точно выразил свое положение среди народа:

“Ты сильнее меня — и превозмог, и я каждый день в посмеянии, всякий издевается надо мною. Ибо лишь только начну говорить я, — кричу о насилии, вопию о разорении, потому что слово Господне обратилось в поношение мне и в повседневное посмеяние” (Иер. 20:7-8).

Учение пророков

Невозможно представить ветхозаветную историю религиозную жизнь израильского народа без пророков. Именно пророки Ветхого Завета предостерегали правителей от серьезных ошибок, обличали народ в грехах и преступлениях.

Учение библейских пророков сводится к трем основным составляющим:

– морализм. Пророческая проповедь была направлена на обличение морального облика людей, призывала их к чистоте жизни и подлинной, не формальной, нравственности. Пророки призывали к внутренней чистоте и святости и лишь потом к соблюдению внешних обрядов.

– ожидание Мессии. Важнейшей составляющей служения пророков являлась проповедь о скором Пришествии Спасителя. Его Рождество, деятельность подробно и точно предсказаны во многих книгах Ветхого Завета. Например, пророк Исаия предсказал, что Спаситель родится от непорочной девы из рода Давида. Он также с поразительной, практически фотографической точностью предрек страдания и смерть Спасителя на Голгофе.

Пророки Ветхого Завета

Пророки условно делятся на больших (великих) и малых. Это не говорит о их “пророческой силе” или о величине их личности. Большие и малые пророки классифицируются таким образом по количеству и объему оставленных после себя посланий и пророческих книг.

Великие пророки: Исаия, Иеремия, Иезекииль и Даниил.

Малые пророки: Осия, Иоиль, Амос, Авдий, Иона, Михей, Наум, Аввакум, Софония, Аггей, Захария и Малахия.

Особое значение в пророческих книгах имеют предсказания о Мессии: Его родословная, жизнь, вера и смерть. Пророческие книги свидетельствуют о том, что написаны они были под вдохновением Святого Духа, а не по задумке и воле человека.

Пророки были совершенно разными людьми и их служение также было в каждом случае уникальным. Кто-то был внезапно предопределен Богом и вовлечен в самую гущу событий из заурядной повседневности (Амос). Некоторые вышли из учеников великих пророков – например, Елисей много лет был помощником пророка Илии. Но объединяла их всех миссия нести слово Божье и Его Волю народу.

Исаия

Пророк был избран Богом знаменательным образом. Он видел Бога сидящего на престоле, а вокруг парили серафимы и взывали к Господу. Его пророчества не были таинственными и замысловатыми, как у многих ветхозаветных пророков. Пророк Исаия точно описывал рождение Мессии и Его страдания, поэтому пророка часто называют “ветхозаветным евангелистом”.

Иеремия

Иезекииль

Жил в VII-VI веке до Р.Х., происходил из семьи священников. Пророчества Иезекииля занимают одно из основных мест в новозаветном богословии: он повествует о видении Славы Божией, пророчествует о будущем воскресении мертвых, предсказывает восстановление Храма и Рождество Христа.

Даниил

Жил в эпоху вавилонского пленения израильского народа. Занимал важные посты при дворе сначала вавилонских, а затем персидских царей. Его пророчества о Христе занимают важное место в христианском богословии и богослужении.

Осия

Уличал израильтян в отступлении от Истинного Бога, призывал их к покаянию. Свидетельствовал о будущем Пришествии Мессии (Христа). Предсказал пришествие к Богу язычников, которые займут в Царстве Небесном место иудеев.

Иоиль

Книга пророка Иоиля, обращенная к Иудину колену, содержит пророчества о Христе и сошествии Святого Духа на людей. Апостол Петр в своем обращении к народу ссылался на слова пророка Иоиля.

Амос

Был современником пророка Иоиля происходил из бедной семьи. Его проповедь касалась подлинной нравственности, а не внешнего исполнения закона и ритуалов. Также он обличал язычников и идолопоклонников.

Авдий

Жил в IX веке до Рождества Христова. Предрекал суд Божий над народами.

Иона

На рубеже IX-VIII веков до Рождества Христова получил от Бога повеление идти проповедовать в языческую Ниневию. Ослушался Господа, за что три дня находился внутри огромной рыбы. После раскаяния и упорных молитв был спасен и выполнил миссию проповеди в Ниневии. Пророчествовал о пришествии Мессии.

Михей

Жил в VIII веке до Рождества Христова открыл народу Божью волю о падении Северного и Южного Царства. Пророчествовал о рождении Мессии. Осуждал формальный подход к вере, утверждая, что нравственность превыше исполнения закона.

Наум

Был современником Исаии. Предрек гибель Ниневии по причине развращенности ниневитян и отступлении от веры от истинного Бога. Проводил параллели с Израилем и предупреждал соотечественников о грядущем наказании за отступление от Бога.

Аввакум

Жил в VII-VI веке до Р.Х. Пророчествовал о плене, разрушении Иерусалимского храма и о последующем освобождении пленных. В книге пророка Аввакума поднимаются сложные этические вопросы (страдания праведных), предсказывается Пришествие Мессии.

Софония

Призывал израильтян эпохи царя Иосии (VII век до Р.Х.) к изменению жизни и покаянию. Предрек разрушение Иудейского Царства.

Аггей

Время его земной жизни пришлось на VI век до Р. Х. Его проповедническая миссия заключалась в призыве к покаянию. Он сокрушался, что люди больше заботились о своем достатке и домах, а не о доме Божием.

Захария

Жил в одно столетие с пророком Аггеей. Бог открыл для него знания о пришествии Мессии. Предостерегал иудеев от неверного понимания миссии Христа как военного и политического деятеля. Раскрывает значение Пришествия Мессии для Израиля и всего мира.

Малахия

Указывал священникам и народу на их нерадивое отношение к вере. Предрекал суд Божий над ними и кару за распущенность и греховную жизнь. Говорил о скором явлении Христа. После Малахии у евреев не было пророков и Богом данные откровения прекратились.

Моисей

Освободил израильтян из египетского рабства. Получил от Бога Закон (10 заповедей и другие установления), определявший жизнь израильского народа. Сотворил множество чудес и великих знамений. 10 заповедей стали фундаментальными основами нравственности человечества.

Самуил

Родился в XI веке до Р.Х. С юных лет получил от Бога благоволение и заручился поддержкой и доверием у народа. Он был судьей израильского народа и пре­ем­ни­ком свя­щен­ни­ка Илия. По­мазал на цар­ство пер­вых ев­рей­ских ца­рей: Са­ула, а пос­ле – свя­то­го Да­вида.

Нафан

Занимал высокое положение при дворе царя Давида. Нафан сообщал царю волю Божью: запретил Давиду строить Храм, обличил того в тяжелом грехе и помог раскаяться.

Давид

Израильский царь, особо любим Богом. Во время его правления царство значительно расширилось и процветало. Показал пример непоколебимой веры в Господа и искреннего покаяния в совершенных грехах. Составил основную часть песнопений Псалтири – одной из важнейших книг Священного Писания.

Илия

Жил в IX веке до Рождества Христова, во времена идолопоклонства Израиля. Боролся за чистоту веры, открыто обличал в язычестве правителя и народ, за что подвергался гонениям. Совершил много чудес и знамений. Был взят живым на Небо, то есть не познал физической смерти.

Елисей

Ученик пророка Илии. Прославился многими чудесами. Обличал правителя в язычестве и поклонении идолам.

Молитвы пророкам

Молитва пророку Илие

О, святы́й проро́че Бо́жий Илие́, моли́ о нас Человеколю́бца Бо́га, да пода́ст нам, рабам Божиим (имена), дух покая́ния и сокруше́ния о гресе́х на́ших, и всеси́льною Свое́ю благода́тию да помо́жет нам пути́ нече́стия оста́вити, преспева́ти же во вся́ком де́ле бла́зе, и в борьбе́ со страстьми́ и похотьми́ на́шими да укрепи́т нас; да всади́т в сердца́ на́ша дух смире́ния и кро́тости, дух братолю́бия и незло́бия, дух терпе́ния и целому́дрия, дух ре́вности ко сла́ве Бо́жией и о спасе́нии свое́м и бли́жних до́брое попече́ние.

Отврати́ от нас предста́тельством твои́м пра́ведный гнев Бо́жий, да та́ко в ми́ре и благоче́стии пожи́вше в сем ве́це, сподо́бимся прича́стия ве́чных благ во Ца́рствии Го́спода и Спа́са на́шего Иису́са Христа́, Ему́же подоба́ет честь и поклоне́ние, со Безнача́льным Его́ Отце́м и Пресвяты́м Ду́хом, во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Тропарь пророка Исаии, глас 2

Проро́ка Твоего́ Иса́ии па́мять, Го́споди, пра́зднующе, тем Тя мо́лим: спаси́ ду́ши на́ша.

Кондак пророка Исаии, глас 2

Проро́чества дарова́ние прие́м, пророкому́чениче, Иса́ие Богопропове́дниче, всем изъясни́л еси́ вочелове́чение Госпо́дне, возгласи́в велегла́сно конце́м: се Де́ва во чре́ве прии́мет.

Молитва царю Давиду

О, прехвальный и пречудный пророче Божий Давиде! Услыши нас, грешных и непотребных, в час сей предстоящих пред святою твоею иконою и усердно прибегающих к ходатайству твоему.

Моли о нас Человеколюбца Бога, да подаст нам дух покаяния и сокрушения о гресех наших и всесильною Своею благодатию да поможет нам оставити пути нечестия, приспевати же во всяком деле блазе, да укрепит нас в борьбе со страстьми и похотьми нашими; да всадит в сердце наше дух смирения и кротости, дух братолюбия и незлобия, дух терпения и целомудрия, дух ревности к славе Божией и спасению ближних.

Упраздни молитвами твоими, пророче, злыя обычаи мира, паче же погибельный и тлетворный дух века сего, заражающий христианский род неуважением к Божественней Православней вере, к уставам святыя Церкви и к заповедем Господним, непочтением к родителем и влаcтем предержащим, и низвергающий людей в бездну нечестия, развращения и погибели.

Отврати от нас, пречудне пророче, предстательством твоим праведный гнев Божий, и избави вся грады и веси царства нашего от бездождия и глада, от страшных бурь и землетрясений, от смертоносных язв и болезней, от нашествия врагов и междоусобныя брани. Укрепи твоими молитвами православных людей, благопоспешествуй им во всех благих деяниих и начинаниях к водворению мира и правды в державе их.

Пособствуй Всероссийкому Христолюбивому воинству во бранех со врагами нашими. Испроси, пророче Божий, от Господа пастырем нашим святую ревность по Бозе, сердечное попечение о спасении пасомых, мудрость в учении и управлении, благочестие и крепость во искушениих, судиям испроси нелицеприятие и безкорыстие, правоту и сострадание к обидимым, всем начальствующим попечение о подчиненных, милость и правосудие, подчиненным же покорность и послушание ко властем и усердное исполнение своих обязанностей; да, тако в мире и благочестии поживше в сем веце, сподобимся причастия вечных благ в Царствии Господа и Спаса нашего Иисуса Христа, Емуже подобает честь и поклонение, со Безначальным Его Отцем и Пресвятым Духом, во веки веков. Аминь.

Рам­зес II, Мер­нептах (еги­пет­ские фара­о­ны); пред­во­ди­те­лем еврей­ско­го наро­да являл­ся сам Моисей.

Мои­сей; позд­нее Иисус Навин сам являл­ся пред­во­ди­те­лем еврей­ско­го народа.

Саул; позд­нее сам Давид являл­ся правителем

Давид; позд­нее сам Соло­мон являл­ся правителем

Ахав, Охо­зия, Иорам, Ииуй, Иоахаз и Иоас Израиль­ские ( 4Цар.2:1–9:1; 13:10–21 )

Иерово­ам II Израильский

Иерово­ам II Израильский
( Ам.1:1 )

Иерово­ам II Израиль­ский ( Ос.1:1 )

Иоафам, Ахаз, Езе­кия Иудей­ские ( Мих. 1:1 )

Озия, Иоафам, Ахаз, Езе­кия и Манас­сия Иудей­ские ( Ис. 1:1 )

Иосия, Иоахаз, Иоаким, Иехо­ния, Седе­кия Иудей­ские ( Иер. 1:1–3 )

Иосия, Иоахаз, Иоаким, Иехо­ния, Седе­кия Иудейские

Навухо­до­но­сор II, Валта­сар, Дарий I, Кир II

Пророк Авдий: наказание за злорадство

 loading=

Пророк Иоиль, очевидец нашествия

 loading=

Иоиль — один из тех пророков, который предупреждает народ о грядущих бедствиях. Однако, помимо слов о разрушении, он находит и такие, которые предсказывают возрождение, процветание. Иоиль говорит, что Бог пошлет некоего особого человека к Своему народу, чтобы вернуть его к Себе.Читать далее

 loading=

Амос — пророк, который никогда не обучался пророческому ремеслу. Но его отличает особое качество — неумение молчать, когда ему открыто Слово Господне. Через пророка Бог возвещал людям, что неукоснительное исполнение обрядов не имеет никакой ценности без праведности, справедливости и милосердия. Кроме того, Амос был первым, кто затронул в проповеди тему единства человечества и всеобщности спасения.Читать далее

Пророк Иона, неправильный пророк

 loading=

Пророк Иона — один из самых удивительных пророков. Часто его считают антипророком, потому что с ним всё наоборот. Иона проповедовал не на земле израильтян, а в Ниневии — столице Ассирийского царства, для язычников. Его пребывание во чреве кита — и вовсе один из самых известных и необычных эпизодов библейской истории. Почему же Иону называют неправильным пророком?Читать далее

Пророк Осия, верный муж неверной жены

 loading=

Осия — пророк, который не просто говорит, а действует. По велению свыше он совершает нечто скандальное — берет в жены блудницу, заводит от нее детей. Семейная жизнь Осии показывает, что союз Бога с Его народом подобен союзу мужа и жены. Но дело в том, что народ изменил своему Богу. Израильтяне стали поклоняться языческим божествам и перестали почитать образ Божий в своем ближнем. Об этом и говорит пророк Осия. Но он уверен, что однажды все изменится.Читать далее

Пророк Михей, бедняк Господень

 loading=

Пророк Наум, обличитель Ниневии

 loading=

Пророк Наум жил в VII веке до н. э., когда самым сильным и влиятельным государством на Ближнем Востоке была Ассирия. Но идолопоклонство и разврат не могут соседствовать с могуществом и процветанием. Наум говорит именно об этом. Он пророчествует о гибели Ниневии — последней из столиц Ассирии.Читать далее

Пророк Аввакум, дозорный на башне

 loading=

В своих писаниях Аввакум называет себя дозорным, который стоит на башне и напряженно вглядывается вдаль. Он должен подняться над повседневной суетой, чтобы разглядеть вдали то, чего не хотят или не могут увидеть другие. И со своей башни он, действительно, видит нечто очень важное — Пришествие Мессии.Читать далее

Пророк Софония и День Господень

 loading=

Софония — пророк, который говорит о наступлении Дня Господнего, то есть Страшного суда и жизни будущего века. Израильтяне того времени связывали с этим днем радужные ожидания. Но слова Софонии звучат страшно. Он говорит об уничтожении мира, каким мы его знаем. Но тут же звучат и слова надежды, поскольку полученное предупреждение поможет избежать грядущей беды.Читать далее

Пророк Аггей: время строить Храм!

 loading=

Аггей проповедовал после периода Вавилонского пленения. Иерусалим разрушен, поэтому нужно восстанавливать город. Но пророк Аггей говорит, что куда важнее не просто заново отстроить стены, а возродить духовную жизнь государства. Поэтому он вдохновляет людей на строительство Иерусалимского храма.Читать далее

Пророк Захария: видения нового Храма

 loading=

Захария был свидетелем особых видений, в том числе о пришествии Иисуса Христа. Многие из его пророчеств переходят в новозаветную книгу Откровения. Но проповеди Захарии не только о далеком и загадочном. Он говорит о своих современниках и соотечественниках, об изменениях, в которых нуждается Израильский народ.Читать далее

Пророк Малахия: грядущий Вестник

 loading=



И здесь Господь из любви к любимому слуге своему — борцу с несправедливой властью и нечестивой религией — снисходит к его ревности, к его фанатизму, революционному пылу и позволяет за Свой идеал бороться методами, этому идеалу не свойственными. Вот удивительные слова:

В чем, к слову, разница между насилием царей и палачей и насилием пророков Илия и Елисея? В том, что насилие первых есть подлинно насилие, зло, угнетение. Насилие же вторых — тождественное, так сказать, в своем факте с насилием первых — как насилие освобождающее, справедливое, пресекающее насилие первых — прямо противоположно насилию первых по смыслу, по цели. Насилие царей и палачей антибожественно, ибо угнетающе, несправедливо, насилие Илии и Елисея — божественно, ибо освобождающе, справедливо. Но трагедия, повторим, в том, что в эмпирической данности, в самих фактах насилие первых и вторых неразличимо. Эта трагедия как бы преодолевается в явлении Бога пророку Илие: пламенный дух Илии познал Бога не в буре, не в землетрясении, но в тихом дуновении ветра, в нежности. История, полная ярости, борьбы, крови, увенчивается нежностью: вот удивительный и многозначительный аспект истории пророка Илии.

Обличая также притеснения, неправды, грабительства и обиды, причиняемые князьями, судьями и старейшинами убогим и нищим, пророк Михей говорил:

«Слушайте главы дома Иаковлева, ненавидящие добро и ищущие зло, не вам ли должно прилагать все усилия, чтобы творить праведный суд? Вы же до того несправедливо притесняете совершенно неповинных нищих и убогих, что содрали с них кожу, истолкли их кости и раздробили тело, — точно хотите вложить их в котел для приготовления снеди. Слушайте же это, главы дома Иаковлева, гнушающиеся правосудием и искривляющие все прямое, созидающие Сион кровью и Иерусалим — неправдою!

Вот кого Церковь вспоминает и восславляет в эти дни. Чтобы помочь приблизиться к пониманию пророческого служения, мы подготовили несколько материалов.

И еще один лекционный курс Ильи Грица — по Книгам Царств (там как раз про Илию, Елисея и других пророков).

Елена Орел рассказывает в своих лекциях об Амосе, Перво- и Второисайе, Иеремии, Иезекииле, о Плене, Ездре и Неемии, Маккавеях, Ироде Великом.

Иерей Антоний Лакирев — преподаватель в ряде учебных заведений Москвы. Он много лет читает курсы по Ветхому и Новому Завету. Из его ярких и интересных лекций можно много узнать об историко-культурном контексте, в котором создавалась и воспринималась Библия, почувствовать атмосферу Древнего Израиля и глубже понять смысл и замысел отдельных книг Священного Писания.

Вот его курсы о пророках:

Борис Балтер (6.07.1952–19.09.2020) — выпускник физфака МГУ им. М. В. Ломоносова. Научный сотрудник Института космических исследований РАН. Полиглот, знал латынь, английский, французский, немецкий, испанский, румынский языки, хорошо разбирался в греческом и иврите. Тонкий знаток поэзии и ценитель музыки. Борис Михайлович Балтер глубоко изучал Священное Писание. Результатами своих исследований он делился во время лекций, которые читал более 15 лет в храме Космы и Дамиана в Шубине (Москва). Предлагаемые лекции по книгам Ветхого Завета — это живой и глубокий взгляд православного христианина на Священное Писание, принадлежащее двум авраамическим религиям. Центральная линия автора — образ Христа в ветхозаветной литературе. Эти лекции могут быть интересны всем, кто самостоятельно изучает Писание. Их отличает оригинальный подход, увлекательный поиск духовных смыслов и ряд самостоятельных идей, прочной основой которых является глубоко христианское мировоззрение автора. Вот его курсы о пророках:

Подписаться на свежие материалы Предания

— Фонд учрежден в 2009 году для сбора средств и помощи нуждающимся.

Читайте также: