Пророк это история 6 класс кратко

Обновлено: 05.07.2024

Пророк - это человек, который послан Богом для наставления других людей. Пророки несли людям идею о том, что Бог един, что он воздаст каждому по заслугам после смерти, пророки наставляли людей на правильный образ мыслей. Согласно Священным книгам, Бог наделял своих пророков сверхъестественными способностями, которые те применяли для лечения людей и помощи нуждающимся. Интересно отметить, что пророки существуют не только у христиан, мусульман и иудеев. Подобие пророков можно найти и в зороастризме.

Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена.
Вы можете отредактировать эту статью, добавив ссылки на авторитетные источники.
Эта отметка установлена 12 мая 2011.


Проро́к — в общем смысле — это человек, предположительно контактирующий со сверхъестественными или божественными силами, и служащий как посредник между ними и человечеством, провозвестник сверхъестественной воли (пророчества). Утверждения о пророках встречаются во многих религиозных культурах, включая иудаизм, христианство, ислам, зороастризм, также существуют утверждения о пророчествах Сивилл, дельфийских оракулов, и т. п.

Содержание

Пророки в Библии



В иудео-христианском богословии пророки — провозвестники воли Бога, проповедовавшие на территории древних Израиля и Иудеи, а также в Ниневии и Вавилоне среди евреев, ассирийцев и вавилонян в период приблизительно с последней четверти VIII в до н. э. до первой четверти IV в. до н. э.

Пророки, в собственном смысле, суть непритворные истолкователи Божественной воли, или чрезвычайные учители ветхозаветной Церкви, право учения и действования коих не основывалось ни на праве преемства и закона (Мал.2:7), ни на собственном их просвещении (Амос.7:14,15, 3Цар.19:19), или свободном избрании своей должности, но на повелении Божием, которое побуждало их известным образом учить и действовать.

Пророки иногда назывались:

Практически всё наследие библейских пророков входит в еврейский и христианский сборник канонических книг пророков и в этом качестве является частью Библии. Однако список пророческих книг в иудейском и христианском каноне различный.



Библейских пророков делят на две группы: ранние пророки (до VIII в. до н. э.) и поздние пророки (VIII—IV вв. до н. э.). Соответственно, в Еврейской Библии (Танахе) раздел пророческих книг разделён на книги ранних и поздних пророков, имеющих принципиальную разницу в содержании. Ранние пророки книг не писали (или их сочинения не сохранились), поэтому книги ранних пророков (Книга Иисуса Навина, Книга Судей, Книги Царств) — исторические по содержанию, о деятельности пророков там лишь упоминается. В христианской традиции эти книги относятся к числу исторических, а не пророческих. К числу ранних пророков относятся Самуил, Нафан, Илия, Елисей, кроме них в Библии упоминается ещё множество пророков.

Собственно пророческими являются лишь книги поздних пророков. При этом в христианстве к числу пророческих относится книга Даниила, которая в Танахе таковой не считается и входит в другой раздел — Писания.

Традиционно по объёму наследия книги библейских пророков делят на две части:

  • Великие пророки: Исаия, Иеремия, Даниил (только в христианстве) и Иезекииль;
  • Малые пророки: Иоиль, Иона, Амос, Осия, Михей, Наум, Софония, Аввакум, Авдий, Аггей, Захария, Малахия. [1]

По свидетельству Библии, пророки по мере своей праведности и развитию духовных умений могли слышать Голос Бога, говорить с Ним и передавать Его слова людям. Некоторые из них могли толковать вещие сны, которые Бог посылал разным людям в качестве послания или предупреждения. Поздние пророки являлись также религиозно-политическими ораторами и проповедниками. В целом, пророки утверждали превосходство морально-этического начала над культом как таковым, с его голой обрядностью и жертвоприношениями животных [2] .

Объяснение появления пророков зависит во многом от богословских убеждений и герменевтики. По традиционной герменевтике, Сам Бог стоял за процессом. Либералы склоны считать, что усложнение общественных отношений в израильско-иудейском обществе, глубокое обострение социально-политических противоречий обусловили появление в VIII веке до н. э. так называемого пророческого движения, крупнейшими представителями которого были Амос, Осия, Исаия (т. н. Первоисайя), Михей (VIII век до н. э.); Иеремия, Софония, Наум, Аввакум.

Датирование книг также зависит от текстологии и герменевтики. В соответствии с либералами, религиозно-политические речи, проповеди и оракулы (предсказания) П. вначале передавались изустно, затем записывались и собирались в сборники, которые постепенно дополнялись и объединялись (не всегда в хронологическом порядке их создания) в отдельные книги, окончательно отредактированные, видимо, в период господства Ахеменидов (VI—V вв. до н. э.).

Произведения пророков отличаются богатством и яркостью поэтического языка; они явились крупным вкладом в развитие классического древнееврейского языка и литературы. Пророческая литература оказала большое влияние на позднеиудейскую сектантскую (ессеев-кумранитов) и христианскую идеологию и литературу. К ней обращались также христианские еретические движения Средневековья, идеологи крестьянских войн и других народных движений, социалисты-утописты.

В то же время, консервативная герменевтика утверждает, что некоторые пророки сами составляли книги или же книги были записаны практически сразу после смерти. Стоит отметить, что консервативная герменевтика имеет множество доказательств, хотя в ней присутствует и элемент мистики — вера в то, что речи пророков являются частью Божьего Слова.

Пророки в исламе

Пророки в каббале

Тем не менее человек обязан принимать все эти пророчества также и на данное время. Все, что приходит к нему, предназначено для того, чтобы организовать его сейчас.

Все пророчества должны соединиться и осуществиться на последних стадиях, называемых поколением Машиаха.

Среди бедуинов было множество разных племён, которые поклонялись своим собственным богам и постоянно враждовали друг с другом. Конец распрям бедуинов положило появление единой для всех религии.

Её основателем был Мухаммед , который родился в \(570\) году. По легенде, в день его рождения в Каабе упали все языческие идолы. В \(610\) году ему было видение архангела Джабраила (Гавриила), рассказавшего ему о существовании единого Бога (по-арабски — Аллаха ) и о том, что Мухаммед — его пророк (посланник на земле). После этого Мухаммед стал проповедовать учение, полученное им от Аллаха, своим соплеменникам, призывая отказаться от многобожия.

В \(630\) году Мухаммед захватил Мекку и снёс всех идолов у Каабы, ставшей с тех пор главной мусульманской святыней. Ко времени его смерти в \(632\) году под властью Мухаммеда оказалась большая часть Аравийского полуострова.

Фразеологический словарь русского языка

Нет пророка в отечестве своем книжн. - человека не ценят в его стране, коллективе и т. д., предпочитая авторитеты со стороны

Библейская энциклопедия арх. Никифора

Православие. Словарь-справочник

1. Человек, предсказывающий будущее.

2. Лицо, возвещающее людям слово назидания, увещания и утешения по особому внушению Святого Духа (см. 1 Кор. 14, 3).

Пророки, труды и изречения которых известны из Священного Писания, следующие: Енох, Ной, Авраам и другие патриархи, Моисей, Аарон, Мариам – сестра Моисея, Девора-пророчица, Самуил, Гад, Нафан, Асаф, Ирифун, Еман, Давид, Соломон, Ахия, Иоиль-прозорливец, человек Божий из Иуды, пророчица Олдама, Азария, Анания, Илия, Елисей, Иона, Амос, Осия, Иоиль, Исаия, Михей, Авдий, Наум, Аввакум, Софония, Иеремия, Иезекииль, Даниил, Аггей, Варух, Захария, Малахия, Захария – отец Предтечи, Симеон Богоприимец, Анна-пророчица, Иоанн Креститель, Агав и т.п. По пророческим книгам в Священном Писании пророки делятся на больших и малых. Большими называются: Исаия, Иеремия, Иезекииль и Даниил по обширности оставленных ими после себя пророческих книг. Меньших пророков 12: Осия, Иоиль, Амос, Авдий, Иона, Михей, Наум, Аввакум, Софония, Аггей, Захария и Малахия. Они называются меньшими потому, что оставили после себя книги меньшего объема сравнительно с книгами больших пророков. Особенный предмет предсказаний ветхозаветных пророков составлял Мессия – Христос и судьбы веры и Церкви Христовой и всего мира. Пророки охватили в своих пророчествах все обстоятельства земной жизни Господа и главнейшие судьбы веры и Церкви: рождение Господа от Девы, место Его рождения, бегство Его в Египет, избиение вифлеемских младенцев, явление перед Ним Предтечи, Его общественное служение, святую жизнь и дела, предание Его одним из учеников за 30 сребреников, Его осуждение на крестную смерть, Его страдания, пронзение рук и ног, распятие между злодеями, разделение Его одежд, напоение оцетом (уксусом), смерть и чудеса при смерти, прободение ребер, погребение между богатыми, Его воскресение из мертвых, вознесение на небо, сидение одесную Бога Отца, ниспослание Святого Духа, проповедь апостолов, просвещение язычников и распространение Церкви до пределов Вселенной, последние времена мира, пришествие Антихриста, второе пришествие Господа, воскресение мертвых, Страшный cуд и решение участи всех людей, добрых и злых, праведных и грешных, и, наконец, вечное царство Христово. Священное Писание свидетельствует о том, что через пророков говорил Святой Дух и что книги, составленные ими, писаны по вдохновению Духа Божьего. Так, апостол Петр пишет: Никогда пророчество не было произносимо по воле человеческой, но изрекали его святые Божии человеки, будучи движимы Духом Святым (2 Пет. 1, 21).

См. Чины святости.

Словарь забытых и трудных слов ХVIII-ХIХ веков

,а, м

По воззрениям различных религий, провозвестник и истолкователь воли богов; предсказатель будущего.

* ► Как труп, в пустыне я лежал, и Бога глас ко мне воззвал: - Восстань, пророк, И виждь, и внемли, Исполнись волею моей, И, обходя моря и земли, Глаголом жги сердца людей. // Пушкин. Стихотворения //; Проснешься ль ты опять, осмеянный пророк? // Лермонтов. Стихотворения // /; [Лиза:] На что вам лучшего пророка? // Грибоедов. Горе от ума //. *

Библейский Словарь к русской канонической Библии

В Писании упомянуты по именам следующие пророки:

Авдий (не назван пророком),

Агей ( Езд.5:1 ; Агг.1:1 ),

Адда ( 2Пар.12:15 ; 2Пар.13:22 ),

Азария ( 2Пар.15:1 ) (не назван пророком),

Ананий ( 2Пар.16:7 ) (прозорливец),

Анания ( Иер.28:1 ) (лжепророк),

Асаф ( 2Пар.29:30 ) (прозорливец),

Ахав ( Иер.29:21 ) (лжепророк),

Валаам ( 2Пет.2:15 -16) (лжепророк),

Вариисус ( Деян.13:6 ) (лжепророк),

Варнава ( Деян.13:1 ) (пророк и учитель),

Давид (не назван пророком),

Елдад ( Чис.11:26 ) (не назван пророком),

Елиезер ( 2Пар.20:37 ) (не назван пророком),

Еман ( 1Пар.25:5 ) (прозорливец),

Енох ( Иуд.1:14 ) (не назван пророком),

Идифун ( 2Пар.35:15 ) (прозорливец),

Иезекииль (священник — Иез.1:3 ),

Иеремия ( Иер.28:5 ; Мат.2:17 ) (из священников — Иер.1:1 ),

Ииуй ( 2Пар.19:2 ) или Иуй ( 3Цар.16:12 ),

Иозиил ( 2Пар.20:14 ) (левит, пророком не назван),

Иоиль ( 2Пар.9:29 ) (прозорливец),

Иона ( 4Цар.14:25 ; Мат.12:39 ),

Исаия ( 4Цар.20:1 ; Мат.3:3 ),

Луций ( Деян.13:1 ) (пророк и учитель),

Малахия (пророком не назван),

Манаил ( Деян.13:1 ) (пророк и учитель),

Михей ( 3Цар.22:7 ,8,19) (пророком не назван),

Михей ( Иер.26:18 ; Мих.1:1 ) (пророком не назван),

Модад ( Чис.11:26 ) (пророком не назван),

Моисей ( Втор.18:15 ; Втор.34:10 ),

Наум (пророком не назван),

Осия (пророком не назван),

Савл ( Деян.13:1 ) (пророк и учитель),

Самуил ( 1Цар.3:20 ; Деян.13:20 ),

Седекия ( Иер.29:21 ) (лжепророк),

Симеон ( Деян.13:1 ) (пророк и учитель),

Софония (пророком не назван),

Урия ( Иер.26:20 ) (пророком не назван),

Хозай ( 2Пар.33:19 ) (пророком не назван),

Шемаия ( Иер.29:31 -32) (лжепророк).

Кроме того, в Священном Писании упоминаются просто пророки без обозначения имени:

пророк ( Чис.12:6 ) ( Суд.6:8 ) ( 2Пар.25:15 ),

один пророк ( 3Цар.13:11 ) ( 3Цар.20:13 ) ( 3Цар.20:25 ,38,41),

два пророка ( Отк.16:3 ,10),

некоторые пророки ( Деян.13:1 ),

прочие пророки ( Неем.6:14 ) (лжепророки),

человек Божий ( 1Цар.2:27 ) ( 3Цар.13:1 ) ( 3Цар.20:28 ) ( 2Пар.25:7 ),

сыны пророков ( 3Цар.20:35 ; 4Цар.2:3 ,5),

50 сынов пророческих ( 4Цар.2:7 ),

100 пророков ( 3Цар.18:13 ),

400 пророков ( 2Пар.18:5 ) (лжепророки),

сонм пророков ( 1Цар.10:5 ),

весь израильский народ (патриархи) ( 1Пар.16:22 ).

Пророками также названы в 3Цар.18:19 служители Ваала (450 человек) и дубрав (400 человек).

Господь через истинных Своих пророков всегда призывал Свой народ к отвращению всякой неправды и возвращению на истинный путь ( 4Цар.17:13 ). Бог в древности всегда говорил через пророков ( Евр.1:1 ), но их пророчества всегда имели как бы два плана — ближайший и отдаленный. И в этом отдаленном пророчестве они неизменно говорили о грядущем Мессии ( Иоан.5:39 ; Отк.19:10 ) и наиболее ясно — самые великие пророки еврейского народа ( Пс.21:2 ,17-19; ·Ис. 9; 53; Иер.23:5 -6; Иер.31:31 -34; Иез.34:23 -24; Дан.9:25 ).

Пророки, книги которых помещены в Библии, были из самых разных сословий: от пастуха (Амос), до священников (Иеремия, Иезекииль) и члена царской фамилии (Софония).

В Писании упоминаются своего рода пророческие школы в Навафе ( 1Цар.19:20 ), в Вефиле ( 4Цар.2:3 ), в Иерихоне ( 4Цар.2:5 ), в Галгале ( 4Цар.4:38 ) и в других местах ( 4Цар.6:1 -2), ученики которых назывались сынами пророческими ( 4Цар.4:1 ).

Ныне Бог говорит в Сыне Своем ( Евр.1:2 ), который назван Пророком из Назарета ( Мат.21:11 ) и Пророком, Которому должно придти в мир ( Иоан.6:14 ; Деян.3:22 -24). Его ближайшие ученики названы также пророками ( 1Фес.2:15 ; Отк.22:9 ). ( см. провидец, провозвестник, прозорливец, человек Божий)

Православный энциклопедический словарь

провозвестник воли Божией.

Православная энциклопедия

человек, по особому внушению Святого Духа умеющий предсказывать будущее и говорить людям слова назидания, утешения и увещевания.

Философский словарь (Конт-Спонвиль)

Библия: Тематический словарь

А. Прокомментированные темы

1. ПРОРОКИ как тема:

третьей Царств:

четвертой Царств:

2. ИСПОЛНЕНИЕ как тема:

Евангелия от Матфея:

послания к Евреям:

Б. Как становились пророками

непосредственный призыв Бога:

Ис 6:8; Иер 1:4,5; Ам 7:14,15

вдохновление Богом:

1Цар 10:6,9-11; 1Цар 19:23,24

поставление другим пророком:

присоединение к группе пророков:

4Цар 2:3,5,7; 4Цар 6:1-4

В. Что совершали пророки

1. Передавали послания от Бога людям

Бог повелевал им:

Втор 18:18; Иона 3:2

Дух подвигал их:

они утверждали: "Так говорит Господь":

2. Были стражами над людьми:

Иер 6:16,17; Иез 3:16-21

3. Обличали грехи царей:

2Цар 12:1-12; 3Цар 18:18,19

4. Объявляли суд над людьми:

3Цар 21:20–24; Ис 2:6-21; Иер 4:5-18

5. Предсказывали будущее:

3Цар 17:1; Деян 11:28

Ис 65:17–25; Иоил 2:28–32; Мих 5:2–5; Лк 24:25-27

6. Призывали людей к покаянию:

4Цар 17:13; Иер 18:11; Ам 5:4–6,14,15

7. Подавали надежду людям:

Иер 23:3–8; Ам 9:11–15; Соф 3:9-17

8. Толковали сны:

Дан 2:17–45; Дан 3:9-28

9. Записывали послания Божии:

Иер 30:2; Авв 2:2; Откр 1:11,19

Г. Способы определить истинного пророка

исполнение пророчеств в полноте:

Втор 18:21,22; Иер 28:1-17

соответствие пророчеств Слову Божию:

Втор 13:1–3; 3Цар 22:17–28,37; 1Ин 4:1-3

ведение пророком богобоязненной жизни:

Иер 23:9-18; 2Пет 2:1–3,13-18

Д. Отношение к пророкам

1. Положительное

2. Отрицательное

преследовали:

2Пар 36:16; Деян 7:52

иногда бросали в темницы:

2Пар 18:25,26; Иер 37:15,16

даже убивали:

3Цар 19:10; Мф 21:35,36; 1Фес 2:15

Е. Иисус Христос — последний пророк Божий

исполнил Божие обетование о пророке:

Втор 18:15,18; Деян 3:21–23; Деян 7:37

исполнил все пророчества Ветхого Завета:

Мф 5:17; 2Кор 1:20; 1Пет 1:10,11

назван "Пророком":

Ин 6:14,15; Ин 7:40

называл себя пророком:

Мф 13:57; Лк 13:33

учил Словам Божиим:

Ин 7:16; Ин 12:49,50; Евр 1:1,2

Он — Слово Божие во плоти:

Ж. Пророки в Новозаветной церкви

Деян 11:28; Деян 21:10

Иуда и Сила:

двенадцать человек в Ефесе:

дочери Филиппа:

1Кор 13:2; 1Фес 4:13-17

2. Пророческий дар — дар Духа

упомянут Петром в день Пятидесятницы:

упомянут Павлом:

1Кор 12:10; 1Кор 14:1; Еф 4:11

отличен от дара учительства:

Деян 13:1; 1Кор 12:28; Еф 4:11

3. Функции пророков в церкви

служили основанием церкви:

их дар предпочтителен говорению на языках:

послание должно назидать церковь:

послание должно дойти до неверующих:

послание должно испытываться другими пророками:

1Кор 14:29–32; 1Фес 5:19,20; 1Ин 4:1

Вестминстерский словарь теологических терминов

♦ ( ENG prophet)

(евр. nabi', греч. prophètes - тот, кто объявляет)

тот, кто обращается от имени Бога к народу Бога. Наиболее известны еврейские пророки, чьи писания содержатся в Ветхом Завете.

Словарь Богословских Терминов (Майерс)

• Prophet

Посредник между Богом и людьми, который принимал прямое откровение от Бога и открывал Божью волю людям.

Словарь Ожегова

ПРОРОК, а, м.

1. В религии: избранник Бога на земле, открывающий его волю и смысл истории прошедшее, настоящее и будущее. Книги пророков (излагаемые в Библии). П. Илья. П. Иоанн Предтеча (торжественно провозгласивший пришествие Иисуса Христа).

2. перен. Тот, кто пророчит, предсказывает чтон.

• Нет пророка в своём отечестве (книжн.) о верных суждениях, уме, к-рые у себя, среди своих часто оказываются не оценены [по евангельскому сказанию, передающему слова Иисуса Христа о том, что не почитать пророка могут разве что только в своём доме или в своём отечестве].

| ж. пророчица, ы (устар. и ко 2 знач. ирон.).

| прил. пророческий, ая, ое.

Словарь Ефремовой

  1. м.
    1. :
      1. Провозвестник и истолкователь воли Бога, богов (по воззрениям различных религий).
      2. перен. Тот, кто имеет непререкаемый авторитет в чем-л.

      Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

      — библейский термин для обозначения особых провозвестников воли Божией — как в Ветхом, так и в Новом Завете. Еврейское название пророка нави означает "провозвестника, объявляющего чью-либо волю", а перев. греческое προφήτης — того, кто говорит от лица кого-либо, в данном случае — Бога. В дальнейшем значении — пророк это человек, предвидящий (через особые откровения свыше) и предсказывающий будущее. Патриархи были в то же время пророками или провозвестниками воли Божией, и таковыми ясно называются Енох, Ной, Авраам, Иаков, Моисей и др. ветхие праведники. С течением времени пророчество делается исключительной принадлежностью или даже должностью особого класса людей, которые составляют собой своего рода общества, или так называемые "сонмы". Особое развитие пророчество в этом смысле получает со времен пророка и судьи Самуила, который дал стройную организацию пророческим сонмам, или школам, сделав их источником нравственно-просветительного воздействия на народ. Эти сонмы представляли собой общины, которые состояли из учителей, или отцов, и учеников, имели все общее, жили в строжайшей религиозно-нравственной дисциплине и совершали торжественные процессии, сопровождая их пением и музыкой. Из этих общин или школ вышли непреклонные хранители и ревнители завета, бесстрашные обличители идолопоклонства — закаленные мужи, которые не боялись говорить правду в лицо царям и потому хотя большей частью заканчивали жизнь мученической смертью, однако, по временам пользовались огромным влиянием и уважением, заставлявшим и гордых царей прибегать к ним за советом в трудные дни. Со времен Самуила пророки идут непрерывной чередой почти через всю ветхозаветную историю; но наивысшего развития пророчество как общественная сила достигло во времена знаменитых пророков Илии и Елисея , когда сонмы или школы их насчитывали сотни преданных учеников и когда учителя или главы их оказывали огромное влияние не только на общественную жизнь своего народа, но и далеко за пределами своей страны (например Елисей, Иона и др.). В пророческих школах производилось правильное религиозно-нравственное воспитание, к которому примыкали и такие образовательные предметы, как пение, музыка, письменность, счисление и пр. Впоследствии из этих школ выходили пророки-писатели, которые оставили после себя богатую литературу, изумляющую силой и красотой восторженного слова. Из пророческой литературы составились пророческие книги — из которых четыре принадлежат великим пророкам Исайе, Иеремии, Иезекиилю и Даниилу и двенадцать малым пророкам — Осии, Иоилю, Амосу, Авдию, Ионе, Михею, Науму, Аввакуму, Софонии, Аггею, Захарии и Малахии (см.). И. Христос ставил их рядом с законом Моисея. "Закон и пророки" — сделалось типическим выражением для обозначения всей сущности Ветхого Завета. С наступлением эпохи Нового Завета пророчество потеряло свое первоначальное значение, и хотя есть известия о нескольких пророках, но это уже слабые отголоски минувшего величия. Среди 27 книг новозаветного канона пророческий характер имеет только одна — Апокалипсис, или Откровение Иоанна.

      Литература. Knobel, "Der Prophetismus der Hebräer" (1837); Kö ster, "D. Propheten d. A. u. N. Test." (1838); Tholuck, "D. Propheten und ihre Weissagungen" (2 изд., 1860); Ewald, "D. Propheten d. A. Bundes" (2 изд., 1867); Robertson Smith, "The prophets of Israel" (1882); А. Лопухин, "Библейская история при свете новейших исследований и открытий" (СПб., 1892—95).

      Читайте также: