Прокурорский надзор за соблюдением экологического законодательства кратко

Обновлено: 05.07.2024

Тип документа:
Дата начала действия: None
Опубликован:

Материал актуален на 04.08.2014

Прокурорский надзор в сфере экологии

Каждый год прокурорами направляется в суды большое количество административных дел о варварском использовании природных ресурсов, загрязнении окружающей среды и других экологических преступлениях. За последние годы по протестам сотрудников природоохранной прокуратуры отменено более трех тысяч незаконных правовых актов органов представительной и исполнительной власти субъектов РФ, местного самоуправления, должностных лиц управленческих и контролирующих органов по вопросам природопользования.

Спектр допускаемых экологических правонарушений весьма широк: здесь и размещение экологически опасных объектов без заключения экологической экспертизы, незаконное разрешение строительства в водоохранных зонах, изъятие земель особо охраняемых территорий и лесов первой группы, присвоение функций и компетенции федеральных органов и многое другое.

Природоохранная деятельность российской прокуратуры - это многогранная, специфическая, присущая этому органу деятельность (работа), направленная на оздоровление окружающей природной среды и обеспечение экологической безопасности населения.

Если на предприятие собирается прийти прокурорская проверка, то необходимо знать, какими правами обладает прокурор, что он вправе проверить. Содержание справки поможет вам найти ответы на вопросы, касающиеся проверки природоохранной прокуратурой вашего предприятия. А именно -какие бывают проверки, что может проверяться, какими полномочиями обладает прокурор при проведении проверки; а также минимизировать штрафные санкции за нарушения, которые могут возникнуть при проверке.


Штраф!
В соответствии со ст.17.7 КоАП РФ умышленное невыполнение требований прокурора, установленных федеральным законом, влечет наложение административного штрафа:
- на граждан - 1 000 - 1 500 руб.;
- на должностных лиц - 2 000 - 3 000 руб.;
- на юридических лиц - 50 000 - 100 000 руб. либо административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.

В соответствии со ст.1 Федерального закона от 17.01.1992 г. № 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" прокуратура РФ - единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации.

Правовую основу деятельности прокуратуры РФ составляют:

    ; и другие федеральные законы, международные договоры РФ.

На прокуратуру Российской Федерации не может быть возложено выполнение функций, не предусмотренных федеральными законами.

Природоохранные прокуратуры приравниваются к прокуратурам субъектов РФ и городов (ст.11 Федерального закона от 17.01.1992 г. № 2202-1).

Собственно прокурорский надзор включает в себя:

  • надзор за исполнением законов (глава 1 раздела III Федерального закона от 17.01.1992 г. № 2202-1);
  • надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина (глава 2 раздела III Федерального закона от 17.01.1992 г. № 2202-1);
  • надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие (глава 3 раздела III Федерального закона от 17.01.1992 г. № 2202-1);
  • надзор за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и применяющих назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу (глава 4 раздела III Федерального закона от 17.01.1992 г. № 2202-1).

Внимание!
Прокурорский надзор может осуществляться исключительно органами прокуратуры, которые реализуют надзорную функцию и не являются органами государственного экологического надзора.

Полномочия прокурора

Прокурор при осуществлении возложенных на него функций вправе (ст.22 Федерального закона от 17.01.1992 г. № 2202-1):

  • по предъявлении служебного удостоверения беспрепятственно входить на территории и в помещения органов, являющихся объектами надзора за исполнением законов, иметь доступ к их документам и материалам, проверять исполнение законов в связи с поступившей в органы прокуратуры информацией о фактах нарушения закона;
  • требовать от руководителей и других должностных лиц указанных органов представления необходимых документов, материалов, статистических и иных сведений; выделения специалистов для выяснения возникших вопросов; проведения проверок по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям, ревизий деятельности подконтрольных или подведомственных им организаций;
  • вызывать должностных лиц и граждан для объяснений по поводу нарушений законов.

Прокурор или его заместитель по основаниям, установленным законом:

  • возбуждает производство об административном правонарушении,
  • требует привлечения лиц, нарушивших закон, к иной установленной законом ответственности,
  • предостерегает о недопустимости нарушения закона.

Прокурор или его заместитель в случае установления факта нарушения закона органами и должностными лицами:

  • освобождает своим постановлением лиц, незаконно подвергнутых административному задержанию на основании решений несудебных органов;
  • опротестовывает противоречащие закону правовые акты, обращается в суд или арбитражный суд с требованием о признании таких актов недействительными;
  • вносит представление об устранении нарушений закона.

Должностные лица проверяемых органов обязаны приступить к выполнению требований прокурора или его заместителя о проведении проверок и ревизий незамедлительно.

В соответствии со ст.24 Федерального закона от 17.01.1992 г. № 2202-1 необходимо в обязательном порядке рассмотреть представление об устранении нарушений закона, составленное прокурором. В течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты меры по ликвидации нарушений, а их результаты представлены прокурору в письменной форме

Надзор за исполнением экологического законодательства является одним из важнейших направлений в деятельности прокуратуры.

Прокурорский надзор в области охраны окружающей среды осуществляется в форме прокурорских проверок.

Особенности проверки природоохранной прокуратурой

1. Начало проверки не оформляется процессуально. Т.е. сотрудник прокуратуры, проводящий проверку, не обязан предъявлять распоряжение (приказ) о начале проверки. Единственное, что он обязан предъявить - служебное удостоверение. Кроме того, можно позвонить в прокуратуру и уточнить, действительно ли проводится проверка.

2. Рамки проводимой проверки не устанавливаются. Ст.14 Федерального закона от 26.12.2008 г. № 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" обязывает указывать в распоряжении (приказе) предмет проверки и запрещает проверяющим должностным лицам выходить за его пределы. На сотрудника прокуратуры данное ограничение не распространяется. Придя с проверкой по одному факту, он может проверить предприятие и по другим направлениям деятельности в рамках своей компетенции.

3. Возможна ситуация, когда по результатам проверки не будет составлено какого-либо акта. Если в ходе проверки прокурор найдет нарушение, то вынесет какой-либо акт прокурорского реагирования. Если нарушений обнаружено не будет, то никаких соответствующих документов по результатам проверки вынесено не будет.

Прокурорская проверка с привлечением сотрудника Росприроднадзора

В соответствии со ст.22 Федерального закона от 17.01.1992 г. № 2202-1 прокурор при проведении проверки вправе требовать выделения специалистов для выяснения возникших вопросов.

При проведении прокурорского надзора за исполнением природоохранного законодательства возможно привлечение в качестве специалистов представителей Федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих государственный экологический надзор (их территориальных органов) (Росприроднадзор).

Иногда возникают такие ситуации, когда при проверке, осуществляемой природоохранной прокуратурой возникает необходимость в специальных познаниях, которыми владеют сотрудники Росприроднадзора.

Обязанность специалистов органа Росприроднадзора - давать заключения по вопросам их компетенции. Специалист Росприроднадзора проводит проверку, выносит определенные решения и передает их прокурору.

Окончательное постановление по проверке вправе выносить только прокурор.

Следует различать понятия "Прокурорская проверка" и "Проверка по поручению прокурора".

При осуществлении надзора за исполнением законов органы прокуратуры не подменяют иные государственные органы (п.2 ст.21 Федерального закона от 17.01.1992 г. № 2202-1).

На практике прокурор может дать поручение соответствующему государственному органу провести проверку. В соответствии с п.п.3 п.2 ст.10 Федерального закона от 26.12.2008 г. № 294-ФЗ одним из оснований для проведения внеплановой проверки является требования прокурора о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям. Такая проверка именуется "Проверка по поручению прокурора" и проводится согласно Федеральномузакону от 26.12.2008 г. № 294-ФЗ.

Каждый орган исполнительной власти, их должностные лица должны действовать строго в соответствии с возложенными на них функциями и полномочиями, не выходя за пределы своей компетенции.

Текущие проверки природоохранной прокуратуры

В соответствии со ст.21 Федерального закона от 17.01.1992 г. № 2202-1 проверки исполнения законов проводятся на основании поступившей в органы прокуратуры информации о фактах нарушения законов, требующих принятия мер прокурором.

В какой форме органы прокуратуры получили соответствующую информацию, для принятия решения о проведении проверки значения не имеет. Это могут быть:

  • информация должностных лиц государственных органов,
  • обращение граждан и общественных организаций,
  • материалы, опубликованные в СМИ, и т.д.

Также проверки исполнения законов (например, в области обращения с отходами производства и потребления, в лесной и водной сферах) могут проводиться нижестоящими прокуратурами по заданиям Генеральной прокуратуры РФ, которые формулируются на основании анализа состояния законности в той или иной сфере в целом по стране или в отдельных регионах. В таком случае информация, полученная и обработанная на федеральном уровне, служит основанием для проведения проверок в субъектах РФ.

Плановые проверки природоохранной прокуратуры

Плановые проверки природоохранной прокуратуры имеются в плане работы прокуратуры на соответствующий период. План проведения проверок ежегодно утверждает Генеральная прокуратура. В нем определяется, что именно и в какие сроки должны проверить органы прокуратуры. Затем данный план спускается в прокуратуры субъектов РФ, которые дополняют его своими проверками. Дополненный план пересылается в районные (городские) прокуратуры, которые и проводят непосредственно проверки. Относительно природоохранных прокуратур данная организация плановых проверок распространяется на межрайонные природоохранные прокуратуры субъектов РФ.

Проверки не должны планироваться только лишь для отчетности. Принимая решение о включении в план той или иной проверки, прокурор должен учитывать состояние законности на проверяемом объекте, накопленную за предыдущий отчетный период информацию, данные предыдущей проверки, результаты рассмотрения протестов и представлений, внесенных по поводу выявленных ранее нарушений закона, планы вышестоящих прокуратур и другие значимые обстоятельства.

План проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей по различным регионам размещен на сайтах прокуратуры и доступен для ознакомления.

Акты прокурорского реагирования

В зависимости от характера нарушений природоохранительного законодательства, их причин, распространенности правонарушений, их повторности, наступивших и возможных в будущем вредных последствий, степени вины правонарушителей, задач, которые стоят перед прокурором, применяется один из следующих актов прокурорского реагирования:

- представление;

- постановление;

  • предостережение о недопустимости нарушения закона.

Протест приносит прокурор или его заместитель в соответствии со ст.23 Федерального закона от 17.01.1992 г. №2202-1 на противоречащий закону правовой акт в орган или должностному лицу, которые издали этот акт, либо в вышестоящий орган или вышестоящему должностному лицу, либо обращается в суд в порядке, предусмотренном процессуальным законодательством РФ.

Протест подлежит обязательному рассмотрению не позднее чем в 10-дневный срок с момента его поступления, а в случае принесения протеста на решение представительного (законодательного) органа субъекта РФ или органа местного самоуправления на ближайшем заседании. При исключительных обстоятельствах, требующих немедленного устранения нарушения закона, прокурор вправе установить сокращенный срок рассмотрения протеста. О результатах рассмотрения протеста незамедлительно сообщается прокурору в письменной форме.

Представление прокурора является наиболее распространенным средством реагирования на нарушения природоохранительного законодательства. Согласно ст.24 Федерального закона от 17.01.1992 г. №2202-1, оно вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению. Представление вносится на основе глубоко проведенной проверки или нескольких проверок, анализа выявленных нарушений законов и способствующих им обстоятельств.

В течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих; о результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме.

Постановление прокурора выносится, согласно ст.25 Федерального закона от 17.01.1992 г. №2202-1, исходя из характера нарушения закона должностным лицом, выносит мотивированное постановление о возбуждении производства об административном правонарушении.

В тех случаях, когда возникает необходимость привлечения виновного в нарушении природоохранительного законодательства к административной ответственности и этот вопрос не был поставлен в представлении или другом акте реагирования, прокурор выносит постановление о возбуждении производства об административном правонарушении, которое подлежит рассмотрению уполномоченным на то органом или должностным лицом в срок, установленный законом. О результатах рассмотрения сообщается прокурору в письменной форме.

Предостережение о недопустимости нарушения закона в целях предупреждения правонарушений и при наличии сведений о готовящихся противоправных деяниях согласно ст.25_1 Федерального закона от 17.01.1992 г. № 2202-1 прокурор или его заместитель направляет в письменной форме должностным лицам, а при наличии сведений о готовящихся противоправных деяниях, содержащих признаки экстремистской деятельности, руководителям общественных (религиозных) объединений и иным лицам предостережение о недопустимости нарушения закона. В случае неисполнения требований, изложенных в указанном предостережении, должностное лицо, которому оно было объявлено, может быть привлечено к ответственности в установленном законом порядке.

Прокуроры обязаны осуществлять контроль за реализацией (исполнением) внесенных ими актов прокурорского надзора, добиваться, чтобы содержащиеся в них требования исполнялись своевременно и в полном объеме. При необходимости им следует проводить контрольные проверки фактического устранения нарушений природоохранительного законодательства.


.

Дополнительная информация

- порядке обращения в природоохранную прокуратуру (ярлык "Порядок обращения");
- ответственности за невыполнения требований природоохранной прокуратуры (ярлык "Таблица штрафов").

Также в ярлыке "Контактная информация" вы можете найти адрес и телефон Природоохранной прокуратуры в вашем регионе.

Прокурорский надзор в сфере экологии – это система мер в области охраны окружающей среды.

Главными задачами прокурора являются: проверка выполнения программ по охране окружающей среды, выявление нарушений экологических требований, при подготовке, принятии и реализации решений о развитии хозяйственной деятельности, проверка выполнения экологопользователями норм и правил по технологии ведения работ, связанных с природопользованием (порядок использования природных ресурсов – землепользование, недропользование, водопользование, лесопользование, пользование животным миром).

Полномочия прокурора при осуществлении данного надзора:

1) Взаимодействие с другими органами, осуществляющими контроль в сфере экологии (органами местного самоуправления, министерствами, ведомствами, службами, общественными организациями и т. д.).

2) Проверка транспортных средств и запрещение их эксплуатации.

3) Проверка российских и иностранных судов.

4) Вынесение предложений о назначении государственной экологической экспертизы, проверка заключения эксперта (оно должно быть всесторонним, полным, объективным и комплексным анализом представляемых на государственную экологическую экспертизу материалов с учетом передовых достижений отечественной и зарубежной науки и техники, определено их соответствие

нормативным правовым актам РФ в области охраны окружающей природной среды, нормативным правовым актам субъектов РФ в области охраны окружающей природной среды).

5) Аннулирование лицензий.

6) Запрещение ввоза на территорию РФ экологически опасных грузов.

7) Привлечение виновных лиц за нарушение законодательства в сфере экологии к административной, дисциплинарной, уголовной, гражданско-правовой ответственности, подготовка материалов, принятие решений о приостановлении или прекращении хозяйственной деятельности.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

47. Полномочия военных прокуроров

92. Прокурорский надзор за исполнением приговоров, не связанных с лишением свободы

92. Прокурорский надзор за исполнением приговоров, не связанных с лишением свободы Исполнение наказаний, не связанных с лишением свободы, требует при осуществлении прокурорского надзора следующего:1. Наказание в виде лишения права занимать определенные должности на

94. Прокурорский надзор за исполнением законов при гражданском судопроизводстве: общие положения

94. Прокурорский надзор за исполнением законов при гражданском судопроизводстве: общие положения Инициатива возбуждения гражданского дела может исходить от субъекта, считающего нарушенным свое право или охраняемый законом интерес другого лица. Основания для

61. Прокурорский надзор

61. Прокурорский надзор Прокурорский надзор является главным направлением деятельности всех органов прокуратуры и представляет собой действия прокуроров по наблюдению за законностью решений органов власти и управления, хозяйствующих субъектов и объединений,

21. Полномочия военных прокуроров

23. Прокурорский надзор за исполнением антимонопольного законодательства

23. Прокурорский надзор за исполнением антимонопольного законодательства Антимонопольное законодательство РФ основывается на Конституции РФ и Гражданском кодексе РФ. Прокурор при осуществлении данного надзора выполняет следующие полномочия:1) Проверяет соблюдение

26. Надзор за исполнением законов и полномочия прокурора при осуществлении данного надзора

36. Прокурорский надзор за исполнением законодательства по охране несовершеннолетних

36. Прокурорский надзор за исполнением законодательства по охране несовершеннолетних Прокуроры при осуществлении данного надзора руководствуются Приказом Генеральной прокуратуры РФ от 22 июня 2001 г. № 38 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов о

56. Прокурорский надзор в РФ

56. Прокурорский надзор в РФ Прокурорский надзор – это специфическая деятельность органов прокуратуры, осуществляемая от имени РФ, направленная на проверку точности соблюдения и исполнения законов с целью обеспечения верховенства закона, единства и укрепления

Статья 18. Полномочия прокуроров субъектов Российской Федерации, приравненных к ним прокуроров по руководству подчиненными органами прокуратуры

Статья 18. Полномочия прокуроров субъектов Российской Федерации, приравненных к ним прокуроров по руководству подчиненными органами прокуратуры Прокуроры субъектов Российской Федерации, приравненные к ним прокуроры руководят деятельностью прокуратур городов и

Статья 47. Полномочия военных прокуроров

Статья 47. Полномочия военных прокуроров 1. Главный военный прокурор и подчиненные ему прокуроры обладают в пределах своей компетенции полномочиями, определенными настоящим Федеральным законом, и осуществляют их независимо от командования и органов военного управления

В целях обеспечения надлежащей организации органами прокуратуры Российской Федерации надзора за исполнением законодательства об охране окружающей среды и природопользовании, руководствуясь ст. 17 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации", приказываю:

1. Заместителям Генерального прокурора Российской Федерации, начальникам главных управлений и управлений Генеральной прокуратуры Российской Федерации в соответствии с установленной компетенцией, прокурорам субъектов Российской Федерации, городов и районов, приравненным к ним военным прокурорам и прокурорам иных специализированных прокуратур надзор за исполнением законов об охране окружающей среды и природопользовании считать одним из основных направлений надзорной деятельности и осуществлять его комплексно, гласно, с максимальным использованием возможностей институтов гражданского общества.

Деятельность по надзору за исполнением законов об охране окружающей среды и природопользовании подчинить задаче обеспечения реализации положений ст. 42 Конституции Российской Федерации о праве каждого на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение вреда, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

2. Главному управлению по надзору за исполнением федерального законодательства во взаимодействии с заинтересованными подразделениями Генеральной прокуратуры Российской Федерации:

2.1. Осуществлять надзор за исполнением законов об охране окружающей среды и природопользовании федеральными органами исполнительной власти.

2.2. Систематически анализировать состояние законности в указанной сфере, изучать, прокурорскую и правоприменительную практику, определять актуальные проблемы, вносить предложения по их разрешению.

2.3. Оказывать практическую и методическую помощь нижестоящим прокурорам в организации прокурорского надзора, осуществлять руководство и контроль за их деятельностью.

3. Прокурорам субъектов Российской Федерации, городов и районов, приравненным к ним военным прокурорам и прокурорам иных специализированных прокуратур:

3.1. С учетом экологической обстановки обеспечить эффективный надзор за исполнением законов об охране окружающей среды, в том числе об охране атмосферного воздуха, вод, лесов, почв, недр, объектов животного мира и рациональном использовании природных ресурсов.

3.2. Организовать системный сбор и анализ сведений, характеризующих состояние законности в сфере охраны окружающей среды и природопользования, в том числе статистических и иных данных органов государственной власти, местного самоуправления, научных учреждений, публикаций в средствах массовой информации. В качестве источника информации активно использовать информационно-телекоммуникационную сеть Интернет, уделяя первоочередное внимание мониторингу сайтов Минприроды России и иных уполномоченных в этой сфере органов, Росстата, общественных экологических организаций, новостных сайтов.

По требующей оперативного вмешательства прокурора информации о нарушении закона проверки организовывать незамедлительно. При выявлении данных, свидетельствующих об устойчивых негативных тенденциях в этой сфере, включать в план работы прокуратуры соответствующие надзорные мероприятия.

3.3. Систематически информировать органы государственной власти и местного самоуправления соответствующего уровня о наиболее острых проблемах экологической безопасности. Информацию о состоянии законности в сфере охраны окружающей среды и природопользования, результаты работы прокуроров на данном направлении регулярно доводить до сведения населения.

3.4. Координировать деятельность правоохранительных органов по противодействию экологической преступности, предотвращению и пресечению нелегального использования природных ресурсов и их незаконного оборота.

3.5. Для решения наиболее актуальных проблем в сфере экологии и природопользования создавать постоянно действующие межведомственные рабочие группы с участием заинтересованных правоохранительных органов, органов государственной власти, местного самоуправления, научных организаций, общественности.

3.6. Наладить тесное взаимодействие с общественными и иными некоммерческими объединениями, осуществляющими деятельность в области охраны окружающей среды.

3.7. Последовательно и настойчиво добиваться реального устранения нарушений законов. Учитывая длительность устранения нарушений в сфере охраны окружающей среды и природопользования и необходимость выделения значительных средств для решения экологических проблем, держать на контроле акты прокурорского реагирования до полного исполнения требований прокурора.

Организовать системный надзор за исполнением судебных решений по всем категориям предъявляемых прокурорами исков экологической направленности.

3.8. Для выяснения вопросов, требующих специальных познаний (отбор проб, проведение лабораторных исследований, исчисление размера вреда, дача заключений по вопросам допустимости оказываемого на окружающую среду негативного воздействия и т.п.), привлекать специалистов уполномоченных государственных органов в области экологии и подведомственных им учреждений для участия в прокурорских проверках.

3.9. Осуществляя прокурорский надзор за исполнением законов органами государственной власти, органами местного самоуправления, проверять целевое использование бюджетных средств, выделяемых на реализацию природоохранных мероприятий, в том числе при исполнении государственных и муниципальных программ, и субвенций на реализацию переданных государственных полномочий.

С целью оперативного выявления нарушений в этой сфере обеспечить надлежащее взаимодействие с органами государственного (муниципального) финансового контроля.

3.10. В органах, осуществляющих разрешительные функции в сфере охраны окружающей среды и природопользования, проверять законность выдачи лицензий и иной разрешительной документации.

3.11. Добиваться от органов, осуществляющих государственный экологический надзор, надлежащего исполнения полномочий. Особое внимание уделять выполнению обязанностей по предъявлению исков о возмещении вреда, причиненного окружающей среде и ее компонентам в каждом случае ее загрязнения, истощения, порчи, уничтожения, нерационального использования природных ресурсов, деградации, разрушения естественных экологических систем, природных комплексов и природных ландшафтов и иного нарушения законов в этой сфере.

Пресекать факты занижения названными органами размера причиненного природным объектам вреда.

При выявлении случаев уклонения органов государственного экологического надзора от предъявления иска в суд либо в случае занижения размера причиненного вреда ставить вопрос об ответственности виновных в этом должностных лиц.

3.12. Определить перечень хозяйствующих субъектов - основных загрязнителей окружающей среды, держать на постоянном контроле исполнение ими законов об охране окружающей среды и природопользовании. Особое внимание уделять реализации этими предприятиями запланированных мероприятий по снижению степени негативного воздействия на окружающую среду до установленных нормативов.

При осуществлении надзора в отношении хозяйствующих субъектов - природопользователей исходить из принципа недопустимости подмены функций органов контроля (надзора), а также создания препятствий правомерной предпринимательской деятельности участников экономических отношений.

3.13. Добиваться от органов государственной власти, местного самоуправления, органов государственного надзора принятия мер по обеспечению экологически безопасного обращения с отходами, предотвращению вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду. Особое внимание уделять соблюдению требований законодательства при сборе, транспортировке и размещении медицинских, биологических и радиоактивных отходов.

3.14. При проверках органов государственного надзора в области промышленной безопасности уделять самое пристальное внимание выполнению ими функций, связанных с обеспечением безопасности производственных объектов чрезвычайно высокого и высокого классов опасности.

3.15. Требовать от уполномоченных органов государственной власти, органов местного самоуправления принятия мер по постановке на учет и приведению в безопасное состояние бесхозяйных ГТС, скважин, химически и биологически опасных накопителей, свалок, захоронений и других потенциально опасных для здоровья человека и окружающей среды объектов.

3.16. При проверках исполнения лесного законодательства сосредоточить усилия на вопросах охраны лесов от пожаров, незаконного использования лесных ресурсов и земель лесного фонда. В обязательном порядке проверять соблюдение требований закона, обязывающих проводить инвентаризацию лесов, постановку земель лесного фонда на кадастровый учет, мероприятия по лесовосстановлению, а также достоверность представляемой органами власти статистической отчетности. Решительно пресекать факты незаконного распоряжения лесами.

Обеспечить профилактическую направленность прокурорского надзора в сфере охраны лесов от пожаров. Акцентировать внимание на выполнении федеральными органами, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, местного самоуправления обязанностей по обеспечению готовности к пожароопасному периоду.

3.17. Незамедлительно реагировать на случаи невыполнения органами, наделенными полномочиями в области водных отношений, обязанностей по недопущению незаконного использования водных объектов, в том числе для сбросов неочищенных и недостаточно очищенных сточных вод, застройки береговых полос, размещения в водоохранных зонах мест захоронения отходов, опасных веществ.

3.18. В ходе проверок исполнения законодательства об экологической экспертизе следует исходить из закрепленных в законе принципов презумпции потенциальной экологической опасности любой намечаемой хозяйственной и иной деятельности и обязательности проведения экспертизы до принятия решений о реализации объекта экологической экспертизы.

3.19. При организации и проведении проверок исполнения законодательства об охране атмосферного воздуха обращать особое внимание на деятельность наиболее крупных предприятий на поднадзорной территории, осуществляющих выбросы загрязняющих веществ в атмосферу. Решительно пресекать случаи бездействия контролирующих органов по выявлению и устранению нарушений при таких выбросах без разрешительной документации либо с нарушением установленных нормативов, привлечению виновных лиц к ответственности.

3.20. Обеспечить системный и эффективный надзор за исполнением законодательства об особо охраняемых природных территориях. Незамедлительно реагировать на факты необоснованного изменения границ данных объектов, незаконной добычи природных ресурсов, застройки и иной хозяйственной деятельности.

3.21. При выявлении в ходе проверки соблюдения законодательства об охране окружающей среды и природопользовании признаков экологических преступлений на основании п. 2 ч. 2 ст. 37 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации незамедлительно выносить постановления о направлении соответствующих материалов в следственные органы.

Незамедлительно в рамках предоставленных законом полномочий реагировать на нарушения, допущенные следователями и дознавателями как на этапе проведения доследственных проверок, так и в ходе расследования уголовных дел. В случае выявления волокиты при проведении доследственных проверок и расследовании уголовных дел, неоднократного принятия органами следствия и дознания незаконных процессуальных решений ставить вопрос об устранении нарушений закона и о привлечении к ответственности виновных лиц.

Особое внимание обращать на принятие мер к обеспечению возмещения вреда, причиненного преступлением.

3.22. В докладных записках об итогах работы прокуратуры за год отдельным блоком отражать результаты надзорных мероприятий в сфере охраны окружающей среды и природопользования.

4. Контроль за исполнением приказа возложить на первого заместителя Генерального прокурора Российской Федерации, заместителей Генерального прокурора Российской Федерации согласно распределению обязанностей.

2

3

4

5

Об организации прокурорского надзора за исполнением законодательства в экологической сфере”

Надзор за исполнением законов об охране окружающей среды и природопользования является одним из основных направлений деятельности органов прокуратуры. Главной задачей органов прокуратуры является тщательный анализ состояния законности, стимулирование и понуждение органов государственной власти, местного самоуправления, контролирующих органов исполнять своевременно и в полном объеме возложенные государством задачи по обеспечению рационального природопользования, выявление нецелевого расходования бюджетных средств, выделенных на решение экологических проблем, установление хозяйствующих субъектов, уклоняющихся от экологического надзора, обеспечение взыскания ущерба, причиненного окружающей среде в результате недобросовестной производственной деятельности и халатного отношения к природе.

Прокуратурой Быстроистокского района на постоянной основе осуществляется работа по реализации установленного статьей 42 Конституции Российской Федерации права каждого на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

Так в результате надзорной деятельности прокуратуры Быстроистокского района в текущем году выявлено 5 субъектов хозяйственной деятельности, осуществляющих загрязнение природной среды твердыми коммунальными отходами.

Кроме того, прокуратурой района на постоянной основе проводятся проверки, связанные с состоянием атмосферного воздуха и воды. По итогам прокурорских проверок, хозяйствующих субъектов, к административной ответственности за несоблюдение требований законодательства об охране атмосферного воздуха, привлечено 8 должностных лиц.

Также, прокуратура разъясняет, что в соответствии со ст. 75 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды устанавливается имущественная, дисциплинарная, административная и уголовная ответственность в соответствии с законодательством.

Читайте также: