Прокуратура в зарубежных странах кратко

Обновлено: 07.07.2024

Прокуратура в Дании. Прокуратура подчинена министру юстиции, и основным направлением прокуратуры является поддержание государственного обвинения в уголовном судопроизводстве. Особенности данной прокуратуры:

1) министр юстиции назначает прокуроров, судей в соответствии с их квалификацией;

2) функции прокурорской службы регламентируются Законом об отправлении правосудия;

3) министр юстиции финансирует подчиненные ему прокуратуры;

4) государственный обвинитель – главный констебль (прокурор низшего уровня), окружной прокурор, директор департамента государственного обвинения;

5) в деятельность прокуратуры не входит надзор за управленческими и властными структурами.

Прокуратура в Германии. Прокуратура является исполнительной властью и относится к обычным административным ведомствам, а это ведомство находится в системе юстиции. Прокуроры являются государственными чиновниками, главная их задача – осуществление уголовного преследования. Особенности германской прокуратуры:

1) прокуратурой производятся следственные действия;

2) при проведении расследования прокуратура опирается на полицию;

3) прокурор не может отозвать обвинительный акт, если суд принял дело к своему производству;

4) возбуждает иски по гражданским делам о признании брака недействительным, о признании лица недееспособным, по установлению факта смерти лица, который был объявлен без вести пропавшим;

5) существуют 114 земельных судов, и при каждом из них есть своя прокуратура, есть генеральная прокуратура, которая подчиняется министерству юстиции земли.

Прокуратура во Франции. Прокуратура входит в состав министерства юстиции. Высшим должностным лицом является Генеральный прокурор при Кассационном суде, а прокуроры республики называются прокурорами при трибуналах малой и большой инстанции. Особенности данной прокуратуры:

1) все прокуроры назначаются и отстраняются от должности Президентом Франции;

2) прокурор не подлежит отводу в суде;

3) прокурор не имеет права отказаться от преследования в уголовном порядке;

4) предварительное следствие осуществляют следственные судьи – магистры судебного ранга;

5) прокурор контролирует деятельность судебной полиции.

Прокуратура в США. Служба в прокуратура именуется атторнейской службой, а прокуроры – атторнеями.

Особенности:

1) государственная атторнейская служба на федеральном уровне возглавляется Главным атторнеем – министром юстиции;

2) главная обязанность – представление интересов Правительства США в судах, юридическая консультация, обеспечение исполнения законов;

3) осуществляет уголовное преследование в некоторых штатах;

4) атторнеи на местном уровне избираются населением; в отличие от Главного атторнея и атторнеев США гражданские дела находятся вне сферы его деятельности.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Национальные законодательства зарубежных стран, регулирующие безопасность личности в уголовном судопроизводстве

Национальные законодательства зарубежных стран, регулирующие безопасность личности в уголовном судопроизводстве Национальные законодательства зарубежных стран в пос­ледние три десятилетия характеризуются изменениями в материальном и процессуальном праве,

Требования, предъявляемые к участникам размещения заказа (поставщикам) по законодательству России и зарубежных стран

Требования, предъявляемые к участникам размещения заказа (поставщикам) по законодательству России и зарубежных стран Предусмотренный Законом № 94-ФЗ допуск к государственным (муниципальным) заказам, по общему правилу, любых юридических и физических лиц представляется

Глава 17 Сравнительный анализ наследственного права зарубежных стран и России

Глава 17 Сравнительный анализ наследственного права зарубежных стран и России Наследственное право в зарубежных государствах рассматривается как подотрасль частного права и представляет собой совокупность норм, регулирующих отношения, связанные с переходом прав и

6. Муниципальное право зарубежных стран

6. Муниципальное право зарубежных стран Более всего система муниципальных органов зависит от таких факторов, как принцип административно-территориального устройства государства и характер государственного устройства (унитарное или федеративное). В зависимости от них

1. Конституционное право зарубежных стран: отрасль права, наука, учебная дисциплина

1. Конституционное право зарубежных стран: отрасль права, наука, учебная дисциплина Конституционное право зарубежных стран есть система внутренне согласованных юридических норм. Данная система состоит из отраслей права, которые представляют собой правила особого рода,

2. Предмет, источники и система конституционного права зарубежных стран

2. Предмет, источники и система конституционного права зарубежных стран Предметами изучения конституционного права являются общественно-политические процессы и явления, протекающие в жизни общества.Источники конституционного права в зарубежных странах – нормативные

1. Конституционное право зарубежных стран: отрасль права, наука, учебная дисциплина

1. Конституционное право зарубежных стран: отрасль права, наука, учебная дисциплина Конституционное право зарубежных стран как отрасль права представляет собой систему внутренне согласованных юридических норм (правил особого рода, обеспечиваемых государственным

2. Предмет, источники и система конституционного права зарубежных стран

2. Предмет, источники и система конституционного права зарубежных стран Предмет изучения конституционного права – общественные отношения, определяющие организацию общества и государства (суверенитет, форма правления, форма государственного устройства), основные

Прокуратура в зарубежных странах: конституционно-правовой статус, организация и деятельность. По занимаемому месту прокуратурой в системе государственных органов можно выделить четыре группы государств:– государства, где прокуратура находится в составе министерства юстиции;– государства, где прокуратура включена в состав судейского корпуса и находится при судах – государства, где прокуратура выделена в отдельную систему и подотчетна парламенту;– государства, где прокуратура вообще отсутствует.

Отсюда и различное место прокуратуры в конституционных текстах. Конституции государств, где действует вторая система, лишь упоминают о прокуратуре. Конституции государств с обособленной централизованной системой прокуратуры чаще всего посвящают ей особый раздел, наряду с разделом о судебной власти, что, очевидно, призвано подчеркнуть ее особое место в механизме государственной власти. К первой группе стран относятся, в частности, США, Франция, Польша, Япония. Так, в США и Польше министр юстиции (в США – Генеральный атторней) – это одновременно и генеральный прокурор. Ему подчинены нижестоящие прокуроры (атторнеи), причем в США наряду с системой федеральной прокуратуры в каждом штате действует своя система прокуратуры, возглавляемая генеральным атторнеем штата и не подчиненная прокуратуре федеральной. Федеральные прокуроры назначаются Президентом по представлению генерального атторнея по совету и с согласия Сената. В штатах прокуроров аналогичным образом назначают губернаторы.

Примечательно, что в Японии, где прокуроры обладают широкими полномочиями в области судебного преследования (могут, в частности, по своему усмотрению прекращать дела), наряду с судебным контролем за их действиями существует и общественный: в каждом округе из числа избирателей по жребию составляется специальная комиссия по надзору за прокурорами. Ко второй группе стран относятся, в частности, Испания, Италия.

Органы прокуратуры действуют при судах вплоть до провинциального уровня включительно. Возглавляет их Генеральный прокурор государства, назначаемый Королем по представлению Правительства после заслушивания мнения Генерального совета судебной власти. В иерархии судебной власти он считается следующим лицом после председателя Верховного трибунала.

Пример страны четвертой группы – Великобритания, где прокуратуры нет. Генеральный атторней возглавляет адвокатский корпус, представители которого в необходимых случаях выступают на судебных процессах в качестве обвинителей. Когда же слушаются особо важные уголовные дела, обвинение поддерживает специальное должностное лицо – директор публичных слушаний


Исследование организации и деятельности прокуратуры предполагает многоплановость изучения различных аспектов ее функционирования и проведение сравнительного правового анализа с учетом международного опыта организации аналогичных органов.

Прокурор возбуждает уголовное преследование, поддерживает обвинение в суде, осуществляет контроль за предварительным следствием, агентами судебной полиции. При производстве предварительного следствия судья во многом поднадзорен прокурору, который вправе давать ему указания, направленные на установление истины, и на любой стадии вправе взять на себя выполнение следственных функций [4,с.11].

Во многом подобная организация, положение, структура органов прокуратуры характерны и для других стран западной Европы, хотя там имеются отличия, объясняемые соответствующими условиями развития стран, общественно-правовыми взглядами и традициями. В мире нет единства в организации, структуре и полномочиях прокуратуры, но ученые многих стран сходятся в необходимости определенного единения и независимости прокуроров при исполнении тех обязанностей и задач, которые возлагать на них соответствующее законодательство.

История развития французской прокуратуры во многом повлияла на генезис этих органов в Европе и России.

Прокуратура ФРГ, как и прокуратуры ряда других западноевропейских государств, была образована в начале XIX века. В настоящее время ее деятельность регламентируется следующими нормативными актами: Федеральным законом о судоустройстве, Уголовно-процессуальным кодексом, Положением об организационной структуре прокуратуры и Правилами внутреннего распорядка прокуратуры. Вместе с тем о прокуратуре говорится и в Конституции ФРГ, где рассматриваются вопросы правоохранительной деятельности, судоустройства, контрольных функций [3, с.28].

Прокурору предоставлено право применять предварительное заключение и задержание, причем предварительное заключение производится на основании письменного приказа судьи об аресте. Законом предусмотрена возможность расширения полномочий прокурора земельным законодательством. Следует отметить, что законодательство предусматривает полномочия прокурора не только в сфере уголовного преследования, но и в гражданском судопроизводстве. Он вправе возбудить в некоторых случаях гражданское дело о признании брака недействительным; о признании лица недееспособным; о признании лица умершим. Таким образом, в определенных случаях на основании заявления проверки прокурор вправе вмешаться и в порядке надзора, когда этого требует защита прав гражданина.

Таким образом, в ФРГ прокуратура является органом исполнительной власти и в основном осуществляет уголовное преследование, расследование и действует при определенных судах. Надзорных функций практически не имеет, за весьма небольшим исключением.

Практически до последнего времени не развивался этот институт прокуратуры в США. Вместе с тем представляется интересным рассмотреть роль и положение прокуратуры в Соединенных Штатах Америки.

В США не имеется такого органа как прокуратура, однако контрольные функции возложены на атторнейскую службу, которую в литературе в связи со схожестью функций и называют прокуратурой. Соответственно, не имеется и закона о прокуратуре, и ее деятельность регламентируется рядом иных нормативных актов, в частности, уголовно-процессуальным и гражданско-процессуальным законодательством [4, c.12].

Атторнейская служба США выступает как служба обвинения, уполномоченная государством возбуждать и расследовать уголовные дела, поддерживать обвинение в суде. Однако она не входит в систему судебной власти и независима от нее. Генеральный прокурор США является также министром юстиции и выступает как советник президента по проблемам уголовной политики. В отличие от других государств в США Генеральному прокурору подведомственны контрразведка, политическая полиция, управление тюрьмами и дела об иммигрантах. Генеральный прокурор США обладает весьма широкими полномочиями и в силу этого занимает важное место в системе юридических органов государства.

В уголовном судопроизводстве в настоящее время прокурор играет основную роль. Он руководит расследованием, координирует работу, обращается в суд за санкцией на проведение прослушивания, на арест. После принятия в 1984 году Акта о реформировании системы назначения приговоров, повлекшего издание инструкций по назначению приговоров, возросла роль прокурора и его усмотрения по вердиктам обвинения и привлечения граждан к сотрудничеству [4, c.13].

Прокурор вправе ограничить обвинение в суде, а также прекратить дело при его рассмотрении в суде до вынесения вердикта присяжных заседателей. Прокурор вправе использовать материалы полиции и ФБР, но может взять расследование на себя. Наряду с этим прокурор осуществляет также координацию деятельности правоохранительных органов и практически занимает в их системе главенствующее положение.

Таким образом, являясь частью государственного управления, входя в состав исполнительной ветви власти, прокуратура США, наряду с реализацией основной задачи — борьбой с преступностью, осуществлением уголовного преследования, поддержания обвинения в суде — приобретает и многие надзорные функции, особенно в деле охраны прав человека, и таким образом, в определенной степени становится и своеобразным органом надзора за исполнением законов.

По-разному развивались прокуратуры бывших республик СССР после образования независимых государств. В республиках Прибалтики — Латвии, Литве и Эстонии — прокуратура лишена функции надзора за соблюдением законов и законностью правовых актов (так называемый общий надзор), отнесена к судебной власти (в Латвии и Литве), и к исполнительной власти — в Эстонии (подчинена Министерству юстиции) [5, c.50].

По существу в этих государствах на прокуратуру возложено осуществление уголовного преследования и поддержание обвинения. Например, в Эстонии функции прокуратуры по надзору за законностью правовых актов возложены на канцлера юстиции (ст.ст. 139–145 Конституции Эстонии) [1, c. 563–567].

Также по-разному определены задачи, статус и полномочия прокуратуры в бывших республиках СССР, вошедших в состав СНГ. В основном, эти вопросы отражены в Конституциях этих государств и в законах о прокуратуре, принятых на основании Конституций.

К судебной власти отнесена прокуратура в Азербайджане, Армении, Молдове. В тоже время в их конституциях и законах о прокуратуре подчеркивается, что прокуратура — единая централизованная система, подчиненная Генеральному прокурору, независимая от судов. Такое правовое определение статуса прокуратуры можно объяснить несовершенством законодательной техники. В систему исполнительной власти прокуратура включена в Кыргызстане. Законы Беларуси, Таджикистана, Туркмении, Украины и Узбекистана выделяют прокуратуру из других ветвей власти и отводят ей особое место, а в их Конституциях содержатся отдельные главы, устанавливающие ее статус.

Особо следует подчеркнуть, что в ряде государств — бывших республик СССР, исходя из принятой ими установки о том, что общий надзор — это надзор неэффективный и несовместимый с идеями гражданского общества, он законодательно исключен из функций прокуратуры. Такое решение принято в Азербайджане, Армении, Молдове и Украине.

В тоже время следует подчеркнуть, что некоторые государства, ранее входившие в СССР, во многом сохранили структуру, полномочия и положение прокуратуры в том виде, как это было и ранее.

В большинстве законодательных актов, посвященных прокуратуре, подчеркивается принцип единства и независимости органов прокуратуры от других органов государственной власти и иных организаций при исполнении обязанностей в соответствии с законом. Это устанавливается законодательством Таджикистана, Узбекистана, Казахстана, Туркменистана, Азербайджана, Молдовы, Беларуси. И даже в Латвии и Эстонии, где прокуратура находится под административным подчинением Министерству юстиции, законодательство подчеркивает, что прокурор в своей деятельности является независимым от влияния других лиц или органов, реализующих государственную власть и управление, и подчиняется только закону.

Следует подчеркнуть, что почти все государства СНГ в своих основных законах устанавливают, что органы прокуратуры осуществляют надзор на территории государств за соблюдением законов, в том числе органами исполнительной власти, всеми учреждениями и организациями (Беларусь, Узбекистан, Казахстан, Туркменистан, Украина). В республиках Беларусь и Казахстан прокурорский надзор охарактеризован как высший надзор за соблюдением законности. Указания об этом имеются в законах о прокуратуре и в ряде других государств. В законах рассмотрены и определенные меры реагирования на нарушения законов. Это и привлечение к уголовной и административной ответственности, а также право на опротестование незаконных актов, внесение представлений, в том числе и право опротестования судебных постановлений.

Таким образом, в большинстве государств прокуратура в основном сохранена как орган надзора за соблюдением законов, надзора за следствием и дознанием, как орган, осуществляющий уголовное преследование и поддержание государственного обвинения в суде. Вместе с тем даже в тех государствах, где прокуратура включена в ветвь исполнительной власти (например, в Кыргызстане), она не обладает контрольными полномочиями, не правомочна осуществлять надзор за оперативно-хозяйственной деятельностью и вправе вмешиваться только при установлении нарушений законов.

Практически во всех государствах, образовавшихся на территории бывшего СССР, при установлении различного порядка назначения генерального прокурора, подотчетности и системной зависимости, прокуратура сохранена как единая, независимая система при осуществлении своих обязанностей и задач, установленных законом.

  1. Конституции государств Центральной и Восточной Европы. — М.: Международные отношения, 2010.
  2. Конституции государств — членов Совета Европы. — М.: Юрист, 2013.
  3. Номейлер М. Уголовное судопроизводство и роль прокуратуры в Германии // Российская юстиция. 2011. № 10.
  4. Рохлин В. И. Прокурорский надзор и государственный контроль: история, развитие, понятие, соотношение. — СПб: Юридический центр Пресс, 2009.
  5. Щерба С. П. Бессарабов В. Г. Прокуратуры и контрольные органы зарубежных стран. — М.: Норма, 2010

Основные термины (генерируются автоматически): прокуратура, уголовное преследование, исполнительная власть, прокурор, Беларусь, генеральный прокурор, государство, суд, судебная власть, судебная система.

По мере формирования современных национальных правовых систем в мире сложились различные модели прокуратуры, особенности которых характеризуются как статусом прокуратуры, так и содержанием ее функций и полномочий.

Функции прокуратуры в зарубежных странах сводятся к трем основным:

уголовное преследование лиц, совершивших преступление;

поддержание публичного обвинения в суде;

надзор за законностью предварительного расследования преступлений и содержания лиц в местах лишения свободы.

В состав конституционных институтов прокуратура обычно не входит: в конституциях демократических стран ее упоминание можно встретить редко. Статус прокуратуры регулируется специальными законами и судебно-процессуальным законодательством.

Исходя из места прокуратуры в системе государственных органов можно выделить 4 группы стран. Это – страны, в которых:

прокуратура находится в составе Министерства юстиции;

прокуратура полностью включена в состав судейского корпуса (магистратуры) и находится при судах либо пользуется в рамках судебной власти административной автономией;

прокуратура выделена в самостоятельную отдельную систему и подотчетна парламенту либо главе государства;

прокуратура или ее прямой аналог вообще отсутствуют.

Во Франции должности Генерального прокурора и министра юстиции разделены, тогда как в США министр юстиции (генеральный атторней) – это одновременно и генеральный прокурор, которому подчинены нижестоящие прокуроры.

Прокуратура Японии, организационно входящая в состав Министерства юстиции, строится на принципе единой структуры органов прокурорского надзора. Прокуратура Японии наделена довольно обширными полномочиями: расследование по наиболее важным и сложным уголовным делам с последующей передачей их в суд; разрешение ряда уголовных дел без передачи их в суд; возбуждение уголовного преследования и передача материалов в суд, поддержание обвинения в суде; надзор за расследованием уголовных дел полицией; надзор за исполнением наказаний, назначенных судом. Наряду с судебным контролем за действиями прокуроров в Японии существует и общественный контроль: в каждом округе из числа избирателей по жребию составляется специальная комиссия по надзору за прокурорами.

Ко второй группе стран относятся, в частности Испания, Колумбия, Болгария, Латвия. В Испании данный орган содействует юстиции в защите законности, прав граждан и охраняемого законом публичного интереса, в силу своей функции или по ходатайствам заинтересованных лиц, а также следит за соблюдением независимости трибуналов и защищает в них публичные интересы. Будучи включена в систему судебной власти с функциональной автономией, прокуратура выполняет свою задачу в соответствии с принципами единства действий иерархической зависимости. Органы прокуратуры действуют при судах вплоть до провинциального уровня. Возглавляет их генеральный прокурор государства, назначаемый королем по представлению правительства после заслушивания мнения Генерального совета судебной власти. В иерархии судебной власти он считается вторым лицом после председателя Верховного трибунала.

Третью группу стран образуют главным образом социалистические (Вьетнам, КНР, КНДР, Куба, Лаос) и постсоциалистические государства. В этих странах на прокуратуру наряду с упомянутыми выше функциями обычно возлагается функция надзора за исполнением законов (так называемый общий надзор), объектами которого являются государственные органы, как правило относящиеся к исполнительной власти, общественные объединения, хозяйственные организации, разного рода учреждения и физические лица. Прокуратура в этих странах имеет конституционный статус и признается в качестве одного из важнейших органов государства, хотя реальное значение прокурорского надзора за исполнением надзора может быть незначительным. Обычно в социалистических странах прокуратура представляет собой организационно обособленную систему органов, возглавляемую генеральным прокурором.

Независимый статус имеют прокуроры в странах Латинской Америки, обладающие административно-финансовой и функциональной автономией. Своеобразием этого региона является организационное разделение органов прокуратуры в зависимости от выполняемых функций. В ряде государств (Колумбия, Эквадор и др.) одни органы прокуратуры выполняют функции уголовного преследования, а другие занимаются надзором за исполнением законов и защитой прав человека.

Страны четвертой группы – это Великобритания и ее бывшие доминионы, где прокуратуры как особого государственного органа не существует, а функции, присущие прокуратуре, на практике осуществляют генеральные атторнеи и службы публичных преследований.

Полномочия аттонейской службы по уголовному преследованию аналогичны функциям прокуратур других государств, поэтому в литературе аттонейскую службу в странах англосаксонской системы права обычно называют прокуратурой. Аттоней-обвинитель играет большую роль на всех стадиях уголовного процесса и является важной составляющей механизма уголовной юстиции.

Прокуратура в большинстве зарубежных стран – это орган, призванный обеспечивать паритет между интересами правоохранительных органов и правами лица, привлеченного к уголовной ответственности. Главной задачей прокуратуры является борьба с преступностью.

Общей чертой прокурорской деятельности является участие прокурора в процессе выработки уголовной политики, в даче рекомендаций по применению правовых норм, конструктивной критике действий органов государственной власти управления.

В законодательстве практически всех европейских и других стран закреплены и реализуются принципы объективности, беспристрастности и независимости. Прокуратура независима или же стремится к независимости от любой внешней власти, в том числе и политической.

Особое значение в зарубежных странах отводится взаимодействию органов прокуратуры с полицией.

Читайте также: