Прокуратура в ссср кратко

Обновлено: 30.06.2024

Другими словами, он был наделен полномочиями в правотворческой сфере. У него в подчинении находились обер-прокуроры, прокуроры коллегий Сената и провинций. Сам Генерал-прокурор находился в подчинении исключительно у императора. Первый Генерал-прокурор – П.И. Ягужинский, осуществлявший свою деятельность с 1722 по 1736 года.

Полномочия прокурора

Прокурорами также осуществлялся надзор законности деятельности других государственных органов. Например, ими велось наблюдение интересов казны, осуществлялся надзор арестантских дел и мест, где заключенные содержались под стражей. У них было право на внесение предложений относительно устранения различных нарушений закона. Органы прокуратуры в РФ быль учреждены в качестве надзорного органа и строились как единая система, основываясь на принципах централизации.

Обязанностью прокуроров было осуществление надзора законности относительно деятельности государственных органов, должностных лиц и правовых актов, которые ими издавались.

После того, как умер Петр I, прокуратура не предпринимала никаких действий и не осуществляла свою деятельность в полной мере, особенно это касается периода царствования Анны Иоанновны. Первая попытка ее восстановления была предпринята императрицей Елизаветой Петровной, на основании Указа от 12.12.1711, и прокуратуру наделили теми же правами, которые у нее были во время того, как на престоле находился Петр I. Окончательное формирование в качестве органа надзорного типа произошло во время царствования Екатерины П., что и ознаменовало начало истории развития прокуратуры. Усилился прокурорский надзор законности в деятельности местных органов власти. Большая роль в этом принадлежит Учреждению о губерниях от 1775 года, закрепляющее задачи и полномочия губернских прокуроров.

На представителей губернской прокуратуры были возложены следующие задачи:

На прокурора были возложены предупреждения по поводу нарушения закона, принятия мер пресечения нарушений, опротестования незаконных правовых актов.

Во время того, как на троне сидел Павел 1, просматривалась тенденция ослабления прокурорского контроля, сокращения органов прокуратуры в городах и губерниях. Несмотря на это, прокуратура, тем не менее, осталась государственным надзорным органом, активно осуществляющим свою деятельность.

После того, как в 1802 году было создано Министерство юстиции, министр юстиции также занял должность Генерал-прокурора, а губернских прокуроров внесли в штат органов юстиции в губерниях.

Основные положения о прокуратуре

В 1862 году Государственным Советом были приняты Основные положения о прокуратуре, которые четко определяли ее назначение. Основная задача прокуратуры – наблюдать за тем, чтобы законы в Российской империи исполнялись единообразно и точно.

Данный основополагающий акт закреплял принципы того, как организовывается и осуществляет свою деятельность прокуратура: принципы единства и централизации органов прокурорского надзора, строгая подчиненность тех прокуроров, которые находились ниже, вышестоящим, независимость прокуроров от местных органов при принятии решения.

Генерал-прокурора и губернских прокуроров назначал и освобождал от должности император, а нижестоящих прокуроров – Генерал-прокурор Российской Империи.

После того, как в 1864 году были приняты судебные уставы, прокуратура сменила свое основное назначение в качестве органа – была надзорным, а переквалифицировалась в орган уголовного преследования. В то же время, на основании закона, прокурору было подчинено полицейское дознание, возложена обязанность ведения наблюдения производства предварительного следствия, которое сочетало в себе руководство действий судебного следствия и надзор законности его действий, решений. На основе Устава уголовного судопроизводства у прокуроров было право на то, чтобы присутствовать во время осуществления всех следственных действий, на дачу показаний следователям, на требование проведения дополнительных расследований. После того, как предварительное следствие подходило к концу, прокурором представлялось заключение о том, должен ли предаваться обвиняемый суду, излагая его как обвинительный акт.

Хоть прокурорами и занималось место в суде, но они не были подконтрольны им. Даже напротив, у прокурора была обязанность наблюдать, чтобы суд соблюдал правила устройства и делопроизводства, принимал участие в рассмотрении дисциплинарных дел судебных работников и опротестовывать незаконные решения, а также направлять характеристику судей в министерство юстиции. Во время того, как суды рассматривали уголовные дела, прокуроры выступали в качестве полноправных участников судебного процесса, ими могли приноситься кассационные и апелляционные протесты по отношению к незаконным и необоснованным решениям суда, осуществлялся контроль исполнения приговоров. Также ими осуществлялся надзор соблюдения законности в местах, где заключенные отбывали наказание, назначенное судом. Во время того, как рассматривались гражданские дела, у прокуратуры быль только законоохраная функция.

Датой, когда прокуратура в России снова начала существовать, считается 28.05.1922 года – на 3 сессии ВЦИКа было утверждено Положение о прокурорском надзоре. На основе данного положения на прокуратуру были возложены такие задачи:

  1. осуществление от имени государства надзора законности действий органов власти, хозяйственных учреждений, организаций и граждан, которые осуществляют свою деятельность в общественном или частном порядке;
  2. опротестование постановлений и распоряжений, которые противоречат закону;
  3. надзор деятельности органов, которыми производится расследование;
  4. поддержание государственных обвинений в суде;
  5. наблюдение за тем, чтобы заключенные содержались правильно.

Пост председателя прокуратуры занимал Прокурор Республики, также являющийся Народным Комиссаром Юстиции. В плане организации, прокуратура была частью Народного Комиссариата Юстиции. Прокурор Республики на основании Положений назначал, перемещал и отстранял от должности других прокуроров.

На основании данного Положения о прокурорском надзоре осуществлялось регулирование всех вопросов относительно того, как организовывалась и осуществлялась деятельность прокуратуры. Также в нем не было норм, которые определяли отличительные черты организации военной прокуратуры, каков должен быть порядок осуществляемой ею деятельности, специфика функций и решаемые ею задачи. Данные вопросы закреплены в специальных нормативных актах, включая Положение о военных трибуналах и военной прокуратуре, который был введен в действие на основании постановления ЦИК и СНК СССР от 20 августа 1926 года, где была определена структура военной прокуратуры, задачи, которые перед ней ставятся и были раскрыты полномочия, имеющиеся у каждого, из военных прокуроров.

Особенность того, как развивалось законодательство прокурорского надзора заключалась в следующем: на протяжении длительного времени структура прокуратуры, наличие функций и полномочий прокуроров регулировались на основании законодательства о судоустройстве.

Огромное значение для того, как развивался прокурорский надзор, имело Положение о Верховном Суде Союза ССР и Прокуратуре Верховного Суда Союза ССР, которое было утверждено на основании постановления ЦИК и СНК СССР от 24 июля 1929 года. На основании указанного Положения, у Прокурора Верховного Суда были полномочия на управление деятельностью прокуроров и возглавление надзора законности деятельности ОГПУ в союзном масштабе. Некоторые полномочия, которые были у Прокурора Верховного Суда Союза ССР были распространены на прокуроров союзных республик, они не подчинялись ему. Прокуратура союзных республик была построена с применением основ централизации и все нижестоящие прокуроры подчинялись Прокурору Республики.

Следующий шаг в том, чтобы законодательство о прокурорском надзоре развивалось – это Положение о прокуратуре Союза ССР, которое было утверждено постановлением ЦИК СССР под номером 84 и СНК СССР под номером 2621 от 17 декабря 1933 года. На основании данного Положения в Прокуратуре СССР для того, чтобы непосредственно руководить органами военной прокуратуры, была образована Главная военная прокуратура, во главе которой стоял Главный Военный Прокурор – старший помощник Прокурора СССР. Прокуратуру вывели и Верховного Суда СССР и учредили в качестве самостоятельного органа. Не смотря на это, всех прокуроров союзных республик оставили в системе республиканских народных комиссариатов юстиции.

Структура прокуратуры СССР

  1. Главную военную прокуратуру;
  2. Главную прокуратуру железнодорожного транспорта;
  3. Главную прокуратуру водного транспорта;
  4. отделы общего надзора;
  5. уголовно-судебные отделы;
  6. гражданско-судебные отделы;
  7. следственные отделы;
  8. отделы, специализирующиеся на специальных делах;
  9. отделы по надзору мест заключения;
  10. другие подразделения, имеющие организационный и управленческий характер.

Большое значение для дальнейшего развития законодательной базы прокурорского надзора имело утвержденная на основании постановления Чрезвычайного VIII Съезда Советов СССР от 05 декабря 1936 года Конституция (Основной Закон) СССР, в 113 стаьте которой на Генерального прокурора Союза ССР был возложен высший надзор точного исполнения законов в лице всех министерств и учреждений, которые являются их подведомственными, должностных лиц и граждан Союза ССР.

Прокуратуру выделили в качестве самостоятельной, единой, строго централизованной системой государственных органов, которая осуществляла свою деятельность вне зависимости от влияния местного органа власти и которая находилась в подчинении исключительно у Генерального прокурора Союза ССР.

Принципы единства, централизации и того, что прокурорский надзор не зависит от местной власти были закреплены в Конституции.

Следующий этап развития законодательства прокурорского надзора – Положение о прокурорском надзоре в СССР, которые было утверждено в лице Президиума Верховного Совета СССР 24.05.1955 года. Оно было издано на базе Конституции СССР от 1936 года и конкретизировало функцию высшего надзора относительно его основных отраслей, определяя правовые средства для того, чтобы осуществлять прокурорский надзор.

На основании данного Положения все прокуроры были обязаны опротестовывать все приказы и правовые акты, которые противоречили закону, включая необоснованные приговоры, решения, определения и постановления судебных органов. В их обязанности также входило внесение в государственные и общественные организации представлений по поводу устранения нарушений закона и причин, которые могли способствовать данным нарушениям.

Военная прокуратура

Основополагающие положения прокурорского надзора закреплены в Конституции (Основном Законе) СССР, которая была принята в лице Верховного Совета Союза ССР 7 октября 1977 года. Она, в отличие от Конституции СССР от 1936 год дает подробный перечень органов, прокурорский надзор точности и единообразность законов которых осуществлялся прокурорами на основании 164 статьи. В 168 статье Конституции Союза ССР от 1977 года закреплена информация о том, что прокуратурой ее полномочия осуществляются вне зависимости от местных органов власти, и находится в подотчетности только у Генерального прокурора СССР. Данной Конституцией определяется в каком порядке назначается, кому подотчетен Генеральный прокурор СССР и каков срок дейтсвия его полномочий, включая порядок того, как назначаются нижестоящие прокуроры. Конституциями союзных и автономных республик были воспроизведены положения, которые провозгласила Конституция СССР от 1977 года.

На основании закона на органы прокуратуры возлагается координация деятельности любого правоохранительного органа по борьбе с преступлениями и другими видами правонарушений; определяется, что прокуроры во время решения задач по укреплению законности ведут совместную работу с Советами народных депутатов, другими видами государственных органов, общественных органов и трудовых коллективов, могут опираться на помощь граждан СССР.

В отличие от Положения о прокурорском надзоре в СССР, который действовал ранее, Закон «О прокуратуре Союза ССР « более четко смог определить полномочия военных прокуроров, и не только, которые применимы относительно всех отраслей прокурорского надзора, уточнил сроки того, как рассматриваются акты по прокурорскому надзору и предусмотрен обязательность исполнения в лице органов и должностных лиц требований прокуроров по поводу устранения нарушений закона, их причин и условий, которые были выявлены прокурором, также это касается предоставления актов и другой документации, материалов и данных относительно проведения проверок, ревизий, выделения специалистов, по поводу явки в прокуратуру и предоставлению объяснений о нарушениях закона и другие.


В статье рассматривается история советской прокуратуры в период 1922–1991 годов. Предпринята попытка объективно оценить значение прокуратуры как органа государственной власти, действовавшего почти 70 лет.

Ключевые слова: советская прокуратура, надзор за законностью, положение о прокурорском надзоре, прокуратура Союза ССР

12 января профессиональный праздник отметили работники прокуратуры, созданному в годы петровских преобразований ведомству исполнилось 295 лет. Прокуратура России ведет свою летопись с Указа Петра I от 12 января 1722 года, которым установлены должности генерал-прокурора и обер-прокурора.

За весь период своего существования этот государственный орган доказал, что надзор за исполнением законов является неотъемлемой частью нормального функционирования государства. Именно от его деятельности зависит правовая защищенность граждан, безопасность государства. В настоящее время, как в науке, так и в повседневной жизни отношение к советскому периоду истории нашей страны, в том числе к истории прокуратуры этого времени неоднозначное. Поэтому, выбранная тема представляется актуальной. В связи с этим предпринята попытка объективно оценить значение деятельности прокуратуры в период 1922–1991 годы.

Отсутствие прокуратуры не означало отсутствие надзора за законностью. Надзор и контроль за соблюдением законов в деятельности органов государственного управления и местных органов власти осуществляли различные учреждения, в компетенцию которых входили, в том числе и другие функции:

– ВЦИК (Всесоюзный центральный исполнительный комитет) надзирал на основании ст.32 Конституции РСФСР 1918г. за точным применением декретов на всей территории Российской Федерации [5, с. 172];

– Советы Народных Комиссаров (СНК) имели такие функции, как разрешение текущих дел по надзору за деятельностью страховых учреждений и предприятий, а также делопроизводство Совета по делам страхования [1, с. 24];

– Народные комиссариаты осуществляли общий надзор за правильной организацией и деятельностью конфликтных органов, надзор за законностью постановлений народных комиссариатов труда автономных республик, краевых и областных отделов труда по решениям, организуемым при этих органах примирительных камер;

– ВЧК (Всероссийская чрезвычайная комиссия по борьбе с контрреволюцией и саботажем при Совете народных комиссаров РСФСР) по мнению одних исследователей, выполняла правоохранительную функцию [8, с. 85] — защищала государство от криминалистических проявлений, действовала в рамках закона и находилась под эффективным партийным и прокурорским надзором. По мнению других — представляла собой вооружённую опору власти, выполнявшую ключевую роль в политико-идеологической системе СССР. Авторы доказывают, что присутствовала ведомственная заинтересованность ВЧК и определенная автономность в осуществлении репрессий, ВЧК выполняла в первую очередь, задачи политико-идеологического характера и оказывала огромное влияние на все институты государства [4, с. 327].

В мае 1922 г. сессия ВЦИК приняла Уголовно-процессуальный кодекс и положение о прокурорском надзоре. В соответствии с принятым законом она становилось органом дознания (а по делам о контрреволюции, органом предварительного следствия) поднадзорным прокурору [10].

– РКИ (Рабоче-крестьянские инспекции) осуществляли надзор за деятельностью всех государственных учреждений и организаций; общественных организаций; надзор за выполнением постановлений и распоряжений властных государственных и партийных структур; сотрудничали с органами власти и самоуправления по вопросам улучшения эффективности работы управленческих аппаратов всех уровней [7, с. 378].

Как показывает исторический опыт, потребность в таком государственном органе как прокуратура, особенно остро возникает в периоды коренных преобразований общественных отношений и государственного устройства. Прокуратура всегда рассматривалась как инструмент укрепления режима законности в государстве.

За прокуратурой закрепились четыре группы полномочий, которые сохранились до настоящего времени с некоторыми изменениями:

а) надзор исполнением законов органами власти, хозяйственными учреждениями, общественными и частными лицами;

б) надзор за деятельностью органов следствия и дознания в области раскрытия и расследования преступлений, а также за деятельностью Госполитуправления;

в) поддержание обвинения в суде;

г) надзор за законностью содержания заключенных под стражу лиц [7, с. 410].

В ноябре 1923 года образована Прокуратура Верховного Суда Союза ССР, наделённая широкими полномочиями: правом законодательной инициативы и совещательного голоса в заседаниях высших органов власти страны, а также правом приостанавливать решения и приговоры коллегий Верховного Суда СССР.

Постановлением ЦИК № 84 и СНК Союза ССР 2621 17.12.1933года принято решение об учреждении Прокуратуры Союза ССР. На неё дополнительно возлагались следующие функции:

– надзора за соответствием постановлений и распоряжений отдельных Ведомств Союза ССР и союзных республик, местных органов власти Конституции и постановлениям Правительства Союза ССР;

– надзора за правильным и единообразным применением законов судебными учреждениями союзных республик с правом истребования гражданского или уголовного дела на любой стадии судопроизводства;

– опротестования приговоров и решений судов в вышестоящие судебные инстанции и приостановления их исполнения;

– возбуждение уголовного преследования и поддержание обвинения во всех судебных инстанциях на территории Союза ССР;

– надзор на основе особого положения за законностью и правильностью действий ОГПУ, милиции, уголовного розыска и исправительно-трудовых учреждений; общего руководства деятельностью прокуратуры союзных республик [13].

В Положении также определены система и структура органов прокуратуры; в качестве структурных подразделений в прокуратуру входили военная и транспортная прокуратуры, сформулированы функции центрального аппарата Прокуратуры СССР и функции по подбору, расстановке и воспитанию кадров прокуроров и следователей.

Первым прокурором Союза ССР назначен Иван Алексеевич Акулов. Таким образом, произошло окончательное выделение органов прокуратуры из системы юстиции в самостоятельную единую централизованную систему [7, с. 420]. Деятельность на местах прокуроры, начинали, как правило, с обращений к населению путём размещения объявлений в местных газетах с указанием в них задач прокуратуры, состава работников, служебного адреса, порядка подачи и приема жалоб и заявлений на незаконные действия органов власти и должностных лиц.

Конституция СССР 1936 г. впервые закрепила основы прокурорского надзора на высшем уровне, в то время как Конституция СССР 1923г. только упоминала о Прокуратуре Верховного Суда СССР [10].


Существующая в стране в то время система внесудебных репрессий находилась в противоречии с Конституцией, а судьи были далеки от независимости. В результате чего, для представителей прокурорского надзора существовали неприемлемые условия надзора за расследованием многих дел политической категории, их расследование осуществлялось органами государственной безопасности [5, с. 184]. Многие сотрудники органов прокуратуры, не смотря на сложившуюся ситуацию в указанный период, пытались обеспечивать соблюдение прав граждан, однако такие попытки пресекались, о чём свидетельствуют их репрессии, включая расстрел свыше 100 человек.

С целью укрепления трудовой и исполнительской дисциплины Указом Президиума Верховного Совета СССР от 16.09 1943 г. прокурорско-следственным работникам установлены классные чины с выдачей форменного обмундирования, введена градация классных чинов прокуроров и следователей, приравненных к воинским званиям.

Положение о прокурорском надзоре законодательно закрепило основные положения о задачах прокурорского надзора и методах его осуществления, расширило и конкретизировало полномочия органов прокуратуры, с акцентированием направленности деятельности на защиту прав и законных интересов граждан. При осуществлении функции борьбы с преступностью, органы прокуратуры выступали не только как орган государственного обвинения, но и как орган надзора за соблюдением закона и защиты прав и интересов граждан. [8, с. 85]

Таким образом, можно сделать вывод о том, что в советский период роль прокурорского надзора в основном сводилась к тому, чтобы осуществлять надзор за реализацией директив государства. Основное внимание прокуратуры концентрировалось на деятельности центральных и местных органов исполнительной власти. Цели и задачи прокуратуры, сформулированные в общем виде в Законе о прокуратуре СССР, конкретизируясь в приказах и указаниях Генерального прокурора, по мнению историков, становились все более расплывчатыми и нечеткими. Множество дополнительных обязанностей, возложенных на прокуратуру, вызывало большую загруженность её кадров, в то же время отодвигало выполнение основной функции по надзору за законностью, защите прав и свобод человека и гражданина на второй план.

Основные термины (генерируются автоматически): прокурорский надзор, надзор, Верховный Совет СССР, Российская Федерация, орган, положение, прокуратура, СССР, указ Президиума, государственное управление.

Каковы задачи и функции советской прокуратуры? Советская прокуратура — специальный государственный орган, на который возложен высший надзор за точным исполнением и единообразным применением законов всеми государственными учреждениями и предприятиями, общественными и кооперативными организациями, должностными лицами и гражданами СССР.

Основной задачей этого надзора является укрепление в нашей стране социалистической законности и охрана от всяких посягательств на закрепленный Конституцией СССР и Конституциями союзных н автономных республик общественный и государственный слрой СССР, социалистическую систему хозяйства и социалистическую собственность, политические, трудовые, жилищные и другие личные и имущественные права и охраняемые законом интересы граждан СССР, государственных учреждений, предприятий, кооперативных и других общественных организаций.

Осуществляя от имени государства надзор за законностью, органы прокуратуры обязаны своевременно выявлять и решительно пресекать всякие нарушения советских законов, кто бы их не совершил, вести борьбу с преступностью, выявлять и устранять причины и условия, порождающие правонарушения.

Положение о прокурорском надзоре предписывает органам прокуратуры осуществлять возложенные иа них задачи путем надзора: 1)

за точным исполнением законов всеми учреждениями, предприятиями и организациями, а также должностными лицами и гражданами СССР; 2)

за соблюдением законности органами дознания и предварительного следствия; 3)

за законностью и обоснованностью приговоров, решений, определений и постановлений судебных органов; 4)

за законностью исполнения вступивших в законную силу судебных приговоров; 5)

за соблюдением законности содержания заключенных в местах лишения свободы.

Организация и деятельность советской прокуратуры регулируются статьями 113—117 Конституции СССР, соответствующими статьями Конституций союзных республик и Положением о прокурорском надзоре в СССР, утвержденным Указом Президиума Верховного Совета СССР от 24 мая 1955 г.

Как комплектуются органы советской прокуратуры и какова их структура? Строго централизованный порядок в построении советской прокуратуры и особый характер ее функций в государстве обусловливают то, что органы прокуратуры комплектуются не на основе выборности, а по принципу назначения. К лицам, принимаемым на службу в органы прокуратуры, предъявляются более- высокие требования, чем к работникам других звеньев государственного аппарата.

Так, Положением о прокурорском надзоре в СССР установлено, что на должности прокуроров и следователей назначаются лица, имеющие высшее юридическое образование. Более того, на указанные должности они могут быть приняты только после прохождения ими годичного стажа на должности следователя районной прокуратуры или помощника районного прокурора. Лица, не имеющие высшего юридического образования, в отдельных случаях могут назначаться на должности прокуроров и следователей только с разрешения Генерального Прокурора СССР.

Прокурорами краев, областей, автономных областей, округов, городов и районов, а также военными прокурорами могут быть назначены лнца в возрасте не моложе 25 лет.

Работникам прокуратуры запрещается работа по совместительству в других учреждениях и организациях, за исключением научной и преподавательской работы.

Органы прокуратуры в нашей стране построены в соответствии с административно-территориальным делением и составляют единую централизованную систему с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим. Высшим звеном в этой системе является Прокуратура СССР, возглавляемая Генеральным Прокурором СССР, который назначается Верховным Советом СССР сроком иа 7 лет. При нем состоят заместители, назначаемые по его представлению Президиумом Верховного Совета СССР, старшие помощники, помощники, прокуроры отделов и следователи по особо важным делам.

Генеральный Прокурор СССР руководит деятельностью органов прокуратуры и осуществляет контроль за работой подчиненных ему прокуроров.

Для решения наиболее важных вопросов практической деятельности органов прокуратуры в Прокуратуре СССР образована Коллегия из числа руководящих работников Прокуратуры, состав которой утверждается Президиумом Верховного Совета Союза ССР по представлению Генерального Прокурора СССР.

В составе Прокуратуры СССР имеются управления и отделы, а также Главная военная прокуратура.

Прокуратуры образуются также в союзных и автономных республиках, краях, областях, автономных областях, национальных округах, городах республиканского, областного и краёвого подчинения и районах В Советской Армии и Военно-Морском Флоте они создаются в военных округах, флотах, армиях, флотилиях и гарнизонах

Прокуроры союзных и автономных республик, краев и областей (в том числе и автономных областей) назначаются Генеральным Прокурором СССР сроком на 5 лет. Все остальные прокуроры, кроме военных, назначаются прокурором союзной республики с 'последующим утверждением Генеральным Прокурором СССР также на 5 лет.

Прокуроры союзных республик имеют заместителей, старших помощников, помощников и следователей по особо важным делам; прокуроры автономных республик, краев и областей — заместителей, старших помощников, помощников и старших следователей; проку роры национальных округов, городов н районов — заместителей, помощников, старших следователей и следователей.

В прокуратурах республик образуются отделы. Аналогичные отделы могут быть созданы в прокуратурах краев и областей.

Работникам органов прокуратуры, в соответствии с занимаемыми ими должностями, присваиваются установленные классные чины. При исполнении служебных обязанностей они носят форменную одежду и установленные знаки различия.

Каковы права и обязанности советской прокуратуры? Осуществляя надзор за исполнением законов в государстве (так называемый общий надзор), органы прокуратуры следят за тем, чтобы ни одно решение и действие государственных учреждений и общественных организаций, должностных лиц и граждан СССР не противоречило действующему законодательству.

В этих целях Генеральный Прокурор СССР и подчиненные ему прокуратуры, в пределах своей компетенции, имеют право: знакомиться с приказами, инструкциями, решениями, распоряжениями, постановлениями и другими актами, издаваемыми министерствами, ведомствами и подчиненными им учреждениями, исполнительными и распорядительными органами местных советов, кооперативными и общественными организациями; требовать от должностных лиц и граждан представления необходимых документов и сведений и дачу личных объяснений по поводу нарушений закона; производить на месге проверку выполнения законов, совершать другие действия, направ ленные на выявление нарушений. При необходимости прокурор вправе потребовать от должностных лиц производства проверок и ревизий подведомственных им учреждений, предприятий, организаций.

Одним из источников поступления сведений о нарушениях законов являются жалобы и заявления трудящихся. Поэтому прокуроры обязаны принимать и проверять письменные и устные заявления и жалобы граждан, рассматривать их в установленные законом сроки. Более того, органы прокуратуры должны следить за своевременным и правильным рассмотрением писем и жалоб трудящихся в государственных учреждениях, на предприятиях, в общественных организациях и вести решительную борьбу с лицами, допускающими бюрократизм и волокиту при их разрешении.

Установив нарушение закона и причины этого нарушения, прокурор принимает меры к восстановлению нарушенных прав и законных интересов граждан, организаций, учреждений и предприятий и к привлечению нарушителей к административной или дисциплинарной ответственности. Если нарушение закона носит характер преступления, прокурор привлекает виновных к уголовной ответственности, возбуждая против них уголовное дело.

При нанесении государству материального ущерба, вызванного нарушением закона, прокурор обязан принять меры к возмещению этого ущерба.

Основной формой реагирования прокуратуры на незаконные акты или действия, установленные при проверках по общему надзору, является протест и представление.

Они вносятся прокурором в учреждение или организацию, где выявлено нарушение, или же в вышестоящий орган. Протест и представление прокуратуры подлежат обязательному рассмотрению в установленный законом срок — соответственно в 10-дневный и месячный

Протест прокурора на постановление о привлечении того или иного лица к административной ответственности приостанавливает исполнение административного взыскания до рассмотрения протеста органом, которому он внесен

Наряду с общим надзором за законностью на прокуратуру возложен также надзор за точным исполнением законов в деятельности органов дознания и предварительного следствия. Осуществляя его, прокуроры обязаны следить за тем, чтобы эти органы неукоснительно соблюдали установленный законодательством порядок расследования .преступлений, и принимать меры к тому, чтобы ни одно преступление не осталось нераскрытым и ни один преступник не уклонится от ответственности.

Прокуратура отвечает за законность и обоснованность арестов граждан и должна строго следить за тем, чтобы иикто не был подвергнут аресту иначе как по постановлению суда или с санкции прокурора. Прокурор обязан немедленно освободить всякого, кто незаконно лишен свободы или содержится под стражей сверх срока, установленного законом или приговором суда.

Решая вопрос об аресте, прокурор должен самым тщательным образом изучить материалы дела, обосновывающие обвинение, а в необходимых случаях, во избежание ошибки, лично допросить лицо, подлежащее аресту.

Прокурор, осуществляя надзор за расследованием преступлений, вправе давать органам дознания и предварительного следствия обязательные для иих указания о расследовании преступлений, об избрании, изменении или отмене мер пресечения в отношении обвиняемых; требовать от иих для проверки уголовные дела и другие документы; принимать участие в производстве дознания и предварительного саедствия, а в необходимых случаях лично производить расследование по любому делу; отменять незаконные и необоснованные постановления органов дознания и предварительного следствия; отстранять следователя (или лицо, производящее дознание) от дальнейшего ведения следствия (дознания), если он допустил нарушение закона при расследовании дела; изымать дела от одного органа расследования и передавать их другому; прекращать уголовные дела на основаниях, указанных в законе, и т.

Прокурор утверждает обвинительное заключение по уголовному делу и направляет его в суд для рассмотрения, где и выступает как государственный обвинитель.

На прокурора возлагается обязанность рассматривать адресованные ему жалобы иа действия органов дознания и предварительного следствия и сообщать авторам о решениях, принятых по их жалобам.

Большие полномочия предоставлены органам прокуратуры в области надзора за законностью и обоснованностью приговоров, решений, определений и постановлений судебных органов (так называемого судебного надзора). При его осуществлении прокуроры имеют право истребовать из судебных органов любое уголовное или гражданское дело для проверки его в порядке надзора и опротестовать незаконные и необоснованные приговоры, определения, решения и постановления судов, давать заключения по делам, рассматриваемым вышестоящими судами по жалобам и протестам.

Согласно ст. 25 Положения о прокурорском надзоре в СССР право вносить протест на приговоры, решения, определения и постановления судов, вступивших в законную силу, принадлежит:

Генеральному Прокурору СССР и его заместителям — в отноше нии приговоров, решений, определений и постановлений любого суда, действующего на территории СССР (за исключением постановлений Пленума Верховного Суда СССР и пленумов Верховных Судов союзных республик для заместителей Генерального Прокурора СССР);

прокурору союзной республики и его заместителям — в отношении приговоров, решений, определений и постановлений любого суда союзной республики (за исключением постановлений Пленума Верховного Суда союзной республики);

прокурору края, области и автономной области — в отношении приговоров, решений и определений народных судов, а также определений судебных коллегий соответственно краевого, областного суда в качестве суда второй инстанции;

Главному военному прокурору — в отношении приговоров и определений любого военного трибунала;

военному прокурору военного округа (флота) — в отношении приговоров и определений нижестоящих военных трибуналов

Генеральный Прокурор СССР и его заместители вправе приостанавливать до разрешения дела в порядке судебного надзора исполнение опротестованного приговора, решения, определения и постановления любого суда СССР, Аналогичным правом пользуются также прокурор союзной республики в отношении дел любого суда союзной республики и Главный военный прокурор в отношении дел военных трибуналов.

В целях судебного надзора прокуроры могут принимать участие в распорядительных и судебных заседаниях суда и давать свои заключения по вопросам, возникающим во время судебного рассмотрения. При рассмотрении уголовных дел они поддерживают государственное обвинение в суде, помогают суду не только изобличить преступника, но и объективно разобраться во всех обстоятельствах дела, принимать правильные, основанные иа законе, решения в процессе судебного разбирательства.

Прокурор следит за исполнением приговоров, вошедших в законную силу. Его распоряжения, относящиеся к исполнению приговоров, определений и постановлений суда, обязательны для всех органов и должностных лиц, которые приводят их в исполнение.

Защищая интересы и права граждан, государственных и общественных учреждений и организаций, прокуроры имеют право предъявлять и поддерживать гражданские иски в суде.

Важной функцией органов прокуратуры является надзор за соблюдением законности в местах лишения свободы. В этих целях прокуроры обязаны систематически посещать места лишения свободы, где они пользуются правом беспрепятственного доступа во все помещения, и следить за тем, чтобы там находились лишь лица, для содержания под стражей которых имеются законные основания, и чтобы соблюдались установленные законом правила содержания заключенных.

При посещении мест лишения свободы прокурор имеет право производить личный опрос заключенных, знакомиться с необходимыми документами, проверять соответствие закону приказов и распоряжений администрации, определяющих условия и режим содержания заключенных, требовать в случае необходимости личные объяснения представителей администрации мест лишения свободы по поводу выявленных нарушений законности.

Администрация места лишения свободы обязана не позднее чем в суточный срок направлять прокурору адресованные ему жалобы и заявления заключенных. Прокурор должен рассматривать их в установленные законом сроки, принимать по ним необходимые меры и сообщать жалобщикам. Наряду с этим прокурор обязан следить 8а тем, чтобы жалобы и заявления заключенных немедленно направлялись администрацией в те органы или тем должностным лицам, которым они адресованы.

Обнаружив нарушение закона, прокурор принимает меры к его устранению, привлекая к уголовной или дисциплинарной ответственности лиц, виновных в нарушении законности в местах лишения свободы.

До 1933 прокуратура входила в систему республиканских народных комиссариатов юстиции. В связи с тем, что развитие социалистического государства потребовало более централизованного прокурорского надзора, в 1933 была учреждена П. СССР (СЗ СССР, 1933, № 40, ст. 239).

Конституция СССР (глава IX) закрепила организационные принципы построения органов П. СССР и определила её задачи.

Высший надзор П. СССР направлен на укрепление социалистической законности и охрану от всяких посягательств закрепленного Конституцией СССР и конституциями союзных и автономных республик общественного и государственного строя, социалистической системы хозяйства и социалистической собственности; политических, трудовых, жилищных и др. личных и имущественных прав и охраняемых законом интересов граждан СССР; прав и охраняемых законом интересов государственных учреждений, предприятий, колхозов, кооперативных и иных общественных организаций (см. Надзор).

П. СССР возглавляется Генеральным прокурором СССР (См. Генеральный прокурор СССР), который назначается Верховным Советом СССР сроком на 7 лет. Органы П. СССР составляют единую централизованную систему с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим. Структура П. СССР утверждается Президиумом Верховного Совета СССР. Прокуратуры образуются в союзных и автономных республиках, краях, областях, автономных областях, национальных округах, городах и районах (по решению Генерального прокурора может создаваться одна прокуратура на несколько административных районов). В Советской Армии и ВМФ образуются военные прокуратуры военных округов, флотов, соединений и гарнизонов. В составе П. СССР имеется Главная военная прокуратура, деятельностью которой руководит Генеральный прокурор СССР как непосредственно, так и через Главного военного прокурора. Положение о военной прокуратуре утверждено Указом Президиума Верховного Совета СССР от 19 декабря 1966.

В П. СССР образуется коллегия в составе Генерального прокурора СССР (председатель) и руководящих работников прокуратуры. При Генеральном прокуроре СССР, прокурорах союзных республик и Главном военном прокуроре состоят следователи по особо важным делам. Коллегии образуются также в прокуратурах союзных республик.

Генеральный прокурор СССР и подчиненные ему прокуроры в пределах своей компетенции осуществляют надзор за точным соответствием актов, издаваемых всеми государственными органами и учреждениями, кооперативными и общественными организациями, Конституции и законам СССР, конституциям и законам союзных автономных республик, постановлениям Совета Министров СССР, Совета Министров союзных и автономных республик; за точным исполнением законов должностными лицами и гражданами СССР. Противоречащие закону приказы, инструкции, решения, распоряжения, постановления и иные акты опротестовываются в орган, издавший соответствующий акт, или в вышестоящий орган (см. Протест).

На должности прокуроров и следователей в органах П. СССР назначаются лица, имеющие высшее юридическое образование. Работникам органов П. СССР присваиваются классные чины: действительного государственного советника юстиции, государственного советника юстиции I, II и III классов (присваиваются Президиумом Верховного Совета СССР). Др. классные чины присваиваются приказом Генерального прокурора СССР либо прокурора союзной республики. Прокурорско-следственные работники, имеющие классные чины, при исполнении служебных обязанностей носят форменную одежду со знаками различия.

Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия . 1969—1978 .

Читайте также: