Произведения сорока росинского кратко

Обновлено: 05.07.2024

Школу имени Достоевского иногда называли учебным заведением полутюремного типа. Очевидно, в первую очередь, потому, что в ней имелся карцер, чем, кстати, успешно воспользовалась Надежда Крупская в ходе совместной с Антоном Макаренко травли педагога.

Этот принцип диктует необходимость разобраться в собственном педагогическом вооружении: возможностях помещений здания школы, прилежащей территории и оборудования. В частности, Сорока-Росинский отмечает, что в доставшейся ему школе бывшего коммерческого училища была хорошая библиотека как для учеников, так и для учителей. Галерея олеографий в красивых золочёных рамах украшала зал школы. Эти объекты педагогической среды активно вошли в арсенал педагогических средств.

Тяжело в учении — легко в походе. Ведущим видом деятельности была учебная. С самого начала учитель разделил поступивших в его распоряжение детей на четыре отделения, как в армии. Критерием деления служил не уровень знаний, а желание учиться.

На взгляд начальства от образования, школа была довольно странной: вместо того, чтобы научить детей читать, считать и писать (элементарное образование) и перевоспитывать физическим трудом, там изучали иностранные языки, много читали отечественных и зарубежных авторов, издавали разные газеты и журналы. Иными словами, школа готовила скорее не пролетариат, а интеллигенцию. Выпускники показывали знания уровня семилетки и поступали в техникумы.

Полк в мирное время или в тылу и полк на передовой позиции под непрерывным обстрелом в постоянной настороженной готовности. Те ошибки, которые проходят незамеченными в тылу, на передовой ведут к полному разгрому и уничтожению. С детьми неординарный, выдающийся педагог Виктор Николаевич Сорока-Росинский всегда был на передовой позиции.

…Школа имени Достоевского была уникальной. В 1925 году именно по этой причине Виктора Сороку-Росинского и уволили.

Но неординарность Виктора Николаевича имела черты его времени.

Практический идеализм мог соединить в себе верность русской культуре с левыми, даже социалистическими убеждениями. Деятельная энергия практического идеалиста руководила Сорокой-Росинским в школе имени Достоевского — главном его достижении.

Живые свидетельства учениц Виктора Николаевича говорят о неиссякаемом, неотрывном от практики идеализме их учителя, основанном на идеализме русской культуры и литературы.

Умер он, как и жил, в нищете. В весьма преклонном возрасте попал под трамвай на углу Садовой улицы и переулка Макаренко — того самого, который исповедовал иные педагогические принципы и травил Сороку-Росинского в 1920-е годы. В тот день Виктор Николаевич возвращался домой с билетами в кино, купленными в награду за успехи своей ученице — соседской дочери, с которой занимался на дому.

Трагедия случилась в самом начале Большой Коломны — рядом с тем зданием на набережной Крюкова канала, 23, где умер генералиссимус Александр Суворов. Между прочим, здание Стрельнинской гимназии, в которой собственно и начинался творческий путь Виктора Николаевича, когда-то тоже было домом великого полководца.

Все эти совпадения можно было бы посчитать случайностями, если бы они не произошли в Петербурге — городе мистическом и непостижимо загадочном.

1 См. например: Колосова Е.М., Лагун С.А., Лихолетова И.В., Христофоров С.В. Петербургские учителя. Виктор Николаевич Сорока-Росинский. СПб., 2008.

4 Музиль Р. Человек без свойств. Кн. 1. М., 1984. С. 80.

5 Белоус В.Г. Указ. соч.

Фотография предоставлена фондом Музея Герценовского педагогического университета

Безусловно, Виктор Николаевич был яркой личностью, что не нравилось некоторым людям, окружавшим его. Его считали старомодным и чудаковатым. Он был одинок, его успехам в обучении детей не верили – считали, что на самом деле ученики Виктора Николаевича не заслуживают своих оценок[1,2,3].

Одной из главных идей Виктора Николаевича было использование игровых приемов в труде и учебе. В школе использовался преимущественно умственный труд, а также была выражена интеллектуальная деятельность и активно развивалась духовная жизнь, в чем школа им. Достоевского превосходила остальные воспитательные заведения.

О наказаниях и разрядах

В итоге получилось 5 разрядов.В первый и второй входили ребята, не получившие замечаний и отличившиеся в хорошем смысле этого слова. Третий разряд состоял из тех, кто совершилмелкие проступки; они не были ощутимо ущемлены в правах, но в то же время их ни за что не поощряли. Четвертый и пятый разряды представляли штрафники, которые вследствие своего поведения были лишены отпусков и прогулок. Впрочем, перейти из одного разряда в другой было несложно, так как перераспределение происходило на каждой неделе. Кроме того, ученики имели право возражать против замечаний, предъявляемых к ним, и если они были правы, запись с этим замечанием вычеркивалась. А при распределении вещей преимущество в получении было у тех, кто был в более высоком разряде, то есть у ребят был стимул следить за своим поведением.

О результатах приемов обучения и воспитания

Виктор Николаевич не представлял своей жизни без детей – даже покинув школу, он брал себе в ученики группы отстающих ребят. Кроме того, он постоянно писал книги, и несмотря на то, что его произведения не публиковали, он не бросил это дело, веря, что они пригодятся в будущем.

Виктор Николаевич Сорока-Росинский

Родился 26 ноября 1882 года в городе Новгород-Северском в семье капитана русской армии Николая Сороки, которому за героические заслуги в русско-турецкой войне было высочайше пожаловано дворянское звание.

Мальчика назвали Виктором, что означало — победитель. Он мечтал быть военным, вместе с солдатами ходил на маневры, часто ночевал в солдатских палатках, ел из солдатского котла, пел военные песни. Его любимым героем стал Александр Васильевич Суворов, которому Виктор старался подражать во всем: укреплял свое здоровье, обливался холодной водой, много ходил пешком. С ранних лет он приучил себя к опрятности, научился стирать и гладить, пришивать пуговицы и белые подворотнички, готовить простую пищу, мыть посуду.

Однако стать военным молодому человеку не пришлось — мать настояла на его поступлении в лучший тогда в России Санкт-Петербургский университет. Виктор учился на историко-филологическом факультете на одном курсе с А. Блоком, планировал по-новому написать историю суворовских войн, увлекался археологией и театром. Но на третьем курсе, когда Н. О. Лосский начал читать курс и вести практические занятия по экспериментальной психологии, интересы студента резко изменились. Он начинает работать в Психологическом кабинете, занимается вопросами индивидуальных особенностей памяти, воображения, внимания и возможностями воздействовать на эти особенности. Именно тогда Виктор Сорока понял, что его призвание — воспитывать новых людей.

После окончания университета он в течение года слушал курс психопатологии у академика В. М. Бехтерева и работал в Военно-медицинской академии в психологической лаборатории А. Ф. Лазурского. Эта психологическая подготовка сыграла важную роль в профессиональном становлении педагога-ученого.

Параллельно с научно-исследовательской и просветительской деятельностью выпускник университета занимался практической педагогикой. Дольше всего, в течение семи лет, В. Н. Сорока-Росинский работал в известной Стрельнинской гимназии под Петербургом. Здесь он не только преподавал историю, но и занимал должность классного наставника.

Ни в одной политической партии В. Н. Сорока-Росинский никогда не состоял, но, считая самодержавие тормозом, революцию принял как источник развития России и обновления школы. Почувствовав возможность свободы творчества в образовании, стал экспериментировать и искать новое.

С 1918 по 1920 год Виктор Николаевич работал в училище Путиловского завода, которое тогда возглавлял знаменитый В. А. Гердт. Училище было известно своими педагогическими инновациями и представляло собой комплекс учебных заведений: городское отделение, колония для детей-сирот, детский сад, подготовительные курсы, клуб. Здесь впервые были организованы группа продленного дня и питание детей в школе. Позднее эти находки распространились на всю страну.


Эвакуированный летом 1942 года в тяжелом состоянии из Ленинграда, Виктор Николаевич оказался в Горно-Алтайске. Там, несмотря на прогрессирующую глухоту и ухудшающееся зрение, он продолжал активно работать: преподавал русский язык и литературу в школе, проводя до 50 уроков в неделю, читал лекции в педагогическом училище и на курсах военных летчиков, ездил с учащимися в агитбригады. Через некоторое время переехал в Киргизию, в город Пржевальск, где преподавал русский язык и литературу в местном Учительском институте, работал методистом при гороно.

После окончания войны В. Н. Сорока-Росинский сразу начал хлопотать о возвращении в Ленинград, но разрешение на это получил только летом 1948 года.

Семь лет Виктор Николаевич работал учителем русского языка и литературы сначала в 233-й женской школе, затем в 260-й школе. Его уроки принципиально отличались от традиционных. Вместо учебников — придуманные им считалки, запоминалки, необычные словечки, которые прочно врезались в память на долгие годы. Все изучаемые правила были представлены в виде таблиц. Во время урока учитель писал таблицы на доске, вслух повторяя каждое слово, каждый знак. Ученики — то же самое в своих тетрадях. У ребят работали одновременно слух, зрение, мускульная сила и собственная сообразительность — это давало четырехкратный эффект.

Последней его подшефной была девочка, которая долго болела и отстала от класса. В. Н. Сорока-Росинский ежедневно занимался с нею. Когда ученица получила первую пятерку, он решил отметить это событие и обещал девочке повести её в панорамное кино. Поехал за билетами и, переходя улицу, из-за очень плохого зрения и слуха не увидел в темноте трамвай, не услышал звонка вагоновожатого… Это трагическое событие случилось 1 октября 1960 года на перекрестке улиц Садовой и Макаренко.


В. Н. Сорока-Росинский — представитель антрополого-гуманистического направления в педагогике (Л. Выготский, П. Каптерев, М. Рубинштейн), ориентировался на классическую традицию как источник истины и блага. Целью воспитания считал гармоническое развитие личности, укорененной в национальной ментальности. Основным ориентиром служили фундаментальные знания и способы творческого оперирования культурным наследием.


С 1906 года, момента публикации своих произведений, он подписывался псевдонимом В. Росинский — девичьей фамилией матери. После грандиозных перемен в России в 1917 году он стал подписывать свои публикации двойной фамилией.

Уже до революции 1917 года В. Н. Сорока-Росинский заявил о себе как, о значительном оригинальном ученом теоретике и практике гимназического образования. По своим политическим взглядам он не был коммунистом, скорее — социалистом, выступающим за демократию и прогресс в стране. Ни одной из политических партий за свою жизнь он не принадлежал. Видя в самодержавии тормоз, революцию принял как источник развития России и обновления школы. В рождающемся обществе он чувствовал возможность свободы творчества в образовании.

В. Н. Сорока-Росинский с энтузиазмом стал экспериментировать и искать новое, работая в Путиловском училище имени А. И. Герцена под руководством знаменитого В. А. Гердта с 1918 по 1920 год. Здесь впервые была организована группа продленного дня, питание детей в школе и другие находки, которые распространились затем на всю страну.

Наиболее яркий и известный период его педагогического творчества 1920–1925 годы — создание воспитательной системы школы имени Ф. М. Достоевского и оригинальной методики перевоспитания беспризорников и особо трудных подростков. Ему пришлось работать с детьми-беспризорниками, лишенными семьи, пристанища, жизненных ориентиров, прошедших, как говорится, огонь, воду и медные трубы. В своих статьях, написанных в 1923–1924 гг., как раз в то время, Сорока-Росинский с глубоким сочувствием и теплом, пониманием детской психологии вскрывал причины, травмировавшие характеры и судьбы этих детей. Сталкиваясь с детьми, изломанными жизнью, часто психически неуравновешенными, Сорока-Росинский сумел разглядеть среди трудновоспитуемых, талантливые, богато одаренные натуры. Нужен был поистине гигантский труд, чтобы помочь этим детям преодолеть тяжкое наследие их прошлого опыта. Опираясь на свой педагогический талант, педагогический опыт и демократические идеалы, В. Н. Сорока-Росинский сумел создать воспитательную систему, отличавшуюся подлинным гуманизмом, и добиться поразительных результатов в перевоспитании трудных подростков. В отличие от большинства педагогов, занимавшихся перевоспитанием беспризорников на основе приобщения их к труду — сельскохозяйственному или промышленному, Сорока-Росинский воспитывал культурой. На то были свои объективные и субъективные причины. Он не имел таких производственных возможностей, которые были у А. С. Макаренко, да и воспитанники его были людьми другого сорта. Каковы бы ни были объективные и субъективные причины, в основе подхода В. Н. Сорока-Росинского к методам и средствам перевоспитания трудных ребят лежало глубокое уважение к знаниям, культуре, к интеллектуальному труду, которое он пронес через всю жизнь.

Дифференцированное обучение, которое потребовало деления учащихся по ряду показателей интеллектуального развития на группы и ориентации содержания, темпов, методов и форм обучения на индивидуально-типологические особенности.

Инициативность детей в любой деятельности. Создавались творческие союзы детей, как коллективные формы сотворчества, любой из воспитанников имел право на выпуск своей газеты, своего журнала, право на полемику. Никакого жесткого контроля и навязывания мнений не допускалось.

Сегодня эти формы работы в образовательном процессе трансформировались в проектную деятельность учащихся, которая становится обязательной и прописана в новых ФГОСах.

Итак, можно обобщить, что педагогическая технология В. Н. Сорока-Росинского заключала в себе общие педагогические принципы: уважение к свободе и жизни каждого ребенка; творческое раскрепощение личности ученика; введение его в социально и личностно значимые виды деятельности; обогащение связей учебно-воспитательного учреждения с окружающим миром и действительностью; формирование не декларативно, а педагогически цельной, всесторонне развитой личности.

В. Н. Сорока-Росинского жил в непростое время, в городе трех революций, в голодные двадцатые, в сталинские тридцатые, военные и блокадные сороковые, послевоенные пятидесятые. Его сопровождали голод и неустроенность, одиночество среди взрослых. Но, ни одного часа он не жил ради себя, не скопил никакого богатства, не имел собственного угла, всю свою любовь, отдавая детям.

сама концептуальная его идея — развития творческих способностей детей;

глубокое уважение выдающегося педагога к личности ребенка, подростка, признание его права на собственное мнение;

выдвижение культуры и образованности, как первостепенного условия воспитания полноценной личности;

постоянный поиск истинно гуманистических отношений между учителями и учащимися;

высокая требовательность к профессиональным и личным качествам учителя;

школа должна быть вне политики, ибо школа и политика лежат в разных плоскостях;

Уникальность жизненного пути этого педагога заключается в том, что он всегда делал то, что нужно было стране в данный момент. До революции — разрабатывал идею национальной школы, являвшейся частью государственной политики в области образования. После революции — спасал беспризорных детей, искалеченных жизнью.

Сегодня для педагогов жизнедеятельность Виктора Николаевича является доказательством того, что разностороннее и разнообразное самосовершенствование ведет к высоким результатам в профессиональной деятельности, что подтверждает идею образования на протяжении всей жизни; и что педагогическая деятельность — это всегда экспериментальная, творческая деятельность, требующая постоянного поиска новых методов и приемов обучения, согласно запросам времени.

Белых Г, Пантелеев Л. Республика ШКИД. Кишинев, 1999

Богуславский М. В. Ценностные ориентации российского образования первой трети 20 века // Педагогика — № 3–1996.

Никольская А. А. Отечественная педагогическая мысль накануне Октября 1917 года // Педагогика — № 2–1994.

Сорока-Росинский В. Н. Школа Достоевского. — М., 1978

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, русский язык, жизнь, Россия, Школа, воспитательная система, воспоминание учеников, окружающий мир, педагогическая технология, суворовская педагогика.

Похожие статьи

Педагогические идеи Виктора Николаевича Сороки-Росинского

русский язык, педагогическая технология, Ленинград, школа, ученик, урок, ребенок, литература, класс, этап.

Педагогические идеи К. Д. Ушинского и современность

Новые образовательные технологии и воспитательные системы не всегда дают положительный результат.

Становление краеведения в России как элемента.

Во второй половине XIX века в педагогических кругах России широко обсуждался вопрос

На путях к новой школе, 1925. — № 2. Родин А. Ф. Из минувшего (Воспоминания педагога-краеведа) — 1965.

Роль краеведения на уроках русского языка, литературы.

Современные педагогические технологии в начальной школе

начальная школа, русский язык, исследовательская деятельность, исследовательская деятельность учащихся, программный.

Педагогические идеи К. Д. Ушинского в современной системе.

Стержень педагогической системы — демократизация системы образования и обучения

основа воспитания, женское образование, Труд, воспитание, великий педагог, народная школа, родной язык, идея, воспитательная сила.

Вклад отечественных ученых в развитие проблемы.

В современном мире покупается и продается почти все, даже честь и жизнь человека.

Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка. - М.: ОНИКС-ЛИТ, Мир и Образование, 2012. - 1376 c. Пидкасистый П.И. Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических вузов и.

Проблемы духовно-нравственного воспитания школьников.

нравственное воспитание, духовно-нравственное воспитание, подрастающее поколение, нравственность, ребенок, действие, воспитание, окружающий мир, нравственный выбор, духовность.

О концепции воспитания Ш. А. Амонашвили | Статья в журнале.

Получается, что педагогическая система воспитания

1. Невмешательство в жизнь ребенка, где главным является минимум запретов.

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, детский сад, воспитание детей, воспитательный процесс, духовный мир ребенка.

Нравственное воспитание как основа становления личности

Важной педагогической задачей формирования личности является выработка учащимися активной жизненной позиции, сознательного

Воспитательная система школы создавалась усилиями всех участников образовательного процесса: учителями, детьми, родителями.

Читайте также: