Происхождение права в древней греции и древнем риме кратко

Обновлено: 07.07.2024

Неолитическая революция — это процесс перехода от присваивающего хозяйства к производящему в эпоху неолита.

В долинах крупных рек — Нила, Тигра, Евфрата, Инда, Янцзы — на рубеже IV—III тысячелетий до н. э. возникли раннеземледельческие общества, а на их основе — раннеклассовые государства.

Правовые нормы формировались при непосредственном участии государства путем установления ответственности за нарушение некоторых обычаев. Взятые под охрану государством, обычаи стали одними из важнейших форм выражения правовых норм. В них еще проявлялись представления родового строя, но все большее значение приобретала идеология раннеклассовых обществ, утверждавшая социальное неравенство и привилегированное положение правящей верхушки. Правовые обычаи способствовали укреплению власти знати. Они устанавливали более строгие меры наказания за преступления против чиновников и государства.

Значительную роль в создании права сыграли судебные органы. Рассматривая конкретные дела, они выносили решения, становившиеся правилами при рассмотрении аналогичных дел другими судами. С укреплением государственной власти и развитием письменности правовые нормы стали фиксироваться в законах. Первые законы создавались в качестве сводов правовых обычаев и судебных решений. Такими, например, были законы царя Хаммурапи, правившего в Вавилоне в XVIII в. до н. э.


Античные правовые системы – классика юриспруденции. Охарактеризуем важнейшие нормы Законов Драконта и Солона. Расскажем о принципах древнеримского права, которые не потеряли актуальность и в наши дни.


В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам

Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобретя в каталоге.

Получите невероятные возможности




Конспект урока "п. Право в Древней Греции и Древнем Риме"

Античные правовые системы – классика юриспруденции. Многие их идеи и принципы используются и в современном законодательстве. В первую очередь это относится к римскому праву. Если вы решите стать юристом, то обязательно будете его подробно изучать.


Вначале познакомимся с законами Древних Афин. Они имели наиболее развитую правовую систему среди всех древнегреческих полисов, хотя и она не дошла до наших дней в цельном виде. Но в Спарте, например, вообще не было писаных законов. Сами законы, правда, были. Их дал спартанцам легендарный Ликург.


Он, в свою очередь, согласно тем же легендам, получил их непосредственно от бога Аполлона через Дельфийского оракула. Произошло это, как думают историки, где-то в IX веке до нашей эры. Вероятно, законы Ликурга были изложены достаточно кратко (лаконизм, как вы помните, был отличительной чертой спартанцев). Поэтому они вполне могли передаваться из поколения в поколение в устной форме.

А вот законы афинского тирана Драконта в 621 году до нашей эры были записаны. Тиранами в Афинской республике называли правителей, пришедших к власти насильственным путём. Некоторые из них были мудрыми и справедливыми правителями, меценатами. Драконт, судя по его законам, был достаточно жёстким человеком. Практически за любое преступление следовало одинаковое наказание – смертная казнь. Это относилось даже к краже овощей из огорода или грозди винограда из чужого сада.


Правда, за некоторые правонарушения мог быть назначен и штраф. Например, за посягательство на неприкосновенность личности. Могли не казнить и убийцу, если он смог примириться с родными своей жертвы. В этом случае суд назначал компенсацию. Её размер устанавливался по соглашению сторон. Относилось это лишь к непреднамеренным убийствам.

Драконт, вероятно, первым разделил преступления на умышленные и совершённые по неосторожности. Он ввёл принцип равенства перед законом в сфере уголовного права. Любые привилегии, например родовой знати, при назначении наказаний за преступления отменялись.


В первую очередь Солон обратил внимание на решение проблем должников. Имеющиеся долговые обязательства были отменены. Исследователи не пришли к единому мнению, касалось ли это всех должников или какой-то их части. Земельные участки, которые были заложены в счёт долга, возвращались их собственникам. Запрещалась долговая кабала, то есть обращение в рабство за долги. Всех рабов-должников освобождали. Тех же, что были проданы за пределы Афин, выкупали за счёт казны.


Было покончено с привилегиями родовой аристократии в политической сфере. Степень участия афинян в управлении государством теперь зависела не от знатности, а от имущественного положения. Это тоже, разумеется, не полное равенство. Но всё же уровень доходов и благосостояния человека в большей степени зависел от его личных качеств и усилий, чем факт рождения в той или иной семье. Никто из афинских граждан не был совсем лишён политических прав. Все могли участвовать в Народном собрании и избираться судьями. Кроме того, граждане получили право подавать публичные иски. Это значит, что они могли обращаться в суд по делу, которое не касалось их личных интересов, имело общественное значение. Всё это стало основой афинской демократии.

Достаточно детально регулировались имущественные отношения. Следование законам должно было снизить до минимума возможность причинения ущерба друг другу. Так, устанавливались обязательства сажать деревья на определённом расстоянии от границы соседнего участка. То же самое правило действовало в отношении выкапывания ям и канав, размещения пчельников.


Солон принял и закон о завещаниях. Ранее собственник имущества не мог им распоряжаться по своему усмотрению: после его смерти всё оно оставалось в его роде. Теперь же, при отсутствии у собственника детей, он мог завещать его постороннему лицу.

Большое внимание уделялось правовому регулированию семейных отношений. Чтобы исключить фиктивные браки (из корыстных побуждений), вводились возрастные ограничения, женщине запрещалось приносить мужу большое приданое.


Для сохранения морали и общественного спокойствия наказанию подвергалась клевета. Причём как по отношению к живущим, так и уже умершим гражданам. Это считалось оскорблением личной чести и вело к штрафу. Ограничивались демонстрация роскоши и проявление всякой нескромности и нарочитости. В том числе, например, излишние причитания женщин-плакальщиц на похоронах. Да, такие вещи тоже регулировались законом. Жёстко каралась супружеская измена: муж имел право убить любовника жены.

В законах Солона нашла отражение и политика протекционизма. Поддерживалось развитие ремесленного производства. Ограничивался вывоз зерна (его не хватало в Афинах), и поощрялась продажа за пределы полиса оливкового масла.


Законы были выбиты на 16 деревянных досках и выставлены на всеобщее обозрение. Солон добился от сограждан обещания следовать этим установлениям не менее ста лет. Но такая ситуация, чтобы все были довольны законами, в принципе невозможна. Крестьяне требовали передела земель. Знать негодовала, поскольку была лишена привилегий и даровых рабочих рук должников. Чтобы не поддаться соблазну внести изменения в только что принятые законы, Солон покинул Афины. И как минимум 10 лет провёл в путешествиях за пределами родины. Выделим те правовые принципы, которые вытекали из законодательных реформ Солона.

· Принцип приоритета закона в сравнении с мнением его толкователей, какими бы авторитетными они ни были.

· Равенство перед законом и равное право на выступление.

· Право на подачу публичного иска, в том числе при защите демократии.

· Право апелляции решений должностных лиц в народном суде присяжных.

Древнеримская цивилизация пала под ударами варваров, но её наследие сыграло важную роль в развитии Европы. Особо счастливая судьба выпала римскому праву. На его основе развивались европейская юридическая наука и практика гражданского законодательства. Прежде всего это относится к континентальной – романо-германской – правовой семье. Вы ведь знаете, что частью её является и современная российская правовая система?

Разумеется, римское право сформировалось не в одночасье. Для этого понадобилось не одно столетие. Римские историки утверждали, что писаные законы существовали ещё во времена первых царей – Ромула и Нумы Помпилия.


Наверное, у них были основания так говорить, но до наших дней эти древнейшие правовые памятники не дошли. Самый старый свод римских законов – Законы двенадцати таблиц.

Они были созданы специальной комиссией из 10 человек. Первоначальный вариант, принятый в 451 году до нашей эры, уместился на 10 металлических таблицах. Но, по мнению плебеев (низших сословий римского общества), они недостаточно защищали их права. Поэтому в следующем году были приняты ещё 2 таблицы законов.


До 387 года до нашей эры их мог прочитать любой на Форуме у здания сената. Но во время нападения галлов таблицы были уничтожены. Поэтому до наших дней Законы двенадцати таблиц дошли лишь фрагментами, в пересказах живших позже древнеримских юристов. Насколько можно судить, основное внимание в них уделялось семейному и наследственному праву. Законы были изложены подряд, без деления по отраслям. В перечне наказаний древний принцип талиона соседствовал с денежными штрафами.

Но, разумеется, на этом развитие римского права не остановилось. Усложнялась общественная жизнь, росла территория государства, менялся политический строй. Принимались новые законы, отменялись старые. Этот процесс продолжался и после падения Западной Римской империи – в Византии. Именно там в 529 году был составлен Кодекс Юстиниана, наиболее полный из известных нам сборников древнеримских законов.


Юстиниан – византийский император VI века нашей эры. Он задался целью восстановить под своей властью Римскую империю. Ему даже удалось завладеть Апеннинами, юго-западом Пиренейского полуострова и частью Северной Африки. Но при этом он расстроил государственные финансы и поставил большую часть населения страны на грань нищеты.

Ульпиан – пожалуй, самый известный древнеримский юрист. Он жил в конце I – начале II века. Был сторонником естественного права. То есть считал, что права человека вытекают из его природы, а не даруются кем-то, являются неотъемлемыми. Авторитет Ульпиана был настолько высок, что в начале V века его сочинениям была придана юридическая сила.


Итак, публичное право регулировало вопросы управления, положение магистратов (органов власти), порядок занятия государственных должностей, вопросы религиозного характера. К нему относили также нормы, связанные с организацией судопроизводства и уголовным правом, а также порядок определения правоспособности и дееспособности лиц. Нормы публично права имели императивный (повелительный, обязательный) характер и не могли быть изменены.

Частное право регулировало имущественные и семейные отношения, отношения собственности, порядок заключения и исполнения договоров, наследование… Государственное вмешательство в эти отношения было минимальным. Граждане должны были сами решать, пользоваться им этим правом или нет, выбирать вариант поведения, закреплять его в договорах. Главное – не выходить за рамки, установленные законом. При необходимости свои частные права можно было защитить в суде.

Начиная с XII века, римское частное право стало широко изучаться в университетах Западной Европы и применяться в судах. Оказалось, что диспозитивный метод регулирования имущественных и части личных неимущественных отношений очень хорошо вписывается в жизнь нового европейского общества. Востребованными оказались и другие принципы, характерные для римского права.

· Принцип общей пользы – закон является проявлением общей воли, защита закона выше защиты человека.

· Принцип равенства – права создаются не для отдельных лиц, а общим образом.

· Принцип справедливости – для закона важно то, что важно с точки зрения справедливости; дело в суде нужно решать не строже и не мягче, чем требует данный случай.

Об этих и других идеях древнеримских юристов мы ещё будем говорить более подробно при изучении других тем. А пока подведём итог сказанному.


Принципы, выработанные античным правом, интересны не только с исторической точки зрения. Многие из них лежат в основе современных правовых систем. Идея естественного права и равенства всех перед законом, принципы верховенства закона и справедливости, рассмотрение договора как источника частного права (диспозитивный метод правового регулирования), право апелляции решений должностных лиц и судов – вот далеко не полный перечень наследия, которым мы активно пользуемся.

Законы вавилонского царя Хаммурапи (Кодекс Хаммурапи, XVIII в. до н. э.) – первый из дошедших до нас древних кодексов законов. По содержанию он универсален. Деления законов по отраслям еще нет, но отдельные нормы кодекса можно объединить в группы по областям жизни, которые они регулировали.

Статьи 1–5 в основном посвящены суду, 6—126 – праву собственности, договору займа (обратите внимание на их количество), 127–195 – семье и наследованию, 196–214 – преступлениям против личности, 215–282 – имущественным преступлениям, договорам найма.

Законы Древнего Востока отличались крайней жестокостью. В Вавилоне, например, преступникам отрубали руки, уши, пальцы, язык, их сажали на кол, сжигали, закапывали живыми. Применялся основанный на древнем обычае принцип талиона: надлежало, например, повредить глаз тому, кто причинил вред глазу другого; выбивший зуб у соседа должен был расстаться со здоровым зубом и т. д. Если преступление совершалось против лица, стоявшего ниже на социальной лестнице, талион заменялся композицией – денежным вознаграждением за причиненный ущерб.

С уважением относился к законам один из мудрейших людей в истории человечества – Сократ (ок. 470–399 до н. э.). Он говорил, что легендарный спартанский законодатель Ликург не возвысил бы Спарту над другими государствами, если бы не добился повиновения законам. По мнению философа, наилучшими являются те правители, которым граждане более всего обязаны подчинением законам. То государство, где граждане повинуются законам, счастливо во время мира и незыблемо во время войны.

Римское право и сегодня изучают в юридических институтах. Источники римского права многочисленны: от Законов XII таблиц (V до н. э.) до Свода гражданского права (Corpus juris civilis), составленного по поручению византийского императора Юстиниана в VI в. н. э. Много ценных сведений о законах Древнего Рима мы находим в сочинениях Плутарха, Тита Ливия, Саллюстия, Тацита, Цицерона, Ульпиана и других римских писателей, историков, юристов.

Римское право наделяло свободных граждан широкими правами: правом частной собственности, правом заключения сделок и договоров, иными имущественными правами. Брак признавался выражением свободной воли граждан. Существовали свобода слова и передвижений, право неприкосновенности личности. Запрещалось применять пытку к свободным римским гражданам. Подсудимый мог свободно выбирать себе защитника. В I в. до н. э. постоянным институтом стал суд присяжных. Приговоренный к смертной казни мог обращаться за защитой к народным трибунам, а в эпоху Империи – к императору.

Dura lex, sed lex (дура леке, сед леке). Закон суров, но это – закон!

Pereat mundus etfiat justitia (переат мундус ет фиат юстициа). Правосудие должно свершиться, хотя бы погиб мир.

Salus populi suprema lex (салюс попули супрема леке). Благо народа – высший закон.

Vox populi – vox Dei (вокс попули – вокс деи). Глас народа – глас Божий.

Нормы и принципы римского права

Римское право (публичное и особенно частное) было разработано весьма тщательно. Например, Свод гражданского права устанавливал следующие виды контрактов (сделок, договоров; вернитесь к этому материалу при изучении темы о сделках и договорах):

Знакомство с древними правовыми нормами не только интересно. Оно помогает в решении конкретных проблем, стоящих перед современным российским обществом.

Вопросы для самоконтроля

1. Что представлял собой Кодекс царя Хаммурапи?

2. Какие законы существовали на Древнем Востоке?

3. Какой характер имели законы Древнего Востока?

4. Чем законы Древней Греции и Рима отличались от законов Древнего Востока?

5. Почему Сократ считал необходимым чтить законы?

6. Какую роль в истории европейского права сыграло римское право?

Французский ученый В. Шейл, который впервые перевел текст законов Хаммурапи, условно разбил их на 282 статьи.

Весьма жестокими были древнеиндийские законы Ману, законы Древнего Китая Шан-шу. Последние подразумевали смертную казнь за двести видов преступлений, клеймение – за тысячу видов.

Латинские правовые термины

Меа culpa (меа кульпа) – моя вина; по моей вине.

Pro et contra (про ет контра) – за и против.

Status in statu (статус ин стату) – государство в государстве.

Status quo (статус кво) – статус-кво, существующее положение.

Ultima ratio (ультима рацио) – последний, решительный довод (часто силовой).

Выдающиеся мыслители и правоведы Античности

Аристотель (384–322 до н. э.) – древнегреческий философ. Развивал идеи разумного управления государством. По его мнению, государство и естественное право неотделимы. Правильные формы государства – монархия, аристократия, полития (умеренная, ограниченная демократия), неправильные– тирания, олигархия, охлократия.

Сократ (ок. 470–399 до н. э.) – древнегреческий философ, один из родоначальников диалектики как метода отыскания истины путем постановки наводящих вопросов. Излагал свое учение устно. Об учении Сократа писали его ученики Ксенофонт и Платон. Был принципиальным сторонником законности, строгого выполнения существующих законов.

Цицерон Марк Туллий (106—43 до н. э.) – римский политический деятель, оратор. Доказывал преимущества республиканского строя. Государство трактовал как согласованное правовое общение, которое воплощает то, что в природе является справедливостью и правом.

Ульпиан (ок. 170–228) – римский юрист, сторонник естественного права. В 426 г. сочинениям Ульпиана была придана обязательная юридическая сила.

Учимся защищать свои права, Информация к размышлению и действию

Темы для проектов, рефератов и обсуждения

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

2. Концепция власти в странах Древнего мира

2. Концепция власти в странах Древнего мира Самый ранний тип общества, пришедшего на смену первобытному, сложился в цивилизациях Древнего Востока. Он характеризуется господством патриархального натурального хозяйства, устойчивостью государственных форм собственности

10. Формирование древнего права

10. Формирование древнего права Государство возникает как закономерный результат естественного развития первобытного общества. Формы государственности в Древнем мире связаны с особенностями исторического развития общества. Но каким бы своеобразием ни отличалось

17. Государства Древнего Междуречья

17. Государства Древнего Междуречья Еще в IV тысячелетии до н. э. в южной части Двуречья, между Тигром и Евфратом, начало развиваться земледелие, связанное с проведением ирригационных работ. Первые города-государства стали возникать здесь в конце IV-начале III тысячелетия до

27. Государства Древнего Китая

27. Государства Древнего Китая История Древнего Китая обычно делится на ряд периодов, по имени царствующих династий: период Шан (Инь) (XV–XI вв. до н. э.), период Чжоу (XI–III вв. до н. э.). В период Чжоу выделяются особые периоды: Чуньцю (VIII–V вв. до н. э.) и Чжаньго, «борющихся

№9 Происхождение права

Основные понятия: присваивающее хозяйство, мононормы, производящее хозяйство, неолитическая революция.

Социальное регулирование в первобытном обществе

Право существовало не всегда. Оно возникло в период перехода первобытного общества к раннеземледельческому. Для того чтобы уяснить причины образования права, следует рассмотреть особенности социального регулирования в первобытном обществе.

Этап первобытного развития был самым длительным в истории человечества. Наши непосредственные предки — Homo sapiens (человек разумный) появились около 40 тысяч лет назад. Хозяйственная деятельность первобытного общества носила присваивающий характер. Потребности людей удовлетворялись за счет собирательства, охоты, рыбной ловли.

Присваивающее хозяйство — это способ хозяйственной деятельности, состоящий в присвоении готовых животных и растительных форм.

Мононормы — это правила поведения, носящие одновременно обычный, религиозный и мифологический характер.

Так, запрет убивать определенные виды животных, считавшихся священными для рода (племени), носил не только религиозный, но и мифологический характер. В мифах, передававшихся из поколения в поколение, можно было найти обоснование такого запрета. Со временем религиозно-мифологический запрет входил в привычку и становился обычаем.

Условия и закономерности происхождения права

Сложно говорить о единых для всех обществ закономерностях происхождения права. В каждом из обществ создавалась уникальная, не воспроизводившаяся больше нигде комбинация взаимодействия социальных факторов, порождавших право. Тем не менее, возникновение права стало возможным только при наличии строго определенных условий:

1) производящего хозяйства, обеспечивающего регулярное производство прибавочного продукта;

Производящее хозяйство — способ хозяйственной деятельности, при котором создается прибавочный продукт.

2) разделения общества на классы;

3) появления государства.

Там, где эти условия не создавались, не возникало и право. Юридическая наука, на основе изучения особенностей становления и развития права в различных обществах, выделяет три пути возникновения права: древневосточный, античный, германский (германо-славянский).

Происхождение права на Древнем Востоке

Неолитическая революция — это процесс перехода от присваивающего хозяйства к производящему в эпоху неолита.

В долинах крупных рек — Нила, Тигра, Евфрата, Инда, Янцзы — на рубеже IV—III тысячелетий до н. э. возникли раннеземледельческие общества, а на их основе — раннеклассовые государства.

Правовые нормы формировались при непосредственном участии государства путем установления ответственности за нарушение некоторых обычаев. Взятые под охрану государством, обычаи стали одними из важнейших форм выражения правовых норм. В них еще проявлялись представления родового строя, но все большее значение приобретала идеология раннеклассовых обществ, утверждавшая социальное неравенство и привилегированное положение правящей верхушки. Правовые обычаи способствовали укреплению власти знати. Они устанавливали более строгие меры наказания за преступления против чиновников и государства.

Значительную роль в создании права сыграли судебные органы. Рассматривая конкретные дела, они выносили решения, становившиеся правилами при рассмотрении аналогичных дел другими судами. С укреплением государственной власти и развитием письменности правовые нормы стали фиксироваться в законах. Первые законы создавались в качестве сводов правовых обычаев и судебных решений. Такими, например, были законы царя Хаммурапи, правившего в Вавилоне в XVIII в. до н. э.

Происхождение права в Древней Греции и Риме

В Древней Греции и Риме становление права было обусловлено постепенным разделением труда и обособлением в самостоятельные отрасли хозяйственной деятельности земледелия, скотоводства, ремесла и торговли. Постепенное увеличение производительности труда вело к возникновению прибавочного продукта и появлению частной собственности. Это ослабляло родовые связи и уменьшало их социальную значимость. Органы родового управления не могли прежними методами выполнять функции по обеспечению жизнедеятельности общества и с возникновением классов преобразовывались в государственные. Античное государство, сложившееся в VII—VIII вв. до н. э., создало право, придавая обязательную силу отдельным обычаям родового строя и используя судебные решения в качестве правил по аналогичным делам. Впоследствии на основе правовых обычаев и судебных решений создавались своды законов. К таким правовым актам относятся древнеримские Законы двенадцати таблиц. Свое название Законы получили оттого, что были начертаны на 12 деревян­ных досках-таблицах, выставленных для всеобщего обозрения на главной площади Рима — Форуме.

Происхождение права у германцев и славян

Особую роль в праве феодальной Европы играло каноническое (церковное) право Римской католической и Православной церквей. Каноническое право регулировало внутрицерковные отношения, а также значительную часть внецерковных, главным образом гражданско-правовых, семейных, наследственных, и некоторые уголовные отношения.

Исторической обусловленностью обладает развитие права стран Древнего Востока. Долгое время право древнего мира было обычным и лишь с совершенствованием социума постепенно становится писаным. Включало в основном случаи из судебной практики того времени, которые накапливались и получались целые своды законов, правил.

В содержании четко прослеживается классовое разделение, но и видна общенациональная направленность. Яркими примерами являются законы Хаммурапи и законы Ману.

Древний Вавилон: Законы Хаммурапи

Еще в самом начале своего восхождения на престол царь составил свод законов и дал право стране. Однако первая редакция не сохранилась, а известные на сегодня правила относятся к завершающему периоду царствования Хаммурапи.

Текст законов был выбит на базальтовом столбе, а во главе изображен царь. Текст разбит на 3 части – введение (перечисляются благие дела царя и говорится о преемственности власти от бога), непосредственно законы, заключение. Состоит из 282 статей.

Право собственности

Приобретает распространение частная собственность. Различаются такие земли по владению:

Первые 2 вида находились под контролем царя и составляли ключевой источник дохода государства. Общинные владения уходили на последний план, поскольку в целом община вымирала. Умирание общины во многом сопряжено с развитием частной собственности на наделы, которые без каких-либо барьеров продавались, сдавались в аренду, переходили преемникам по наследству.

Обязательственное право

В своде есть ряд статей, регламентировавших сдачу наделов в пользование за плату. Оплата составляла 1/3 от урожая. Если же условием сдачи в аренду становилось обязательство по отдаче половины урожая, то владелец участка должен был сам принимать участие в затратах или труду по обработке.

СПРАВКА! Отдавали участок в эксплуатацию на небольшой период – 1-2 года. Исключением выступали неосвоенные наделы.

Закон древнего мира регулировал отношения между хозяином земли и пользователем, если последний не обрабатывал участок, то обязан уплатить владельцу по меркам урожая, выращенного соседями.

Свод регламентирует также наем вещей, животных, помещений, судов и прочее. Есть сведения о мерах наказания в случае потери или безвозвратной гибели вещи.

Семейные отношения

Действительность брачного союза определялась письменным соглашением между отцом невесты и будущим мужем. Девушка переходила под управление супруга. В случае неверности женщине грозило суровое наказание.

Совсем бесправной замужнюю женщину назвать нельзя. Она обладала следующим перечнем прерогатив:

Право на приданое.

На расторжение союза.

Вправе быть преемницей имущества супруга после его кончины.

Отец имел сильное влияние на потомств. Ему разрешалось продавать своих детей, отдавать в качестве обеспечения долга, отрезать язык при сквернословии с родителями. Законом ограничивалась отцовское влияние – он не вправе лишить наследства, если преемник не совершил преступного деяния.

Уголовное право

В законах нет определения преступления и перечня деяний, относящихся к таковым. Из текста выделяются такие разновидности:

Упоминается лишение жизни по неосторожности. Детально расписаны различные членовредительства. Нарушителя в таких случаях ожидала участь потерпевшего, действовал принцип талиона.

законы древнего мира

Различают кражу и грабеж. Наказания довольно жесткие – смертная казнь, отрубание рук, взимание непомерной суммы штрафа.

Древняя Индия: Законы Ману

Повседневная жизнь индийцев была регламентирована этическими сборниками правил поведения – дхармы. Самым известным считается законы Ману. Предписания носили очень религиозный характер.

История права древнего мира не указывает точной даты появления этих правил. Включают 2625 статей.

Четко прослеживается понимание между собственностью и владением. Перечисляется 7 легальных способов возникновения права собственности – наследование, получение в качестве подарка или в результате находки, приобретение, завоевание, возмещение за долги, по исполнению работы, в качестве милостыни.

история права древнего мира

Среди обязательств распространение получили договорные, то есть вытекающие из соглашения. Законом твердо зафиксированы нерушимость и преемственность долговых обязательств. Если должник не вернул полученный заем в срок, то он обязуется отработать долг.

СПРАВКА! Если в качестве должника выступает лицо, занимающее более высокое происхождение, то ему разрешено отдавать долг постепенно.

В правилах есть упоминания о договорах купли-продажи, дарения, аренды участков.

Брак представлял собой один из видов имущественных сделок – будущий супруг покупал себе жену и она переходила в его собственность. Женщины не способны быть самостоятельными – вначале девочка пребывает под властью отца, после – мужа, а затем – сыновей.

ВНИМАНИЕ! Муж вправе иметь несколько жен, а также подать на развод. Женщине же не разрешалось покинуть семью даже после расторжения союза.

Уголовное право с одной стороны довольно развито – есть понимание рецидива, формы вины, соучастие. Однако все еще имеют место быть пережитки прежних порядков – талион, ордалии как средство доказывания, ответственность общины за совершенное деяние на ее территории, если преступник не найден.

Демократия и право античной Греции

В начале V в. до н.э. Фемистокл, глава демократического движения, заменяет прямые выборы архонтов жеребьевкой. Далее продвижением демократии занимается Эфиальт. Для снижения влияния олигархической партии в ареопаге он инициировал расследование о фактах коррупции против некоторых членов привилегированного органа. Факты были доказаны и народное собрание ликвидировало орган.

Эфиальт ввел новую принципиальную систему отчетов должностных лиц. Перед уходом в отставку чиновника любой гражданин Афин был вправе обратиться на него с жалобой. С именем этого правителя связывают введение обязательства выставлять законы для всеобщего ознакомления.

Далее правление перешло к Периклу, который уже более четко разделил ветви власти, установил денежное вознаграждение за труд судьям и другим госслужащим, провел гражданскую реформу.

государство и право древнего мира

Несмотря на процессы демократизации социум терзали противоречия. Все еще большую его часть составляли несвободные рабы. Полноправные граждане обладали перечнем прав:

свобода и личная независимость от другого человека;

на земельный надел и экономическое содействие в случае материальных трудностей;

участие в делах государства;

почитание и защиту богов;

участие в празднествах.

Также были и обязательства граждан – помощь полису при любой чрезвычайной ситуации, защита от внешних врагов, соблюдение законов, обработка своего надела. За совершенное преступное деяние граждане могли ограничиваться в правах, подвергнуться бесчестью.

Римское право: Законы XII таблиц

Свое название свод получил от того, что текст законов занял 12 таблиц из дерева, которые были выставлены на главной площади Рима для всеобщего обозрения. Основой послужили сформировавшиеся обычаи, что в целом характерно для развития государства и права древнего мира.

международное право древнего мира

Особую нужду в таком кодексе имели плебеи, которых следовало хоть как-то защитить от произвола патрициев. Отличительной чертой свода является высокая степень формализма – невыполнение какой-либо бюрократической процедуры, ее упущение могло привести к проигрышу дела в суде.

Право собственности подразделялось на 2 типа:

Рес манципи – наделы, скот, рабы, сооружения.

Ре снек манципи- остальные вещи.

Семья в Риме патриархальная. Все члены находятся под властью домовладыки, которым может оказаться дед или отец. Есть 3 формы вступления в брак – при соблюдении религиозного обряда (поедание лепешек и произношение клятвы), в результате покупки невесты, новая форма – сине манну (где женщина имеет достаточно привилегий , например, право на развод).

Наказания за преступления были суровыми. В основном применяли смертную казнь или обязательства по уплате огромных штрафов.

Таким образом, древнее право берет свое начало в обычаях и традициях каждой страны. У каждого народа были свои отличительные особенности, что отразилось на памятниках законов.

Читайте также: