Происхождение названия города сергиев посад кратко

Обновлено: 04.07.2024

Сергиев Посад основан в XIV веке и назван в честь Преподобного Сергия Радонежского. Посадами в Древней Руси назывались торгово-ремесленные слободы. Расположен Сергиев Посад по берегам речек Кончуры и Вондюги. Крестьяне и ремесленники этих мест северного Подмосковья работали в обширном хозяйстве Троице-Сергиева монастыря, ставшего впоследствии одним из богатейших землевладельцев страны.

Согласно летописям Троице-Сергиев монастырь возник в 40-х годах XIV века на холме Маковец недалеко от города Радонежа (ныне село Городок). Основателем монастыря был сын ростовского боярина Варфоломей, получивший после пострижения в монахи имя Сергий. Время основания монастыря пришлось на период борьбы великокняжеской Москвы против феодальной раздробленности Руси и борьбы русского народа против монголо-татарского нашествия.

В то время Москва, начавшая объединение русских земель, искала опоры у богатой церкви. Она поддерживала строительство монастырей и способствовала освоению новых земель. В новую обитель стекались иноки и богомольцы. Вскоре вокруг деревянных стен монастыря начал формироваться посад. Постепенно вблизи монастыря стали селиться и крестьяне. Первыми поселениями, ставшими основой будущего города, были села Панино, Кокуево и Клементьево.

С самого начала своего существования Троице-Сергиев монастырь принял активное участие в поддержке политики Москвы. Влияние монастыря в XIV веке было очень велико. Основатель его Сергий Радонежский ездил в Ростов и Нижний Новгород для улаживания конфликтов между великим князем и суздальско-новгородскими князьями, мирил с Москвой рязанского князя Олега.

После введения в монастыре общежитийного устава, он превратился в учреждение, подчиненное единой дисциплине. Согласно уставу, все имущество монастыря стало общим, и монастырская братия принимала участие в повседневных монастырских делах.

Перед Куликовской битвой 1380 года в Троице-Сергиевский монастырь приезжал московский князь Дмитрий Иванович, получивший от отца Сергия благословение. Чтобы еще больше поднять дух русского войска, вместе с Дмитрием Ивановичем на поле боя отправились два монаха – Пересвет и Ослябля. По преданию, Куликовская битва началась поединком Пересвета и татарина Темир-Мурзы. Куликовская битва закончилась блестящей победой русских войск и положила начало освобождению Руси от монголо-татарского ига. Однако набеги врагов продолжались. В 1408 году хан Едигей сжег монастырь, в 1411 году его отстроили вновь. Вскоре от Дмитрия Донского монастырь получил первые феодальные привилегии. Тогда в Московском Кремле было выделено место для монастырского двора и дано право взимать пошлину с клеймения лошадей, что приносило большой доход. Известна жалованная грамота 1392 года, данная монастырю боярином Семеном Морозовым на половину соляной варницы у Соли Галицкой. В те же годы монастырь получил право на ловлю рыбы в озерах Стародубского княжества. Все это послужило созданию собственности монастыря. Полученные льготы способствовали развитию торговли и ремесел. На территории вокруг монастыря постепенно создавались слободы мастеровых людей. Появились Иконная, Поварская, Конюшенная, Тележная, Стрелецкая и Пушкарская слободы.

В последующем столетии владения Троицкого монастыря за счет государственных и частных пожалований росли очень быстро. Одним из распространенных источников роста земельных богатств были вклады за право быть погребенным в стенах монастыря. Свидетельством этого является белокаменная надгробная плита 1494 года, найденная на территории монастыря над захоронением Юрия Романовича Алексеева. Сын известного дьяка Романа Алексеева, посланного Иваном III в 1496 году в покоренную Тверь для приведения к присяге ее жителей, был погребен в монастыре за вклад села Романовского на реке Наре, Боровского уезда.

В монастыре сторонник Дмитрия Шемяки князь Иван Можайский захватил Василия II. Через некоторое время Иван II вернул престол и, не смотря на обиды, продолжал делать большие вклады в монастырь, стараясь заручиться его влиятельной поддержкой.

В XV веке монастырские земли выходили далеко за пределы Радонежского уезда, на территории которого находился монастырь. Ему принадлежали пахотные земли, пустоши, крестьянские дворы с огородами, заливные луга, соляные варницы, места ловли бобров, рыбные промыслы и др. Все работы выполнялись монастырскими крестьянами.

За деревянной монастырской крепостной стеной, простоявшей до середины XV века, находились многочисленные хозяйственные службы монастыря – конюшенный двор, житница, кузни, огороды и сады. В 1422 – 1423 годах на средства князя галицкого и звенигородского Юрия – сына Дмитрия Донского, в монастыре был сооружен Троицкий собор; в 1469 году были построены трапезная и поварня; в 1476 – 1477 годах построена Духовская церковь.

В начале XV века в Троице-Сергиевском монастыре, расположенном недалеко от Москвы – центра русской культуры, пребывали выдающиеся зодчие, художники, писатели и мастера прикладного искусства Древней Руси. Это был один из центров и книжного искусства со специальной мастерской по переписке книг. Здесь жили и работали выдающиеся писатели Древней Руси Епифаний Премудрый и Пахомий Логофет.

В 20-е годы XV века выдающиеся русские художники Андрей Рублев и Даниил Черный украсили своими фресками и иконами Троицкий собор монастыря. В том же столетии в монастыре работал резчик и ювелир Амвросий. Среди талантливых зодчих, обстраивавших крепость, был и Василий Ермолин. Этот перечень славных имен свидетельствует о том большом значении, которое принадлежало Троицкому монастырю в развитии русской национальной культуры.

В XVI веке земельные владения Троицко-Сергиева монастыря, а также денежные богатства росли с необычайной быстротой. В основном это шло за счет развивавшейся торговли хлебом, рыбой, солью. Правительство давало монастырю большие торговые льготы. Свои продукты монахи сбывали в Новгороде, Великом Устюге, Белоозере. Даже английские купцы отмечали, что в торговых делах в России монахи превосходят светских купцов.

Значительные богатства продолжали поступать в монастырь и за счет погребения на его территории знатных лиц из княжеских и боярских родов. В 1561 году в монастырь приезжал Иван Грозный для совета с троицким духовенством перед организацией опричнины. Заручившись поддержкой монастыря, он уехал в Александровскую Слободу. За годы опричнины значительно выросли земельные владения монастыря за счет земель опальных землевладельцев, а его казна пополнилась вкладами по казненным.

В годы правления Ивана Грозного Троице-Сергиеву монастырю уделялось большое внимание как военно-стратегическому пункту на северных подступах к Москве. Это было время, когда многочисленные монастыри превращались в опорные пункты и военные крепости. С 1540 по 1550 годы в монастыре велось крупномасштабное строительство крепостных стен. Монастырские крестьяне получили разрешение бесплатно брать строительный материал, на чьих бы землях он ни находился. Довольно быстро крепость Троице-Сергиева монастыря стала образцом русского фортификационного искусства своего времени. При этом мощная крепостная стена с башнями поражала не только своей неприступностью, но величественной красотой.

В сентябре 1608 года 15 тысяч интервентов во главе с воеводами Сапегой и Лисовским подошли к стенам крепости, за которыми собрались жители посада и крестьяне окрестных деревень с семьями. Началась шестнадцатимесячная осада. Силы были неравными: 15-тысячному войску осаждавших противостояли 2 400 человек.

На предложения сдаться, защитники крепости ответили отказом. Тогда враги решили взять крепость штурмом. Первый штурм был предпринят в октябре 1608 года. В течение всей осени продолжались частые атаки, но крепость оставалась неприступной. Не помог и подкоп, который сделали поляки под одну из башен. О подкопе стало известно от пленных солдат, и два крестьянина Никон Шилов и Слота взорвали его, пожертвовав своими жизнями.

Осажденные в стенах монастыря жестоко страдали от голода, недостатка воды, вражеского обстрела, цинги и других болезней. О голоде, болезнях, изменах среди бояр, дворян и даже монахов сообщала в своих письмах Ксения Годунова, находившаяся в монастыре во время осады.

Героическая защита крепости и помощь войск М. В. Скопина-Шуйского сделали свое дело. Осада была снята, и в январе 1910 года интервенты отступили. Подвиги защитников Троицкого монастыря описаны участником осады троицким келарем Авраамием Палицыным. Его "Сказание" является одним из значительных произведений литературы русского средневековья. Рассказ Палицына описывает мужество осажденных, их ратные подвиги, верность долгу и любовь к Родине. Благодаря Палицыну стали известны имена многих героев обороны – простых русских крестьян. По сей день на монастырских воротах сохранилась поставленная в XIX веке чугунная доска в память подвига двух из них – Никона Шилова и Слоты, ценой собственной жизни спасших крепость от взрыва.

После окончания интервенции хозяйство Троицкого монастыря быстро восстанавливается и монастырь, всегда игравший видную роль в политической жизни государства, вновь оказался в центре событий конца XVII века. Как мощная подмосковная крепость, в 1682 и 1689 годах он был использован для борьбы с восставшими стрельцами. В 1682 году во время восстания стрельцов их начальник князь Хованский хотел воспользоваться смутой, чтобы возвести на престол своего сына Андрея. В эти опасные для царствующего дома дни за монастырскими стенами укрылись малолетние цари Петр и Иван с приближенными людьми. После раскрытия заговора Хованский и его были казнены в селе Воздвиженском в 10 км от монастыря.

В 1689 году заговор против юного Петра организовала правительница государства царевна Софья, решившая опереться в своей борьбе за власть на стрельцов. Петру I вновь пришлось скрываться в монастыре. Сюда же пришли верные ему стрелецкие полки. Попытка царевны Софьи завладеть престолом провалилась.

Значение Троице-Сергиева монастыря было велико не только во внутриполитической жизни страны XIV-XVII веков, но и в истории культуры и искусства России этого времени. Как уже упоминалось, здесь работали художники Андрей Рублев, Даниил Черный, Симон Ушаков, писатели и публицисты Епифаний Премудрый, Пахомий Логофет, Максим Грек, Авраамий Палицын, велось летописание. Широкой известностью пользовались произведения троицких иконописцев, мастеров обработки камня и драгоценных металлов. В стенах монастыря была собрана одна из лучших библиотек страны.

Для усиления экономической мощи государства Петр I нередко использовал богатства монастыря на государственные нужды и забирал из монастырской казны значительные суммы. В период создания русского флота монастырь был обязан построить три корабля и три галеры со всем военным снаряжением.

В XVIII веке и первой половине XIX века экономическое развитие города, как и ранее, во многом продолжало зависеть от монастырских нужд. В это время монастырь усиливает свою хозяйственно-предпринимательскую деятельность. Было увеличено количество ремесленных слобод.

В XIX веке монахи, стараясь не отстать от местных промышленников, развивали широкую хозяйственную деятельность, создавая собственные предприятия. Ими были созданы бумажные фабрики, кирпичный завод, типография, фарфоровое производство, шелкоткацкая фабрика и др. Эти предприятия сдавались в аренду или обслуживались наемными рабочими.

В 1919 году город был переименован в Сергиев, в 1930 году – в Загорск, в честь революционера В.М. Загорского. В 1991 году городу было возвращено его историческое название. В период пятилеток в Сергиевом Посаде стали появляться новые фабрики и заводы, изменившие облик города. В 1932 году на базе переведенного из Москвы Музея игрушки здесь был создан единственный в мире НИИигрушки. Таким образом, традиционный промысел получил новую производственную и научно-исследовательскую базу для своего развития.

С началом Великой Отечественной войны жизнь Сергиева Посада, как и жизнь всей страны, круто изменилась. Многие жители Сергиева Посада воевали на фронтах, 14 из них стали Героями Советского Союза, а летчик Г. М. Паршин удостоен этого высокого звания дважды. В городе на братской могиле воздвигнут монумент в честь воинов, отдавших жизнь в боях за Родину.

Особое внимание посетителей привлекают драгоценные сокровища отечественной истории и культуры в Сергиев Посадском историко-художественном Музее-заповеднике. Основу коллекции музея составляют сокровища, собранные в стенах Троице-Сергиевой Лавры в течение нескольких столетий и отражающие не только смену вкусов, стилей и эпох русского искусства, но и его широкую географию – практически все центры древнерусской культуры представлены здесь разнообразными памятниками живописи и декоративно-прикладного искусства.

Музей стал составной частью историко-художественного и архитектурного заповедника, в который Троице-Сергиева Лавра была обращена 1 февраля 1940 года, что положило начало научным исследованиям и реставрации архитектурных шедевров Сергиева Посада, получивших мировую известность.

Собрание древнерусского искусства представлено в музее коллекциями икон и произведений художественных ремесел, начиная с XIV века. Среди произведений древнерусской живописи особый интерес представляют иконы, относящиеся ко второй половине XIV-XV веков, а также работы троицких мастеров XVII-XVIII веков.

В здании ризницы экспонируются уникальные изделия мастеров золотого и серебряного дела, мелкой пластики и древнерусского шитья ХIV-ХVII веков. Коллекция шитья, собранная в Сергиевом Посаде, считается одной из лучших в стране.

Произведения живописи, графики и прикладного искусства XVIII – начала XX века размещены в Наместничьих покоях и служат продолжением экспозиции древнерусского прикладного искусства. Здесь можно увидеть не только церковные сосуды из драгоценных металлов, облачения, шитые жемчугом и серебром, но также изделия из фарфора и стекла, гравюры и акварель, светскую портретную живопись, мебель и т.д.

Творчеству русских мастеров XVII – начала XX века посвящена экспозиция народного искусства. Резьбу и роспись по дереву, керамику, изделия из кованного и орнаментального "просечного" железа, ткани-"набойки" с затейливыми узорами, народный костюм, северную резную кость и многое другое можно увидеть в музейном собрании.

Южнее зданий Лавры на высоком речном берегу в краснокирпичном доме бывшей городской гимназии (1893 год, архитектор А. Латков) разместился музей игрушки. Ныне собрание игрушек превысило десятки тысяч экземпляров и включает в себя не только русские игрушки, но и богатую коллекцию зарубежных образцов.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

История древнего города

История древнего города Сергиев Посад основан в XIV веке и назван в честь Преподобного Сергия Радонежского. Посадами в Древней Руси назывались торгово-ремесленные слободы. Расположен Сергиев Посад по берегам речек Кончуры и Вондюги. Крестьяне и ремесленники этих мест

История древнего города

История древнего города О Владимире летопись впервые упоминает в 1108 году. Основание города связано с именем Владимира Мономаха, державшего в руках плодородные земли. Защищаясь от набегов волжских булгар и враждебных рязанских и муромских князей, Владимир Мономах

История древнего города

История древнего города На пути в Переславль-Залесский имеется много интереснейших древних архитектурных и исторических достопримечательностей, среди которых находится старинный город Александров, в прошлом Александровская Слобода, которая впервые упоминается в

15. Культура Древнего Египта

15. Культура Древнего Египта Религия играла большую роль в жизни древних египтян. Они были язычниками, т. е. поклонялись не одному, а многим богам. По некоторым сведениям, насчитывалось от сотни до тысячи разнообразных богов. Именно боги и наделили фараонов согласно

20. Культура Древнего Китая

Школьники часто интересуются прошлым древних русских городов. Не исключением является история Сергиева Посада. Кратко передать её нелегко, ведь этот населённый пункт существует почти 7 веков, на протяжении которых на его землях происходило немало интересных событий. Прошлое Сергиева Посада неразрывно связано с находящейся на его землях Троице-Сергиевой лаврой — крупнейшим русским православным монастырём, посмотреть на который съезжаются туристы и верующие из многих стран. Расположенный в пределах Золотого кольца, город манит к себе приезжих живописной природой, уникальными памятниками древнего зодчества, интересными музеями и гостеприимством жителей.

история сергиева посада

Основание монастыря

История Сергиева Посада началась в далеком 1347 году. Именно тогда в Радонежском бору на лесном холме Маковец возле реки Кончуры братья Варфоломей и Стефан построили монашескую келью и маленькую церквушку во имя Троицы. Единственной целью своей жизни аскеты считали служение Богу, а безлюдная местность Подмосковья как нельзя лучше для этого подходила. Но вскоре Стефану надоели глухие леса и постоянные монашеские лишения. Оставив брата, он переехал в московский Богоявленский монастырь. Варфоломей же постригся в монахи под именем Сергия и стал жить в келье отшельником. Так просуществовал он в одиночестве несколько лет.

Со временем к Сергию на поселение стали приходить монахи из близлежащих земель. Они основали вокруг построенной церкви Троицкий монастырь, который своим внешним видом напоминал ограждённый деревянным забором маленький городок. Сергий Радонежский запрещал послушникам принимать подаяния от посторонних людей и предписывал им зарабатывать на жизнь собственным трудом. Так монастырь постепенно превратился в богатый центр ремесленного производства. Вокруг него начали строить свои жилища крестьяне и мастеровой люд. Из этих поселений постепенно образовывались слободы. Также церковнослужителям покровительствовала русская знать, наделяя его различными льготами и феодальными привилегиями.

история сергиева посада для детей

Роль монастыря в победе на Куликовом поле

История города Сергиев Посад тесно связана с именем великого князя Дмитрия Донского, избавившего русские земли от монголо-татарского ига. Если верить летописным источникам, то в 1380 г., накануне битвы на Куликовом поле, правитель земель русских вместе с дружиной прибыл в монастырь за благословлением от Сергия.

Преподобный отец не только духовно поддержал воинов, но и дал им в помощь двух своих иноков (Александра Пересвета и Родиона Ослябю), которые отлично умели обращаться с оружием. Получив поддержку от Сергия, Дмитрий Донской с дружиной отправился на Куликово поле биться с войсками Золотой Орды. По древним преданиям, смелые монахи Ослябя и Пересвет отчаянно сражались с врагом и погибли в бою. Но в итоге дружине Дмитрия Донского удалось разбить монголо-татар и эта победа положила начало освобождению Руси от многолетнего ига.

Смерть основателя города

Преподобный отец умер в 1392 г. и был похоронен на территории основанного им монастыря. Насыщена история Сергиева Посада. Для детей повествование о жизни города будет выглядеть волшебным, если рассказать им о том, почему имя великого монаха, его основателя, было известно далеко за пределами места его проживания. Среди людей он прославился как великий чудотворец и праведник, к которому в самую трудную минуту обращались не только простые крестьяне, но и знатные люди. Спустя 30 лет после кончины Сергия причислили к лику святых. В честь этого события над местом его погребения был заложен каменный Троицкий собор, возведённый на средства сына Дмитрия Донского князя Юрия.

история города сергиев посад

Уничтожение монастыря

История города Сергиев Посад имеет свои трагические страницы. Несмотря на то что в результате Куликовской битвы войскам Золотой Орды было нанесено сокрушительное поражение, они всё равно время от времени нападали на русские земли. В 1408 году. татары начали наступление на Москву. Когда у них на пути появился величественный Троице-Сергиевский монастырь, хан Едигей приказал своему войску подпалить его. Деревянные религиозные сооружения вспыхнули и сгорели дотла.

Возрождение и процветание

Несмотря на опустошительный набег татар, не прекратил своего существования монастырь, на месте которого впоследствии образовался Сергиев Посад. История города для детей может быть рассказана без упоминания этих фактов, но об этих, пусть и неприятных, событиях они тоже должны знать.

Спустя 3 года после трагедии на этих землях появились новые религиозные постройки, для возведения которых использовался камень. Восстановленный монастырь крепко встал на ноги и благодаря поддержке князей стал развиваться ещё быстрее и лучше. Ему принадлежали выходящие далеко за его пределы пахотные земли, луга, крестьянские дворы с хозяйствами, места для ловли рыбы и т. д.

Царь Иван Грозный всегда прислушивался к мнению высокого троицкого духовенства. В 1561 г. он получил от монастырских церковнослужителей одобрение своей политики, вошедшей в историю под названием "опричнина". Поддержка государя принесла монахам новые земельные владения и пополнение казны за счёт казённых людей.

история сергиева посада кратко

Переименование монастыря в лавру

Образованный город получил герб, на его территории стали возводиться богадельни, торговые лавки, монастырские гостиницы, открывались фабрики, заводы, типография. Постепенно он превратился в крупный центр производства игрушек, его символом стала русская матрёшка. В 1865 г. между Сергиевом Посадом и Москвой проложили железнодорожные пути. Это привлекло в лавру большое количество паломником и богомольцев.

сергиев посад история города для детей

Политика большевиков

Сергиев Посад во времена советской власти

В период существования СССР внешний вид города существенно изменился. На его территории были построены новые фабрики и заводы. В 1932 г. здесь открылся уникальный Научно-исследовательский институт игрушек. Война с немцами внесла в размеренную жизнь города свои коррективы. Многие его жители отправились воевать на фронт, 14 из них после окончания боевых действий были удостоены звания Героя СССР. Начиная с 1946 г. религиозная жизнь в Сергиевом Посаде стала постепенно возрождаться. С этого времени в лавру начали возвращаться монахи.

краткая история города сергиев посад

В 1976 г. в городе открыли памятник Загорскому. С 1980 г. здесь начал функционировать музей игрушки. В честь 1000-летия крещения Киевской Руси в 1988 г. в окрестностях населённого пункта, недалеко от Преображенской церкви был торжественно открыт памятник его основателю Сергию Радонежскому. Прежнее название Сергиеву Посаду вернули после проведённого в 1991 г. местного референдума.

краткая история сергиева посада для детей

Современный город

Сергиев Посад сегодня является крупным религиозным, культурным, историческим и административным центром Московской области. Его главной достопримечательностью является Троице-Сергиева лавра. С 1993 г. она числится в Списке Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО. Посетить её приезжают не только верующие, но и все те, кого интересует краткая история города Сергиев Посад.

Топоним Загорск очень молод. Это название появи­лось на карте страны только в 1930 г. Но нельзя ска­зать, что молод город, ныне называемый Загорском. Его история насчитывает не одну сотню лет.

Монастырь, который основал Сергий Радонежский и игуменом которого он был, стал именоваться — по цен­тральному храму — Троицким. Популярность культа святой Троицы в XIV в. не может быть объяснена толь­ко лишь обострением догматических споров и оживле­нием выступлений против официального толкования троицы. Необходимо учитывать и конкретную

Спустя два-три года к Сергию стали стекаться мо­нахи, и в 1347—1348 гг. их было уже 13 человек. В 1353 г. Сергий Радонежский становится игуменом Троицкого монастыря, там утверждается общежитий­ный устав. По-новому организованный монастырь пре­вращается в крупное феодальное владение и начинает осуществлять монастырскую колонизацию Северо-Восточной Руси. Начиная с 50-х годов XIV в. из Троице-Сергиева монастыря вышло более 20 устроителей но­вых монастырей, среди них Роман Киржачский (Бла­говещенский Киржачский монастырь), Андроник Спас­ский (Снасо-Андроньевский монастырь), Мефодий Песношский (Николо-Песношский монастырь), Федор Си­моновский (Симонов монастырь), Савва Звенигород­ский (Саввино-Сторожевский монастырь).

Непосредственно свое название Троицкий мона­стырь получил

Утичья башня

что есть возможность для разработки гипоте­зы в ином направлении.

Учитывая тот факт, что наиболее ранние источ­ники упоминают назва­ние. башни в форме Уточья, а также то, что под башней находятся ключи, водные источни­ки (что и позволило впоследствии провести в ней водопровод), веро­ятно, следует подумать о возможности связи названия башни именно с водными источниками, под ней расположенны­ми (сравните слова уте­кать, утека и другие у В. И. Даля).

Более проста исто­рия названий остальных башен монастыря — Пивной (с обширными погребами), Конюшен­ной (или Каличьей), Плотиичьей, Звонковой (или Кузнечной), Сушильной, Красной, Луковой, Водя­ной, Келарской (келарь — в русских монастырях мо­нах, заведовавший хозяйственной частью). Этимоло­гия этих названий в большинстве случаев достаточно прозрачна: почти все названия связаны с назначением башни, спецификой ее использования в монастырском быту, расположенностью поблизости от какого-либо объекта внутри монастыря или за его пределами, внеш­ним обликом башни и т. д.

Троице-Сергиева, Александро-Невская и Почаевская. Что касается Троицо-Соргиеной лавры, то возглавляет ее сам патриарх, а непосредственное руководство осу­ществляет наместник лавры архимандрит.

Совершенно справедливо падать вопрос: какова ис­тория светской части того населенного пункта, которая сформировалась вокруг Троицо-Сергиевского монасты­ря, какими топонимическими данными относительно ее мы располагаем?

Строительство шоссе, связавшего Москву с Сергие­вым Посадом, было закончено в 1845 г., а спустя сем­надцать лет было открыто движение по железной до­роге.

В 1919 г. форма наименования изменилась: Сергиев Посад был преобразован в город Сергиев и стал район­ным центром, а с 1922 г.—уездным центром. А уже в 1930 г. город получил новое название — Загорск. Оно было дано в честь видного деятеля партии В. М. Загор­ского. Настоящая фамилия Владимира Михайловича Загорского была Лубоцкий (Загорский — это псевдо­ним); имел он и партийную кличку Денис. В. М. За­горский вступил в члены партии в 1905 г., в 1918 г. был избран одним из секретарей Московского комитета РКП(б). 25 сентября 1919 г. В. М. Загорского не ста­ло: он вместе с другими партийными активистами был убит взрывом бомбы, брошенной левыми эсерами в по­мещение МК РКП (б) в Леонтьевском переулке.

Название Загорск — интересный топонимический казус. Оно образовано от антропонима Загорский, но теми людьми, которым неизвестна конкретная история его происхождения, оно воспринимается как название, относящееся к ряду ойконимов-ориентиров, указываю­щих на положение населенного пункта на местности относительно чего-либо. Русская топонимия достаточно богата такими примерами: Заречье, Заболотье, Заборье и, наконец, Загорье (есть и Подосинки, Залуги, Подберезное и др.). В результате поставленного нами неболь­шого эксперимента обнаружилось, что значительное число людей расценивают название Загорск как однотип­ное с топонимом Загорье.


24 года назад город Загорск стал Сергиевым Посадом. 23 сентября 1991 года вышло постановление Президиума Верховного Совета РСФСР о переименовании. И хотя дата некруглая, мы решили напомнить нашим читателям о тех событиях. Помочь нам в этом согласился Юрий Степанов, бывший в ту пору заместителем редактора газеты "Вперёд".

Как вас теперь называть?

Отличительной особенностью советского периода в истории нашей страны стало массовое переименование городов. Вятка стала называться Киров, Тверь — Калинин, Екатеринодар — Краснодар, Пермь — Молотов. Даже Рыбинск успел сменить название на Андропов, Ижевск — на Устинов, а Набережные Челны — на Брежнев. С крахом социализма начался обратный процесс.

С началом горбачёвской перестройки все чаще стали раздаваться голоса о необходимости избавления от идеологического наследия прошлого. В первую очередь обсуждалось переименование крупных городов — Ленинграда, Свердловска, Горького. Изменению названий предшествовала широкая общественная дискуссия, начиная со споров на кухнях и заканчивая полемикой в печати. С одной стороны, звучали призывы восстановить историческую справедливость и возвратиться к своим корням, с другой — не без оснований полагали, что в обществе царящего дефицита, роста преступности и обнищания масс есть дела и поважнее, чем смена топонимов.

За горами, за долами.


Юрий Степанов считает, что Загорск, в отличие от многих других городов, по своему названию мало ассоциировался с большевизмом. Если сами загорчане знали, что их город назван в честь революционера Владимира Загорского, погибшего в 1919 году от бомбы левых эсеров, то, к примеру, гости города часто искренне были уверены, что Загорск — "это где-то там, за горами". Помните стихи Агнии Барто: "с горки на горку по городу Загорску"?

Вообще, фигура Загорского в пантеоне революционных героев оказалась задвинутой в дальний угол. Кстати, местные краеведы "раскопали" такой исторический казус. Когда в конце 1920-х годов возник вопрос об очередном переименовании города (к тому времени он назывался Сергиев), для этой цели была предложена кандидатура Загорского, но не Владимира Михайловича, а другого — Николая Фёдоровича. В отличие от своего московского коллеги, этот персонаж свою революционную деятельность осуществлял на территории нашего района, призывая ещё в 1905 году рабочих местных фабрик и заводов к забастовкам и митингам.

Торопиться не надо!

По воспоминаниям собеседника, "локомотивом" идеи переименования Загорска была местная интеллигенция. Она в то время была очень активна. В библиотеке имени Горловского периодически собирался Совет творческой интеллигенции, где велись дискуссии о том, как развиваться городу дальше, как решать проблемы образования, культуры, экологии. И власть поддерживала это движение, а некоторые чиновники сами не гнушались принимать в нём участие. К примеру, главный архитектор Виктор Журавлёв всегда был желанным гостем.

И всё же нельзя сказать, что большинство населения Загорска и района выступали за смену названия. Хотя после того как в мае 1988 года в селе Городок (ныне Радонеж) был открыт памятник преподобному Сергию Радонежскому, стало ясно, что "процесс пошёл".

Но общественное мнение было ещё далеко неоднозначным. Показательный случай произошёл в ходе избирательной кампании по выборам депутата на Съезд народных депутатов СССР в 1989 году. Тогда в Загорск на встречу с избирателями приехал известный тележурналист и кандидат в депутаты Александр Крутов. Старшему поколению он известен как ведущий популярной в конце 1980-х годов телевизионной передачи "Прожектор перестройки". Мероприятие состоялось в Доме культуры им. 50-летия Октября на Скобянке. Народу тогда набилось — полный зал. На пике своего выступления будущий народный депутат с пафосом бросил в массы призыв переименовать Загорск, рассчитывая, что люди с энтузиазмом поддержат его. Однако в зале воцарилась гробовая тишина. Погорячился тележурналист. И позже выбрал себе другого конька — закрытие Шеметовского полигона радиоактивных отходов.

В общем, стало понятно, что жителей города старое название вполне устраивает и причин его менять они не видят. Но сторонники переименования тоже не сидели сложа руки. Во время очередных выборов на загорских избирательных участках параллельно был организован опрос населения, который хотя и не имел официального статуса, однако должен был продемонстрировать отношение жителей города к возможному переименованию. Его результаты показали, что общество в этом вопросе разделено.

Свершилось!

И всё же 2 сентября 1991 года сессия горсовета приняла решение о возвращении городу его исторического названия — Сергиев Посад. "За" проголосовал 81 депутат, "против" — 25 при 12 воздержавшихся. Это дало возможность включить город Загорск в постановление Президиума Верховного Совета РСФСР от 23 сентября. В нём наш город соседствовал со Свердловском, который получил своё прежнее название Екатеринбург. Через неделю после выхода судьбоносного документа, 1 октября, его текст был опубликован в районной газете "Вперёд".

Параллельно с дискуссией о смене названия города всегда обсуждались и вопросы топонимики городских улиц, напоминает Юрий Степанов. Это было неизбежно, потому что иметь в историческом центре Сергиева Посада улицы с названиями Пролетарская, Первомайская, Комсомольская, согласитесь, чудно и диковато. И они вскоре стали соответственно Ильинской, Вознесенской, Вифанской. Вместо Вокзальной появилась улица Сергиевская, улица Розы Люксембург стала улицей Леонида Булавина, а улица Ново-Загорская улицей Куликова. Улица Загорского осталась — она никому не мешает за пределами исторического центра. А вот улица Карла Маркса стоит там незыблемо.

Возвращаясь к имени города, заметим, что всё-таки слово "Загорск" продолжает жить своей жизнью. Загорский оптико-механический завод, Загорская ГАЭС, посёлок Загорские Дали. Когда известный парижский дом моды Comme des Garcons в 2002 году выпустил свою знаменитую коллекцию ароматов "Религии мира", то парфюм, посвящённый православию, он назвал не как-нибудь, а именно "Загорском".

Сергиев Посад в течение 60 лет носил другое название — с 1930 года по 1991 годы город назывался Загорском, в память о погибшем секретаре Московского комитета партии В.М.Загорском. До революции город назывался Сергиевским Посадом, а с 1917 до 1930 - Сергиев.

Сергиев Посад с незапамятных времён был известен не только благодаря игрушкам — здесь, вблизи лавры, пекли одни из самых вкусных блинов во всей округе. На большом блинном дворе, где располагалось около десятка разных блинных, пекли всевозможные лепешки с самыми разнообразными начинками.

Городские легенды

Троице-Сергиева Лавра

Существует несколько легенд, связанных с появлением в Сергиевом Посаде игрушечного промысла. По одной из них, первым стал резать игрушки из дерева сам Сергий Радонежский, основатель лавры — он вырезал поделки и дарил их крестьянским детям. Другая легенда гласит, что первым сделал игрушку из липового дерева некий глухонемой по прозвищу Татыга — он продал свою безделицу купцу, торговавшему лаптями, рукавицами и прочими хозяйственными вещами, а тот с выгодой для себя перепродал игрушку. Купец смекнул, что дело может быть прибыльным и заказал Татыге еще игрушек. Так и зародился игрушечный промысел.

В 1380 году войско Дмитрия Донского получило благословение на Куликовскую битву в Троице-Сергиевой лавре. Вместе с воинами отправились на сражение и местные монахи — Пересвет и Осляб. Начало битвы стало легендарным: богатырь Пересвет сошёлся в поединке с монгольским силачом Челубеем, и после первого же столкновения оба воина погибли.

По еще одной легенде, где-то в глубоких подземных ходах под Троице-Сергиевой Лаврой свою библиотеку спрятал царь Иоанн Грозный. Историки не опровергают этой версии, а предания дейсвительно говорят о широкой сети подземных ходов под монастырем.

История

Троице-Сергиева Лавра

Сергиев Посад и его район - регион с богатейшей историей. История Сергиева Посада насчитывает почти семь веков богатой событиями жизни. Начав свое существование в 40-х годах XIV века в глухом заповедном лесу, обитель Сергия Радонежского переросла в лавру, а затем объединила вокруг себя слободы и поселения, став в 1782 году по Указу Екатерины II городом Сергиевским Посадом. Он стал играть важную роль в политическй жизни Московского государства и приобрел славу духовного центра Руси. Обитель Сергия Радонежского помнит Дмитрия Донского, монахов Пересвета и Ослябю, навсегда вошедших в историю Руси. Стены лавры помнят царя Ивана Грозного и Василия Темного. Лавра стала неприступной твердыней во времена польско-литовской интервенции, защитив Москву. А в селе Деулино, близ нынешнего Сергиева Посада, был заключен известный мир. Стены лавры дали последний приют семье Годуновых и укрыли от бунта стрельцов юного Петра.

Осада Троице-Сергиевой Лавры. Верещагин

Троице-Сергиева Лавра в Советские годы

С 1930 по 1991 год Сергиев Посад носил название Загорск, в память погибшего секретаря Московского комитета партии В.М.Загорского, и вернул себе совсем недавно историческое название.

Многочисленные гости города посещают Троице-Сергиеву лавру, архитектурный ансамбль которой в 1993 году внесен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО; Государственный историко-художественный музей заповедник, коллекциия которого насчитывает более 120 тыс. произведений древнерусского, народного и современного декоративно-прикладного искусства; Художественно-педагогический музей игрушки.

В 1969 году город Загорск, единственный из городов Московской области, был включен в состав Золотого кольца.

Благословенная земля Радонежская создает особую атмосферу для развития искусства. Далеко за пределами района звучат имена живописцев и мастеров прикладного искусства, более 100 из них - члены Союза художников России.

Широко известны изделия народных промыслов, развившихся на территории Сергиево-Посадского района: богородская и сергиевская игрушки, абрамцево-кудринская резьба, сергиево-посадская матрешка. Старейшее художественно-промышленное училище Богородского промысла и Абрамцевский художественно-промышленный колледж им. В.М.Васнецова ведут подготовку художников-прикладников, передавая молодежи традиции национального искусства.

Здесь проводятся десятки музыкальных фестивалей, конкурсов, праздников народного творчества. Главный праздник - день города ежегодно отмечается в день Святой Троицы. В 2014 году весь Сергиево-Посадский район готовится торжественно встретить 700-летие прп. Сергия Радонежского.

Читайте также: