Происхождение государства и права их взаимосвязь кратко

Обновлено: 08.07.2024

Лекция по теме 1. Теоретические основы государства и права

Перечень вопросов раскрываемые в лекции:

1. Цель и задачи изучения курса. Понятие, объект, предмет, система методов юриспруденции.

2.Понятие общества, общественных отношений, общественной власти, социальных норм; виды социальных норм и социальных регуляторов. Основные закономерности возникновения государства и права.

3. Основные теории происхождения государства и права.

4. Сущность и признаки государства. Понятие функций государства и их классификация. Формы осуществления функций государства.

5. Понятие и элементы формы государства: форма правления, форма государственного устройства, политический режим. Понятие и виды органов государства. Понятие и основные черты механизма государства.

6. Понятие и признаки правового государства и гражданского общества.

1. Цель и задачи изучения курса. Понятие, объект, предмет, система методов юриспруденции

Систему юридических наук принято подразделять на:

1) теоретические науки (общая теория государства и права, история учений о государстве и праве, история учений о российском государстве и др.);

2) отраслевые науки (гражданское право; конституционное право; уголовное право, семейное право, трудовое право и др.);

3) прикладные науки (криминалистика, судебная медицина, судебная психиатрия и др.).

В рамках общей теории государства и права формируются основные правовые категории (понятия), которые служат базой для отраслевых и прикладных наук. К таким правовым категориям можно отнести: норму права, правоотношение; источники права, применение и толкование норм права, форму правления и форму государственного устройства и др.

Государство издает и охраняет нормы права, которые становятся регулятором общественных отношений с помощью государства. С другой стороны, в нормах права государство получает своё юридическое оформление, его деятельность осуществляется только на основе закона, других правовых норм, которые определяют форму государственного правления, структуру государства, систему его органов, их задачи, компетенцию, формы и методы государственной службы.

Какое значение имеет знание теории государства и права и других юридических наук, как для юристов, так и для будущих профессиональных экономистов? Имея солидную экономическую подготовку, а также основы знаний в области теории государства и права и других правовых дисциплин такой специалист сможет решать любые задачи в области развития и совершенствования социально ориентированной экономики.

Целью освоения дисциплины "Основы профилактики и противодействия коррупции" являются:

- рассмотрение общетеоретических проблем права и государства, позволяющее овладеть базовым категориальным аппаратом правовой науки;

- ознакомление с основными институтами Конституционного права РФ, Трудового права РФ, Гражданского права РФ и Уголовного права РФ, способствующее развитию глубокого понимания юридических явлений и процессов, верного представления о системе российского права и его основных источниках;

- выработка умения понимать природу права как специфического социального регулятора, анализировать процесс его происхождения и функционирования;

- формирование способности ориентироваться в основных отраслях российского права;

- формирование способности осмысленно принимать правовые решения и совершать иные юридически значимые действия в точном соответствии с требованиями правовых норм;

3) позволяет четче определить свойственные государству и праву функции и их роль в жизни общества и политической системе.

Теологическая теория . Данная теория выдвигает следующие положения:

1) государство – продукт божественной воли;

2) государственная власть вечна и незыблема;

3) государственная власть зависит главным образом от религиозных организаций и деятелей, "посредников" между богом и государственной властью;

4) социально-экономическое неравенство предопределено тоже божественной волей;

5) необходимость смирения и неоказание сопротивления государственной власти, главе государства, продолжателю на земле власти бога, непослушание власти – это непослушание всевышнему.

Достоинства теории. Положительное в данной теории состоит в том, что она:

– поднимает престиж государства, наделяя его и правителей ореолом святости;

– способствует утверждению в обществе порядка, согласия, духовности.

Недостатки теории. Они проявляются в том, что теологическая теория:

– не признает влияние социально-экономических и иных отношений на государство;

– не позволяет определить, как совершенствовать форму государства, как улучшить государственное устройство;

– в принципе недоказуема, ибо построена на вере;

– не раскрывает конкретных путей, способов реализации божественной воли.

Патриархальная теория . Данная теория выдвигает следующие положения:

1) государство – это результат развития и разрастания семьи;

2) власть государства, государя есть продолжение власти отца (патриарха) в семье;

3) власть государя, отца неограниченна;

4) власть "патриарха" имеет божественное происхождение;

5) сопротивление такой власти недопустимо;

6) лишь отеческая забота царя (короля и т. п.) способна обеспечить необходимые для человека условия жизни;

7) глава государства (патриарх/монарх) не выбирается, не назнача­ется и не смещается подданными, ибо последние – его дети.

Достоинства теории. Положительное в данной теории состоит в том, что она:

– создает ореол святости, уважения государственной власти;

– утверждает единство народа, "родственность" всех в единой стране.

Недостатки теории. Они проявляются в том, что патриархальная теория:

– упрощает процесс происхождения государства, по сути дела ставя знак равенства между государством и семьей, отождествляет категории "отец", "члены семьи" с категориями "государь", "подданные";

– не учитывает того, что семья (как социальный институт), по свидетельству историков, возникла с появлением государства в процессе разложения первобытнообщинного строя.

Договорная (естественно-правовая) теория. Она выдвигает следующие положения:

1) каждый человек рожден свободным и сам себе хозяин, никто не в состоянии подчинить человека без его согласия;

2) основанием права могут служить только договоры и соглашения;

3) основой любой законной власти среди людей могут быть лишь соглашения; при этом божественное происхождение власти отвергается;

4) в результате общественного договора образуется ассоциация равных и свободных индивидов: свобода и равенство участников договора обеспечивают объединение народа в неразрывное целое;

5) народ передает власть государству. Такое соглашение дает государству неограниченную власть над всеми его членами;

6) во всех формах правления суверенитет и законодательная власть принадлежат народу, он является источником власти;

7) народ имеет право не только изменять форму правления, но и вообще расторгнуть само общественное соглашение и вновь возвратить себе естественную свободу.

Достоинства теории. Положительное в данной теории состоит в том, что она:

– способствовала развитию демократической традиции в теории и на практике. Под влиянием теории общественного договора формировалась, в частности, государственность Соединенных Штатов Америки;

– признавала приоритет естественного права над позитивным;




– была крупным шагом вперед в познании государства, ибо порывала с религиозными представлениями о происхождении государственности и политической власти;

– имеет глубоко демократическое содержание, обосновывая естественное право народа на свержение власти неугодного правителя, вплоть до восстания.

Недостатки теории. Они проявляются в том, что договорная теория:

– дает схематическое, идеализированное и абстрактное представление о первобытном обществе, которое якобы на определенном этапе своего развития осознает необходимость соглашения между народом и правителями;

– недооценивает объективные факторы, оказывающие влияние на процесс возникновения государства (прежде всего социально-экономи­ческие, военно-политические и пр.), и преувеличивает субъективные.

Органическая теория происхождения государства. Ее представители утверждают:

1) государство возникает и развивается по законам биологии, так как человек – часть природы;

2) государство возникает одновременно с людьми и существует, пока есть люди;

3) государство – это господство целого над своими составными частями – людьми;

4) граждане государства – клетки организма, и им несвойственна борьба.

Достоинства органической теории состоят в том, что она:

– исходит из обусловленности законов социальной жизни законами естественными. Гибель, исчезновение человека как биологического вида будет означать и гибель общества, государства;

– вводит в понятие государства системный признак – государство и общество – сложный организм;

– обосновывает дифференциацию и интеграцию общественной и государственной жизни. Разделение труда ведет к дифференциации общества на классы, слои, а необходимость удовлетворения потребностей и защиты интересов – к интеграции.

Недостатки органической теории. Слабые стороны заключаются в том, что она:

– переносит законы развития природы на общественную жизнь, игнорируя социальные законы, особенности общества, его закономерности;

– отрицает революционные переходы от одного качества к другому.

Психологическая теория обосновывает происхождение государства и права:

1) врожденной потребностью жить вместе;

2) осознанием массой своей зависимости от власти;

3) деятельностью той или иной "сильной" личности;

4) агрессивными и другими импульсами, которые можно подавлять только с помощью принуждения, т. е. государства.

Достоинства психологической теории.

Положительное в данной теории состоит в том, что она показывает те субъективные факторы, которые воздействуют на существование права и государства. Действительно, социальные закономерности реализуются через человеческое поведение, деятельность.

Недостатки психологической теории:

– она считает свойства человеческой психики решающими в образовании государства и права;

– не учитывает того, что сама человеческая психика формируется под влиянием соответствующих экономических, социальных и иных внешних условий. А они играют главную роль.

Теория насилия утверждает, что государство возникло путем:

1) насилия одних членов общества над другими внутри одной социальной общности;

2) насилия одних обществ, государств над другими (завоевание, порабощение, колонизация);

3) насильственного присвоения материальных благ и средств производства сильным (вооруженным) меньшинством (сбор дани дружинниками, сгон крестьян с земли и присвоение их угодий, расширение территорий и иные формы насилия).

Достоинства теории. Положительное в данной теории:

– государство – это организация, применяющая насилие (сбор налогов, правоохранительная деятельность, комплектование вооруженных сил и т. д.);

– многие государства были созданы путем насилия (преодоление раздробленности в Германии (Бисмарк), во Франции, собирание русских земель вокруг Москвы в период Ивана III и Ивана IV).

Недостатки теории. Они проявляются в том, что теория насилия:

– доказывает возникновение государства только одними военно-политическими факторами, отрицает экономические и другие обстоятельства;

– никак не объясняет возникновение самого насилия;

– оправдывает агрессию, войны, расизм;

– провозглашает социальное, классовое неравенство как естественное и вечное.

Материалистическая теория . Основные положения данной теории:

1) государство возникает как результат развития экономики, усложнения общественных отношений, требующих специального аппарата для их регулирования;

2) возникновение государства обусловлено расколом общества на два класса с противоположными интересами и непримиримой классовой борьбой;

3) государство – это орган насилия, политического господства, управления в интересах экономически сильного господствую­щего класса, диктатура этого класса.

Достоинства теории. Данная теория имеет ряд рациональных положений:

– признание обусловленности государства материальными условиями жизни общества, взаимодействие государства и экономики;

– признание в обществе групп с различными (или противоположными) интересами – классов;

– появление государства лишь на определенной стадии развития общества.

Недостатки теории – увлечение экономическим детерминизмом и классовым антагонизмом при одновременной недооценке национальных, религиозных, психологических, военно-политических и иных причин, влияющих на процесс происхождения государственности.

Основные теории возникновения государства и права

Значение темы . Изучение процессов происхождения государства и права:

1) позволяет глубже понять социальную природу государства и права, их особенности и черты;

2) дает возможность проанализировать причины и условия их возникновения и развития;

3) позволяет четче определить свойственные государству и праву функции и их роль в жизни общества и политической системе.

Теологическая теория . Данная теория выдвигает следующие положения:

1) государство – продукт божественной воли;

2) государственная власть вечна и незыблема;

3) государственная власть зависит главным образом от религиозных организаций и деятелей, "посредников" между богом и государственной властью;

4) социально-экономическое неравенство предопределено тоже божественной волей;

5) необходимость смирения и неоказание сопротивления государственной власти, главе государства, продолжателю на земле власти бога, непослушание власти – это непослушание всевышнему.

Достоинства теории. Положительное в данной теории состоит в том, что она:

– поднимает престиж государства, наделяя его и правителей ореолом святости;

– способствует утверждению в обществе порядка, согласия, духовности.

Недостатки теории. Они проявляются в том, что теологическая теория:

– не признает влияние социально-экономических и иных отношений на государство;

– не позволяет определить, как совершенствовать форму государства, как улучшить государственное устройство;

– в принципе недоказуема, ибо построена на вере;

– не раскрывает конкретных путей, способов реализации божественной воли.

Патриархальная теория . Данная теория выдвигает следующие положения:

1) государство – это результат развития и разрастания семьи;

2) власть государства, государя есть продолжение власти отца (патриарха) в семье;

3) власть государя, отца неограниченна;

4) власть "патриарха" имеет божественное происхождение;

5) сопротивление такой власти недопустимо;

6) лишь отеческая забота царя (короля и т. п.) способна обеспечить необходимые для человека условия жизни;

7) глава государства (патриарх/монарх) не выбирается, не назнача­ется и не смещается подданными, ибо последние – его дети.

Достоинства теории. Положительное в данной теории состоит в том, что она:

– создает ореол святости, уважения государственной власти;

– утверждает единство народа, "родственность" всех в единой стране.

Недостатки теории. Они проявляются в том, что патриархальная теория:

– упрощает процесс происхождения государства, по сути дела ставя знак равенства между государством и семьей, отождествляет категории "отец", "члены семьи" с категориями "государь", "подданные";

– не учитывает того, что семья (как социальный институт), по свидетельству историков, возникла с появлением государства в процессе разложения первобытнообщинного строя.

Договорная (естественно-правовая) теория. Она выдвигает следующие положения:

1) каждый человек рожден свободным и сам себе хозяин, никто не в состоянии подчинить человека без его согласия;

2) основанием права могут служить только договоры и соглашения;

3) основой любой законной власти среди людей могут быть лишь соглашения; при этом божественное происхождение власти отвергается;

4) в результате общественного договора образуется ассоциация равных и свободных индивидов: свобода и равенство участников договора обеспечивают объединение народа в неразрывное целое;

5) народ передает власть государству. Такое соглашение дает государству неограниченную власть над всеми его членами;

6) во всех формах правления суверенитет и законодательная власть принадлежат народу, он является источником власти;

7) народ имеет право не только изменять форму правления, но и вообще расторгнуть само общественное соглашение и вновь возвратить себе естественную свободу.

Достоинства теории. Положительное в данной теории состоит в том, что она:

– способствовала развитию демократической традиции в теории и на практике. Под влиянием теории общественного договора формировалась, в частности, государственность Соединенных Штатов Америки;

– признавала приоритет естественного права над позитивным;

– была крупным шагом вперед в познании государства, ибо порывала с религиозными представлениями о происхождении государственности и политической власти;

– имеет глубоко демократическое содержание, обосновывая естественное право народа на свержение власти неугодного правителя, вплоть до восстания.

Недостатки теории. Они проявляются в том, что договорная теория:

– дает схематическое, идеализированное и абстрактное представление о первобытном обществе, которое якобы на определенном этапе своего развития осознает необходимость соглашения между народом и правителями;

– недооценивает объективные факторы, оказывающие влияние на процесс возникновения государства (прежде всего социально-экономи­ческие, военно-политические и пр.), и преувеличивает субъективные.

Органическая теория происхождения государства. Ее представители утверждают:

1) государство возникает и развивается по законам биологии, так как человек – часть природы;

2) государство возникает одновременно с людьми и существует, пока есть люди;

3) государство – это господство целого над своими составными частями – людьми;

4) граждане государства – клетки организма, и им несвойственна борьба.

Достоинства органической теории состоят в том, что она:

– исходит из обусловленности законов социальной жизни законами естественными. Гибель, исчезновение человека как биологического вида будет означать и гибель общества, государства;

– вводит в понятие государства системный признак – государство и общество – сложный организм;

– обосновывает дифференциацию и интеграцию общественной и государственной жизни. Разделение труда ведет к дифференциации общества на классы, слои, а необходимость удовлетворения потребностей и защиты интересов – к интеграции.

Недостатки органической теории. Слабые стороны заключаются в том, что она:

– переносит законы развития природы на общественную жизнь, игнорируя социальные законы, особенности общества, его закономерности;

– отрицает революционные переходы от одного качества к другому.

Психологическая теория обосновывает происхождение государства и права:

1) врожденной потребностью жить вместе;

2) осознанием массой своей зависимости от власти;

3) деятельностью той или иной "сильной" личности;

4) агрессивными и другими импульсами, которые можно подавлять только с помощью принуждения, т. е. государства.

Достоинства психологической теории.

Положительное в данной теории состоит в том, что она показывает те субъективные факторы, которые воздействуют на существование права и государства. Действительно, социальные закономерности реализуются через человеческое поведение, деятельность.

Недостатки психологической теории:

– она считает свойства человеческой психики решающими в образовании государства и права;

– не учитывает того, что сама человеческая психика формируется под влиянием соответствующих экономических, социальных и иных внешних условий. А они играют главную роль.

Теория насилия утверждает, что государство возникло путем:

1) насилия одних членов общества над другими внутри одной социальной общности;

2) насилия одних обществ, государств над другими (завоевание, порабощение, колонизация);

3) насильственного присвоения материальных благ и средств производства сильным (вооруженным) меньшинством (сбор дани дружинниками, сгон крестьян с земли и присвоение их угодий, расширение территорий и иные формы насилия).

Достоинства теории. Положительное в данной теории:

– государство – это организация, применяющая насилие (сбор налогов, правоохранительная деятельность, комплектование вооруженных сил и т. д.);

– многие государства были созданы путем насилия (преодоление раздробленности в Германии (Бисмарк), во Франции, собирание русских земель вокруг Москвы в период Ивана III и Ивана IV).

Недостатки теории. Они проявляются в том, что теория насилия:

– доказывает возникновение государства только одними военно-политическими факторами, отрицает экономические и другие обстоятельства;

– никак не объясняет возникновение самого насилия;

– оправдывает агрессию, войны, расизм;

– провозглашает социальное, классовое неравенство как естественное и вечное.

Материалистическая теория . Основные положения данной теории:

1) государство возникает как результат развития экономики, усложнения общественных отношений, требующих специального аппарата для их регулирования;

2) возникновение государства обусловлено расколом общества на два класса с противоположными интересами и непримиримой классовой борьбой;

3) государство – это орган насилия, политического господства, управления в интересах экономически сильного господствую­щего класса, диктатура этого класса.

Достоинства теории. Данная теория имеет ряд рациональных положений:

– признание обусловленности государства материальными условиями жизни общества, взаимодействие государства и экономики;

– признание в обществе групп с различными (или противоположными) интересами – классов;

– появление государства лишь на определенной стадии развития общества.

Недостатки теории – увлечение экономическим детерминизмом и классовым антагонизмом при одновременной недооценке национальных, религиозных, психологических, военно-политических и иных причин, влияющих на процесс происхождения государственности.

Государство и право возникают одновременно в силу одних и тех же причин, в результате разложения родового обществ и перехода его в цивилизационное состояние. На определенной ступени развития общества возникает потребность охватить общим правилом повторяющиеся день ото дня даты производства, распределения и обмена продуктов. Чтобы отдельный индивид подчинился общим условиям производства и обмена. Это правило сначала выражается в обычае, затем становится законом. Вместе с законом возникают и органы, которым поручается обеспечивать его соблюдение -публичная власть, государство (Энгельс).

Тем не менее государство и право самостоятельные явления и их отождествление недопустимо, дистанция между ними всегда сохраняется.

Модели соотношения государства и права:

1) Этатическая модель, которая безраздельно господствовала в советской политико-идеологической практике, государство и есть право.

2) Либеральная модель, когда право выше государства

3) Прагматичная модель, когда государство создает право, но связано с ним.

Функциональные аспекты государства и права: единство, различие, взаимодействие

1) Единство, выражается в их происхождении, типологии, культурными, историческими судьбами, гарантируют права личности. Однако это не означает, что все что свойственно государству, свойственно праву, они автономы и самобытны.

2) Различия, вытекают из онтологического статуса и общественной природы. Если государство есть политико-территориальная организация публичной власти, то право - система официально установленных и охраняемых норм. Государство-сила, право-воля.

3) Взаимодействие, выражается в многообразном влиянии их друг на друга. Государство воздействует на право тем, что оно его создает, изменяет, совершенствует, охраняет, исполняет. Право результат государственной деятельности, его продукт. Право же в свою очередь легализует и конституирует государственную деятельность, определяет границы дозволенности и недозволенности, обеспечивает контроль над законностью (легитимностью) этой деятельности. С помощью права закрепляется внутренняя организация государства, его форма, структура, аппарат, механизм управления, статус и компетенция. Государство создает право для регламентации собственной деятельности.

В вопросе о взаимодействии права и государства в мировой науке сложились два основных подхода: этатистический и естественно правовой (либеральный). Этатистический признает примат (первенство) государства т.е. согласно этому подходу государство является определяющим фактором по отношению к праву, поскольку право устанавливается и санкционируется гос-ом (юрид-ий позитивизм). Согласно естественно правовому либеральному подходу не государство, а право является определяющим фактором. Государство зависит от права и должно ему подчинятся. Этот подход провозглашает примат права (этот подход наиболее ярко выражен в теории правового государства). Государство должно быть подчинено праву. Есть ещё и 3ий подход который не отдает предпочтение государству или праву, а рассматривает государство и право в их взаимосвязи. Позитивное право независимо от того выражает оно социально оправданную свободу поведения или нет тесно взаимодействует с гос-ом. Оно не может существовать без государства, равно как и государство не может существовать без него. Позитивное право не может существовать без государства в силу следующих обстоятельств:

1) Позитивное право не может возникнуть без государства поскольку оно либо устанавливается либо санкционируется гос-ом.

2) Позитивное право не может функционировать без государства, поскольку оно должно быть обеспечено гос-ым принуждением. Таким образом право не может не возникнут не существовать без государства. Государство в свою очередь не может обойтись без права: при помощи позитивного права государство себя конституирует т.е. юридически оформляет (с помощью конституции, законов и др). Государство использует позитивное право как основной инструмент социального регулирования. С помощью позитивного права государство устанавливает в обществе именно тот порядок, который необходим и выгоден государству.

Государство — это форма организации общества, функционирования политической власти и ее взаимоотношений с индивидами-субъектами права. Субъекты права выступают носителями свобод и прав гражданина и человека.

Право — это нормы и полномочия, которые выражают и обеспечивают свободу граждан в их отношениях с государственной властью и друг с другом.

Понятие государства подразумевает под собой такую организацию общества и политической власти, которые призваны обеспечить равновесие коллективных и частных интересов. Понятие права представляет собой выражение консолидированной, объединенной воли и защиты интересов всех членов общества.

Государство и право в правоведении рассматриваются только во взаимосвязи. Свое историческое развитие они проходили неразрывно и совместно друг с другом. Существенным признаком этой взаимосвязи считают преобладающую роль государства над правом.

Для единства государства и права важно наличие ряда условий:

  • происхождение;
  • типология;
  • общность исторического развития и судьбы;
  • влияние уровня развития экономики;
  • политическая деятельность и содержание;
  • развитие культуры и некоторые другие условия.

Формы взаимодействия права и государства в разных государствах и обществах качественно отличаются и являются очень разнообразными.

В условиях советского периода в проведении господствующей идеологии утилитарная роль отдавалась праву. Жесткое государственное руководство, централизация власти обусловливали эту роль как в отношении права, так и в отношении экономической жизни общества. Господствующая идеология государства определяла развитие юридического позитивизма, который ей полностью соответствовал. Определение права, как совокупности установленных государством правовых норм, принадлежит юридическому позитивизму.

В последующем периоде развития современного общества частично изменилось как понимание права и государства, так и их роли. Формы их взаимодействия в ходе исторического развития значительно трансформировались.

Готовые работы на аналогичную тему

Связь права и государства в современных условиях

Связь права и государства в современных условиях развития общества является двусторонней, отличается взаимозависимостью, выражающейся в том, что государство не может существовать без права как регулятора отношений в обществе, но и право не способно функционировать без мощной машины государства.

Влияние государства на право обусловлено следующими аспектами:

  • правовые нормы создает государство, сообщая им общеобязательный характер посредством своих особенностей и полномочий власти;
  • обеспечение государством реализации права через организацию судебной, исполнительной власти, контрольной и надзорной деятельности;
  • оказание государством идеологической поддержки праву, обязательство следовать правовым предписаниям всех граждан государства.

Влияние права на государство проявляется: в раскрытии связей между отдельными звеньями государства, его внутренней организации; в роли, которую играет государство в общественных отношениях и во внешних проявлениях государства. Право создает гарантии против концентрации государственной власти в одном из ее ветвей или органов власти, регулирует их отношения, оформляет взаимодействие между элементами государственного механизма.

Именно право определяет правовые гарантии со стороны государства, границы воздействия государства на личность, его обязанности и права, вводит его деятельность в юридические рамки.

Основные модели соотношения права и государства:

  • тоталитарное соотношение, при котором государство, которое создает право, выражает в нем свою власть и волю.
  • либеральное соотношение, в рамках которого именно право, как продукт естественного развития человека и общества обуславливает принимаемое государством позитивное законодательство и предопределяет деятельность государства;
  • прагматическое соотношение, при котором государство формирует право и связано им в процессе своей деятельности; государство связано правом, зависит от комплекса субъективных и объективных обстоятельств, которые отображают своеобразие и особенности общественной системы.

В условиях авторитарного режима право в процессе реализации своей динамической функции сводится к предписаниям, которые прямо исходят от государства. В условиях демократического государства правовая система имеет развитый характер, что выражается в обеспечении простора для существования основы гражданского общества — его саморегулирующихся механизмов, ограждает его политический режим от господства силы и беспредела, стихийных разрушительных процессов. В демократическом обществе высокий удельный вес приобретают свободы и права человека, что неотъемлемо связано с развитием права.

Связь права и государства отражается в их функциональной взаимосвязи, ядром которой является теория функций о едином государственно-правовом воздействии в современном обществе, а функции государства и права рассматриваются обособленно.

Результатом функциональных исследований права и государства, как самостоятельных элементов, является:

  • современная система охранительной и регулятивной функций права и внутренних и внешних функций государства;
  • принадлежность второстепенной функции опосредования праву;
  • правовые формы, как обязанность государства действовать в рамках закона и на основе права, неправовые формы осуществления функций государства.

Правовыми формами осуществления функций государства являются: правоисполнительная, правотворческая и правоохранительная.

Интеграции государства и права в современном гражданском обществе состоит в том, что их действия осуществляются сообща: государство в рамках установленных пределов производит действия на основании права, а право представляет и выражает единую волю граждан и государства.

Читайте также: