Профилактическое направление советской медицины кратко

Обновлено: 02.07.2024

В принципе идеи были не новы, ибо формулироваться они начала еще до 1917 г. Еще С. П. Боткин, Г. Е. Рейн и более старшие их коллеги – Иоганн Петер Франк, Гиппократ и другие ученые – уже предсказали, что будущее принадлежит предупредительной (профилактической) медицине. Но объединить все эти принципы в четкие задачи и осуществить их получилось только в эпоху начала советского периода.

Наиболее важным принципом советской медицины стала необходимость придать ей государственный характер.

Для этого необходимо было свести ее под единый центр управления, государственного финансирования, а также обеспечить непосредственное участие высших государственных органов управления в составлении и утверждении программ общественного здравоохранения.

Медицина должна была приобрести два новых качества – бесплатность и общедоступность. Раньше таких принципов оказания медицинской помощи не практиковалось. Итогом в создании слаженной системы здравоохранения стало утверждение Народного комиссариата здравоохранения. Это было в 1918 г.

Тогда-то и были введены льготы на медицинское обслуживание, расширена сеть лечебно-профилактических учреждений, которые прежде всего стали доступны рабочим на вредных предприятиях, членам профсоюза, инвалидам, красноармейцами; все это сделало медицину доступной для широких слоев населения, для людей стало обычным делом обращение к поликлиническому врачу в случае недомогания, тогда как раньше при аналогичных условиях люди часто умирали от того, что даже начальные проявления заболевания из-за неоказания медицинской помощи могли перейти в тяжелую болезнь.

Второй принцип советской медицины – профилактическое направление – достиг, пожалуй, самых значительных успехов. Были учреждены различные органы по надзору за санитарно-гигиенической обстановке страны: единая государственная санитарная служба, система санитарно-эпидемиологических станций и т.д.

Наконец-то было осознано то, что тяжелая эпидемическая обстановка в стране кроется не в каких-то глобальных причинах, а в отсутствии элементарных условий труда, плохом питании на предприятиях и, как следствие, ухудшении быта из-за недостатка времени и денег у рабочих.

Положение стали активно исправлять, а также был введен постоянный санитарный контроль не только на предприятиях, но и в частной жизни людей: постоянное посещение на дому санитарных врачей призывало людей к соблюдению санитарно-гигиенических норм, ибо за нарушение их медицинские работники имели право обратиться в суд, что влекло за собой тяжелые последствия.

Тогда впервые заговорили о необходимости полной ликвидации отдельных инфекционных и вирусных заболеваний. Наркомздрав и Совет народных комиссаров выделяли огромные деньги на выполнение этих планов. Результаты не заставили себя ждать: вскоре по всему Союзу были ликвидированы такие заразные болезни, как чума, холера, оспа. Мероприятия были настолько эффективными, что не только в мирное время, но и в годы Великой Отечественной войны не отмечалось случаев эпидемий, что до тех пор было неслыханным.

Уже после войны противоэпидемические действия привели также к ликвидации или уменьшению числа таких заболеваний, как тиф (возвратный, брюшной, сыпной), паратиф, малярия.

Люди гораздо меньше стали болеть острыми кишечными инфекциями. Все это имело массу положительных моментов, однако были и недостатки: так как особое внимание уделялось именно инфекционным заболеваниям, то в скором будущем стране пришлось столкнуться с проблемой повышенной заболеваемости среди людей болезнями сердечно-сосудистой системы, а также вышла на передний план онкологические заболевания. Тут же вставал вопрос о переквалификации санитарно-курортных учреждений и необходимой диспансеризации всего населения страны.

Привлечение самих рабочих, интеллигенции и крестьян к участию в мерах по здравоохранению стало просто необходимо, особенно в годы Гражданской войны и интервенции. Проблема была в том, что медицина утратила профессионализм из-за острой нехватки квалифицированных кадров. Дело в том, что большинство врачей того времени не разделяли принципы новой формы власти: многие из них эмигрировали, многие объявили саботаж, многие погибли на фронтах и в борьбе с эпидемиями.

После относительной стабилизации ситуации правительство стало уделять наибольшее внимание развитию высшего медицинского образования и подготовке квалифицированных кадров.

Лишь через несколько лет, когда пополнились ряды квалифицированных медицинских работников, медицина вернулась в русло профессионализма, и участие широких слоев населения в общественном медицинском просвещении перестало быть необходимостью.

В то время нужно было вести работу по объединению практической деятельности в области здравоохранения и медицинской науки.

Как наука медицина переживала тяжелейший период: в связи с всеобщей разрухой врачи-ученые были отрезаны от всего мира, лишены возможности изучать иностранную медицинскую литературу, вести научные дискуссии с коллегами из других стран.

Очень жестко ощущалась нехватка оборудования в лабораториях. Не было нормальных условий для труда – лаборатории не отапливались, в них не было электричества. Однако, несмотря ни на что, ученые продолжали проводить экспериментальные работы, причем имеющие мировое значение.

Великие представители отечественной медицины: В. М. Бехтерев, А. А. Кисель, Н. И. Бурденко, Е. Н. Павловский, И. П. Павлов продолжали работать на одном энтузиазме, голодая и терпя лишения. Именно в те времена была введена обязательная вакцинация против отдельных заболеваний, изобретены эффективные способы борьбы с туберкулезом, ликвидирован полиомиелит, раскрыты механизмы передачи многих трансмиссивных заболеваний.

По всей стране, несмотря на тяжелую экономическую и политическую обстановку, проводилась массовая организация научно-исследовательских институтов и лабораторий государственного значения.

В 1918 г. был создан ученый медицинский совет , который занимался развитием высшего медицинского образования, судебно-медицинской экспертизы, составлением государственной фармакопеи и многими другими вопросами. При активном участии совета был открыт Государственный институт народного здравоохранения, в состав которого были включены 8 научно-исследовательских институтов, занимающихся вопросами санитарно-гигиенической обстановки, тропических болезней, микробиологией и т. д.

По всей России начиная с 1918 по 1927 гг. было открыто более 40 научно-исследовательских институтов, среди которых был и Саратовский институт микробиологии и эпидемиологии (1918 г.).

Наука и практика слились воедино, ибо новые научные открытия тут же внедрялись в практическое использование, а наблюдение и борьба с массовыми заболеваниями помогали создавать новые научные принципы и задачи.

В области высшего медицинского образования новшеством было то, что с 1930 г. все медицинские факультеты страны отделились и стали медицинскими институтами, которых к 1935 г. по всей стране было 55. В их состав включали фармацевтические, педиатрические, стоматологические факультеты, что способствовало образованию первых медицинских университетов, а также была введена ординатура по клиническим кафедрам и аспирантура.

Подобное развитие системы здравоохранения в СССР могло служить примером для многих других стран (Великобритании, Кубы, Китая и т.д.).

Важным методом профилактики объявлялась диспансеризация, элементы которой осуществлялись и раньше. Созданные в 20-е годы специализированные институты, подчинявшиеся Наркоматам труда и здравоохранения, начали проводить санитарно-гигиенические и социально-гигиенические мероприятия по изучению условий труда и быта и их влияния на здоровье рабочих.

В 1920-е годы в Беларуси происходит процесс становления профилактических учреждений и общественно-государственных мероприятий по охране материнства и младенчества (ОММ). В городах развертывались консультации для детей и беременных, постоянные ясли, а в сельской местности — районные консультации и полевые ясли.

Для оздоровления детей в летний период стали (1921) организовываться пионерские лагеря, дома отдыха для пионеров и рабочей молодежи, детские колонии.

Самое активное участие в работе по диспансеризации и проведению социально-гигиенических исследований здоровья рабочих приняла кафедра социально-гигиенических исследований, созданная в 1924 г.на медицинском факультете БГУ. Одним из направлений ее деятельности стало изучение состояния здоровья населения, его зависимости от социально- экономических условий. В 1925 г. был создан институт социальной гигиены.

Основной формой этой работы стали Единые диспансеры. Предполагалось, что единое диспансерное наблюдение и обслуживание не только больного, но и здорового человека позволит обеспечить более высокое качество медицинской помощи трудящимся, более тесную связь здравоохранения с рабочими, объединение сил и средств различных учреждений. Однако в силу объективных обстоятельств Единые диспансеры превратились в громоздкие, плохо управляемые объединения. К концу 30-х годов они прекратили свое существование.

Просчеты в диспансерной работе:

— ограниченные возможности материально-технической базы здравоохранения;

— недостаток медицинского персонала.

Диспансеризация в ряде случаев сводилась лишь к регистрации заболеваний и патологических поражений, в лучшем случае — к медицинским осмотрам работающих.

Если в 20-е годы диспансеризация — метод работы отдельных учреждений, направленный на предупреждение заболеваний главным образом социального характера то уже в 30-е годы диспансерный метод внедрялся в деятельность всех учреждений здравоохранения, но при ограничении контингентов диспансеризуемых. Идея же Единого диспансера оказалась преждевременной и непосильной для реализации. Диспансеризация сельского населения стала проводиться только в середине 50-х годов.

С 1926 г. диспансеры стали осуществлять предварительные медицинские осмотры детей при приеме в школу, а подростков — в профессиональную школу. Охрана здоровья детей в сельской местности испытывала большие трудности, ибо возлагалась на врачебный участок, который находился еще в процессе становления.

Работа по реализации профилактических мер не могла вестись без надлежащей юридической базы. Более 100 декретов правительства были направлены только на борьбу с эпидемиями и профилактику заболеваний.

Важное значение имели неотложные противоэпидемические меры. Организовывались в составе представителей исполнительной власти губернские Чрезвычайные комиссии (ЧК) по борьбе с эпидемиями и сыпным тифом.

Проводимые мероприятия включали:

— издание обязательных постановлений;

— налаживание учета и регистрации инфекционных заболеваний;

— оборудование и охрану водоисточников;

— удаление нечистот и отходов ассенизационными обозами;

— контроль за базарами, пекарнями, столовыми, парикмахерскими, гостиницами, общежитиями, дворами;

— национализацию бань, прачечных, выдачу талонов на льготное обслуживание;

— проведение компаний по обязательному оспопрививанию и других прививок;

— открытие и работу бактериологических лабораторий, организацию курсов дезинфекторов;

— деятельность стационарных и передвижных противоэпидемических и дезинфекционных отрядов;

— работа изоляционно-пропускных пунктов на железнодорожных станциях;

— перепрофилирование общесоматических и развертывание инфекционных коек.

Создавались комиссии по борьбе за чистоту в городах, на заводах; ячеек чистоты — в сельской местности; проведение недель чистоты, санитарии водоснабжения.

В этот же период зародилось и начало оформляться санитарное просвещение. Образован санитарно-просветительский подотдел губздрава (1920 г.), открыт первый дом санитарного просвещения (1920 г.). Организовались курсы санитарной грамоты, издавалась санитарно-просветительская литература, публиковались статьи в местной печати.

Осуществлялись мероприятия по санитарному надзору. В 1922 г. в Гомеле открыта первая санитарная станция, в которую входили химико-бактериологическая лаборатория (позже разделенная на бактериологическое и химико-гигиеническое отделения), стационарно-дезинфекционное, прививочное, Пастеровское (с оспенным телятником) отделения, изолятор; она имела общежитие и транспорт. В дальнейшем в ней организуются и другие отделения (малярийное, 1923; профессиональной гигиены, 1927).

Основные черты формирующегося санитарного просвещения:

— проведение его в общем контексте борьбы с неграмотностью;

— стремление к охвату, прежде всего, сельского населения;

— тематический акцент на охрану материнства, младенчества и детства, борьбу с заразными и социальными болезнями, с обучением элементарным санитарно-гигиеническим навыкам;

— использование не только устных (лекции, беседы), но и действенных наглядных форм (диаграммы, выставки, лозунги);

— переход от эпизодичности (акции, компании) к систематичности, в том числе с негативными последствиями устремления за количественными показателями.

Однако общий уровень инфекционной заболеваемости в Беларуси, в том числе, и детскими инфекциями, оставался высоким.

В 1920-е годы важной и особой чертой медико-санитарного дела являлась борьба с социальными болезнями, в первую очередь с туберкулезом, сифилисом, трахомой.

Для борьбы с туберкулезом взрослых и детей впервые организуются диспансеры и мероприятия по общественной профилактике, систематически проводится санитарно-просветительская работа, увеличивается число и осуществляется первичная профилизация санаториев, начинает применяться вакцина БЦЖ (Минск, 1929), создается научно- исследовательский и клинический центр (Белорусский государственный институт туберкулеза, август 1928).

С целью проведения общественной профилактики впервые образуются Советы социальной помощи (1923), а также комиссии по борьбе с детским туберкулезом (1925).

В этот период в Беларуси организуются и венерологические диспансеры (1923).

В борьбе с трахомой также использовались мероприятия общественно-профилактического и лечебного характера.

Мероприятия, проводимые против социальных болезней:

— образование специальных подотделов при местных органах управления здравоохранением;

— создание губернских комиссий по борьбе с венерическими болезнями (1919) и Советов по борьбе с туберкулезом (1919);

— государственный, а не только благотворительный и общественный характер;

— их проведение, как в городах, так и в уездах;

— развертывание амбулаторной и стационарной помощи;

— открытие первых государственных противотуберкулезных санаториев (1920), а также общих домов отдыха (1920).

Таков краткий итог становления в БССР профилактического направления здравоохранения — принципа организации медико-санитарного дела. Успехи его реализации определяются: социально-экономическим развитием общества, уровнем развития науки и совершенством системы организационных мероприятий.

III. Участие населения в мерах по охране здоровья — принцип советского здравоохранения, зародившийся в сложнейших условиях первых лет советской власти, когда борьба с эпидемиями, болезнями и голодом велась при острой нехватке медицинских кадров. В те годы значительная часть врачей не разделяла революционных идей. Медицинская интеллигенция негативно отнеслась к октябрьской революции. Многие врачи эмигрировали за границу, другие заняли выжидательную позицию, третьи объявили саботаж. Много медицинских работников погибло на фронтах во время военных действий или в тылу от голода и болезней. Многие гибли в борьбе с эпидемиями.

В условиях тотального дефицита медицинских кадров проблема решалась привлечением к медико-санитарной работе самих трудящихся (рабочих, крестьян, интеллигенции).

Задача сохранения жизни и здоровья людей была провозглашена в числе важнейших в государственной политике страны.

Формы санитарно-просветительской работы:

— комиссии по оздоровлению труда и быта;

— массовые театральные представления;

Впоследствии развитие высшего и среднего медицинского образования в Беларуси, подготовка достаточного количества профессиональных медицинских кадров возвратили медицину в русло профессионализма.

Становление и развитие отечественной медицины советского периода. Развитие теоретических и клинических дисциплин.

11 июля 1918 года был образован Народный Комиссариат здравоохранения РСФСР, первым Наркомом которого стал Н.А.Семашко, его заместителем - З.П.Соловьев. Были определены принципы советского здравоохране­ния: -государственный характер, единство и плановость здравоохранения;

-профилактическое направление медицины, основным методом которого является диспансеризация;

-бесплатность и общедоступность всех видов медицинской помощи;

-единство медицинской науки и практики;

-участие в деле строительства и развития здравоохранения всех слоев тру­дящихся и общественных организаций.

Первые декреты советского правительства были направлены на ре­шение основных проблем здравоохранения: ликвидацию эпидемий, борьбу с наибо­лее распространенными заболеваниями, подготовку медицинских кадров и поднятие санитарной культуры широких народных масс. Профилактическое направление стало главным в советской медицине, что потребовало коренных изменений в подготовке будущих врачей. Были внесены значительные изменения в учебные планы высших медицинских учебных заведений. Профилактическое направление потребовало строго научного материалистического обоснования причин возникновения болезней, во всей сложности взаимодействия его с конкретными условиями внешнего воздействия, труда и быта.

Задачи, стоящие перед здравоохранением в области зубоврачевания, были огромны, и поэтому зубоврачебная подсекция взяла на себя обязан­ность по разработке и проведению в жизнь мероприятий по реформе зубовра­чебного дела в Республике на социалистических основах.

Для развития науки в России большое значение имели решения пра­вительства о создании Государственного института народного здравоохра­нения (ГИНЗ) - 1920 год, Всесоюзного института экспериментальной меди­цины (ВИЭМ) - 1932 год (на базе ИЭМ), Академии медицинских наук СССР - 1944 год (на базе ВИЭМ). На этой основе создавались специальные научно-исследовательские институты и лаборатории.

Основываясь на положениях материалистической философии и естествознания о диалектическом единстве и взаимодействии организма и внешней среды, физического и психического, о целостности организма и на других общих принципах, успешно развивается физиологическое направле­ние. Важную роль в дальнейшем развитии этого направления сыграли тру­ды И.П.Павлова и его школы. Подлинной вершиной его научного подвига, наиболее крупным вкладом в сокровищницу мировой науки в области физиологии явилось материалистическое учение о высшей нервной деятель­ности, которое впервые в истории дало возможность представить организм как единое целое и установить механизм соотношения его с внешней средой.

Прогрессивные воззрения эволюционной биологии и физиологии составили основу для успешного решения общих проблем микробиологии и эпидемиологии: изменчивость микроорганизмов, иммунитет, теории эпи­демиологического процесса. Отечественные ученые внесли большой вклад в дело борьбы с инфекционными и паразитарными заболеваниями. Из­вестны работы Л.А.Тарасевича, Н.Ф.Гамалеи, Д.К.Заболотного, Е.Н.Пав­ловского, К.И.Скрябина и многих других.

Профилактическое направление отечественной системы здравоохра­нения сказывалось на развитии морфологии. Это обусловило развитие функциональной морфологии (В.Н.Тонков, В.П.Воробьев, Б.И.Лаврен­тьев).На физиологической основе разрабатывалась экспериментальная фармакология (Н.П.Кравков) и функциональная биохимия (А.И.Опарин). Профилактическое и физиологическое направления, как главные в развитии отечественной медицины, определили и основные черты клинической медицины в России. Учение И.П.Павлова позволило проникнуть в сущность механизма ряда заболеваний и вместе с тем явилось отправным пунктом для многих исследований советских патологов и терапевтов (М.П.Кончаловский, Г.Ф.Ланг, Н.Д.Стражеско, А.Д.Адо, Н.Н.Аничков, Д.Д.Плетнев, А.Л.Мясников и др.). Коренным образом изменились условия для развития акушерства и гинекологии (А.П.Губарев, B.C.Груздев), педиатрии (А.А.Кисель, Г.Н.Сперанский), хирургии (Н.Н.Бурденко, С.И.Спасокукоцкий, А.В.Виш­невский, А.Н.Бакулев, П.А.Куприянов, С.С.Юдин, и др.).

В СССР была создана система службы крови (В.Н.Шамов, Н.Н.Еланский, А.А.Богдасаров), сыгравшая большую роль при оказании помощи больным и раненым в мирное время и в годы Великой Отечествен­ной войны 1941-1945 гг. Разработанные советскими учеными теоретиче­ские и организационные принципы военной медицины позволили добиться определенных успехов в различных областях медицины.

Послевоенный период ставил новые задачи. Основная задача- это борьба за снижение общей и детской смертности. Главными причинами детской смертности являются инфекционные, опухолевые, сердечно-сосудистые заболевания, травмы и др. Вторая задача – содействовать всеми средствами научной и практической медицины максимальному приросту, а также продолжительности жизни населения. Для этого необходимо создать в кратчайшее время систему социальной доступности достижений здравоохранения для граждан России.

Необходимо обеспечить, с одной стороны – всеобщность, доступность и адресность медицинской помощи для населения, с другой – высочайшие технологии, интеллектуальных врачей и эффективных управленцев и в итоге клиническую и экономическую эффективность и результативность системы здравоохранения.

Обеспечение социальной доступности в здравоохранении предполагает достижение наивысшего уровня здоровья населения, что является основным приоритетом развития государства.

Основной целью развития России должно стать улучшение здоровья и благосостояния своих граждан.

1 ЦГАОР СССР, ф. 482, оп. I, д. 12, л. 17.

2 И.П. Павлов. Полн. собр. соч.- М.- 1932.- т. 5.-С.- 371.

Литература к занятию:

Четыре основных принципа главенствовали в организующейся тогда системе здравоохранения.

Во-первых, медицина должна была носить государственный характер.

Во-вторых, медицина должна иметь профилактическое направление.

В-третьих, медицина должна была привлекать население для активного участия в охране общественного здоровья.

В-четвертых, медицина должна была пропагандировать необходимость единства научной медицины и здравоохранительных профилактических мер.

В принципе идеи были не новы, ибо формулироваться они начала еще до 1917 г. Еще С. П. Боткин, Г. Е. Рейн и более старшие их коллеги – Иоганн Петер Франк, Гиппократ и другие ученые – уже предсказали, что будущее принадлежит предупредительной (профилактической) медицине. Но объединить все эти принципы в четкие задачи и осуществить их получилось только в эпоху начала советского периода.

Наиболее важным принципом советской медицины стала необходимость придать ей государственный характер. Для этого необходимо было свести ее под единый центр управления, государственного финансирования, а также обеспечить непосредственное участие высших государственных органов управления в составлении и утверждении программ общественного здравоохранения. Медицина должна была приобрести два новых качества – бесплатность и общедоступность. Раньше таких принципов оказания медицинской помощи не практиковалось. Итогом в создании слаженной системы здравоохранения стало утверждение Народного комиссариата здравоохранения. Это было в 1918 г.

Второй принцип советской медицины – профилактическое направление – достиг, пожалуй, самых значительных успехов. Были учреждены различные органы по надзору за санитарно-гигиенической обстановке страны: единая государственная санитарная служба, система санитарно-эпидемиологических станций и т. д. Наконец-то было осознано то, что тяжелая эпидемическая обстановка в стране кроется не в каких-то глобальных причинах, а в отсутствии элементарных условий труда, плохом питании на предприятиях и, как следствие, ухудшении быта из-за недостатка времени и денег у рабочих. Положение стали активно исправлять, а также был введен постоянный санитарный контроль не только на предприятиях, но и в частной жизни людей: постоянное посещение на дому санитарных врачей призывало людей к соблюдению санитарно-гигиенических норм, ибо за нарушение их медицинские работники имели право обратиться в суд, что влекло за собой тяжелые последствия.

Тогда впервые заговорили о необходимости полной ликвидации отдельных инфекционных и вирусных заболеваний. Наркомздрав и Совет народных комиссаров выделяли огромные деньги на выполнение этих планов. Результаты не заставили себя ждать: вскоре по всему Союзу были ликвидированы такие заразные болезни, как чума, холера, оспа. Мероприятия были настолько эффективными, что не только в мирное время, но и в годы Великой Отечественной войны не отмечалось случаев эпидемий, что до тех пор было неслыханным.

Уже после войны противоэпидемические действия привели также к ликвидации или уменьшению числа таких заболеваний, как тиф (возвратный, брюшной, сыпной), паратиф, малярия. Люди гораздо меньше стали болеть острыми кишечными инфекциями. Все это имело массу положительных моментов, однако были и недостатки: так как особое внимание уделялось именно инфекционным заболеваниям, то в скором будущем стране пришлось столкнуться с проблемой повышенной заболеваемости среди людей болезнями сердечно-сосудистой системы, а также вышла на передний план онкологические заболевания. Тут же вставал вопрос о переквалификации санитарно-курортных учреждений и необходимой диспансеризации всего населения страны.

После относительной стабилизации ситуации правительство стало уделять наибольшее внимание развитию высшего медицинского образования и подготовке квалифицированных кадров. Лишь через несколько лет, когда пополнились ряды квалифицированных медицинских работников, медицина вернулась в русло профессионализма, и участие широких слоев населения в общественном медицинском просвещении перестало быть необходимостью.

В то время нужно было вести работу по объединению практической деятельности в области здравоохранения и медицинской науки.

Как наука медицина переживала тяжелейший период: в связи с всеобщей разрухой врачи-ученые были отрезаны от всего мира, лишены возможности изучать иностранную медицинскую литературу, вести научные дискуссии с коллегами из других стран. Очень жестко ощущалась нехватка оборудования в лабораториях. Не было нормальных условий для труда – лаборатории не отапливались, в них не было электричества. Однако, несмотря ни на что, ученые продолжали проводить экспериментальные работы, причем имеющие мировое значение. Великие представители отечественной медицины: В. М. Бехтерев, А. А. Кисель, Н. И. Бурденко, Е. Н. Павловский, И. П. Павлов продолжали работать на одном энтузиазме, голодая и терпя лишения. Именно в те времена была введена обязательная вакцинация против отдельных заболеваний, изобретены эффективные способы борьбы с туберкулезом, ликвидирован полиомиелит, раскрыты механизмы передачи многих трансмиссивных заболеваний.

По всей стране, несмотря на тяжелую экономическую и политическую обстановку, проводилась массовая организация научно-исследовательских институтов и лабораторий государственного значения. В 1918 г. был создан ученый медицинский совет, который занимался развитием высшего медицинского образования, судебно-медицинской экспертизы, составлением государственной фармакопеи и многими другими вопросами. При активном участии совета был открыт Государственный институт народного здравоохранения, в состав которого были включены 8 научно-исследовательских институтов, занимающихся вопросами санитарно-гигиенической обстановки, тропических болезней, микробиологией и т. д.

По всей России начиная с 1918 по 1927 гг. было открыто более 40 научно-исследовательских институтов, среди которых был и Саратовский институт микробиологии и эпидемиологии (1918 г.).

Наука и практика слились воедино, ибо новые научные открытия тут же внедрялись в практическое использование, а наблюдение и борьба с массовыми заболеваниями помогали создавать новые научные принципы и задачи.

В области высшего медицинского образования новшеством было то, что с 1930 г. все медицинские факультеты страны отделились и стали медицинскими институтами, которых к 1935 г. по всей стране было 55. В их состав включали фармацевтические, педиатрические, стоматологические факультеты, что способствовало образованию первых медицинских университетов, а также была введена ординатура по клиническим кафедрам и аспирантура.

Подобное развитие системы здравоохранения в СССР могло служить примером для многих других стран (Великобритании, Кубы, Китая и т. д.).

Читайте также: