Профессиональный долг это кратко

Обновлено: 07.07.2024

One of the main characteristics of the moral countenance of a personality is professionalism and attitude to work.

Планово-расчетные обоснования долгосрочного развития системы профессионального образования

Раскрываются проблемы планово-расчетного обоснования протекания образовательного процесса в долгосрочном периоде времени.

Социально-медицинские аспекты пожилого возраста: ожирение и профессиональное долгожительство

Лескова Ирина Валерьевна, Мазурина Наталия Валентиновна, Трошина Екатерина Анатольевна, Ермаков Дмитрий Николаевич, Диденко Елена Александровна, Адамская Любовь Владимировна

Поднимается проблема процесса старения населения и ожидаемого существенного увеличения доли пожилого населения в России в ближайшие 10-15 лет, которое вызовет необходимость привлечения дополнительных финансовых ресурсов на пенсион


Проблема понимания сути профессионального долга является предметом изучения представителей разных сфер научного познания. Но более всего она беспокоит философов, социологов, психологов, педагогов. Давайте попробуем разобраться с понятием и ролью профессионального долга, аргументами, подтверждающими его социальное значение.

понятие профессионального долга и ответственности

Особенности терминологии

В рамках этики долг предполагает превращение требований нравственности в личную задачу индивида. Она формируется с учетом его статуса и условий, в которых он в данный момент пребывает.

В философской литературе упор делается на общественную природу долга, выявляются его субъективные и объективные особенности, определяется их взаимосвязь, наличие мотивирующей, регулятивной, оценочной функций, характеризуются механизмы трансформации внешних требований в личные (внутренние) убеждения индивида, установку, мотив, потребность совершать те или иные действия.

В психологии понятие рассматривают в контексте сознания в качестве целостной психологической структуры, присущей конкретной личности.

В педагогике понятия профессионального долга и ответственности отождествляются с индивидуальными качествами. Они рассматриваются как готовность к осуществлению педагогической деятельности.

Профессиональный долг педагога

Сравнительно недавно прошли реформы отечественной системы образования. В результате перед педагогами были поставлены новые цели и задачи. Они актуализировали проблему профессионального долга и профессиональной ответственности.

профессиональный долг пример из жизни

Сегодня накопилось множество вопросов: что собой представляет новая система образования, как она функционирует в профессиональной деятельности учителя, как формируется, за счет чего преподаватель становится способным выполнять свой долг и т. д.

По мнению многих специалистов, убежденность, профессиональная ответственность и долг относятся к числу трудовых качеств, а не личных. Дело в том, что последние представляют собой длительно существующие характеристики, которые проявляются в действиях человека, находящегося в разных жизненных ситуациях. То или иное качество может характеризовать индивида в меньшей либо большей степени. Если говорить о личных характеристиках, то они соотносятся с пределами своего проявления у разных индивидов.

Источниками профессионального долга и ответственности учителя являются все-таки установки, определяющие его отношение к своей трудовой деятельности. Их можно рассматривать как совокупность мотивов, способов, форм трудового поведения. Именно через него и реализуется отношение лица к своей профессии.

Профессионально значимые качества

Необходимо сказать, что отечественные научные деятели неоднократно поднимали вопрос о влиянии профессионально значимых характеристик личности на эффективность выполнения профессионального долга, аргументах, обосновывающих существование этой зависимости.

В разные периоды развития образовательной системы менялся подход к определению особенностей педагога, обеспечивающим выполнение им поставленных задач и целей. Среди ключевых профессионально значимых качеств отмечались:

  • широкий кругозор;
  • коммуникабельность;
  • активное отношение к образовательной деятельности;
  • способность к творчеству;
  • требовательность к себе;
  • эмоциональная устойчивость;
  • ценностные ориентации и пр.

Зарубежные научные деятели в ходе многочисленных исследований в ходе построения личностной модели педагога выделили критерии, на основании которых отбирались разного рода качества, служившие, в свою очередь, базой для определения эффективности и успешности работы педагога. Анализ результатов позволил сформулировать весьма интересные выводы. Имело место некоторое совпадение при определении личностных качеств различными исследователями. Однако при этом в составленных перечнях отсутствовало указание на чувство нравственно-профессионального долга.

пример профессионального долга

Специфика работы учителя

Исследование вопросов, связанных с реализацией профессионального долга, показывает, что она зависит не только от нормативных требований, установленных в стандартах (ФГОС), квалификационных характеристиках, должностных инструкциях. Немаловажное значение имеет такое личностное качество педагога, как мотивационно-ценностное отношение к своей профессии.

Работа учителя отличается от прочих тем, что ее ключевая цель состоит в формировании условий для становления и совершенствования личности других людей, управлении процессами разностороннего их развития с помощью педагогических средств. Понимание значимости этого труда выражается в итоге в педагогической направленности личных качеств человека.

Позиция педагога

О ней следует сказать отдельно.

Одним из ключевых требований, предъявляемых педагогической профессией, выступает четкость не только профессиональной, но и социальной позиции. Именно с их помощью учитель может выразить себя в качестве субъекта образовательной деятельности.

Позиция педагога формируется совокупностью интеллектуальных, эмоционально-оценочных, волевых отношений к окружающему, педагогической действительности и своей трудовой деятельности. Они выступают источниками активности учителя. Она определяется, с одной стороны, требованиями, возможностями и ожиданиями, предъявляемыми и предоставляемыми обществом. С другой стороны, позиция педагога обусловлена его личными, внутренними источниками: мотивами, целями, ценностными ориентациями, идеалами, мировоззрением, типом деятельности и гражданского поведения.

Профессиональное мышление

Социальная позиция учителя во многом определяет его отношение к своей работе. Оно, в свою очередь, отражает установку на проявление профессионального долга как чувства гражданской ответственности. На эффективность ее реализации большое влияние оказывает такое личностное качество, как культура мышления. Она включает в себя способности анализировать информацию, самокритичность, самостоятельность, быстроту и гибкость ума, память, наблюдательность и пр.

профессиональный долг аргументы

В практическом смысле культуру педагогического мышления можно представить в виде трехуровневой системы:

  1. Методологическое мышление. Это первый уровень, который обусловлен профессиональными убеждениями учителя. Они позволяют ему быстро ориентироваться в аспектах образовательной деятельности и вырабатывать гуманистическую стратегию.
  2. Тактическое мышление. Оно позволяет материализовать профессиональные идеи в конкретные технологии образовательного процесса.
  3. Оперативное мышление. Оно выражается в проявлении творческих способностей при организации образовательной деятельности.

Важнейшее значение в структуре культуры мышления педагога имеет осознание субъектом его профессионального долга. Примеров, когда учитель не понимает всей ответственности, которая на нем лежит, великое множество. Учитель – это образец для подражания. Поэтому даже вне школьных стен неприемлемы никакие безнравственные, аморальные, разлагающие действия, пусть даже они не направлены конкретно на детей и выглядят вполне безобидно. Быть педагогом – задача не из легких.

Осознание может достигаться путем рефлексии, обусловленной анализом процесса осуществления образовательной деятельности.

Формирование педагогического долга

В качестве средства обеспечения готовности учителя к выполнению задач и ответственности за свои действия выступает целостная система образования. В настоящее время педагогическая деятельность осуществляется на основании принципов демократизации, непрерывности, являясь одним из механизмов формирования индивидуальных качеств школьников. Учитывая это, многие эксперты полагают, что приобретение чувства профессионального долга должно обладать системной природой и включать в себя 4 компонента:

  1. Мотивационный. Он обеспечивает стремление, побуждение лица выполнять педагогический долг.
  2. Когнитивный. Он обеспечивает накопление и систематизацию знаний, необходимых для исполнения своего долга.
  3. Волевой. За счет него происходит реализация долга в конкретном поведенческом акте.
  4. Рефлексивный. Он предполагает самоанализ эффективности осуществленной деятельности, а также сложностей, которые появляются в процессе.

Среди приведенных выше элементов ведущее место занимает когнитивный элемент. Знания о последствиях исполнения либо неисполнения профессиональных обязанностей учителем обусловлены его мотивами, эмоциями, чувствами, которые связываются с понятием долга. Осознание конкретных способов реализации поставленных задач, вероятных трудностей, методов их преодоления определяются волевой регуляцией поведения педагога в конкретной ситуации. Когнитивный компонент, безусловно, имеет тесную связь с остальными элементами. Из этого следует, что в ходе подготовки педагогических кадров основной упор необходимо делать именно на него.

понятия профессиональный долг

Особенности педагогического долга

Чем глубже преподаватель осознает свою ответственность, тем свободнее он осуществляет выбор своих поступков и действий в соответствии с нравственными идеалами.

В отличие от профессионального долга лиц, занятых в других сферах, педагогический долг имеет ряд особенностей:

  1. Комплекс его требований отражает интересы всех членов социума.
  2. Стимулы и мотивы совершения надлежащих действий в значительной степени отождествляются.
  3. Интересы членов социума сливаются с интересами самого педагога. При этом требования, предъявляемые обществом к учителю, становятся его внутренними мотивами и побуждениями.
  4. В педагогическом долге отражены нравственные ценности, обусловливающие характер поведения учителя.

Специфика реализации профессионального долга: примеры из жизни

В педагогической практике нередки ситуации, когда учителя стараются честно выполнить свой долг, однако ввиду тех или иных обстоятельств полученные ими результаты оказываются неравнозначными. В итоге возникает конфликт между обществом и конкретной личностью: социум дает человеку неудовлетворительную оценку. Давайте рассмотрим несколько ситуаций.

В последнее время все чаще родители недовольны работой учителя. Педагог хотя и осознает требования профессионального долга, но выполнять их по тем или иным причинам не желает. Налицо откровенно негативное отношение к преподавательской деятельности. В таких ситуациях целесообразно применять не только общественное воздействие, но и административные меры.

Очень часто бывает и другая ситуация: педагог отлично знает, в чем именно заключается долг, осознает необходимость выполнения требований, но у него нет силы воли, чтобы качественно работать над собой и доводить все начатые дела до логического завершения. В таких случаях на помощь приходит коллектив. Педагогу можно помочь, ужесточив требования к нему.

Достаточно сложно найти решение конфликта, вызванного временными трудностями, объективно препятствующими исполнению обязанностей. Например, у многих учителей нет благоустроенного жилья, некоторые вынуждены ухаживать за больным или престарелым родственником и пр. Тем не менее, как показывает практика, в слаженном коллективе всегда находится способ решения таких проблем.

нравственно профессиональный долг

Механизм функционирования долга

Одним из ключевых требований, предъявляемых обществом к современному педагогу, является необходимость постоянного пополнения знаний. Как показывают исследования, долг мотивирует учителя качественно работать над повышением уровня своего профессионализма, даже если он ограничен во времени. Выполнение задач, поставленных перед преподавателем, требует высокой педагогической культуры и мастерства, деловитости, собранности, способности находить все необходимое для работы в увеличивающемся информационном потоке.

источниками профессионального долга и ответственности учителя являются

Выводы

Профессиональный долг - определенное самоограничение, имеющее целью достижение профессионального успеха и личностной реализации. Определяя сущность данного понятия, большинство отечественных исследователей рассматривают его как обязательное функционально значимое личное качество педагога. В нем отражается оптимальный вариант трудового поведения лица, обусловленное требованиями, вытекающими из сути самой педагогической деятельности.

И совсем не случайно понятие долга в этике стало разрабатываться одним из первых. И. Кант, как мы помним, считал долг главным проводником нравственного закона. Добрая воля человека на согласование его действий с другими людьми, с обществом в целом направляется голосом долга, идущим из глубины души. Этот голос несет в себе самое сильное побуждение к действиям на благо себе и всем. Ориентация на такие действия возникает уже в первые годы жизни, если у ребенка успешно решаются его возра­стные задачи, т.е. формируются чувство базисного доверия к миру, чувства автономии, инициативности.

– Вы что, подготовили заметку по анонсам информационных агентств?

– А разве нельзя? Это же официальный источник.

– Да я пробовал дозвониться, не получилось.

Глубинная причина, стоящая за подобными объяснениями, всегда одна: у человека еще нет понятия о профессиональном долге. И хорошо, если подобные эпизоды удается сделать не поводом для внутригруппового конфликта, а ключом к открытию природы тех отношений, которые связывают членов профессиональной среды друг с другом и с обществом и без которых неминуемы хаос, разброд, развал группы, общества.

Так что же такое профессиональный долг журналиста?В первом приближении его можно определить так: это выработанное содружеством журналистов представление об обязательствах перед обществом, которые журналисты добровольно берут на себя, сообразуясь с местом и ролью своей профессии в общественной жизни. Содержание профессионального долга является результатом осознания трудовой группой журналистов социального предназначения и особенностей журналистской деятельности. Поэтому профессиональный долг неизбежно имеет две стороны: объективную и субъективную.

Объективная сторона профессионального долга журналиста определяется теми реально существующими обязанностями, которые выпадают на долю представителей этой профессии в обществе, поскольку только так журналистика может выполнить свое предназначение, ответить на общественные потребности, вызвавшие ее к жизни. Субъективная же сторона связана с личностным началом профессии, с тем, что готовность к исполнению этих обязанностей изъявляется членами профессиональной общности добровольно и становится для каждого из них внутренним условием существования в журналистике. Так же добровольно, в конечном счете, осуществляется и выбор конкретного круга обязанностей, образующих для них поле внутрипрофессиональной специализации. Наконец, объем задач, решение которых берет на себя журналист, отвечая на требования профессионального долга, тоже у каждого свой, ибо видение обязанностей и возможности их реализации в достаточной степени индивидуальны.




Именно в такой гарантии и заключена сердцевина общей формулы профессионального долга.

Данное представление о профессиональном долге журналиста отражает прежде всего функциональную природу журналистики, призванной снабжать общество достоверной информацией о мире и происходящих в нем изменениях, способствовать свободному выражению мнений людей, содействовать утверждению в общественном сознании и общественной практике всеобщих ценностей гуманизма. Вместе с тем такое представление о профессиональном долге журналиста содержит в себе и конкретно-исторические задачи человечества, при решении которых нельзя обойтись без журналистики. И это естественно, поскольку профессиональный долг, как и профессиональная мораль в целом, как и все моральные отношения, есть диалектическое единство вечного, сущностного, с одной стороны, и конкретно-исторического, изменяющегося в соответствии с конкретно-историческими условиями, – с другой.

w сделать прозрачной для читателей деятельность властных структур, поставив тем самым ее под контроль общественности;

w помочь человеку в условиях социального расслоения, социальной нестабильности и незащищенности выстоять, не потерять чувства человеческого достоинства, способности к сопереживанию и взаимодействию, ощущения радости жизни;

w вопреки тенденциям к засорению и обеднению речи, сопутствующим времени социальной неустроенности, нести в аудиторию яркий, живой, выразительный русский язык.

Да, мы работаем с материалом, который интересен для нашей аудитории: со сплетнями, слухами. Но мы видим свою задачу в том, чтобы проверить их и помочь людям понять, где правда, а где туфта.

Журналист на передовой – лицо инородное. Его место в штабе, где информация, где видна общая картина боевых действий и где тебе расскажут только то, что сочтут нужным рассказать штабные начальники. Если же ты в окопах, где видны позиции противника в тридцати метрах за речкой, тебе вообще ничего не расскажут и не посадят за стол с фронтовыми ста граммами, пока не убедятся, что ты – свой, что ходишь, как и все, посреди войны под одним Богом.

Цепочкой, по одному, расстояние между людьми 4–5 метров, чтобы не накрыло одной миной или автоматной очередью, десант пошел.

. Обходим разрушенные до основания дома, спускаемся в подвалы, поднимаемся на руины. Последний участок пути – сорок метров простреливаемого и хорошо пристрелянного пространства.

– Первые трое, вперед! – командует ротный, беременная жена которого думает, что он охраняет генералов в Моздоке.

Перебегает первая тройка, вторая. Мне бежать в третьей.

Вот по нам-то и начинают стрелять пулеметчики и снайпер.

Очухиваюсь только под прикрытием стены. Пригибаясь и петляя, бегут солдаты. Пулеметчик на той стороне встречает каждую тройку длинной очередью. Последний солдат падает, и вместе с ним куда-то далеко вниз падает мое сердце. Но нет, не убит, просто споткнулся.

. Обратно из Совмина мы перебегаем с замполитом Витей под прикрытием огня танка. До этого два раза высовываемся на открытое место, и два раза под ногами ложатся пулеметные очереди. Виктору кирпичной крошкой посекло лицо, мне – руки.

. В тот день мы единственные смогли уйти из Совмина засветло. Остальным пришлось ждать ночи.

– Ну, ладно, журналист, – сказали мне потом офицеры-десантники. – Бегаешь ты хорошо. Записывай. Только давай договоримся: без фамилий. Нам-то уже все по фигу, но у нас семьи и дети.

Так и договорились. Фамилий я ни у кого не спрашивал.

Кто-то может сказать: и зачем было так рисковать? Какие уж такие бесценные сведения он получил в этих беседах? Что, без его рассказа об услышанных откровениях мы не прожили бы.

Журналист Александр Хохлов видел свой профессиональный долг в том, чтобы рассказать правду о чеченской войне. Для него это значило – надо все увидеть своими глазами, услышать своими ушами, понять своим умом. Так определились его задачи. И он их выполнил. Потому и родились у него слова, на которые мало кто из читателей не отозвался сердцем:

В нашей армии служат не убийцы и насильники. И в чеченских войсках не бандитов больше, а людей, которые не виноваты в том, что они сейчас не живут в своих домах с женами и детьми, а убивают и умирают на руинах Грозного. Я ненавидел тех, кто развязал эту бойню, кто наживается на ней, кто потом, довольный собой, уедет с пачками денег на Канары или в Лос-Анджелес, оставив нас всех добивать друг друга на пепелищах родных городов.

Имена некоторых из тех, кто стравил, кто втянул нас в месиво войны – положите руку на сердце, – известны. Думаю, когда-нибудь мы узнаем поименно всех, и тогда.

А что будет тогда? Сколько лет уже идет война в нашей бывшей единой стране. И – что?

Старшина разведроты, немолодой старший прапорщик с университетским дипломом учителя, утешал медика:

– Ну это же как всегда. Умный на войне насмеется, хитрый – наворуется, а дурак – навоюется. Вот мы все дураки и есть. Старшина помолчал и добавил:

– Пока мы сами себя уважать не научимся, нас никто уважать не будет. Никакие мадьяры.

Вот таким образом происходит самовозложение профессионального долга.Так исполняется долг.

В условиях, когда в силу экономических причин журналистика попадает в зависимость от финансово-промышленного капитала, процесс самоопределения и самовозложения профессионального долга самым серьезным образом осложняется и для редакций, и для отдельных журналистов. Это вызвано тем, что такая зависимость, как правило, превращает прессу в орудие борьбы враждующих экономических группировок и связанных с ними политических сил. Перед редакционными коллективами встают цели, обусловленные не столько исконно присущей журналистике функциональной спецификой, сколько интересами структур, в деятельность которых СМИ включаются поневоле. В результате естественный ход самоопределения долга в практике журналистов заметно деформируется.

Не нужно думать, однако, что профессиональный долг в принципе не совместим со служебным долгом. При коллективном взаимодействии в нормальных условиях служебный долг как бы опосредует выполнение профессионального, регулируя это коллективное взаимодействие. Конечно, и тут не исключаются противоречия, но они редко приобретают характер коллизий, поддаваясь разрешению в рабочем порядке.

И совсем не случайно понятие долга в этике стало разрабатываться одним из первых. И. Кант, как мы помним, считал долг главным проводником нравственного закона. Добрая воля человека на согласование его действий с другими людьми, с обществом в целом направляется голосом долга, идущим из глубины души. Этот голос несет в себе самое сильное побуждение к действиям на благо себе и всем. Ориентация на такие действия возникает уже в первые годы жизни, если у ребенка успешно решаются его возра­стные задачи, т.е. формируются чувство базисного доверия к миру, чувства автономии, инициативности.

– Вы что, подготовили заметку по анонсам информационных агентств?

– А разве нельзя? Это же официальный источник.

– Да я пробовал дозвониться, не получилось.

Глубинная причина, стоящая за подобными объяснениями, всегда одна: у человека еще нет понятия о профессиональном долге. И хорошо, если подобные эпизоды удается сделать не поводом для внутригруппового конфликта, а ключом к открытию природы тех отношений, которые связывают членов профессиональной среды друг с другом и с обществом и без которых неминуемы хаос, разброд, развал группы, общества.

Так что же такое профессиональный долг журналиста?В первом приближении его можно определить так: это выработанное содружеством журналистов представление об обязательствах перед обществом, которые журналисты добровольно берут на себя, сообразуясь с местом и ролью своей профессии в общественной жизни. Содержание профессионального долга является результатом осознания трудовой группой журналистов социального предназначения и особенностей журналистской деятельности. Поэтому профессиональный долг неизбежно имеет две стороны: объективную и субъективную.

Объективная сторона профессионального долга журналиста определяется теми реально существующими обязанностями, которые выпадают на долю представителей этой профессии в обществе, поскольку только так журналистика может выполнить свое предназначение, ответить на общественные потребности, вызвавшие ее к жизни. Субъективная же сторона связана с личностным началом профессии, с тем, что готовность к исполнению этих обязанностей изъявляется членами профессиональной общности добровольно и становится для каждого из них внутренним условием существования в журналистике. Так же добровольно, в конечном счете, осуществляется и выбор конкретного круга обязанностей, образующих для них поле внутрипрофессиональной специализации. Наконец, объем задач, решение которых берет на себя журналист, отвечая на требования профессионального долга, тоже у каждого свой, ибо видение обязанностей и возможности их реализации в достаточной степени индивидуальны.

Именно в такой гарантии и заключена сердцевина общей формулы профессионального долга.

Данное представление о профессиональном долге журналиста отражает прежде всего функциональную природу журналистики, призванной снабжать общество достоверной информацией о мире и происходящих в нем изменениях, способствовать свободному выражению мнений людей, содействовать утверждению в общественном сознании и общественной практике всеобщих ценностей гуманизма. Вместе с тем такое представление о профессиональном долге журналиста содержит в себе и конкретно-исторические задачи человечества, при решении которых нельзя обойтись без журналистики. И это естественно, поскольку профессиональный долг, как и профессиональная мораль в целом, как и все моральные отношения, есть диалектическое единство вечного, сущностного, с одной стороны, и конкретно-исторического, изменяющегося в соответствии с конкретно-историческими условиями, – с другой.

w сделать прозрачной для читателей деятельность властных структур, поставив тем самым ее под контроль общественности;

w помочь человеку в условиях социального расслоения, социальной нестабильности и незащищенности выстоять, не потерять чувства человеческого достоинства, способности к сопереживанию и взаимодействию, ощущения радости жизни;

w вопреки тенденциям к засорению и обеднению речи, сопутствующим времени социальной неустроенности, нести в аудиторию яркий, живой, выразительный русский язык.

Да, мы работаем с материалом, который интересен для нашей аудитории: со сплетнями, слухами. Но мы видим свою задачу в том, чтобы проверить их и помочь людям понять, где правда, а где туфта.

Журналист на передовой – лицо инородное. Его место в штабе, где информация, где видна общая картина боевых действий и где тебе расскажут только то, что сочтут нужным рассказать штабные начальники. Если же ты в окопах, где видны позиции противника в тридцати метрах за речкой, тебе вообще ничего не расскажут и не посадят за стол с фронтовыми ста граммами, пока не убедятся, что ты – свой, что ходишь, как и все, посреди войны под одним Богом.

Цепочкой, по одному, расстояние между людьми 4–5 метров, чтобы не накрыло одной миной или автоматной очередью, десант пошел.

. Обходим разрушенные до основания дома, спускаемся в подвалы, поднимаемся на руины. Последний участок пути – сорок метров простреливаемого и хорошо пристрелянного пространства.

– Первые трое, вперед! – командует ротный, беременная жена которого думает, что он охраняет генералов в Моздоке.

Перебегает первая тройка, вторая. Мне бежать в третьей.

Вот по нам-то и начинают стрелять пулеметчики и снайпер.

Очухиваюсь только под прикрытием стены. Пригибаясь и петляя, бегут солдаты. Пулеметчик на той стороне встречает каждую тройку длинной очередью. Последний солдат падает, и вместе с ним куда-то далеко вниз падает мое сердце. Но нет, не убит, просто споткнулся.

. Обратно из Совмина мы перебегаем с замполитом Витей под прикрытием огня танка. До этого два раза высовываемся на открытое место, и два раза под ногами ложатся пулеметные очереди. Виктору кирпичной крошкой посекло лицо, мне – руки.

. В тот день мы единственные смогли уйти из Совмина засветло. Остальным пришлось ждать ночи.

– Ну, ладно, журналист, – сказали мне потом офицеры-десантники. – Бегаешь ты хорошо. Записывай. Только давай договоримся: без фамилий. Нам-то уже все по фигу, но у нас семьи и дети.

Так и договорились. Фамилий я ни у кого не спрашивал.

Кто-то может сказать: и зачем было так рисковать? Какие уж такие бесценные сведения он получил в этих беседах? Что, без его рассказа об услышанных откровениях мы не прожили бы.

Журналист Александр Хохлов видел свой профессиональный долг в том, чтобы рассказать правду о чеченской войне. Для него это значило – надо все увидеть своими глазами, услышать своими ушами, понять своим умом. Так определились его задачи. И он их выполнил. Потому и родились у него слова, на которые мало кто из читателей не отозвался сердцем:

В нашей армии служат не убийцы и насильники. И в чеченских войсках не бандитов больше, а людей, которые не виноваты в том, что они сейчас не живут в своих домах с женами и детьми, а убивают и умирают на руинах Грозного. Я ненавидел тех, кто развязал эту бойню, кто наживается на ней, кто потом, довольный собой, уедет с пачками денег на Канары или в Лос-Анджелес, оставив нас всех добивать друг друга на пепелищах родных городов.

Имена некоторых из тех, кто стравил, кто втянул нас в месиво войны – положите руку на сердце, – известны. Думаю, когда-нибудь мы узнаем поименно всех, и тогда.

А что будет тогда? Сколько лет уже идет война в нашей бывшей единой стране. И – что?

Старшина разведроты, немолодой старший прапорщик с университетским дипломом учителя, утешал медика:

– Ну это же как всегда. Умный на войне насмеется, хитрый – наворуется, а дурак – навоюется. Вот мы все дураки и есть. Старшина помолчал и добавил:

– Пока мы сами себя уважать не научимся, нас никто уважать не будет. Никакие мадьяры.

Вот таким образом происходит самовозложение профессионального долга.Так исполняется долг.

В условиях, когда в силу экономических причин журналистика попадает в зависимость от финансово-промышленного капитала, процесс самоопределения и самовозложения профессионального долга самым серьезным образом осложняется и для редакций, и для отдельных журналистов. Это вызвано тем, что такая зависимость, как правило, превращает прессу в орудие борьбы враждующих экономических группировок и связанных с ними политических сил. Перед редакционными коллективами встают цели, обусловленные не столько исконно присущей журналистике функциональной спецификой, сколько интересами структур, в деятельность которых СМИ включаются поневоле. В результате естественный ход самоопределения долга в практике журналистов заметно деформируется.

Не нужно думать, однако, что профессиональный долг в принципе не совместим со служебным долгом. При коллективном взаимодействии в нормальных условиях служебный долг как бы опосредует выполнение профессионального, регулируя это коллективное взаимодействие. Конечно, и тут не исключаются противоречия, но они редко приобретают характер коллизий, поддаваясь разрешению в рабочем порядке.

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ДОЛГ ПСИХОЛОГА — обязанности и ответственность, которую берет на себя психолог консультант как специалист и персонально несет за принимаемые им решения, предпринимаемые действия тогда, когда он консультирует клиентов … Словарь терминов по психологическому консультированию

профессиональный — ая, ое. professionnel < profession. 1. Отн. к профессии; связанный с какой л. профессией. Профессиональное разделение труда. Профессиональные болезни. БАС 1. И профессиональный долг платежом красен. К. Кушнер Фразы. //ЛГ 27.5. 1998. 2. Отн. к… … Исторический словарь галлицизмов русского языка

профессиональный кодекс — deutsch: Berufsordnung f english: professional code Регламентирует исполнение профессиональных обязанностей и профессиональный долг различных специалистов в сфере здравоохранения. Врачебный кодекс устанавливается Врачебными палатами федеральных… … Русско-немецко-английский словарь по здравоохранению

Долг — (Debt) Долг денежная сумма или материальные ценности, взятые взаймы на определенных условиях Понятие долг, внутренний и внешний долг государства и другие виды долгов, государственный долг США и России, долговые инструменты и погашение долгов… … Энциклопедия инвестора

ДОЛГ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ — система нравственных требований, обусловливающих эффективное осуществление педагогом профессиональной деятельности … Педагогический словарь

Бабурова, Анастасия Эдуардовна — В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Бабурова. Анастасия Бабурова Имя при рождении … Википедия

Ереванский государственный медицинский университет имени Мхитара Гераци — Ереванский государственный медицинский университет им. Мхитара Гераци (ЕГМУ) … Википедия

(Professional duty, Кесиптик карыз) - совокупность обязанностей, которые общество и государство возлагают на управленческих работников. Это также осознание служащими своей ответственности перед обществом, государством, коллегами и перед самим собой.

Найдено научных статей по теме — 15

Понятие профессионализма и профессионального долга социолога

One of the main characteristics of the moral countenance of a personality is professionalism and attitude to work.

Методологические основы концепции профессионального долголетия

В данной статье изложены вопросы теории, методики физического воспитания и идеи создания массовой рациональной системы оздоровления с выходом на индивидуальное самосознание, на образ жизни, на оперативный контроль над резервами зд

ТВОРЧЕСКАЯ АКТИВНОСТЬ КАК УСЛОВИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ДОЛГОЛЕТИЯ ПЕДАГОГА

В статье рассматривается проблема взаимосвязи профессионального долголетия педагога и его творческой активности.

Профессиональное долголетие и психологическое здоровье в условиях Арктики

Арктическая зона предъявляет особые требования к психологическому и профессиональному здоровью людей. Дефицит знаний о структуре, элементах средствах и методах сохранения здоровья препятствует продлению профессионального здоровья.

Сущность профессионального долга будущих офицеров внутренних войск МВД России

Статья посвящена педагогической проблеме - подготовке будущих офицеров внутренних войск МВД России к выполнению профессионального долга.

СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ДОЛГА У СОТРУДНИКОВ ПОЛИЦИИ

Профессиональный долг рассматривается как система профессионально значимых качеств, то есть постоянного закрепившегося отношения к своей профессии, которое проявляется в виде определенной системы мотивов, форм и способов профессио

ГУМАНИСТИЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ЖИЗНИ СТУДЕНТОВ КАК ОСНОВА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ДОЛГОЛЕТИЯ

О влиянии деонтологической подготовки на выполнение военнослужащими профессионального долга

Социально-медицинские аспекты пожилого возраста: ожирение и профессиональное долгожительство

Лескова Ирина Валерьевна, Мазурина Наталия Валентиновна, Трошина Екатерина Анатольевна, Ермаков Дмитрий Николаевич, Диденко Елена Александровна, Адамская Любовь Владимировна

Поднимается проблема процесса старения населения и ожидаемого существенного увеличения доли пожилого населения в России в ближайшие 10-15 лет, которое вызовет необходимость привлечения дополнительных финансовых ресурсов на пенсион

Читайте также: