Профессиональная направленность личности кратко

Обновлено: 02.07.2024

Еще в период самого раннего антропогенеза возник процесс общественного производства, который никак не мог обойтись без необходимости учета профессиональной направленности. Когда древние люди только начинали жить общиной, труд довольно быстро был разделен, ведь даже самое примитивное хозяйство должно поддерживаться и быть защищенным от всех угроз, которых во все времена было предостаточно.

Как разделяли труд

Профессиональная направленность требует учета задатков, данных человеку природой, его физических данных и способностей, которые были приобретены в процессе взросления. Каждый субъект выполнял конкретную общественную задачу в своей деятельности на пользу племенной общине. Команда сильных мужчин, например, изначально имела профессиональную направленность к защите рода от нападений крупных животных и людей из других племен, а также именно они добывали пищу - охотились. А женщины работали дома - растили потомство, готовили еду, выделывали шкуры для одежды и тому подобное.

Вам будет интересно: Вращательное движение твердого тела: уравнение, формулы

Маркс и Энгельс

Вам будет интересно: Афронт — это ситуация, в которой не хочется оказаться

Правы были Карл Маркс и Фридрих Энгельс, когда говорили об углублении социального познания путем материалистического понимания вещей. Природа каждого общественного процесса сугубо деятельностная, и здесь профессиональная направленность играет первую скрипку. Жизнь - деятельность, преследующая цели, поставленные человеком. Это самое общее и наиболее фундаментальное понятие, обозначающее социальные формы материи и ее движение.

Характер жизнедеятельности заключает в себе все особенности вида с его родовыми чертами, а свобода сознательной деятельности и есть родовая характеристика человека. Даже стадия зарождения общества в самой примитивной его форме показывает, что каждому человеку свойственно заниматься каким-то конкретным видом трудовой деятельности на благо общества. Такое разделение труда и есть профессиональная направленность личности, какова бы ни была историческая формация данного времени.

Самоопределение от Древнего мира

Постепенно эта проблема профессиональной направленности личности приобрела новую актуальность, поскольку требования общественного развития постоянно изменялись. Возросло материальное производство, которому требовались именно специалисты. Сферы приложения труда разделились и количественно, и качественно. В связи с профессиональной направленностью личность могла заниматься строительством, земледелием, военной защитой, орошением земель, наконец, управлением все более разрастающимся хозяйством.

Вам будет интересно: Декабрист Оболенский Евгений Петрович: биография. Декабристские организации

Теперь возник вопрос специальной подготовки людей к конкретной деятельности. Помимо приобретенных навыков потребовалась и внутренняя предрасположенность, направленность профессионально-прикладная к той или другой более узкой специальности. Наиболее ценными считались морально-нравственные, интеллектуальные и физические свойства людей (вспомним Спарту и подготовку мальчиков к взрослой жизни).

Мыслитель Аристотель

О профессиональной направленности физической культуры писали многие древние мудрецы: Аристотель, Платон, Марк Аврелий и другие мыслители Древних Греции и Рима, позже на том же останавливались средневековые теологи: Августин Блаженный, Фома Аквинский и другие известные ученые эпохи Возрождения. До сих пор актуальны работы государственных деятелей и ученых Дж. Локка, Н. Макиавелли. А в Новом времени эти же постулаты относительно развития профессиональной направленности отмечали Ф. Гегель и Э. Кант на ряду с другими знаменитыми исследователями своего времени.

А что можно сказать о более близком для нас времени?

Направленность и профессиональная деятельность в 19 и 20 веках

Надо сказать, что мыслители прошлого выражали идею специального обучения на морально-этических позициях, где требования предъявлялись к конкретному виду профнаправленности, а психологическую составляющую не учитывали. Каждая личность была обязана участвовать в процессах социальной деятельности. И это все. Была упущен важнейший нюанс, более всего влияющий на результат деятельности. Сформировали полностью понятие направленности и профессиональной деятельности психологи второй половины XIX века, когда зародилась эта наука вместе с ее собственным экспериментальным методом. И до сих пор этими вопросами занимаются именно психологи.

Задача профессиональной направленности учителя, например, рассматривается как чисто психологический феномен. Термин "направленность" появился в последней четверти XIX века и используется до сих пор, обозначая целый комплекс мотивов, помогающих осуществить занятие тем или иным видом деятельности. Правда, широкое употребление этот термин получил уже в 1911 году, когда появились работы известного ученого В. Штерна. Он трактовал направленность как склонность к конкретной деятельности. У тех же истоков изучали сущность направленности классические психологи и педагоги С. Л. Рубинштейн, А. Маслоу, Б. Г. Ананьев и многие другие исследователи, определившие структуру и сущность данного понятия.

Труды С. Л. Рубинштейна

Определение профессиональной направленности представляет огромную значимость для научного подхода к этой проблеме. По мнению Рубинштейна, направленность личности ближе к динамическим тенденциям, мотивационно определяющим человеческую деятельность в тесной связи с ее задачами и целями. Ученый воспринимал это как интегративное целостное свойство, которое не только регулирует деятельность, но и пробуждает активность. В сущности направленности им было выявлено два основных аспекта взаимного предметного содержания. Формирование профессиональной направленности происходит в связи с особым вниманием к какому-либо предмету, а также в связи с напряжением, которое при этом возникает.

Сергей Леонидович Рубинштейн

Также ученый отмечал, что направленность может выражаться в тенденциях, которые постоянно расширяются и обогащаются, служа источником разносторонней и многообразной деятельности. В этом процессе исходящие мотивы изменяются, обогащаются, перестраиваются, приобретают новое содержание. По его утверждениям, это целая система мотивов или побуждений, которые должны определить поле деятельности человека.

Ориентация к действию

Чем определялась профессиональная направленность физической культуры в Древней Греции или в Древнем мире? Безусловно, запросами социума: велись бесконечные войны, а здоровый дух - в здоровом теле. Сначала интересы, затем идеалы, и очень быстро это перерастает в потребность. Вряд ли возможно найти что-то более важное из того, чем определяется профессионально-прикладная направленность физического здоровья. И во главе угла - мотивация деятельности субъекта, помогающая преодолевать любые трудности и даже препятствия на пути к выбранной профессии.

Например, профессиональная направленность педагога - ориентация к действию, направленному на развитие личности подрастающего поколения, стремление стать учителем, быть им и оставаться им в любой ситуации, даже самой неблагоприятной (когда эта профессия перестает быть уважаемой и престижной, когда не платят достаточное количество денег для удовлетворения самых насущных нужд и так далее). Общество постоянно изменяется, изменяются и его приоритеты. Судя по последним тенденциям, хороших учителей у нас в стране скоро не останется.

Становление личности и социально-политические условия

Динамическая сторона направленности, выделенная Рубинштейном, предполагает изменения направленности личности в связи с модификацией общественных реалий. Знаменитый ученый Б. Г. Ананьев тоже это отмечал в своих работах, говоря о зависимостях в изменении целей, мотивов, уровней, способов, результатов от классового положения, в частности, семьи ребенка или в общем всей общественной формации.

Именно эти условия и определяют конкретную форму труда: будет он физическим или умственным и какова будет система производственных отношений. Социально-политическая обстановка, в которой происходит становление личности, самым прямым образом влияет на результаты выбора профессии субъектом и его дальнейшее функционирование на той или иной стезе.

Абрахам Маслоу

Заключения выдающегося ученого А. Маслоу, автора замечательной пирамиды потребностей, представили человечеству и классификацию групп, где описана динамика трансформации личности под влиянием создавшихся условий. Именно он сделал вывод о приоритетных потребностях, которые требуют удовлетворения: сначала самые простые и насущные - еда, жилье, затем уже и остальные с переходом от уровня к уровню. Именно этим и определяется поведение и профессиональная направленность субъекта.

Мотивационные установки

Классики психологии заложили фундамент для развития главных направлений изучения вопросов профессионального выбора и профессиональной деятельности, составив классификацию потребностей и установив закономерности возникновения мотивационной составляющей. Также была выявлена и четко обозначена зависимость выбора профессии от социальных условий и политической обстановки, от способностей и задатков личности. Это поспособствовало и дальнейшему, еще более глубокому исследованию столь важнейшей проблематики.

Дэвид Маклелланд

Например, известный психолог Д. Маклелланд определил желание как потребность (отсюда происходит термин "мотив"). Желания могут выступить как мотивационная установка, склонность к достижению поставленной цели, к успеху, к власти. А также желание (или мотив) рассматривается как представление о результате (в научных терминах это звучит как антиципаторное, аффективно заряженное целевое состояние). Оно становится актуальным, если влияют те или иные стимулы. Мотив - это периодически повторяющийся интерес к целевому состоянию, и он основан на самом естественном побуждении.

Мотивирующие факторы

Вам будет интересно: Историк Покровский М. Н.: биография, исторические труды, книги и политическая деятельность

Ученым Ф. Херцбергом было определено стимулирование как факторы "гигиенические", наличие которых работников мотивировать не будет, но чувство неудовлетворенности собственной работой предотвратит. Высокая мотивация должна обеспечивать не только "гигиенические" стимулы, но и мотивирующие факторы, только в совокупности их люди получают источник направленности к профессии. Это более всего зависит от конкретных людей - их запросов и потребностей, а люди все разные. Именно поэтому для мотивации применяются самые разнообразные факторы: это материальное вознаграждение, благоприятные условия, созданные на рабочих местах, которые включают в себя и межличностные отношения (сотрудников между собой и начальника с подчиненными).

Фредерик Херцберг

Важны и бытовые условия, и климатические, и стабильность в экономике в тот период, когда действует контракт, и наличие социальных гарантий, и соблюдение всех требований регионального трудового законодательства, и многое другое. Основные мотивы были категоризованы, и на их основе спроецирована теория мотивации к профессиональной деятельности. Понятие "мотив" у Херцберга рассматривается точно так же, как процесс движения к цели, а также подчеркивается зависимость его от индивидуальных потребностей субъекта. Таким образом, учет потребностей способствует плодотворной деятельности в конкретной профессии. Уже во второй половине двадцатого века ученые разработали основные процессуальные теории мотивации.

Теория ожиданий

В 1964 году была изложена теория мотивации в научном труде американского исследователя Виктора Врума "Работа и мотивация", которая считается в настоящее время фундаментальной. Стимулирующий эффект, согласно данной теории, производит не наличие определенных потребностей индивида, а тот мыслительный процесс, когда оценивается реальность в достижении той цели, которая была поставлена, а также получение за это того или иного вознаграждения (это могут быть материальные блага или удовлетворение честолюбия - не так важно).

Виктор Врум

Впоследствии модель В. Врума была существенно дополнена известными учеными Э. Лоулером и Л. Портером. Они проводили совместные исследования и выяснили, от чего зависят те результаты, которые достигает субъект в том или ином виде деятельности. Это зависит от "стоимости", то есть ценности вознаграждения, от степени удовлетворения в реальности, от воспринимаемых и действительно затраченных усилий, от индивидуальных особенностей и способностей человека (никакая мотивация не поможет неприспособленному к клавишам пианисту отрастить длинные пальцы, как у Шопена, или нельзя стать балериной, если не получилось родиться с высоким и гибким подъемом стопы). Кроме того, человек должен четко осознавать свою роль в трудовом процессе (ролевое восприятие).

Из этой концепции можно сделать вывод, что результаты профессиональной деятельности должны вести к росту удовлетворенности человека, и это является самым сильным мотивом. Но есть и обратная зависимость. Существует и удовлетворенность простым чувством выполненной работы, что также весьма сопутствует дальнейшей результативности, развивает творческий подход к профессиональным обязанностям и повышает ценность вложенного труда. Нужно отметить, что ученые в СССР очень много работ посвящали именно этой тематике, и их исследования были ничуть не менее успешны трудов зарубежных коллег.

Выводы

Если исходить из всего, изложенного выше, направленностью личности к определенной профессии можно считать некую внутреннюю предрасположенность, склонности, задатки, способности, мотивацию к конкретному роду занятий. Это в совокупности - индивидуальные черты и свойства личности, ее качества, ценностные ориентации, побуждения и взгляды. И одновременно профессиональные притязания, характерные для той или иной деятельности, готовность применить все указанные компоненты, выполняя должностные обязанности.

К составляющим профессиональную направленность необходимо отнести способность к данному виду деятельности, а также многие индивидуальные качества человека, его мировоззрение, куда входит и система ценностей, его идеалы, доминирующие мотивы с побуждающими потребностями во всем их многообразии. Здесь необходимы и определенные "гигиенические" факторы, обеспечивающие успех работы в выбранной сфере деятельности.

Профессиональная направленность личности – это, прежде всего, одна из разновидностей общей направленности личности. В тоже время профессиональная направленность обладает своей спецификой, особым содержанием и характеристиками. Сущность данного понятия рассматривают в связи с такими близкими категориями как профессиональное самоопределение и профессиональное становление.

Для определения содержания понятия профессиональная направленность рассмотрим представления различных авторов, исследовавших данный психологический феномен.

По мнению А.К. Марковой, профессиональная направленность является интегративной характеристикой мотивации профессиональной деятельности, определяемой также всеми побуждениями в мотивационной сфере и выражающейся в интересах, отношениях, целенаправленных усилиях и т.д.

С точки зрения Е.М. Ивановой, компонентами профессиональной направленности являются интересы, мотивы, ценностные ориентации.

Н.Д. Левитов переносит структуру направленности личности на профессиональную направленность и включает в нее как потребности, интересы, идеалы, так и широкий кругозор, любовь к своей профессии, эмоционально-волевую готовность.

Э.Ф. Зеер, рассматривая структуру личности как субъекта профессиональной деятельности, определяет направленность как систему доминирующих потребностей и мотивов. Э.Ф. Зеер выделает следующие компоненты профессиональной направленности: мотивы (намерения, интересы, склонности, идеалы), ценностные ориентации (смысл труда, заработная плата, благосостояние, квалификация, карьера, социальное положение и др.), профессиональная позиция (отношение к профессии, установки, ожидания и готовность к профессиональному развитию), социально-профессиональный статус .

В.П. Парамзин определяет профессиональную направленность через профессиональные интересы, намерения, склонности, мотивы, отношение к выбору профессии. Н.К. Котиленков рассматривает профессиональную направленность как специфическую форму направленности личности, выражающуюся в избирательном отношении к профессии, обусловленной ее индивидуальными особенностями, знаниями и формирующейся в процессе жизнедеятельности. А.П. Сейтешев указывает, что структура профессиональной направленности представляет собой сложное образование, которое включает в себя предметное содержание (специализация профессиональной направленности), мировоззрение и динамику протекания психических процессов и состояний. Профессиональная направленность личности, с его точки зрения, проявляется через эмоции, установки, интересы, склонности, идеалы, убеждения. Данные формы проявления находятся между собой в функциональной связи, и отражают динамику профессиональной направленности .

А.А. Бодалев, В.И. Жуков, Л.Г. Лаптев, В.А. Сластенин в структуру профессиональной направленности включают следующие компоненты: внутренние ресурсы и состояние человека (психическое состояние здоровья, внутренние информационно-энергетические ресурсы, физическое состояние здоровья), способности (творческие, специальные, общие способности), потребности (духовные, материальные, побуждения к профессионально- творческой деятельности), взгляды и убеждения (мировоззрение), идеалы, интересы и склонности, влечения и желания, цели и установки, творческую активность, самоопределение, самоактуализацию, самоорганизацию, самовыражение, саморегуляцию, саморазвитие. Ученные считают, что психологическими механизмами профессионально-творческой направленности личности может выступать многоуровневая структура мотивов, ценностей, личностных смыслов и способностей, определяющих профессионально важные качества субъекта творческой деятельности, влияющие на продуктивность того или иного вида специальной деятельности и успешность ее усвоения.

Л.М. Митина понимает профессиональную направленность как интегративную характеристику личности профессионала, выступающую, наряду с профессиональной компетенцией и эмоциональной гибкостью, психологической основой для всех видов профессиональной деятельности, включающих эмоционально-ценностные и регулятивные аспекты .

Е.А. Климов включает в структуру профессиональной направленности личности: интерес к миру труда, его целям и смыслам, орудиям, средствам,

процессам, объектам, результатам, к системе трудовых постов в обществе, потребности в продуктивной общественно-ценной деятельности, соответствующие убеждения и другие мотивы. В рамках данной теории профессиональная направленность чаще рассматривается как направленность личности на ту или иную сферу профессиональной деятельности, опирающуюся на типологию профессий, предложенную Е.А. Климовым.

В зарубежной психологической литературе используют типологию Дж. Холланда, который определил в качестве основных компонентов профессиональной направленности ценностные ориентации, установки, отношения, мотивы, интересы. Он выделил шесть профессионально ориентированных типов личности: реалистический, интеллектуальный, социальный, конвенциональный, предпринимательский и художественный. Модель любого типа личности конструируется по следующей схеме: цели, ценности, интересы, способности, предпочитаемые профессиональные роли, возможные достижения и карьера .

К.К. Платонов, рассматривая профессиональное развитие личности, отмечает, что изменение профессиональной направленности предполагает расширение круга интересов и изменения системы потребностей, актуализацию мотивов достижения, возрастание потребности в самоактуализации и саморазвитии .

Таким образом, с одной стороны, профессиональная направленность (как и направленность личности) характеризуется проявлением мотивационных образований (установки, потребности, цели, ценности, смыслы и т.д.). С другой стороны, профессиональная направленность обладает своей спецификой и определяется отношением личности к профессии, к себе как специалисту, профессиональными компетенциями, эмоционально-волевой готовностью, социально-профессиональным статусом и т.д.

Профессиональное становление личности Ю.П. Поваренков рассматривает как сложное полисистемное образование, которое регулируется на основе социальной и индивидуальной детерминации, тесно связано с реальной жизнедеятельностью человека, осуществляется на основе целенаправленной активности человека, включая профессиональное обучение и научение, профессиональное развитие и саморазвитие, профессиональное воспитание и самовоспитание .

Конкретизируя понятие, Ю.П. Поваренков понимает под профессиональным становлением личности процесс поэтапного развития и реализации субъекта профессионального пути (профессионализации), который осуществляется на основе целенаправленной активности личности, комплексного учета внешних и внутренних, социальных и индивидуальных факторов профессионализации .

Процесс профессионального становления занимает большую часть онтогенеза человека. Поэтому возникает необходимость разделения данного процесса на периоды или стадии. С нашей точки зрения, наиболее содержательными являются классификации, предложенные Ю.П. Поваренковым и Э.Ф. Зеер, которые рассматривают профессионализацию с позиции социальной ситуации профессионального развития и ведущей деятельности.

Ю.П. Поваренков выделяет основные периоды и фазы профессионального становления студентов в ходе обучения в высшем учебном заведении.

Учитывая объективное содержание социальной ситуации профессионального развития, процесс профессионализации в вузе можно разделить на два периода. Первый – учебно-академический, который охватывает 1–3-й курсы, второй – учебно-профессиональный, включающий в себя вторую половину 3-го и 4–5-й курсы.

Специфика социальной ситуации профессионального развития первого периода заключается в том, что она в прямой или косвенной форме предъявляет требования к уровню фундаментальной подготовки студентов, к способу учебно- познавательной деятельности, к качествам личности студента. Новообразованиями данного периода являются становление личности студента, преодоление школьной и обретение студенческой идентичности, формирование академической формы учебной деятельности и структуры познавательных способностей, необходимых для ее реализации, актуализация учебно- познавательной мотивации профессионального развития как ведущей.

В рамках второго периода социальная ситуация профессионального развития предъявляет к личности и деятельности студента в основном профессиональные требования. Поэтому ведущими новообразованиями этого периода являются актуализация профессиональной мотивации, становление элементов системы профессионально-академической деятельности и переориентация учебно- академической деятельности на ее формирование, обретение элементов профессиональной идентичности, становление структуры профессионального интеллекта.

Характеризуя стадию обучения в профессиональном учебном заведении, Э.Ф. Зеер отмечает, что социальная ситуация определяется новой социальной ролью личности (учащийся, студент), новыми взаимоотношениями в коллективе, большей социальной независимостью, политическим и гражданским совершеннолетием. Развитие деятельности на этапе профессиональной

подготовки происходит от учебно-познавательной к учебно-профессиональной и от нее – к реальной профессиональной деятельности.

В качестве обобщения можно отметить, что в период обучения в высших учебных заведениях профессиональное становление индивида заключается в формировании личности как субъекта профессиональной деятельности, которое осуществляется на основе развития профессиональной направленности, профессиональных способностей, профессионального самосознания студента .

Основным критерием стадии обучения в вузе Т.В. Кудрявцев считал профессиональное самоопределение, которое является центральным звеном профессионального становления, и в результате которого развивается профессиональная направленность в процессе обучения и освоения профессии.

П.Г. Щедровицкий рассматривает самоопределение как способность человека строить самого себя, свою индивидуальную историю, как умение переосмысливать собственную сущность.

Э.Ф. Зеер, обобщая анализ профессионального становления личности, выделяет следующие основные моменты этого процесса:

1. Профессиональное самоопределение – это избирательное отношение индивида к миру профессий в целом и к конкретной выбранной профессии.

2. Ядром профессионального самоопределения является осознанный выбор профессии с учетом своих особенностей и возможностей, требований профессиональной деятельности и социально-экономических условий.

3. Профессиональное самоопределение осуществляется в течение всей профессиональной жизни: личность постоянно рефлексирует, переосмысливает свое профессиональное бытие и самоутверждается в профессии.

4. Актуализация профессионального самоопределения личности инициируется разного рода событиями, такими как окончание общеобразовательной школы, профессионального учебного заведения, повышение квалификации, смена местожительства, аттестация, увольнение с работы и др.

5. Профессиональное самоопределение является важной характеристикой социально-психологической зрелости личности, ее потребности в самореализации и самоактуализации.

Под профессиональным самоопределением мы понимаем активность личности, направленную на нахождение смыслов и ценностей в профессиональной деятельности, обеспечивающуя возможность реализации своего внутреннего потенциала. Самоопределение предполагает рефлексивную работу, направленную на осмысление своих профессиональных предпочтений и возможностей их реализации, и осуществляется в конкретной культурно- исторической (социально-экономической) ситуации.

Профессиональная направленность является системным образованием. Наиболее разработанной моделью профессиональной направленности является модель, предложенная Ю.А. Афонькиной, которая включает в себя ряд взаимосвязанных компонентов: мотивационный, целевой, эмоциональный, когнитивный, контрольно-оценочный, волевой. Данные компоненты в системе профессиональной направленности образуют три структурных блока: мотивационно-целевой, эмоционально-когнитивный, регулятивный.

В модели А.А. Подлеснова, разработанной для студентов, получающих музыкальное образование, структурообразующими являются такие компоненты как: эмоциональный, когнитивный, потребностно-мотивационный, перспективно- целевой, ценностно-смысловой и рефлексивный. Вклад отдельных компонентов в устойчивость структуры профессиональной направленности различен и по значимости этого влияния. Их можно расположить в следующий ряд: связка эмоциональный компонент – когнитивный компонент – потребностно- мотивационный компонент – ценностно-смысловой компонент. Основная функция перечисленных компонентов в структуре профессиональной направленности была определена автором как побуждающе-направляющая, тогда как перспективно-целевой и рефлексивный компоненты были определены А.А. Подлесновым по своей функциональной роли как собственно направляющие. Данные компоненты имеют иерархический принцип организации. В соответствии данной иерархией структурных компонентов автором предложена типология профессиональной направленности. Было установлено, что в процессе профессионализации субъект может характеризоваться как обладающий одним из трех типов профессиональной направленности личности: эмоционального характера, потребностно-мотивационного характера или ценностно-смыслового характера. Динамика профнаправленности, с точки зрения А.А. Подлеснова, может быть представлена как актуализация иерархии структурных компонентов от эмоционального к ценностно-смысловому. Сформированная и устойчивая профессиональная направленность личности была определена им как детерминируемая системообразующей ролью ценносто-смыслового компонента, находящегося в функциональной связке с перспективным и рефлексивными блоками ее структуры .

Л.Н. Зыбина в структуру профессиональной направленности личности студентов включает эмоциональный, когнитивный, поведенческий, мотивационно-потребностный, перспективно-целевой, духовный и ценностно- смысловой (как системообразующий) компоненты .

При этом центральным, системообразующим компонентом профессиональной направленности личности в любом типе профессий автор считает ценностно-смысловой компонент. Профессиональная направленность личности студентов, с ее точки зрения, имеет три иерархических уровня: к преобразующему (низшему) относятся эмоциональный, когнитивный, поведенческий компоненты; к социальному (среднему) – мотивационно- потребностный и перспективно-целевой; к субъектному (высшему) – ценностно- смысловой и духовный компоненты .

Ценностно-смысловой компонент также является основополагающим, центральным компонентом профессиональной направленности. При этом именно ценностно-смысловые характеристики отражают особенности профессионального самоопределения студентов на этапе обучения в вузе в условиях социально-экономических изменений, что и определяет специфику профессиональной направленность личности студентов как будущих субъектов. Поэтому в рамках данной работы актуальным представляется исследование именно ценностно-смыслового компонента. Формирование у студентов в процессе обучения устойчивых ценностных ориентаций по отношению к выбранной ими профессии, нахождение в ней личностных смыслов являются значимой предпосылкой становления субъекта профессиональной деятельности.

Лекция, реферат. Профессиональная направленность и самоопределение личности - понятие и виды. Классификация, сущность и особенности. 2021.

Направленность личности

Что такое направленность личности

Направленность личности – это совокупность потребностей, желаний, убеждений, интересов, мотивов человека, его идеалов и ценностных ориентаций. Всё это придаёт человеческой жизни определённый смысл.

Побуждения, характеризующие личность, бывают доминирующими и второстепенными. Первые являются основой поведения человека, они же имеют наибольшую устойчивость.

Формы направленности личности в психологии

Каждый человек в чём-то нуждается. Есть вещи, в которых нуждаются все или почти все люди: все мы хотим есть, быть здоровыми, защищёнными от внезапной и насильственной смерти, почти все желают прожить как можно дольше. Подобные первичные потребности характерны не только для людей, но и для животных; в определённой степени можно говорить о тех же потребностях и у растений. Помимо биологических, существуют социальные потребности, присущие только людям. Одни из них также характерны для абсолютного большинства людей: это потребности в одежде, жилье и др. Но существуют потребности, характерные только для отдельных людей и не имеющие значения для всех остальных. Например, потребность реализовать себя в ядерной физике или желание создавать музыку. Вообще потребность в самореализации является высшим желанием личности и присуща сравнительно небольшому количеству людей.

Далеко не все потребности человека могут быть удовлетворены сразу, и даже не все они могут быть удовлетворены в принципе. Неудовлетворённые потребности принимают различные формы в зависимости от содержания и от того, насколько человек осознаёт свои цели.

Установки

Это неосознанные состояния, характеризующие готовность человека заниматься какой-то деятельностью. Установки чаще всего возникают тогда, когда неоднократно повторяется какая-то ситуация, называемая установочной, во время которой человек естественным путём реагирует тем или иным образом. Один раз сформированная установка может сохраняться иногда на весьма длительное время. Однако скорость формирования и исчезновения установок у разных людей различная. Различные исследования позволили выделить три типа установок: познавательный (что готов изучить человек), эмоционально-оценочный (его симпатии и антипатии по отношению к объекту) и поведенческий (готовность каким-либо образом действовать в отношении объекта).

Влечения

Это частично осознаваемые потребности, причина которых, однако, может быть неясна человеку. Это некий переходный этап, после которого потребность может либо быть осознанной, либо угаснуть.

Интересы

Склонности

Это мотивы, в которых сильно выражены потребности человека в занятиях какими-либо видами деятельности. В склонности часто перерастают наиболее устойчивые и сильные интересы.

Желания

Это мотивы, основанные на осознанных потребностях, которые при этом ещё не являются сильными побуждениями к действию. Желания часто характеризуют отношение личности к объекту, достичь которого он хочет, но осознаёт невозможность осуществления этого в данный момент.

Стремления

Это побуждения, в которых выражено желание достичь определённых условий существования, которые в данный момент отсутствуют, но могут быть реализованы в процессе организованной деятельности. Стремления бывают разных видов: это может быть мечта (воображаемый облик желаемого), идеал (мотив, выражающий потребность подражать какому-то образцу, следовать определённому примеру), страсть (мотив, отражающий потребность непреодолимой силы).

Намерения

Это стремления, при которых личность осознаёт не только желаемые условия, но и средства к их достижению.

Убеждения

Это совокупность потребностей, которые побуждают её действовать в соответствии со своими взглядами, представлениями и принципами. Убеждения основаны на определённых знаниях о мире.

Мировоззрение

Это система взглядов человека на мир. В первую очередь мировоззрение отражает общественное бытие. Оно является главным регулятором поведения человека и формирует те или иные виды направленности личности.

Формы

Направленность и мотивация

В направленности личности следует выделять цели и мотивы. Цель – это то, к чему стремится человек, а мотив – это причина, по которой он к этой цели стремится. Одну и ту же цель личность может ставить по разным причинам – следовательно, разными будут и мотивы.

Например, кто-то хочет стать врачом, но не понимает, что конкретно его привлекает в этой профессии. Другой тоже хочет стать врачом, но при этом он осознаёт, что хочет лечить людей. Третий желает с помощью профессии врача сделать хорошую карьеру и добиться материального благополучия. Как видим, цель у всех одна, но мотивы разные, как и степень их осознанности.

При этом нужно осознавать, что поведение человека довольно редко диктуется каким-то одним мотивом. Конкретное действие чаще всего является следствием целого комплекса мотивов и побуждений. Так, человек может ходить на работу одновременно и из-за необходимости в деньгах, и из-за того, что данная деятельность ему нравится, и вследствие того, что она позволяет приобрести новых друзей. Если какой-то из этих мотивов перестаёт действовать, то меняется и поведение человека – например, он может перейти в другую организацию или постарается получить новую профессию.

Выделяют три варианта последствий трудного события для психики:

Нередко проблема возникает в том, что человек не подготовлен к изменчивости окружающего мира. Чётко поставленные цели были бы осуществимы в изначальной ситуации, но вот обстоятельства поменялись, и цель теперь не может быть достигнута прежними средствами. Бывает, конечно, и обратная ситуация: человеку внезапно представляется возможность сделать то, что до этого было только мечтой.

Виды направленности

Направленность личности может иметь различные стороны своего проявления.

Психологи выделяют три основных вида направленности: к людям как к членам коллектива, к труду и его результатам и к собственной личности:

  • Направленность на взаимодействие проявляется тогда, когда исполнитель работы нацелен на общение, улучшение отношений с коллегами, начальством. Потребности в общении диктуют работнику определённые особенности поведения: он, как правило, уступает мнению коллектива, не желает брать на себя руководство. Его интересует прежде всего сама совместная деятельность, даже если это не гарантирует успешность выполнения работы и его личное участие в этом процессе минимальное.
  • Деловая направленность проявляется тогда, когда у личности существует потребность достичь поставленной цели. Человек, имеющий такую направленность, желает брать руководство на себя и стремится доказать остальным членам группы свою точку зрения; но делает он это обоснованно, с искренним желанием добиться пользы для всех участников процесса. Такой работник стремится добиться максимальной продуктивности от себя и от коллектива, он проявляет активность в овладении новыми знаниями и навыками.
  • Личная направленность имеет место у людей, у которых есть потребность обеспечить собственное благополучие, добиться первенства и престижа. Такой человек в первую очередь интересуется самим собой, своими чувствами, взглядами и переживаниями, он обращает мало внимания на потребности окружающих. Он может игнорировать сотрудников, подчинённых или начальников, халатно относиться к выполнению самой работы, если она не связана с достижением его собственного материального или духовного благополучия.

Профессиональная направленность по типу личности

Психолог Дж. Голланд выделил несколько типов профессиональной направленности личности.

Они зависят от того, к какому типу относится личность:

  • Реалистичный тип. Такие люди предпочитают работать с реальными предметами. Они ориентированы на практический труд и хотят добиваться быстрых результатов. У них хорошо развито практическое мышление; при этом они предпочитают профессии, основанные на ручной работе. Это водители, пчеловоды, связисты, радиомонтажники и др. Здесь, как правило, не требуются коммуникативные умения.
  • Интеллектуальный тип. Такие люди наблюдательны, хорошо соображают, при этом они независимы и имеют оригинальное мышление. Люди этого типа предпочитают научные профессии.
  • Социальный тип. Его представители активны, чувствительны, эмоциональны, нуждаются в постоянном общении с другими людьми. Содержанием профессий таких людей является взаимодействие с людьми. Предпочтительные профессии – преподавание, обслуживание, информационная деятельность.
  • Конвенциональный тип. Такие люди обладают высокой усидчивостью, они дисциплинированны и аккуратны. Они могут хорошо выполнять свою работу, когда имеют чёткие и ясные предписания. Лучше всего им даётся выполнение типичных задач, а с нестандартными могут возникать трудности. Предпочтительные профессии для таких людей – канцелярские: бухгалтер, нотариус, экономист и др.
  • Предпринимательский тип. Его представители активны, подвижны, имеют нестандартное мышление, склонны к риску. Они стремятся проявлять инициативу и захватывать лидерство. Люди такого типа предпочитают задачи, где нужно быстро принимать решения, и не любят работу, предполагающую усидчивость и внимательность. Любит и умеет вступать в контакты с другими людьми. Профессии таких личностей – политики, предприниматели, журналисты и др.
  • Артистический тип. Такие люди обладают образным мышлением и творческим воображением, они весьма чувствительны и эмоциональны. Общение с людьми они строят на основании своей интуиции, личных ощущений. Представители этого типа личности – художники, музыканты, дизайнеры, актёры, переводчики и др.

Данная классификация может применяться в тестах на определение профпригодности, выбор профессии, учебного заведения.

Проблема человеческой жизни, ее смысла и ценностей издавна привлекала внимание исследователей.

Отношение человека к миру есть всегда и отношение его к самому себе, к собственной жизни. В том, какое место себе отводит человек в мире, какой жизненный путь он наметил, какие цели реализует на протяжении своей жизни, проявляется то, что называется направленностью личности. Направленность - устойчивая характеристика целостности личности, во многом предопределяющая успешность воспитания у человека тех или иных социально ценных качеств. Направленность пронизывает весь жизненный путь человека, выражаясь в ценностных ориентациях, миро отношении, усвоении и реализации на протяжении жизни тех или иных идеологических и нравственных принципов, в самом человеческом общении, а также в развитии тех или иных способностей.

Отсутствие достаточно глубокой профессиональной направленности у студентов не исключает возможности ее формирования в период учебы в ВУЗе. Однако задача состоит в том, чтобы выбор профессии оказывался логическим следствием постепенного повышения уровня профессиональной направленности. Дальнейшим шагом профессионализации является формирование в процессе обучения деятельностно-смыслового единства - совпадения ценностно-смыслового (формирование жизненных смыслов) и предметно-действенного (выбор адекватной смыслу деятельности) аспектов деятельности.

В процессе развития профессиональной направленности; человек проходит ряд ступеней:

- учащийся внешне принимает решение освоить конкретную профессию, имея эмоциональный настрой, эпизодический, ситуационный интерес, предметную установку, некоторые трудовые привычки, однако у него нет самостоятельности и инициативности;

- имеет фиксированную установку на профессию и более устойчивые интересы; у него проявляются склонности, однако больше его интересуют практические стороны учебного материала; сформировавшаяся цель дает общее направление учебно-производственной деятельности, у него проявляется чувство уверенности в себе, самостоятельность, формируется чувство ответственности;

- имеет твердую установку на профессию, устойчивый интерес и склонность к ней, проявляет особую увлеченность, как практической, так и теоретической стороной учебного материала, идет самоутверждение личности через профессиональный труд;

Развитие профессиональной направленности нельзя понять, ограничивая его источник лишь внутренним миром личности, активностью ее сознания. Это подтверждается тем, что осознание рассматриваемого противоречия еще недостаточно для его разрешения. Возможность обострения данного противоречия во многом будет зависеть от характера соподчинения более общих мотивационных факторов, в частности, идейных мотивов, стремления к самовыражению, стремления к удовлетворению материальных потребностей и др. В случае возникновения борьбы мотивов возможна либо переориентация выбора, либо сохранение начального намерения. Однако внутренняя борьба сама по себе не может изменять тот личностный смысл, который в данном случае имеет для человека содержание его профессии.

Познавательная деятельность, обеспечивающая приток новой информации о профессии, ее требованиях к человеку, более эффективна при полной профессиональной направленности (преобладании прямых мотивов выбора). Открывающиеся перед человеком новые горизонты могут стимулировать в этих случаях ценностно-ориентационную деятельность, расширяющую и углубляющую уже сложившуюся систему оценок и представлений.

Читайте также: