Продуктивные и непродуктивные классы глаголов кратко
Обновлено: 02.07.2024
5. Спряжение - это изменение глагола по лицам, временам, наклонениям, числам и – в прош. вр. и сослагат. накл. – по родам.
Первое спряжение | Второе спряжение |
Все остальные глаголы на -ять, -еть, -уть, -ать, -оть или -ыть Брить, стелить, зиждиться, зыбиться Бороться – борются. -ет, -ешь, -ете, -ем, -ют, -ут. Также возможны -ю и -у. | Все глаголы на –ить Гнать, держать, смотреть и видеть Дышать, слышать, ненавидеть И обидеть и вертеть, И зависеть, и терпеть. Клеить – клеящий. Строить – строящий. -ит, -ишь, -ите, -им, -ят, -ат. Также возможны -ю и -у. |
7.Глаголы I и II спр. различаются по следующим трем признакам, обнаруживающимся при образовании личных форм ед. и мн. ч. наст. вр.:
8. 1) по системам флексий;
9. 2) по характеру конечной согласной основы;
10. 3) по характеру чередования согласных в конце основы.
11. Разноспрягаемыми(имеющими окончания и первого и второго спряжения) являются глаголы хотеть, бежать, брезжить (в 1 и 2 лице не употребляется). Глагол чтитьобразует две формы 3 лица мн. числа: чтят (и в этом случае он принадлежит 2 спряжению) и чтут(и тогда глагол относится к разноспрягаемым).
12.Особо спрягаемых глаголов в русском языке два: естьи дать (и производные от них). Представим систему спряжения глаголов в таблице.
Типы спряжения | 1 л. ед.ч. | 2 л. ед.ч. | 3 л. ед.ч. | 1 л. мн.ч. | 2 л. мн.ч. | 3 л. мн.ч. |
1 спряжение | -у (ю) иду | -ешь идешь | -ет идет | -ем идем | -ете идете | -ут- (ют) идут |
2 спряжение | -у (ю) шумлю | -ишь шумишь | -ит шумит | -им шумим | -ите шумите | -ат- (ят) шумят |
Разноспрягаемые | бегу хочу | бежишь хочешь | бежит хочет | бежим хотим | бежите хотите | бегут хотят |
Особо спрягаемые | ем дам | ешь дашь | ест даст | едим дадим | едите дадите | едят дадут |
Класс – это группа глаголов с одинаковым соотношением основы инфинитива и основы настоящего (будущего) времени. Выделяются продуктивные и непродуктивные классы глаголов.
Если глагол имеет такое соотношение двух основ, по образцу которого создаются новые глаголы, то он относится к одному из продуктивных классов. К непродуктивным классам относятся глаголы, соотношение основ которых не служит образцом для создания новых глаголов.
Большинство глаголов в современном русском языке входят в один из пяти продуктивных классов.
Первый класс составляют глаголы с основой инфинитива на -а(ть)и основой настоящего (будущего) времени на -аj- (реша-ть – решаj-ут, побросать – побросаj-ут).
Второй класс составляют глаголы с основой инфинитива на -е(ть)и основой настоящего (будущего) времени на -еj- (боле-ть – болеj-ут).
Третий класс составляют глаголы с основой инфинитива на -ова(ть), -ева(ть)и основой настоящего (будущего) времени на -уj- (беседова-тъ – беседуj-ут).
Четвертый класс составляют глаголы с основой инфинитива на -ну(ть)и основой настоящего (будущего) времени на -н- (дрогну-тъ – дрогн-ут, спрыгнутъ – спрыгнут). К этому классу не относятся глаголы, теряющие -ну-в форме прошедшего времени (погаснуть – погас – погаснут, мерзнуть – мерз – мерзнут).
Пятый класс составляют глаголы с основой инфинитива на -и(ть)и основой настоящего (будущего) времени на мягкий согласный или шипящий (люби-ть – люб'-ат, решить – решат).
Первые четыре продуктивных класса составляют глаголы первого спряжения, а пятый класс – глаголы второго спряжения.
К непродуктивным классам относятся глаголы, сохранившие, как правило, архаические особенности в образовании основ. Непродуктивных классов значительно больше, чем продуктивных, но они объединяют не боле 400 глаголов.
13. Категория вида. Связь с другими глагольными категориями. Глаголы совершенного и несовершеннного вида. Перфективация и имперфективация как основные способы видового образования.
Категория вида обозначает отношение действия к его внутреннему пределу, т.е. к такой внутренней границе или критической точке, по достижению которой действие исчерпывает себя.
Глаголы, которые обозначают действие, ограниченное каким-либо внутренним пределом, являются глаголами совершенного вида: выполнить, покрасить, узнать, дунуть, помирить, угаснуть, взять;
Глаголы, которые обозначают действие, не ограниченное внутренним пределом, являются глаголами несовершенного вида: идти, мазать, учить, придумывать, каяться, разговаривать.
Имперфективация – образование НСВ от глаголов СВ при помощи суффиксов (выдумать – выдумывать, толкать - толкну);
Перфективация – образование СВ от бесприставочного глагола НСВ при помощи префикса или суффикса (видеть – увидеть).
Средства выражения видового значения:
1. Приставки: видовые, модифицирующие (изменяют денотативный смысл): делать – подделать;
2. Суффиксы: толкать – толкну;
3. Супплетивизм: говорить – сказать, брать – взять, ловить – поймать, класть – положить;
4. Ударение: разрЕзать – разрезАть.
Вид – это система противопоставленных друг другу рядов форм глагола: ряды форм глагола, обозначающих ограниченное пределом целостное действие (глаголы СВ), и ряда форм глаголов, не обладающих признаками ограниченного пределом целостного действия (глаголы НСВ) (РГ-80).
Вид является основной классифицирующей категорией, он присущ ВСЕМ без исключения глагольным формам. Семантическим признаком вида является общее грамматическое значение отношения действия, обозначенного глаголом к его внутреннему пределу.
5. Спряжение - это изменение глагола по лицам, временам, наклонениям, числам и – в прош. вр. и сослагат. накл. – по родам.
Первое спряжение | Второе спряжение |
Все остальные глаголы на -ять, -еть, -уть, -ать, -оть или -ыть Брить, стелить, зиждиться, зыбиться Бороться – борются. -ет, -ешь, -ете, -ем, -ют, -ут. Также возможны -ю и -у. | Все глаголы на –ить Гнать, держать, смотреть и видеть Дышать, слышать, ненавидеть И обидеть и вертеть, И зависеть, и терпеть. Клеить – клеящий. Строить – строящий. -ит, -ишь, -ите, -им, -ят, -ат. Также возможны -ю и -у. |
7.Глаголы I и II спр. различаются по следующим трем признакам, обнаруживающимся при образовании личных форм ед. и мн. ч. наст. вр.:
8. 1) по системам флексий;
9. 2) по характеру конечной согласной основы;
10. 3) по характеру чередования согласных в конце основы.
11. Разноспрягаемыми(имеющими окончания и первого и второго спряжения) являются глаголы хотеть, бежать, брезжить (в 1 и 2 лице не употребляется). Глагол чтитьобразует две формы 3 лица мн. числа: чтят (и в этом случае он принадлежит 2 спряжению) и чтут(и тогда глагол относится к разноспрягаемым).
12.Особо спрягаемых глаголов в русском языке два: естьи дать (и производные от них). Представим систему спряжения глаголов в таблице.
Типы спряжения | 1 л. ед.ч. | 2 л. ед.ч. | 3 л. ед.ч. | 1 л. мн.ч. | 2 л. мн.ч. | 3 л. мн.ч. |
1 спряжение | -у (ю) иду | -ешь идешь | -ет идет | -ем идем | -ете идете | -ут- (ют) идут |
2 спряжение | -у (ю) шумлю | -ишь шумишь | -ит шумит | -им шумим | -ите шумите | -ат- (ят) шумят |
Разноспрягаемые | бегу хочу | бежишь хочешь | бежит хочет | бежим хотим | бежите хотите | бегут хотят |
Особо спрягаемые | ем дам | ешь дашь | ест даст | едим дадим | едите дадите | едят дадут |
Класс – это группа глаголов с одинаковым соотношением основы инфинитива и основы настоящего (будущего) времени. Выделяются продуктивные и непродуктивные классы глаголов.
Если глагол имеет такое соотношение двух основ, по образцу которого создаются новые глаголы, то он относится к одному из продуктивных классов. К непродуктивным классам относятся глаголы, соотношение основ которых не служит образцом для создания новых глаголов.
Большинство глаголов в современном русском языке входят в один из пяти продуктивных классов.
Первый класс составляют глаголы с основой инфинитива на -а(ть)и основой настоящего (будущего) времени на -аj- (реша-ть – решаj-ут, побросать – побросаj-ут).
Второй класс составляют глаголы с основой инфинитива на -е(ть)и основой настоящего (будущего) времени на -еj- (боле-ть – болеj-ут).
Третий класс составляют глаголы с основой инфинитива на -ова(ть), -ева(ть)и основой настоящего (будущего) времени на -уj- (беседова-тъ – беседуj-ут).
Четвертый класс составляют глаголы с основой инфинитива на -ну(ть)и основой настоящего (будущего) времени на -н- (дрогну-тъ – дрогн-ут, спрыгнутъ – спрыгнут). К этому классу не относятся глаголы, теряющие -ну-в форме прошедшего времени (погаснуть – погас – погаснут, мерзнуть – мерз – мерзнут).
Пятый класс составляют глаголы с основой инфинитива на -и(ть)и основой настоящего (будущего) времени на мягкий согласный или шипящий (люби-ть – люб'-ат, решить – решат).
Первые четыре продуктивных класса составляют глаголы первого спряжения, а пятый класс – глаголы второго спряжения.
К непродуктивным классам относятся глаголы, сохранившие, как правило, архаические особенности в образовании основ. Непродуктивных классов значительно больше, чем продуктивных, но они объединяют не боле 400 глаголов.
13. Категория вида. Связь с другими глагольными категориями. Глаголы совершенного и несовершеннного вида. Перфективация и имперфективация как основные способы видового образования.
Категория вида обозначает отношение действия к его внутреннему пределу, т.е. к такой внутренней границе или критической точке, по достижению которой действие исчерпывает себя.
Глаголы, которые обозначают действие, ограниченное каким-либо внутренним пределом, являются глаголами совершенного вида: выполнить, покрасить, узнать, дунуть, помирить, угаснуть, взять;
Глаголы, которые обозначают действие, не ограниченное внутренним пределом, являются глаголами несовершенного вида: идти, мазать, учить, придумывать, каяться, разговаривать.
Имперфективация – образование НСВ от глаголов СВ при помощи суффиксов (выдумать – выдумывать, толкать - толкну);
Перфективация – образование СВ от бесприставочного глагола НСВ при помощи префикса или суффикса (видеть – увидеть).
Средства выражения видового значения:
1. Приставки: видовые, модифицирующие (изменяют денотативный смысл): делать – подделать;
2. Суффиксы: толкать – толкну;
3. Супплетивизм: говорить – сказать, брать – взять, ловить – поймать, класть – положить;
4. Ударение: разрЕзать – разрезАть.
Вид – это система противопоставленных друг другу рядов форм глагола: ряды форм глагола, обозначающих ограниченное пределом целостное действие (глаголы СВ), и ряда форм глаголов, не обладающих признаками ограниченного пределом целостного действия (глаголы НСВ) (РГ-80).
Вид является основной классифицирующей категорией, он присущ ВСЕМ без исключения глагольным формам. Семантическим признаком вида является общее грамматическое значение отношения действия, обозначенного глаголом к его внутреннему пределу.
Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни.
Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.
В процессе образования глагольных форм проявляется различное соотношение между основами инфинитива и настоящего времени. В зависимости от этого соотношения, а также принадлежности к типу спряжения, все глаголы современного русского языка делятся на классы.
Словоизменительные классы глаголов — это группы глаголов, принадлежащие к одному и тому же спряжению и характеризующиеся тождественным формальным соотношением основ настоящего и прошедшего времени.
Классы глагола могут быть продуктивными и непродуктивными.
Продуктивные классы — это классы с таким соотношением формообразующих основ, которые характерны и для вновь образующихся в языке глаголов. Продуктивные классы постоянно пополняются новыми глаголами.
Продуктивные классы
I класс. Основа прош. вр. оканчивается на суффикс -а-, а основа наст. вр. – на этот же суффикс, к которому присоединяется еще суффикс -j-: игр-а-л – игр-a-j-ут.
II класс. Основа прош. вр. оканчивается на -е, а основа наст. вр. на -e + -j: бел-е-л – бел-e-j-yт.
III класс. Основа прош. вр. на -ов-а-л, а основа наст. вр. на -y-j-ут: рис-ов-ал – риc-y-j-yт, т.е. в основе наст. вр. сочетание -ов- заменяется в порядке чередования на гласную -у- и вместо суффикса -а- присоединяется суффикс -j-.
IV класс. Основа прош. вр. производная на суффикс — и —, а основа наст. вр. непроизводная на мягкую согласную или шипящую: бел-и-л – бел-ат, реш-и-л – реш-ат. Особенностью глаголов этого класса является то, что у них страдательные причастия прош. вр. образуются не от основы прош. вр., как у глаголов прочих классов, а от основы наст. вр., например: побел-ят – побел-ённый (ср. побели-л), реш-ат – реш-ённый (ср. реши-л), сохран-ят – сохран-ённый (ср. сохрани-л).
V класс. Основа прош. вр. на суффикс -н-у-, а основа наст. вр. на -н- (без гласной -у-): толк-н-у-л – толк-н-ут.
Непродуктивные группы — это классы с таким соотношением формообразующих основ, по образцу которых новые глаголы не создаются.
К непродуктивным классам относятся глаголы с суффиксами инфинитива -ти- (нес-ти), глаголы на -чь-(печь); на -ере(ть)- (запере-ть, стереть); на -оло(ть)-(коло-ть, поло-ть); на -ва- (дава-тъ, узнава-ть). У глаголов на -ти- основа инфинитива равна основе настоящего времени (имеют одну основу): нес-ти (нес^_) – нес-у и т.п. Среди непродуктивных глаголов большое количество высокоупотребительных слов: би-ть, жи-ть, писа-ть, ли-ть и т.д.
Отметим некоторые непродуктивные классы глаголов с учетом их словообразовательных показателей.
- 1. Глаголы I спряжения с основой инфинитива на -а, в основе настоящего времени -а утрачивается: дрема-ть – дремл-ют, зва-ть–зов-ут, писа-ть–пиш-ут и т.п. (160 глаголов).
- 2. Глаголы II спряжения с основой инфинитива на -а, в основе настоящего времени -а отсутствует: пища-ть – пищ-am, крича-ть – крич-ат и др. (35 глаголов).
- 3. Глаголы II спряжения с основой инфинитива на -е, в основе настоящего времени -е утрачивается: лете-ть – лет-ят, горе-ть – гор-ят и т.д. (48 глаголов).
- 4. Глаголы I спряжения с основой инфинитива на -ну, в основе настоящего времени – -н. В отличие от глаголов четвертого продуктивного класса в глаголах непродуктивного класса в основе прошедшего времени -ну выпадает: мокну-ть–мокн-ут, мок – мок-л-и; кисну-тъ – кисн-ут, кис – кис-л-и и т.д. (60 глаголов).
- 5. Глаголы I спряжения, в которых обе основы (инфинитива и настоящего времени) оканчивается на -з, -с, -т, -д, -б. В форме инфинитива у этих глаголов перед звуком [т] в суффиксе инфинитива в результате диссимиляции на месте -т, -д, -б появляется -с: плес-ти – плет-ут, нес-ти – нес-ут, пас-ти – пас-ут, пас-ть – пад-ут, скрес-ти – скреб-ут и пр.
- 6. Глаголы I спряжения на -чь с основой прошедшего и основой настоящего времени на заднеязычный -к, -г: беречь– берег-л-и, берег-ут; стеречь– стерег-л-и, стерег-ут и др.
ЕДИНИЧНЫЕ ГЛАГОЛЫ
Сюда относятся такие глаголы, которые не попадают ни в одну из предыдущих групп. К единичным глаголам относятся очень употребительные, жизненно важные глаголы:
жить (зажить — заживать; пережить — переживать, выжить — выживать); плыть (приплыть — приплывать); петь (запеть — запевать); брить (сбрить — сбривать); дуть (надуть — надувать); гнить (прогнить — прогнивать); стать (встать — вставать); обуть (разуть — разувать); одеть (надеть — надевать, раздеть — раздевать); идти (войти — входить); ехать (поезжай! поезжайте!); ошибиться (ушибиться — ушибаться); реветь; хотеть (захоти! захотите!); есть (съесть — съедать); дать (отдать отдал, отдала, отдало, отдали); создать.
В русском языке выделяются два типа глаголов - I спряжение и II спряжение. Все русские глаголы делятся на два спряжения по типам окончаний (смотрите здесь).
Большинство русских глаголов относятся к I спряжению.
Продуктивные классы включают глаголы I и II спряжений. У всех этих глаголов есть определённая система изменений окончаний в настоящем времени (для глаголов несовершенного вида) и в будущем времени (для глаголов совершенного вида).
Непродуктивные классы глаголов имеют свои особенности при спряжении и их следует запомнить. :)
Продуктивные классы
Глаголы I спряжение, которые оканчиваются на -АТЬ, -ЯТЬ, -ЕТЬ, -ОВАТЬ, -НУТЬ. Эти глаголы в настоящем или будущем времени будут иметь окончания:
я . -Ю (после гласных)
. -У(после согласных)
ты . -ЕШЬ
он/она . -ЕТ
мы . -ЕМ
вы . -ЕТЕ
они . -ЮТ(после гласных)
. -УТ(после согласных)
1 класс - чит-А-ть и гул-Я-ть, а также наде-ВА-ть, показ-ЫВА-ть и рассматр-ИВА-ть
я чит-А-Ю
ты чит-А-ЕШЬ.
они чит-А-ЮТ,
а также
я показ-ЫВА-Ю
ты показ-ЫВА-ЕШЬ.
они показ-ЫВА-ЮТ
2 класс - бол-Е-ть
я бол-Е-Ю
ты бол-Е-ЕШЬ.
они бол-Е-ЮТ
3 класс - рис-ОВА-ть или танц-ЕВА-ть (здесь суффиксы -ОВА- и -ЕВА- меняются на суффикс -У-)
я рис-У-Ю
ты рис-У-ЕШЬ.
они рис-У-ЮТ
4 класс - отдох-НУ-ть
я отдох-Н-У
ты отдох-Н-ЁШЬ.
они отдох-Н-УТ
5 класс - говор-И-ть, или куП-И-ть, или хоД-И-ть (здесь возможны изменения в основе глаголов ↙
Так, глаголы куП-И-ть, а также люБ-И-ть, готоВ-И-ть и другие к форме Я добавляют суффикс -Л-
Б → БЛ В → ВЛ
М → МЛ П → ПЛ
А глаголы хоД-И-ть, а также плаТ-И-ть, спроС-И-ть и другие меняют согласные в форме Я
Д → Ж З → Ж
С →Ш Т → Ч
Т → Щ СТ → Щ)
я хоЖ-У
ты хоД-ИШЬ.
они хоД-ЯТ
или
я добаВЛ-Ю
ты добаВ-ИШЬ.
они добаВ-ЯТ
или
я ноШ-У
ты нос-ИШЬ.
они нос-ЯТ
Непродуктивные классы
Чередование согласного происходит во всех формах настоящего времени:
п/пл (капать), б/бл (колебать),
м/мл (дремать), с/ш (писать),
з/ж (сказать), т/ч (шептать),
т/щ (клеветать), д/ж (глодать),
ст/щ (свистать), г/ж (двигать),
к/ч (плакать), х/ш (махать),
ск/щ (искать), зг/зж (брызгать).
- ‘брать - беру’, ‘ждать - жду‘
- глаголы с инфинитивом на -ять типа ‘смеяться’
- глаголы типа ‘держать - держу‘
- глаголы типа ‘висеть - вишу’
- глаголы типа ‘сохнуть - сох‘
- глаголы типа ‘нести - несу’
- глаголы типа ‘печь - пеку’
- глаголы типа ‘давать - даю’
- глаголы типа ‘понять - пойму’
- группа глаголов типа ‘начать - начну'
- группа глаголов ‘бить - бью’
- группа глаголов ‘мыть - мою’
А также глаголы, которые не попадают ни в одну из предыдущих групп.
- жить, - плыть,
- петь, - брить,
- дуть, - гнить,
- стать, - обуть,
- одеть, - идти,
- ехать, - ошибиться,
- реветь, - хотеть,
- есть, - дать,
- быть
и всё глаголы с приставками.
Вывод. В русском языке есть два класса глаголов - продуктивные и непродуктивные.
Продуктивные классы глаголов изменяются в настоящем и будущем времени по системе.
Непродуктивные классы глаголов имеют свои особенности при спряжении и из следует запомнить.
Если вы хотите выучить больше русских глаголов с правильными формами, то слушайте подкаст 'Russian Verbs'. На подкасте каждый понедельник появляется новый русский глагол со всеми формами в настоящем, прошедшем и будущем временах, а также в форме Императива. К тому же, если у глагола есть видовая пара (НСВ и СВ), то все формы парного глагола тоже будут.
На подкасте не только формы, но и примеры использования всех форм в предложениях.
А если вам трудно только слушать, то в комментариях к каждому аудио-треку есть документ для печати (в PDF) со всеми материалами по новому глаголу.
Теперь задания:
1. Откройте скобки, напишите правильные формы глаголов в настоящем (или будущем) времени
я (открыть)
ты (заснуть)
он (издавать)
она (обижать)
мы (выкупить)
вы (прожить)
они (перестать)
3. Найдите ошибки в формах глаголов.
Я встречю тебя завтра.
Мы решам проблему вместе.
Каждую субботу она ездет на дачу.
Мой брат коллекционировает фотографии футболистов.
Я летю на самолёте в Петербург.
Она никогда не ношит джинсы.
В процессе образования глагольных форм проявляется различное соотношение между основами инфинитива и настоящего времени. В зависимости от этого соотношения, а также принадлежности к типу спряжения, все глаголы современного русского языка делятся на классы.
Словоизменительные классы глаголов — это группы глаголов, принадлежащие к одному и тому же спряжению и характеризующиеся тождественным формальным соотношением основ настоящего и прошедшего времени.
Классы глагола могут быть продуктивными и непродуктивными.
Продуктивные классы — это классы с таким соотношением формообразующих основ, которые характерны и для вновь образующихся в языке глаголов. Продуктивные классы постоянно пополняются новыми глаголами.
Непродуктивные группы — это классы с таким соотношением формообразующих основ, по образцу которых новые глаголы не создаются. Непродуктивные группы могут объединять единичные глаголы, могут включать и сотни глаголов. Однако и малочисленные, и многочисленные непродуктивные группы не пополняются новыми глаголами.
Выделяют от 12-ти до 17-ти непродуктивных групп глаголов.
Продуктивные классы глагола
(5 продуктивных классов глагола)
1 класс. Объединяет глаголы с основой инфинитива на -а- ( -я- ) и основой настоящего времени на -аj- ( -яj- ):
4 класс. Глаголы с основой инфинитива на -ну- и с основой настоящего времени на -н- :
5 класс. Относятся глаголы с основой инфинитива на -и- и основой настоящего времени на мягкий согласный ( t' ) или шипящий:
Читайте также: